Единство противоположностей?

Проблемы церковной жизни 
0
232
Время на чтение 5 минут

Как говаривал один не слишком известный литературный персонаж: «Каков текст, таков и контекст»... Выражение отнюдь не лишенное смысла. Текст вне приличествующего ему контекста, впрочем, как и любые явления, искусственно вырванные из естественной для себя «среды обитания», способны произвести (и производят) разве что непроходимую пошлость. Теперь ещё и в Церкви... Байкер с хоругвью и полуголой девицей на мотоцикле, православный священник в футболке с полупохабной надписью, сомнительного свойства выставка в церковных стенах, и, увы, многое другое тому подобное - явственное тому подтверждение.

Говорят, что для русского - благо, для немца - едва ли не смерть... И, казалось бы, то, что естественно для «безбашенного» постмодерниста, для человека верующего - вещь абсолютно неприемлемая. Теперь многим так не кажется... Сознательно или бессознательно - вопрос отдельный, но в Церкви формируется, по сути, новая (или хорошо забытая старая) агрессивно-либеральная левая идеология. И как реакция на неё - не менее агрессивная крайне правая. Идеологии альтернативные умеренно-консервативной - давно сложившейся и традиционно существующей - и активно противоречащие друг другу, они, чем дальше, тем настойчивее претендуют каждая на собственную исключительность.

В Русской Православной Церкви становится тесно. С одной стороны - чудаковатая братия известного монастыря с советскими паспортами как с особыми знаками избранничества и благочестия; с другой - жизнерадостные друзья рокеров и байкеров, готовые хоть завтра перейти на новый календарный стиль и причаститься с Римским Папой. Телеведущая Ксения Собчак, дефилирующая с передачи «Дом-2» на «Русский Народный Собор». Пока, правда, в смелых фантазиях некоторых церковных функционеров. Кажется, дело за малым: договориться, кто из них раскольник...

То, что люди, причащающиеся из одной евхаристической Чаши, в прочем более разъединены, чем объединены, представляется ненормальным. Надлежит быть и разномыслиям, дабы открылись искусные (1Кор. 11:19). Однако, беда - разномыслия, искусственно возводимые. Картина публичного препирательства вчерашних единомышленников: «подставившегося» нашумевшей выставкой настоятеля московского университетского храма с другим не менее достойным священником о. Александром Шаргуновым, способна разве что соблазнить. Впрочем, не только у о. Александра официально декларируемый смысл состоявшегося мероприятия - «хотели как лучше» - вызывает сомнения. В опасениях людей бдительных (мнительных?) вырисовывается и другой, более очевидный смысл - десакрализация, размывание границ Церкви. И ещё что-то по Маяковскому: если звёзды зажигаются, то это кому-то нужно... При определённой доле фантазии просматривается и нечто изощрённо-провокационное... Как будто кто-то задался целью выяснения настроения церковного народа. Выяснили. От полного приятия, до полного неприятия... Как выставки, так и друг друга.

Остаётся только надеяться, что весь этот «раздрай» сверху не инициируется. Вряд ли нынешнего Патриарха прельщает реформаторская слава его далёкого предшественника. Он сам определённо об этом заявлял. И хотя желающих обвинять в неискренности теперь более чем достаточно, трудно представить, чтобы человек верующий и незлонамеренный (а таковым, естественно, является Предстоятель Русской Церкви), сознательно «заварил кашу», которую не без потерь придётся расхлёбывать всем миром и, может быть, не одно десятилетие...

Обидно ещё и потому, что измысливаемое, а на местах частично осуществляемое реформаторство, в отличие от реформ Патриарха Никона, явно рассчитано на понижение. Вместо попыток «подтягивания» мира к Церкви, три с половиной столетия назад и закончившихся, как известно, неудачно, предполагается дружное совместное «сползание». (В связи с этим вспоминается другой, более близкий по времени исторический персонаж - умный и речистый, не единожды женатый обновленческий «митрополит» Александр Введенский, в отличие от мощного Патриарха Никона, не стяжавший ни народной любви, ни ненависти, а, скорее, - всеобщее презрение). Несмотря на имитацию, а порой реально бурную внешнюю деятельность, апостасия - массовое отступление людей от Бога - это то, что имеет место быть. Процесс длительный, приобретающий в последнее время (несмотря на множество счастливых исключений), всё более обвальный и катастрофический характер. Существует, выражаясь небогословским языком, «самотёк», трудно подающийся или вовсе не подающийся какому бы то ни было человеческому, а, тем более, административному воздействию.

Старец святой жизни, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) ещё в начале годов 90-ых сокрушался, что в Церковь теперь не входят, а вваливаются. И не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы учить. Со временем тенденция эта только усиливается. Гордость, вообще, - грех труднопреоборимый, а единственно человеческими усилиями - неискоренимый вовсе. И сейчас, когда с ней не борются, а активно культивируют, способна разрушить не только личную, но и общественную жизнь. Теперь у каждого «своё видение», с которым носятся и «со своей колокольни», «ничтоже сумняшеся», плюют на всё, что неприятно или непонятно. Правда, плевки эти, как правило, против ветра, - со своим «видением» так и остаются, никого ни в чём не убедив, а только нагадив на святом месте.

Конечно, образованному священнику интересно общаться с художниками, а не с какими-нибудь шахтёрами из рабочего посёлка. И, наверное, в этом нет ничего предосудительного. Но, всё-таки, не стоило бы «прогибаться под изменчивый мир» уж как-то слишком. Евангельский текст в ерническом контексте уместен разве что в антирелигиозном журнале. Теперь нас пытаются убедить, что не только. Полузабытое изобретение большевистской пропаганды успешно подменяется разного рода перевёртываниями, прочими постмодернистскими кульбитами, производящими на свет то, что они, собственно, только и способны производить - пошлость, абсурд, кощунство. Выясняется, что они возможны и внутри Церкви, вернее «как бы» внутри - Церковь святых апостолов Петра и Павла превращается в церковь Иуды Искариотского... Легко, если популярный жизненный принцип жизни - там, где платят, там и Родина - становится принципом жизни православного священника в футболке с легкомысленной надписью...

Новый опыт свидетельствует: назойливое себянавязывание, почему-то упорно именуемое миссионерством, в сферах деятельности, с жизнью церковной не связанных, например, в спорте, в постмодернистском искусстве, в некоторых маргинальных сообществах, ничего, кроме раздражения и насмешек не вызывает. Причём, как у людей церковных, так, тем более, у нецерковных. Не каждый поймёт (а, как выясняется, подавляющее большинство и не хочет понимать), что молебен перед Олимпиадой - не шаманское камлание с целью: во что бы то ни стало «озолотиться», а, скорее, пожелание - оставаться христианином даже в таком далеко не христианском занятии, как сознательное культивирование тщеславия. Результат рискованных действий - «потеря лица», нередко неудобопоправимая.

Тем не менее, благодаря или вопреки человеческим усилиям, но Бог новых людей в Церковь приводит. И тесно им быть не должно. Как когда-то эллинам и иудеям, рабам и свободным, так ныне либералам и консерваторам, патриотам и космополитам, и даже не вполне покаявшимся артистам и футбольным фанатам. И это возможно, но только при одном простом и трудном условии: если христианская любовь, которая единственно Церковь созидает, будет превалировать над какими угодно другими пристрастиями и предпочтениями. Только тогда она - Церковь, а не клуб по интересам, в который каждый входит со своим интересом, когда в произвольном словосочетании: верующий либерал, неверующий либерал, верующий консерватор и тому подобное, прилагательное будет исполнять роль главного члена предложения. Лукавая толерантность не объединяет. Церковь там, где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3:11). И ещё, что важно и, казалось бы, очевидно: преображаясь из Воинствующей в Торжествующую, Церковь изгоняет грех, а не «вживается» в него, уныло плетясь вслед изверившемуся миру, изменяя себе и Богу. В противном случае, она перестаёт быть столпом и утверждением Истины (1 Тим. 3:15), перестаёт быть Церковью, как бы себя при том не именовала...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Даниил (Гридченко)
Когда всё закончится?
Только при одном обязательном условии: победы одной из сторон
05.09.2022
Дух дышит, где хочет
О песнях Ярослава Дронова (Shaman) «Встанем», «Я русский»
17.08.2022
Под своими именами
О церковной ситуации на Украине
02.06.2022
О непонимании
Нам надо учиться распознавать ложь
20.05.2022
Нравится – не нравится, терпи, красавица
Борьба предлежит Zа Vеру
11.05.2022
Все статьи Игумен Даниил (Гридченко)
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31