Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

К вопросу об апостольской преемственности Римо-Католической церкви

Протоиерей  Михаил  Любощинский, Русская народная линия

Русская цивилизация и Ватикан / 25.12.2010

Основная проблема во Вселенском Православии, не только в Русской Православной Церкви - это отсутствие единомыслия в понимании того, что Католицизм - это ересь, а не Церковь Христова.

С этим связано и бытующее мнение (даже среди Православных!), что Католицизм сохранил апостольскую преемственность.

Преемственность чего, позвольте спросить?

Митрополит Сергий (Страгородский) в своей работе «Значение апостольского преемства в инославии» (http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=270) пишет: «Церковь понимает под апостольским преемством, несомненно, не одну внешнюю, механическую передачу самого акта рукоположения, но и веру, соединяемую с этим актом, то есть сохранность в данном обществе апостольского учения о благодати священства».

Чрезвычайно расплывчато и не чётко сказано, без глубокого понимания сути Таинства рукоположения.

А ведь, в действительности, всё просто: суть рукоположения - не столько «передача апостольского учения о благодати священства», а реальная передача власти совершать Таинства. Не одного, какого-то, а всех семи Таинств Православной Церкви. И не так трудно разобраться, происходит ли преемственная передача этой власти: именно для этого и даны нам Святые Каноны! Они совершенно точно указывают, при каких условиях осуществляется эта преемственность. Но Каноны так же чётко предупреждают нас, ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ ЧЕЛОВЕК ТЕРЯЕТ ЭТУ УДИВИТЕЛЬНУЮ ВЛАСТЬ СОВЕРШАТЬ ТАИНСТВА! Если эта власть потеряна, то о какой «преемственности» можно говорить! Если, по Канонам, моление в еретическом храме приводит к извержению, т.е. к потере священства, то впадение в ересь не больше ли, чем моление в еретическом храме! Таким образом, очевидно, что еретики, как полностью отпавшие, изверженные из Церкви, никакой «преемственности» власти сохранить не могут. Вне Церкви Христовой вообще не может быть власти совершать Таинства, следовательно, не может быть и никакой «преемственности».

Причиной такого разномыслия в Православии, в основном, является отсутствие чёткости в понимании того, что такое догмат. Именно из-за этого нет чёткого понимания, что такое ересь. А отсутствие чёткости в понимании, отсутствие определения ереси, чрезвычайно затрудняет борьбу Церкви с всевозможными ересями.

Вот что говорят нам Свв. Каноны:

Правила Святого Вселенского II Собора, Константинопольского:

6. «...Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделилсь, и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов». Здесь, еретиками именуются те, кто «притворяются, что веру нашу исповедуют здраво» - т.е. речь идёт о том, что еретики - это те, кто искажают саму веру, т.е. искажают истины веры.

Правила Святого Вселенского III Собора, Эфесского:

7. «По прочтении сего, святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, если суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; если же миряне: да будут преданы анафеме». Совершенно определённо запрещаются любые искажения, изменения истин веры содержащихся в Никейском Символе Веры, т.е. в догматике.

Правила Святого Вселенского VI Собора, Константинопольского:

1. «...Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко врагов истины, вотще скрежетавших на Бога, и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Если же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными отцами, и от сословия Христианскаго, яко чуждый, да будет изключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, не прилагать что-либо, не убавлять, и не могли никоим образом». Опять, определённо запрещаются любые изменения «догматов благочестия» - т.е. основных истин веры.

Первое каноническое послание святаго отца нашего Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийския, к Амфилохию епископу Иконийскому:

1. «...Еретиками называли они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками - разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами - собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом.

... Ереси же суть, например: манихейская, валентинская, маркионитская, и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога. Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати; крещение раскольников, яко еще не чуждых церкви, приимати;

... Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянинами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали». Св. Василий Великий совершенно чётко определяет ересь, как «отчуждение в вере», «различие в самой вере в Бога». Но ведь наша вера в Бога выражается именно в догматах.

Таким оберазом, на основании мнения Св. Василия можно определить ересь, как любое учение, искажающее догматический строй Православия, а догмат - как истину веры. В последней цитате Св. Василий определённо утверждает, что отпадение от Церкви (а отпадение от Церкви происходит не только от расколов) безусловно приводит к потере власти совершать Таинства, потере Апостольской преемственности, и, как следствие - к потери благодати Святаго Духа. Св. Василий не «измеряет» меру потери, а просто утверждает отсутствие благодати Святаго Духа вне Церкви.

Суммируя всё, можно сформулировать следующие определения:

Догмат - это важнейшая истина веры, знание которой, следование которой, необходимо для нашего спасения, а искажение её лишает нас спасения.

Ересь - это любое учение, искажающее догматическую систему Православия, и, таким образом, лишающее спасения своих последователей.

Существенно то, что недопустимы изменения ни в одном догмате догматической системы Православия - любое изменение приводит к духовной гибели и автора, и последователей.

Используя эти определения, очевидно, что Католицизм - безусловно, ересь, т.к. начался он с искажения Символа Веры (filioque), а продолжился дополнительным искажением («беспорочное зачатие») и добавлением новых ложных догматов («непогрешимость папы», главенство папы и т.п.).

Было бы очень важно чётче выделить, явно сформулировать догматическую систему Православия, которая, безусловно, шире, чем Символ Веры! Догмат свободы воли и догмат иконопочитания, например, не отражены в Символе Веры! Догмат Церкви, так же, только упоминается в Символе Веры, раскрывается же он в Канонах. Именно Каноны чётко обозначают границы Церкви. Апостольские Правила 1-е и 2-е, безусловно имеют догматическое значение, чётко обозначая условия передачи Апостольской власти совершать Таинства Христовой Церкви, и власть передавать эту власть, т.е. условия преемственности. Именно Святые Каноны так же, с абсолютной чёткостью, определяют те условия, при которых теряется эта преемственность! Это, например, следующие Апостольские Правила: 10, 11, 30, 45, 46, 65 (и некоторые другие). Упомянутые Канонические правила определённо имеют догматическое значение, т.к. определяют условия нашего спасения, и, таким образом, должны быть явно включены в догматическую систему Православия.

Как можно игнорировать Каноны, ведь именно они, и только они, определяют условия, при которых священнослужитель получает от Бога власть совершать Таинства, и только Каноны, же, определяют условия, при которых священнослужитель теряет эту удивительную духовную власть!

Как могут «устареть» эти правила?! Каноны устаревают только для тех, кому они мешают!

Неужели нарушители Канонов не понимают, что по смерти мы, священнослужители, предстанем и перед Церковным Судом Небесной Церкви!

Протоиерей Михаил Любощинский, настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гамильтон, Канада



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 23

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

23. Владимiръ : Re: К вопросу об апостольской преемственности Римо-Католической церкви
2011-01-04 в 12:20

Самый лучший в богословском отношении в истории России был собор 1621 года, он постановил, что вне Церкви нет крещения, а всех без исключения еретиков надо крестить. Отсюда вытекает, что вне Православия нет ни благодати, ни апостольской преемственности, ни таинств - абсолютно православно-безупречное учение, согласное со Вселенскими соборами (с 1 правилом Василия Великого). Всех еретиков стали принимать только через крещение.
Преступный собор 1666-67 года не только проведет безумную Реформу, но и отменит сие решение и начнет принимать католиков через миропомазание.
Еще дальше пойдут киевские богословы во главе с Петром Могилой, они будут смотреть на католиков как на раскольников и принимать их будут через покаяние. Тем самым считая, что у последних есть и апостольская преемственность и благодать.Требник Петра Могилы с чиноприемом католиков через покаяние станет в общем употреблении до сего дня. Митрополит Филарет (Дроздов) разовьет это учение еще дальше, он считал католиков Великой Церковью и будет принимать униатов (католиков) - епископов в сущем сане через покаяние. В синодальный период начнут венчать православных с католиками и протестантами, что делают до сего дня. Учение о наличие благодати у еретиков (для них изобрели доморощенные богословы термин - инославные (как можно славит Бога не по православному, а ино-очевидно никак, можно только хулить)) есть в документах Архиерейского собора 2000 года (см пункт 1.15), там же написано, что таинства есть у инославных (еретиков)). В Русской Православной Церкви учение о наличии таинств у еретиков развивает Цыпин, впервые такую ошибочную мысль высказал Августин, подхватил её Зонара, она есть у Никодима Милоша.
Повторю,что православное вероучение есть: У еретиков, соборно осужденных, нет ни благодати, ни апостольской преемственности, ни таинств.
Сие утверждено на 6 Вселенском соборе через 1 правило Василия Великого. Это же учение есть у Киприана Карфагенского,Феодора Студита. Оно принадлежит изначально апостолу Павлу:" «Един Господь, едина вера, едино Крещение» (Еф.4:5).
22. Дмитрий В.Ч. : 21. Аноним
2011-01-04 в 10:22

То есть мирские границы Церкви не совпадают с ее мистическими границами?
Вот что буквально значит Ваше "наоборот"! Может, не будем балагурить о серьезных вещах?
21. Аноним : Re: К вопросу об апостольской преемственности Римо-Католической церкви
2010-12-28 в 19:50

Обычно, Кураев говорит противоположно истине. Раз Кураев говорит
"что мистические границы Церкви (и, следовательно, границы действия благодати) не совпадают с ее мiрскими границами."
Значит на самом деле все наоборот.
Если так думать, то не ошибешся.
20. lucia : Дмитрий В.Ч.
2010-12-28 в 14:12

http://kuraev.ru/ind...?option=com_smf&;Itemid=63&topic=170936.msg1976147
Всегда лучше обратиться к авторитетам
19. Дмитрий В.Ч. : 18. Алексий :
2010-12-28 в 12:31

Вот уж спасибо, брат Алексий! Последую Вашему совету. А то как во тьме пурхаюсь. )
18. Алексий : на 17
2010-12-28 в 10:51

Если серьезно, брат, то найдите в сети или купите книгу "Каноническое право" Цыпина или "Церковное право" (более ранняя книга) его же.
Толкование канонов, которое Вы скачали (если не ошибаюсь, под ред. еп. Александра), кажется не лучшее. Лучше еп. Никодим - См. пост 16.
Да и саму Книгу правил надо иметь. Толкования толкованиями, но первоисточники надо знать)))
Помощи Божией
17. Дмитрий В.Ч. : Re: К вопросу об апостольской преемственности Римо-Католической церкви
2010-12-27 в 22:52

Брат Алексий, я не ребенок: я новоначальный и не катехизированный. Учусь сам, что в интернете найду. Иногда нахожу (как потом выясняется) что-нибудь не то. Спаси Вас Господь за подсказку: нашел по ней и скачал трехтомник "Каноны Православной Церкви", Holy Trinity Orthodox Mission, 2001. Во 2-м томе как раз статья прот. Владислава Цыпина "Каноны и церковная жизнь".
О.Илья, благодарю Вас за пояснение и подсказку. Прочту прот. Владислава Цыпина, буду искать толкования митрополита Никодима Милаша.
Ув. Аноним, о.Андрей Кураев высказался по этому вопросу гораздо серьезнее. Он считает, что мистические границы Церкви (и, следовательно, границы действия благодати) не совпадают с ее мiрскими границами. Если интересно: http://www.otechestv...04_11/akB_22_01.htm
16. иерей Илья Мотыка : Re: К вопросу об апостольской преемственности Римо-Католической церкви
2010-12-27 в 21:58

Церковные правила нужно читать и соблюдать. Но что бы не наплести лаптей, нужно их адекватно толковать. Не случайно и Уголовный кодекс и Гражданский кодекс читают с комментариями опытных юристов. Тоже самое касается церковной жизни. В Византии были комментарии Вальмасона и Зонара. Так сейчас наиболее адекватными к нашей эпохи являются толкования митрополита Никодима Милаша.
15. Аноним : Re: К вопросу об апостольской преемственности Римо-Католической церкви
2010-12-27 в 20:36

Зачем Кураева спрашивать, он уже высказался по этому поводу - "каноны на полку и забыть", а Святые "устарели" как и вера наша.
14. Алексий : на 13
2010-12-27 в 10:58

Брат Димитрий,
ну Вы как ребенок про каноны-то))). Истоки ведь хорошо известны. Практика их нарушения сложилась в синодальный период, когда апостасия в верхах РПЦ сильно крепчала. Нынешнюю политику полутонов сами видите.
Про почитать - думаю есть издания более авторитетные, чем Кураев. Даже тот же прот. Владислав Цыпин из современных.
13. Дмитрий В.Ч. : 11. Алексий и 12. Борис
2010-12-27 в 02:47

Брат Алексий, боюсь, что дело здесь не в икономии. Таинство либо благодатно, либо безблагодатно. И если оно безблагодатно - никакая икономия не сделает его благодатным.
Уважаемый Борис, боюсь, Вы недооцениваете ситуацию.
Речь идет не только о России, даже не только о Русской церкви. Речь идет обо все мире и о вселенском Православии. Ведь мы все, православные, причащаемся из единой чаши - даже если мы находимся на разных концах Земли и принадлежим к разным поместным церквам. И если где-то имеется какое-то каноническое нестроение - оно сказывается и на нас, пусть мы о нем ни сном ни духом.
Во-вторых, речь идет не об отдельных случаях, а о сложившейся во вселенском Православии практике, существующей, как я понимаю, уже не первый век.
В-третьих, речь идет не только о принятии католиков-мирян через покаяние, но и о принятии католического клира в сущем сане.
Протодиакон Андрей Кураев много написал об этом, и я пока нигде не читал, что он ошибается и что такой практики вовсе и нет.
Вообще, сложилась ненормальная и опасная, на мой взгляд, ситуация, которую Вы чувствуете правильно: сложившаяся практика противоречит канонам. И я с Вами согласен, что самое правильное - эту практику оставить и впредь строго следовать канонам.
Но почему-то те из думающих так же, кто об этом пишет, молчат об этом систематическом нарушении канонов. Вот и в этой статье обсуждаются сами каноны, а о том, что практика их игнорирует - молчок. И в той статье греческого богослова, ссылку на которую дал здесь Сельский бригадир, то же самое: говорится о том, что каноны надо соблюдать (а кто с этим спорит?), а что делать нам грешным с последствиями нарушения канонов - молчок.
Кто-нибудь из богословски образованных может мне объяснить, что происходит со мной, когда я причащаюсь из одной чаши с таким вот фактически некрещеным бывшим католиком?
А если такого вот раскаявшегося католического батюшку назначат на наш приход, и он покрестит моего внука - не скажет ли моему внуку впоследствии Господь: "Я никогда не знал вас"?
Так ведь не только о католиках речь! Вот, например, раскольники типа УПЦ КП: их таинства благодатны или нет? А ведь их, раскаявшихся, целыми приходами принимают вместе со священниками. Похоже, придется мне у о.Андрея Кураева искать богословских объснений всего этого.
12. Борис : Re: К вопросу об апостольской преемственности Римо-Католической церкви
2010-12-27 в 00:54

Как мне видится, лукавствие происходит из-за признания крещения римо-католиков. Надо или признавать что крестили миряне-иноверцы, тогда на каком основании, что не было возможности принять православное крещение? Может ли крещение мирянина-иноверца быть действительным? Он сперва должен сам себя покрестить. Либо надо признать что крестили "священники" - отсюда второе лукавствие - принятие в сущем сане. Это лукавствие гораздо более нововведенное, чем первое, интересно когда оно появилось, думаю может в XX веке. Тогда почему эти лукавствия и дальше не продолжить, признать римо-католиков церковью, а значит предать все Православие, все учение, всех Святых, а предать Православие - значит предать Христа. Наверное надо отказаться, от признания крещения католического, как всегда и было на Руси.
Потому что мирянин-иноверец (считающий себя римо-католическим священником) не может крестить, иначе и шаманы могут и кто угодно "крестить".
11. Алексий : на 9
2010-12-26 в 18:34

Брат Димитрий,
видите ли, неполное Таинство Крещения в случае крайней нужды может совершить и мирянин, правда православный. Главное в признесении правильной крещальной формулы, а она очевидно у католиков сохранена. Это единственный общий момент.
Возможно, ради этого и действует так Церковь, хотя это явно предельная икономия.
Бывали периоды, когда католиков принимали в Церковь через перекрещивание. Но и апостасию предвещанную пророками никто не отменял...
Помощи Божией.
10. Аноним : Re: К вопросу об апостольской преемственности Римо-Католической церкви
2010-12-26 в 13:47

Да, преемственность апостольская у них есть, но только до отпадения до православия 1000 лет назад, потому что после этого рукоположения совершались еретиками отлученными от церкви, безблагодатно и недействительно.
9. Дмитрий В.Ч. : Вопрос богословам
2010-12-26 в 07:54

Повторяю свой вопрос с п.4.
Раз в римо-католической церкви нет апостольского преемства, то совершаемые там Таинства безблагодатны (иначе говоря - яко не бывши). Крещеные католики с точки зрения Православия фактически не крещены. Но если раскаявшегося католика принимают через покаяние - то это это означает, что его крещение признают. То есть, с нами из одной чаши причащается человек, который фактически не крещен, но искренне считает себя крещеным. И кто такие все мы в этом случае? Я совсем богословски не образован, но не хотел бы незнамо для себя оказаться в ереси. Вот в чем вопрос. Прошу знающих ответить.
8. иерей Илья Мотыка : Re: К вопросу об апостольской преемственности Римо-Католической церкви
2010-12-25 в 23:23

Я пропустил частицу не в в словосочетании не следует.
7. иерей Илья Мотыка : Re: К вопросу об апостольской преемственности Римо-Католической церкви
2010-12-25 в 18:59

Естественно каноны соблюдать для всех необходимо, и архиереям и священникам и мирянам. Целовать и класть на полку как советует протодиакон Андрей Кураев. Сознательное игнорирование канонов со стороны священноначалия вводит в соблазн многих людей.
6. Сельскiй бригадиръ : Re: К вопросу об апостольской преемственности Римо-Католической церкви
2010-12-25 в 15:30

Вся суть апостольской преемственности раскрывается только в теле Церкви и в обязательном порядке предполагает апостольскую веру.
Говоря «апостольская преемственность», имеем в виду непрерывное продолжение управления Церкви апостолами. Продолжение это носит харисматический характер и обеспечивается передачей духовной власти апостолов епископам Церкви и через них – священникам.
Способом передачи духовно-апостольской власти епископам является рукоположение. Итак, если кто-либо из епископов был рукоположен каноническо-церковным путем и впоследствии окажется вне Церкви по причине своих заблуждений касательно веры, то теряет и апостольскую преемственность, ибо она существует только в таинственном теле Христа – в Его Церкви.
Следовательно, если кто-либо из епископов или же какая-то Поместная Церковь в полноте своей – независимо от численности ее членов – отпадут от веры Церкви, выраженной непогрешимо на Вселенских Соборах, они теряют апостольскую преемственность, поскольку они уже находятся вне Церкви. И, раз прерывается апостольская преемственность, не может быть и речи об обладании или продолжении апостольской преемственности в отпавших от Церкви.
На основании всего сказанного, сам Римский папа, а также и вся совокупность римо-католических епископов лишены апостольской преемственности, поскольку, лишившись апостольской веры, отпали от Церкви. Следовательно, разговор об апостольской преемственности вне Церкви не имеет никакого научного обоснования, то есть не имеет никакого отношения к богословию.
См. полностью:
http://www.blagogon.ru/articles/300/
5. Ева : 3. Мордовский партизан
2010-12-25 в 15:03

Уважаемый Мордовский партизан,а при чем здесь наше личное не соблюдение канонов,что тоже немало важно.Но все-таки речь идет о том,чтобы в Церкви в ее лоне сохранялись догматы неповрежденными и выполнялись каноны ,а если нам некоторые товарищи в рясах предлагают поцеловать каноны и положить их на полку или что не менее преступно сейчас пытаются добраться и до догматов,то это просто безобразие и измена.
Вопросы поднятые Дмитирием считаю очень логичными.Надеюсь на ответы.
Спаси Вас Господь!
4. Дмитрий В.Ч. : 3. Мордовский партизан :
2010-12-25 в 14:17

Вы не поняли.
Видите ли, когда говорится "Но все, мы в чем то когда то согрешаем" - то имеются в виду не все мы вместе, а каждый из нас в отдельности, и каждый в чем-то своем грешен. И если бы дело было только в этом, то и вопроса бы не было, ибо свое бревно в глазу у каждого есть.
Но если раскаявшегося еретика принимают через покаяние - то это имеет последствия не только для того священника, который его принял, но и для всей Церкви. Ведь с нами из одной чаши причащается человек, который фактически не крещен, но искренне считает себя крещеным. И кто такие все мы в этом случае? Я совсем богословски не образован, но не хотел бы незнамо для себя оказаться в ереси. Вот в чем вопрос.
3. Мордовский партизан : Дмитрию В. Ч.
2010-12-25 в 13:38

Соблюдение канонов это хорошо. Но все, мы в чем то когда то согрешаем. Если вы такой безупречный в жизни и вере, вас нужно прижизненно канонизировать. У нас в приходе как раз есть свободное место в иконостасе, для вас зарезервировано.
2. иерей Илья Мотыка : Re: К вопросу об апостольской преемственности Римо-Католической церкви
2010-12-25 в 12:43

Всё это верно, но без анализа официальной позиции священноначалия православных церквей, ведущих православных богословов обличительный пафос статьи не понятен. Не понятно кто считает, что есть апостольская приемственность у Римской католической церкви, священноначалие, духовные школы, ведущие богословы, или это плетение лаптей местных провинциальных горе-богословов.
1. Дмитрий В.Ч. : Re: К вопросу об апостольской преемственности Римо-Католической церкви
2010-12-25 в 11:57

Спасибо, уважаемый отец Михаил, за четкость. Но вот вопрос: как указанные каноны Православной церкви соотносятся с ее же практикой?
Интересно, с какого времени Православные церкви принимают раскаявшихся католиков через покаяние - то есть де-факто признают благодатность Таинства Крещения у католиков?
И коль скоро Вселенское Православие издавна и постоянно нарушает собственные каноны, - то остается ли оно само благодатным? Почему об этом молчим?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме