Православная «Желтая Русь» отмечает крупные даты камчатской истории

0
494
Время на чтение 15 минут

От редакции. Этот материал мы получили со следующим письмом автора: «Уважаемая редакция, в вашем патриотическом издании размещено много материалов о митрополите Несторе (Анисимове) - выдающемся церковном деятеле ХХ в., великом патриоте России.

Я тружусь директором Музея истории Православия на Камчатке и в Русской Америке. Мною закончена работа по составлению и выпуску в свет трехтомника «Очерк истории Петропавловской и Камчатской епархии».

Т. 1. XVIII век. Посев и всходы (Петропавловск-Камчатский: Скрижали Камчатки, 2003. 246 с.).

Т. 2. XIX век. Первейшая необходимость и священнейшая обязанность (Петр-вск-Камч.: Скрижали Камчатки, 2006. 310 с.).

Т. 3. ХХ век. Смерть и воскресение (Петропавловск-Камчатский: Скрижали Камчатки,, 2009. 489 с.). Имеются электронные версии 2 и 3 томов.

В настоящее время работаю над составлением Жизнеописания митрополита Нестора для комиссии Священного Синода РПЦ по канонизации и реабилитации пострадавшего в годы советской власти духовенства. Окончание планируется в следующем году. Имею несколько готовых глав из Жития. Хочу кое-что разместить в симпатичной мне РНЛ. С уважением, Артур Изосимович Белашов, директор Музея, основатель портретной Галереи «Скрижали Камчатки», действительный член Русского Географического общества».

* * *

Митрополит Нестор (Анисимов)Работая над материалами жизни и деятельности выдающегося церковно-религиозного деятеля Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей (sic) митрополита Нестора (Анисимова), я нашел интересные, но малоизвестные материалы, касающиеся истории Камчатки, исторического эпизода, страницы, которого написаны не только далеко за пределами Камчатки, но и нашего государства. Рассказ об уникальной русской колонии эмигрантов в Маньчжурском городе Харбине. В 1917-1924 гг. в результате гражданской войны, репрессий и голода в северные провинции КНР вторглись российские беженцы. Наиболее многочисленная колония осела в столице КВЖД - Харбине, образовав целый город в городе. Более 120 тысяч граждан российского происхождения обустроили в этом городе свою жизнь. Усилиями политических лидеров, интеллигенции и духовенства создано уникальное сообщество: кроме создания производственных структур, учреждений торговли и бытового обслуживания, открыты были высшие и общеобразовательные учебные заведения, культурные учреждения, образована Харбинская епархия, открыто более двадцати православных храмов. Сами они называли себя - Желтой Русью.

1940-й год. Обстановка в городе сверхнапряженная. Подготовка к главным событиям Второй мировой войны была закончена. Война уже во всю полыхала в Западной Европе. В 1939 г. Германия оккупировала Польшу. Советские войска вступили на территории Западной Украины и Западной Белоруссии, начата война против Финляндии. Один за другим капитулируют европейские государства. К границам СССР стянуты гитлеровские войска.

Еще раньше, в 1937 г., Япония оккупировала северо-восточные провинции Китая - Маньчжурию. На территории установлен военный режим с ограничением массовых мероприятий, со светомаскировкой, комендантским часом, патрулями и прочими атрибутами военного времени.

Готовясь к нападению на СССР, японские военные власти рассматривали русских эмигрантов не иначе, как тайных советских агентов, а в среде белогвардейцев искали сочувствующих своей милитаристской политике. За всеми установлена тотальная слежка.

До нападения на Советский Союз оставалось не многим более полугода.

Вот в таких условиях наши соотечественники, российские эмигранты, 1 ноября 1940 г. в г. Харбине отмечали наши, камчатские, юбилеи:

1) 200-летие основания г. Петропавловска;

2) 100-летие основания Камчатской, Алеутской и Курильской епархии;

3) 30-летие создания Камчатского Православного братства во имя Нерукотворного Образа Всемилостивейшего Спаса.

В условиях подготовки к войне в СССР было не до праздников. Страна ускоренными темпами выпускала оружие, боеприпасы, шила обмундирование, накапливало медикаменты и продовольствие. Да и не популярна, мягко говоря, была тема юбилеев, связанных с религией. Только что закончилась очередная крупная волна гонений на Русскую Православную Церковь.

Вспомним, что в начале 30-х гг. на Камчатке с Церковью было покончено - храмы переданы под нужды власти, а духовенство репрессировано.

И тем дороже нам беспрецедентные в истории Русской Церкви духовные события в Харбине, тесно связанные с Камчатской историей, с историей Православия на Северо-Востоке России.

Для организации торжеств в Харбине был создан Юбилейный комитет, в который вошли:

митрополит Мелетий - руководитель Харбинской епархии Русской Православной Церкви Заграницей в качестве Почетного председателя,

архиепископ Камчатский и Петропавловский Нестор (Анисимов) - председатель комитета,

генерал В. А. Кислицин - руководитель Главного Бюро русских эмигрантов в г. Харбине, почетный член комитета,

Н. Л. Гондатти - бывший Приамурский генерал-губернатор почетный член комитета,

меценаты-благотворители,

духовенство,

общественность,

другие...

«Торжества начнутся сегодня всенощной в храме Дома Милосердия, которая начнется в 5.30 ч. вечера. По окончании которой будет отслужена панихида по митрополите Иннокентии (Вениаминове), командоре Беринге и всем почившим деятелям Камчатки. За панихидой будет петь казачий хор под управлением полк. Федотова. Всенощную и панихиду совершит архиепископ Нестор и епископ Ювеналий в сослужении с духовенством, - сообщала харбинская газета «Заря» 30 октября 1940 г. (ГАХК. Ф. 830, Оп. 3. Ед. хр. 1069. Л. 106. Газета «Заря» 30 октября 7 года Кан-Дэ (1940)).

В порядке справки добавим к тексту газетной информации, что архиепископ Нестор - это наш архиерей - бывший епископ Камчатский и Петропавловский, в сане иеромонаха прибывший на Камчатку в роли миссионера, создавший Всероссийского масштаба Камчатское Православной братство и эмигрировавший в Китай после революционных событий на полуострове. В начале 20-х гг. ХХ в. им в г. Харбине была образовано Камчатское подворье (по его словам «особая епархия») с храмом во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и Домом Милосердия. Сан епископа, затем архиепископа Камчатского и Петропавловского и носил до 1945 г.

Эта же газета уведомляла граждан, что Юбилей откроет Божественная литургия, которую совершат митрополит Мелетий, архиепископ Нестор, епископ Димитрий и епископ Ювеналий в сослужении с причтом и городским духовенством.

«По окончании литургии все архипастыри совершат благодарственный молебен».

«В 7.30 ч. веч. В помещении ХСМЛ (Харбинский Союз молодежи. - А. Б.) состоится торжественное заседание и концертное отделение».

Весьма любопытна Программа Юбилейных торжеств, составленной из двух отделений. Наряду с торжественным богослужением - Божественной литургией, были отслужены молебны историческим личностям - великому мореплавателю Командору Витусу Берингу и митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию (Вениаминову), первому епископу Камчатской, Алеутской и Курильской епархии (с 1977 г. Русской и Американской Православными Церквями причислен к лику святых. - А. Б.). Организаторами предусмотрены ряд мероприятий, очень тесно связанных с историей Камчатки. В частности, большой доклад архиепископа Нестора. Местные композитор и поэт написали кантаты столице нашей области и Митрополиту Иннокентию (Вениаминову) и гимн г. Петропавловску, в исполнении артистов звучали стихи архиепископа Нестора.

Вот Программа камчатских торжеств в г. Харбине.

* * *

I ОТДЕЛЕНИЕ.

1. Пение тропарей Всемилостивому Спасу и свв. Апостолам Петру и Павлу.

2. Приветственное слово митрополита Мелетия.

3. Доклад архиепископа Нестора «Камчатская область, г. Петропавловск и Камчатская епархия».

4. В заключение вечера в исполнении хора храма Дома Милосердия прозвучит кантата г. Петропавловску (слова А. Несмелова, музыка С. В. Мельникова).

II ОТДЕЛЕНИЕ.

4. Оглашение приветствий и чтение адресов.

5. Продолжение доклада архиепископа Нестора. Эта часть доклада посвящается жизни и деятельности Камчатского Православного братства во имя Всемилостивого Спаса.

6. В Хор Дома Милосердия под управлением С. В. Мельникова исполнит кантату митрополиту Иннокентию (Вениаминову).

7. Стихотворение «Пасха у прокаженных»* декламирует воспитанник Дома Милосердия Г. Демент.

8. Мелодекламация «Гимн городу Петропавловску» и стихотворения архиепископа Нестора «Камчатка» в исполнении К. П. Ковальчук-Коваля под аккомпанемент Н. М. Зубрицкой (пианино).

9. Архипастырское Послание Камчатской пастве прочтет протодиакон П. Задорожный (подчеркнуто мной. - А. Б.).

10. В финале прозвучало произведение Д. С. Бортнянского «Тебе Бога хвалим» в исполнение хора.

11. Общая молитва.

После литургии с текстом Послания по случаю праздника выступил архиепископ Нестор (Анисимов).

Учитывая, что Послание адресовалось камчатской пастве, духовным детям Владыки Нестора, а также, что это первая публикация исторического документа, привожу его с небольшими сокращениями.

«Божиею милостью архиепископа Камчатского и Петропавловского возлюбленной о Господе Богом пастве в Камчатской области в страдании пребывающей и в рассеянии сущей - мир вам и Божие благословение да пребудет на всех вас.

Настоящее наше послание имеет необычайный характер ибо оно исходит от нас не из кафедрального нашего града Петропавловска на Камчатке, а в изгнании, но милостью Божией из Обители Милосердия - нашего Камчатского подворья в городе Харбине в честь обновленной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

Также мы знаем, что по обстоятельствам времени оно не может достичь слуха и сердца всех духовных чад нашей паствы, находящейся в Камчатской области, полоненной как и вся Россия безбожной властью.

Но да почуют сердца ваши любовь к вам и болезнь души нашей за вас, выражаемой ежедневным памятованием и неугасимой молитвой к Богу и принесением бескровной жертвы за всех вас.

Если бы мы все жили сейчас в нормальных условиях, то сколь радостен был бы и любезен нам год сей для всей Камчатской паствы, потому что он ознаменовывает двухсотлетие бытия нашего областного и кафедрального града Петропавловска - этого центра и основы просвещения всей обширной Камчатской области, а ныне мы лишены и благословения нашей матери св. российской православной Церкви, много лет пребывающей в гонении и преследовании от безбожников, лишены и царской милости и покровительства, ибо отняли у нас Царя и умертвили его злодеи.

Да сократит Господь Бог дни и годы скорбей наших лютых ради покаяния согрешишвшего русского народа и ради неповинных детей малых и да обратит гнев Свой праведный на милость, а землю российскую и область нашу Камчатскую да избавит Господь от лютых безбожников и власти их.

Наш священный долг благодарной любовью вспомнить великое дело основания и освящения двести лет назад в 1740 году Богохранимого града нашего Петропавловска.

Достойно славной и вечной памяти имя капитана-командора В. Беринга, как первого российского мореплавателя... доблестно совершившего наитруднейшие экспедиции...

Командором Берингом положено и основание граду Петропавловску на Камчатке в 1740 г...

Велики заслуги В. Беринга перед Россией и русской православной Церковью, а посему в настоящий юбилейный год... мы воздадим ему и его верным сподвижникам вечную и славную память.

Знаменательно, что в настоящем году исполнилось 100 лет со дня основания самостоятельной епархии, до 1840 г. управлявшаяся архипастырями города Иркутска.

Достойно вспомнить всех подвизавшихся на церковно-миссионерском и административном поприще в этот двухсотлетний период на Камчатке... мы с чувством благоговения отмечаем приснопамятных святителей, носивших титул Камчатского, Курильского и Алеутского епископа. Первым таковым архиереем, посетившим Камчатку, был преосвященный Иннокентий Вениаминов, посвященный в сан Камчатского епископа 15 декабря 1840 г., впоследствии митрополит Московский...

Мы почитаем их добрые имена и молитвенно творим память о них, так же как не можем не вспомнить и камчатских администраторов во главе с доблестным защитником г. Петропавловска в период нападения соединенных англо-французских сил в Крымскую кампанию вице-адмиралом Василием Степановичем Завойко.

Нашему недоступничеству суждено было стать на самостоятельную кафедру в наш кафедральный город Петропавловск в 1916 г.

Тогда особенно щедро наша духовная миссия и новооснованная епархия милостями и благоволением ныне блаженнопочившего убиенного Государя Императора Николая II, всей Его Царской Семьи и августейшего покровителя Камчатского православного братства Всемилостивого Спаса Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича.

В историю и летопись Камчатки эти светлые имена будут вписаны золотыми буквами.

Ныне мы встречаем знаменательный 200-летний год бытия нашего кафедрального града на чужбине в изгнании и скорби, ибо тяжкое испытание постигло всю нашу страдалицу Родину - Россию от полонивших ее безбожников - коммунистов...

С отеческой любовью обращаюсь к вам, чада наши возлюбленные в рассеянии сущие, пребывайте в терпении, в мире, любви и взаимном согласии...

Благословляю всех вас Божиим благословением, напоминаю вам, братия, евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились...

Смиренный НЕСТОР, архиепископ Камчатский и Петропавловский» (ГАХК. Ф. 830, Оп. 1. Ед. хр. 1069. Л. 101. Газета «Харбинское время» 1 ноября 7 года Кан-Дэ (1940), № 291 (3181)).

Газета «Заря» сообщала некоторые подробности. В частности, что празднование началось в 9 часов утра литургией, совершавшейся митрополитом Мелетием, архиепископом Нестором, епископами Димитрием и Ювеналием в сослужении 30 священников.

Далее цитирую:

«Ворота Дома Милосердия были украшены флагами, весь храм был убран в розовых тонах.

Сильное слово сказал протоиерей Л. Викторов, отметивший стремление русских людей к должному поминовению исторических дат, которым в прошлом уделялось слишком мало внимания.

- Два года назад это ярко выявилось в дни празднования 950-летия Крещения Руси. А сейчас мы видим торжественное и многолюдное празднование Камчатских торжеств, - сказал проповедник.

После окончания литургии «Архиепископ Нестор обратился с горячим словом благодарности ко все архипастырям, духовенству, молящимся, друзьям Дома Милосердия, дающим ему возможность вести свою работу, а в частности, и провести с должной торжественностью Камчатские торжества.

- Это обстоятельство очень радостно для меня, - сказал Владыка, - я всей душой люблю Камчатку, отдав ей много лет жизни и труда, храню о ней самые светлые воспоминания» (ГАХК. Ф. 830, Оп. 3. Ед. хр. 1069. Л. 107. Газета «Заря» 2 ноября 7 года Кан-Дэ (1940), № 290).

Камчатские торжества освещались несколькими газетами и журналами. В частности, журнал «Хлеб небесный» (№ 12, 1940 г.) сообщал, что «Присутствовало до 500 человек приглашенных. Перед началом заседания хором Дома Милосердия под управлением С. В. Мельникова был пропет тропарь Всемилостивому Спасу и Св. Первоверховным Апостолам Петру и Павлу, после чего митрополит Мелетий открыл заседание приветственной речью.

В дальнейшей программе вечера - центральное место занимал обширный и очень содержательный доклад архиепископа Нестора о Камчатской Области и Камчатской епархии. Доклад был прослушан с глубоким вниманием» (с. 3).

Из «Слова, сказанного Его Высокопреосвященством Мелетием, Митрополитом Харбинским и Маньчжурским в день Камчатских торжеств, в церкви Дома Милосердия - 19 октября - 11 ноября 1940 г.»:

«Нива сердец инородцев крайняго северо-востока была тщательно вспахана трудами неутомимого проповедника Преосвященного Иннокентия и ко всем преемникам его по делу евангельскаго благовестия во всей силе относятся слова, сказанныя Господом Иисусом Христом: «возведите очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже».

На возделывание этой нивы, с ранняго часа своей жизни пришел молодой, самоотверженный труженик, ныне здравствующий Архиепископ Нестор.

Условия его миссионерской деятельности указали ему на необходимость учреждения особаго Братства, которое и было открыто тридцать лет назад. Жизненность Братства, под руководством своего Начальника проявилась во всей силе, и в настоящие скорбные дни Русской Православной Церкви, Братство светит тихой неугасающей лампадой. Небесный Домовладыка да сохранит Камчатскую епархию в вере и благочестии, да возгорится снова ярким плпменем огонь благовестия на этой отдаленной окраине Великаго Русскаго Государства» (Сс. 12-13).

От прочтения этих документов приходят мысли: а не молитвами ли нашего духовного пастыря - архиепископа (впоследствии митрополита, Экзарха Московского Патриархата по Юго-Восточной Азии) Нестора - и прихожан Харбинской епархии сохранилось историческое имя административного центра Камчатского края, гордости России - Петропавловска - от переименования, которому подверглись многие тысячи российских городов и весей.

***

В ознаменование исторических дат был выпущен «Юбилейный сборник» и юбилейные кресты к 30-летию Камчатского Православного братства.

***

В юбилейные дни все газеты Харбина публиковали интервью с Владыкой Нестором и его воспоминания.

Для читателей любопытно будет узнать некоторые сведения и факты, не нашедшие достаточного освещения в вышедшей литературе о Владыке Несторе.

В частности, он вспоминает о том, что «...правление Добровольного флота пожертвовало Братству выброшенный на берег Камчатки пароход «Кострому», из которого были сооружены школа и другия постройки (к сожалению, не назван населенный пункт. - А. Б.).

...На церковно-школьное строительство было потрачено свыше 250.000 рубл., не считая учрежденных ученических стипендий на Камчатке, во Владивостоке и Петербурге.

...Не могу не вспомнить здесь о благословении Святейшего Патриарха Тихона Московскаго, который согласно постановления Русского Заграничного Архиерейскаго Синода дал право расширения границы Камчатской епархии с присоединением в состав ея Охотского уезда и открытием кафедры викарного епископа в сентябре 1922 г.

Первым викарным епископом с титулом «епископа Охотского» был прот. О. Даниил Шерстенников, принявший иночество с оставлением ему имени Даниила и посвященный в этот сан в г. Владивостоке епископом Михаилом Владивостокским и мною.

Революция и коммунизм смели сейчас наши труды и начинания не только в Камчатской епархии, но и по всей Великой России, но мы верим, что возродится снова Святая Русь и Православная Русская Церковь и очищенное в тяжком и жгучем горниле испытаний Христово Православие утвердится по всей Русской земле и до края Камчатской землицы».

Читая воспоминания Владыки, его интервью, поражаешься глубине и силе его чувств к нашему краю:

«С чувством глубокой любви к Камчатке и ея обитателям я уношусь всей душой на эту чудную нашу русскую окраину в знаменательные дни камчатских юбилейных торжеств.

С юных лет я отдал свое сердце милой Камчатке для церковно-миссионерской работы и за каждый день моего служения возношу молитву благодарения Богу» (ГАХК. Ф. 830. Оп. 3. Ед. хр. 1069. Л. 96).

Пламенные чувства любви к краю, в котором он прославился на всю Россию, в котором остались тысячи его крестников - коренных жителей, он сохранил до конца своей жизни.

Летом 1960 г. Владыка Нестор неожиданно получил письмо, которое всколыхнуло его память дорогими ему воспоминаниями о Камчатке. Митрополита, спустя более 50 лет после своего крещения, нашел его крестник, коряк по национальности, получивший в Святом Крещении имя Илия. Очень хотелось новопоставленному православному христианину из Гижигинской тундры стать таким же, как иеромонах Нестор. И он им стал! Вначале монахом с именем в пострижении Кириак, а потом был рукоположен в священнический сан - иеромонаха. Растроганный Кировоградский и Николаевский архипастырь пишет:

«...я сейчас весь снова в глубоком и радостном воспоминании о дорогой моей душе Камчатской всей области, которую люблю безгранично и всегда полон самых светлых и радостных воспоминаний о моем там служении с 1907 года. В последний раз я был в Петропавловске в 1920 или 1921 г....

Всегда с любовью вспоминаю милую Гижигу: Тетку Таню (пунктуция и стиль изложения письма сохранены. - А. Б.) - Татьяну Васильевну Брагину, Падериных Степана и Веру и их детей. Так же Из. Гр. Падерина и Устинью, Воробьевых, Попову-шитницу (очевидно, модистка, швея. - А. Б.), Барановых двух Евдокий: говорунью и просвирню хохотунью. Отца Петра с матушкой и семьей Черных.

Да каждый дом дорог мне воспоминаниями. И словно я всех их вижу, запомнив их дорогие лица. Помню и люблю Тунгусов (до 1917 г. в России было принято национальность писать с прописной буквы), их юрты, коряк Евъятгима, Анипу и друг. Иплепу Тайгоносскую с ея детьми и пастухами огромного табуна оленей. Я Иплепу крестил в Тилечиках со всеми ее детьми и другими коряками - Тайгоносскими. Помню Пенжино, Наяхан, Марково с о. Агафоподом. Помню все селения полуострова Камчатского и все стойбища и острожки Коряк, Чукчей и Ламутов.

Люблю и помню мою дорогую колонию прокаженных, где я устроил домовую церковь и служил у них много раз литургию, а так же служил в Пасху.

Эту святую Пасхальную утреню и литургию я описал как одно из многих светлых воспоминаний...» (Архив Музея истории Православия на Камчатке и в Русской Америке (АМИП). Дело I МН (Митрополит Нестор). Папка № 1 (Переписка). Лл. 1-3).

Почти тридцать лет Владыка Нестор провел в эмиграции, в китайском г. Харбине, где построил Камчатское подворье и Дом Милосердия, церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В эмиграции был удостоен духовных званий архиепископа и митрополита. Но мы обязаны знать и помнить, что Владыка Нестор до 1946 года носил сан епископа, затем архиепископа Камчатского и Петропавловского. Именно китайский город Харбин стал второй нашей духовной столицей.

В России уже и забыли о том, что 20 лет назад Петропавловск был кафедральным и богоспасаемым градом, а китайский город Харбин с более чем 120-тысячным русским населением торжественно отпраздновал 200-летие города Петропавловска-Камчатского и 100-летие Камчатской, Курильской и Алеутской епархии.

***

В заключение следует подчеркнуть уникальность небольшого исторического эпизода из истории нашего края, который имел место далеко от полуострова. Уникально событие и в политическом аспекте. За рубежом СССР, в соседствующем Китае, более ста двадцати тысяч россиян-эмигрантов, среди которых едва ли был и десяток бывших жителей полуострова, в канун самой страшной войны, широко и торжественно отмечают наши, камчатские, исторические даты. Особая ценность и важность состоявшихся торжеств и в том, что они выступили эффективным средством национального и духовного единения россиян-эмигрантов, сыграли для них соборную роль. Они важны были не менее и для жителей Камчатки, по политическим мотивам не смевшим даже и помыслить о недавнем прошлом, связанным с религией, с верой, с культурным наследием. Они, россияне, граждане маленького государства Желтая Русь, далеко за пределами Родины, были большими ее Патриотами.

Будем учиться на их примере.

Организация праздников в г. Харбине 65 лет назад и торжества по поводу камчатских исторических юбилеев и сами стали вехами нашей истории.

Будем помнить.

Примечание:

* автор стихотворения архиепископ Нестор (Анисимов).

Артур Изосимович Белашов, директор Музея истории Православия на Камчатке, действительный член Русского Географического общества

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артур Белашов
Камчатский апостол Нестор (Анисимов) и Святая семья Императора Николая II
Из Жития митрополита Нестора (Анисимова), выдающегося деятеля Русской Православной Церкви ХХ века
02.01.2011
Все статьи Артур Белашов
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11