Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Остров» в тумане

Священник  Александр  Зайцев, Русская народная линия

Остров / 11.12.2010


Возвращаясь к фильму П.Лунгина …

Я должен признаться, что отношение к фильму «Остров» у меня изначально было неоднозначным. Ещё когда о фильме много и положительно говорили, я сделал несколько критических замечаний, которые и легли в основу этой статьи.

Время, даже сравнительно небольшое, - лучшее зеркало для искусства. Так прежде бывало: то, что вначале критиковалось, вдруг становилось со временем культурным достоянием, а безмерно восхваляемое, получившее зелёную некритическую зону, оборачивалось в пустое, уходило в небытие.

Станет ли киноповесть «Остров» классикой жанра? Это становится всё более сомнительным.

Монастырь. кадр из х/ф "Остров"Многим, и это понятно, импонировало то, что появилось кино, целиком посвященное духовной жизни человека, с религиозной проблематикой, с достоинством профессиональной сделанности.

И верно, что этическая сторона фильма представлялась безупречной и полнокровной, впрочем, за исключением одного спорного момента, о котором скажем позднее. В картине выставлено много нашего родного, традиционно-православного, узнаваемого, особенно в образе поведения героя-старца, что и обеспечило «Острову» успех в религиозной среде.

Нравственно правильная позиция пришлась по душе и светскому зрителю, восполняя проявившуюся в последнее время известную жажду по доброму нравоучительному смыслу.

Казалось бы - идиллия совершенна, что ещё нужно для успеха?..

На эстетическую же сторону мало кто обратил внимание, что характерно для сегодняшнего времени не только в кино, но и в литературе, ибо принято стало считать, что духовное содержание и затронутые религиозные темы обеспечивают успех произведению, дают ему безупречную санкцию. И это может стать темой для отдельного разговора.

Эстетика Лунгина предельно проста, вся - в одной плоскости. Он не ищет особых приёмов выражения, а снимает «как есть», напрямую. Тем более, что непаханность православных тем и технические возможности современного кинопроцесса позволяют это делать.

Таким же образом, и даже ещё более показательно, снят «Адмирал», где и режиссёрского подчерка не просматривается, а работает слаженная киномашина. Это - голливудский тип «цехового» кино, создатели которого как бы говорят: дайте нам задание, и мы вам снимем, сработаем любое кино в любом формате. Кинопроизведения теряют индивидуальное эстетическое лицо, снимаются по определённым штампам.

В «Острове» о киноштампах говорить ещё рановато, но одно очевидно: Лунгин не старался отыскать для нового христианского содержания своего фильма соответствующего эстетического языка, напротив, использовал привычный метод прямого постановочного характера голливудского типа.

А ведь есть в сокровищнице русского кинематографа подходящие эстетические разработки и приёмы (Шепитько, Тарковский, Герман и др.), утончённый поэтический киноязык для глубоких образных переживаний!

Но Лунгин не утруждает себя поиском особого кино-слова, как это делают и некоторые современные литераторы, когда переходят на теологические темы, не меняя бульварного стиля, в котором были воспитаны и сформировались как писатели.

Это и создаёт главный в «Острове» конфликт эстетического порядка: между духовным содержанием и формой выражения, лишенной какой-либо утончённости.

Один мой знакомый, глубоко верующий человек, образованный и опытный в искусстве, тонко чувствующий (этакий воплощенный князь Мышкин), ещё когда «Остров» гремел, сказал мне виновато однажды:

- Знаете, я не смог досмотреть фильм до конца. Как только появилась эта бесноватая (талантливая, кстати, актриса), я не выдержал и остановил показ. Со вздохом подумал: Господи, сейчас он и её исцелять будет... Чик - и выключил. И, знаете ли, не жалею!..

В чём же ущербность эстетической стороны «Острова», если вызывает отторжение у наиболее чутких зрителей?

Это - прямая, грубая непосредственность, топорная прямолинейность в изображении событий духовно-нравственного характера. Главный герой совершает свои чудотворения перед нашими глазами самым обескураживающим открытым образом. Фильм почти лишен очень важного элемента истинного искусства - иносказания.

Святые наши чудотворцы и Сам Господь всегда, когда это было возможно, совершали свои чудеса скромно и прикровенно, стараясь отвести от себя славу чудотворения. Преподобный Авфилохий Почаевский никогда не устраивал театральных исцелений, но собирал всех за стол после общей молитвы, и, если была на то Господня воля, больные получали просимое.

Господь наш Иисус Христос отправляет десять прокаженных к священникам, по дороге они исцеляются (Лк.17,12-19). Или, помазав брением очи слепорождённому, Иисус отправляет его умыться в Силоаме, и там он прозревает (Ин.9). А о первом чуде в Кане Галилейской поначалу знают только «почерпшии воду». Тем самым становятся возможными похвальные слова архитриклина - распорядителя пира, слова столь дорогие верующему сердцу: «...а ты хорошее вино сберёг доселе» (Ин.2,1-11).

Безусловно, множество других чудес наш Божественный Учитель совершил самым непосредственным образом. Но никогда Господь не желал ошарашить кого-либо своими чудесами, как однажды предлагал Ему искуситель в пустыни. Камни не сделаются хлебами, но в благословении и преломлении малый хлеб незаметно напитает многих.

Герой же Мамонова просто давит зрителя своими чудесами. Возникает желание скромно удалиться и оставить, например, нашего героя с больным мальчиком наедине, соблюсти таинство чуда сокровенным.

Хочется быть архитриклином на завершающемся брачном пиру, вкусившим терпкость и сладость лучшего вина, до поры не зная, что вино было водой.

Задача искусства, пожалуй, видится в том, чтобы преподнести читателю или зрителю зрелость канского вина, а не поставить во свидетели химической реакции пресуществления вина из воды.

Притчи же Христовы, в плане первейшего образца всех искусств, научат художника искать для выражения духовно-нравственных идей иносказательной, символической формы.

Фильм «Остров» почти лишён художественного, образного стиля, позволяющего мягким, как бы параллельным, воздействием подталкивать творческий разум души к самостоятельным открытиям.

Мы сказали вначале, что фильм о самом главном, о спасении души. Но именно эта тема особенно требует инаковости, притчи, как бы некоего образного многогранного зеркала, в котором призматически отображаются события. Но - нет и нет, именно главная тема фильма лишена образности и предельно реалистична. До грубости. До отторжения.

С реализмом шутки плохи: чуть увлёкся - и дошёл до безвкусицы.

Отец Анатолий и уголь. Кадр из х/фильма "Остров"Мне могут возразить, что в фильме всё же есть символические образы. Баржа с углём. Блаженный старец перетаскивает уголь всю жизнь, как грех свой. Да, но этот образ остаётся на периферии. А одна из сложных тем - чудотворения - выглядит удручающе обнажённой.

Я бы даже сказал так: целомудренная и скромная, по задумке, жизнь старца показана не скромно, не бережно. Режиссёр выбирает форму лобовой атаки, эстетически грубую и отталкивающую.

И ещё один немаловажный момент, касающийся сюжетно-драматической и, одновременно, нравственной концепции «Острова».

Мы знаем, что святыми становились из разбойников, пьяниц и прелюбодеев. Но не припоминаем, чтобы кто-нибудь из святых был прежде предателем. Собирательный образ старца в этой точке особенно уязвим. Ведь наш герой совершил осознанное предательство без особых понуждений. Это не Петрово отречение, характеризующееся нечаянностью и стечением обстоятельств, а безнадёжное и малодушное иудино предательство. Из иудушек святые старцы не выходили, даже через великое покаяние. На прощение иудушка, конечно, может рассчитывать, но не на дар чудотворения.

Мой дорогой знакомый, которого мы нарекли Мышкиным, недавно вновь поделился со мной, что готов променять весь «Остров» на один-единственный сюжет из фильма «Поп». Догадались, какой?

Да, да, - это пасхальный крестный ход с лагерными заключёнными под бдительным прицелом фашистов и бешеный лай овчарок.

Образ получился у Хотиненко сильным и глубоким. Здесь и победоносность Пасхи, несмотря ни на что, ни на какие там политические обстоятельства, и пронзительный символ духовной борьбы человека на земле, ликующее сердце которого стерегут лающие до рвоты псы.

Пожалуй, было бы интересно сопоставить кинопроизведения «Остров» Лунгина и, например, «Восхождение» Шепитько.

Христианские идеи в «Острове» выражаются непосредственно, в «Восхождении» - иносказательно.

Ларисе Шепитько удалось каким-то творческим чудом, особыми средствами выражения из военной драмы по известной повести В.Быкова о подвиге и предательстве, создать по духу евангельский фильм.

Павел Лунгин, напротив, имея возможность духовные идеи включить напрямую в сюжет, в средствах выражения беден и грубо прямолинеен.

«Восхождение» - весь притча. Сюжет, взятый из войны, на наших глазах перевоплощается в вечный образ: Христос и Иуда, жертва и предательское самосохранение. Шепитько гениальным творческим озарением иллюстрирует слово Христово: «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу ради Меня сбережет её» (Мф.10,39).

«Остров», напротив, лишён второго символического рождения. В нём только то, о чём он говорит, но нет того, о чём истинные шедевры умеют выразительно молчать.

Воздействие «Восхождения» на душу зрителя чрезвычайно сильное ещё и потому, что Лариса Шепитько добивалась от всей творческой группы глубокого сопереживания создаваемых событий. Удивительно, что фильм снимался в той последовательности, как мы его видим, совсем не по-голливудски, и совершенно лишён и намека на бутафорность, чего не скажешь об «Острове».

И, наконец, в «Восхождении» иудино предательство имеет закономерное развитие: неудачная попытка самоубийства, потеря свободы.

В «Острове» же предатель странным образом становится чудотворцем, что вредит этической концепции фильма подобно ложке дёгтя в бочке с мёдом.

 

В заключении я скажу о том, что доказывать бывает трудно, но видится несомненным в свете художественной и духовной интуиции.

«Остров» - фильм тонко конъюнктурный, хотя многие в нём искренне потрудились. И Мамонов, хоть и ёрничал, но искренне читал молитвы, скакал по кочегарке...

Павел Лунгин «схватил» конъюнктуру, попал в точку ожиданий и не более. То, что было снято у него до «Острова» и после - яркое доказательство его нравственной и художественной всеядности.

Можете себе представить настоящего русского писателя, перемежающего в своём творчестве бульварные романы с проникновенными шедеврами?

Кино ли само по себе, ставшее болящей кликушей сего века, или деятели киноискусства виноваты в запредельно широких нравственных и методологических амплитудах творчества, расшатывающих цельность самого художника, оскверняющих чистоту даже лучших его творений?

Как художник Лунгин не вызывает ни доверия, ни уважения; и единственное чадо его, подававшее надежды, ожидавшее, но не дождавшееся нравственного подкрепления, кинофильм «Остров», медленно тает в тумане...

Послесловие

Я не случайно ни слова не сказал о фильме «Царь», т.к. его не смотрел и смотреть не собираюсь - пора бы поберечь чувства. С книгой бывает проще, если ты с ней не согласен, не созвучен - закрой, отложи. Кино вяжет, принуждает. Так что я оценил поступок моего Мышкина, который имел мужество нажать на кнопку «стоп».



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 48

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

48. Сава : Ответ на 24., Захар:
2012-10-08 в 10:32

Интервью Лунгина Познеру говорит, мне кажется, о том, что он не любит и не понимает ни Православие, ни Россию. А может быть даже и ненавидит.



Один мой знакомый,- документалист,пригласил меня на просмотр очередного фильма. У него явно что-то не получалось, он просил совета, как можно исправить. Фильм состоял, как бы из трех частей, в каждой из которых рассказывалось об очень разных судьбах людей. Истории были пронзительные, а целостности фильма не получалось. Я человек православный, и без труда понял, что объединяет судьбы этих людей: Божий Промысел.Мой приятель, еврей, говорит, а нельзя ли как-то без этого, мол, как я все это не люблю. Я говорю, а зачем же ты каждый раз берешься за эти темы? "Вот и я ему говорю, - вторит мне его режиссер, тоже, кстати, еврей, но православный, - а он - жидовская морда (очень смешно за ними наблюдать), меня не слушает!"
То ли режиссер настоял, то ли сам он что-то понял, но фильм получился, занял очередной приз на фестивале. Считаю, что каждый имеет право на творческие поиски, на свое видение и мира, на проблемы, историю и т.д. Но никто не имеет права на монополию в освещении всего вышеперечисленного. А у нас, к сожалению, о-о-очень малая часть общества получила неприлично большие преференции во всех сферах нашей жизни. От этого и возникают нынче все наши "недоразумения".
47. Бравый солдат Швейк : Ответ на 46., Валентина Дмитриевна:
2012-05-28 в 19:20

+ Уважаемый о. Александр, искренне благодарю Вас за внимание к моим комментариям. Но мне все же жаль, что Вы не поняли моих рассуждений. Да, действительно, о войне много талантливых фильмов: Калатозова, Григория Чухрая, Алексея Германа... Но я говорю о другом – ценностью, главным героем что ли, идеей в этом фильме является советская идеология, здесь у героя Плотникова даже психология большевистская: победа любой ценой, ради нее можно хоть тысячи жизней положить, не жалко, ведь это чужие жизни, другие всегда найдутся. У Шепитько не было случайных деталей, случайных кадров, у нее все работало на образ, на идею фильма, как талантливый режиссер она мыслила художественными образами. И "звезда на буденовке" - это тоже художественный образ: преемственность революции, это советский мальчик, внук комиссаров, будущий комиссар, дело революции живет, мы советские люди, можно с радостью за это погибать...Далее: «Но если Вы "Восхождение" и "В огне ..." ставите в один ряд... Они действительно тогда были в одном ряду, хотя бы по уровню таланта режиссеров. Но как только советизм исчерпал себя, режиссеру сказать стало нечего, он схватился за царскую тему – ведь теперь это модно – а в сердце пустота, вот и получилось чудовищное кощунство и клевета на Царственных Мучеников. А У нас лучшие фильмы о войне были сняты в советское время. А там те же звёзды, что Вы так не любите (или точнее разлюбили).. Действительно «разлюбила», не могу простить им октябрятства, когда несмышленых малышей в коммунистов готовили и заставляли носить на груди «звездочку» с кудрявым сатанистом, потом еще комсомол был, в который школьников тоже загоняли, из которого я вышла (Вы знаете, что это значило в советское время?), – когда поняла, что это такое… А Вы что, любите эти масонские пентаграммы? О. Павел этим богохульным деянием, о котором Вы говорите, - пошил себе однажды облачение с пятиконечными звёздами - осквернил свою душу, юродство тоже разное бывает, не в оправдание греха, не к соблазну, а в назидание согрешившего. Большевики-коммунисты обманули наш народ, украли у нас истинную веру и подсунули свою, сатанинскую. Мы до сих пор за это расплачиваемся, катастрофически скатываясь в пропасть. Чем же здесь восхищаться? Вступив с Вами в дискуссию, хотела обсудить тему нашего бытия через отражение искусством. Жаль, не получилось…А по-поводу нетактичного поминания священства… – не припомню, если чем задела, простите.



Валентина Дмитриевна, оставьте вы в покое пятиконечную звезду! Эта звезда - еще и один из символов нашей Победы! И, между прочим, она использовалась в раннем христианстве как обозначение пяти ран Иисуса Христа. Вот перевернутая пентаграмма - это да, безусловно сатанинский знак. Ну так сатанисты и крест переворачивают.
46. Валентина Дмитриевна : да ещё из-за одной звезды на будёновке...
2011-03-16 в 15:18

+ Уважаемый о. Александр, искренне благодарю Вас за внимание к моим комментариям. Но мне все же жаль, что Вы не поняли моих рассуждений. Да, действительно, о войне много талантливых фильмов: Калатозова, Григория Чухрая, Алексея Германа... Но я говорю о другом – ценностью, главным героем что ли, идеей в этом фильме является советская идеология, здесь у героя Плотникова даже психология большевистская: победа любой ценой, ради нее можно хоть тысячи жизней положить, не жалко, ведь это чужие жизни, другие всегда найдутся. У Шепитько не было случайных деталей, случайных кадров, у нее все работало на образ, на идею фильма, как талантливый режиссер она мыслила художественными образами. И "звезда на буденовке" - это тоже художественный образ: преемственность революции, это советский мальчик, внук комиссаров, будущий комиссар, дело революции живет, мы советские люди, можно с радостью за это погибать...


Далее: «Но если Вы "Восхождение" и "В огне ..." ставите в один ряд... Они действительно тогда были в одном ряду, хотя бы по уровню таланта режиссеров. Но как только советизм исчерпал себя, режиссеру сказать стало нечего, он схватился за царскую тему – ведь теперь это модно – а в сердце пустота, вот и получилось чудовищное кощунство и клевета на Царственных Мучеников. А У нас лучшие фильмы о войне были сняты в советское время. А там те же звёзды, что Вы так не любите (или точнее разлюбили).. Действительно «разлюбила», не могу простить им октябрятства, когда несмышленых малышей в коммунистов готовили и заставляли носить на груди «звездочку» с кудрявым сатанистом, потом еще комсомол был, в который школьников тоже загоняли, из которого я вышла (Вы знаете, что это значило в советское время?), – когда поняла, что это такое… А Вы что, любите эти масонские пентаграммы? О. Павел этим богохульным деянием, о котором Вы говорите, - пошил себе однажды облачение с пятиконечными звёздами - осквернил свою душу, юродство тоже разное бывает, не в оправдание греха, не к соблазну, а в назидание согрешившего. Большевики-коммунисты обманули наш народ, украли у нас истинную веру и подсунули свою, сатанинскую. Мы до сих пор за это расплачиваемся, катастрофически скатываясь в пропасть. Чем же здесь восхищаться? Вступив с Вами в дискуссию, хотела обсудить тему нашего бытия через отражение искусством. Жаль, не получилось…
А по-поводу нетактичного поминания священства… – не припомню, если чем задела, простите.
45. и.А.З. : Валентине Дмитриевне
2011-03-16 в 03:17

По поводу фильма Панфилова,как я его помню по старой памяти, я с Вами готов согласиться, он невнятен в художественном плане и политизирован соответсвенно времени. Хотя и куда более талантлив, чем то , что Панфилов снял тогда, когда сменил идеологию и получил свободу снимать, что ему вздумается. Снял он про царскую семью, и вроде бы с благими намерениями, но безвкусица получилась ужасная, а образы до кощунства несоответсвенны.Правды никакой.
Но если Вы "Восхождение" и "В огне ..." ставите в один ряд, да ещё из-за одной звезды на будёновке... то дискуссию лучше прекратить.
У нас лучшие фильмы о войне были сняты в советское время. А там те же звёзды, что Вы так не любите(или точнее разлюбили), те же идеологические штампы проскальзывают...

А по-поводу нетактичного поминания священства: одна история. Стоял я как-то в очереди. Один мужичёк испитой мне говорит лукаво, да с намёком:"А ты знаешь, священники-то РАЗНЫЕ бывают..." А я ему: "А ты сам, кто по специальности?"
- Я тракторист!
- Ну вот,трактористы то же разные бывают!
Задумался мужик...
Но он то забитый, неверующий, а у нашей неофитской интеллигенции до сих пор каша в голове: с красными и белыми не разберутся.
Старец Павел Груздев Тутаевский, юродствуя во Христе, пошил себе однажды облачение с пятиконечными звёздами. Все просто обалдели. А старец сказал: "А знаете, сколько наших ребят под этими звёздами лежат?.."
44. Аноним : Re: «Остров» в тумане
2011-03-16 в 00:47

Фильм не стоит того, что бы его обсуждать.
43. Валентина Дмитриевна : Ваша оценка Шепитько и "Восхождения" совершенно субъективная.
2011-03-15 в 23:47

Хочу добавить к предыдущему письму. Сегодня скорбно-покаянный день: вынужденное отречение Государя Николая Александровича и начало Голгофы Царственных Мучеников. И в поддержку нашему народу в будущих великих скорбях – явление иконы Божией Матери «Державная». М.б., поэтому накануне показали этот фильм Панфилова?..
42. Валентина Дмитриевна : Ваша оценка Шепитько и "Восхождения" совершенно субъективная.
2011-03-15 в 23:33

Уважаемый и.А.З. Вы пишете: Ваша оценка Шепитько и "Восхождения" совершенно субъективная. Восприятие искусства, наверное, всегда субъективно. Имеет значение, кто субъект, кто оценивает. Ведь верующий и неверующий, профессионал или дилетант, талантливый или бездарный «субьект», согласитесь, совершенно по-разному оценивают то или иное явление. В то время я была далека от церкви, но фильмы Шепитько, наверное, интуитивно, воспринимала всегда тяжело, хотя режиссер она безусловно талантливый. Звезда - это не дань времени, как Вы говорите, это идеология времени, идеология автора. При другой идеологии можно было бы найти другой символ будущего России. Странно, что Вы как священник этого не видите. О ее вере я рассуждать не буду, я была с ней хорошо знакома и знаю другое, например, что она посещала Вангу, которая, к стати сказать, предсказала ее трагическую судьбу. Не буду ее за это осуждать, она уже пред Богом, говорю просто как факт ее мiровоззрения. Тогда многие кинематографисты побывали у Ванги, я тоже тогда относилась к Ванге с большим интересом, Бог миловал, я не была. Сейчас многое воспринимается по-другому, произошла переоценка ценностей, потому что произошло, если так можно выразиться, воцерковление восприятия, и не только искусства, но и нашей истории. Недавно по ТВ показали фильм Глеба Панфилова "В огне брода нет" с Инной Чуриковой. В то время я его смотрела с интересом, оценивая положительно и игру актеров, и режиссуру фильма. А теперь не смогла досмотреть, не оставляла мысль, что это они, герои Чуриковой, Кононова, Глузского, Солоницына (хотя как акеры и люди – замечательные!) и иже с ними, уничтожали православную Россию, убивали лучших ее сынов, хам пришел на смену Святой Руси. А после эпизода, когда Глузский радостно сообщает, что "царя шлепнули" и достает по этому случаю пузырек со спиртом, выключила телевизор, ком к горлу подступил… Но странное дело, вроде бы поняли, какая произошла катастрофа, кто такие большевики и что они натворили, а до сих пор восхищаемся фильмами о них. Да и не только фильмы, а вся их идеология до сих пор живет и побеждает, начиная от Кремля и до самых до окраин…
41. и.А.З. : для Валентины Дмитриевны
2011-03-13 в 01:09

Случайно заметил Ваш поздний комментарий.
Ваша оценка Шепитько и "Восхождения" совершенно субъективная.
Звезда на будёновке у мальчишки - атрибут времени, не более.
Но в этом ребёнке - вся надежда.
А Лариса была верующим человеком, Вы просто не знаете.
В фильме как раз и нет ничего "советского"-помпезного, поэтому его чуть не ухлопали в Госкино. Ветераны фильм спасли и оценили,а их,кто действительно знает,что такое война,не обманешь.
Да, фильм тяжёлый. Но разве сама тема лёгкая? Тяжёлый,но не беспросветный,как порой бывает. Обратите внимание,как снята последняя сцена казни: герой передаёт мальчику завещание взглядом, а сам не виснет на виселице,нет, - возносится, и свет подхватывает его. Эстетические возможности кино здесь использованы сполна и талантливо. Герой не гибнет,ибо побеждает страх, который,как известно, совершенно изгоняется только любовью.
40. Валентина Дмитриевна : ...интересно сопоставить кинопроизведения «Остров» Лунгина и, например, «Восхождение» Шепитько
2011-03-01 в 20:28

+Уважаемый о. Александр, Вы пишете (для краткости Вашу оценку «Острова» я опускаю): Пожалуй, было бы интересно сопоставить кинопроизведения «Остров» Лунгина и, например, «Восхождение» Шепитько… Христианские идеи в «Острове» выражаются непосредственно, в «Восхождении» - иносказательно…Ларисе Шепитько удалось каким-то творческим чудом, особыми средствами выражения из военной драмы по известной повести В.Быкова о подвиге и предательстве, создать по духу евангельский фильм…«Восхождение» - весь притча. Сюжет, взятый из войны, на наших глазах перевоплощается в вечный образ: Христос и Иуда, жертва и предательское самосохранение. Шепитько гениальным творческим озарением иллюстрирует слово Христово: «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу ради Меня сбережет её» (Мф.10,39). .. Воздействие «Восхождения» на душу зрителя чрезвычайно сильное ещё и потому, что Лариса Шепитько добивалась от всей творческой группы глубокого сопереживания создаваемых событий. С Вашей оценкой «Восхождения» я категорически не согласна, хотя творческие достижения режиссера отнюдь не оспариваю. Расхождение у меня с Вами здесь принципиальное. Лариса Ефимовна Шепитько была действительно талантливым режиссером, создавшим свой киноязык, открывшим своих героев, и в то время фильм произвел сильное впечатление на зрителей. Но мне от него было очень тяжело на душе, как будто надо мной совершили жестокое насилие. И вот тогда я сделала для себя маленькое открытие, что талант бывает не только от Бога… а ведь мы за талант привыкли все прощать, даже если он вводит в соблазн и калечит душу. Да, то о чем Вы говорите, присутствует: это притча, но только не о Христе. Скорее это Великий Инквизитор. Христос, христианство – это прежде всего любовь и жертвенность, самопожертвование, мученики САМИ шли на Голгофу, следуя Христу, и никого не тащили за собой. А здесь герой никого не жалеет, для него главное – это служить идее, любыми средствами добиваться цели, да, он готов погибнуть, но и все тоже пусть погибают – за идею, за светлое будущее. И в конце фильма, перед казнью, что утешило его сердце? он видит мальчика, на шапке которого остался след от красной звезды. Вот что согрело сердце героя, что является для него главным: победа коммунизма. И для раскрытия этой идеи Шепитько вкладывает ее в канву притчи о Христе и Иуде. В этом фильме нет любви, не жалости, нет сострадания, победа любой ценой! Разве это христианство? Она была человеком умным, талантливым, образованным, но неверующим. И фильм отразил ее внутренний мiр. Она действительно добивалась от всей творческой группы глубокого сопереживания создаваемых событий, создавая атмосферу, предельно приближенную к происходящим событиям, и во время съемок замерз человек. Она не щадила людей, которые с ней работали, об этом говорит и ее трагическая гибель, а с ней еще было семь гробов. Вот этот дух коммунистической психологии, безжалостного советского фанатизма, во всех ее фильмах, вспомните, например, «Крылья». К сожалению, она была абсолютным созданием советского времени, хотя, повторю еще раз, художником очень талантливым.
Об «Острове» говорить не буду, о недостатках его эстетики много сказано правильного, я бы могла прибавить еще именно в содержательно-православном плане, хотя некоторые Ваши оценки «отрицательного» считаю предвзятыми. Но самый главный идейный прокол – это финал. Верующий художник, создавая положительный образ героя, не мог бы снять такой финал, когда у монаха, уходящего в мiр иной, даже не заронилась мысль о покаянии, соборовании, причастии (хотя необязательно это было бы показывать в кадре). Многие годы о. Анатолий нес на себе этот страшный груз убийства человека и не мог от этого смертельного греха освободиться, боялся, как боялся и тогда, когда выстрелил. И вот теперь. Когда уже ничто земное не может быть преградой для освобождения, и ему уже ничего не страшно, потому что он уходит в мiр иной, что ему мешает?... Наверное, ради этого и стоило снимать фильм – преодоление своего страха, себя, спасения СВОЕЙ души, и стоило снимать фильм. Но этого не произошло, потому и не происходит катарсиса. Но если сравнивать с «Восхождением», против которого «Остров» по художественным достоинствам конечно гораздо ниже, то в образе о. Анатолия все же больше сердечного тепла и любви к этим несуразным людям, даже к о. Иову. Это фильм о живых, обычных, заурядных людях, которым нужен мудрый, добрый наставник, Божий человек, поэтому он глубоко тронул зрителей, которые так нуждаются в наше жестокое время в любви своих пастырей, что многое и не заметили, многое и простили режиссеру. (А Иоанна Грозного не надо было ему трогать, пасквиль получился - и в самой идее, и во всех персонажах. А ведь за каждое слово ответим, тем более за Помазанника Божия!) И вечная память оператору фильма за потрясающий образ РУССКОГО МОНАШЕСКОГО СЕВЕРА!
39. и.А.З. : уважаемому потомку
2010-12-13 в 21:41

Дорогой Владимир!
Слова,сказанные князем Мышкиным,мы без сомнения можем приписать Федору Михайловичу. А для правильного понимания этих слов и необходимо их слитное восприятие с образом Идиота и идеями романа.
Сказать о антихристиантве этих слов - обидеть память Достоевского!
Безусловно,что только Господь Спаситель спасает человека, но почему мы говорим: "Пресвятая Богородица спаси нас"?
Значит мы вправе говорить о спасительности того,что способствует спасению и это в традиции Православия.
Спасительная красота у Ф.М.Д. - это и есть Истина Христова во множестве её проявлений и действий. Дух дышит, где хочет.
Возвращаясь к примеру "Острова" мы с ужасом замечаем, что Истина Христова привлечена в сюжет, но изгоняется из формы неверной эстетической реализацией.
Это очень тонкое коварство. Дух израильского богоборчества нашёл себе место во внешней оболочке фильма,сделавшись как бы прозрачным.(Сейчас вдруг вспомнилось,как один из авторов проекта газпромовского небоскрёба подобострастно уверял, что мол не волнуйтесь - здание будет "совершенно прозрачным"и т.п.).
Сама красота не может быть спорной, но в конфликт вступают неправильные понятия о красоте. Так же как начинали разногласить те, кто удалялся от Христа и начинал искажать Его Истину.
Красота для малодуховного художника - понятие исключительно эстетическое, для христианина и Ф.М.Д.в частности - соборное и исключительно проникающее во все сферы бытия. Вот почему у Достоевского она спасительна. И у Чехова:" В человеке ВСЁ должно быть прекрасно..."
Призыв Господа к Божественному совершенству можно расценивать и как совершенство красоты.
Лозунг Достоевского о красоте - это призыв литератора, деятеля культуры,пытающегося перебросить мост между культурными и христианскими ценностями.
С любовью о Господе!
38. Дмитрий В.Ч. : 36. lucia
2010-12-13 в 09:32

Спасибо, не буду. ))
37. Потомок подданных Императора Николая II : Мир спасёт Иисус Христос
2010-12-13 в 06:09

Идея Достоевского - Красота спасёт мир - будет не понята без эстетического развития души.


Дорогой отец Александр! Сразу скажу, что я полностью согласен с Вашей оценкой эстетической стороны фильма "Остров". Но общая оценка его у меня лично гораздо более отрицательная. Возможно, это потому, что Вы говорите больше всего о красоте. Но ведь понятие красоты очень спорно. К сожалению, Вы, как мне кажется, эту спорность и неопределённость решили перечеркнуть авторитетом Достоевского (наверно, неосознанно - прошу меня простить за это предположение). Но Достоевский никогда от своего имени не делал антихристианского заявления о спасительности красоты. Спасителем является Иисус Христос. Вопрос о приписывании Достоевскому нехристинского заявления о спасительности красоты хорошо разобран в недавно опубликованной на Русской Народной Линии статье иеромонаха Макария (Маркиша) "Красота - на спасение или на погибель?":
http://www.ruskline....enie_ili_na_pogibel/
Прошу прощения, если что-то показалось обидным.
Во Христе Иисусе
р.Б. Владимир
36. lucia : 32. Дмитрий В.Ч.
2010-12-13 в 01:32

Не знаете - и радуйтесь! Писательница это такая. Не читайте.
35. и.А.З. : Простите!
2010-12-13 в 01:14

Прошу прощения за ошибку в имени святого: Амфилохий. Думаю,досадная опечатка будет исправлена.
Всех поздравляю от души с праздником в честь ап.Андрея Первозванного! Это то же именины православной России!
21 год начала монашеской жизни на Валааме.
Слава небесному защитнику Руси!
Именинником - радоваться!
34. Ерусалимецъ : 32. Дмитрий В.Ч
2010-12-13 в 01:09

"А кто такая Дина Рубина"?

Дочь старичка Рубина, кто же еще-то!
33. и.А.З. : Светлане
2010-12-13 в 00:13

Думаю, что Вы и статью не особенно внимательно прочитали,раз и автора не приметили?
Пришло время обращать внимание на ФОРМУ, в которую облекаются христианские идеи. Таков зов времени.Мы уже наглотались сгоряча недоваренной пищи, теперь надо смотреть ещё и в какой упаковке она к нам поступает.Слишком много безвкусицы входит в сферу сознания христианина.
Евангелие,например, написано не только Богооткровенно и спасительно, и нравственно-поучительно, но и КРАСИВО, с духовно-поэтическим изяществом формы.
Современные делатели искусства(некоторые) считают,что духовное содержание,которое они вкладывают в свои поделки,всё сделает само за них.И расчёт,как я вижу и по многим комментариям,оказывается верным.
Если мы не хотим вовсе отказаться от произведений икусства(а это то же путь!),то значит должны воспитывать в себе чувство красоты и совершенства, ибо в искусстве форма,эстетика не на последнем месте,хотя без содержания она никчемна.
Идея Достоевского-Красота спасёт мир- будет не понята без эстетического развития души.
С любовью о Господе!
32. Дмитрий В.Ч. : 27. lucia
2010-12-12 в 22:14

А кто такая Дина Рубина?
31. Светлана : Re: «Остров» в тумане
2010-12-12 в 19:50

Простите, ради Бога, о. Александр за непочтительность, я только что увидела, кто автор статьи.Не взыщите. Спаси Вас Господи.
30. Светлана : Re: «Остров» в тумане
2010-12-12 в 19:30

Я не буду здесь говорить об «эстетических» тонкостях этого произведения. Не считаю себя «специалистом» в этом вопросе, но мне показалось, что в фильме, в образе героя хотели показать одну черту, очень характерную для простых верующих людей на Руси того времени – это некое «юродство», высокий духовный подвиг, который «давался» немногим. Вы пишите: «…наш герой совершил осознанное предательство без особых понуждений». Что Вы подразумеваете под «особыми понуждениями»? Святые говорят, что под личинами побуждений скрываются все наши страсти и мы стра-да–ем от них. Для одного - предать Бога (и свою душу) заключается в том, что он нарушил «обет», данный Богу не курить, и «сорвался». Для другого – это по фарисейски отнестись к своему «брату», для третьего – предать своих близких. В итоге мы предаем себя и того, кого любим, нарушая заповеди Божии и «узы» любви, нас с Ним связывающие. Только это предательство разной степени (если хотите). Оставляем мы для себя возможность возврата, Надежду, или рвем окончательно и бесповоротно…
.. Тогда человек перестает видеть Бога, не надеется уже на СПАСЕНИЕ, и «накладывает на себя руки», как сделал это Иуда. Это полное отпадение от Него, полная «одержимость» демонами – мучителями. Ад, без отсутствия всякой надежды на СПАСЕНИЕ. Далее Вы пишите: «Это не Петрово отречение, характеризующееся нечаянностью и стечением обстоятельств, а безнадёжное и малодушное иудино предательство». . Герой фильма не таков. Он НАДЕЕТСЯ . А «Нечаянности» у Петра не было (см. выше), да и «стечение обстоятельств» всегда промыслительно. Просто Петр, несмотря на проявленное малодушие, сохранил веру во – спасение, а Иуда нет. Напротив, за постоянное «памятование» о своем БОЛЬШОМ грехе он приобрел СМИРЕНИЕ, через которое получил от Господа дар прозорливости и чудотворений. Помню, что фильм начинается с беспрестанной Иисусовой молитвы: «Господи, помилуй меня грешного». Чего и всем желаю!
29. Булгарин : Ещё кто нибудь будет утверждать, что это фильм о покаянии???
2010-12-12 в 18:21

- В общем, высадили меня немцы на этот остров, как Робинзона Крузо. Встретил я здесь монахов. Они в здешнем монастыре до революции жили, а потом здесь тюрьма была для политических, вот их туда на пере-ковку и определили. Потом война началась, лагерь на материк перевезли, а монахи в монастырские катакомбы попрятались, их и не нашли. Они меня, когда немцы уплыли, и от голода спасли. После войны остров обратно монахам отдали. Стал я здесь жить, сначала думал скрываться, вдруг меня за это убийство ищут, прикинулся, что, дескать, память всю отшибло... а по-том привык... начал молиться, принял постриг... А про преступление свое никому не говорил, даже духовнику, боялся, вот как ты сегодня, что передадут куда надо...
- А мне что же решили рассказать? - спросил гость.
- Глянулся ты мне, да и стар я, а с такими грехами неотмоленными и помирать-то страшно.
- Помирайте спокойно, батюшка, - ответил гость, - знал я того моряка... жив он остался... Вы ему с перепугу только кисть прострелили... Он когда за борт упал, в лодку залез... Помните, там к барже лодка была привязана?..
- Помню, - ответил истопник.
- Так вот он на этой лодке с простреленной кистью на веслах двое суток к своим шел.
- Вот спасибо, вот порадовал, - заулыбался истопник, - значит, не принял я греха на душу... Вот радость, так радость. (Соболев Дмитрий. сценарий художественного фильма "Остров")
28. блудный сын : Христианское кино должно достоверное,чтобы люди верили...
2010-12-12 в 16:33

Я не кинокритик,но коечто скажу. Я думаю человек посмотрев фильм не должен сомневаться,чтобы понял замысел и четкую реконструкцию событий. Как пример и очень сильный фильм"ПАССИО" или СТРАСТИ ХРИСТОВЫ Мела Гибсона. Я почти уверен что показал Гибсон,так оно И Происходило ЭТО ВЕЛИЧАШЕЕ СОБЫТИЕ ВО ВСЕЛЕНОЙ, что имено так и было,там лица,жесты,одежда ,поведение ,БОЛЬ-реальные. Я ПРАВОСЛАВНЫЙ И ЭТОТ фильм тоже считаю православным хотя его снял грешник еретик без единого православного актера. Этот фильм открыл мне глаза. Ну а остров в тумане.
27. lucia : Re: «Остров» в тумане
2010-12-12 в 15:28

А я вот не антисемит. но меня все равно в нем упрекают - за нелюбовь к творчеству Дины
Рубиной.
26. Леонид Болотин : Фильм и повесть
2010-12-12 в 14:44

Очень тяжело переживал «успех» этого фильма в православной среде. Угнетающее впечатление от фальши при просмотре «Острова», правда, помогло мне следующий филь Лунгина не смотреть вовсе. А сейчас полистал сценарий Дмитрия Соболева http://zhurnal.lib.r...bolew_d/ostrov.shtml - в общем-то неплохая вещь… Конечно, очень чувственная, но совершенно лишенная злодейского обаяния, которое содержится в работе Лунгина… Всё-таки я антисемит. Никуда тут не денешься…
25. Мыслитель : Re: «Остров» в тумане
2010-12-12 в 14:11

А мне «Остров» очень понравился, и я всегда стараюсь пересматривать его, когда его повторяют. Наверное, можно было бы и лучше его снять – иносказательнее, но, думаю, он и в таком виде во многих религиозное чувство пробудил.
24. Захар : Автору
2010-12-12 в 13:10

По поводу постановки Вы, конечно, правы. Фильм поставлен школьно, что поразительно для опытного режиссера. Интервью Лунгина Познеру говорит, мне кажется, о том, что он не любит и не понимает ни Православие, ни Россию. А может быть даже и ненавидит. Но фильм, тем не менее, хочется защищать. Возможно,потому что авторство Лунгина относительно, как справедливо заметила Галина Старикова в ком.№6. Меня не испугало длительное покаяние героя. В моем понимании, это и есть сердце сокрушенное, которое Бог не уничижит. Мне не кажется, что его "чудеса" напоказ, даже отчитку он проводит на одиноком острове (многочисленные зрители - это мы, но как же без этого). Единственно, что смутило сразу - это то, что герой перед смертью даже не пытается исповедоваться и причаститься. Знаете, о.Александр, когда я читаю т.н. тексты рок-песен (а мне иногда приходится это делать, поскольку у меня много молодых друзей) я в ужасе начинаю думать, что писали это не они. Вернее, не совсем они, а принимал участие некто холодный и ненавидящий людей. В фильме же, по-моему, произошло прямо противоположное. Фильм, однако, я не идеализирую. За Ваш ответ спасибо.
23. Свечкодуй : Не странно ли для православного?
2010-12-12 в 12:41

В фильме вообще очень много странностей. Например случай с пожаром игуменского дома. Ну ладно, монахи побежали его гасить, бросив службу во время Полиелея, но когда пожар кончился, почему на службу не вернулись? Угорели?!
22. Агапит : 6. Галина Старикова
2010-12-12 в 11:22

"Фильм занял свое место, и многие и воцерковленные и невоцерковленные люди смотрели его по нескольку раз и будут смотреть."
---------------------------------------
Полностью согласен с Галиной.
Есть критика, есть и критиканство.
21. Глеб : Re: «Остров» в тумане
2010-12-12 в 10:45

Монашество, духовная жизнь христианина, проявления святости в обычной жизни - никогда не были предметом нашего кинематографа. Разве что дореволюционный "отец Сергий" ? ... Но это было скорее толстовство в кино, чуждое православию и русской традиции ...
Поэтому - огромное спасибо Лунгину, и сценаристу Дмитрию Соболевскому. Они сделали первые шаги к возвращению через кинематограф общественного интереса к таинству русской духовной жизни.
Да, в фильме много ошибок. Чего стоит одна искусственная привязка монашества старца Анатолия к его военной истории...
Другого можно и не перечислять. Это будет справедливая критика, но ... на территории, созданной фильмом "Остров". Теперь нужно создавать новые фильмы о Великой Культуре, сброшенной в 17 году за борт...
20. Галина Старикова : 19. и.А.З.
2010-12-12 в 00:38

Спаси Вас Господи, отец Александр, очень Вам признательна.
19. и.А.З. : для"простолюдинки"
2010-12-11 в 23:48

Я знал о.Павла Тутаевского.В жизни был прост,некоторым казался груб. Но служил истово и красиво. Ни покаяние своё, ни помощ людям не выпячивал.Обладал великолепным чувством юмора.Находил нужные слова и для простых людей,и для учёных-атомщиков. Его образ вполне соответствует идеальным представлениям о христианском образе жизни,лишённом как рафинированности,так и распущенности.
В образе же,созданном Мамоновым видится пародия на старчество,хотя и не злая,с попыткой искренности.
"Остров",как всякое произведение искусства должно быть испытано и этически, внутренне,нравственно; и эстетически - т.е. как, каким образом, какими средствами выражения и приёмами достигнуты этические идеи фильма. И то, и другое важно, более того, лучшие произведения искусства,ставшие классическими эталонами, создают неразрывную связь между внутренним и внешним, этическим и эстетическим.
Христианская эстетика(это уже не относится к искусству,но к самой жизни) выражается,например, в красоте обрядов,таинств,Богослужения;благочинного образа жизни; в КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ.
18. Татьяна : Мнение
2010-12-11 в 22:36

Фильм похож на лубочную картинку, показаны схематично такие стороны церковной жизни, которые могут притягивать неофитов или сочувствующих - чудотворения, изгнание бесов, исцеления, юродство. Да, это впечатляет, особенно когда только переступил за церковный порог. Но не это главное в церкви, а что - мы в фильме так и не увидели. И еще. Мне было непонятно, почему "старец" Анатолий перед смертью не просил исповедать и причастить его, а, наоборот, просил оставить его одного? Не странно ли для православного?
17. Аноним : "Остров" разномыслия.
2010-12-11 в 22:29

Старец Анатолий в фильме "Остров" молится не в ту сторону: не туда, куда все остальные насельники "острова". Видимо, для автора статьи - это и есть, на самом деле, то, что "не эстетично".
16. Павел Малый : Анатолию : грех не к смерти
2010-12-11 в 21:30

А что фраза-то меняет? Я смысл передал, к смыслу у Вас вопросов нет. И, если все грешные и живи как живёшь, что ж тогда монашество? Этнографический музей? Вот в фильме музей и показан. А Севастиан карагандинский совет-то свой небось конкретному человеку давал, в конкретной ситуации, и не стоит преподобных на цитаты разбирать, да ко всем подряд те цитаты применять.
15. Свечкодуй : Разве цель христианства - чудеса показывать? Чудеса необходимы для спасения, а иначе это шарлатанство.
2010-12-11 в 20:42

Характерно, но чудеса старца Анатолия никого не спасают. Да, он исцеляет мальчика, но мамаша даже не хочет того причастить, ей срочно надо на работу; он ясновидит умирающего на чужбине мужа русской крестьянки, но той жалко даже порося продать ради того, чтобы навестить страждущего; он исцеляет бесноватую, но её папаша даже поисповедаться не хочет, а зачем, "что-то я не понимаю", девочка здорова, всё хорошо.
14. Булгарин : унылый "Остров"
2010-12-11 в 20:10

Очень рекомендую статью протоиерея Георгия Бирюкова "остров Каина". http://ruskline.ru/a...01/22/ostrov_kaina/
Иерею Александру Зайцеву.
Да, мотив Иуды был именно такой: несоответсвие Христа иудиным представлениям о Миссии. Иуда думал, что Христос пришёл, чтобы царствовать над миром. В этом случае апостолы стали бы боярами, а Иуда - министром финансов. В принципе - это сребролюбие и есть.
Кстати, уныние - такой же смертный грех.
13. Галина Старикова : ну вот...теперь хочется все-таки докопаться...
2010-12-11 в 18:38

Отче, Вы так часто повторяете слово "эстетичный", что я дерзну спросить у Вас : а что это такое :верное христианское эстетическое чувство? Ну как-то можно это объяснить для простолюдинки? Или это удел избранных? Много учиться надо? Молиться? Ну чтоб Господь дал это чувство. Вот один человек пришел к старцу за советом, а тот его встретил словами: "Ну что? Пожрем?"-,и ...помог ему исцелиться от страсти обжорства.(вот не вспомню где читала, давно было,простите) Вроде совсем и неэстетично...но каков результат! А по поводу того, что юноша указал место, где прячется командир, то считаю, что это просто продолжение того же страха, а не обдуманный какой-то поступок. Страх пришел и не отпускал его, пока не прогремел взрыв.Страх! Ведь из-за страха за свою жизнь Апостол Петр отрекся от Христа, трижды! А каялся и плакал всю жизнь. Первоверховный Апостол! Простите меня докучную.
12. Nikodim : Конечно, ни о какой эстетике "Острова" говорить не приходится.
2010-12-11 в 17:18

Конечно, фильм Лунгина испечен сплошь из голливудских полуфабрикатов. Эдакая мыльная опера об одной серии. Многие наши купились на эту поделку потому, что сериалы стали привычным и нормальным явлением. Зрители наши срослись с сериалами, другого кино не видели и не знают. Поэтому подсознательно, узнали свое родное и близкое телевизионное мыльное. Хоть оно и было замаскировано благочестивой тематикой и фразеологией.
11. и.А.З. : Галине Стариковой
2010-12-11 в 16:56

Критичный момент в завязке фильма не только тот,где происходит малодушный выстрел, а где наш герой указывает подобострастно место, в котором прятался его товарищ, хотя мог бы этого не делать.
Место "Острова" покажет только время,наши предположения тщетны.
Я уверяю,что главная тема этой критики сформировалась давно,сразу по выходу фильма.
Не беда, если Вам фильм по душе, он не однозначен. Но для формирования верного христианского эстетического чувства он явно не годится.
10. и.А.З. : Булгарину
2010-12-11 в 16:37

Совершенно верно, это нескончаемое мучительное покаяние гл.героя может научить неофита покаяния боятся,из-за страшной непосильности. Св.Отцы учили иначе. Авва Пимен одёргивал своих учеников,которые хотели долгого покаяния,говорил,что и трёх дней достаточно для искреннего раскаяния.
С Иудой - несколько посложнее ситуация. Он был сребролюбив, но мотив для предательства другой: несоответсвие Христа иудиным представлениям о Миссии.
9. Анатолий : Павлу Малому
2010-12-11 в 16:24

Павел, Вы процитировали неправильно фразу старца Анатолий. В фильме она звучит по другому: Живи, как живешь. Все грешные.Только греха большого не сделай". А не Ваш вариант:"Как хошь живи, только греха большого не сделай". Ваша недобросовестность в цитировании очевидна. Но фраза эта принадлежит в действительности священноисповеднику преподобному Севастиану Карагандинскому (Карагандинский старец преподобный Севастиан. Изд. Паломник. М.2007. с.94). Речь идет о грехах к смерти, то есть о смертных грехах, которые уврачевать несравнимо труднее. По признанию автора сценария, один из прототипов старца Анатолия и был преп. Севастиан Карагандинский.
8. и.А.З. : Захару
2010-12-11 в 16:22

Я коснулся одной эстетической стороны фильма - постановочной. А Вы говорите о другой, о выборе и съёмке натуры, о красоте природы, которую оператор Андрей(фамилию не помню) снял дейсвительно не плохо.К сожалению, для Андрея это стало последней работой(а может и к лучшему, всё же он закончил на серьёзной нравственной теме).Александр Лыков просил меня молится об упокоении р.б.Андрея,которого он хорошо знал.
Если бы не добротная операторская работа, "Остров" выглядел совсем слабо.
Впрочем, излишне реалистичная,почти телевизионная, обнажённость кадра, свойственная многим современным фильмам - присутствует,но это в большей степени зависит от применяемой техники, а не от искусства оператора.
7. Игорь : Re: «Остров» в тумане
2010-12-11 в 16:18

А фильм всё же класный.
А вот подбор Евангельских исцелений противоположных фильмовским, както однобок. Лазарь был воскрешен явно для всех! Да и вокруг толпы наблюдавших за исцелением в фильме не было видно.
Вот так же однако и Христу говорили, что все исцеления силой диавольской творит. А главный замысел фильма автор статьи и не увидел. А он как раз и о театраьной святости неких святош.
6. Галина Старикова : эх....устоять бы...
2010-12-11 в 16:16

Мальчишка, неожиданно встретившись лицом к лицу со смертью стреляет в своего товарища...Страх смерти...кто избежит его? Что-то не дает мне припечатать этого парнишку иудиной печатью. Вспомнился Апостол Петр. И еще вспомнилось, как в самом начале воцерковления, когда Господь еще на руках носит, приехала к нам в гости родственница, очень далекий от веры человек, увидела обилие икон в нашем доме и задала мне вопрос, который надолго заставил меня замолчать и о многом задуматься : " О сколько икон понавешали! А вот если придет некто, приставит дуло к виску и скажет : выбирай : жизнь или вот Он. Что ответишь?" Я молчала, молчала и сказала : " Не знаю...как Он Сам управит..." Когда смотрела фильм "Остров" вот как-то не концентрировалось мое внимание на чудесах. Мне виделось ПОКАЯНИЕ, представить себе человека, всю жизнь кающегося, всю жизнь живущего в кочегарке, спящего на угле, не день, не два, а всю жизнь, было трудно. Молитва со слезами! Пытающийся молиться знает, что слезы эти ой как трудно даются! За это и дары. Ведь именно этого и ждет от нас Господь - покаяния. И, по-моему, в фильме это и проходит красной нитью. Ко многому в фильме, конечно, можно предъявлять претензии, но, честно говоря, как-то это выглядит копанием просто. Это, конечно , на мой, непросвященный и эстетически необразованный взгляд. Мне кажется, что до сих пор еще не снято ничего, равное этому фильму. Интересная вещь, вот посмотрели фильм, восхитились(ну, конечно, еще и потому, что сравнить-то не с чем, не было ничего подобного ), потом, подумав о том, кто снимал, стали внимательнейшим образом искать подвохи и неправильности в картине. После выхода фильма "Царь" стали все чаще вспоминать и критиковать "Остров". Мне думается напрасно все это. Фильм занял свое место, и многие и воцерковленные и невоцерковленные люди смотрели его по нескольку раз и будут смотреть. И вообще так ли важно кто сделал эту работу? Мне, когда читала интервью с творческой группой фильма , вообще показалось, что они и сами до конца не поняли, что сняли. Все мы - кисточки в Божиих руках. Простите!
5. Дмитрий Ермаков : Хорошая статья
2010-12-11 в 12:09

С самого начала не принял я этот фильм. В статье хоршо и правильно все сказано - примерно так я и думал. Лобовая прямолинейность, нежелание и, возможно, неумение заглянуть вглубь или приподняться.
Якобы молитвы (ведь это все же игра актеров), якобы исцеления, все напоказ - это хуже откровенной порнографии.
А шуму-то было! Рыдали особо "духовные" (даже неплохие писатели), священники настоятельно рекомендовали прихожанам посмотреть фильм (почему они не рекомендуют, ну например, перед Рождеством, своим прихожанам прочитать рассказ "Мальчик у Христа на елке"? Да потому что в большинстве своем не знают о его существовании).
Как-то, не удержался, сказал в такой вот "духовной" компании, что сейчас прорыдаетесь над этим островом, получат кто надо за него свои премии, а потом забудут все благополучно, а фильм "Чапаев" - будем помнить всегда, он несравненно более "духовен", чем остров... Даже и такое мне сказали: "Видимо, вы давно не были на исповеди..." Простите, кажется, уже лишнее говорю. Хорошая статья!
4. Захар : Re: «Остров» в тумане
2010-12-11 в 12:08

Все же надо быть справедливыми. Предательство не сожет быть неосознанным. А в фильме Анатолий стреляет (практически случайно) в паническом ужасе. Это все-таки трусость , а не предательство. А трусость в первом бою, еще не трусость (так, по-моему, говорили). И сокрушается он потом всю жизнь. И, кроме того, до сих пор фильм остается странным исключением: без братков, сквернословия и порнухи. Если добавить прекрасные актерские работы и чудную северную природу, показанную скупо, но с большим вкусом (не согласен с автором об эстетической стороне), то фильм и сейчас остается интересным.
3. Булгарин : Анатолий - не Иуда, ибо убил из страха за свою жизнь, а не из сребролюбия
2010-12-11 в 10:32

цитата: И ещё один немаловажный момент, касающийся сюжетно-драматической и, одновременно, нравственной концепции «Острова».



Мы знаем, что святыми становились из разбойников, пьяниц и прелюбодеев. И все они через покаяние получали прощение от Господа и умиротворение, однако далеко не все получили дар чудотворения. На этом же таинственном "Острове" всё иначе: искренне кающийся грешник (а в случае со старцем Анатолием в этом сомневаться не приходится) получает чудотворные дары, но прощения не получает, ибо сам свидетельствует игумену, что грехи всё внутри жгут. Как так? В сценарии он говорит Тихону наедине, что не исповедовал этот грех даже на исповеди из страха, что его сдадут органам. В этом случае всё становится понятным, а в фильме этот момент отсутствует, хотя все остальные признаки нераскаянности присутствуют.
Отсюда и все недоразумения.

А вот реальный случай из жизни старца Силуана Афонского. Когда он был ещё молодым парнем по имени Семён и жил в России, "в како-то праздник, когда водили в селе хороводы, Семён смотрел, как один мужик, средних лет, его односельчанин, играл на гармонике и плясал. Отозвав этого мужика немного в сторону, он спросил его:
- Как же, Степан, ты можешь играть и плясать, ведь ты же убил человека?
Он убил его в пьяной драке. Тогда тот отводит Семёна ещё немного далее и говорит ему:
- Знаешь ли, когда я был в остроге, то много молился Богу, чтобы простил меня, и Бог мне простил; потому я теперь спокойно играю.
Семён, который незадолго перед тем и сам чуть не убил человека, понял, что у Бога можно испросить прощение грехов, понял и спокойствие своего односельчанина - прощённого убийцу. Случай этот ярко рисует и ясное сознание греха, и сильное покаянное чувство, и глубокую религиозную интуицию русских крестьян." (архимандрит Софроний. "Старец Силуан")
2. Павел Малый : "Остров невезения"
2010-12-11 в 09:41

"Старец" Анатолий на смртном одре,на вопрос иеромонаха Иова "Как жить?" велемудро ответствует: "Как хошь живи, только греха большого не сделай". Замечательно! То есть, если ты никого на убил, миллион не украл, а только, как все, "мелочь по карманам тырил", то и покаяния с тебя не требуется! Так, прокашлял дни свои, и в путь всея земли со спокойной совестью. В христианском плане, "Остров" пустышка, хоть и некий монах, говорят, в консультантах числился...
1. Борис : Иллюзия святости
2010-12-11 в 08:11

С начало купился без рассуждения,потом услышав передачу на радио "слово" с Филлимоновым задумался, когда увидел"царя" всё понял! Понял главное-вот оно прельщение для верных,любимое воплощенние бесов в "ангелов света". Вспоминается одна старая песенка имеющая непосредственное отношение к сегодняшней реали- бесы здесь,бесы там -жизнь как сон сплошной обман(немного измен. название рогатого)

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме