«Иркутский госуниверситет помог мне выйти на более высокий уровень»

Беседа с преподавателем Киевской Духовной Академии

0
212
Время на чтение 6 минут

По приглашению кафедры философии и религиоведения Иркутского государственного университета Иркутск посетил преподаватель предмета «Библейская археология» Киевской Духовной Академии, кандидат богословских наук, протоиерей Александр Журавлёв. Предлагаем вашему вниманию беседу со священнослужителем.

- Уважаемый отец Александр, приветствуем вас на Иркутской земле. Какие у вас впечатления от нашего города?

- Мне очень понравилось. Просто заворожила иркутская деревянная старина, которую на сегодня удалось сохранить и отреставрировать. Музей сибирского деревянного зодчества в деревне Тальцы - это настоящий культурологический подвиг жителей Иркутской области. Спасти такую красоту от цивилизационного пресса, сохранить ее, конечно, было очень сложно, но то, что сделано, впечатляет, и для меня лично это видится очень важным делом. Меня возили ещё в несколько музеев, и у меня от них очень хорошие впечатления, кроме того, было очень полезно и познавательно. Сильно понравился музей озера Байкал в пос.Листвянка.

Во-вторых, конечно, впечатлила уникальная природа. У нас в Украине есть нечто похожее, но такого величия, суровости, достоинства и красоты у нас уже почти не встретишь, так как человеческая рука почти всё изменила под себя. А красотой Тункинской долины, Малого моря и острова Ольхон я просто потрясён. Ничего подобного я не видел.

В-третьих, удивительна не только природа, но и люди. Людей же сразу не рассмотришь. Но мне увиделось, что люди в земле иркутской очень дружные, сплоченные, приветливые, и я бы даже сказал, что они в высшей степени по-христиански любвеобильны, что очень важно, явно более честны и не лицемерны, чем мы жители Запада. Это вкратце.

- Вы - преподаватель предмета «Библейская археология» в Киевской Духовной Академии УПЦ МП и приехали в наш город по приглашению кафедры «философии - религиоведения - теологии» Иркутского госуниверситета. Преподавание вашей дисциплины было определяющим в вашей поездке. Как вам показался Иркутский государственный университет, и в частности, само отделение «религиоведения»?

- Здесь много впечатлений, и есть над чем поразмыслить дома. Очевидное - отсутствие стагнации. Тут преподают и учатся очень активные и заинтересованные люди. Тут и чистая наука, и вера, и интерес. Всё это как-то безболезненно переплетено. Видно, что люди не просто живут этим, они учатся в напряжении сил, они общаются, они переносят то, чему научились, в собственную жизнь и в жизнь своих ближних. Студенты слушают так, что муха пролетит и её услышишь, и при этом они не дадут тебе соврать. Я преподавал по системе погружения, сразу на втором и четвёртом курсах, и качество подготовки четверокурсников меня очень приятно удивило. Высочайший уровень. И если учесть, что этот предмет у них не читался в качестве отдельной дисциплины, а мне увиделось, что предварительные знания у них по нему уже и так огромны, то это что-то да значит. Интересуются люди. Кафедра готовит высоких профессионалов своего дела и при этом ещё и любящих его. Каждый старшекурсник это уже многоопытный в науке человек, который может с тобой обсуждать те темы, в которых он с тобой не согласен. И это несогласие культурно выносится на семинарское обсуждение, и когда начинаешь с ними полемизировать, то оказывается, что у меня самого есть белые пятна в познании моего предмета и в методике преподавания и есть над чем поработать. Есть поле для самокритики.

- Вы даже что-то для себя почерпнули?

- Безусловно. Это замечательные люди, которые сами умеют работать, и могут научить других людей. А ведь это только ещё студенты. Я увидел явные недочёты в собственной методике преподавания и в построении доказательной базы. Иркутский госуниверситет мне помог выйти на более высокий уровень, ведь специфика работы с семинаристами несколько другая...

Мне также очень понравились преподаватели. Не могу ничего сказать про тех, кто читает чисто светские предметы, но про преподавателей-священников, а их, как я понял уже десять человек, надо сказать отдельно. У каждого, как минимум, два образования - высшее светское и обязательно духовное, но у большинства по три и даже по четыре высших образования. Где архиепископ Вадим только находит такие образованные учительские кадры? Ведь не всякая столичная семинария сможет похвастаться подобным кадровым подбором. Очень приятно, что владыка Вадим является почётным профессором Иркутского госуниверситета и лично принимает участие во многих образовательных проектах отделения религиоведения. И вот что меня особенно поразило, так это трепетное отношение ректора Университета А. И. Смирнова к этому отделению, и к тому, что на нём, среди более чем ста студентов, обучается почти четыре десятка священнослужителей Иркутской епархии и соседних регионов. У нас такое крайне редко встретишь, а здесь в Сибири нечто подобное распространено повсеместно. И вот что важно, что верующие преподаватели не прозябают, а активно пользуются этой возможностью донести религиоведческие и религиозные знания до огромного количества одарённых и образованных людей. Вот так вера и справедливость вскоре и приумножатся. А нам в этом наука.

Да... Студенты особенные. Всегда безусловное внимание. Когда заходишь, видишь не просто умников и умниц, которые внимают каждому своему слову, но тех, кто с сознание дела откликаются. Это очень редко встречается, когда приходишь к студентам. Здесь внимают каждому твоему слову, я был просто удивлён такой воспитанностью учащихся.

- Батюшка, вам также пришлось прочитать несколько академических часов в старших классах Иркутской городской Православной женской гимназии. Как вас там встретили?

- Да, здесь разговор отдельный. Встретили меня с интересом и очень гостеприимно. Контингент - одни девочки и их очень много. Я в такой аудитории не работал. Поэтому отнёсся к встрече с ними с особенным энтузиазмом. Отмечу, что они как-то непривычно дисциплинированны, наверное, благодаря христианскому воспитанию и раздельному обучению. Кристальная чистота и способность терпеливо молчать и слушать. И когда таким людям раскрываешь свой предмет, то видишь, что в них нет лукавства, а есть понимание, и работать - одно удовольствие. Приятно учить тех, кто хочет учиться. И потому что они так воспринимают твой предмет, хочется говорить с ними хоть сколько часов. И видно, что они понимают, о чем ты им хочешь сказать. Это очень важно, что у людей сохранились кристальной чистоты души. Я думаю, что это заслуга не только этих детей, но и заслуга тех людей, которые начальствуют в этой гимназии.

- Вы говорите про директора - иерея Александра Ивановича Беломестных?

- Да. Я был приятно поражён коллективом и этим директором. Да подаст Господь Бог им здоровья на многие лета за то, что они смогли собрать такой педагогический коллектив. Они могут отлично передавать то, что сами знают и умеют, подрастающему поколению. Они могут организовывать учениц на общественное служение и вообще на большие дела. Плоды видно. Я думаю, что из этих девочек получатся настоящие христианки - матери добрых христиан, патриотки своей Родины и мироносицы своей Церкви. Уровень этой гимназии намного выше уровня многих известных мне духовных училищ, а ведь гимназия существует вот уже более чем десяток лет. Кроме того, мне сказали, что таких гимназий в епархии четыре. Могу себе представить, сколько добрых душ вышло из их стен в этот трудный мир, и как приукрасилась ими Иркутская земля.

- Мы уточнили и теперь знаем, что вы также провели восемь занятий в нашем Политехническом университете, на факультете искусствоведения, вы осмотрели запасный фонд курсовых и дипломных работ, которые в своё время сделали выпускники. Какие у вас впечатления об этом учебном заведении, о студентах и преподавателях?

- Мои впечатления от искусствоведов ИрГПУ несколько иные. Там хорошие, добрые студенты, очень открытые, но не воцерковлённые. И эти мои лекции по Библейской археологии выглядели в моих собственных глазах как миссионерство. Там и вопросы при обсуждении тем были совершенно иные, и стеснения побольше было. Само собой мне приходилось делать скидку на эти нюансы. Думаю, что наши встречи будут иметь продолжение в виде дальнейших встреч с преподавателями религиоведами из ИрГУ.

Что можно сказать о работах, которые я увидел в запасном фонде. Я понимаю, что монументалисты, декораторы и искусствоведы сильны в своём ремесле и даже более - в искусстве, но то, что я там увидел, немало удивило меня. Очень оригинально. У них явно своя собственная иркутская школа. И качество - оно вдохновляет думать о том, что не всё так плохо с русским народом, как может показаться - качество отличнейшее. Они умеют работать, они могут творить красоту. Настоящие шедевры производят своими руками эти дети. Это очень оригинально, ни на что не похоже. Много работ по библейской тематике.

Что касается общения с преподавательским составом, это очень приветливые и культурные люди. У меня вообще сложилось впечатление, что вся интеллигенция в Иркутске именно такая. Мне было интересно и полезно пообщаться с ними, и меня опять удивил тот трепет, с которым они относятся к проблемам религиозного просвещения студентов. Они мне говорили, что культура - помощница всем, что через культуру, через свои знания о народном наследии, через прекрасное возможно быстро и качественно донести всем людям слово Божие и его Закон, что занятие изобразительным творчеством возбуждает интерес к изучению Священного Писания. И я согласился с ними. А ещё подумалось: вот тебе и провинция, вот тебе и Сибирь с медведями - во многом тут процессы христианской катехизации общества опережают наши.

- Батюшка, чтобы не было как в басне И.А. Крылова, где кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку, произнесите о нас какую-нибудь критику. Может быть, вам что-то не понравилось у нас?

- Мне всё понравилось. Я в Иркутске первый раз, и вообще в Сибири до это приезда нигде не был. Мне понравилась природа, понравились люди, их внутренне жизнерадостное состояние. Единственное, что меня несколько напрягало, так это наступивший с моим приездом холод и огромные расстояния, которые мне пришлось преодолеть вместе с начальником Миссионерского отдела Иркутской епархии протоиереем Вячеславом Пушкарёвым, когда он показывал мне местные красоты и достопримечательности, а проехали мы 1200 километров. Ух, и холодно тут бывает!

- Благословите, отец Александр.

- С Богом! Спасибо большое! Поклон всем Сибирякам из Киева.

Беседовала Дорима Шабдоева

Иркутск, 08.12.10

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35