Уроки катыней

0
2021
Время на чтение 15 минут

Рассуждая в цикле статей «В продолжение темы» о действии Промысла Божия в судьбе народов России, я хотел коснуться и темы, вынесенной в заглавие, но коснуться позднее, считая ее второстепенной. Однако скандально известное решение Думы заставило меня взяться за электронное перо несколько раньше. При этом я не собираюсь разбираться, как многие, в подлинности документов и фактов, на основании которых обвиняют Сталина и советское руководство за Катынь. Хотя, по моему личному мнению, большинство этих документов и «фактов» - подложны. Скорее всего, какая-то незначительная часть польских военнопленных, тех, кто был уличен в реальных тяжких преступлениях против советской власти, действительно были ее казнены. Что поделаешь, сталинское время было суровым, причем, не столько к полякам, сколько к русским! А вот собственно Катынь, т.е. массовое, полное или почти полное уничтожение этих военнопленных, организовали именно немцы, точнее, СС и гестапо, по наводке доктора Геббельса, которому, скорее всего, и принадлежала идея этой, прямо скажем, не самой грандиозной геббельсовской провокации.

Замечу, что это мнение не мое, оно как-то было озвучено (не помню автора и названия публикации) на РНЛ. Но из всех, высказанных по поводу Катыни мнений, оно, пожалуй, является самым здравым, поскольку единственное позволяет более или менее примирить все противоречащие друг другу действительные факты. Если же говорить не о мнениях, а о том, какие реальные знания мы имеем о катынской трагедии, то следует сразу сказать, что все они - сомнительны. Ведь русское слово «сомнение» означает, что наряду с одним мнением, есть еще другое (со-мнение) или несколько других, противоречащих ему. Именно такую картину в реальности мы и имеем по «катынскому делу» - есть, по крайней мере, две стороны, противоречащие друг другу, которые предлагают свои более или менее убедительные аргументы по этому вопросу. Причем, обе эти стороны так и не пришли к согласию между собою, оставшись при своих мнениях. А это и значит в реальности, что оное катынское дело - СОМНИТЕЛЬНО. Поэтому возникает закономерный, даже лучше сказать, законный вопрос: на каком же основании Госдума объявила данное дело НЕСОМНЕННЫМ? Это основание еще можно было бы понять, если бы приставка «гос» означала государство... Польшу. Тогда, несмотря на попрание здравого смысла, хотя бы был понятен утилитарный интерес. Поскольку же наша Дума, несмотря ни на что, все же имеет некоторое отношение к России, вышеупомянутое ее решение вообще выглядит чем-то вроде политического извращения - эдакий политический мазохизм. Впрочем, в истории нашей страны это не первая унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. И лишь затем поняла, что от этого малоприятного занятия, извините за выражение, болит попа. Лишь затем она начала соответствовать своему названию и думать (слово Дума все-таки происходит от слова «думать», а не от его антонима, как считают некоторые остряки) о том, сколько миллиардов евро запросят поляки за эти думские мазохистские упражнения.

Но моя статья не об этом. Я священник, а не политик и не правовед. Меня по преимуществу интересует нравственная сторона Катыни, меня интересует важный вопрос: какой народ несет нравственную ответственность за это преступление, вне зависимости от того, кем, фашистами или коммунистами, оно содеяно. Конечно, очевидно, что были реальные исполнители этого массового убийства, эти самые фашисты или, если кому-то угодно, коммунисты; они-то и являются непосредственными виновниками трагедии. Но ведь поляки хотят большего, им мало признания Думой «преступления коммунистов», они хотят обвинить в этом преступлении весь русский народ и другие народы Российской Федерации. Хотя бы потому, что требуют от России крупную денежную компенсацию, а ее, ведь, не коммунисты должны заплатить, а русский и другие народы РФ, своим трудовым горбом и тем невосполнимым сырьем, которое Бог Творец заложил в недра нашей страны, заработавшие эти требуемые у них миллиарды евро. Причем, дума, сделавшая свое явно необдуманное заявление, этим уже признала моральную ответственность русского и других народов РФ за катынскую трагедию, несмотря на все кивки в сторону Сталина и коммунистов. Ведь не их представляет Дума, а все народы Российской Федерации, поэтому сделав такое заявление от лица последних, она же фактически и на них возложила моральную ответственность за это дело.

Но так ли это? Действительно ли виновен русский и другие наши народы в этом преступлении? Причем заметим, что поляки в своих обвинениях России и русских, а также требованиях от них компенсаций, далеко не оригинальны. На этом сомнительном поприще активно подвизались все мало-мальски русофобские режимы и силы постсоветского пространства: и прибалты, и украинские «пооранжевевшие» от избытка злобы нацисты, и гордые (во всех смыслах этого слова) грузины, и даже молдавские либерасты, непонятно каким лихим политически ветром занесенные на вершины власти Молдовы. При этом все они предъявляли Российской Федерации моральный и денежный счет за реальные или мнимые страдания своих народов: за всякие голодоморы, репрессии, переселения народов и т.п. их «катыни», имевшие место в советский период. Так какой же народ или народы виновны во всех этих преступлениях? Русские?

Отвечая на этот вопрос, я, как православный христианин и священник, естественно, буду исходить из религиозных понятий. Я буду исходить из того, что законодатель нравственного закона - Бог. И Он же есть праведный Судия, Который судит нас всех (всех без исключения людей и все народы мира) по этому, данному Им закону. Поняв и приняв это, в общем-то, несомненное для верующего человека любой христианской конфессии утверждение, мы легко поймем, что русские православные патриоты подсознательно давным-давно знают ответ на выше поставленный вопрос. И действительно, для них уже почти духовной аксиомой стало понимание того, что все те страдания и бедствия, которые пережил русский народ в ХХ веке, которые переживает сейчас - это следствие праведного Суда Божия и наказания нашего народа за отступление от Царя-страстотерпца Николая II и предание его на смерть. Все это совершенно правильно; и очень правильно и хорошо, что патриоты об этом много рассуждают.

Но увлекшись описанием этого действительно страшного греха русских, патриоты как-то забыли, что в Российской Империи, кроме русского, были еще и другие народы (в частности, поляки), которые также находились в верноподданнических отношениях к Государю Императору Николаю Александровичу (также присягали ему), и которого они также предали. Поэтому, если верно все то, что мы говорим об ответственности за это предательство русских (а оно, безусловно, верно, доказательство этого мы испытали и испытываем на собственной шкуре), то все это верно и в отношении ответственности за оное и других народов бывшей Российской Империи, в частности, поляков. Правда, надо признать, что эта ответственность у других, как правило, меньше, чем наша. Русский народ находился в особом положении в Российской Империи, будучи ее государствообразующим. Если бы он встал за Царя, а все остальные народы Империи - против, то победил бы он, и Царь был бы до сих пор. Я уже не говорю о том, что Самодержавие - это исконная и православная форма правления именно русских. Поэтому ответственность русского народа, повторяю, как правило, много больше ответственности других народов Российской Империи, но это не снимает полностью вины и наказания за предательство Царя и с них.

Собственно, так и произошло в новейшей истории. Мы тяжко согрешили, и были наказаны теми страшными наказаниями, которыми наказаны. Прибалты согрешили много меньше (хотя и они предали, и у них, в частности, были красные «латышские стрелки»), поэтому также наказаны много меньше (хотя плачутся куда больше), - например, основной этап коммунистических репрессий их не коснулся, поскольку они в это время обладали «незалежностью» от Советского Союза. Просто для справки: последняя «получена» в 1918-м году, в условиях немецкой оккупации Прибалтики. Молдаване вообще были оккупированы в это же время Румынией, их особо никто не спрашивал об отношении к тем событиям, поэтому и они от этих же репрессий пострадали мало. Вина поляков несколько больше, они почти всегда были смутьянами в Российской Империи, и всегда были готовы отложиться от Государя Императора, поэтому, по моему мнению, и наказаны Катынью, вследствие которой, по их же собственному признанию, погиб цвет их интеллигенции. Что, конечно, прискорбно, но, во-первых, много меньше того, что перенес русский народ и его интеллигенция; а, во-вторых, как совершенно очевидно из всего вышесказанного, Катынь является наказанием Божиим полякам за их отступление от нашего, когда-то общего Царя. Да и историческая правда свидетельствует об этом абсолютно прозрачно. Ведь не будь предательства поляков и всех прочих, сохранись Российская Империя и Российское Самодержавие, то не было бы и всех этих «катыней», и, собственно, Катыни, независимо от того, чьими руками (фашистов или коммунистов) она была содеяна. Ведь коммунистами у власти тогда бы вообще не пахло, а фашисты, даже если бы они в этом случае и правили в Германии (в чем я очень сильно сомневаюсь), то Российский Самодержец, безусловно, сумел бы защитить от них свою страну, в том числе и Польшу.

А, например, украинцы было наказаны гораздо более жестоко, чем поляки. Ведь они (украинцы), это тот же русский народ, точнее, одна из его ветвей - малороссы. Поэтому были у нас на Украине и голодомор, и многое другое зло. Но все же это наказание меньше, чем у великороссов, которые на то и великие, ибо «кому больше дано, с того больше и спросится». Исключением из этого ряда являются евреи. Их государственное значение в старой России невелико, а наказание страшное, сравнимое с наказанием самого русского народа, о чем я более подробно писал в статье «Уроки холокоста». Но это связано с особой ролью еврейского народа в организации революции, свержении Царя и его злодейском и, по мнению многих, ритуальном убийстве.

Интересно, что это соотношение наказаний (исключая евреев) сохранялось во все время существования СССР. Хотя там все жили не очень богато, но прибалтийские республики в нем имели самый высокий уровень жизни (беру именно это в качестве измерения наказания Божия, поскольку это всем понятно, всем кушать хотят). Украина существенно уступала им в этом, но все же там жили лучше, чем в РФ. А Молдавия «цвела и пахла» своими винами и сельхозпродуктами на весь Советский Союз. Про Грузию я уже не говорю, каждый может сам вспомнить. А тогдашняя РФ по отношению ко всем этим, так сказать, «крезам» советско-регионального масштаба просто прозябала. В то же время Польша вообще была страной «народной демократии», так что по уровню жизни населения запросто могла дать фору всем вышеперечисленным субъектам СССР.

Но вот наша страна распалась на ряд «суверенных» государств. И что же? Соотношение благосостояний этих государств резко меняется. Теперь уже нынешняя Российская Федерация, при общей постсоветской бедности, живет куда «зажиточней» Украины. Например, пенсия моей жены, как и моя, в 4,5 раза меньше пенсии ее отца, проживающего в Ростове на Дону. Но мы еще живем куда лучше, чем мои родственники в Молдове, где вообще нищета. Про Грузию я опять не говорю, и так всем все видно - один Саакашвили чего стоит! Недаром говорят, что каждый народ имеет таких правителей, которых в наказание заслуживает. О кризисе в прибалтийских государствах уже писалось на РНЛ. Хотя, однако, надо отметить, что там еще проживают богатое советское приданное (все то, что все народы СССР в них вкладывали с 45-го по 91-й), тянут с России (за транзит) и с Запада за верность идеалам западной демократии и нацизма; видать, то и другое - одного поля ягоды. Так что эти привходящие факторы влияют на соотношение наказаний-благосостояний, но постепенно они сходят на нет. Построенная за счет всего Советского Союза инфраструктура стареет и нуждается в ремонте, на который нет денег. Российская Федерация стремится сократить транзит через порты, трубопроводы и т.п. «приданное», созданное за счет СССР. А на Западе кризис, и содержать за свой счет Прибалтику становится все накладнее. Поэтому когда все вышеупомянутые привходящие факторы окончательно перестанут действовать, тогда все станет на свои места, и прибалтийские карлики в качестве наказания Божия окончательно получат положенную им глубокую нищету.

Так в чем же дело? Почему вдруг так поменялся основной вектор этих наказаний?

Самоопределение народов и покаяние

Ответ на этот вопрос состоит в следующем: после распада Советского Союза появилась еще одна причина для наказания Божия бывшим его народам. Еще одна наряду с двумя вышеупомянутыми - прежним государственным значением их в Российской Империи и степенью участия в низвержении «царизма». Вот эта-та причина и стала основной, стала основой для новых наказаний Божиих, поставив объекты последних по степени обрушившихся на них бед, как и было показано выше, совсем в другом порядке. Прямо «с ног на голову», а, точнее, с головы на ноги! Так в чем же дело? Что, собственно, произошло?

Мы поймем это, если вдумаемся в смысл слова «наказание». Когда Господь кого-то наказывает бедами за их грехи, Он делает это не по злобе и не желает этих народных бедствий, а ждет от наказуемых народов покаяния в их грехах. Поэтому слова «наказание» и «наказ» имеют один корень - нашим наказанием, всеми бедами, которые нам за наши грехи посылаются, Бог дает нам наказ покаяться и исправить свою жизнь. Если же этого нет, т.е. если наказуемый народ не приносит покаяние, то наказание обычно усугубляется, чтобы наконец-то поняли свой грех и покаялись. Если же приносит, то наказание уменьшается или вообще отменяется, поскольку кающиеся люди этим самым показывают, что они поняли наказ, и нужда в его повторе отпадает.

Теперь посмотрим, что происходило, когда бывшие народы СССР, особенно их «слепые вожди слепых», требовали для этих народов самоопределения? Несомненно, это требование было густо смазано желанием избежать даже тех малых наказаний (дефицитов там разных), которые были при Советах. Люди наивно думали, что, получив «незалежность», сразу же, автоматически будут жить «как заграницей» (ничего не придумываю, своими ушами слышал). Но нежелание нести наказание за свой грех означает отсутствие покаяния в нем. И наиболее очевидным индикатором того, что такое отсутствие покаяния у бывших «братских народах» было, это обвинение почти всеми ими (особенно их русофобскими режимами и силами) русского народа, как виновника всех их бывших советских бед и «катыней», и требование за это различных компенсаций. Ведь если мы обвиняем кого-то другого в своих грехах, то себя считаем невиновными и поэтому даже не раскаиваемся в содеянном нами. Так после грехопадения в раю, когда Бог ожидал покаяния Адама, тот вместо этого обвинил в своем грехе Еву, а та - змия. В результате Господь наказал всех троих, причем, гораздо большим наказанием, чем в том случае, если бы первые люди принесли покаяние каждый за себя, никого при этом не обвиняя в своих грехах. Вот и весь секрет с изменением степени наказания бывших «братских народов».

Но при чем здесь Польша, она же не входили в состав СССР и не выходила из него? Верно, но согласно только что сказанному, ее настойчивые претензии к России и русскому народу, как якобы «виновному за Катынь», означают отсутствие у поляков чувства доли их вины за предательство Царя и, соответственно, отсутствие покаяния за это предательство и преступление. А раз народ не вразумляется своей «катынью», а в данном случае именно Катынью, то что следует? Совершенно верно, новое наказание Божие - Катынь-2. Что в действительности и произошло с их погибшей на разбившемся самолете элитой, в значительной степени зараженной русофобией, которая, как было показано выше, является очевиднейшим симптомом отсутствия покаяния. И если мы внимательно всмотримся в историю постсоветских государств, то увидим, что свои «катыни-2», а иногда и 3, и 4, имели многие из них, и я имею в виду не упомянутое ухудшение экономического положения, - это само собой. Само собой и то, что те, кто громче всех разрывался, крича русским в своих за один час ставших суверенными республиках: «Чемодан, вокзал, Россия», - теперь сами... собирают чемоданы и едут на заработки в Россию. Но были еще особые наказания, большие или меньшие, все зависит от степени русофобии народов этих постсоветских государств. Где больше русофобия, являющаяся индикатором отсутствия какого-то покаяния, там и больше наказание. Возьмем, например, Грузию. Разве разгром в августе 2008 года, когда ее показательно высекли, не «катынь-2»? Наверное, все-таки нет, это уже «катынь-3 или даже 4, ведь до этого там были другие братоубийственные войны - с Абхазией и гражданская война в самой Грузии. А Молдова разве не имела свою «катынь-2», когда в неистово русофобском порыве ее правительство устроило такую же братоубийственную войну с преимущественно русской и русофильской Приднестровской республикой? Которая, кстати сказать, никогда не входила ни в состав Румынии, ни даже Молдавии, пока ее туда не включила советская власть. Вот так интересно получается: Советы клянем, моральные и материальные претензии русскому народу за их злые дела выставляем, а за территории, которые эти же Советы прирезали к нашим суверенным республикам, держимся руками, ногами, ногтями и зубами.

Поэтому я пишу все это не для того, чтобы вызвать покаянную слезу у поляков, грузин и других, закосневших в своей русофобии народов. По моему мнению, это был бы совершенно бесполезный, прямо таки сизифов труд. Думаю, что эти народы не поймут свой грех и не покаются, даже если с неба сойдет ангел и будет громогласно призывать их к этому. Тем более никто или почти никто из них не услышит или не захочет слышать, похожий на писк комара, голос какого-то заштатного протоиерей, и естественно, не принесет покаяние. Тогда что будет? Совершенно правильно! Каждый из них в качестве наказания Божия получит свои новые, уже энные «катыни», возможный образ которых довольно ясно просматривается. И действительно, пока в РФ власть думает о чем угодно, но не о ее государственных интересах, Россия - слаба. И хотя на ее стороне правда, но не сила. Однако Бог, как сказал святой благоверный князь Александр Невский, все-таки не в силе, а в правде. Поэтому там, где правда, там и Бог, а где Бог - так, в конечном счете, и сила. Следовательно, Россия обязательно, рано или поздно станет сильной и тогда восстановит историческую правду на всем постсоветском пространстве и, думаю, далеко за его пределами. Тогда-то и вспомнят, например, откуда взялась у Литвы ее столица - Вильнюс; тогда вспомнят и о том, когда и в результате чего у Польши появились ее северные территории... Вероятно, для всех этих стран все это будет выглядеть очередной, возможно, самой страшной «катынью». Но, думаю, эта последняя «катынь» будет для них, по крайней мере, полезной. В результате оной, уверен, некоторые там все-таки что-то поймут и принесут наконец-то какой-то достойный плод покаяния.

И наконец, еще один, последний штрих. Наблюдательный читатель, прочитав эту статью, особенно последние ее абзацы, может спросить: «Вы пишете, что самоопределение народов СССР было связано с их отказом от покаяния в виде терпения каких-то бедствий, симптомом, индикатором чего явилась русофобия, и в результате чего они были наказаны гораздо большими бедами. Возможно, это и правда. Но как же быть с русским народом? Ведь и он «самоопределился» при Б.Н.Ельцине по этому же желанию избежать бедствий и «жить как на Западе»? А что касается русофобии, то у русских ее, правда, не было, что совершено естественно, не могли же они испытывать фобию к самим себе? Так почему же вы считаете, что их наказание за это в соответствующей табели о рангах уменьшено по сравнению с остальными?»

Первая часть этого опроса действительно основательна. Русский народ наравне с другими народами виноват в развале СССР, т.е. фактически исторической России, поэтому и понес за это большое наказание. Например, вымирая. Помните глупую фразу звонаря Ельцина, которую он сказал в начале своих с Гайдаром людоедских «реформ», предрекая их результат: «Вы будете жить хуже, но недолго». Это слова действительно оказались «пророческими» в виде... похоронного звона. Была у нынешней России и своя особая «катынь» в виде чеченских войн... Так что русский народ не совсем избежал наказания Божия. Однако согласно народной мудрости «лишь бы не было хуже», мы можем сказать, что хуже действительно не стало. Российская Федерация не развалилась, по югославскому варианту (как предсказывали и желали некоторые у нас и за рубежом), на ряд государств, желательно для «доброжелателей» воюющих друг с другом. Не произошло и всеобщее социальное восстание масс, которого «демократическая» власть то ли боялась, то ли планировала, готовясь подавлять оное с помощью тяжелой артиллерии. События 1993 года носили все-таки достаточно локальный характер. Наконец, и вымирает наш народ совсем не так быстро, как хотелось бы архитекторам «нового мирового порядка», в чертежах общеевропейского и общемирового дома которых нет места на Земле для России и русского народа.

Так что же оказалась для русских спасительным? Обратимся ко второй части вышеприведенного вопроса, к тому его месту, где говорится, что русские не могли обвинить кого-то другого в своих грехах и наказаниях, постигших их за эти грехи, потому что не могли же они быть русофобами. Действительно, не могли. Но обвинить кого другого было. Кого же? Понятно кого, евреев. И такие попытки навязать нашему народу именно этот губительный, в свете всего вышесказанного, нравственный выбор были. Был, например, еще в конце 80-х или самом начале 90-х, еще при советской власти такой провокатор по фамилии, если мне не изменяет память, Норинский. Он активно рассылал письма с призывами к погромам. Когда же его арестовало КГБ, то на естественный вопрос, почему он, еврей по национальности, призывает к еврейским погромам, тот начал лепетать что-то невнятное: якобы, он хотел своими провокационными письмами обратить внимание властей на «русских фашистов-националистов». Как говорится, «брось, а то уронишь», или: «надо поджечь дом, чтобы обратить внимание пожарников на опасность его возгорания». Но понятно, что Норинский и «норинские» были лишь вершиной айсберга, который в полном формате называется - диавол и его клевреты.

К своему стыду должен сказать, что мы, русские православные патриоты в значительной степени поддались тогда на эту уловку. Одно время (особенно первая половина 90-х) мы также пытались навязать своему народу превратное учение о том, что в наших грехах и бедах, которые последовали за ними, виноваты евреи. Но народ это учение не принял. И не потому, что евреи не виноваты, но потому, что русский народ не захотел, как Ева сваливать свою вину на змия. И поэтому не пошел за теми, кто считал себя его националистами и хотел быть его вождями. В этом, между прочим, по моему мнению, одна из основных причин, по которой русские националисты, в значительной степени одержимые подобными дьявольски «умными» идеями, не смогли прийти к власти в ходе многочисленных российских демократических выборов. Почти везде на постсоветском пространстве националисты в фаворе, а в России они в загоне. Потому что русский народ оказался мудрее и прозорливее людей, которые набивались ему вожди (слепые). Русский народ не захотел менять свое покаяние в виде терпения прошлых и нынешних бедствий на духовную мышеловку пустых обвинений кого-то и самооправдания себя. Что и является признаком истинного покаяния. Отсюда и относительное уменьшение его нынешних бедствий, о котором я сказал выше; отсюда и надежда на будущее духовное, национальное и государственное спасение и возрождение России. Ибо, как свидетельствуют все святые, там, где истинное, не разменянное на самооправдание, покаяние, там и спасение.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28