Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О древнем благочестии

Игумен  Кирилл  (Сахаров)Нина  Карташева, Русская народная линия

27.11.2010


Текст передачи на радиостанции «Радонеж» от 21.10.2010 …

Ведущая Нина Васильевна Карташева: Батюшка, я побывала у Вас в храме, и меня поразило, что все женщины одеты по старинному - это красиво, у всех длинные юбки, платки в роспуск, нечто старообрядческое в этом или нет?

Иг. Кирилл: Мы предпочитаем оперировать термином древнерусские традиции. Самоощущение человека, когда он одет скромно, целомудренно, соответственно молитве уставной, глубокой. Я считаю важным, чтобы было гармоничное сочетание внешнего и внутреннего. Форма бережет содержание. В Писании сказано: «Сие надлежит делать и того не оставлять».

Ведущая: Батюшка, многие русские мыслители считают, что русский апокалипсис начался со времен раскола, но в тоже время в Древлеправославной Церкви были потом и нестроения, почему-то именно там было много согласов, сект и прочих ответвлений. Было это потому, что они потеряли благодать, или древлеправославные сохранили благодать?

Иг. Кирилл: Вспомним А.И. Солженицына, который очень четко прослеживает взаимосвязь между трагическими событиями середины ХVII столетия и 1917 годом ХХ века, т.е. аукнулись в ХХ веке те трагические события, когда была нанесена большая рана нашему народу, его духовному телу, и произошел раскол. По некоторым данным, до трети жителей Московского государства не приняли реформы патриарха Никона, которые, кстати, квалифицируются «как крутая и поспешная ломка старой церковной обрядности» - такие слова звучали на Поместном Соборе 1971 года. К сожалению, не сохранили единства своих рядов те, кто не принял эти реформы. Многие посчитали, что катастрофа была настолько серьезной, что уже и священство пресеклось, соответственно, и таинства, что приближаются времена антихриста, нужно спасаться в уединенных местах. И, поскольку нет священства для богослужения, - стало быть, то, что можно отправлять мирянину, стали отправлять миряне, их выборные лица стали называться наставниками - вот это безпоповцы. А те, кто продолжал окормляться священниками, которые переходили из Синодальной Церкви, т.е. беглыми священниками - поповцы. Приверженцы старины разделились на две части - поповцев и безпоповцев. Безпоповцы тоже имели разные толки, порой в одной деревне были разные согласия. К настоящему времени уже нет такой пестроты. Среди безпоповцев известны четыре основных направления: поморцы, федосеевцы, часовенного согласия, еще и филипповцы - вот и все, что касается мира безпоповства. У старообрядцев-поповцев 2 основные организации: Старообрядческая Митрополия с центром на Рогожском кладбище, в Рогожском поселке и Древлеправославная Патриархия с центром до недавнего времени в г. Новозыбкове Брянской области, а сейчас у них кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы в Москве у Павелецкого вокзала. Это как у нас с Зарубежной Церковью - тоже не было единства, и разные катакомбные течения существуют.

Ведущая: Отец Павел Флоренский писал: «Низкий поклон старообрядцам за то, что они сохранили древнерусское пение знаменное, нотную грамоту русскую, старинный русский костюм, обряд, ну и, конечно, икону старинную». Когда я жила на Урале, там тоже были старообрядцы, и меня всегда поражало, какая чистота в их домах, какие там строгие женщины, все чисто и прекрасно, и красиво, и по-русски, и благочестиво. Но, все-таки, они какие-то уж очень обособленные, они как бы гнушаются нами, мне кажется, любви немножечко недостает - это не так?

Иг. Кирилл: Что касается пения. Знаменное пение - ангелоподобное. В нашем храме звучит именно знаменное пение. Такое пение очень настраивает на молитву, ведь оно, по сути, должно не слух услаждать, как об этом хорошо писал патриарх Алексий I, а питать душу, приводить ее к покаянию. Как раз для этой цели наиболее адекватно именно такое пение, которое вызывает покаянное чувство, а не плодит сентиментальность, какие-то эмоции.

Что касается иконы. Икона изображает не просто доброго человека, она изображает человека духовного, который совлекся греховной ветхости и преобразился. Поэтому краски и приемы живописного стиля тут не подходят. Они не могут отобразить реалии духовного мира, как это может сделать иконопись каноническая. Не случайно Стоглавый Собор 1551г. принял постановление писать иконы, как писал свою «Троицу» преподобный Андрей Рублев.

Что касается обособленности. Тут, наверное, есть какие-то крайности, хотя эта обособленность у старообрядцев, живущих, например, в Латинской Америке, помогла им сохранить свое лицо, свою специфику. Я это наблюдал, когда был недавно в Румынии, там большая старообрядческая диаспора. Даже если представители крайних направлений у безпоповцев не общаются в пище, держат отдельную посуду, то это не обязательно сопровождается какой-то злобой, раздражительностью, просто они держат дистанцию, чтобы не размывались границы, чтобы не растворяться в общей массе - вот такая подоплека.

Ведущая: Осуждают то, что бреют бороды мужчины, потому что это признак пола, и бритого мужчину, считают, что это никонианство.

Иг. Кирилл: Брадобритие искажает мужеский облик, на сей счет есть определенные церковные законоположения, это идет еще от Ветхого Завета, где сказано: «Не касайся края брады твоей». Есть и церковные правила на сей счет. Мужчина выглядит намного привлекательней со всех точек зрения, когда он носит присущую его полу растительность на лице.

Ведущая: А прп.Серафима Саровского старообрядцы не почитают?

Иг. Кирилл: О нем можно много говорить. Я вспоминаю поездку в Дивеево, когда благочинная монастыря нас с прихожанами долго не отпускала, просила спеть еще и еще по старым текстам. Есть несколько вариантов объяснения отношения к старцу Серафиму по вопросу, который мы сейчас затронули. Есть версии, что преувеличено его негативное отношение к древнему благочестию. Достаточно сказать, что в то время, когда он жил, а это конец XVIII - первая треть XIX века, - было немыслимо, чтобы инок ходил в древнерусской полумантии, с лестовкой и с огромным медным восьмиконечным крестом, которым мать его благословила. Поэтому есть основания предполагать, что он сочувствовал древнерусским формам благочестия. И даже подоплека гонений на него была в том, что он этому сочувствовал.

Ведущая: А почему же Старообрядческая Церковь не чтит его?

Иг. Кирилл: Он просто не был членом этой Церкви. Можно относиться к нему почтительно, но вопрос канонизации - это уже отдельный вопрос.

Ведущая спрашивает о соборе на Павелецкой.

Иг. Кирилл: Этот большой, красного кирпича храм был построен в начале прошлого века. Это главный храм Древлеправославной Патриархии, возглавляемой патриархом Александром (Калининым). Я учился с ним в духовных школах, он заканчивал наши московские Духовную семинарию и Духовную академию. Авдием тогда его звали. Запомнилось, как на уроке литургики нынешний архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона после каждой темы по своему предмету спрашивал этого ученика: «Авдий, а как у вас?». Помнится, как-то он сказал, что у нас Марией называют только Богородицу, а прочих жен - только Марьями. Такое вот различие, чтобы выделить Пресвятую Деву Марию.

Ведущая: Но все равно, какое-то несогласие все-таки остается, революцию они поддержали?

Иг. Кирилл: Здесь можно привести пример Саввы Морозова: он помогал революционерам, финансировал их, тут еще и любовная интрига переплетается с этим делом, но когда он стал отходить и разочаровываться в революционерах, тогда они его убрали, инсценировав самоубийство. По этому поводу было тщательное расследование у старообрядцев, и они на своем Соборе постановили его отпевать, а они очень строго к этому подходят. Помню, мне писал на эту тему отец Лев Лебедев. Он приводил примеры, что вот Гучков, например, один из деятелей Временного правительства, он ведь тоже был из этой среды. В то же время после 17 года очень пострадали старообрядцы, они ведь были зажиточными крестьянами, купцами. Как мы знаем, эти сословия очень пострадали, их раскулачивали, репрессировали. Так же известно, что в годы Гражданской войны полки Исуса, состоящие из старообрядцев, из казачества, а уральское, донское казачество, было сплошь из старообрядцев, тоже сражались с большевиками, так что тут нет однозначного ответа. Наверное, все-таки наложило свой отпечаток на то, что было финансирование некоторыми старообрядцами фабрикантами, заводчиками революционных затей то, что много гонений испытали до революции старообрядцы и это наложило отпечаток на их отношение к Царствующему Дому Романовых. Некий осадок у них был и, хотя они монархисты по своей сути, но гонения, особенно в эпоху Николая I, Петровскую эпоху, эти гонения наложили свой отпечаток на их отношение. Такова наша история со своими минусами и плюсами.

Вопрос слушателя: Как относится современная Православная Церковь к двуперстному крестному знамению?

Иг. Кирилл: Шел процесс постепенного пересмотра первоначально радикально негативного отношения к нашему древнерусскому наследию как к чему-то невежественному, искаженному. Можно такие вехи упомянуть: 1800 год, когда было учреждено единоверие при императоре Павле I и митрополите Платоне (Левшине), Московском и Коломенском. Он составил статьи о единоверии. Суть в том, что тем старообрядцам, которые возвращались в лоно официальной Церкви Великороссийской, как тогда говорили, им разрешалось практиковать привычные им обряды, традиции, но они принимали священство Православной Церкви и были в ведении Святейшего Правительствующего Синода. Их называли единоверцами. Православная Церковь находила, что при условии единства веры, некоторое разнообразие в обрядах допустимо, если обряд, т.е. внешний знак, символ отражают верно внутреннюю суть догмата или вероучительного постулата. Если правильно отражает, то это вполне допустимо. Вот таких приходов единоверческих было около 650 до революции, и несколько десятков монастырей. Первых епископов викарных для этих приходов рукоположил Святейший Патриарх Тихон. Среди них епископ Симон (Шлеев), который был канонизирован Зарубежной Церковью, а потом и наша Церковь признала его в лике святых. В этом году мы отмечали 210 лет единоверию, оно сейчас возрождается, есть несколько десятков приходов. Что касается вех на пути пересмотра радикально отрицательного отношения к древнерусскому наследию, то нужно упомянуть Поместный Собор нашей Церкви в 1917 году, избравший патриархом митрополита Тихона (Белавина). Было такое решение Собора, что если 4/5 прихожан какого-либо прихода желают, чтобы в их храме совершалось богослужение по старому чину, то Собор благословляет, равно как и наоборот, если какой-то приход единоверческий хочет перейти на общеупотребительный обряд, то тоже Собор благословляет. Но этот Собор 17-18 годов не успел принять решение, которое намечалось по снятию клятв со старых обрядов. Это было совершено Синодом митрополита Сергия в 1929 году, а утверждено Поместным Собором 1971 года. Клятвы были сняты «яко не бывшие» и были признаны равноспасительными и равночестными и старые и новые обряды. Православность старых обрядов, бывших в нашей Церкви при первых пяти патриархах, была признана несомненной. И Собор 1988 года, юбилейный Собор в год тысячелетия крещения Руси, тоже подтверждал это решение, так что не ставится под сомнение православность двуперстного крестного знамения. Очень много мы можем видеть икон с его изображением. Я видел лично в Софийском соборе, в храме святой Софии в Константинополе, мозаику 6 века - Спас, благословляющий двуперстно. А если говорят, что это благословляющая десница, а не крестное знамение, то тогда вспомним в соборе Василия Блаженного старинные иконы с изображением блаженного, крестящегося двуперстно. Или благоверную княгиню Анну Кашинскую, тоже так крестившуюся. Другое дело, что многие не знают, как нынешний патриарх говорил, что хотя Собор 1971 г. и решил «яко не бывшие» эти клятвы признать, но для многих из духовного сословия как-то не очень активно дошла эта информация. Получается, что сами эти решения для них «яко не бывшие». Просто нужно на эту тему больше просвещать, разъяснять.

Вопрос слушателя: По-вашему, князь Владимир крестил Русь тремя перстами или это потом было привнесено?

Иг. Кирилл: Отдельные подвижники благочестия, например, Паисий (Величковский), Феофан Затворник говорили нечто отрицательное по нашей теме. Но давайте вспомним, что у Православной Церкви есть иерархия авторитетов, что Собор является высшим авторитетным форумом, который подводит черту. И еще до революции, в 1885г. миссионерский съезд в Киеве, который был, по сути, Собором, принял решение признать порицательные выражения на старые русские обряды личным, частным мнением тех лиц, как бы они не были авторитетны, которые эти взгляды излагали. Съезд постановил упразднить эти порицания и не считать их общецерковной позицией. Такие формулировки звучат и в решениях Собора 1971 г. Поэтому будем апеллировать прежде всего к соборной позиции. Что касается двуперстия и других обрядов, то есть ряд книг, в которых достаточно аргументировано доказывается, что при крещении Руси, при князе Владимире, именно старая церковная обрядность была воспринята нами от греков, в т.ч. двуперстное крестное знамение. Об этом пишет Каптерев, профессор Московской духовной академии, в своей книге «Патриарх Никон и противники его реформы», и в двухтомнике «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович». Об этом пишет Голубинский, наш известный историк, «О нашей полемике со старообрядцами», об этом пишет наш современник Б.П. Кутузов в ряде своих книг. Профессор тогда еще Ленинградской духовной академии Успенский и др. В этих книгах приводятся многочисленные доказательства этой позиции на основании письменных и иконографических источников. Потом греки, которые дважды заключали унии с католиками (Лионская уния 1274 г. и особенно Фераро-Флорентийская 1439 г.), попали под турецкое владычество, пал Константинополь в 1453 году. Другие православные народы были завоеваны турками, и все они были под духовным возглавлением патриархов константинопольских - это болгары, румыны, албанцы и другие православные народы. Московское же государство оставалось свободным, и оно сохранило это наследие, русские люди были очень щепетильными в приверженности к внешним формам благочестия. Греки были вынуждены обращаться на запад, в католические типографии, учебные заведения для того, чтобы как-то выживать под турецким владычеством. И постепенно в их богослужебную практику входили изменения. Мы не можем точно сказать, когда это произошло. Это шло постепенно, по письменным источникам не просматривается - может, это было в XIV или в XV веке. Когда к нам приезжал патриарх Антиохийский Макарий, то его сын архидиакон Павел Алеппский эмоционально восклицал в описании этого путешествия, наблюдая благочестие русских людей: «У них, видимо, чугунные ноги», - писал он - «Их дети отстаивают многочасовые бдения». Когда он делился с отцом этими наблюдениями - тот говорил, что и мы были такими до турецкого завоевания. Так что ничего здесь сугубо нашего, русского, выдуманного, искусственного нет, просто мы хранили, и были к этому объективные предпосылки, то, что было воспринято при князе Владимире при крещении Руси.

Вопрос слушателя: Из-за чего весь сыр-бор был в никоновские времена? Значит, это признание неправоты никонианами, если обряды равнозначны. И еще вопрос - старообрядческие священники служат ли литургию, принимают ли участие в богослужениях у Гроба Господня?

Иг. Кирилл: Я не склонен к радикальным подходам, я считаю, что надо эволюционно эту ситуацию выправлять. Прежде всего, на мой взгляд, выразить сожаление по поводу имевших в прошлом место гонений на ревнителей древнего благочестия. Это сделала Зарубежная Церковь в 2000г. Она испросила прощение за гонение на старообрядцев. Нынешний наш патриарх на одном из Архиерейских Соборов говорил об этом решении Зарубежной Церкви. На мой взгляд, необходимо и нам к этому придти. Для того чтобы говорить о чем-то дальнейшем, нужно эти «завалы» устранить. Будет ли плодотворным такой подход: два соседа поссорились и один через некоторое время, похлопывая по плечу другого, говорит, давай, мол, дружить, забудем все, что было. Будет ли искренней их дружба и общение, если предварительно не будет высказано сожаление и испрошено прощение за то, что были эти гонения? Мне кажется, что это необходимо сделать, я надеюсь, что это произойдет и, наверное, оно должно быть обоюдным, тогда оно бывает более удобоваримым, более реалистичным. В конце концов, я думаю, что и старообрядцам есть о чем сожалеть и просить извинения, за какие-то резкие, грубые слова в адрес Православной Церкви. Что касается Святой Земли, то, в общем-то, нет официального служения старообрядческих иерархов здесь. Старообрядцы, конечно, совершали неоднократные паломничества. В начале прошлого века была группа старообрядческих епископов на Святой Земле, их любезно принимали восточные патриархи. Совсем недавно побывал на Святой Земле старообрядческий митрополит Корнилий. Была водружена лампада у Судных врат в ряду лампад других христианских конфессий. Служил он там молебен Страстям Господним, протопопу Аввакуму. Протопоп Аввакум причислен у них к лику святых, хотя его и упрекают в каких-то нечетких формулировках в отношении догмата Троицы, но старообрядцы отвечают, что он кровью все искупил, ведь он был сожжен в Великую пятницу в Пустоозерске.

Слушатель: Поделитесь Вашим мнением о ситуации в Боголюбском монастыре.

Иг. Кирилл: Это очередная волна против этого очага духовности, всегда можно найти какие-то зацепки. Как интерпретировать их и как их можно раздуть, мы знаем. Как это было совсем недавно, ведь подоплека потом выявилась, многое шито было белыми нитками. Это второй акт в том же духе. Надеюсь, что все эти наветы развеются.

Вопрос ведущей о возможности применения двуперстия в храмах Московского Патриархата.

Иг. Кирилл: Да, это возможно практически в любом храме Московского Патриархата, исходя уже из озвученных мною соборных решений. Сугубо единоверческих храмов в Москве три - у м. Таганская храм Николы в Студенцах, при храме Покрова у Рубцова, там где настоятель о. Иоанн Миролюбов, «Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции» и наш храм, хотя официально он не именуется единоверческим. У нас старообрядный приход Московского Патриархата. У нас практически нет бывших старообрядцев, наш контингент формируется из тех, кто стремится к более строгому, более полному богослужебному чину в лоне самой Православной Церкви.

Слушатель: «Есть мнение, что Киево-Печерские отцы лежат с тремя перстами, и что преподобный Сергий крестился троеперстием».

Иг. Кирилл: Есть споры по поводу мощей преподобного Ильи Муромца. То, что я видел на фотографиях, на иконах скорее напоминает двуперстие все-таки. Кстати, я недавно был в граде Муроме, там есть частица мощей этого подвижника благочестия. Благоверная княгиня Анна Кашинская, фактически современница преподобного Сергия, была деканонизирована. Был такой прецедент в нашей истории, когда ее, очень почитаемую подвижницу благочестия, просто деканонизировали. Потому что смущало четко выраженное двуперстое сложение ее пальцев в гробнице, где были ее мощи, и это все резко диссонировало с официальной позицией. Тогда просто решили ее официально не почитать, и лишь только в 1909 г. было ее второе прославление. Рассказывают, что когда была деканонизация, то даже пытались пальцы разгибать, сложить иначе, троеперстно. Было чудесное явление - они вновь слагались двуперстно. Тогда эти попытки оставили и просто вычеркнули ее из святцев. Но потом было второе прославление, и сейчас, я знаю, что Виктор, архиепископ Тверской и Кашинский, точнее не владыка сам, а прихожане православного кафедрального собора обратились к старообрядцам, поскольку это нами всеми почитаемая святая, - «давайте совместно мы займемся сбором пожертвований, чтобы устроить более приличествующую этой святой, ее честным мощам, раку». Споры идут, есть аргументы с обеих сторон, но я считаю, что больше оснований у тех, кто считает более древним двуперстие, для меня очень убедительны аргументы названных мною авторов и иконографические свидетельства.

Я не склонен к радикальным, резким высказываниям, оценкам, стараюсь очень дипломатично подходить. Давайте в вопросе о двуперстии остановимся на том, что нет оснований для сомнения в его православности. Вот мы возвышаем два перста - один преклоненный, средний палец, означает, что Христос преклонил небеса, сошел на землю, а указательный палец - что нас возвел на небо, вот такая символика двух перстов. И три перста здесь есть, мы налагаем, я имею ввиду тех, кто придерживается двуперстия, два перста на чело, потому что Христос, Сын Божий был распят на Кресте, а не Троица. А Троица символизируется в трех других сложенных перстах, потому что дело нашего спасения - дело Бога в Троице славимого. Отец благоволил послать Сына Своего на крестные страдания, Сын совершил наше спасение, пролил на Кресте свою Честную Кровь за наши грехи, искупил нас от греха, проклятия и смерти, а Дух Святый освящает нас, усвояет нам плоды искупительной жертвы Христовой. То и другое присутствует в троеперстии, но в другой комбинации пальцев. То же самое и в двуперстии, хотя, как мне кажется, более логично полагать два перста на чело, поскольку распялся именно Христос, а не вся Троица была распята. Хотя так не считают те, кто придерживается троеперстия, но все-таки двуперстие здесь более подходяще по форме, более глубоко и логично отражает эту истину троичности Божества и двух природ во Христе.

Вопрос слушателя: Насколько важно полное погружательное крещение?

Иг. Кирилл: Это очень важный момент. Сам Христос так крестился и древние иконы Богоявления изображают Христа Спасителя, пронизываемого водной стихией, а не так, как уже в позднейших изображениях на католический манер, где Спаситель стоит по щиколотку в воде и сверху поливает на Его голову воду Иоанн Креститель. Конечно, более подходяще первое, и само крещение, в переводе с греческого, как известно, означает «погружение». В книге Деяний описывается крещение слуги царицы эфиопской - оно было там, где было много воды, сказано, что оба сошли в воду. Тут недавно один ревнитель благочестия собрал около 130 свидетельств из церковных канонов, из святых отцов, Кирилла Иеросалимского, например, о том, что именно должно быть три погружения. Это не просто символ, который отображает истину о том, что мы соумираем со Христом и совоскресаем с ним через крещение, а это реально происходит, когда мы погружаемся подобно умершему, когда его погребают, в водной стихии и, выходя из нее, мы совоскресаем со Христом, реально происходит это совоскресение. Поэтому очень важно, чтобы те призывы Патриарха Алексия Второго, о том, чтобы строились баптистерии для крещения взрослых и крестились бы и младенцы и взрослые погружением, чтобы это поинтенсивнее входило в нашу церковную жизнь. Отрадно, что уже во многих московских храмах имеются баптистерии.

Слушатель: Грузия приняла христианство на 600 лет раньше и всегда там было троеперстное знамение, так что то, что двуперстие более древнее - это ошибка.

Иг. Кирилл: Есть другая версия, что с присоединением Грузии к Российской империи и, соответственно, с преобразованием автокефальной Грузинской Церкви в экзархат Русской Церкви (это произошла в начале XIX века) аналогичная реформа, как на Руси при Никоне, - замена книг старых новыми, произошло и в Грузии.

Я пессимистичен в отношении перспектив уврачевания этого раскола - уж слишком далеко поезд ушел, но, тем не менее, любой шаг в этом направлении желателен, а все в руках Божиих.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 696

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

696. Редакция РНЛ : Внимание! Обсуждение под статьей закрывается
2010-12-16 в 11:53

Дорогие участники дискуссии!
К сожалению, многостраничные обсуждения под этим материалом не приносят доброго плода. Решением редакции обсуждение закрывается ввиду его полной бессмысленности.
Просим быть внимательными! Реплики будут удаляться!

Иерею Илье Мотыке.
Уважаемый о.Илья! Надеемся, Вы останетесь нашим читателем, участником форума РНЛ. Также будем рады Вас видеть в числе авторов.

Павлу Шахматову.
Уважаемый Павел Васильевич,
Ваши реплики не удалялись, наверное, произошел какой-то технический сбой. Но повторять их смысла нет т.к. обсуждение закрывается.

Надеемся на понимание. Поста всем благоприятного!

С поклоном, редакция РНЛ
695. Бибиков Н.Г. : иерею Илье Мотыке
2010-12-16 в 11:31

Под ником "Шахматов" скрывается некий Ушаков, родственник. Сколько он еще ников использует - неизвестно, но одно ясно - отрыв от реальности увеличивается
694. Павел Шахматов : Редактору.
2010-12-16 в 10:46

Ув. Редактор. Уже два моих ответа не пропущено. В чем дело?
Прошу объяснить.
693. иерей Илья Мотыка : Михаилу Яблокову
2010-12-16 в 09:46

Михаил подобными словами, вы даете карикатурный облик православного христианина. Все будут думать что православные убийцы, у которых обстоятельствами связаны руки. Апелляция к городовому не лучший довод в религиозном диспуте с иноверцами. Вам лучше извиниться перед Павлом Васильевичем Шахматовым, он пожилой человек. Хамство не к лицу христианину. Хотя я категорически не согласен с братьями Шахматовами.
692. иерей Илья Мотыка : Владимиру
2010-12-16 в 09:13

Владимир если вы проявляете осторожность в отношении источников, почему вы отказываете в этом праве мне. Что касается правил Святых Отец, то в совокупности с правилами апостольскими и правилами Соборов имеются у меня в одной книге репринтной купленной ещё в бытность студента, т.е. где то в середине 90 г. 20 в.
Если интересно то Деяния Московского собора 1666 г. имеются на сайте Православной эннциклопедии "Седмица".
691. иерей Илья Мотыка : Владимиру
2010-12-16 в 08:57

Судить вас будет на Страшном Суде Христовом будут равноапостольные преподобные Кирилл и Мефодий учители Словенские, святители Стефан Пермский и Макарий Московский, преподобный Трифон Печенгский. Все они занимлись проповедью веры Христовой среди нерусских народов и не чурались инородческого священства. Сами ставили иереев и диаконов из чуди, ижоры и зырян. Стефан Пермский не чурался делать перевод Святой Библии и богослужебных книг на зырянский язык. Тут появляется товарищ Шахматов и заявляет, что только русские православные, а остальные недостойны звания христиан.
Саранск не деревня, а город с населением 300 тысяч человек. О вашем существовании я узнал всего лишь чуть более двух недель назад. Может это свидетельствует о моем невысоком культурном уровне не скрываю этого. Никогда не интересовался ни музыкой ни пением. Куда полезнее чтение Святых Отцов и Четей Миней.
690. Бибиков Н.Г. : Re: О древнем благочестии
2010-12-16 в 08:54

Выступление царско-народной труппы австралийцев проходит в режиме "нон-стоп"
689. А.В.Шахматов : Но это уже неумно.
2010-12-16 в 04:01

Иерей Илья,кто странный,то это Вы,русский человек не по крови,а по вере,культуре,воспитанию,образованию и верности Родной земле. Вы видимо живете в какой-то деревне, и не знаете,что я уже живу в России 10 лет,да и русские в Русском Рассеянии сохранили истинное Православие и русскость,а Вы осоветелись,то есть стали толерантными интернационалистами, А что я делал,делаю и буду делать для Великой России,как дома,так и в Мире,то об этом знает каждый благоразумный русский человек-земляк,простите за откровенность,но Вы повысили тон,а не я.Спаси Христос.
688. Владимiръ : 686. иерей Илья Мотыка
2010-12-16 в 03:21

Дело в том, что письма Аввакума,это достаточно давняя подделка Синода,их подлиность установить никому не удавалось.Повторю еще раз мысль о том,что если бы Аввакум исповедовал ересь догматическую, то БМС отлучил его за сие в первую очередь.Источники я и сам проверяю достаточно тщательно.Синодальный период это время подлогов и подделок против старообрядцев ,против этого никуда не денешься, при чем их делали практически постоянно с Реформы до Революции.Подлоги не раз отсекали сами староверцы,например сие указано в послании Кабанова(раздор окружников и неокружников).

Стоглав ,я Вам выложил с оф. сайта РДЦ,его документы я сверял с рукописью ,отличий не нашел.Документы БМС были года три назад выложены многими сайтами ,сейчас осталось два сайта,насколько мне известно их издавали до революции несколько раз синодальные типографии.
Что касается изданий старообрядческой литературы, то благожелательное отношение не означает то,что издатели разбираются в том ,что печатают.Сами то они дали источники писем Аввакума-конечно нет.
Источники ссылок я всегда прошу мне дать у моих знакомых древлеправославеных,сие они могут подтвердить.
Что касается Кормчей,то ограничевать её только правилами Вселенских соборов ,абсолютно неправильно,как это делали в Синодальный период.Кормчая Иосифова,в том виде в каком мы её имеем была взята у греков и принята в 1274 году Владимирским собором Руской Церкви,Вы же не чтаете одино Евагелие без Апостола.Так же и здесь :правила инокам Василия Великого,глава о кровосмешении ,главы прп.Никиты на латыняны и многое другое во первых душеполезно, а во вторых является канонами Церкви, так же как например учение Григория Паламы о благодати или учение Симеона Солунского о таинствах.
Как не прискорбно, но до Екатерины 2 от Никона каноны не печатали, а затем Кормчую урезали на половину и в таком виде её печатали.
В нынешнее время полным полно попов,которые Кормчую в глаза не видели, не мало тех,кто и правила Вселенских соборов не читал.Те же ,кто читал, в большинстве, считают правила историческим памятником,не больше.Отсюда и обновленчество и экуменизм и просто страх Божий потерян у священства.И виной незнания и небрежения канонов всё таже Реформа 17 века.
687. иерей Илья Мотыка : Шахматову А. В.
2010-12-16 в 02:45

Странный вы человек Шахматов. Никто никогда не говорил, что не надо бороться с еретиками. Их надо обличать, спорить. Если они являются формально членами православной церкви отлучать от церковного общения, клириков лишать сана. Но уголовное преследование и административные наказания со стороны государства в отношении еретиков и раскольников всех мастей недопустимы. Иначе сами накликаете на себя беду. Кто-то слишком умный подписал Соборное уложение 1649 г. Он и его единоверцы были преследуемы в России 250 лет. Нас научил опыт репрессий за веру в Советском Союзе. Мы поняли цену религиозной свободы и боль от преследования. Вы кажется нет, хотя гонения на вас были более продолжительны и жестоки.
Александр Васильевич, вы не поняли ещё одной вещи. Вы обвиняете совершенно незнакомого вам человека в либерализме и толерантности. Я не буду оправдывать себя. Я знаю православная церковь не русская, не греческая, не еврейская, не сербская, ни грузинская она Христова. По вашей логике я не должен подпускать к крестильной купели ни татар, ни чувашей ни марийцев.. В ектенье об оглашеных не говориться мордва и удмурты изыдите, там говориться оглашшенные изыдите. Если я не допущу к чаше с причастием православного араба или грузина, только на основе их национальности это будет грех перед Богом. Не случайно наш Спаситель и Бог Иисус Христос, сказал апостолам "Идите и научите все народы, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча что я заповедовал вам.
Русский патриотизм связан с любовью к Родине, своему народу, языку, культуре и истории. И это необязательно ненависть и пренебрежение к соседям. Хотя распоясавшихся соседей и гостей нужно и необходимо наказывать, а то и убивать когда нужно защищать Родину и ближних.
Мы то это делаем на своей земле и не особенно нуждаемся в советах русских-австралийцев, которые боясь раствориться в индийско-малайских эмигрантах начинают отрицать очевидные вещи.
686. иерей Илья Мотыка : Владимиру
2010-12-16 в 02:10

Владимир мое ворчание на счёт документов было вызвано простым фактом. Вы назвали подлогом письма протопопа Аввакума. Хотя подборка была сделана серьезным академическим институтом Древнерусской литературы, с добротным предисловием и хорошими комментариями, в целом доброжелательными для старообрядцев.
Я не минуты не сомневался в подлинности текста Деяний Стоглавого собора 1551 г. К тому же я был знаком с печатным изданием конца 19 в. Тексты были идентичны. Моей целью было дать вам навыки составления библиографических и археографических справок на будущее, дабы вы не попали в дурацкую ситуацию. Сработал инстинкт преподавателя. Просто я давно преподаю курс источниковедения отечественной истории в Историко-социологическом институте Мордовского университета. Меня удивили ссылки где выплывает документ без указания сайта и библиографической справки, где, кем и когда была опубликована рукопись. С текстом я бы ознакомился хотя бы из-за природной любознательности, но ссылаться и цитировать пока бы не стал до выяснения вышеуказанных вопросов из-за угрозы совершенно справедливой казни со стороны академического сообщества, я имею ввиду не духовенство, а коллег-историков.
685. Владимiръ : 677. М.Яблоков
2010-12-16 в 01:39

Это до чего же надо докатиться, чтобы требовать закрытия обсуждения темы, прямо как коммунисты.
Происходит Михаил сие от Вашей злобы и бессилия, Ваша маска православного сорвана, дай Вам власть Вы бы вообще рты всем заткнули.
Не смогли Вы отстоять свою точку зрения, а наговорили кучу глупостей и богохульств,признать свою неправоту трудно,вот теперь и требуете заткнуть Вашим оппонентам рты.
684. Владимiръ : 674. иерей Илья Мотыка
2010-12-16 в 01:07

Отче ,Вы просто не хотите ничего читать и знать, а всё остальное :сайты не те, предисловия нет,комментариев нет-смешны и неуместны.
Слава Богу, есть интернет,где люди выкладывают разные документы и книги.
Совсем недавно МП подвергла все цензуре:газеты ,которые критиковали патриарха закрыты, книги изъяли, пользователей сайтов,типа курятник,не модераторов,банят,сайты закрывают. На ТВ "Союз или радио"раднеж" нет ни диспутов ,ни обсуждений честных,там слушать или смотреть нечего(неужели в МП все одинаково мыслят?- такого не бывает).Вот людям и приходиться пользоваться иными источниками ,а не только ,что под колпаком МП.Цензура МП вообще не дает возможности обсуждать или изучать объективно события.
О том же Баламанде или Орхусе надо было писать и говорить в МП ,а не затыкать всем рты,Кутузов,Мельников,Стоглав и БМС должны быть выложены на сайтах МП,материалы о старообрядцах также должны быть в МП на сайте,а не только у самих старобрядцев .Моление в соборе с католиками надо выкладывать полностью на сайте МП, а не три минуты, и свободно давать возможность обсуждать сие событие.
683. А.В.Шахматов : Не поддавайтесь ложным и злым,то есть врагам Православия и Великой России.
2010-12-16 в 01:06

Мы уверены,что уважаемая Редакция не пойдёт на поводу ложных и злых провокаторов,как яблоков,и не будет умалчивать основной грех русского народа-Церковный раскол в 17 веке.
682. А.В.Шахматов : Иерею Илье!
2010-12-16 в 00:22

Единственный русский -по духу протоиерей на форуме-это Вячеслав Пушкарёв!За что Ему низкий поклон!
681. А.В.Шахматов : 658
2010-12-16 в 00:15

Иерей Илья,про казнь-то Вы это серьёзно?
680. А.В.Шахматов : Ребенку лебедеву.
2010-12-16 в 00:05

Лебедь Анонимыч,вы можете выдергивать сколько угодно ложных писанин из архива РНЛ- по отношению Древлеправославия,которые уже много раз были названы еретическим злом.
679. А.В.Шахматов : Ради Бога-не передергивать действительность...
2010-12-15 в 23:54

Иерей Илья,Святой Иосиф Володский боролся с жидовствующими-потому,что они были волками в овечьих шкурах,которые внедрялись в Христианскую церковь с Ея основания,как говорится дьявол не дремлет. Нерусское "духовенство" и довело до Церковного раскола,во главе с мордвином Никоном.Вы не можете быть русским патриотом-если Ваш патриотизм толерантен,к чему сейчас и призывают все евреи и либералы. С Вашим патриотизмом ныне русские уже стали бессправными на родной земле. И Вас и Вашего сына лично никто не заставляет раскаиваться - это ваше личное дело,а речь идёт о всем русском народе,чтобы он не исчез в небытие. Но про жесткое отношение к горцам,что касается порядка в стране,то тут вы насмешили,простите.
678. Владимiръ : 659. Агапиту о Брадобритии
2010-12-15 в 23:31

Разве Вы не знаете,что в семинариях современых начальство требует всем семинаристам бриться,кроме попов и диаконов.
Теперь у нас плюют на Кормчую и на творения святых отцов,которые запрещают брадобритие и которых не мало (например толкование Зонары на одно из правил Вселенских соборов), у нас теперь вместо правил архиеереи и они всё решают.Вот они и решили,что надо следовать заветам Петра 1 и всем кроме священников брить бороды (а можно и священнику как поп-новостильник Шмеман поступал), а творения святых отцов ,Кормчую и Стоглав и прочую ненужную по их мнению литературу надо забыть, Яблоков(он у нас суперправославный) даже сказал, что надо на помойку отнести.
677. М.Яблоков : Модераторам РНЛ.
2010-12-15 в 22:59

Смиренно призываю РНЛ прекратить эту "старообрядствующую" порнографию!
676. М.Яблоков : Re: О древнем благочестии
2010-12-15 в 22:56

Мне "старообрядствущие" на... (догадайтесь сами) не нужны. И если бы мне дан бы приказ - мочил бы вас как врагов Церкви и государства.
675. Владимiръ : 671. М.Яблоков
2010-12-15 в 22:29

Ну, что господин Яблоков в идиотах у Вас святые Стоглавого собора.И не только они тада же попали пять первых патриархов.Собор РПЦ 1971 года признавший книги дораскольные православными=в них излагается истина.
Святые отцы учат нас ,что Христос осенял себя крестным знамением-двоеперстием, а Вы Михаил живете через 2000 лет после Христа ,знаете ,что это не так ,интересно откуда?Кураев научиллся от Никона , а Вы от него.
Точно также можно сказать, что не было никакого нерукотворного образа Спаса, а Христос сам первообраз и сам Спас.Греческий Пидалион Вы отправили на помойку,но почему Вы им до сих пор пользуетесь?
674. иерей Илья Мотыка : Владимиру
2010-12-15 в 22:05

Владимир я никогда не требовал от вас только подлинники. Меня вполне бы устроили печатные публикации с добротным научным предисловием и комментарием. Меня раздражают электронные копии без археографического сопровождения с неизвестных или анонимных сайтов.
Я никогда не утверждал что в дореволюционной России в послепетровской России были издания Кормчей книги, я говорил, что в России были сделаны полноценные издания Правила святых апостолов, Правила Вселеннских и поместных соборов, Правила Святых Отцов с добротными историческими и юридическими комментариями.
Императоры могли издавать любые законы какие им заблагорассудиться, а дело архиерейской и священнической совести было следовать гражданским законам или Божественной правде. Подобная коллизия существовала в Российской империи, Советском Союзе и продолжает существовать и сейчас.
673. Лебедевъ : 666. Владимiръ
2010-12-15 в 21:08

Владим!ру и всем интересующимся раскольниками:

http://rusk.ru/st.php?idar=15074
672. Лебедевъ : деду Паше
2010-12-15 в 21:05

@...Аввакум за чистоту Православия отдал свож жизнь и до конца стоял за сохранение ДОГМАТОВ церкви...@

Собственно, про аввакумовские "догматы" о Троице здесь уже упомяналось в п.234:

"...Блудишь, сице пиша и глаголя о Святей Троице: понеже-те Божественное несозданноесущество Святыя Троицы неисекомое есть и не растоящо лицем же до друга, отнюдь не раздельно. Аз ти глаголю:взбесился еси, человече, святая сливаешь, раздельную лицы глаголеши нераздельну. Впал еси в бреге стеремины; украдше свои очи, помрачил свою душу; истинны в Писании не разумевше, глаголешь образ един Святыя Троицы сличен; и исповедуешь, пиша в своих подметных тетрадках, с клятвой и ротою глаголя, яко Сын во Отце, тако же Дух Святый внутрь Отца -имут един образ, нераздельными лицы. И приводишь в приводе душу человечю, толкуя суматоху глаголя: якож-де душа трисоставна - ум, слово, дух - имать еин образ, такожде и Бог: Сын и Дух Святый во Отце соединенно и совокупно, а слитно и нераздельно всяко". взято из сборника Житие Аввакума и другие его сочинения Москва Советская Россия 1991 с.289.

У Вас :

"Дьякон Федор доказал, что в этом месте вкралась ошибка",- и как же она могла вкраться ?: поди не "жи" и "ши" с буквой "и".
С вождём не ошиблись ?

Про Ваши пробелы в церковной истории :"...за семивековой период Русской православной Церкви гонений не было.", - о. Илия уже прошёлся. От себя добавлю пожелание: почитайте про ересь стригольников на рубеже 14-15 вв. и гонения на них. Может своих признаете: тоже вычуренное "благочестие" вкупе с особой стрижкой.

Ну и наше традиционное:
почему вам таким правильным ГОСПОДЬ СВЯТЫХ НЕ ДАЁТ ?
671. М.Яблоков : Re: О древнем благочестии
2010-12-15 в 20:46

Христос вообще не осенял себя крестным знамением. Так как Его Крест - это Голгофский Крест, и ни к каких других крестах Он не нуждался.
Ни одна из Поместных Церквей, в том числе и Мать всех Церквей - Иерусалимская, такого предания не имеет. Это полное фуфло, выдуманное идиотами. Если это написано в Пидалионем -то ему место на помойке истории.
670. М.Яблоков : Агапиту.
2010-12-15 в 18:56

"Видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне? разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною?" (1Цар.21,14-15).
669. Владимiръ : 657. иерей Илья Мотыка
2010-12-15 в 18:45

Отче , по каким канонам разрешалось венчать православных с католиками и протестантами в православных храмах?Какой канон запрещает носить бороду?
По каким канонам можно стричь в монахи только вдовых священников и оставных солдат (закон при Анне Иоанновне), или иметь чернила и бумагу в кельи (Петр 1)?Или по каким каноном нужно закрывать монастыри или отбирать у них землю?По каким канонам троеперстие, вместо апостольского двоеперстия?По каким канонам сокращаем службы?По каким канонам вместо единогласия-партес языческий? По каким канонам вместо сугубой аллилуи -трегубая?По каким канонам экуменизм ?По каким канонам в алтаре женщины? По каким канонам в алтарях миряне , да еще в стихарях?
668. Владимiръ : 643. М.Яблоков
2010-12-15 в 17:52

Михаиил ,а Вы Пидалион греческий не читали и в глаза не видели,а говорите неправду,в нем как раз написано ,про то,что Христос крестился двумя перстами.
667. Владимiръ : 649. Федор
2010-12-15 в 17:48

Федор , о чем вы ?Митрополит Амвросий не был в заперщении ,когда поставлял епископов и после на него никто не накладывал запрет.Почитайте историю и не перевирайте факты.
666. Владимiръ : 657. иерей Илья Мотыка
2010-12-15 в 17:39

Отче Вы ,что меня совсем дураком считаете,об издании Кормчей ,можно прочитать в энциклопедиях.От Никона до Екатерины 2, никакой Кормчей не издавалось, а издали её при Екатерине ,не в полном объеме-в сокращении, да к тому времени вообще это издание было как исторический памятник.Да, после этого издавали отдельные правила,а примерно половину книги вообще не издавали.Кормчая ,как она была при патриархе Иосифе была издана лишь в 2005 году.
665. Владимiръ : 644. иерей Илья Мотыка
2010-12-15 в 17:28

Отче ,зашищать неправду не стоит,то,что писал Сысоев про старообрядцев:топили в купели детей при крещении, или из их племени вышли наркоторговцы на Кавказе,ни в одни ворота не лезет,даже в самой лживой синодальной пропаганде такого не было.Все авторы был обязаны проверять материалы.
То,что писали Сысоев,Михайлова и Каверин -не научные статьи ,а грязная и лживая пропаганда.Ни один журнал,печатавший их ложь, не напечатал честные статьи опровергающии их ложь.
Вы отче спорите не о том ,что нужно документы собора 1666-67 года издавали до революции в синодальными изданиями.Документы Стоглава есть на сайте лавры, их ксерокопии выложены в сети.
Не верить документам, а требовать их подлиники вообще глупо, в таком случае надо требовать подлинник Библии, а его не существует в природе, есть лишь списки.
Ваше упрямство в неприятии истины,меня вообще удивляет,ссылки Булгакова можно проверить , в интернете выложены эти все документы,при чем выложены без всякой задней мысли,порой их выкладывали никакие не старообрядцы, не все же лгуны как синодальные миссионеры,проверив их я убедился в том,что у Булгакова сплошной подлог про старообрядчество.
664. иерей Илья Мотыка : Шахматову А. В.
2010-12-15 в 17:09

Моя национальность в данном случае значения не имеет. Хотя я являюсь русским патриотом. Просто меня удивляет жесткий национализм, отрицающий реальную картину вещей. Мы умеем вежливо, но жестко ставить на место обнаглевших горцев и местных мусульман и язычников на практике, а не словах. Мы знаем ценность русской культуры, русской истории и отстаиваем очень жестко. Но мы знаем и тот факт, что неумный национализм развалил Югославию, неумный греческий фанариотский национализм развалил Константинопольский патриархат. Русские же научили любить Христа и русскую культуру и русское государство поволжских, сибирских и дальневосточных туземцев. Нам бы не хотелось из-за грубых и неумных действий потерять всё это.
663. иерей Илья Мотыка : А. В. Шахматову
2010-12-15 в 16:54

Русская православная церковь является поместной, входящей в содружество автокефальных поместных церквей. В рамках поместной церкви, используется язык понятный для прихожан. В русской церкви используется церковно-славянский язык. Общего церковного языка для всех поместных церквей не существует. В то же время многонациональный состав содружества православных поместных церквей может отрицать из взрослых умственно полноценных людей только марсианин.
662. Лебедевъ : Лючии
2010-12-15 в 16:39

Тревожусь за Ваше семейное благополучие после требований объятий от Вас со стороны некоего Шахматова. Защищая Вашу честь и удерживая Вашего мужа от перелёта в Австралию для бития морды известному деятелю - готов свидетельствовать о Вашем благочестивом поведении на форуме РНЛ !
661. А.В.Шахматов : 658
2010-12-15 в 16:30

Иерей Илья,Вы о чем это?
660. За Истину! : Re: О древнем благочестии
2010-12-15 в 16:02

Иерей Илья,если Православная церковь интернациональная,тогда зачем же Она называется Русская? Вы себя считаете интернационалистом или русским? И разве Богослужение свершается на интернациональном языке,а не церковно-славянском?
659. Агапит : Стоглав.
2010-12-15 в 15:51

"Отцы и братия, согласны ли Вы с таким положением Стоглава, что если кто браду побреет и преставится так, то недостоин сей усопший церковного погребения и поминовения, так как стал еретиком?"
658. иерей Илья Мотыка : А. В. Шахматову
2010-12-15 в 15:43

Ну и логика у вас А. В. Шахматов, если казнят соседа хорошо, если вас плохо. Казнить религиозных диссидентов в принципе плохо.
657. иерей Илья Мотыка : Владимиру
2010-12-15 в 15:27

Странный человек вы Владимир, если на обложке книги не написано "Кормчая книга", это вовсе не значит, что в дореволюционной и современной России не издавались сборники канонического права. Церковные каноны неоднократно переиздавались и именно по ним жила и живёт Русская церковь. Гражданские законы принимались во внимание, если они не противоречили церковным законам.
656. За Истину! : Нельзя сравнивать с кровавым расколом 17 века.
2010-12-15 в 14:20

Иерей Илья,это были поместные случаи и против еврейского проявления,а не на национальном и державном уровне уничтожения своих земляков.
655. А.В.Шахматов : Re: О древнем благочестии
2010-12-15 в 14:14

Маша Люсевна,как можно поумнеть общаясь с вами,тем более умно молчать?Ушаковский шах и мат!
654. иерей Илья Мотыка : Павлу Васильевичу Шахматову.
2010-12-15 в 14:13

Извините Павел Васильевич, я просто быстро нажал на кнопку.
653. иерей Илья Мотыка : П
2010-12-15 в 14:10

Замечание на счет интернационального сброда осудившего Русскую церковь, это некорректно. Церковь Христова интернациональна. Тогда все Вселенские Соборы состояли из интернационального сброда. Кого там только не было римляне, галлы, греки, сирийцы, славяне, армяне, грузины, копты, германцы, персы. Все они были православными клириками и братьями во Христе. То же самое касается Большого Московского Собора 1667 г. Его костяк составлял весь корпус русских архиереев. Греки, украинцы, молдаване, белорусы в большинстве своем были тоже законными клириками. Несколько авантюристов не делали картины. Другое дело, что решение Собора 1667 г. было ошибочным и имело далеко идущие негативные последствия.
Кстати решение этого собора было осуждено неоднократно епископатом Русской православной церкви. Требовать покаяния от каждого клирика Русской православной церкви за жестокости более столетней давности глупо. Будет смешно если вы будете требовать того же от моего сына Игоря году эдак 2037 г. если он станет священником.
652. Федор : Шахматову
2010-12-15 в 14:02

То, что вы называете "древлеправославием" - лет 100 было клубом самоубийц. О чем вы вообще можете после этого говорить?
651. Федор : RE: Но,в противность евангельскому слову, у нас срубили и бросили в огонь не засохшую ветку, а зеленую"
2010-12-15 в 13:59

Можно и так - срубили зеленую безплодную смоковницу...
Если срубили, а Господь говорил, что врата ада не одолеют, то это значит что не там истина...
650. иерей Илья Мотыка : Павлу Шахматову
2010-12-15 в 13:54

Уважаемый Павел Васильевич вот несколько примеров жестокости и гонений в допатриарший период со стороны русских иерархов. В середине 12 в. Великий князь Андрей Боголюбский отправил посла к патриарху Луке Хрисовергу с просьбой поставить во Владимир особого митрополита.Патриарх посвятил великокняжеского ставленника Федора только в епископы Ростовские и позволил перенести эту кафедру во Владимир. Федор решил отказаться подчиняться киевскому митрополиту и не поехал к нему за благословением. Митрополит Константин написал во Владимир письмо с извещением не считать Федора епископом. Многие послушались этой грамоты. Федор пришел в такое раздражение против них, что вовсе обезумел: затворил во Владимире церкви, так что в них не было звона, ни пения по всему городу и принялся казнить ослушников. "Одни,- рассказывал летописец, -лишились сел, оружия, коней, другие обращены в рабство, заточены, разграблены, и не только простые люди, но и монахи, игумены иереи. Немилостивый был мучитель: одним головы рубил, бороды резал, другим глаза выжигал и языки вырезывал, иных распинал по стене и мучил немилостиво, желая исторгнуть у них имение - до имения был жаден как ад". Князь наконец послал его к митрополиту, а митрополит Константин "обвинил его всеми винами, велел отвести на Песий остров, где ему урезали язык, руку правую усекли и глаза выкололи". ст.33.
В 1490 г. в Новгороде были казнены еретики жидовствующие. В 1503 было казнено несколько десятков жидоствующих.
Был осужден и провел в заточении 26 лет преподобный Максим Грек.
Митрополит московский Геронтий заточил на несколько месяцев в леднике новгородского владыку Васиана Рыло из-за спора по вопросу о освящении церкви.
По вопросу, в чем согрешила Русская церковь Христова, ответить не могу.
Что касается благодатности Древлеправославной церкви, ответе на вопрос, что это за географическая новость.
649. Федор : Владимиру RE: попы ,которым при поставлени нет 30 лет
2010-12-15 в 13:53

У вас все в куче. Я говорил и говорю только о самом важном, без чего вообще НЕОЧЕМ! Этим главным, в т.ч., является АПОСТОЛЛЬСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. Потому и не мог запрещенный в служении (ВАЖНЕЕ) и один (ТОЖЕ ВАЖНО) епископ совершить поставление иерархии.
Потому вынужден повториться - ваш раскол - фуфло полное!
648. lucia : 37. А.В.Шахматов
2010-12-15 в 13:39

Шахмат Ушакович. конечно поумнеть Вы не можете. Но можно молчать с умным видом.
647. За Истину! : Единоверие=экуменизму.
2010-12-15 в 13:13

14 го декабря 2010 года,в день памяти митрополита Филарета Московского,в Храме Христа Спасителя был совершен молебен древним чином,который возглавил священник-единоверец, Иоанн Миролюбов,при участии иумена-единоверца, Кирилла Сахарова.
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме