Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Из века в век

Дмитрий  Ермаков, Русская народная линия

20.11.2010

Валун...Песок, валуны, водная гладь, отражающая облака, темная полоса заозерного берега. Тут же открытое, не заросшее травой и кустами устье речушки. Рыбаки, накачав резиновую лодку и столкнув ее на воду, уплывали по речке вглубь берега под ивовый полог. Налево, вдали - храм Святого Антония, а направо, в озере, далеко-далеко - белый кораблик Спас-Камня... Ученые, археологи и историки, говорят, что там, на мысе, где когда-то был монастырь, а теперь Антониевский храм и поселились первые на этих берегах люди. Там и сейчас деревенька с простым названием Пески. Да и на Каменном острове, скорее всего, еще до монастыря, было капище, где также молились наши предки, еще не знавшие Христа, но и тогда верившие в добро и справедливость... А позади нас деревня Минино. Именно здесь, в этой точке Кубенского берега, археологами открыто древнее поселение, датируемое 10-11 веками. Кроме обычных для таких раскопок находок: керамика, украшения, бытовые предметы, в Минино были найдены семена льна, ячменя и пшеницы... 1000 лет этим семенам! Тысячи лет трудятся на земле древнего Кубеноозерья, нынешнего Вологодского района, землепашцы-хлеборобы! Умирало зерно - рождался колос, и давал новое зерно, и оно умирало, рождая колос, и так из века в век до наших дней. Умирал крестьянин, но передавал сыну свои трудовые навыки, свои знания, свою любовь к земле и крестьянскому труду, а тот в свою очередь своему сыну... Менялись времена, менялись внешние приметы жизни, менялось само название государства, но неизменной и ныне остается суть крестьянского труда, крестьянского характера.

Как и тысячу, и сто лет назад, так и ныне вологодские крестьяне выполняют привычную, но самую важную на земле работу - пашут землю, заготавливают корм для скота, доят коров, собирают урожай...

1.

От Минино мы выехали на большую дорогу. Я оглянулся: осенний ковер - багряно-желто-зеленый - раскинулся до голубой озерной воды. А по другую сторону дороги, за кустами, поля: в серой стерне после уборки урожая и коричневые, вспаханные уже под зябь.

На одном из этих полей вскоре и остановились. Тут поднимали зябь. Немецкого производства трактор бойко таскал за собой чизельный плуг. Председатель СХПК «Новленский» Олег Разживин сразу вслед за плугом промерял глубину вспашки. Махал рукой трактористу, тот останавливал машину, вместе что-то настраивали у плуга, вновь с моторным грохотом трогался трактор, снова махал рукой председатель... И так раз десять, пока, видимо, не настроили плуг на нужную глубину вспашки.

Только после этого Олег Владимирович подошел к нашей машине и стал рассказывать (и в походке, и в манере разговора - неторопливая уверенность):

- На этом поле мы применяем пока еще новую для Вологодского района технологию обработки почвы - безотвальную вспашку или «чизелевание». Подсмотрели мы эту технологию в хозяйствах Владимирской области, ездили туда для изучения опыта. Когда я проанализировал все плюсы и минусы данной технологии - решил попробовать. И сейчас уже на практике убедился во многих преимуществах чизельной обработки почвы: увеличение производительности на вспашке; снижение расхода топлива на гектар; разрушение плужной подошвы, влажные участки полей обработанные чизельным плугом на глубину 30-35 см, становятся суше. В нашем хозяйстве есть поле, где на протяжении многих лет мы вообще не могли проводить никаких работ, поле начинало заболачиваться. Осенью мы обработали поле этим агрегатом и на следующий год и засеяли, и убрали урожай на нем... Не все, конечно, так гладко было, как я сейчас рассказываю. Специалисты агрономической службы хозяйства сначала с недоверием относились к этой технологии. В первый год мы вспахали этим плугом всего пятьдесят гектаров и остались довольны результатом. На следующий год мы испытали уже двести пятьдесят гектаров. И вновь получили положительный эффект. Сегодня специалисты не сомневаются в эффективности данной технологии, и мы уже думаем о приобретении нового более качественного чизельного плуга...

Олег Владимирович прервал рассказ, мимо нас с ревом проехал трактор. Чайки, тоже вековая примета здешних полей, как в озерные волны ныряли на пашню.

- Кроме качественной почвообработки, - продолжил рассказ председатель, - есть и другие преимущества у чизельного плуга. Вот например: очень хорошие оборотные плуги фирмы «Лемкен», но у них более дорогие рабочие органы, и если встает вопрос о полной их замене - требуется не менее ста двадцати тысяч рублей, а хватит этих рабочих органов гектаров на триста. Мы прикинули - чтобы вспахать все наши площади этими плугами, надо минимум два раза поменять все рабочие органы. А у чизеля вся замена будет стоить тридцать шесть тысяч.

Кроме вот такого явного эффекта, много наработок, мыслей, которые сложно пока утверждать, которые еще нуждаются в практической проверке...

2.

Который уж раз встречаюсь я с председателем Разживиным, вижу и слышу его со стороны на различных мероприятиях - всегда взвешенный, неторопливый хозяйский подход к делу, в котором он хорошо разбирается, и, самое главное, любит. О таких людях есть затертое журналистское выражение - «человек на своем месте». А как же иначе! Разживин именно на своем, на родном месте. И люди-то вокруг родные да знакомые. Отсюда и эта уверенность, и это спокойствие. Но при всем спокойствии, хозяйском расчете не побоялся же Олег Владимирович попробовать новшество, сначала, конечно, все просчитал, сам поверил, а потом и других убедил в том, что необходим этот плуг в хозяйстве. А если бы не оправдал себя чизель?.. Да, наверняка, так же спокойно и уверенно признал бы ошибку и дальше бы своим делом занимался.

Суть дела, корень, не в той или иной новой технике или технологии - в людях, в характере их. Не только Разживин, но и Аблогин, Клеков, Механиков, Денисов да и все остальные председатели и руководители крестьянских хозяйств района (да разве же только председатели и руководители!) - это люди с ярко выраженным крестьянским характером. Люди, в крови которых сидит: «Помирать собрался, а рожь сей». Недавно разговаривал с А. Н. Денисовым, директором ОАО «Совхоз «Заречье» «Да, - сказал Алексей Николаевич, - в этом году нам проще было бы купить зерно по четыре рубля, чем выращивать при себестоимости семь рублей. Но как же не сеять, если мы сельским хозяйством занимаемся». И посеял, и все остальные посеяли, и урожай собрали - потому что так должно быть.

Да у каждого из них, людей работающих на земле, свой характер, но и что-то во всех общее есть. Как красивы все они за своей работой: механизаторы в поле, доярки на ферме. Как красив человек, шагающий по полю, по своему полю, которое ему пахать, с которого ему убирать урожай. Нет, не как к станку для производства молока относится к своим коровушкам Галина Кулакова из «Пригородного», даже с больничного к ним бежит, да еще и гостинец - яблоки - им несет...

...Из Новленского отворотка на Вотчу, о судьбе тамошнего совхоза вспоминать не хочется, но именно там в Вотче затеял свое дело Александр Механиков - овцы романовской породы (одним из первых в области), бычки на откорм, на паях с А. Н. Денисовым занялись выращиванием зерновых, купили новый комбайн, сушилку, весной посадил Александр Анатольевич и картофель, и вот уже осенью на ярмарке в городе торгует к/х Механикова картошкой. «Чтобы выжить в нынешних условиях, надо, чтобы хозяйство было многоотраслевым...», - говорит он.

И ведь всегда так было - крестьянину русскому всегда нужно было думать о том, чтобы «выжить», виной ли тому погодные условия или самодурство очередной власти, а чаще - то и другое вместе...

За год работы в «районке» довелось мне поговорить со многими руководителями хозяйств, и каждый раз я задавал этот вопрос: «Каким бы вы хотели видеть отношение руководства страны (правительства) к сельскому хозяйству?» И каждый раз ответ был, примерно, один и тот же: «Хотелось бы, чтобы от благих намерений и заявлений перешли к конкретной поддержке сельского хозяйства». Значит, если все (я отвечаю за свои слова) хотят видеть реальную поддержку, значит, несмотря на всевозможные программы развития и поддержки, несмотря на деньги, что выделяются на эти программы - реальной поддержки селу нет. «Дайте нормальную цену за молоко, - говорят председатели, - и нам не надо будет никаких субсидий». Так почему же не дают-то? Рынок! Ну, крестьянин русский и барщину пережил и колхозы, переживет и рынок, в этом можно не сомневаться...

Хотя, как поговоришь со стариками, такими, как например М. А. Советов, возглавлявший в самые трудные послевоенные годы колхоз в Янгосари, и помнит еще и коллективизацию, и всяческие реорганизации деревни уже послевоенного времени, невольно и сомнения закрадываются. Написал вот я «все переживет русский крестьянин», а ведь многие и не пережили ту же коллективизацию.

И нынче, при всех-то успехах, с каждым годом сокращается число сельских жителей. Возможно, растет число дачников, и это не плохо, тем более, что многие из дачников горожане-то во втором, а то и в первом поколении, но дача - это все же не родной дом, и дачный участок не «лоскут отеческой земли»...

Еще в начале двадцатого века почти 90 % населения России составляли крестьяне. За каких-то неполных сто лет - все изменилось. А ведь это трагедия. Позаброшенные деревеньки, осиротевшие, потерявшие родную почву под ногами люди... На глазах двух-трех поколений все это произошло... Да что там «на глазах», они, те поколения эту трагедию и пережили - полной ложкой хлебнули.

Сейчас большинство жителей России - горожане. Но что это за горожане-то! Почему мне, горожанину в третьем поколении, так нужна эта большая грядка в три сотки? Почему я не могу жить спокойно без своего куска земли, и вскапываю дерновину, сажаю картошку и счастливый перетаскиваю эту картошку на своем горбу с огорода домой, в город? И почему я, всю жизнь проживший в городе (хотя все школьные каникулы проводил в деревне), знаю, что настоящий дом и может быть только в деревне, а в городе - так, жилье... Да потому, что мы и сегодня остаемся деревенской страной. Психология большинства русских людей и в городе остается деревенской, крестьянской. И без этой крестьянской (христианской) психологии не может быть русского человека, а значит и России. А Россией и весь мир жив.

3.

Едем по кирилловской дороге, и опять - распахнутые горизонты, в озере все тот же кораблик Спас-Камня, по другую сторону от дороги: поля, перелески и снова поля... Да крестьянину некогда любоваться красотами природы, но откуда же, почему на этой полоске земли прошло детство стольких творческих, неординарных людей - Ильюшин, Гаврилин, Евдокимов, Гиляровский... А святой Мартиниан Белозерский - крестьянский мальчишка, ставший настоятелем Ферапонтова монастыря, а потом и Троице-Сергиевой лавры, крестный отец княжеских детей, один из самых влиятельных людей Руси своего времени... Эти просторы, эта земля, небо, озеро, этот непрестанный труд в жару и холод, вот эти распахнутые горизонты, распаханные пологие холмы - все это было в них, все это было в их отцах и дедах. Все это давало силу нести свой крестьянский крест. Все это помогало и вырвавшись в большой мир не затеряться, а осуществить свои таланты в литературе, в науке или военном деле... А кто во всех войнах-то победил? Да они же - русские крестьяне. Терпение, терпение и терпение - иначе не выжить было в наших местах. Как там у поэта Кокорина: «Но раз-то в жизни вымерзало все напрочь точно...» Умение и терпение начать все «с нуля», если нужно - вот важнейшая грань русского крестьянского характера...

... Вдоль дороги, на зеленой луговой отаве, будто с неба упали, лежат рулоны сена... Да, уже не увидишь на наших лугах стогов. Давно не видел. Но вот свернули с главной дороги на старую кирилловскую, и вдруг в огороде за домишком, для своей видать коровки (не многие теперь уж держат-то) - стоит стожок. И вспомнились стога моего детства... (Да, было, было и у меня, как почти у всякого городского ребенка свое деревенское детство!) Но только сейчас я понял, что же напоминали мне эти стога тогда - шлемы былинных богатырей! Будто они, те богатыри, под неимоверной тяжестью собственной силы ушли по брови в землю... Но придет грозный час, и тогда раздастся мать-сыра земля, и восстанут богатыри русские...

Но это все лирика, нет уже тех стогов (один-то стожок и увидел), рулоны сена лежат на ровно выстриженных лугах вокруг Вологды. Ну, и это хорошо! Значит, есть техника, есть люди, что на этой технике работают, есть скот, который будут кормить этим сеном. Продолжается крестьянская жизнь на земле - из века в век.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме