Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Поездка на озеро Светлояр

Игумен  Кирилл  (Сахаров), Русская народная линия

19.11.2010


Воспоминания …

Знаменитое святое озеро Светлояр. По преданию, во время Батыева нашествия в водах озера скрылся Китеж-град со всеми своими церквами и дворцами.

Пять лет в Нижегородской епархии служит наш бывший диакон - священноинок Сергий (Гапонов), и мы решились на эту поездку, рассчитывая на его помощь и внимание. Назначили выезд на начало июня 2010 года.

Выехали мы в ночь под праздник свт. Алексия, митрополита Московского, и прибыли на место в деревню Семино в четыре часа утра. Семино - второй приход отца Сергия. При въезде в деревню возводится церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Всем скорбящим радость (так по старому варианту) в стиле псковской церковной архитектуры. Раньше здесь никогда не было храма. Строит его местный предприниматель - Евгений Михайлович. Надо отдать ему должное, храм возводится быстрыми темпами, строительство не затягивается, как это часто бывает. Евгений Михайлович возглавляет ООО «Промысел». Он старается поддерживать традиции знаменитого хохломского ремесла.

После службы мы посетили Городец - симпатичный русский городок на Волге. Здесь, в Феодоровском монастыре, скончался св. благоверный князь Александр Невский и была обретена Феодоровская икона Божией Матери. В городе имеются музей, памятник и улица св. Александра Невского.

Запомнился рассказ нашего гида, как в с. Ворша Владимирской области один человек отрубил правую руку на деревянной скульптуре св. Александра. После войны домой он вернулся без правой руки...

Визитной карточкой города был Троицкой собор, разрушенный в 30-е годы. Большое впечатление на нас произвел Городецкий вал (XII-XIV вв.), его параметры: длина - восемь километров, ширина - тоже восемь километров, а глубина - девять метров. Помолились у руин Владимирской церкви (вторая половина XVII в.). В действующем храме архангела Михаила обратила на себя внимание роспись в каноническом стиле. Храму исполнилось 300 лет.

Гид сказал нам с горечью, что раньше по Волге невозможно было проехать на лодке из-за интенсивного судоходства, а теперь этого ничего нет. Существуют планы превращения Городца в «туристическую Мекку».

После Городца посетили производство Евгения Михайловича. Предприятие произвело впечатление добротности и стабильности. По просьбе о. Сергия и Евгения Михайловича я выступил перед сотрудниками (их было около 90 человек). Дело в том, что есть сложности в настрое местных жителей в связи со строительством в Семино единоверческого храма, т.е. хотя храм и Московского Патриархата, но службы в нем проходят по старым обрядам. Парадоксально, но факт, что в этих местах, в самом эпицентре нижегородского старообрядчества, это вызывает смущение и неоднозначную реакцию. Соседние священники либо из-за непонимания, либо по причинам прагматическим (еще один храм - уменьшение их паствы, соответственно и доходов) настраивают народ на негативное отношение к новому храму. Да, действительно, для многих священников снятие клятв на старые обряды на Поместном Соборе 1971 года - событие «яко не бывшее». В связи с этим, в беседе с сотрудниками я сказал, что пусть вот какой-либо священник в присутствии правящего архиерея скажет, что не нужно ходить в храм, в котором служит отец Сергий, направленный в него этим же архиереем. Нонсенс.

В этот же день решили посетить бывший единоверческий монастырь в Высоково. Монастырь образовался на базе старообрядческого безпоповского скита. Скитоначальник инок Герасим в 1784 году обратился в Синод с прошением о принятии скита в лоно Церкви на правах единоверия, т.е. с сохранением старого обряда. Синод удовлетворил просьбу инока, и он был рукоположен в священнический сан и возглавлял монастырь до своей смерти в 1830 году. Первая литургия была совершена в монастыре в 1807 году. В обители три больших храма: Успенский, Трехсвятительский и Никольский. В настоящее время служба идет пока только в Трехсвятительском храме. Величественная колокольня высотой в 75 метров была построена во второй половине XIX века. Когда мы поднялись на нее, перед нашим взором открылась прекрасная панорама окрестностей.

В монастыре никогда не было более 30 братий. В 1932 году его закрыли, и к середине 90-х годов это место пришло в окончательное запустение. С конца 90-х годов началось возрождение обители. Благодаря тому, что она стала памятником федерального значения, идет ее активное восстановление. С иеромонахом Паисием, насельником монастыря, у нас состоялась дискуссия о единоверии. Он: «Непонятно это учреждение, единоверие - это что-то среднее, лучше уж быть либо православным, либо старообрядцем». Я: «Как же так?! В Церкви ведь всегда было разнообразие в обрядовом плане. Церковный историк Сократ (VI век) пишет, что трудно найти две общины, где бы богослужения были бы полностью идентичны. И потом - главное же церковное единство, обряды имеют подчиненное значение. Если кому-то ближе старые обряды - почему же нужно ставить ультиматум: или будь как все, или уходи». Еще он говорил, что нужно было проводить реформу, так как было много ошибок в церковных книгах. На это я ответил, что ряд исследователей церковной реформы XVII века - до революции, например, проф. Н. Каптерев, в наше время - головщик Спасского собора б. Андронникова монастыря Б. П. Кутузов доказали, что это не так. Они однозначно отдают приоритет старым текстам, как более добротным и качественным.

На обратном пути с нами произошло необычное происшествие. Выехали мы из монастыря в начале двенадцатого ночи и остановились на полпути - закончился бензин. В это время нас обогнула другая машина и поехала за машиной о. Сергия. Как потом выяснилось, он был в полной уверенности, что это мы за ним едем. И вот ситуация: темень, кругом густой лес, а у нас закончился бензин и не работает ни один сотовый телефон. Через некоторое время кое-как до нас дозвонился о. Сергий и, узнав, в чем дело, повернул обратно. А мы тем временем начали молиться - читать Исусову молитву, как обычно. Говорю водителю: «Заводи машину», и - о, чудо! - машина двинулась вперед. Я думал - проедет несколько десятков метров и заглохнет, но она продолжала двигаться, а мы - читать Исусову. И что вы думаете, машина преодолела более 20(!) километров при нулевом показателе наличия бензина. Общее мнение: доехали только благодаря Исусовой молитве.

На следующий день поехали на озеро Светлояр. Во Владимирской церкви на берегу озера совершили молебен Божией Матери по старому обряду и с пением Исусовой молитвы обошли озеро. Когда закончили обход, меня поразило: как мы могли меньше чем за час пройти такое большое расстояние по периметру. В святом озере не принято купаться - можно только испить воды и умыться. Интересно, что до 1960 года здесь на берегу Светлояра на Покровской горке проходили диспуты между представителями различных старообрядческих согласий. Теперь межконфессиональной напряженности нет, представители белокриницкого и беглопоповского согласий зачастую ходят на службы друг к другу. Интересно, что на Светлояр приезжали паломники-старообрядцы из Японии в сопровождении известного старообрядческого священнослужителя о. Леонтия Пименова.

Село Никольское. Здесь два деревянных храма: Троицкий (вторая половина XVII в.) и преподобных Зосимы и Савватия (первая половина XIX в.). Храмы были закрыты с 1937 по 1947 годы. Три раза их грабили - последний раз семь лет тому назад. Тогда из Троицкого храма воры, проникшие в него через колокольню, вынесли 18 икон. По версии милиции, эти воры потом разбились на машине. Не исключено, что таким утверждением милиция просто закрыла дело. Несколько икон в храмах, например, Казанская в Троицком, мироточат. Над церковным ящиком большие фотографии патриарха и правящего архиерея - начальство теперь постоянно на виду. Запомнились сетования старосты храмов на большие поборы и многочисленные проверяющие комиссии.

Ещё нам врезался в память рассказ о судьбе человека, который снимал колокола с Троицкого храма: он погиб в реке зимой - оказался зажатым двумя льдинами, которые срезали ему голову. Нашим сопровождающим на Светлояре и в Троицком храме был раб Божий Олег, который и рассказал нам эту страшную историю. Олег - добродушный сорокапятилетний старообрядец с певучим громким голосом. «Не знаю, кто я - говорил он, - крещен в белокриницкой церкви, в детстве и юношестве посещал обычный храм. Был помощником покойного митрополита Николая по хозяйственным вопросам и даже представителем епархии в Комитете по культурному наследию. Когда в Нижнем Новгороде открылся единоверческий храм - посещал его. Когда же новый настоятель этого храма, воспользовавшись неразберихой после смерти владыки Николая, зарегистрировал храм не как единоверческий, а как обычный, стал посещать старообрядческую беглопоповскую церковь (Новозыбковская Патриархия) в г. Семенове. Бывшие единоверцы стали ходить в старообрядческую церковь на нижегородском Бугровском кладбище. Причащаются они, однако, в обычных храмах». Олег неодобрительно относится к принятию патриаршего сана архиепископом Александром (Калининым) и вообще считает, что надо прекращать раскол. Для этого, по его мнению, необходимо покаяние со стороны новообрядцев, прежде всего за кровавые гонения на ревнителей древнего благочестия. Вообще, на сегодня в Нижегородской области у белокриницких старообрядцев и у беглопоповцев имеется по семь храмов. Единоверцы до революции имели здесь более 20 приходов - они были почти в каждом уездном городе. Когда Олег рассказывал о своей жизни, я про себя подумал: о, пагубная никонова реформа! - сколько ты внесла хаоса и разделений в русский народ. Побывали мы у Олега и дома, где увидели несколько десятков старинных книг, переплетом которых занимается хозяин. Он же организовал с помощью местных старушек изготовление лестовок. На всякий случай держит в доме заряженное ружье.

На пути следования по Нижегородской земле нас приятно удивило обилие на дорогах больших восьмиконечных крестов. Или вот такая особенность - престольный праздник деревни - не храма, а именно деревни. На основании чего он отмечается? На основании того, в какой день, ближайший к большому церковному празднику, обосновался здесь первый поселенец.

Село Малые Мурашки. Настоятелем здешней Покровской церкви является о. Сергий. В храме после полунощницы совершили заупокойную литию по случаю 40-го дня преставления единоверческого епископа Русской Зарубежной Церкви Даниила. Интересно, как предшественник о. Сергия совершал вечернюю службу - вычитывались какие-то отдельные её части, а не вся она цельно совершалась.

За пять лет своего настоятельства о. Сергий проделал огромную работу по ремонту и реставрации храма, в частности, сменил купола и кресты на храме, покрасил храм в приятный нежно-голубой цвет. В храме есть две замечательные большие иконы - Спаса и Богородицы в окладах, три старинных паникадила и около пятнадцати старинных подсвечников. Удивило, что в храме ни разу не был архиерей - ни прежний митрополит Николай, ни нынешний архиепископ Георгий.

В купальне на источнике я совершил крещение взрослой женщины.

К сожалению, в Малых Мурашках развалена ферма. Только сейчас один армянин пытается её оживить - у него большие планы, но пока только в наличии имеется пять коров и трое рабочих. Некоторые жители села сильно пьют, не сажают картошку - и это несмотря на то, что у них маленькие дети и за долги им отключили свет.

Большие Мурашки. Первое упоминание об этом селе (сейчас оно имеет статус рабочего поселка) относится к 1337 году. Есть, однако, данные, что образовалось оно в середине XII века. В XVII веке этими землями владела боярыня Феодосия Морозова. У неё было восемь тысяч крепостных и 330 дворовых людей. Всего своего достояния она лишилась из-за отказа принять реформу патриарха Никона. Кстати, на известной картине Сурикова боярыня Морозова была изображена в зрелых летах, а на самом деле ей было всего 28 лет.

Жители села поддержали разинское восстание. Повстанцы здесь потерпели поражение, и село было сожжено. Вокруг крепостного вала были установлены виселицы, на которых качались мятежники.

Крупный пожар произошел 1823 году - тогда из 800 дворов села сгорели 700. В начале XX века в Больших Мурашках было девять церквей и два монастыря. В настоящее время действуют две церкви - Троицкая православная и старообрядческая в честь протопопа Аввакума. Летом 1942 года над селом пролетал немецкий самолет, бомбивший Арзамас. На село он сбросил две бомбы - одна не разорвалась, а другая убила старушку. Накануне она поругалась с зятем и зять ей сказал: «Чтоб тебя бомба убила», и вот, от бомбы она и погибла... Из 7800 мобилизованных жителей села, 3400 не вернулись с полей сражений. Село было купеческим, славилось меховым производством. Было здесь десять кирпичных заводов. Кстати, кирпич был очень прочным. Один купец приказывал сваливать кирпич из повозки через колесо, и если он крошился, то приказывал отвозить его на мусор. Платил он в этом случае только за дорогу. Только один из местных купцов - Паншев пошел на сотрудничество с советской властью. Его, однако, впоследствии тоже раскулачили и от потрясений он скончался. Интересны детали купеческого быта. После замужества женщина должна была безвыходно пребывать дома и выходить только в церковь. Лишь на масленицу ей разрешалось покататься на тройке. Роды принимались на дому и потом новорожденного отдавали выкармливать другим женщинам. До 5-6 лет 80 процентов таких детей не доживали. Потом этот обычай отошел в прошлое и окончательно исчез.

В настоящее время во всем районе работает только одна швейная фабрика. Что происходит? Директор музея подробно нас знакомила с экспонатами и горько сетовала на положение в районе: развал культуры, смертность превышает рождаемость в 3 раза, пьянство, безработица и т.д. и т.п. На изучение Великой Отечественной войны отводятся считанные часы. Дети ничего не знают о знаменитых деятелях Отечества и т.д. Сейчас хотят финансирование культуры перевести на местный бюджет - это еще больше ухудшит положение. Сетуя, она привела пример Бурятии, которая является дотационным регионом, однако культура здесь на высоте. В музее ежегодно проходят Аввакумовские чтения. По статистике 1894 года в Больших Мурашках было 1900 единоверцев и 390 старообрядцев Белокриницкого согласия. Теперь Белокриницкая община располагается в бывшей единоверческой церкви. Этот храм мы осмотрели и имели в нем пространную беседу с настоятелем отцом Николой - племянником покойного митрополита Алимпия, его бывшим келейником. В беседе с ним я открыл для себя ряд новых моментов. Например, что дети у старообрядцев постятся с трех лет и что на Литургии Прежеосвященных Даров они причащают младенцев. Вообще младенцев они причащают не только Кровью, но и Телом. После соборования не моются в бане 40 дней.

Посетили родину протопопа Аввакума - с. Григорово. В местном, пока еще не действующем храме, совершили с отцом Сергием вечерню. Я произнес большую проповедь о значении храма. После службы беседовали со старостой храма и ее мужем - главой администрации. Разговорились. В селе школа-девятилетка на 45 учащихся, её хотят закрыть и превратить в начальную! Раньше вспахивали и засевали 4,5 тысячи гектар земли, а теперь только 1,5. Это официальная статистика, а реальное положение дел еще хуже. Храм реставрировался в 1986-1991гг. Потом реставрация остановилась. Медь с колокольни сорвала местная молодежь и сдала в пункт приема цветных металлов. Колокольня была построена в 1913 году.

В 12 километрах от Григорова, если ехать по прямой дороге, располагается село Вельдеминово, уроженцем которого был патриарх Никон. «Родина патриарха Никона» - гласит вывеска при повороте дороги на село. Огромный Казанский храм, мощная колокольня. Совершили символический акт - на паперти храма вычитали чин 12 псалмов по старопечатной книге. Потом выяснилось, что мы помолились в канун дня рождения Никона, в канун его 405-летия. Побывали на месте дома Патриарха. Здесь, на горе, установлена сень с крестом, под которой стела с изображением патриарха Никона в полном облачении. Рядом мраморное надгробие с крестом. На надгробии надпись: «Его святейшеству Никону, Патриарху русской православной церкви от мордовского народа». Под горой источник с купальней. Запомнился контраст: барельеф Никона в полном облачении с холодным выражением лица и скульптура Аввакума в рубище, подпоясанном веревкой, с высоко воздетой рукой с двуперстным крестным знамением. И после смерти они очень наглядно противостоят друг другу...

Обратно выехали в четыре утра. Подъезжая к Дивееву, прокололи колесо. Были вынуждены задержаться, пока шел ремонт. Побывали на акафисте у мощей прп. Серафима и на литургии.

Хотел бы еще в заключение рассказать о своих разговорах в дороге с водителем - рабом Божьим Василием - офицером спецназа в отставке. За плечами Василия 20 вылетов в Афганистан, поездки в Мозамбик и Анголу, две чеченские войны. Сейчас он работает ночным таксистом в Подмосковье. Однажды к нему в машину сели три азербайджанца и стали оскорблять русских женщин и вообще русских. Тогда он взял одного их них за шиворот и ударил лицом о капот машины, сломав при этом ему нос. Второй пассажир бросился на него с ножом, но был вырублен профессиональным ударом в челюсть. Третий запросил пощады. Кавказцы назначили «стрелку». Василий к их удивлению пришел один и сказал, что не позволит оскорблять в его присутствии русский народ и что пока вот он говорит с ними, на каждого из них направлен прицел снайпера. После стрелки кавказцы еще поджидали его, но увидели, что действительно за машиной Василия следовала спецмашина. По Афганистану у Василия такое заключение: «Не надо нам было лезть туда со своим уставом». По Чечне: «Надо было действовать, прежде всего, экономическими санкциями». В первой чеченской кампании было немало случаев предательства сверху, когда наши войска останавливали, объявляя перемирие. Это было на руку боевикам, которые перегруппировывались, накапливали силы и бои разгорались с новым ожесточением. Хасавьюртский мир он однозначно расценивает как предательство. В дороге был такой парадоксальный случай. Никола рассказал, как пленили и казнили двух снайперш - одну с Украины, а другую из Прибалтики. В это время мы включили радио в микроавтобусе, кажется, «Эхо Москвы» и услышали рассказ на тему боев в Чечне. В этом рассказе полностью отрицалось пребывание в Чечне «белых колготок» - снайперш. С возмущением слушал все это наш водитель. Еще он рассказал, как освободили из рабства русского парня 25 лет. На вид ему было в два раза больше. Отца и мать его убили, сестру изнасиловали и также убили. В рабстве он пробыл около 10 лет. Однажды пытался бежать. Поймали и сильно избили. Второй раз подвергся он избиениям, когда дал сдачи чеченским детям, которые издевались над ним. Интересно, что этому человеку удалось сохранить нательный крест и преодолеть зависимость от наркотиков, которыми его накалывали. По словам Василия, лояльных по отношению к России чеченцев не больше четверти.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Ксения : Re: Поездка на озеро Светлояр
2011-02-17 в 18:14

Мне очень понравилось!!!=))))
1. Екатерина Домбровская : Автору, отцу Кириллу.
2010-11-19 в 18:53

Низкий поклон отцу Кириллу и большое спасибо за этот замечательный рассказ: простой, но многозначительный, богатый наблюдениями и сведениями.Словно за ним последовали и много повидали его глазами, ничем не замутненными.Вот что значит чистое око.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме