Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Скверное слово на церковном заборе

Анатолий  Артюх, Русская народная линия

Какой должна быть миссия / 17.11.2010

Берегите чистоту языка, как святыню!

И. Тургенев

Как-то взял, да и оправдал известный протодиакон и богослов Русской Православной Церкви одно слово, которое простыми людьми (в смысле, не богословами) принято считать матерным. Словно написал крупными буквами на заборе, а внизу подписался: «профессор Московской духовной академии; ассистент-совместитель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по Основам православной культуры. Клирик храма Архангела Михаила в Тропарёве».

Забор в данном случае не простой деревянный, а продвинутый, виртуальный, то есть форум известного миссионера или сайт «svitk.ru». Написал и объяснил, с высоты своих знаний.

«Тут стоит пояснить, что слово б... не есть мат. По Фасмеру, первичное значение этого слова - «приводящий в заблуждение», отсюда «блядивый» - празднословный...

...Церковнославянский перевод Писания до сих пор не чужд слова, которое какой-то модерновый умник занес в число матерно-запретных: «не точию праздны, но и блядивы» (1 Тим 5.13; в рус. переводе - болтливые)».

А потом ещё и по радио, на всю страну, в прямом эфире начал отвечать на вопрос про гастроли певички на букву «м»: «Это много чести, чтобы Русская Православная Церковь как-то относилась к каждой выходке каждой б...ди, тем более пятидесятилетней». «Мадонну», конечно, по другому назвать трудно, но профессор, всё же, перегнул, развив эту тему не на шутку.

Народ на это отреагировал, задав на форуме слегка наивный вопрос: «Допускается ли профессорам богословия ругаться матом в прямом эфире?». И автор, не заставляя себя долго ждать, ответил. Точнее пустился в такие объяснения, что лучше бы и не говорил. И если предположить, что он прав, то настоящий, нерафинированный, родной русский язык - это язык российских самодержцев, патриархов и святителей, язык православного богослужения, обогащенный матом. Богослов убедительно «доказал» это, приводя соответствующие цитаты из средневековых русских документов и богослужебных текстов. Вдогонку ещё привел и выдержку из письма Пушкина Вяземскому: «Я желал бы оставить русскому языку некоторую библейскую похабность. Я не люблю видеть в первобытном нашем языке следы европейского жеманства и французской утонченности. Грубость и простота ему более пристали».

Надо отдать должное Александру Сергеевичу - последние годы жизни он раскаялся и искренне стыдился того, что написал подобное. А вот отец протодиакон - нет, не постыдился доказывать, что материться - это нормально, и даже не постеснялся в свое оправдание косвенно, цитируя Пушкина, назвать язык Божьего Слова «наглым и бесстыжим..., сквернословным и ругательским». Так обозначает слово «похабный» словарь Даля.

Впрочем, если человек доказал себе, что мат это не мат, а простое русское слово, то чего ему стесняться. Тем более профессия у него такая, слова разные новомиссионерские изрекать. Но вот вопрос, а верны ли доказательства, и не увёл ли отец дьякон доверчивых фанов в очередную заумь, забыв про совесть? Попробуем разобраться. При этом, рискуя прослыть чистоплюем в глазах обновленцев и реформаторов, данное известное слово я, всё же, буду писать в сокращении.

Известное слово «б...дь» по некоторым источникам переводное же от арабского глагола «табалляд» (всплеснуть руками от боли или досады). Но подобная трактовка не выдерживает достойной критики при тщательном анализе. Стоит, всё же, вернуться к древнерусским истокам его происхождения. Действительно, в былые времена некоторые слова, которые мы сегодня считаем матерными, были аж церковного «предназначения», использовались в церковной службе и звучали в церквях! И звучат по сию пору, правда очень редко и исключительно в древнем значении. Несколько примеров: «б...дивый» - пустословный, болтливый, лживый; «б...дословие» - пустословие, языческое баснословие; «б...дство» - пустословие, болтовство («Словарь церковно-славянского и русского языка», 2-е отделение Императорской АН, 1847 г).

Итак: б...дь - обман, заблуждение, пустословие, пустяки, выдумка; «блядословить» - лгать на кого, ругать кого, болтать, злословить, порицать.

Матерное слово в церкви звучать не могло и не может, значит прав известный миссионер, реабилитация похабщины свершилась?... Нет! И вот почему.

В славянских языках было другое, весьма похожее по звучанию, слово «блудити», которое означало «блуждать» (ср. украинское «блукати»). Постепенно словом «блуд» стали определять не только ложь, заблуждение, но и беспорядочную «блуждающую» половую жизнь. Появились слова «блудница», «блудолюбие», «блудилище» (дом разврата). И если у Апостола Тимофея написано: «Не точию же праздны, но и блядивы и оплазивы, глаголющия, яже не подобает» - и не только праздные, но и болтливые, и любопытные и говорящие, что не следует» (1 Тим 5, 13), то в данном случае слово «блядивы», конечно, это не мат. Но сегодня этим словом не назовут болтушку или сплетницу, так назовут распутную женщину, и слово будет уже являться матерным, как обозначающее половое невоздержание. Мат всегда обозначает всё, что связано с низменной половой сферой. Сначала оба слова существовали обособленно, но затем постепенно стали смешиваться. То есть, слово, о котором идёт речь, раньше не было матерным и не было непристойным, так как не имело ничего общего с развратом и блудом... Вот этот аспект профессор Московской духовной академии как то упустил. В результате чего заблудился сам, да и других ввёл в заблуждение.

Само понятие непристойности поддается определению с большим трудом. Особая трудность заключается здесь в том, что это понятие, во-первых, сильно менялось с течением времени, а во-вторых, носит национально-специфический характер. Филолог А.С. Аранго пишет:

«Что такое «непристойное» (у автора - «обсценное», obscene)? Вероятно, это искаженное или измененное латинское слово scene, означающее «вне сцены». Следовательно, обсценное это то, что должно находиться вне сцены, иными словами вне театральных подмостков нашей жизни. «Грязное» или обсценное слово это такое, которое нарушает правила поведения на общественной сцене, такое, которое осмеливается озвучить то, что не следует видеть или слышать. Обсценность - это понятие родовое, порнография - один из его видов» [Arango, 1989, с. 9].

Не существует ничего непристойного для всего человечества. Непристойным может быть только то, что в данной национальной культуре и в данный момент определено, как непристойное. С разбираемым нами словом произошла эмоциональная и смысловая деформация, в результате чего оно стало неприличным, то есть матерным. Случай достаточно редкий, так как в нашем бурно развивающемся обществе происходит обратное. Слова, которые совсем недавно считались неприличными и где попало не вымессионеривались, сегодня становятся нормой с душком вседозволенности. Ряд не столько грубых, сколько «неприличных» слов приобрел полные права гражданства в связи с резкими изменениями в жизни российского общества - засорением СМИ порнографией и насилием, нецензурщиной, широчайшим распространением венерических заболеваний, половым воспитанием в школе и т.п. Это, например, «презерватив», «импотенция», «соитие», «секс» и другие. Кстати, слово «педераст» является отрадным исключением, так как пока ещё имеет негативный характер и считается ругательным только в нашей стране. Но и ему некоторые адепты либеральной системы, хотят придать статус «обычного» обозначения, «обычной» половой ориентации. Совсем недавно соответствующие темы безоговорочно табуировались за пределами кабинета врача. Сегодня все эти слова допускаются практически в любой компании и неприличными считаться уже не могут.

К чести россиян стоит отметить, что похабные выходки протодиакона вызвали волну возмущения в СМИ, включая его же форум. Но вот что заставляет задуматься и настораживает. Мне стали известны случаи, когда взрослые воцерковлённые люди, уважающие миссионера-сквернослова, после его матерных тирад сами стали частенько употреблять то самое словечко, со всеми его производными. Ну, а про молодёжь и говорить не приходится. Представляете картинку: ребёнок стал интересоваться православием, посещать святые места, книги читать, лекции известных миссионеров слушать. И вот, в один прекрасный момент чадо получит достаточное количество знаний для новоначального, что бы, не краснея, сказать родителям: «Вчера был на лекции о.Андрея Кураева, отмиссионерился по полной, клёвый батя, не обычный ботан, б...дь, не то что вы, зашоренные». Учитывая раскрученность и регалии отца протодьякона, заразиться его словоблудием, а потом ещё и оправдать матерщину, теперь могут многие. Это и есть миссия со знаком минус, антимиссия, АНТИМИССИОНЕРСТВО.

Вместо послесловия

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Неслучайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной - значит адской, из преисподней.

В институте проблем управления РАН ученые обнаружили, что когда человек ругается, то его хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. И так постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

Мат был осужден на Карфагенском соборе (прав. 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других». Употребляющий скверную брань, прежде всего, позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам рожден и воспитан матерью. В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками. Их не пускали в церковь и не садились за один стол.

В наши дни стало тенденцией оправдывать многие грехи с точки зрения науки, права, истории и даже богословия. И самое страшное в этом то, что бездушные научные выкладки и выводы зачастую заглушают голос совести авторов. В результате, не только теряется смысл исследований, но и вводится в соблазн огромное количество людей, безоговорочно доверяющих титулам, регалиям и санам этих деятелей.

Как красиво и метко сказал об этом, много веков назад, истинный отец Церкви, пастырь-проповедник, Богослов, Блаженный Августин Епископ Иппонийский: «Нет, неверно, что легче заучить эти слова в силу их мерзкого содержания; такие слова позволяют спокойнее совершать мерзости. Я осуждаю не слова, эти отборные и драгоценные сосуды, а то вино заблуждения, которое подносят нам в них пьяные учителя...»

Анатолий Артюх, Гатчина



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 111

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

111. н.п. : Какая горячая тема на РНЛ!
2011-08-20 в 20:55

Осуждайте не осуждайте Кураева, а он таким образом заигрывает с молодежью и привлекает внимание своей специфической аудитории. Он это будет делать всегда, потому, что это его стиль.
Иногда злая бабуля в храме больше беды наделает.
Кураева осуждать бесполезно, а сколько дурных слов здесь привели, кому жернов на шею вешать?
110. Венцеслав Крыж : Ая думаю, что Кураев наносит Церкви страшный вред.
2011-08-20 в 15:44

Я помню, как он оскандалился на весь свет, объявив Клару Цеткин злобной жидовкой, этакой Есфирью, учредившей праздник 8 марта; тот самый день, в который Мордохей истребил Амана и всех врагов Израиля. Кураев был пойман за руку, но с него как с гуся вода, отговорился, отбоярился, отделался легким испугом, позже написав известное сочинение на тему: «Как делают антисемитом», из которого, впрочем, неясно, сделали его антисемитом, или нет.
Специальное заявление ИФ МАМИФ

Богохульник, матерщинник и хулитель православных людей Кураев должен предстать перед церковным судом. Заявление Исследовательского Фонда «Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов»

Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
Ваше Святейшество!

Мы вынуждены обратиться к Вам с открытым заявлением с просьбой поставить на место протодиакона Андрея Кураева.
Этот человек, давно уже скандально прославившийся тем, что:

пытался обелить педерастию (мы имеем в виду известный всем ролик, когда владыка Феофан был вынужден силком затыкать фонтан пропедерастического пропагандистского красноречия Кураева [1]);

богохульно подменил смысловые значения слов «миссионерствовать» и «катезизация» (его авторские новоделы «отмиссионерить» и «закатехизить»), наделив их смыслом слово «отсношать» (совершить половой акт): «Отмиссионерьте ее, катехизните ее по самое не могу», то есть выдумал новый совершенно богохульный (вполне в духе сект) способ приведения женщины ко Господу и спасения ее души – через половое сношение с нею, причем в извращенном виде («по самое не могу»)! [2];

в лекции семинаристам формировал негативный ложный образ семей православных священников [2];

крайне подло и цинично высказывался о почившем Патриархе Алексии II, делая всякие грязные намеки;

странно выступал в поддержку секты Свидетелей Иеговы [3];

пытался самым подлым образом дискредитировать главу Синодального церковного отдела протоиерея Всеволода Чаплина [7];

откровенно русофобствовал, формировал крайне оскорбительный, лживый образ русского народа как разрушителя (в его понимании, русские мальчики могут только все «ломать») [6];

псевдобогословские фантазии Кураева уже не раз публично и детально обоснованно называли «подлым богоборческим бредом, выдаваемым за богословие» [8].

Сказанное совершенно очевидно показывает, что этого персонажа на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям. Его следует срочно убрать со школьного проекта ОРКиСЭ и временно запретить публичные выступления, до принесения им покаяния, до духовного излечения его от своих еретических заблуждений. А его некомпетентный школьный «учебник» псевдоправославной культуры, воспитывающий космополитов, следует отправить на свалку.
109. Артур : 107. Олегк :
2010-11-29 в 08:22

Олег, я не в обиде. Простите и Вы меня.
108. Анатолий Артюх : Олегк
2010-11-28 в 20:54

Бог простит! И ты меня прости, ради Христа!
107. Олегк : Артуру и Анатолию
2010-11-27 в 23:08

Артур, хочу попросить у вас и у автора статьи прощения, если где-то перегнул палку. Хотелось бы чтобы спор не переходил на личности, и я вроде бы старался следовать этому правилу. Если я говорю например "хамский" или "клеветнический" то естественно имею ввиду не личность оппонента а собственно высказанную им фразу или мысль. А это вещи все таки разные. Прошу прощения и у Анатолия если досадил.
106. Артур : 103. Олегк
2010-11-26 в 08:30

Дражайший Олег, Вы напрасно мне пытаетесь все время доказать, как я плох. Уверяю Вас, об этом мне известно лучше, чем кому бы то ни было. Возвращаю Вам Вашу рекомендацию: коли сей предмет Вы считаете столь важным для Церкви, столь, как говорится, резонансным, напишите на эту тему отдельное исследование, статью… Давайте, по призыву наших гарантов, отделять мух (меня) от котлеты (отца протодиакона).

По существу зарисовки я не предполагал с Вами спорить. По существу я уже высказался ранее, и, к сожалению, кроме сколь отважных, стлль и мало аргументированных заявлений о клевете и хамстве, ничего внятного с Вашей стороны не услышал. Ограничусь тем, что отошлю Вас к исследованию понятия «гротеск». Вот, пойдите, и исследуйте… И тогда, возможно, откроется Вам: кто кощунствует, используя церковно-славянский язык в целях шоуменства, выдаваемого за миссию, а также в целях самореклама, а кто борется с кощунством – как может…

Что касается плагиата, то Вам придется поверить мне на слово: я не помню, чтобы читал эту работу ув.В.Семенко. Надеюсь, ее автор мне простит…
105. Олегк : Автору
2010-11-26 в 01:26

Этот жанр - МИССИЯ !
104. Олегк : Артуру
2010-11-25 в 18:10

Артур ! Но вот это "Ага, это вот: «Ублюдки от православия!» - ну, тут типа такой намек, что мол, незаконнорожденные! Во-о-от… Ну, что скажешь?"

Вы же это у Семенко Владимира Петровича сплагиатировали ??? "Кватеронское счастье неоконов" ? Забыли что ли ? Классиков надо помнить.
103. Олегк : Артуру
2010-11-25 в 18:06

Милейший Артур ... водораздел-то этот "пастырь" а этот "щоумэн" совершенно клинический, неадекватный. Ладно бы вы посвятили этой теме многие исследования но ведь заметьте где вы это пишете. В комментариях под статьей в которой оклеветали священнослужителя. И как по вашему это звучит ? Оклеветали его что-ли? Да так ему и надо. Мало еще. А чего ? Все равно ж - шоумен.

Насчет вашей зарисовки. Очень показательно как клиническая тема ввела вас в грех кощунства, довела до смехотворства и хулы на церковно-славянский язык. Любовно выписанные пухленькие ручки и вязаный гребешок увы к сожалению не способны уравновесить концовку.

Согласитесь, по аналогии с пастырем, чтобы мирянина почитали за человека а уж тем более за православного человека совсем не обязательно писывать учительные статьи :) Так что тяга к шоуменству она не только у него.
102. Артур : Re: Скверное слово на церковном заборе
2010-11-25 в 13:11

РЕДАКТУРА

Однажды вечером отец протодиакон, сидя в своем кабинете, переводил сначала на церковно-славянский и затем вновь на русский те выражения, что он услышал в свой адрес в метро от какого-то мужичка, которому отец протодиакон невзначай, но очень больно наступил на любимую мозоль. Ветер за окном качал обледеневшие ветки деревьев, похожие на антирусские антинародные загогулины, выл дурным голосом в водосточных трубах, и швырял в лицо редким миссионерам-мормонам сырую и липкую снежную крупу. В камине весело потрескивали дрова и скрученные из соломы фигурки одного молдавского протоиерея, и пламя играло отблесками на боках пузатенькой рюмки, в которой мягко золотился старый коньяк. Отец протодиакон испытывал умиротворение и любовь к человечеству…

Фрол Кириллов ворвался, как всегда, незвано, шумно и не вовремя.

-- Вот, отче!.. – крикнул он от порога, стаскивая с головы «петушок» с надписью «Dig me deep» и торопливо крестясь на висящий в углу портрет философа Мальера. – Принес! Ты уж взгляни!
-- Что там? – несколько недовольно вопросил отец протодиакон, предусмотрительно убирая коньяк в секретер.
-- Так баннеры же! К акции! Пикет у входа! Перед разными миссиофобскими изданиями! Ты ж сам велел!
-- А.. Ну да, ну да… Изволь, взгляну…
Кириллов принялся вынимать из тубуса плакаты.
-- Вот! Ну, картинки ты видел, а вот текстовки! Сам писал! «Сволочи миссиофобские!» - здорово, правда? Уж припечатал, так припечатал! Или вот: «Что, падлы, затаились?! – это как бы с подвохом, поддел я их, понял?... А вот, смотри: «Стефанов – сукин кот!» - это ж вообще улет!.. Так, ну тут еще «Аннигилируйте, гниды криптораскольнические!» - только немножко не влезло, потом бумагу подлиннее возьмем … Ага, это вот: «Ублюдки от православия!» - ну, тут типа такой намек, что мол, незаконнорожденные! Во-о-от… Ну, что скажешь?

Фролов глядел на отца протодиакона, и радостная мина медленно сползала с его лица, исчезая в остроконечной иудейской бородке. Отец протодиакон стоял с каменным лицом, с запотевшими от возмущения очками, стиснув пухленькие кулаки до степени полного побеления костяшек.

-- Это что за язык? – тихо, с силой цедя слова, произнес, наконец, он. – Ты где набрался этой пакости?...
-- Так ведь… Отче… Я… -- залепетал Фрол, испуганный этой вспышкой ярости сенсея.
-- Ты зачем из своих кабаков сюда тащишь всякую мерзость?!!! – страшно взревел отец протодиакон и топнул ногой. – Ты о людях говоришь! О людях, ты понял!... Как так можно?!.. Да, они заблуждаются! Да, мы с ними не согласны! Так давайте так и скажем – вы заблуждаетесь!..
-- Но ведь, как же…
-- Молчи, несчастный!.. Да знаешь ли ты, что сам оскверняешься сквернословием своим!... Истинно, истинно говорю тебе: фильтруй базар! Тебе мало всего богатства великого могучего церковно-славянского нашего языка?!... Ты любишь в лингвистических помойках копаться?.. О, Господи, доколе буду я с этими людьми?!... Дай сюда маркер!

Кириллов трясущимися руками извлек из кармана маркер и опасливо положил на край стола.

--- Пшел на диван!

Кириллов поспешно повиновался

Отец протодиакон резким волевым жестом развернул полотна бумаги на столе и принялся что-то решительно чиркать черным фломастером прямо поверх красочных букв…

Примерно через пять минут, он свернул полотна баннеров в рулон и швырнул Кириллову.

-- Вот! Сколько еще учить вас надо? Всегда всё самому делать! Недостойные! Не вечно я буду с вами!.. Не можешь писать, рисуй картинки, пусть другие пишут!

Фрол осторожно заглянул внутрь рулонов, и рот его приоткрылся от изумления. Он потряс головой, и развернул бумаги полностью… Остолбенело он вчитывался в такие знакомые, но исполненные новых смыслов слова, беззвучно артикулируя привычные «ё», «х», «б», и чувство собственно ничтожности и восхищения учителем подкатывало к горлу приятной тошнотой. Не в силах совладать с собою, он рухнул на колени и припал к руке учителя.

-- Ступай, -- мягко молвил тот. Ступай.. И больше не пиши…
101. Артур : 100. Old crow :
2010-11-25 в 11:57

:)

Ну, что Вы, Crow, очевидно же, что эти разочарованные мужчины дали характеристику Нюрке по Фасмеру-Кураеву (см. в статье), не более того! Она ввела их в заблуждение: пообещала и не исполнила. Мужская логика, т.о. - безупречна! :))
100. Old crow : Артуру - про мужскую логику:)
2010-11-25 в 11:28

Уговорили:)

- Тебе Нюрка дала?
- Нет. А тебе?
- Тоже нет.
Хором:
- Вот ...ь!!
99. Antony_Zet : Анатолию Артюху на 93
2010-11-25 в 09:09

Так Купер уже не актуален.
Теперь вот, что актуально:
1) Мордор - http://antimodern.wo...m/2010/06/15/rock-5/
2)Lordi - http://picsru.eu/image/74f790e2/
Это христиане, обличители зла. Только невменяемые и невежды этого не понимают - http://www.liveinter...1496/post140608067/
98. Артур : 92. Old crow :
2010-11-25 в 09:07

Ну, вот… Только зря заинтриговали :(. Жестокая!
97. Артур : 94. Олегк :
2010-11-25 в 09:06

Поскольку Вы, Олег, не затрудняете себя указанием адресата в своих постах, я вынужден лишь предполагать, что предназначено это в первую очередь Вашему покорному слуге.

Мне ничего не остается, кроме как выразить удовлетворение тем обстоятельством, что от фантазий относительно отца протодиакона Вы перешли к предположениям о мотивах поступков и о степени занятости оппонента. Понятно, что просить человека, столь глубоко погруженного в контекст православной и общемировой культуры, чтобы он воздержался от оценок сравнительной пользы, проистекающей от его собеседников – бесполезно. Он сочтет это хамским заявлением, лежащим вне поля этой самой культуры. Поэтому вернемся на минутку к Вашему гуру.

По моему скромному мнению отец Андрей спланировал весь этот ход от и до включая последующее объяснение.


А, да, вполне может быть, вполне может быть… Тем хуже, впрочем. Самое время вспомнить, что отец Андрей – один из авторов учебника «Основы православной культуры». С чего и начинать, как не с таких курьезов, как обсуждаемоме словечко?..Интересно, все же… Дяденьки у пивного киоска – просто матерятся. А протодиакон – о, нет! Он говорит сакральным языком Церкви!


А Андрей Рогозянский заметил очень точно. Чтобы тебя почитали, как пастыря, мало иногда ругаться матом и врезаться в курятник на мотоцикле. Нужно еще быть о.Павлом Груздевым, а не протодиаконом Кураевым. Возможно, потому что о.Павел – пастырь, а отец протодиакон - в первую голову шоумен от Церкви. Продумывающий сценические ходы и эффект, производимый им на публику. В этом смысле он даже где-то смыкается с мадам Л.Чикконе… Но тогда, как шоумен, он должен отдавать себе отчет, что хороша всякая популярность – в том числе и скандальная. Поэтому у Вас, Олег, не должно быть претензий к его критикам, тем более, высказываемых все более, простите, истерично… Ведь это всего лишь еще один из законов шоу-бизнеса, о постижении законов которого отцом протодиаконом Вы с таким пиететом отзывались.
96. Анатолий Артюх : Олег и ко ...Он действует согласно законам жанра.
2010-11-25 в 02:01

Верно!И жанр называется АНТИМИССИЯ.
Особая благодарность за "Артюхи", нас стало больше!
PS Уже всё все поняли! Вам надо прекратить блядить! Это уже, даже, не смешно. Последний коммент - это уже клиника
95. Олегк : Old Crow 92
2010-11-24 в 22:35

Это нас что кипоносные на минуту посетили ? Тогда почему Макаревича забраковали ? Или слухи о его хождении в синагогу оказались липой ?
94. Олегк : ...
2010-11-24 в 22:31

Не об отце Андрее-то речь. С ним вообще проблем нет. Он действует согласно законам жанра. И прекрасно действует. Совершенно замечательный ход с последующим объяснением что корень известного слова содержится в церковно-славянском языке. Прекрасный ход. С духовной точки зрения - прекрасный. Это мастерское использование информационного повода для трансляции церковного в мир. И эпатаж тут может видеть только праздный ничем полезным не занятый огульный критик. Как нет проблем с о.Павлом. Никто ведь его за эпатаж не разбирает ?

Проблема в вас. Вас не устраивает ни один из вариантов - ругался ли цитировал ли или то и другое вместе.

По моему скромному мнению отец Андрей спланировал весь этот ход от и до включая последующее объяснение. Ваши же слова о том что он выкручивается еще раз выражают вашу пристрастность и конечно-же нежелание держаться в поле культуры т.е. истолковывать все по хамски.

А немощи, немощи они у всех есть. Вот Рогозянский тут что-то утверждает про мотоцикл с коляской. Представляю каким бы хамством разразились бы Артюхи если бы в курятник на мотоцикле въехал отец Андрей (каламбур однако вышел - кстати какое совпадение по методу Рогозянского !).
93. Анатолий Артюх : Элис Купер
2010-11-24 в 22:28

Кстати!!! Купер видимо скоро станет символом новых миссионеров, и не только в Англии. Духовные чада отца Андрея и отца Сергия Рыбко уже выставили его на флаг как христианина. А завтра это будет Мадонна...
http://www.alicecoop...ly_Express_09_03.htm
92. Old crow : Анекдот
2010-11-24 в 17:46

Артур, не являясь христианкой, не считаю себя вправе материться православном форуме. Предоставляю это православным, так сказать, full members. Поэтому цитировать анекдот не буду, увольте:).
Остальное потом.
91. Артур : 90. Иван Прокофьев :
2010-11-24 в 16:52

Спасибо, Иван! Теперь-то ясно, что он никакой не вампир, а совсем наоборот - почетный донор!
90. Иван Прокофьев : 88. Артур :
2010-11-24 в 16:21

Не знаю, кто такой Эллис Купер, но на всякий случай думаю, что он вампир


Вот он, красавец :) (женщинам и детям не смотреть!)

http://www.music.bik.../people/cooper-2.jpg

http://s6.thisnext.c...ension/B576CBEA.jpg
89. А. Рогозянский : Re: Скверное слово на церковном заборе
2010-11-24 в 15:11

Можно попробовать зайти с другой стороны: слово на "б" оставить тому, кто его произносит, но попытаться посмотреть всё, помимо "б...и". Т. е., чем ещё, кроме слова на "б", о. протодиакон похож на о. Павла Груздева? Можно также попробовать поставить о. Павла Груздева в ситуацию гипотетического медийного выступления и предположить, что и как он будет говорить.
88. Артур : 84. Old crow
2010-11-24 в 14:16

Все дело в различии восприятия, переживания своей страны, дорогая Crow. Как Вы, скорее всего, имели возможность заметить по результатам общения на РНЛ, многие из нас, верующих, воспринимают Россию не только как территориальный и этно-культурный феномен, но и метафизически – как пространство ноуменальных смыслов, феноменально выражающихся в том, что мы именуем исторической Русью-Россией. Поэтому в некоторых аспектах релятивизм, отстраненное отношение к тем или иным явлениям воспринимается как прегрешение против естества, а значит – против богоустановленного космического порядка, а значит - против Самого Бога. Здесь нельзя, с нашей точки зрения, предлагать кому угодно что угодно.

Так вот для нас сосед с миской – это тот, кто вроде бы не настаивает на том, чтобы вы сделали выбор в пользу содержимого миски, но это тот, чье предложение выбора само по себе – оскорбительно и недопустимо, тот, кто считает, что потреблять дерьмо в принципе – естественно для человеческой природы, и отказ от этого – лишь дело вкуса, а не принципиальной извращенности как самого предложения, так и того, кто предлагает…

И спортивная аэробика тут не при чем. Кажется,. персона Джейн Фонды особых вопросов не взывает и скандальным ореолом не овеяна… Я видел ролики Мадонны периода ее относительно молодости, я знаю, что она – каббалистка, я знаю, что она стала символом распущенности и аморальности, мне этого достаточно, и мне нет дела до того какова она на самом деле внутри по результатам аутопсии. Как мне нет дела до того, любит ли сам сосед с миской предложенное им мне дерьмо…


PS Не знаю, кто такой Эллис Купер, но на всякий случай думаю, что он вампир

PPS Я наивный, но так легче жить

PPPS Анекдота, увы, не припомню… Не расскажете?
87. Old crow : 84 - это я:)
2010-11-24 в 12:50

Сабж:)
86. Артур : 84. Олегк :
2010-11-24 в 12:25

Олег, это несерьезно... Не нужно пытаться нас убедить, что о.Андрей в интервью, скажем, радио «Эхо Москвы» говорит параллельно на двух языках, да еще и без того, чтобы обратить на это внимание малосведущих людей…

Допустим, о.Андрей, характеризуя человека Чикконе (о, простите, дорогая Crow! – ее сценический образ), мог бы сказать: знаете, в церковно-славянском языке есть такое слово, которое означало…. И так далее… И это был бы просто эпатаж, жажда эффекта, любование своей эрудицией - словом, всё, к чему мы уже привыкли в исполнении о.Андрея.

Но он сделал эту оговорку пост-фактум. То есть, он еще и пожелал оправдаться, пожелал остаться правым, произвольно используя для этих (личных!) целей тайники языка. А вот почему он хочет вечно оставаться правым – об этом своем подозрении я уже писал выше.

Вам говорят: как недостойно клирика выкручиваться да еще, апеллируя к литургическому языку!

А Вы в ответ, фактически, доказываете совсем иную вещь: смотрите, как ловко отец протодиакон выкручивается: разве это, мол, может не вызывать восхищения?

С этим тезисом, Олег, я вполне согласен. Более того, я уже заранее уверен, что о.Андрей способен найти даже святоотеческие паралелли и оправдания в церковно-славянском языке, языке молитвы, термину «откатехиздить»
85. Олегк : ....
2010-11-24 в 11:58

Артур, отчаянье могло возникнуть только при виде вашего упорного не желания признать очевидное: мат - в головах у тех кто заметил что это мат. Для всех остальных - цитата из Деяний. Это общепризнаный закон о который вы с автором раз за разом спотыкаетесь не замечая что разбиваетесь в кровь. Дети не понимают слышат они мат или просто слова. Заповедь быть как дети.

Надо ли объяснять что церковно-славянский язык существует ПАРАЛЛЕЛЬНО светскому. Нужно ли указывать что совершенно некорректно говорить будто бы какое-то слово из церковно-славянского языка в результате перехода в светский язык стало матерным. Это ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ процессы. Светский язык может заимствовать из церковно-славянского языка что угодно. При этом церковно-славянский язык от этого не разрушается и не перерождается. Ведь позаимствовать могут что угодно - уголовная Сонька может назваться "золотой ручкой" и в таком виде войти в историю. Но эти параллельные процессы никак не затрагивают похвалу Ручке Позлащеной. Слово "гнать" одинаково присутствует в церковно-славянском языке и блатном жаргоне. И так далее. Простите что приходится вам все это объяснять. Ну так надо просто понимать что первично а что вторично.

По поводу того что о.Андрей всегда оказывается прав. Что же человек очевидно соизмеряет свои поступки с объемом багажа своей эрудиции :) В конце концов разным немощам подвержены мы все. Это не значит что на каждого из нас стоит клеветать.

о.Андрей там что-то превратил в шоу... Ну работа такая... Поработайте со СМИ, есть определенные законы информационного повода... Они диктуют...
84. Аноним : Re: Скверное слово на церковном заборе
2010-11-24 в 11:18

Дорогой Артур,
1.вегетарианство просто пришл к слову:). Как говорят гештальтисты, работа в поле собеседника:).
2. Дело не в копрологии, Артур. С тем же успехом на месте миски мог бы быть кремовый торт. Речь же не о продукте, а о том, что его никто насильно никому не впаривал. Я, например, в силу уже моего мракобесия глубоко презираю львиную долю того, что именуется русским роком. Был один гениальный человек - Майк, а почти все, что после и кроме, за редким исключением - лабуда. Макаревича просто тррпеть не могу. Ну и что мне до всех этих рок-сэйшенов на площадях и стадионах? Я туда просто не пойду, пусть
кушает тот, кому нравится. Ну и где тут сосед с миской? Я, кстати, не фанатею от Мадонны, хотя Эвита из нее, имхо,
вышла очень неплохая. Заглянула тут на ее
московский концерт, между прочим. Артур,
что там такого развратного вы нашли? Уж
явно не Army of Lovers... А если развратом
считать аэробику и акробатический рок-н-
ролл, то в моём лице вы имеете дело с
прожженной шлюхой и матерой сводницей,
ибо я два года вела секцию:).

А сценических образов у нее, как у любой
актрисы, до фига. Ну и что? Что ни тур - то
образ. С этой точки зрения Элис Купер - вампир, так, что ли ?:) Знала я одного человека, который искренне считал актрису Яковлеву валютной проституткой...
3. Артур, вы наивный человек:). Вы мне напомнили один случай, когда на группе один участник сказал, что понял, что такое женское коварство. Ответом ему был такой дружный хохот, что подробностей никто не услышал:). А еще вы мне напомнили известный анекдот про мужскую логику:)
83. Артур : 76. Олегк :
2010-11-24 в 08:42

Милый, милый Олег… Я не буду комментировать Вашу последнюю отчаянную попытку представить сумму претензий к отцу протодиакону в комичном и абсурдном виде, с целью их дезавуировать, но что касается Вашего намерения плюнуть слюной (как это делалось до эпохи исторического материализма), то эта общественно значимая акция несколько запоздала. Ибо согласитесь: либо Вам действительно безразлично мнение уважаемого автора и некоторых комментаторов на сей счет, и тогда непонятно, зачем Вы вступили в дискуссию, либо же обильное слюноотделение наступило у Вас только как естественная реакция организма на недостаток в нем аргументов, и тогда это Ваше естественное отправление – не более чем выражение признания этого прискорбного обстоятельства.
82. Артур : 75. Old crow :
2010-11-24 в 08:40

1. Да, вегетарианство многое меняет в этой ситуации ).

2. Аналогия нисколько не хромает. Из того факта, что у нас водится достаточное количество тех людей, кто оказывает гастрономическое предпочтение откровенному дерьму или по неразумию принимает дерьмо в обертке за конфету, никак не следует, что те, кто способен отличить одно от другого, не имеют права в своей стране называть вещи своими именами. Вы, конечно, можете возразить, что дерьмолюбы всех эстетических направлений, объединенные только принципиальной копрофилией, тоже имеют право называть эту страну своей, но ведь я сразу оговорился, указав - «по мракобесию моему». Поэтому, дорогая Crow, если Вы готовы беседовать со мной с позиций моего мракобесия, милости прошу, а в противном случае разговор потеряет смысл, ибо сведется к вечному вопросу об универсальности наших критериев, т.е. к той ниве, которую наивно, неумело, но самоотреченно возделывает тут на РНЛ некто Максим.

3. Что касается свечки, то можно было бы отшутиться в Вашей манере, сочинив что-нибудь такое: «Предпочитаю в духе времени светодиодный фонарь, а свечи – они для церкви, а не для подглядывания за бл..ми», но скажу лучше так: я человек наивный и простодушный, привык всегда верить женщине и тому, что она сама о себе хочет сказать. В том числе, и своим «сценическим образом»…
81. Олегк : Old Crow
2010-11-24 в 01:08

Глубоко копнули, эа это мерси ;)
80. Old crow : Олегку
2010-11-23 в 23:54

Красота в глазах смотрящего, Олег :)
79. Олегк : ...
2010-11-23 в 23:51

Непонятно. Если возница был нетрезв причем же тут о.Павел ? Но в целом уловлено верно. Наше евразийское провославие оно такое, немного другое. Заход в обнаженном виде в женское отделение бани (строго в аскетических целях как известно) не поймут, ругание б...ю поймут но только самые остроумные, а заезд на мотоцикле в курятник всеми воспринимается одинаково нормально. Бо возница был нетрезв а не седок.
78. Олегк : Владимиру
2010-11-23 в 23:04

В точку, Владимир :) А что говорят в противоположных случаях ? Что-то вроде "Ты виноват лишь тем что хочется мне кушать" ?
77. Владимир Бирюков : Олегку на 76
2010-11-23 в 22:45

… А он мне нравится, нравится, нравится.
И для меня на свете друга лучше нет.
А он мне нравится, нравится, нравится.
И это все что я хочу сказать в ответ…
76. Олегк : Ну вот и подошли завершению.
2010-11-23 в 19:55

Артур, к концу дискуссии (а я думаю дискуссия все таки достигла своего логического завершения) вы в своих рассуждениях очевидным образом вошли в какую-то иезуитскую меру. Протодиакон оказывается виноват при любой из возможных комбинаций: просто ругался (cогласно статье создавал мутации в 1000 рентген), цитировал Деяния (согласно вам цитированием Писаний имел настоящей целью с блудливой улыбкой ввести в соблазн вселенную), сначала выругался потом объяснил это цитирование Деяний (согласно вам неустраивает вас своей способностью объяснить свои слова с точки зрения церковного лексикона). Посему отвечу вам в вашей же и при том единственно логичной в данном случае манере :) А мне плевать что вас не устраивает готовность отца протодиакона выташить из своей обширной эрудиции ... далее по тексту :))))
75. Old crow : Артуру
2010-11-23 в 12:59

1. По мне, что оливье с холодцом, что миска с базиликом. Мясного не ем, сорри:).
2. Насколько мне известно, билет на концерт Мадонны стоил немалых денег, силком туда никого не затаскивали и по всем каналам, как рекламу ситроена (то еще корыто, Терехов, ау!), в прямом эфире не крутили. Так что аналогия хромает.
3. Так как насчет свечки?
74. Артур : 71. А. Рогозянский :
2010-11-23 в 11:59

Я думаю, Андрей Брониславович, должны быть тому какие-то прецеденты в истории Церкви первых веков. Уверен, о.Андрей не оставит нас в неведении... ))
73. Артур : 72. Old crow :
2010-11-23 в 11:54

Ах да, сценический образ!.. Это всё объясняет!

"Не нравится - не ешьте", - это прелестно, дорогая Crow. Представьте, что сидите Вы с домочадцами за семейным столом, а тут к Вам заходит сосед, ставит на стол посреди емкостей с оливье и холодцом миску с дерьмом, украшенным веточкой базилика, и на Ваш возмущенный сдавленный возглас резонно замечает: "Не нравится - не ешьте!"
72. Old crow : Артуру
2010-11-23 в 10:33

1. Артур, вы со свечкой стояли?
2. Сценический образ (кстати, куда лучше, чем у какой-нибудь Аллегровой или всяких псевдорусских ряженых) - это только образ. Многие клоуны в реальной жизни - угрюмые и замкнутые люди, а Хайям, как известно, был трезвенником.
3. "Не нравится - не ешьте"(с).:)
71. А. Рогозянский : Штрихи к современной агиографии
2010-11-23 в 10:12

О. Павел Груздев кстати, бывало, перебирал со спиртным. Один раз с нетрезвым возницей на мотоцикле въехал в соседский курятник. Сдаётся мне, данный факт как-то легкомысленно упущен и недостаточно осмыслен современным богословским сознанием. Отсюда могут выйти весьма важные и утешительные последствия для благочестивцев мужеского пола.
70. Артур : 57. Олегк :
2010-11-23 в 09:07

Олег, если бы Вы действительно были адвокатом, то Ваших подзащитных ждала бы виселица даже за похищение газет из чужого почтового ящика.

Это говорит о крайней неадекватности, запушенности. Кстати ответ почему отец Андрей не реагирует на подобные выпады.



Он стал обосновывать когда свои собственные обделенные чувством юмора, такта, и элементарной совести гуманоиды стали шить ему…



Так реагирует или нет, Олег?.. Если тут со стороны фарисеев (сам-то о.Андрей - книжник, понятное дело) – полная неадекватность, для чего тогда реагировать? А если реагирует – то почему? Не оттого ли, что свое рыльце он обнаружил имеющим быть в пушку?

Повторяю: меня в меньшей степени интересует вопрос употребления отцом протодиаконом данного определения данном конкретном случае. И мне глубоко до лампочки считаете ли Вы это матершиной, табуированной лексикой или подберете еще какое-то казуистически подходящее словечко… Меня не устраивает всегдашняя готовность отца протодиакона извлечь из запасников своей недюжинной эрудиции факты и фактики и интерпретировать подать их таким образом, чтобы создать о себе представление как о человеке принципиально всегда правом – даже в мелочах.

И даже это меня бы не так уж волновало. Во всяком случае, протодиаконов в Церкви не меньше, чем Педро – в Бразилии. Меня это всё волнует в свете тенденции по созданию из Церкви соборной – церковь авторитета. Не авторитета отцов, Соборов, Писания и Предания, а авторитета, так сказать, экспертов – самоназначенных при этом. А эксперты – они, понятное дело, должны быть без порока. Профанация святости…

За гуманоидов – глубокое мерси. Спасибо, что не гоминиды. Собственно, понятно… За отсутствием аргументов можно просто огреть оппонента табуреткой…
69. Артур : 59. Old Crow :
2010-11-23 в 08:22

Уважаемая Old Crow, нас бы в совсем малой степени волновал моральный облик г-жи Чикконе, если бы она со всеми особенностями своего девиантного поведения существовала бы в относительной отдаленности от нашей страны. Проблема возникла в связи с тем, что она решила нас осчастливить не просто посещением наших мест, но и публичной демонстрацией своих специфических навыков в их символической форме. Готов сознаться, что мне по мракобесию моему не хватает толерантности полагать, что каждая мало-мальски известная б..дь (sic! без всяких натужных претензий кураевских адептов на сакральность языка) имеет право кривляться на красивейших площадях наших лучших городов.
68. Олегк : ////
2010-11-23 в 01:47

Я тоже дорогая сестра в этот поздний час менее всего настроен шутить... Но все таки поближе к теме...
67. Old Crow : Олег,
2010-11-23 в 01:34

а я, к сожалению, не совсем шучу...
66. Олегк : Old Crow
2010-11-23 в 01:05

Пост 63 предназначался вам.
65. Old Crow : Олегку
2010-11-23 в 00:30

Олег, вы случайно не учились в студии Эрвина Гааза, теоретика моноспектакля?:)
64. Анатолий Артюх : Олег и к
2010-11-22 в 23:35

Вот так и отец Андрей, всё чаще стал сам с собою разговаривать...
63. Олегк : ....
2010-11-22 в 23:11

Вы часом форумом не ошиблись ? Смотрите тут автор строго с таким шутниками... шутницами...
62. Олегк : Вопрос автору из зала
2010-11-22 в 23:07

Автор: "Мат всегда обозначает всё, что связано с низменной половой сферой."
Откуда определеньице -то ? Семенко тот хоть список использованной литературы обычно приводит. Ну да ладно. Cами сочинили так сами сочинили. Значит согласно этому определению архимандрит Павел (Груздев) все таки матерился, обозначал таки низменную половую сферу чьей-то будущей невесты. Да или нет ?
Страницы:   1 | 2 | 3 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора
 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме