Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Продолжение освоения Сибири и Дальнего Востока

Сергей  Елишев, Русская народная линия

11.11.2010

Присоединение Поволжья, начало освоения Сибири

Следует отметить, что освоению просторов Сибири и закреплению на Дальнем Востоке царское правительство никогда не уделяло особого и должного внимания. Связано это было с тем, что на западном, южном и юго-восточных направлениях решался целый ряд задач, отнимавших много сил и ресурсов, прежде всего людских. Россия вела целую череду войн, несла людские потери, её правящие слои безуспешно надеялись быть принятыми за «своих» у западноевропейцев, прилагая к этому неимоверные усилия. Ну, разве до Сибири и Дальнего Востока было в этих условиях...

Управлением этими землями с 1615 года по 1763 годы ведал Сибирский приказ (выражаясь современным языком - министерство по делам Сибири). Позднее управление этими землями осуществлялось назначаемыми генерал-губернаторами, которые бывало даже не жили в Сибири, передавая бразды правления в руки своих уполномоченных.

В 1725-30 годах была осуществлена Первая камчатская экспедиция во главе с В. Берингом. Было проведено исследование восточного побережья Сибири, были открыты залив Креста, бухта Провидения и о. Св. Лаврентия, составлены карты, определены точные координаты дальневосточного берега, пролива между Америкой и Азией, впоследствии получивший наименование в честь В. Беринга (Беренгов пролив). В 1730-1743 годах осуществлена Вторая камчатская экспедиция во главе с В. Берингом и А. Чириковым для исследования побережья Камчатки и Америки. Исследуя побережье Камчатки, в бухте, получившей название Петропавловской в честь судов экспедиции, в 1740 году было заложено поселение (город Петропавловск-Камчатский). Также было положено начало исследованию и освоению Аляски и островов возле побережья Америки.

Освоение пространств Сибири и Дальнего Востока носило несистематический, фрагментарный характер. Добытые первопроходцами знания и сведения в значительной степени оказались невостребованными и забытыми. До середины XIX века некоторые русские географы забыли, что Амур впадает в океан широким устьем, и вслед за западноевропейцами озвучивали версию, что у Амура устья вообще нет - он исчезает в песках. О Сахалине, о котором наши предки имели сведения ещё со времён Александра Невского, в частности о том, что он является островом, после Лаперузо, напрочь забыли и повторяли, что он полуостров, а не остров. К началу XIX века практически не было предпринято каких-либо значимых и обширных исследований Дальнего Востока. Освоение территории происходило без участия правительства, при его полном равнодушии: основными действующими лицами являлись обычные русские казаки и крестьяне.

Ситуация изменилась в 40-х-50-х годах XIX века, что было связано с деятельностью таких замечательных личностей в русской истории, как моряков-исследователей Г.И. Невельского, В.С. Завойко, губернатора Н.Н. Муравьева-Амурского.

Уже в 1819-1821-х годах экспедиция Г.И. Невельского исследовала побережье Сахалина, после чего он смог наглядно доказать всем, что Сахалин является островом и он отделён от материка проливом. В 40-е годы В.С. Завойко, являясь правителем Охотской фактории Российско-американской компании, заново отстроил и обустроил Охотск. В 1849-1850-х годах Г.И. Невельской открыл местоположение и исследовал устье Амура, обнаружив удобные для зимовки морских судов места, основал Петропавловское зимовье в заливе Счастья, военный пост (будущий Николаевск) и поднял русский флаг в устье Амура и над побережьем Татарского пролива.

Китай в это время переживал не лучшие времена: шла эпоха опиумных войн; боевые действия с Англией и Францией требовали большого напряжения сил, материальных и людских ресурсов. В стране полыхало восстание тайпинов. Поэтому каких-либо действий или реакции на действия русских землепроходцев не последовало.

Наблюдая за действиями иностранных держав по разделу цинский империи, Правительство России в 1854 году предложило китайскому правительству своё посредничество в решении ряда вопросов с иностранными державами и предложило рассмотреть вопрос о разграничении территорий незаселённых и практически неконтролируемых китайцами территорий.

В 1853 году были основаны Александровский, Марлинский, Муравьевский посты. В 1854 году генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев, располагая данными Г.И. Невельского об отсутствии цинских войсковых подразделений на Амуре, организовал первый сплав по реке в низовья Амура войск, запасов продовольствия и боеприпасов. В 1855 году был осуществлён второй сплав, были основаны несколько русских поселений: Иркутское, Богородское, Ново-Михайловское, Сергеевское. В 1856 году на территории будущей Амурской области было поставлено три русских поста: Зейский, Кумарский и Хинганский; учреждена Сибирская флотилия. Перед носом у англичан и французов был освоен Уссурийский (Приморский) край. В 1857 году началось заселение этих земель казаками и переселенцами. По инициативе Н.Н. Муравьева, вслед за учреждением в 1851 году Забайкальского казачьего войска в 1860 году было учреждено Амурское казачье войска.

В 1854 году адмирал В.С. Завойко, являясь камчатским военным губернатором и командиром Петропавловского порта на Камчатке отразил нападение англо-французской эскадры. А в 1855 году он же осуществил перенос военного порта в устье Амура.

В 1855 году между Россией и Японией были установлены постоянные дипломатические и торговые отношения, был заключён Симодский трактат по которому Сахалин был признан их совместным нераздельным владением.

В 1858 году между цинским правительством и правительством России был заключён Айгуньский договор по которому происходило деление дальневосточных земель между этими государствами и правобережье Амура официально отошло к России. В соответствии с Пекинским договором 1860 года к России отошёл Уссурийский край и была окончательно установлена граница между государствами. Нивхи, эвенки, ульчи, нанайцы, орочи (в отношении к которым проводилась всё та же традиционная имперская политика, что и к другим инородцам) стали русскими подданными, связав свою судьбу с судьбой русского народа. Были образованы Николаевский и Софийский, Уссурийский казачий и Южноуссурийский округа. Образована Приморская область Восточной Сибири в составе Камчатки, Охотского побережья и Приамурья с центром на Николаевском посту (Николаевск - на - Амуре). Были основаны посты и города Усть-Зейский (Благовещенск), Хабаровск в 1858 году, Турий Рог в 1859 году, Владивосток и Новгородский в 1860 году.

В 1875 году в Санкт-Петербурге между Россией и Японией были сглажены взаимные территориальные претензии, был заключен договор по которому Россия получала в свою собственность остров Сахалин, передавая взамен Японии все северные Курильские острова. На территории острова Сахалин возникла каторга, что наложило определённый отпечаток на развитие региона.

В 60-е годы XIX века началось активное освоение новых пространств. В Приамурье с успехом осваивались плодородные земли Амурско-Зейской равнины. Амурская область становится житницей Дальневосточного края и не только полностью обеспечивает себя хлебом и овощами, но и имеет большие излишки. Установились достаточно стабильные торговые отношения с Китаем, что являлось постоянным и важным источником дохода казны. Пошёл рост и развитие городов: активно развивался Хабаровск, перенявший пальму первенства у Николаевска, как центра управления Приморьем и Владивосток, ставший главным портом России на Тихом Океане. В Хабаровске открываются предприятия: заводы «Арсенал», лесопильный, кирпичный, табачная фабрика, судоремонтные мастерские. Активно развиваются добывающие отрасли промышленности: рыбная, лесная, разработка золотоносных месторождений.

Поскольку основной проблемой в освоении пространств Сибири и Дальнего Востока являлось преодоление пространства - в 1891 году началось строительство железных дорог. В 1897 году стали ходить поезда из Владивостока в Хабаровск. К 1916 году заканчивается строительство Транссибирской магистрали, связавшей Дальний Восток и Сибирь с Европейской Россией: От Урала до Тихого океана. В 1916 году было законченно строительство моста через Амур, самого большого моста в России.

Естественно, продвижение России на Дальнем Востоке было враждебно воспринято рядом держав, обозначивших своё присутствие в этом регионе. Прежде всего, Великобританией, поскольку для неё это было открытием очередного фронта «Большой игры», противостояния Великобритании и Российской империи. США и Франция также не испытывали особого восторга от данного обстоятельства, но поскольку все они сами воевать не хотели, в том числе боясь усиления какой-либо из сторон, то предпочли выступить в роли посредников и судей, а исполнителем своей воли решили сделать, вставшую на путь модернизации Японию.

Великобритания фактически создает ВМФ Японии, вложив в это немало средств и усердия. Например, перед самым началом японо-китайской войны 1892-93 годов в состав японского флота вступил крейсер «Иосино», являющийся на тот момент самым быстроходным крейсером в мире, аналогов которого не было у самих англичан. Япония, вступает в военные действия в Китае, стремится к максимальному расширению сфер своего влияния и активно, с подачи Великобритании и США готовится к возможному вооружённому конфликту с Россией.

Конечно же, Китай также не был рад нашему появлению и закреплению на Дальнем Востоке. Но это было слабое государство, внутреннее положение которого было крайне нестабильным. Вскоре в 1911 году правящая династия была низвергнута и Китай на несколько десятилетий попадает в череду кровавых смут. Единственной дружественной страной в регионе являлась Корея, правительство которой справедливо опасалось усиления Японии.

Россия предприняла ряд мер на закрепление и усиление своих позиций в регионе. В 1896 году между Россией и Китаем был заключен договор антияпонской направленности о строительстве, принадлежащей России Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) через территорию Маньчжурии на Владивосток. В 1898 году Россия заключает договор с Китаем об аренде Ляодунского полуострова на 25 лет. Принадлежащий Китаю город Порт-Артур становится базой русского флота на Тихом океане. В 1900 году совместно с Германией, Великобританией, Японией и Францией Россия принимает участие в подавлении т.н. «боксерского восстания» в Китае, заняв территорию Маньчжурии. В значительной степени эти действия приблизили начало русско-японской войны. Активная финансовая поддержка и вооружение Великобританией Японии, стремящейся к колонизации Кореи и Китая, неизбежно приближали начало войны.

Война грянула в ночь с 26 на 27 января 1904 года с нападения японских кораблей на русский флот в Порт-Артуре и закончились Портсмутским миром в августе 1905 года, когда в России вовсю шла революция. Боевые действия шли на суше и на море. В ходе боевых действий как на суше, так и на море Россия потерпела ряд военных неудач.

После 157 дней осады был сдан Порт-Артур, последовало несколько неудачных сухопутных сражений: под Ляояном (август 1904 года), на реке Шахэ (сентябрь 1904 года), под Мукденом (февраль 1905 года). На морском театре боевых действий, складывалась, также не лучшая ситуация: Порт-Артурская эскадра фактически перестала существовать, собранная на Балтике и совершившая дальний переход новая Тихоокеанская эскадра под командованием З.П. Рождественского в мае 1905 года была разгромлена японским флотом у острова Цусима.

Конечно же, эти неудачи были крайне болезненны для русского правительства, но на ход войны они вряд ли бы оказали существенного влияния, если бы не «вовремя» грянувшая и инспирируемая из-за рубежа «первая» русская революция, головотяпство и откровенное предательство русских национальных интересов со стороны высокопоставленных российских чиновников.

Военно-экономическое положение Японии к моменту заключения с Россией Портсмутского мира при активном посредничестве Великобритании и США, было уже на пределе. Япония не могла тягаться с мощью Российской империи и, ещё месяц или два, и она бы сама уже запросила мира. Поражения русского флота на морском театре боевых действий были чувствительны, но не фатальны. На сухопутном театре боевых действий ситуация также не была катастрофической. Для дальнейшего ведения войны и победы войск было достаточно. Да и боевой дух их был весьма высок: кроме Мукдена - доля сдавшихся в плен в соотношении потерь русской армии не превышала одного процента (классический показатель стойкости войск)[1]. Отступление русской армии под Ляояном вообще явилось курьёзным следствием перестраховки командующего А.Н. Куропаткина: испугавшись появления на фланге 15 тысячной группировки японцев, он дал приказ 135 тысячной русской армии на отступление: в то время как «задержись он всего на два часа, японская армия отступила бы сама: командующий ею маршал Ойяма уже считал сражение проигранным...»[2].

Тем не менее, С.Ю. Витте стремиться к принятию условий Портсмутского мира, делая напрасной пролитую кровь русских солдат и моряков, и выдавая свой предательский шаг за величайшее дипломатическое достижение России. По Портсмутскому миру между Россией и Японией Россия передала Японии Южный Сахалин, арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром. В дальнейшем в 1910 году по соглашению с Россией Япония аннексировала Корею.

В эпоху премьерства П.А. Столыпина и его сподвижника А.В. Кривошеева, благодаря их активной переселенческой политике, на просторы Сибири и Дальнего Востока из центральной России и Малороссии хлынул поток безземельных крестьян, активно их осваивающих и выводящих Россию в передовые страны по темпам роста и развития сельского хозяйства. Но проблему крайней малозаселенности этих земель это всё равно не решило. Россия ввязалась в Первую Мировую войну, а вскоре грянула революция и сопутствующая ей гражданская война.

Во время гражданской войны на ряд территорий исторической России пришли интервенты. На Дальнем Востоке высадились десанты англичан, американцев, французов с итальянцами, канадцами и японцев. К 1920 году подразделения западноевропейцев с американцами были полностью эвакуированы с территорий бывшей Российской империи. Японцы остались в оккупированном ими Приморье до 1922 года, а в Северной части Сахалина с 1920 до 1925 года. С 1920 по 1922 год на территории Дальнего Востока существовала Дальневосточная республика, которая вскоре вошла в состав РСФСР. В 30-е годы XX века Япония оккупировала значительные части территории Китая, предпринимая попытки расширить свои территориальные границы за счёт соседей. Однако летом 1938 года у озера Хасан и в 1939 году в районе реки Халхин-Гол Красная Армия совместно с монгольскими войсками разгромила экспедиционные корпуса японцев, отбив у японцев охоту совершать какие-либо действия в отношении территорий, входящих в сферу влияния СССР. В 1945 году японская угроза для дальневосточных земель была окончательно устранена - советские войска начали широкомасштабные наступательные боевые действия в Маньчжурии против Квантунской армии, закончившиеся её полным разгромом и оккупацией Маньчжурии. По результатам войны к СССР отошли острова Курильской гряды, по поводу возвращения которых Япония периодически высказывает свои претензии правительству РФ.

В советский период истории для этих регионов были характерны те же проблемы, что и в царский период и отчасти сейчас: малонаселённость и неосвоенность этих территорий. Советская власть, не особенно беспокоилась проблемой заселения и освоения территории Сибири и Дальнего Востока. К тому же, благодаря неразумным действиям Сталина, подарившего Мао Цзе-Дуну территорию оккупированной СССР Маньчжурии, СССР создал себе проблему взаимодействия с великим соседом, в силу чего земли Сибири и Дальнего Востока к настоящему времени стали зоной пока экономической и демографической экспансии КНР.

Хозяйственное освоение же Дальнего Востока шло медленными темпами и виной тому были не только суровые природные условия края, но прежде всего сам общественный строй Советского государства. Какой-либо переселенческой политики в это время не проводилось, а развитие добывающих отраслей экономики края, обеспечивалось трудом заключенных, которые проблему освоения этих территорий, конечно же, решить не могли. Важным фактором в экономической сфере правда стало строительство Байкало-Амурской магистрали, которая должна была стать вторым «индустриальным поясом» Сибири и Дальнего Востока, безусловных территорий исторической России.

 2009 г.


[1] А.А. Смирнов «Паралич воли», в сб. «Русский город и русский дом», М., 2004, стр. 213

[2] Там же, стр. 215.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. Скептик : Re: Продолжение освоения Сибири и Дальнего Востока
2010-11-11 в 17:35

Формально к нынешней власти трудно придраться: и саммит АТЭС решили провести, и церкви клепают, и суперджет довели до ума, и на сахалине ресурсы качать стали... Но на деле все равно все печально.
3. Роман В.С : Re: Продолжение освоения Сибири и Дальнего Востока
2010-11-11 в 11:01

Но вот, что нынешнее правительство махнуло рукой на Дальний Восток это точно. Не только на нас, впрочем, но тут-то рядом Китай. Что будет через 10-15 лет? Бог весть.
PS: Сергею Олеговичу спасибо за статьи
2. Гусев С. : Re: Продолжение освоения Сибири и Дальнего Востока
2010-11-11 в 04:51

<...>
В советское время на Дальнем востоке и в Сибири были созданы крупнейшие промышленные и научные центры.Центры авиастроения:Новосибирск,Иркутск,Комсомо-льск на Амуре,Улан-Удэ.Центры судостроения: Комсомольск на Амуре,Хабаровск.Население Дальнего востока и Сибири увеличилось в разы,а промышленный потенциал возрос в десятки раз. Проводившаяся в СССР политика стимулировала переселение граждан в северные и восточные районы.Автор не слышал о надбавках и повышенных пенсиях для людей трудившихся в северных и восточных районах.
1. скептик : Re: Продолжение освоения Сибири и Дальнего Востока
2010-11-11 в 04:10

хорошо написано.
жаль, мало фото и не освещены некоторые моменты вроде строительства аяно-якутского тракта.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме