Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Узлы на память

Андрей  Хвалин, Русская народная линия

Митрополит Иоанн (Снычев) / 08.11.2010


Выступление на конференции, посвященной памяти Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) …

2 ноября сего года в Москве в конференц-зале юридического факультета Государственного торгово-экономического университета прошла конференция, посвященная 15-летию со дня кончины митрополита Иоанна (Снычева).

Митрополит Иоанн (Снычев)Оглядываясь на пятнадцать лет назад, на годы, прожитые без дорогого Владыки Иоанна, теперь ясно вижу три основных узла на моей памяти, связанные с его именем. Очищенные в горниле времени эти духовные вехи определяют в значительной степени и по сию пору мое мировоззрение как православного человека и русского монархиста.

Впервые лицом к лицу с Владыкой Иоанном я оказался 27 Октября 1993 года в Санкт-Петербурге в епархиальной резиденции на Каменном острове. В тот день я сопровождал Супругу родного племянника святого Царя-мученика Николая II Ольгу Николаевну Куликовскую-Романову. Их разговор касался животрепещущих на тот момент тем: прославления Царственных Страстотерпцев, перезахоронения т.н. «екатеринбургских останков». Но мне особенно в память врезались рассуждения Владыки о характере Царской власти и неправомерных попытках придать ей догматический характер.

Его опасения, по сути, оказались провидческими: начав с неприятия соборных формулировок канонизации святой Царской Семьи, недовольные пришли к требованию не много ни мало изменить догматическую систему Вселенского Православия, придать земной Царской власти значение непогрешимой истины. В финале, уже в наши дни, этот дисциплинарно-психологический раскол, состоящий из различных течений, принял на вооружение католическую теорию «развития догматов» и образовал собственную иерархию. Более того, они учредили «Святейший Правительствующий Синод» во главе с «Обер-Прокурором» и его «Товарищем». По логике скоро дадут своей пастве «царя», а для России - очередного самозванца.

В тогдашнем разговоре все эти только намечающиеся «игры разума» Владыка назвал одним словом - «философия», в смысле «ложное мудрование». Вообще же болезнь самозванчества в нынешнее время расцвела буйным цветом и пронизала все сферы современного общества. Вот почему с особой остротой переживается уход настоящих духовных вождей и наставников, особенно такой высоты, как Владыка Иоанн. После его ухода в селения праведных в русском монархическом движении возник, как я его называю, «эффект чертовой бабушки».

У классика русской литературы Николая Лескова, написавшего много чего спорного, есть рассказ про чертову бабку. Там лукавый всячески искушает человека, чтобы отвратить его от Божественной Истины - и зло всевает в сердце, и эгоизм, и меняет правду на ложь, но ничего не выходит. При этом он каждый раз бегает в ад к своей бабке за советом и одобрением. Чертова бабушка каждый раз сомневается в успехе внука. И правильно делает - тысячи лет не удается отвратить людей от Бога. Наконец, чертовские «игры разума» достигли апогея: если я не могу Истину заменить ложью, докладывает черт бабке, то я дам каждому человеку ощущение, что Истина именно ему одному открывается в самом наилучшем виде. Тогда ни с кем спокойно и умно он советоваться не будет, а станет только то считать истиной, что в лоб ему придет, а всех других почитать в заблуждении. После такой придумки громко на весь ад хохотали черт с бабкой. А Россия до сих пор кровавыми слезами умывается под гогот чертовых хохмачей.

Тогда, уже после первой встречи, и легло на сердце «иоанново поучение», завязался первый узелок на память: избегать мертвой философии «монархических проектов», поверять деятельной любовью отношения с русскими царистами, ведь Истина у нас - одна.

В тот памятный визит в Санкт-Петербург Ольга Николаевна и сопровождавшие ее лица расположились на частной квартире. Владыка Иоанн благословил одну из своих келейниц помогать нам по хозяйству. В один из дней возвращаемся под вечер усталые после многих встреч и разъездов. Женщина встречает нас горячим обедом (или лучше сказать, ужином), главное блюдо которого - вкуснейшая картошка с грибами. Келейница рассказала, что вчера она была в резиденции у митрополита, они шли по асфальтовой дорожке у лужайки с редкими деревьями, и Владыка неожиданно спросил у нее: «А почему ты не кормишь наших гостей грибами?» «Да, какие же грибы, Владыка?» - удивилась келейница. «И тут грибы, и тут - грибы», - отвечал старец-митрополит, постукивая архиерейским посохом по траве с краю дорожки и под деревьями. Но женщина ничего не видела, вокруг была ровная земля, покрытая осенней пожухлой травой. Она оставалась в недоумении до следующего утра, когда еще раз прошла вчерашним путем. На указанных владыкой местах поднялись молодые грибочки. А вечером женщина подала их жареными к столу Ольги Николаевны, сдобрив сметаной и этим рассказом. Как были вкусны эти «архиерейские грибы», можно сказать, выращенные и собранные с такой любовью!

В 2004 году мне посчастливилось редактировать книгу О.Н. Куликовской-Романовой «Живая душа. Встречи с Владыкой Иоанном (Снычевым)», выпущенную питерским издательством «Сатис» в 2005 году, к 10-летию кончины приснопоминаемого Невского Архипастыря. В ней чуткое любящее сердце найдет нелицемерное свидетельство неумирающей любви к Владыке, молитвенного обращения к нему, пребывающему у Престола Божьего, за помощью и поддержкой в наши скорбные дни, когда еще усерднее злодейски злодействует зло.

Книга О.Н. Куликовской-Романовой «Живая душа» вышла по благословению Высокопреосвященного архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина. За десять лет до ее выхода, 12 декабря 1995 года, в сороковой день праведной кончины митрополита Иоанна, Владыка Вениамин произнес Слово о нем, названное «Всероссийский духовник». Приведу выдержки из этого Слова, раскрывающие значение Невского святителя для нашей Матери-Церкви и православного народа:

«Смерть святителя митрополита Иоанна явилась как бы внезапной для нас. Мы надеялись, что он еще послужит здесь, на земле, на благо Церкви воинствующей. И потому были поражены известием о его праведной кончине. Господь благословил владыку Иоанна отойти от дольнего мира, чтобы продолжить борьбу со злом и помогать нам своими молитвами у Престола Божия.

(...) Не раз слышал хорошие добрые отзывы о нем. Старцы одного из монастырей называли его исповедником. Братия Троице-Сергиевой Лавры считала владыку своим духовником. О нем теперь смело можно сказать как о Всероссийском Духовнике. (...)

Ревностный пастырь Церкви Христовой, болеющий душой о Ней и о России, владыка изложил свое упование, свое христианское мировоззрение в многочисленных статьях и книгах. Его наставления будут полезны для всех нас. Я встречал людей, которые с восторгом отзывались о митрополите Иоанне, потому что после чтения его статей у них открывались духовные очи и наступало прозрение.

Владыка Иоанн стремился в статьях и книгах раскрыть глаза современному человеку, забывшему Бога, свои духовные традиции и православные Российские истоки. Он старался разрубить духовным мечом любви узел, завязанный силами зла (...) в России. Путь воскрешения Святой Руси в прежнем достоинстве святитель видел там, где его должны видеть и все православные христиане, - в возвращении народа в лоно Церкви, во Всероссийском покаянии.

Это убеждение определяло и его точку зрения на государственное устройство Отечества: владыка считал, что во главе Русской Государственности должен стоять Монарх как Помазанник Божий, как внешний епископ Православной Церкви, призванный к Ее защите на земле от поползновений антихристовых слуг. В этом владыка не сомневался, об этом говорил и писал.

Своеобразное духовное Завещание Петербургского святителя Иоанна, его последнее Слово об угрозе экуменизма «Смотрите, не ужасайтесь...» - было исчерпывающе смелым. Показав сатанинскую ложь экуменизма, его разрушительное воздействие на соборную христианскую государственность, боговдохновенный писатель указал и цель, куда в первую очередь направлено вражье жало (...) - оно направлено против Русского Православия.

Но Бог поругаем не бывает. И уходя от нас к Его Престолу, владыка Иоанн, вслед за Христом, ободряет нас, маловерных, - «Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть» (Мф. 24, 6), и как бы завещает своей исповеднической жизнью: чтобы с Божией помощью победить мир, требуется мужество и мудрость, смирение и осмотрительность, терпение и настойчивость, но ИНОГО ПУТИ НЕТ!

Царствие Небесное митрополиту владыке Иоанну! Упокой, Господи, его душу в селениях праведных! Аминь».

Слово о митрополите Иоанне Владыки Вениамина тогда же было опубликовано в православных средствах массовой информации, а позже вошло в его книгу «Сила русского народа», вышедшую во Владивостоке в 1996 году, которую мне посчастливилось, опять же, редактировать и готовить к печати. Такое не забывается и сегодня, завязавшись вторым узлом воспоминаний о старце на Невской кафедре.

С книгами же связан и третий «иоанновский» узел на моей памяти. В 1993 кровавом году, после братоубийственной бойни, вышла в свет моя книга «Восстановление монархии в России» о Приамурском Земском Соборе 1922 года во Владивостоке. Впервые в отечественной историографии на конкретном документальном материале было рассказано о действенной попытке русских людей на Дальнем Востоке преодолеть начавшуюся в феврале 1917 года Великую Смуту. Тираж моей книги был невелик. Поэтому, когда цитаты из нее привел в своем замечательном сборнике «Россия перед Вторым пришествием» известный православный писатель С. Фомин, то был ему признателен. Книга С. Фомина выдержала массу переизданий и, таким образом, с феноменом Приамурского Земского Собора ознакомилось большое количество православных клириков и мирян. Но когда глава о Соборе во Владивостоке, где были использованы научно корректно мои материалы, вошла в фундаментальный труд Владыки Иоанна «Русь Соборная», это значило, что обсуждение темы выходит на общецерковный и государственный уровень.

С тех пор соборное движение, в разных видах и ипостасях, растет и ширится. Сегодня набирает силу общественно-церковная инициатива по празднованию 400-летия «Народного единства». Оргкомитеты возникли, насколько мне известно, в Костроме, Ростове, Ярославле, Калуге и других местах. На проведенной в г. Боровске 29-30 октября 2010 г. Всероссийской конференции «Уроки смутного времени», посвященной 400-летию героической обороны Свято-Пафнутьева монастыря от польско-литовского войска, ее участники обратились к Верховной власти отметить грядущее 400-летие преодоления Смутного времени, восстановления российской государственности и народного единства на общенациональном уровне.

В Открытом обращении говорится, что «участники конференции присоединяются к числу учредителей общероссийского общественно-государственного Оргкомитета и призывают все общественные силы России и Русского мира поддержать наше обращение». Возможно, и наше высокое собрание посчитает долгом поддержать данное обращение. На мой взгляд, это станет реальной лептой в общенародную память о митрополите Иоанне, земным воплощением его духовного завещания о возрождении «Руси Соборной». Чем сильнее мы любим Владыку, тем он больше любит и помнит нас.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме