Ватикан и геноцид над сербами в свете богословской и литературной мысли Свт. Николая Сербского

Доклад на международной историко-богословской конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца»

Русская цивилизация и Ватикан 
0
473
Время на чтение 8 минут

28 октября в Санкт-Петербурге состоялась международная историко-богословская конференция «Православно-католический диалог после Ясеноваца».

Святитель Николай (Велимирович)Святой владыка Николай Сербский в своем творчестве часто касался западного христианства. И в своих ранних работах, а особенно в позднем творчестве часто писал и разоблачал всяческие заблуждения и ереси западного христианства.

После жуткого геноцида над сербами во время Второй мировой войны, владыка Николай безо всяких околичностей во многих своих работах послевоенного периода прямо обвинял Ватикан в этом чудовищном злодеянии. О чудовищности этого геноцида не хочу говорить, этому были посвящены доклады историков на этой конференции. Владыка Николай в 1937 году в журнале «Мисионар» опубликовал текст «Римская вера», где в 15 пунктах объясняет существенные отличия и крупнейшие заблуждения римокатоликов[i]. Всё это более-менее известно, но неповторимость текста заключается в манере изложения - в дивном и узнаваемом поэтическом языке, присущем владыке Николаю. Приведём последний 15-й пункт, особенно актуальный именно в наши дни:

15) «Славяне не имеют никакого смысла жизни и никакой миссии в мире вне Православия. Рим всегда был и всегда останется кровным врагом славянских народов, отбирая у них только деньги, а их называя варварами.

И так далее и тому подобное.

Благо тому, кто отворит очи, чтобы видеть; и уши, чтобы слышать: где ложь, а где истина».

Что на эти слова святителя сербского могут ответить нынешние сербские (к сожалению, видимо, такие есть и в России) владыки-экуменисты, чьи уста полны экуменической любви к «сестринской» церкви? Всё ли в порядке с их очами и ушами?

В единственной поэме-службе сербским новомученикам, названной «Ђердан од мерџана» особо подчёркнута роль Ватикана в этих злодеяниях. Буквально каждая строка этой поэмы-службы обвиняет Ватикан за столь чудовищные преступления, от которых содрогались даже гитлеровские нацисты. Поскольку поэма-служба написана в стихотворной форме, неудобно пересказывать её, хочу лишь представить вашему вниманию некоторые строки, которые недвусмысленно указывают на виновника геноцида.

Так, в самом начале поэмы-службы сербским новомученикам владыка отождествляет папских солдат, хорватских усташей, с гонителями Христа:

Царь Ирод и Нерон, Траян и Диóклетиан,

Меч над тобою занесли, благой Господь Христос,

Опившись крови тех, кто за Тобой шел.

Наследники их, кесари с крестом,

С мечем, укрытым под крестом, продолжили резню,

Семь сотен тысяч в муках уморив.

Чуть позже, ватиканские злодеяния над другими народами, которые Рим приветствовал колокольным звоном и весельем, владыка сравнивает с закуской перед банкетом, который представляет собой резню сербов:

Магдебургская резня Германского народа,

Вечер Сицилийский, Гуситский костёр,

Ночь Варфоломеевская во Французской земле

Рим триумфальный отмечал колокольным весельем-

Но это всё было всего-то закуской

Пред трапезой жуткой из сербов, заклάнных за веру.

Жуткий случай, когда сербские девушки предпочитали бросаться с высоких скал в каньон реки Дрины, нежели попасть в руки папских крестоносцев, владыка описывает так:

Над Дриной зелёной, с высокой стены

Плеск девичьих вскриков, последних молитв

Что в реку вскочили, чтобы честь сохранить,

Спаслись не от турок, от тех, кто с «крестом»,

Река устрашилась, смирила волнистую гладь,

Глубины разверзла, чтоб кладбищем стать.

Над Дриной зелёной вспорхнули голýбки:

То - дéвичьи души! Их небо целует.

Ещё один страшный пример приводит владыка, рассказывая о том, как «усташи-крыжары» сербских священников, которые не хотели перекрещиваться, избивали палками, «крыжили», т.е. сдирали кожу в виде креста и посыпали раны солью...

Крыжат крыжары сербских священников,

Крыжат им кожу, посыпавши солью,

Бороды рвут, плюя им в лицо.

А владык престарелых избивают дубьём.

И до того, как их смертью уморят

В святцы запишут страдальцев за правду

Угодники Божии ликуют сейчас!

Католическая армия Австро-Венгерской монархии в Первой мировой войне учинила в сербском Подримьи (пределы около реки Дрины) страшную резню гражданского населения. Но сербы всё это простили и предали забвению, освободили славянских католических братьев из Австро-Венгерского рабства, дабы им во Второй мировой войне те же самые братья-католики - хорватская усташеская армия - «отблагодарила» новым злодейством, во много более страшном виде и на много более широком просторе. Вот как это описывает владыка Николай:

Господь Всвевидящий и Небесные силы,

С гневом глядят - что нéлюди чинят:

В Первой войне претерпели насилья,

Что христианское имя чернят и срамят.

Свирепость латинская в дивном Подримьи

Зло, осквернение сербской святыни,

«Искрыжаны» люди, поруганы жены,

И толпы живых, огнями сожжённых.

Увидевши это, каменеет душа,

И всё же, воскликнули «братья!» И всё позабыли.

Но было всё тó предисловием смерти

В Другом ратном смерче открытой вполне.

Эй, страдальцы сербские из обоих ратей:

Райским вам широко отворяют врата.

А тем, кто с крестом, но невинную кровь проливал,

Лучше бы было и не рождаться на свет.

Уже в следующем стихе хорватские папистские владыки зовутся еретиками шустрыми, которые в сердце своём имели ненависть к православным. В этом стихе владыка говорит, что их сам диавол с Каинового врата науськивает на злодеяние, намекая на славянское происхождение хорватских католических убийц, вырезавших своих славянских братьев - православных сербов.

Такие соседи, ерéтики шустрые,

С лютостью в сердце ко всему православному

Ударили вас, повинуясь наследном обычаю.

Ирод резал младенцев, чтоб уничтожить соперника,

Также султаны душили всех братьев своих,

Чтоб без соперников бремя царства нести.

Так и крещёные братья, вас, братьев, заклали,

Мученики сербские, семь сотен тысяч.

Без вас и без совести были б соседи покойны.

Но дьявол им кликнул с Каинового врата:

«Вот так, побратимы, геройские воины, браво!

Я рукоплещу, когда брат колет брата».

В следующих стихах владыка поминает усташей как последователей Рима, которым вера католическая легко прощает тяжелейшие преступления - достаточно пройти «трое врат» или дать некую сумму наличных - и все грехи «прощаются»! Он веру католическую называет инославной, а немного дальше - христианством ложным.

Христос поднимает ценность человеческой жизни

Выше всех благ всего света,

Последователи Рима эту ценность понизят,

Унизив её ниже цен на болотную жижу.

Инославная вера, удобная, гладкая,

За грехи вопиющие нудит лекарства им сладкие:

- Проходи «Трое врат», и что было согрешено,

Прочитай пять «Розарий» - и всё прощено!

Когда сшиблась с неправою правая вера,

Вы муки понесли без числа и без меры,

Лишь терна венец сокрыл венок славы,

За правую веру сложили честные вы глάвы.

Кратовац в огне, Аввакум на колу[ii],

Победу одержав над полумесяцем

О, страдальцы новые, под холмиками влажными,

Победа ваша над христианством ложным.

И в заключении поэмы-службы сербским новомученикам, святой Николай Сербский прямо обвиняет Ватикан, поскольку под его покровительством усташи учинили резню грудных младенцев, получив за эту ревность ко злу, похвалу и от ада, и от Рима:

Отправились усташи под покровом чужим[iii],

Оружия не позабыв нацепить,

Иначе ведь «витязям» будет опасно колоть

Младенцев грудных да немóщных старух.

Их работодатель хохочет в аду,

Таких исполнительных слуг оценив,

За ревность ко злу, столь известную всем,

Хвалу им послали и пекло, и Рим.

Эту работу святитель Николай Сербский писал уже не как молодой богослов, но как умудрённый опытом иерарх, живой святитель, который пережил ужасы войны и концентрационный лагерь Дахау.

Этими примерами не исчерпывается критическое отношение святителя Николая в отношении к Ватикану, однако более чем достаточен для того, чтобы провести параллели и сделать некоторые выводы. Это особенно важно сейчас, когда с престола свт. Саввы Сербского раздаются обескураживающие православный слух слова:

«К вопросу о личности папы во времена нашего единства, до разделения: папа был на первом месте. Но есть некоторые догматические вещи, которые сейчас могут быть небольшим препятствием. Однако, нет таких проблем, которые нельзя решить. Для нас, православных, несколько спорным является вопрос непогрешимости папы. Быть может, это единственный вопрос, но в одном разговоре или диалоге, несомненно, можно к радости Божией найти нечто положительное».

Эти слова прозвучали из уст нынешнего патриарха сербского Иринея по возвращению из Вены, куда был направлен первый первосвятительский визит.

Не знаю, о каких православных думал Святейший? Для целокупного святоотеческого предания Церкви Православной указанный вопрос вовсе не является ни «небольшим препятствием», ни «маленьким спорным вопросом».

А из богословского произведения «крупнейшего сербина после свт. Саввы» (так владыку Николая нарекал новопрославленный сербский святой - преподобный Иустин Челийский), даже профан может сделать диаметрально противоположное заключение относительно Рима.

Если же «для нас, православных», это «небольшие препятствия» и «маленькие спорные вопросы», то, по такой логике, владыку Николая нельзя считать православным. Для него, как видно из прозвучавшего доклада, препятствия были немалыми, как немалыми понимались и спорные вопросы.

Даже для Патриарха Германа[iv], которого обвиняли в том, что и избран-то он был при поддержке Тито, отношения с Ватиканом были немалой проблемой. Когда всемогущий Тито однажды прибыл к Патриарху Герману, и сказал ему примерно следующее:

«- Я желал бы позвать Папу Римского в Югославию. Но для его визита необходимо Ваше приглашение.

Патриарх Герман согласился, но под одним условием. Тито спросил:

- Что это за условие?

- Пусть папа перед этим придёт в Ясеновац и там на коленях извинится за то, что во имя Католической Церкви творился геноцид над сербами».

Для нынешнего Патриарха, по-видимому, даже и это условие не является необходимым.


[i] Текст впервые опубликован в журнале „Мисионар“ №5, за 1937 г., т.о. тоже в зрелом, святительском периоде творчества свт. Николая.

[ii] Сербские мученики периода турецкого рабства

[iii] Речь идёт о том, что усташи двинулись на резню «по благословению» Ватикана.

[iv] подвергаемого в богословских кругах немалой критике

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ранко Гойкович
Республика Сербская чествует русских добровольцев
Тот факт, что сербы и русские во всех войнах сражались на правой стороне истории, нельзя скрывать
15.04.2024
Преступление без срока прощения
24 марта 2024 года исполняется 25 лет со дня начала преступных бомбардировок Сербии нацистами НАТО
22.03.2024
Сербия и великие силы
Отношения с Россией и церковно-духовный контекст отношений с великими державами
01.02.2024
Сербия между молотом и наковальней
Нынешнее правительство уже опозорило сербскую государственность
17.01.2024
Сербская демшиза не смогла привлечь в свои ряды патриотов
Провал очередной попытки «цветной революции»
25.12.2023
Все статьи Ранко Гойкович
Русская цивилизация и Ватикан
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Митрополит Пирейский Серафим предостерегает против празднования Пасхи с католиками
17.04.2024
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Почему запрет и объявление Эстонской Церкви Московского Патриархата террористической организацией реально?
16.04.2024
Александр Сосновский не прав
О поцелуе понтификом украинского флага на встрече с детьми из Украины
15.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49