Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Cвятые Святой Руси

Виктор  Корн, Русская народная линия

03.11.2010

Галатская икона Божией МатериПри повседневном занятии Царским Делом обнаруживаешь, что оно, само по себе, обладает  способностью удивительно точно высвечивать наше прошлое, одновременно указывая и дорогу в будущее. Это наша история, и, в первую очередь, неотделимая от неё, история Православия   на Руси – неоценённая нами, почти не тронутая или забытая ныне, кладезь, достать из которой хотя бы её малую часть, толику премудрости, наступает пора.

Потеря нами умения предвидеть будущее – этого главного качества, которым обладали, с Божией помощью, наши предки, привело к лёгкомысленной, чреватой тяжёлыми последствиями, привычке жить задним умом, что особенно характерно для новейшей нашей истории.

В этот день 17/30 октября – не светлой памяти дня нашей истории, хочется поделиться с читателями РНЛ одним открытием, сделанным, конечно же, для себя и для тех людей, которые не являются  знатоками истории иконографии.

В московской церкви святителя Тихона Амафунтского (420 г. +) у Арбатских ворот, упоминаемой с 1620 г. (отстроенной заново в 1629 г., освящённой в 1689 г., разрушенной в 1930 г.), находилась Галатская икона Божией Матери работы мастеров Оружейной палаты конца ХVII в., по преданию являющейся списком с константинопольского образа. Датой чудесного явления Галатской иконы, считается 4 июля 440 г., а первоначальным её местонахождением называют монастырь, до ХVII в.  находившийся в районе Константинополя Галата.

На Галатской иконе Божия Матерь левой рукой поддерживает Младенца, а в Её правой руке царская регалия, символ царской власти – скипетр; в левой руке Богомладенца – держава, а правой рукой Он благословляет; на голове  Божией Матери и Младенца венцы – царские короны, символы власти.

Место расположения церкви свт. Тихона Амафунтского – на границе Белого и Земляного города, за крепостным валом в «предместье» - на Арбате,  соответствует предназначению иконы Пресвятой Богородицы – Небесной покровительницы и заступницы Православной Руси. Но, в не меньшей степени, символичны выбор святителя, в честь которого названа, и время, когда была впервые воздвигнута эта деревянная церковь в районе со «скородомами». Церковь, скорее всего, была построена в период начала царствования Михаила Романова (род. 12. 07. 1596), венчанного на царство 11 июня 1613 г., в возрасте неполных 17-ти  лет.

В 1619 г. в Москву вернулся из польского плена будущий русский патриарх Филарет,  отец первого царя из династии Романовых. «С этого момента на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время»*.

В истории России была, к сожалению, не реализованная Св. Синодом, попытка Государя Николая II, предвидевшего повторение смуты, восстановить патриаршество во главе с Ним, оставившим на Наследника царский трон.   

Выбор свт. Тихона Амафунтского покровителем церкви, расположенной на многолюдной Арбатской площади, свидетельствует о мудрости служителей церкви, хорошо знающих житие святых в эпоху становления христианства. Дар чудотворения у святого Тихона, рождённого на Кипре, которого родители воспитали  в христианском благочестии, проявился ещё в юношеском возрасте. Особенно поучительной, и для молодого царя Михаила, была притча о том, как святой Тихон вместо того, чтобы продавать выпеченный его отцом хлеб, раздавал его беднякам даром, давая «Богу хлеб взаймы», а Бог в ответ наполнил пустые хранилища отца пшеницей. 

Для того периода смутного времени, в начале ХVII в., сопровождающегося всеобщей разрухой, поучительна была и вторая притча о выброшенных из виноградника одним садовником обрезанных и сухих ветвей, которые собрал и посадил в своём саду святой Тихон. «Он попросил Господа, чтобы эти ветви принялись и дали целебные для здоровья людей плоды. Господь сотворил по вере святого юноши. Ветви принялись, плоды их имели особый, очень приятный вкус и употреблялось при жизни святого и после его кончины на вино для совершения таинства Святой Евхаристии»**.

Державная икона Божией МатериГалатская икона Божией Матери, которая была особо почитаемая в церкви свт. Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, имеет схожую иконографию с иконой «Державная», а день памяти Галатской иконы общий с днём памяти Святых Царственных Страстотерпцев - 4/17 июля.

Знаменательное обретение Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Державная», которое произошло 2/15 марта 1917 г., в тот день, когда Россия осталась без Царя, являет нам пример прозорливости Государя, Помазанника Божьего, в Его молитвенном обращении к Царице Небесной,  о взятии Ею Верховной Царской власти над русским народом.

«О явлении этого образа проф. И.М. Андреев писал: “Зная исключительную силу веры и молитвы Государя Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери, /.../ мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника”»***.

«Название иконы соответствует её иконографии. Богородица представлена  как Царица Небесная и Царица Земная: облачённая в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зелёный хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простёртой правой руке – скипетр, левая возложена на державу, на голове – царская корона, окружённая золотым нимбом. На коленях Богородицы – отрок Иисус Христос  в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках – благословляющий Господь Саваоф»****.

___________________________

* http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/mihail_fed.php

** http://guide.moscow.ru/entertainment/attractions/square/index.php?id4=454

*** http://www.patriarchia.ru/db/text/96500.html

**** http://www.pravenc.ru/text/171741.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. Кузьмин Алексей : Леониду Болотину
2010-11-07 в 17:01

Дорогой Лёня, прости, что молчал. Завертелся, будет время напишу всё поподробней. Всецело присоединяюсь к Твоему предложению, адресованному редакторам сайта поместить электронную ссылку на данный материал Виктора N-вич Корна в рубрике «Екатеринбургские останки».
3. Сокол : Re: Cвятые Святой Руси
2010-11-04 в 11:45

Духовное зрение – это дар Божий, наглядное проявление его любви.
Радуюсь вместе с Леонидом Болотиным тому, что Виктор Корн наделен даром духовно-мистического умозрения и прозрения.
2. Леонид Болотин : Об Иконах БОЖИЕЙ МАТЕРИ «Державной» и «Галатской» и о рубрике «Екатеринбургские останки»
2010-11-04 в 01:46

А Ты, что думал, Алексей, что только нам — «начётчикам» — открывается смысл Русской Истории и Русской Голгофы?! Шиш-то! Вот и духовный «младенец» Виктор N-вич Корн в своём подлинном старческом достоинстве ХРИСТОВА Воина поучает в «Царском Деле» нас, молодежь! А каков Он Молодец в этом Библейском, в Богослужебном рефрене — «Святые Святой Руси!» Ай, да Корн! Ай, да БОЖИЙ Сын! Красавец! Всякое дыхание да славит ГОСПОДА и МАТЕРЬ БОЖИЮ! Вот и Валерий Владимирович Архипов (http://arhipovvv.narod.ru/index.html#) об этом материале мне написал: «Статью Корна прочитал, весьма понравилась. Явно прорезывается у Него духовное зрение! А Сокол вообще молодец, бьёт Соловья-разбойника дубиной прям по его лысой головушке!!!»
В связи с этим у меня просьба к Достопочтенному Модератору «Русской Народной Линии». Виктор N-вич Корн пишет: «Галатская икона Божией Матери, которая была особо почитаемая в церкви Святителя Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, имеет схожую иконографию с иконой «Державная», а день памяти Галатской иконы общий с днём памяти Святых Царственных Страстотерпцев — 4/17 июля».
Что это означает? Это означает то, что чествование Иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ «Галатской» мистическими узами связано с проблемой расследования Екатеринбургского злодеяния. А потому на «Русской Народной Линии» в рубрике «Екатеринбургские останки: цареубийство» необходимо поместить электронную ссылку и на этот материал. Статья Виктора N-вич Корна «Святые Святой Руси» не просто церковно-историческая, церковно-этнографическая заметка, а духовно-мистический элемент, существенный фрагмент в следственном деле о мученическом убиении Царской Семьи. Давай же вместе с Тобой, Алексей Кузьмин, попросим редакторов сайта «Русская Народная Линия» поместить электронную ссылку на данный материал Виктора N-вич Корна в рубрике «Екатеринбургские останки».
Да, здесь напрямую не говориться о «Екатеринбургских останках», но рубрика РНЛ «Екатеринбургские останки» буквально не сводима к одной этой проблематике. Как Ты думаешь, Лёша, будем об этом просить Модератора или даже главного редактора РНЛ Анатолия Дмитриевича Степанова? Думаю, надо просить! В.N.Корн просто церковно-историческими «завитушками» не занимается. Он «роет» глубоко и основательно — по периметру, по уровням залегания проблем! Как слово Его потом отзовётся? Вместе посмотрим…
И вопрос к Тебе, Алексей! Почто меня забыл? Отчего мне не пишешь? Обиделся? На обидчивых, Сам знаешь… Как Ты жив-здоров?
1. Кузьмин Алексей : Виктору Корну
2010-11-03 в 22:51

Никогда раньше не обращал внимание, на то, что Галатская икона так похожа на Державную.
Поразительное образное сходство двух икон, связанных со Святым Царем Мучеником Николаем!
За чудом никуда не нужно ходить. Так через церковный календарь с нами разговаривает Бог.
На каждый день установлены Церковью для чтения определенные отрывки из Евангелия и Апостола, в них тоже многое открывается. Только надо быть духовно внимательным.
Спасибо автору за эту статью и внимательность.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме