Кишиневский погром, или «миссия по самое не могу»

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни 
0
4375
Время на чтение 17 минут

От редакции: Скандал, организованный протодиаконом Андреем Кураевым в Кишиневе, продолжает привлекать внимание православной общественности. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей РНЛ анализ этого инцидента известным православным публицистом Владимиром Семенко. Текст публикуется с небольшими сокращениями.

После выхода весной этого года открытого письма молдавских клириков против экуменизма, направленного ими Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, было ясно, что в покое их не оставят. А уж после встречи с архиепископом Феогностом, на которой выяснилось, что эти молдаване не только не собираются уходить ни в какой раскол и все время подчеркивают свою каноническую верность Патриарху и митрополиту Владимиру, но и готовы обсуждать проблемы, спокойно аргументировать свою позицию, а не просто ругаться, стало абсолютно понятно, что отныне кое-кто сочтет их своими личными врагами. В полном соответствии с технологией, отработанной в истории с теперь уже бывшим епископом Диомидом, их будут унижать, оскорблять, третировать, пытаясь любой ценой избежать разговора по существу поднятых проблем, любыми средствами стремясь перевести вменяемый богословский диалог в плоскость скандала. Действие вышеозначенной немудреной технологии многие из нас испытали на себе, но только мы оказались кое для кого орешком, более крепким, чем пресловутый Диомид, разгрызть который «технологам» не удается до сих пор. Надеемся, что с Божией помощью не удастся и впредь.

В случае с молдаванами наш прогноз оказался верным на все 100%. Основным орудием провокации, управляемой невидимыми кукловодами, оказался (что неудивительно) небезызвестный «протодиакон всея Руси» А.Кураев, который, приехав в Кишинев якобы для чтения «миссионерских» лекций, сразу взял быка за рога и публично, в передаче молдавского телевидения назвал главного вдохновителя антиэкуменического письма протоиерея Анатолия Чибрика и членов возглавляемого им общества святой Матроны Московской «сектантами» и «подонками», что было затем повторено им на встрече со студентами Кишиневского теологического института. Главная претензия о. протодиакона к своим молдавским оппонентам, с помощью которой он доказывает правоту своих слов, заключается в том¸ что они, якобы, называли Святейшего Патриарха Кирилла еретиком, при этом оставаясь в каноническом общении с ним. Скажем сразу, что даже если бы это было так, то подписантов молдавского письма можно было бы называть «смутьянами» или в крайнем случае «потенциальными раскольниками» (что само по себе недоказуемо и в этом смысле также относится к области оценочных суждений), но никак не «сектантами» и тем более «подонками». Ибо сектант, в отличие от раскольника, отделившегося от спасительной церковной полноты, с которой он ранее составлял одно целое (а молдаване не только не отделились, но и не думают отделяться), изначально пребывает вне церковной ограды, в то время как прот. А.Чибрик - действующий митрофорный протоиерей РПЦ, имеющий церковные награды и бывший секретарем у трех архиереев и по определению не может быть сектантом. Что же касается эпитета «подонок», то это вообще слово, имеющее явно сниженный оттенок и относящееся к сфере субъективных оценочных суждений, не имеющих абсолютно никакого отношения ни к богословию, ни к каноническому праву.

Но дело даже и не в этом, а в том, что отец протодиакон в данном случае позволил себе явно ложное высказывание, абсолютно не соответствующее действительности, ибо о. А.Чибрик и другие подписанты письма нигде не называли святейшего Патриарха Кирилла «еретиком» и, таким образом, главный повод для скандала был буквально высосан Кураевым из пальца. В молдавском письме в действительности говорилось, что авторы обращаются к Предстоятелю Церкви «с достоинством к Первосвятительскому сану, с болью в сердце»; в ключевом пассаже письма сказано, что «мы, нижеподписавшееся православные верующие, являясь и оставаясь членами Русской Православной Церкви, заявляем, что отмежевываемся от всех Ваших высказываний на религиозных международных ассамблеях, встречах и саммитах в Канберре, Ереване, Москве, Баку и т.д. и от всех предпринимаемых Вами в последнее время шагов, нарушающих каноны Святой Православной Церкви». «Мы свидетельствуем, - продолжали авторы, - что Вы нас не представляете и все Ваши утверждения на международных встречах не представляют всю полноту Русской Православной Церкви, а являются Вашим личным мнением и тех которые его разделяют». (См.: http://www.mdn.md/ru/index.php?view=viewarticle&articleid=6037).

Таким образом, в самом письме не содержалось не только таких слов, как «еретик», но и таких, как «еретическое высказывание», а говорилось лишь о том, что некоторые высказывания Святейшего Патриарха являются его «личным мнением», не разделяемым, по представлению авторов, всей церковной полнотой. Правда, надо признать, что на самой встрече в Кишиневе (что абсолютно точно известно и не отрицается главными участниками скандала с молдавской стороны), а, возможно, и раньше прот. А.Чибрик, к сожалению, говорил о «еретических высказываниях» Патриарха Кирилла, чего делать, конечно, не следовало.

Однако, то, что позволил себе в связи с этим Кураев, выходит за все мыслимые и немыслимые рамки приличий, к тому же изобличает знаменитого миссионера в отсутствии элементарной богословской и канонической грамотности. Поистине, кого Бог хочет наказать, того Он лишает разума... «Миссионер, по его словам, готов был принести извинения всем этим людям, если один из руководителей "Общества Матроны" - протоиерей Анатолий Чибрик публично заявит, что признает Патриарха Кирилла законным Патриархом. Чибрик сказал, что признает, но "осуждает его еретические высказывания", - рассказывает протодиакон Кураев. - Но еретик - как раз тот, кто допускает еретические высказывания. По словам отца Андрея, сектанты считают еретическими добрые слова и Патриарха Кирилла, и Константинопольского Патриарха Варфоломея о людях других вероисповеданий». (Текст взят с блога самого Кураева, см.: http://diak-kuraev.livejournal.com/, пост называется «Чибрик предстал перед церковным судом?»)

Итак, по мнению Кураева, «еретик - тот, кто допускает еретические высказывания». Здесь остается только развести руками. Разве профессор-протодиакон никогда не слышал о том, что признать того или иного члена Церкви (а тем более - Патриарха, многая ему и благая лета!) еретиком может лишь непогрешимая церковная полнота в лице законной церковной власти, то есть Освященного Собора архиереев либо Поместного собора, на котором архиереям, представляющим клириков, монашествующих и мирян своих епархий, все равно принадлежит главная роль? Ни аз грешный, ни какой-нибудь великий богослов и миссионер, ни прот. Чибрик не имеют ни малейшего канонического права провозглашать человека еретиком, а могут высказывать лишь те или иные свои частные богословские суждения, мнения по этому поводу. Поэтому, если кто-то заявляет, что другой член Церкви высказывает, по его мнению, «еретические суждения», то для самой Церкви это вовсе не носит никакого обязательного характера, и до решения Собора данные мнения являются, с канонической точки зрения, абсолютно равноправными, а произносящий, по чьему-то мнению, еретические суждения имеет полное право участвовать в таинствах и считаться полноправным членом Церкви. Так, например, имеется мое частное богословское мнение, совпадающее с мнением членов рабочей группы Богословской синодальной комиссии, о том, что некоторые суждения священника Георгия Кочеткова еретичны, поскольку кардинально расходятся со святоотеческим Преданием. Однако пока своего окончательного суда по этому вопросу Церковь еще не произнесла, эта наша позиция ни в коей мере не может служить каноническим препятствием для целого ряда епископов пребывать в тесном содружестве с о. Георгием Кочетковым, сослужить с ним, соответственно причащаясь из одной Чаши и посылать поздравления с разными юбилеями.

Более того, даже и соборное решение по какому-то вопросу далеко не всегда может стать окончательным, как это и демонстрирует нам история Церкви, в которой случались и «разбойничьи» соборы. Церковная полнота, непогрешимая по своей природе, подвергает рецепции решения церковной власти, истинность либо ложность которых становится ясной лишь с течением времени.

Хорошо понимая все это и в полной мере сохраняя на тот момент духовную трезвость, молдавские клирики и не употребили по отношению к Патриарху Кириллу в своем письме таких выражений, как «ересь» и даже «еретическое высказывание», предпочтя сказать лишь о его «личных мнениях», от каковых и отмежевались, поскольку, по их мнению, они не представляют позицию всей церковной полноты. В этом, в общем, канонически безупречном поведении они следуют 15-му правилу Двукратного собора, которое обязывает членов Церкви отделяться от епископа или пресвитера, если его приверженность ереси является очевидной и несомненной и сохранять общение с ним, надеясь на внутрицерковное и дружеское увещевание в будущем, если такая приверженность не вполне очевидна и может служить предметом словопрений. Здесь, конечно, необходимо оговориться, что если бы молдавские клирики и в дальнейшем, во всех ситуациях и до конца выдержали эту корректную терминологию, то Кураеву было бы гораздо сложнее к чему-либо придраться. Однако при всем том, что фраза о «еретических высказываниях» Предстоятеля, который при этом «не является еретиком» и содержит в себе известную двусмысленность, делая претензии о. протодиакона в некоторой степени обоснованными, все же, думается, вышеизложенная каноническая логика ясно просматривается во всем длинном ряду действий молдаван и доступна для распознавания непредвзятым взглядом, хотя естественная, в силу человеческой греховной немощи, страстность порой ее и затемняет.

Следует отметить, что, при всем вышеизложенном, решительно вопреки мнению Кураева, история Церкви предоставляет нам достаточно примеров, когда члены Церкви не разрывали общения с нею, при этом считая еретиками многих епископов и даже патриархов, а также императоров. Именно так поступали, к примеру, многие иконопочитатели во времена ереси иконоборчества, когда патриаршая кафедра Константинополя была захвачена еретиками (что и было впоследствии установлено Седьмым Вселенским собором). Если следовать кураевской логике, то, с канонической точки зрения, иконопочитатели были достойны наименования «подонки» и «сектанты». Абсурдность такого подхода очевидна даже для очень неглубокого ума. И, наконец, не можем не указать на то, что кураевское представление, согласно которому непризнание тех или иных взглядов Предстоятеля Церкви должно непременно иметь своим практическим выводом разрыв церковного общения с ним и с его общиной имплицитно содержит в себе явный папизм и несостоятельно именно в силу того общеизвестного факта, что в Православии отсутствует латинское папистское учение о непогрешимости Предстоятеля Церкви (каковой у католиков считается ее главой). В завершение нашего анализа данного аспекта проблемы позволим себе заметить, что столь демонстративная и нарочитая заботливость Кураева о том, чтобы все вели себя строго в соответствии со святыми канонами (как он их понимает), соблюдали каноническую дисциплину, не вполне вяжется с его известным советом, данным одной журналистке: поцеловать эти каноны и поставить на полочку. Или он одни каноны намерен поцеловать и поставить, а другие, напротив, вовсе даже не целовать, а держать всегда под рукой, как удобное оружие против разных смутьянов? «Сюда целуй, сюда не целуй»?

С сожалением приходится констатировать, что прямая ложь, подтасовки и передергивания, смысловые манипуляции стали за последнее время просто фирменным стилем о. протодиакона, серьезно затрудняя сколь-либо цивилизованную дискуссию с ним. Так, согласно его уже приведенному выше суждению, «сектанты считают еретическими добрые слова и Патриарха Кирилла и Константинопольского Патриарха Варфоломея о людях других вероисповеданий». Во-первых, что вполне очевидно, члены Общества святой Матроны Московской - не сектанты, а чада Православной Церкви. Во-вторых, на встрече молдавских «подписантов» с архиепископом Феогностом, а также на пресс-конференции в Москве ими были продемонстрированы видеозаписи, получившие теперь уже достаточно широкое распространение в православной среде, на которых:

- видно, как епископы и священники, принадлежащие к юрисдикции Контантинопольского Патриархата, сослужат литургию вместе с клириками Коптской, Армяно-Григорианской и Римско-католической церквей и, соответственно, причащаются с ними из одной чаши (во время встречи на острове Патмос);

- молодой и полный энергии митрополит Кирилл, выступая на встрече в Канберре в 1991 году, высказывается в том плане, что ВСЦ (Всемирный совет церквей) - есть прообраз некой «церкви будущего»;

- во время недавнего визита в Баку, выступая в мечети, теперь уже Патриарх Кирилл говорит, что нас с мусульманами «объединяет молитва»;

- зритель имеет возможность видеть и слышать выступление Патриарха Варфоломея в нью-йоркской синагоге, где под аккомпанемент бодрых ритмов очаровательной еврейской музыки тот произнес столько всего прекрасного, что автор сего скромного текста, боясь быть превратно понятым многоуважаемой еврейской общиной богоспасаемого града Нью-Йорка, просто вынужден замолкнуть, пребывая в полном и благоговейном восхищении от такой варфоломеевой открытости. И т.д. и т.п.

Именно эти фактические материалы, а отнюдь не некие абстрактные «добрые слова о людях других вероисповеданий» послужили поводом для молдавского письма и легли в основу всей истории. Поскольку ложь, сознательно допущенная Кураевым (никогда не поверю, что он не в курсе вышеизложенного), более чем очевидна, я, опасаясь нарваться на праведный гнев знатока богословия и канонического права, а также непревзойденного мастера миссии и катехизации, не стану в этом месте употреблять разные стремные слова.

Следующая претензия, предъявляемая Кураевым молдавским клирикам и их духовным чадам, касается демонтажа иудейской меноры, установленной в центральном парке Кишинева незадолго до иудейского же праздника Хануки. Бесспорно, в этом вопросы молдавские отцы и братья погорячились. Однако Кураев и здесь привирает, говоря о каком-то «погроме» еврейского ритуального сооружения и, стало быть, как можно понять, о попрании, унижении религиозных чувств кишиневских евреев. В действительности, как видно на видеозаписи, менора была просто аккуратно снята со своего основания и бережно отнесена к подножию памятника молдавскому национальному герою воеводе Штефану Великому.

Ни в малейшей степени не намереваясь указывать независимому государству - республике Молдова что можно, а что нельзя размещать в центральном парке его столицы, выскажу свое опять-таки сугубо частное мнение гражданина иностранного государства - Российской Федерации. Республика Молдова, согласно своей Конституции - светское государство. Это совершенно четко определено ст. 31, п. 4 ее Основного Закона, где зафиксировано «отделение религиозных культов от государства» с одновременным гарантированием всем гражданам свободы вероисповедания и уважением к религиозным верованиям граждан. В этом смысле Республика Молдова, как и Россия, вполне следует принципам европейской светскости. В отношении религий последние, наряду с отделением религиозных культов и религиозных организаций от государства, означают полную свободу для приверженцев той или иной религии или конфессии на выражение своих религиозных чувств и верований внутри конфессионального пространства своей религиозной организации (храма, мечети, синагоги и т.д.) и уважение с их стороны к аналогичным правам приверженцев иных религий и конфессий. Что же касается пространства светского государства и общества, то, пребывая в нем, адепты религиозных культов обязаны проявлять терпимость по отношению к друг другу и не превращать светское государство и общество в арену религиозной борьбы. Все эти прописные истины, абсолютно одинаково работающие в любом европейском государстве, может подтвердить любой юрист. В этом контексте размещение религиозного символа, являющегося священным (то есть представляющего сугубо религиозную ценность) для приверженцев лишь одной из традиционных религий Молдовы, а именно иудаизма, в центральном парке Кишинева, по определению являющемся частью пространства светского общества данного государства, явилось, на наш взгляд, нарушением принципа светскости, что и породило впоследствии религиозный конфликт. Если бы православные Молдовы напали на синагогу, попытавшись что-то демонтировать в ней, это было бы вопиющим попранием права молдавских евреев на свободу вероисповедания. Однако они всего лишь аккуратно демонтировали еврейский религиозный символ в кишиневском центральном парке, тем самым восстановив принцип светскости, до того грубо нарушенный городскими властями. Конечно, при этом ими был отслужен православный молебен, что до известной степени также является нарушением светскости. Однако это явилось лишь реакцией на то, что до этого сугубо светскому пространству центрального парка был неоправданно придан религиозный характер, поскольку менора есть сугубо культовый предмет, предполагающий соответствующие действия религиозного характера со стороны приверженцев лишь одной религии - иудаизма. А для таковых действий существуют культовые сооружения самих иудеев. Кроме того, следует все же учитывать, что Православие сыграло особую роль в истории Молдовы, в становлении ее культуры и государственности, что является еще одним косвенным оправданием для действий членов общества святой Матроны Московской во главе с прот. А.Чибриком, которые, повторяем, отнюдь не содержали в себе какой-либо сугубой враждебности по отношению к молдавским евреям - приверженцам иудаизма. Так что мелкое правонарушение, допущенное молдаванами, на наш взгляд, отнюдь не содержало в себе никакой нетерпимости, религиозного экстремизма и, следовательно, общественной опасности.

Вместе с тем мы не можем искренне не согласиться с о. протодиаконом в том, что и такие, не представляющие (по нашему мнению) серьезной социальной опасности деяния следует решительно искоренять, тщательно исследуя их причины, дабы пресечь возможные рецидивы. Однако в том, что касается причин и побудительных мотивов не вполне трезвенных действий молдавских ревнителей, то здесь, как представляется, возможны различные мнения. По нашему предположению, весьма вероятно, что молдавские клирики и миряне в свое время излишне тщательно штудировали разного рода литературу по «еврейскому вопросу», в частности, сочинения самого о. протодиакона, прежде всего, разумеется, его крайне популярную в радикально-антисемитской среде книгу «Как делают антисемитом». Помнится, тогда о. протодиакон высказывал достаточно радикальные мнения по адресу негодяйки Есфири, по чьим коварным и лживым наветам были казнены 70 000 ни в чем не повинных персов. Правда, теперь Кураев предпочитает больше не вспоминать об этом, призывая православных каяться перед евреями за геноцид, якобы допущенный по отношению к ним казаками знаменитого украинского гетмана Богдана Хмельницкого. Пепел ни в чем не повинных персов более не стучит в сердце нашего миссионера, ибо оное занято скорбью по ни в чем не повинным евреям. Оно конечно: такая любвеобильность делает честь не только профессиональному миссионеру, но и простому смертному, только вот окончательно восхититься ею нам упорно мешают наветы разных злопыхателей, что-то там говорящих насчет того, что направленность кураевской сострадательности и гуманизма в серьезной степени обусловлена политической конъюнктурой. В консервативные времена - умеренная критика по отношению к евреям; в более либеральные - плач по жертвам холокоста. Все это заставляет вспомнить мудрые слова нашего Предстоятеля - Патриарха Кирилла, сказанные на встрече с участниками фестиваля православной прессы «Вера и слово». Патриарх, помнится, говорил, что ему бывает не вполне приятно наблюдать за тем, как некий журналист еще вчера говорил одно, а сегодня изрекает прямо противоположное, причем, по мнению Патриарха, причины такой метаморфозы вполне очевидны и лежат на поверхности...

Аналогичная метаморфоза произошла у Кураева и с его отношением к блаженной Матроне Московской. Еще вчера необычайно широкое почитание ее в православном народе он не называл иначе, кроме как «оккультизмом в православии» (даже целую книгу об этом написал), а сегодня приводит святую в пример ее неразумным почитателям, проникновенно рассказывая всем, как она молилась за весь мир. Все это, увы, не добавляет уважения к Кураеву не только как к катехизатору и миссионеру, но и как к богослову и человеку.

Приближаясь к завершению нашего краткого анализа, считаем своим долгом решительно не согласиться с еще одной позицией о. Анатолия Чибрика и его организации. После инцидента в Кишиневском теологическом институте прот. Анатолий заявил, что, по его мнению, именно Святейший Патриарх Кирилл послал Кураева в Кишинев и призвал Его Святейшество решительно отмежеваться от действий Кураева, в отсутствие чего он, по его словам, останется при своем мнении. По нашему глубокому убеждению, в этой своей позиции о. Анатолий глубоко неправ. Так вести себя по отношению к Предстоятелю Церкви - очень нехорошо! И здесь мы вынуждены отчасти согласиться с коллегой А.Степановым в том, что провокация Кураева отчасти удалась, поскольку ему удалось вынудить молдавского протоиерея к неоправданно резким и даже грубым действиям по отношению к Патриарху (http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/10/16/kishinevskij_skandal/). Доказать данный тезис он все равно не может, а разговаривать со священноначалием с позиции силы - никуда не годится. Вместе с тем, если вынести за скобки неподобающий тон, недопустимый в диалоге с Предстоятелем Церкви, то по существу своего требования удалить Кураева подальше, поскольку тот своими действиями просто дискредитирует Церковь и лично Патриарха, о. Анатолий, по нашему убеждению, глубоко прав. Мы не вполне согласны с коллегой Степановым в том, что Патриарх вовсе не посылал Кураева в Кишинев, а просто тот изначально действовал исключительно по своей личной воле, как говорится, «от ветра головы своея». Рискнем высказать предположение, что, конечно же, посылал (иначе перед тем, как по волшебству, не открылись бы все двери). Но только с целью уврачевания нестроений, профилактики скандала. Кураев же, в силу своей нетрезвенности и ненависти к людям православной традиции (а возможно, и «мессиджа», полученного из другого весьма специфического места), не сдержался и устроил скандал. Теперь некие закулисные кукловоды, стремящиеся к «зачистке» консерваторов в РПЦ, используя технологию «качелей» (в свое время подробно проанализированную нами, см.: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/08/02/cerkovnye_kacheli/), со своей почти уголовной логикой, видимо, полагают, что, поскольку прот. А.Чибрик лично «наехал» на Святейшего, тот, действуя, по элитно-клановым «понятиям», просто не может не ударить по молдавскому ревнителю, дабы «не потерять лицо».

Нам же хочется выразить искреннюю надежду на то, что этот номер у них не пройдет, и наш Предстоятель с присущей ему мудростью и дипломатичностью поступит совсем иначе. Ибо не может не видеть, чем подлинная вера отличается от начисто лишенного духовной трезвости лжемиссионерства.

Вместо послесловия

В последнее время широкое хождение в сети имеет один отрывок из некой лекции протодиакона Кураева, прочитанной им перед семинаристами. В очередной раз уличенный в пошлятине, тянущей на хороший материал для психоаналитика, Кураев отвечает, что это, де, была «закрытая лекция для чисто мужской аудитории». Последнее побуждает нас нарушить слово, данное в этой статье и задать неистовому миссионеру еще один вопрос:

- Будучи миссионером, протодиакон Кураев должен бы сосредоточить свои усилия на людях внешних, еще неверующих и невоцерковленных, при этом ни от кого не скрываясь. По какой причине он вместо этого регулярно выступает перед семинаристами и церковными активистами, то есть как раз перед наиболее воцерковленной и активной в религиозном плане аудиторией, да еще и, как теперь выясняется, «в закрытом режиме»? Что, с какой целью и от кого скрывается на этих «миссионерских» выступлениях? И почему конкретное содержание данных лекций столь далеко от традиционного русского благочестия?

Поскольку Кураев в связи с тем же пассажем упрекнул своих оппонентов в отсутствии чувства юмора, попытаемся доказать обратное.

14 октября, 18:27

Старик Козлодоев и миссия среди девочек

Новое о миссии среди девочек, от о. Андрея Кураева

Пишет Человек печальный (die_ante_bellum)

http://die-ante-bellum.livejournal.com/192212.html:

«- Отец Андрей, как найти матушку?

- Регентши - студентки регентского отделения - это девушки православные, в основном из поповских семей. Она тебе будет всю жизнь лысину протирать: «а у меня папа так не делал, а мама так не советовала; это можно есть, а это нельзя есть; сюда целуй, а сюда не целуй и т.д.».

Поэтому лучше, ребята, так, по-миссионерски скажу: идите в город, на дискотеке найдите неверующую девочку. Отмиссионерьте её, катехизните её по самое не могу. Заслуга будет ваша: вы душу спасли для Церкви!» http://blagogon.ru/news/71/

На что ранее неведомый нам блоггер (см. выше адрес его ЖЖ) отвечает:

В целом ясно, но надо бы разъяснить подробнее несколько моментов.

1. Девочку миссионерить прямо на дискотеке в назидание остальным неверующим или отвести в подворотню?

2. Что делать, если она будет сопротивляться, кричать, драться и кусаться?

3. Как быть, если неверующие пацаны с дискотеки не оценят благого желания откатихизнить их девочку и сами примутся катихиздить миссионера? Их по какой статье привлекать, по 282-й?

4. Зачтутся ли принятые от этих гонителей миссии п...ли в исповедничество?

5. Не связано ли номинальное безбрачие о. Андрея с неудачным опытом катехизации девочек по этой схеме?»

Как говаривал в одном анекдоте лучший друг всех зеков и всех православных: «Но в это нелегкое время мы находили повод и для шуток, не правда ли, товарищ... э... отец протодиакон?»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Семенко
Все статьи Владимир Семенко
Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:33
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:12
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44