В честь кипрского святого

В селе Горки Юрьев-Польского района освящен храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского

Новости Москвы 
0
515
Время на чтение 16 минут

Истории известны достойные люди, спасавшие других людей и целые сообщества от разного рода бедствий. Среди них видное место занимает святой Спиридон, епископ Тримифунды с острова Кипр. И это потому, что этот добродетельный христианин не один, а много раз своим молитвенным ходатайством облагодетельствовал население о. Корфу, где с 1456 г. хранятся его мощи.

В эти дни россияне с благоговением притекают к помощи святителя, прикладываясь к его мощам, прибывшим с о. Корфу в Москву и Петербург. 30 сентября 2010 года архиепископ Евлогий - владыка Владимирский и Суздальский совершил чин освящения храма во имя святителя в селе Горки Юрьев-Польского района Владимирской области. До революции 1917 года святой Спиридон Тримифунтский, как и святой Николай, чудотворец Мирликийский, почитался на Руси. Можно было встретить простых русских людей с именем Спиридон, россияне молились в храмах, созданных в его честь. После революции их почти не осталось. А во Владимирской области их не было вовсе. Теперь в глубинке области, в селе Горки возведён храм во имя святителя Спиридона. Храм построен на средства учительницы-пенсионерки - прихожанки московского храма Всех Святых, что в Красном селе, Ларисы Валентиновны Бурмистровой.

Что же побудило простую небогатую женщину пенсионного возраста взяться за строительство храма?

Самое большое чудо - это наша жизнь. А жизнь православного человека - это ещё и благодатное чудо, потому что он твёрдо верит в то, что всё, что происходит с ним, послано ему самим Господом. Верующий во Христа внимательно всматривается в обстоятельства своей жизни и старается исполнить свою миссию на земле. Свои мысли и чаяния он поверяет своему духовному отцу и по его благословению и молитве старается строить свою жизнь. Так случилось и с рабой Божией Ларисой - духовной дочерью протоиерея Артемия Владимирова.

С 17 лет Лариса Валентиновна работает педагогом, создала свою программу «Введение в мир русского языка», написала учебники, разработала пособия; открыла в Москве три православно-ориентированные государственные школы, провела 16 международных православных педагогических конференций Праздника славянской культуры и письменности. Много лет она отдала реализации идеи создания семейных школ, системе работы с одарёнными детьми, написала много книг и статей и до сих пор продолжает трудиться в школе. В апреле 2007 года Лариса Валентиновна вернулась из Египта. После жаркого легкого, напоённого морскими ароматами воздуха московская сырость и весенний холод сбивали с ног. А совсем рядом, в Храме Христа Спасителя находились мощи святителя Спиридона. Ах, как нужно было к ним приложиться! Предстояли хлопоты по продаже большой квартиры на Ленинском и покупке маленькой в тихом зелёном уголке Москвы. Лариса Валентиновна знала, что святой Спиридон может помочь: он так быстро спешит на помощь, что тапочки на его святых мощах всегда стоптаны. К мощам святителя шли толпы народа, нужно было много часов стоять в очереди. Что же делать? Лежала Лариса, с боку на бок переворачивалась, да приговаривала: «Святой Спиридоне, мне так нужна твоя помощь, а попасть к твоим мощам не могу, сил и воли нет, помоги!». Так прошло несколько дней, мощи святого увезли, а через несколько дней Лариса пошла в храм. Стояла она на службе прямо перед иконой святителя Спиридона, а на душе была невыносимая тоска, укоряла себя, каялась. Вдруг подошла к ней мало знакомая прихожанка Людмила и говорит: «Лариса Валентиновна, вы были в Египте и не могли попасть к мощам св. Спиридона, вот Вам от него иконка и ладанка».

Лето прошло в бесконечных поездках. За два последних года Лариса Валентиновна похоронила трёх стариков. Последним был девяностодвухлетний дядя. Его болезнь, смерть и похороны отняли последние силы. Впереди был тяжёлый учебный год, нужно было отдохнуть и поправить здоровье. Уже в конце лета, истратив все деньги, Лариса вдруг поняла, что ей совершенно необходимо попасть на Корфу, к святому Спиридону. Как только было принято решение, нашлись средства, а путёвка досталась на праздничные августовские дни.

Вся поездка прошла под знаком покровительства святого Спиридона. Лариса ощущала его ежечасно и ежедневно. Вот она приехала в Керкиру, нашла храм, приложилась к закрытому саркофагу и с чувством выполненного долга отправилась по лавочкам с греческими сувенирами. Но вдруг, по прошествии совсем небольшого времени, опять оказалась у дверей храма. А в храме у саркофага в это время уже шла служба, и все прикладывались к открытым мощам святителя. С благодарностью и неописуемой духовной радостью она приложилась к нему вновь.

Приближался праздник святого. Служба и Крестный ход начинались очень рано, как на них попасть? И накануне самого праздника Лариса знакомится с прекрасными людьми - Катей и Пино, приехавшими на Корфу на своей машине. И вместе с ними на следующий день едет на праздник. И так получилось, что они приняли участие в крестном ходе, шли во главе хода вместе с почётными гостями и священством прямо за мощами святителя. И во всё время пребывания на Корфу Лариса ощущала на себе любовь, ласку и заботу святого.

По приезде она начала молиться святому ещё более усердно и однажды, проснувшись от аромата благоухания, увидела капельки мира на маленькой бумажной иконке святителя.

Пришла зима. Ларисе вдруг начала снится дача, и возникло огромное желание купить какой-нибудь маленький домик в Подмосковье. Но куда там! Даже половина самого небольшого домика в любимом ею Кратово стоила несколько миллионов, и тогда ей подсказали, что можно купить что-нибудь подешевле в близкой к Москве области. Не сразу, но в конце концов попалось объявление о маленькой квартире-доме в деревне Горки Юрьев-Польского района Владимирской области. И вот, въехав первый раз в Горки и узнав, что в деревне нет храма, у Ларисы с губ сорвалась фраза: «Построим храм святителю Спиридону». Духовный наставник отец Артемий благословил её быть организатором строительства. Весна и лето прошли в бесконечных хлопотах по продаже и покупке квартир, переезду, ремонтах, благоустройстве; и как только появились средства на постройку маленького деревянного храма-часовни, Лариса Валентиновна приступила к ещё одному новому делу своей жизни.

А вся её жизнь тогда была связана с «Материнской школой» (это небольшая московская начальная школа). И она поделилась своими заботами с коллегами. Коллеги её поддержали и решили принять участие в строительстве храма. А Елена Юрьевна Иванова взволнованно рассказала о словах покойной ныне Софии Филипповны Ивановой (мамы Ларисы Валентиновны), сказанных несколько лет назад и сегодня звучащих как пророчество.

Войдя много лет назад в первый раз на территорию школы, София Филипповна рассказала о том, что накануне во сне она видела храм, стоящий рядом со зданием «Материнской школы». На строительство нового храма необходимо было получить благословение правящего архиерея. Лариса Валентиновна составила необходимые письма, собрала подписи. В селе Горки проживает более 500 жителей, много необеспеченных пожилых людей, в близлежащих сёлах храмов нет. Само село находится в 20 километрах от города Юрьев-Польского, куда из деревни без личного транспорта добраться нет никакой возможности. Поэтому благочинный Юрьев-Польского района протоиерей Сергий Соловьёв принял известие о строительстве Храма в селе с большой радостью. Ведь место, где должен быть построен храм, находится рядом с областным Домом Милосердия для пожилых людей. Персонал и насельники этого Дома год назад уже обращались к владыке Евлогию с просьбой о строительстве церкви, но тогда на это не было никаких средств. Отец Сергий посодействовал созданию проекта храма и получил благословение архиепископа Евлогия на его строительство.

В сентябре 2008 года началось возведение церкви. За стройку взялась бригада Виктора Анатольевича Дубровина из села Беленицыно. Рабочие стали рыть котлован, и тут же обнажился фундамент прежнего Храма и... множество черепов и костей. Когда-то стоял на этом высоком и красивом месте двухпрестольный красавец-храм, посвященный св. первоверховным апостолам Петру и Павлу, Благовещению Пресвятой Богородицы, свв. Косме и Дамиану и другим святым. Об этом скупо сообщают найденные архивные записи. Старожилы села Горки рассказывают, что в 1937 году при советской власти храм был превращён в клуб, а в 70-ые годы по приказу Хрущёва взорван. При храме находилось церковное кладбище, и во время взрыва останки усопших вырвало из земли и подняло в воздух. Тогда их чуть-чуть присыпали землёй и уже много лет они осквернялись, попираемые ничего не подозревающими об этом прохожими. Рабочие бережно собрали останки усопших и захоронили их под будущим алтарём.

Уже в октябре 2008 года произошло небывалое событие в жизни села Горки. Владыка Евлогий в сослужении духовенства Владимирской епархии совершил Чин закладки камня в основание храма и вручил храмозданную грамоту его строительнице. Это был совершенно необычный день: на небе тучи воевали с солнцем, а на самой высокой горе села шла торжественная служба. Священство в белоснежных одеждах коленопреклоненно молилось Господу о возрождении церковной жизни и восстановлении православного благолепия в глубинке святой Владимирской земли. Солнце в тот день победило чёрные тучи, согрело землю и множество молящихся людей, собравшихся на это небывалое торжество. Это победное русское небо увидел (мы очень в это верим) святитель Спиридон Тримифунтский. Его святая икона, привезённая Ларисой Валентиновной с о. Корфу, находилась в центре на постаменте во всё время богослужения. После службы владыка Евлогий благословил и окропил всех её участников, а затем обошёл насельников Дома Милосердия, утешил, ободрил стариков, вручил им подарки. Закончилось торжество обедом на веранде Дома. Как же мы к этому обеду готовились: варили, жарили, пекли.

Храм возрастал: возвели стены, положили кровлю, установили купол. День установления креста на купол храма пришёлся на Крестопоклонную неделю. Отец Сергий совершил молебен, и все собравшиеся на него смогли приложиться ко кресту прежде чем его установили на купол Храма. Нужен был колокол, и Лариса Валентиновна заказала его в Воронеже. Автобус из Воронежа, на котором колокол прибыл в Москву, пришёл на автовокзал в 3 часа ночи, и дальше пришлось, преодолевая страх, везти его тёмными улицами на тележке. Колокол доставили перед Вербным воскресением, когда на о. Корфу совершается крестный ход в честь святителя Спиридона. В этот же праздник было решено провести крестный ход вокруг строящегося храма. И в то время, когда люди с веточками вербы в руках шли к храму, над селом впервые за много лет вновь поплыл колокольный звон. Нежный высокий тон небольшого колокола приводил людей в трепет, вызывая чувства восторга и удивления, они останавливались и пытались понять, откуда идёт звон.

Крестный ход в Вербное Воскресенье 2009 года возглавил священник - иерей Вячеслав из близлежащего Никольского монастыря. Лариса Валентиновна принесла все домашние иконы, и сёстры монастыря с жителями села прошли с ними вокруг Храма. В это день Храм получил драгоценный подарок от раба Божия Алексея - написанную им икону святителя Спиридона, а жители села - небольшие изображения святых от отца Артемия. Селяне понемногу стали участвовать в благоустройстве храма. Выбрали приходской актив и старосту - Татьяну Лобанову, провели несколько субботников. Председатель колхоза помогла с техникой и сама немало потрудилась по уборке и благоустройству храмовой территории.

Храм рос быстро, но ещё быстрее убывали средства, имевшиеся у его строительницы. И едва были готовы окна и витые решётки к ним, средства закончились. Строительство пришлось приостановить. Лариса Валентиновна обратилась за помощью ко всем своим знакомым и друзьям. Сотрудники «Материнской школы», жители Горок, прихожане храма Всех Святых, что в Красном Селе, родители и педагоги прогимназии «Пересвет», прихожане Храма Успения Богородицы в Путинках, знакомые и друзья собрали пожертвования. Даже из Италии пришла небольшая помощь от Елены. Три тысячи прислали по почте слушатели радиостанции «Радонеж». Но этих средств хватило лишь на мелкие работы по храму. Житель села Александр Лунёв безвозмездно выстроил замечательное крыльцо к храму. Отец Владислав подарил жертвенник. Раба Божия Людмила пошила облачения на Престол, Жертвенник и аналой. Раб Божий Сергий Демченко пожертвовал средства на подсвечник. В храме уже много икон. Но дел по строительству и благоукрашению храма осталось ещё больше. Значит, нужно зарабатывать на достройку и благоустроение Храма самой. Так решила Лариса Валентиновна и продолжала трудиться, несмотря на то, что уже так хочется пожить в деревне, покопаться в земле, да и просто отдохнуть, но взялся за гуж...

И вот в Россию прибыли мощи святителя Спиридона. Владыка Евлогий назначил освящение Престола на 30 сентября 2010 года. Он сам позвонил строительнице Храма и просил сделать всё возможное и невозможное для подготовки храма к освящению и проведению первой Божественной литургии в этот день. И было сделано всё возможное и невозможное для подготовки к этому прекрасному святому празднику в честь св. Спиридона Тримифунтского.

Председатель попечительского совета фонда «Омофор» генерал-майор А.В.Черкасов собрал пожертвования членов фонда, почитатели св. Спиридона - москвичи Владимир и Ирина Пронькины внесли свои пожертвования и оказали огромную помощь в подготовке храма к первой литургии. Отец Артемий Владимиров пожертвовал иконы и богослужебную литературу, а Сергий Демченко доставил пожертвования из Москвы в Горки. Благочинный Юрьев-Польского округа прот. Сергий Соловьёв пожертвовал Евангелие, иконы, недостающую утварь, всё расставил, всё организовал, Татьяна Лобанова собрала жителей села Горки на уборку и благоустроение храма и территории вокруг него.

И вот наступил торжественный день 30 сентября, и произошло первое чудо: и 29 сентября, и 1 октября небо было хмурым, почти чёрным, а в день освящения Престола солнце сияло так, что всем казалось, что светило тоже предстоит перед алтарём нового Храма.

Далее рассказывает Лариса Валентиновна:

- Мы встретили владыку Евлогия колокольным звоном, а он просто светился радостью, и счастьем. Несмотря на солнечный день в не отапливаемом пока Храме было довольно холодно. Но его архипастырские слова умиляли, вразумляли, согревали, проникали в сердце. Владыка говорил о чуде возникновения храма в глубинке Владимирской области. Ведь не прошло ещё и двух лет с момента закладки камня в основание Храма, а вот уже на горе по-над озером, на месте бывших развалин сияют купола, звучит молитва, поёт колокол.

Мы стоим вместе: я, Ирина и Владимир Пронькины, с замиранием наблюдаем, как то, что недавно было красивой утварью, то, что мы выбирали, покупали и везли в Горки, стоит перед Царскими Вратами на новом прекрасном престоле, торжественно вносится в Алтарь, становясь таинственным и святым. Мы испытываем ни с чем несравнимое ощущение причастности к церковным таинствам. Стучат молотки - это в Престол вбивают специально выкованные для этого гвозди, затем его облачают и начинается первая Божественная литургия. А для нас облик нашего Владимирского святителя сливается с образом греческого святого, и во всю службу нас не покидает ощущение присутствия самого святого Спиридона Тримифунтского.

Торжественность Богослужения усиливается двумя хиротониями. Архипастырь совершает посвящение во священника и диакона. В какой-то момент три ярких луча солнца падают на алтарь, отражаются в белоснежных одеяниях священнослужителей. Литургия близится к завершению. Отец Владислав - священнослужитель Никольского монастыря провозглашается настоятелем нового Храма. Он поздравляет всех с происшедшим событием и приглашает на службы. Жители Горок уже знают и любят о. Владислава. Почти каждое воскресенье и в большие праздники вместе с сёстрами Никольской обители он приезжал в храм, служил молебны, произносил проповеди, беседовал, утешал. Теперь Храм св. Спиридона уже официально становится подворьем монастыря. И все мы попадаем под покров двух великих святых.

После торжества мы следуем в Свято-Никольский женский монастырь, находящийся близ села Горки. Осеннее золото, сверкающее солнце сопровождают нашу процессию. В трапезной монастыря уже готово угощение. Во время трапезы звучат слова благодарности и поздравления, прерываемые житийными чтениями. Для меня это особый день, потому что всю жизнь в этот день мы собирались на трапезу в мамином доме. Она носила имя св. мученицы Софии, и только за три дня до смерти приняла монашеский постриг и была наречена Глафирой. И для монастыря этот день также знаменателен. Сегодня у обители 15-летний юбилей. Игуменья монастыря схимонахиня Ольга (Анисимова) рассказывает об истории Свято-Никольской обители:

28.09.1995 получила статус женского монастыря, существовавшая поначалу тайно женская монашеская община, образованная старцем схиархимандритом Гедеоном (Абрамовым). Он был настоятелем (1963-1993) приходского храма в с. Новом Юрьв-Польского р-на, где и был образован монастырь. Храм свт. Николая известен c XVII в. На месте старого, деревянного храма в 1826 был возведен существующий поныне новый, каменный. В ХХ в. храм не закрывался. В обители - пять чудотворных икон Божией Матери, которые были перенесены в храм с. Новое после закрытия окрестных храмов. Село Новое расположено при р. Селекше, в 12 км от Юрьева-Польского. В документах XIII в. оно значится государевой дворцовой вотчиной, в конце XVII в. пожаловано братьям, боярину Петру и окольничему Василию Абрамовичам Лопухиным.

Церковь в честь Святителя и чудотворца Николая в селе существует издавна: она упоминается деревянной в окладных книгах патриаршего приказа в 1628 и 1654 г.г. Главные святыни храма - чудотворные иконы Божией Матери. Из них одна, Иверская, - местная, остальные (два образа «Всех Скорбящих Радость», «Скоропослушница» и «Боголюбская») были принесены из других храмов при их закрытии во времена гонений. Под Иверской иконой Божией Матери установлена памятная доска с описанием чуда, происшедшего после крестного хода с этой иконой и молебна на окрестных полях: «В память избавления от червей, посланных Господом Богом на поля хлеба в июле месяце 1888 года. По молитвам же Царицы Небесной 21 июля птицы небесные сих насекомых поели. В благодарность оказанной милости установлено празднество сей Божией Матери 13 октября каждогоднее и тщанием прихожан в то же время положена новая риза позлащенная стоимостью во сто руб. серебром».

Икона «Всех Скорбящих Радость», на которой Богородица изображена стоящей в полный рост, со скорбно-задумчивым ликом, обращенным влево, как при Кресте Господнем, принесена из с. Некоморно. Оно было в 2-х километрах на юго-восток от с. Новое и теперь уничтожено, земля распахана (сохранились лишь фундамент храма и несколько могил с кладбища). С появлением этой иконы в с. Некоморно связано чудо: слепой девочке было трёхкратное явление Богородицы с обещанием исцеления,повелевающей найти Её икону, обмыть и этой водой вымыть глаза. Девочка рассказала сон матери и священнику. Стали искать и с большим трудом нашли в мастерской доску, с виду напоминающую икону. Изображение почти пропало, доску использовали как скамейку, на ней курили, ямка, прожжённая пеплом, до сих пор видна на шее образа Богоматери. Когда икону обмыли и этой водой умыли слепую девочку, она прозрела, а икона обновилась. Благодарные родители сделали на неё оклад.

Еще одна икона «Всех Скорбящих Радость» - без оклада, канонического письма. О первоначальном её местонахождении нет сведений, но известно, что её, как весьма чтимую в округе, часто возили по деревням. Во время одной из таких поездок лошадь стала. Отпустили вожжи, и лошадь пришла к воротам храма с. Ненашевское. Когда этот храм закрыли, икону перенесли в Новое. В 1995 г. её с некоторыми другими драгоценностями храма похитили, но милостию Божией воры были задержаны, всё возвращено.

Икона «Скоропослушница» - афонского письма (вероятно, из с. Волствиново, в трех километрах на северо-восток от с. Новое), икона «Боголюбская» из с. Симы - точная копия с чудотворного первообраза. Особо почитаются такие иконы «Троеручица» (из с. Семьинское) и местный образ Святителя Николая в иконостасе алтаря летнего храма. По преданию, многие благочестивые люди удостаивались видеть тени, отходящие от образа Святителя и от образа Матери Божией на Иверской иконе, как от стоящих живых людей.

В начале XX в. в Новом селе насчитывалось около 80 дворов. Плодородные почвы Юрьевского ополья давали высокие урожаи. Река Селекша изобиловала рыбой, на ней стояли мельницы. Луга обеспечивали скот кормом. Жили в селе зажиточно и храм поддерживали в должном благолепии. Название Новое, по преданию, село получило после страшной эпидемии холеры, уничтожившей население почти полностью, и село обновилось - вновь застроилось и заселилось. В послереволюционные годы оно разделило участь сотен тысяч других сёл и деревень: был организован колхоз, затем преобразован в совхоз, люди разъезжались, дома продавались, огороды зарастали, и в 1980-х г.г. осталось с десяток домов и 1-2 постоянных жителя (не считая церковных). В начале 1990-х годов понаехали дачники, разобрали все участки, вновь стали обстраиваться и обрабатывать землю.

В Юрьев-Польском районе не закрывали во времена гонений только два храма - в с. Новое и в с. Лыково. Отстоять храм удалось лишь чудом милости Божией и самоотверженным подвигом священника о. Сергия, церковных старост и прихожан.

С 1963 в Никольский храме прибывает о. Гедеон (тогда ещё иеромонах Максим) и служит здесь до самой кончины, последовавшей 13 марта 1993 г. Его самоотверженное служение во славу Божию и на пользу прихожан было отмечено почти всеми церковными наградами: он был возведён в сан архимандрита, имел право ношения набедренника, палицы, митры, двух крестов с украшениями, служения литургии с открытыми царскими вратами, был награждён архиерейскими грамотами. Батюшка пользовался благосклонным отношением и уважением всех епархиальных архиереев, при которых служил.

В 1980 г. схиархимандрит Гедеон был назначен духовником благочиния Владимирского округа Владимирской епархии и нёс это нелёгкое послушание со всей ревностью почти до самой кончины. Всё знавшее его духовенство епархии, прихожане и приезжавшие к старцу паломники отзывались о нём с неизменной теплотой и любовью. У батюшки была какая-то особая, глубокая, ревностная и нежная любовь к богослужению, к храму, к иконам. В будничные дни, когда не было службы, он всё равно приходил в храм в 4-5 часов утра, несмотря ни на какую погоду. Подходя к храму, всё крестил кругом. Входя в храм, клал поклоны и начинал обходить иконы. У каждой стоял подолгу, творя внутреннюю молитву, затем по нескольку раз лобызал её и притрагивался рукой к священным изображениям. И так обходил все иконы в храме. «Иконы - они ведь живые, - любил повторять батюшка, - говорите с ними, и Господь и Матерь Божия через них вам на всё ответят».

Служение людям о. Гедеона, как и служение Богу, было самоотверженным. В какое время к нему не приезжали, он всегда принимал, жертвуя и сном, и отдыхом. А людей приходило ежедневно много. Шли со всей округи и с требами (ведь храмов почти не было), и для совета, и для лечения (в основном от порчи). Иногда приезжали целыми автобусами. В праздники храм не мог вместить всех прихожан. И для каждого находилось у него мудрое и тёплое слово. Многие приезжали к старцу для монашеского пострига. В основном это были женщины. Мужчин он постриг немного. «И за всех них молюсь, - говорил он, - мне ведь за них отвечать».

На требы батюшка ходил почти всегда пешком, не пользуясь транспортом, не переодеваясь в гражданскую одежду (несмотря на запреты тогдашних властей носить священнические одежды вне храма) и обязательно с сопровождающими, так как однажды на него бросился мужчина с ножом. Требы на дому совершал так же истово, благоговейно и чинно, как в храме. В конце ноября 1992 г. батюшка заболел. В храме он больше не бывал и очень скорбел об этом. Несмотря на крайнюю немощь, старец не оставлял келейного правила. В Прощёное воскресенье 13 марта 1993 г. схиархимандрит Гедеон отошел ко Господу. Он похоронен в ограде храма за алтарём.

И мы все сразу после трапезы идём поклониться о. Гедеону и попросить его молитв об устроении и благоукрашении нового Храма - подворья монастыря. Затем посещаем благолепные храмы монастыря. Владыка Евлогий везде начинает молитвенные песнопения, и мы молимся вместе с ним. Остановившись в сияющем от солнца летнем Храме, владыка спрашивает сестёр, а есть ли боковые выходы из Храма и зачем их устраивали в старину. Никто из нас не знает. И тогда владыка рассказывает что боковые выходы существуют для того, чтобы человек вошедший в Храм с тёмной западной стороны, освящённый церковной молитвой, выходил уже другим путём. Сёстры открывают боковые двери, и мы идём вслед за владыкой.

За церковной оградой мы прощаемся, а владыка объявляет о следующей встрече во вновь освящённом храме св. Спиридона в Горках 25 декабря, в день его памяти.

СПРАВКА. Член Совета Фонда "ОМОФОР" Бурмистрова Лариса Валентиновна, известный православный педагог, Почётный работник общего образования Российской Федерации, разработчик и организатор государственных авторских школ - Московской славянской гимназии (1989г.), Московского учебно-воспитательного комплекса: детского сада и прогимназии им. Кирилла и Мефодия (1990г.), прогимназии (школы-лаборатории) №1842 «Пересвет» (1993г.), методист дошкольного воспитания, учитель русского языка и литературы, преподаватель психологии и педагогики, автор многих уникальных учебников, в т.ч. комплекта пособий и программы по филологии и более 40 авторских работ, кавалер ордена преп. Князя Даниила Московского 3 степени, медали Екатерины Великой, руководитель педагогических программ Славянского фонда России, Председатель оргкомитета общероссийских общественно-педагогических конференций и т.д.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Черкасов
Суворов – имя Победы!
Духовно-нравственные истоки удивительных побед Суворова
27.01.2024
«Помоги нам, Господи, продолжить возрождение Храма»
О выезде в Кистыш, где возрождается храм святителя Василия Великого, построенного Александром Суворовым
28.10.2022
Все статьи Александр Черкасов
Лариса Бурмистрова
Все статьи Лариса Бурмистрова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21