itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Из истории Царёвококшайского отдела Казанского общества трезвости

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
265
Время на чтение 3 минуты

В конце XIX века в г. Царёвококшайске Казанской губернии (ныне это г. Йошкар-Ола - столица Республики Марий Эл) образовался один из многочисленных отделов Казанского общества трезвости. Открытие Царёвококшайского отдела было разрешено Казанским Губернатором 1 июня 1896 года(1). Сразу после этого, секретарь Царёвококшайского отдела направил в Комитет Казанского общества трезвости письмо(2), в котором говорилось о возможности открыть чайную-столовую в доме обедневшего булочника, местного мещанина на Базарной площади. В письме также указывалось, что в г. Царёвококшайске на тот момент не было ни одной чайной, а трактиров вокруг только Базарной площади насчитывалось целых пять. Тем не менее, благодаря стараниям небезразличных к делу распространения трезвости людей, по данным 1903 года в городе было уже 2 чайной-столовой, одна из которых принадлежала Царёвококшайскому отделу общества трезвости, и которая была открыта 13 декабря 1897 года (3), а другая Комитету Попечительства о народной трезвости.

Действительной датой открытия Царёвококшайского отдела Казанского общества трезвости стало 18 апреля 1897 года, когда в здании Вараксинского Земского училища(4) разместилась бесплатная библиотека-читальня, которая на добровольные пожертвования выписывала книги и брошюры религиозно-нравственного, исторического содержания, а также книги по сельскому хозяйству и периодические издания. Наблюдающим за читальней был назначен священник Троицкой церкви, законоучитель и делопроизводитель Уездного Отдела Епархиального Училищного Совета, старший помощник благочинного Алексей Петрович Азановский. В библиотеке по воскресеньям проходили религиозно-нравственные чтения, которые велись священниками городских церквей и светскими членами общества трезвости. Жители Царёвокошайского уезда постепенно приобщались к традиции посещать религиозно-нравственные чтения общества трезвости, а как свидетельствуют данные 1914 года, подавляющее большинство населения поддерживало идеи трезвости и выступало за полное запрещение производства и продажи спиртного. Так, в ответ на вопрос об отношении женщин к запрещению хмельного, учитель из Царёвококшайского уезда Ф.М.Миронов однажды прислал стихотворение(5):

В избушке крестьянка на лавке лежит,

С тяжёлой работы вернулася, спит;

Работала, билась, муж грубый бранил.

Два раза ударил, в кабак заходил.

И горько ей стало; слеза за слезой

Скатилась, упала... Вернулась домой,

Уснула, бедняжка, приткнувшись к стене,

И снится ей чудная радость во сне:

Муж видится тихий, и пить перестал,

Избушку он чинит; в работе устал,

Но вышла зато уж красива изба:

На диво вкруг окон узоры, резьба.

И в новой избушке так чисто, светло,

В большие морозы, как в бане, тепло.

Хлебов народилось - засеки полны,

Играет улыбка во сне у жены.

Это стихотворение очень полно отражает страдания народа от пьянства, которое в г. Царёвококшайске, особенно начиная с развития винокуренной промышленности в 60-х годах XIX века, носило исключительно прогрессирующий характер. Уже в 1874 году на маленькое население города (640 мужчин и 553 женщины)(6) приходилось 22 кабака и 2 винокуренных завода(7). Поэтому в открытии общества трезвости многие видели надежду на спасение от пьянства, как бедствия, которое, по мнению священника А.П. Азановского, было хуже голода и холеры(8).

Сноски:

(1) Протоколы: очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 2 июня// Деятель (Казань). - 1896. - № 7. - С. 413.

(2) Протоколы: очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 7 июля// Деятель (Казань). - 1896. - № 8. - С. 440 - 441.

(3) Протоколы: очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 7 января// Деятель (Казань).- 1898. - № 1. - С. 41.

(4) Азановский А. Бесплатная читальня Царёвококшайского отдела Казанского общества трезвости// Известия по Казанской Епархии. - Казань. - 1898. - С. 313.

(5) Азановский А. Бесплатная читальня Царёвококшайского отдела Казанского общества трезвости// Известия по Казанской Епархии. - Казань. - 1898. - С. 313.

(6) Дерюжев И.О. Очерк 290-летия состояния г. Царёвококшайска и его уезда (1584 - 1874). - Казань. - 1876. - С. 16.

(7) Там же. - С. 9.

(8) Азановский А. Речь при открытии читальни общества трезвости в городе Царёвококшайске 18 апреля 1897 года// Деятель (Казань). - 1897. - № 6/7. - С. 384.

Юлия Юрьевна Белова, аспирант кафедры СНиТ МарГТУ ( Йошкар-Ола)

Впервые опубликовано: Белова Ю.Ю. Из истории Царёвококшайского отдела Казанского общества трезвости// Традиционные чтения: Материалы первых научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2010 г.)/ Эйфория. - 2010. - № 2 (120). - С.с. 25 - 27

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21