Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Черный папа»

Михаил  Первухин, Русская народная линия

11.10.2010


Очерк об иезуитах …

От редакции: В последнее время все громче раздаются голоса, призывающие нас пересмотреть наше традиционное негативное отношение к иезуитам. Теперь их характеризуют чуть ли как борцов за нравственное здоровье общества. В связи с этим мы впервые переиздаем очерк об иезуитах «Черный папа» (1915 г., опубликованный в 1916 г.) русского журналиста, писателя Михаила Константиновича Первухина (1870 - 1838), чья 140-я годовщина со дня рождения исполнилась совсем недавно.

Родился он 5 (18) сентября 1870 г. в Харькове, в семье служащего губернской чертежной. После окончания реального училища, учился в университете, затем служил в управлении Курско-Севастопольской железной дороги. Первые его публикации появились в 1890 г.

Заболев чахоткой, М.К.Первухин для лечения переселился в 1899 г. в Ялту. Здесь он вскоре стал редактором «Крымского курьера», познакомился с А.П.Чеховым и другими известными людьми, о которых впоследствии написал немало интересных материалов.

В 1906 г. М.К.Первухин уехал в Германию, а через год в Италию (сначала в Венецию, затем на Капри). М.К.Первухин был весьма информированным человеком, писал для многих российских и итальянских газет.

Каприйские воспоминания послужили ему основой для книги «Большевики» («I bolsceviki». Болонья, 1918), которая содержала ряд разоблачительных портретов вождей Октябрьского переворота, большевизма, близкого к ним круга (Л.Д.Троцкого, В.И.Ленина, А.В.Луначарского, А.М.Горького и др., со многими из которых он встречался на Капри). Эта книга до сих пор не переведена на русский язык, как и следующая «Большевистский сфинкс» («La sfinge bolscevica». Болонья, 1918), в которой описывались революционное насилие и разруха. В 1922 г. в Берлине вышла его книга «Обломки», а в 1927 г. «Мысли о фашизме».

М.К.Первухин является автором нескольких научно-фантастических произведений, в основном посвященных альтернативной истории. Современным российским читателям известен роман «Пугачев-победитель»(1924), переизданный в Екатеринбурге (1994).

Умер Михаил Константинович 30 (17) декабря 1928 г. от чахотки и был похоронен в Тестаччо (Рим) на некатолическом кладбище для иностранцев.

При всей неоднозначности наследия М.К.Первухина, многие его материалы имеют интерес и для современного читателя.

Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Первухин М.К. «Черный папа» // Исторический вестник.- 1916.- N2.- С.531-544)), подготовил (в сокращении) доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина Александр Дмитриевич Каплин.

+ + +

Вечер знойного, истомного августовского дня. На колоссальной «пьяцце» перед великим, несравненным храмом в честь святого Петра в «вечном городе» Риме здесь и там группы людей. Особенно густо перед входом в Ватикан. Медленно, торжественно звучит исторический колокол «кампа-нонэ», несет urbi et orbi:

- Великий понтифекс, державный епископ церкви римской, папа Пий X, мирно опочил.

Проносятся по площади блестящие автомобили римской «черной», то есть папской, аристократии. Мерно шагает отряд королевских итальянских пехотинцев, высланный на всякий случай в помощь полиции. А за решеткою боковых ворот Ватикана расхаживают пестро одетые в свои театральные, шелковые костюмы ватиканские часовые, папские гвардейцы.

Белыми призраками вздымаются гигантские султаны великолепных фонтанов по бокам древнего обелиска. И в бледно-голубом небе таинственные узоры вычерчивают безпокойные стрижи.

Папа умер. Но толпа не расходится. Словно люди ждут еще каких-то грозных событий...

И в этой толпе не смолкает настойчивый говор:

- Папу Пия X убила война. Он прожил бы еще не один год. Но началась война, против которой он был, которой он боялся, которую стремился предотвратить, и он невыносимо страдал, бедный старик. Но иезуитам какое дело?! Они хотели, чтобы война была, и они добились своего. «Черный папа» падре Вернц - один из самых главных виновников войны. Но, говорят, теперь он и сам испуган происходящим...

«Черный папа» - это «генерал» или глава ордена иезуитов.

Через полчаса после смерти Пия X на той же исторической площади Святого Петра уже шла бойкая продажа экстренных выпусков римских газет с известием о кончине папы, с некоторыми подробностями о последних минутах его жизни. А прошло еще полтора часа, и появились новые экстренные выпуски тех же газет и на видном месте крупнымп черными буквами было напечатано новое сообщение:

«Скончался падре Вернц, генерал ордена иезуитов».

«Черный папа» пережил «белого» всего на час или полтора.

В другое время смерть генерала ордена иезуитов, или «черного папы», была бы сенсационнейшим происшествием и долго служила бы злобою дня. Но перед лицом великих и грозных событий она прошла как будто совершенно незаметно даже в том самом Риме, в стенах которого находится «сердце» вели- кого и могущественного религиозно-политического ордена.

Прошло шесть месяцев. Одиннадцатого февраля 1915 года по новому стилю в угрюмом мрачном «палаццо» на виа Сан-Никола да Толентино, опять-таки не вызвав шуму, произошли обычным порядком выборы нового «черного папы» и выбранным оказался патер Владимир Ледоховский, в мире - граф Ледоховский, познанский поляк родом, отпрыск старинного аристократического рода, оставившего след в истории Польши. Новый генерал ордена иезуитов - родной племянник знаменитого Ледоховского, из-за которого при Пии IX произошло резкое столкновение между Ватиканом и Германиею. Тот Ледоховский был страстным польским патриотом, врагом Бисмарка, борцом за национальную польскую культуру, защитником подвергавшихся насильственной германизации безправных поляков в Германии. Тот Ледоховский за свою оппозицию германскому правительству сидел в прусской тюрьме и, именно сидя в тюрьме, от Пия IX получил пурпурную мантию кардинала. Тот Ледоховский долго и долго, выйдя из карцера, куда засадил его «железный канцлер» Оттон Бисмарк, пробыл в негласном изгнании, жил при Ватикане, покуда отношения между Ватиканом и Германиею не смягчились. И тот Ледоховский до конца жизни оставался пламенным польским патриотом.

Этот, нынешний Ледоховский - поляк только по происхождению и по имени: на самом же деле он немец душою, он немецкий патриот прусской марки, и он - убежденный сторонник Германия в её нынешнем конфликте с половиною культурного мира.

Именно этому своему настроению, именно этим германофильским взглядам Ледоховский и обязан избранием на высокий и ответственный пост главы могущественного религиозно-политического ордена.

И надо ожидать, что при нем орден иезуитов, развернув все свои силы, пустив в ход все свое могущество, выступит на помощь двум центральным европейским империям в их борьбе с Россиею, Франциею, Англиею и Сербиею. В частности, при Ледоховском иезуитский орден употреблял все усилия для того, чтобы не допустить вмешательства Италии в конфликт, не допустить сестру Франции по крови и по традициям оказать помощь Франции.

Это - фактор огромного политического значения и с ним нельзя не считаться. И с этой точки зрения и Россия не имеет права игнорировать избрание Ледоховского в «черные папы» Это избрание равносильно одному проигранному нами сражению.

Новоизбранный «черный папа» родился 7-го октября 1866 года. В день избрания в генералы ордена иезуитов ему было 48 лет и четыре месяца с нееколькими днями. Это наружно человек слабого здоровья, но на самом деле он словно выкован из стали и обещает прожить еще не одно десятилетие. В рядах ордена он состоит с 24-го сентября 1889 года и давным-давно занял в ордене выдающееся место. При предшествующих уже выборах «черного папы» за Ледоховского было подано много голосов. Но тогда выбору его в генералы помешало некоторое недоверие, питавшееся влиятельною германскою группою. Группа эта провела своего кандидата в лице падре Вернца, баварца родом, выдвинутого специально в противовес «поляку» Ледоховскому. Это, однако, не помешало Ледоховскому тогда же получить назначение «ассистентом Германии», то есть стать одним из пяти высших чинов ордена и руководителем его дел в колоссальной территории, включающей Германию, Австро-Венгрию, Бельгию и Голландию.

Когда падре Вернц в августе 1915 года после непродолжительной болезни умер, в ордене наметилось серьезное брожение, порождаемое недовольством имеющихся в нем латинских элементов против германского засилья, особенно развивавшегося при Вернце. Оппозиция эта выставляла две кандидатуры: падре Фина, француза, и падре Такки-Вентури - итальянца. В последние перед выборами недели шансы падре Вентури были сильно поколеблены: он не скрывает своих несколько модернистских симпатий, и «непримиримые», составляющие большинство в ордене, голосовали против него. Таким образом, у Ледоховского оставался только один конкурент в лице француза падре Фина. Естественно, что австро-германская группа употребила все усилия, лишь бы не допустить на высокий пост патера, который и, оставаясь иезуитом, все же продолжает быть французом и сочувствует своей родиие...

Вот при каких условиях в генералы ордена иезуитов прошел Владимир Ледоховский - поляк по имени, немец душою и непримиримый враг России и Франции...

По статуту ордена, избрание считается состоявшимся только в том случае, если оно получает одобрение его святейшества папы. Папа Бенедикт XV, связь которого с орденом иезуитов кажется не подлежащею сомнению, в тот же день санкционировал избрание Ледоховского.

Нельзя сказать, чтобы Ледоховскому предстояла легкая задача: быть может, на протяжении почти четырех веков орден не переживал такого критического момента, как теперь, разве лишь в дни Климента XIV, знаменитого «гонителя иезуитов».

Но тогда неприятности грозили ордену извне, и его организация была так мощна, что орден остался победителем, а папы - побежденными.

Теперь главная представляющаяся ордену опасность - это внутренняя. Это - раскол, намечающийся все яснее и яснее в рядах самого ордена, снизу доверху.

Причин этого раскола немало. Отмечу некоторые из них.

Еще в конце семнадцатого столетия орден иезуитов начал связывать свою судьбу с династиею Габсбургов. Пристрастие иезуитов к Габсбургам сильно подорвало их позицию в Польше. Поддерживая Габсбургов, иезуиты предали и погубили Польшу. Теперь, поддерживая тех же Габсбургов, они поневоле должны идти на компромиссы с Германиею, которая, по существу, является их злейшим врагом. И эти компромиссы с Германиею вызывают крайнее недовольство среди иезуитов французских, бельгийских, испанских, английских и итальянских, требующих эмансипации от германского, в особенности изуверного баварского влияния.

Орден иезуитов, в рядах которого находится огромное количество крупнейших культурных сил, принимает активнейшее участие в политической жизни Италии. В дни Пия IX, первого «ватиканского узника», орден занял непримиримую позицию по отношению к «узурпаторам», то есть к итальянской королевской династии. Но с того дня, когда «савойцы» вошли в Рим, а папа заперся в стенах Ватикана и загородился рогатками «гарантий», прошло уже почти сорок пять лет. За это время соотношение сил в стране резко определилось. Для того, чтобы возсоздать былое светское государство пап с Римом столицею, надо буквально раздавить всю Италию. Из 36.000.000 населения Италии не найдется и нескольких десятков тысяч людей, которые со- гласились бы добровольно отдать Рим папам и искать для королевской Италии новую столицу. Даже послушное и покорное Ватикану католическое духовенство в своей массе настроено теперь далеко не так, как это было полвека назад: случись что, большинство его не поддержит папских домогательств на обладание Римом.

Орден иезуитов в лице, по крайней мере, наиболее культурных своих деятелей сознает это, и такое сознание предопределяет в известных слоях ордена примирительные но отношению к королевской Италии тенденции. Сторонники примирения выдвигают тезис возможности прочного компромисса на почве взаимных уступок.

Вообще в некоторых слоях ордена замечается модернистская тенденция. Как будто, правда, очень слабо, подавлено, пробиваются светлые струйки реформизма, стремления очистить орден от массы отжившего и всем миром осужденного багажа, накопленного за четыре почти столетия.

Но это все - стремления и тенденции меньшинства. Большинство так же фанатично, как в доброе старое время, и, пожалуй, еще более прежнего непримиримо. И вот между большинством и меньшинством идет скрытая, но упорная, яростная борьба, отголоски которой лишь плохо долетают до мира.

В наши дни отношения между большинством и меньшинством еще обострились вследствие влияния нынешних великих событий. Достаточно сказать, что многие из иезуитов патеров с началом войны сбросили с себя рясу и отправились на поля битв: австрийцы, баварцы и саксонцы в одну сторону, итальянцы, испанцы и французы - в другую.

И опять еще один повод к недовольству меньшинства действиями большинства; в самом создании великого конфликта орден сыграл исключительную роль. Есть мнение, имеющее, без сомнения, некоторые основания, будто подпольная работа ордена была одним из главнейших факторов, создавших войну.

Отмечу неопровержимо установленный факт.

Когда дипломаты накануне войны еще обменивались нотами, пытаясь предотвратить грандиозный кровавый конфликт, когда даже сами монархи еще питали падежду на мирное улажение вопроса и колебались отдавать приказы о мобилизации, уже тогда, - это удостоверяется проникнувшими тогда же в римскую печать сведениями, - уже тогда через иезуитов в Ватикан поступали сообщения, что война - дело неизбежное, дело решенное. Одно из донесений, предупредившее отныне историческую ноту Берхтольда Сербии на трое суток, передавало в общих чертах содержание требований Австрии, то есть, по существу,- содержание ультиматума?

В чем же дело?

В Риме на этот счет прямо говорят:

- Орден иезуитов хотел войны. «Черный папа», по соглашению с германским правительством, понуждал Австрию к агрессивным действиям.

Если, может быть, великая европейская война была неизбежностью историческою, логическим последствием всего предшествующего хода европейской истории, то, во всяком случае, в приближении кризиса, в выборе момента для начала действий, в выборе предлога для него исключительную роль сыграл именно орден иезуитов, который, с одной сторопы, мстил Сербии за убийство наследного австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда, бывшего иезуитом, и его супруги, красавицы захудалой чешской графини Хотек, которая и женою-то эрцгерцога стала по воле ордена иезуитов, а, с другой стороны, орден иезуитов всеми имевшимися в его распоряжении средствами и всеми силами пытался придать войне характер крестового похода правоверной католической Австрии против «схизматиков», разсчитывая, что при победе немецкого блока территория Австрии будет расширена и на юг и на восток, за счет Сербии и за счет России. И тогда в этих новых областях откроется обширное поле действий для пропаганды католицизма.

Человеку свойственно ошибаться. Грубую ошибку сделал и орден: он вовсе не разсчитывал, что война приведет к катастрофе в ультра-благочестивой по-католически Бельгии, он еще того менее разсчитывал на возможность по истине варварского поведения германцев и австрийцев в русской Польше.

И уж совсем не разсчитывал на то, что сочувствие всего мира будет не на стороне немецкого блока, а на стороне его противников.

В частности, по отношению к Италии, в ордене иезуитов царило убеждение: Италия, соблюдая условия трактата тройственного союза, вступит в конфликт, поможет немцам в несколько недель раздавить всякое сопротивление со стороны Франции.

Хотя орден иезуитов в лице своих безчисленных светских агентов за первое полугодие великой войны развил колоссальные усилия для обработки общественного мнения страны в сторону симпатий к «святому и правому германскому делу», однако старания его не удались, и Италия примкнула к «союзным» державам.

О «святом и правом австрийском деле» отцы иезуиты, разумеется, благоразумно молчали, отлично зная, что самое имя Австрии в Италии ненавистно и всякая попытка вызвать австрийские симпатии повлечет за собою диаметрально противоположные результаты...

Но довольно «высшей политики». Когда-нибудь, и, будем надеяться, вскоре, историк займется тщательным и документальным установлением роли «черных пап» и всего иезуитского ордена в нынешней великой войне, чреватой последствиями.

Мне хотелось бы побеседовать с далеким русским читателем на иную тему, имеющую к нынешним событиям только косвенное отношение.

Тема эта - плен римских «великих понтифексов» у иезуитского ордена.

Следовало бы сделать это год назад: ведь, как раз в 1914 году исполнилось столетие со дня возстановления иезуитского ордена папою Пием VII.

Я тщательно следил и за итальянскою печатью, и за печатью русскою, и нигде не нашел и намека на этот исторический юбилей. А жаль. Ведь можно было бы сказать по поводу его немало...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 15

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

15. Петр : 10. Максим Степаненко
2010-10-15 в 17:20

"очевидно, что я говорил о высококачественном православном образовании, не вкладывая туда иной смысл, кроме высококачественного православного образования" - Тогда извините,очевидно,я Вас не понял.

Но не образовании я вёл речь.

"Именно благодаря создание системы образования в Европе иезуиты остановили Реформацию, и вернули в лоно Католической Церкви, практически ставшую в своей властной элите протестантской Польшу" - то что они помогли остановить рефомацию,это,конечно,хорошо.

А по поводу Польши...
Вы знаете,что в 16 и 17 вв. в Российском государстве,после встреч с польскими послами,дьяки,бояре и др. всегда мыли руки,т.к. считали,что "поляки-латиняне не чистые"? См. это у Карновича,Забелина,Ключевского.Потому,то что они там вернули Польшу мне абсолютно неинтересно.

См. например также труды Ивана Шевелева-Наседки (1570-ок. 1660 гг.) "О римских и латынских папежах" в сборнике "Виршевая поэзия(первая половина XVII века)",М.,1989,стр. 68.Основные его труды по критике протестантизма,но есть и этот труд.Поясню,этот дьякон в 1622 г. получил поручение царя Михаила Феодоровича получше изучить основные расхождения протестантизма и православия,для изучения которого он на 4 месяца был отправлен в Данию.Плодом этих трудов стали "Изложения на Лютора" (1623 г.) и "Написание о лютом враге Мартине",католицизм он тоже изучил,потому и написал свой труд.
14. Петр : 9. Igor Skoglund
2010-10-15 в 17:05

"Латиноамериканский социализм всегда склонялся в сторону корпоративизма"

Как Вам сказать...
Если Вы про социалистическую иезуитскую республику в Парагвае,где "Индейцы вымирали от непосильного труда, голода, болезней, погибали в войнах иезуитов против непокорённых индейцев (в 17 в. в редукциях было 150 тыс. индейцев, в 1739 — 74 тыс.)" - http://dic.academic.....nsf/bse/89685/%;D0%98%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5 , то к современному Боливарианскому движению - эти социалистические образования не имеют ни малейшего отношения.
13. Петр : 8. L
2010-10-15 в 17:02

"с инквизицией была та проблема. что ее историю переписали несколько раз и разные люди." - да,переписали. Только это не имеет никакого отношения к ордену иезуитов)
12. Петр : 7. Igor Skoglund
2010-10-15 в 17:01

"Но был и положительный опыт: образование" - может быть,я не это имел ввиду.

"Безупречных огранизаций нет. Были недостатки у иезуитов? " - Надеюсь,что это у Вас была ирония) Недостаток - это человек может курить,хамить,врать,злоупотреблять чем-либо,а к иезуитам это вряд ли относится. Зато к ним относятся политические убийства(в основном,путем отравления) - это уже,не совсем недостаток. Они фигурирует во многих темных делах - от поушений на Богдана Хмельницкого и Дмитрия Пожарского,до отравлений Бориса Годунова,Михаила Скопина-Шуйского и т.д.

Про дипмиссию иезуита Поссевино в 1581-1582 гг. - пож-та,любая монография по царствованию Иоанна Грозного. Причём без разницы как историк относится к Иоанну 0 потому не важно у кого Вы об этом прочитаете. Можете у Скрынникова "Иоанн Грозный"(любое издание) в главе "Священство и царство",а можете и его оппонента А.Боханов "Царь Иоанн IV Грозный",М.,"Вече",2008 стр. 147-156.

А о роли этого ордена в Смутном времени 1605-1612 гг. - в любом исттруде на эту тему,можете С.Ф. Платоново "Смутное время",других авторов.

Если коротко,то - http://rv.ru/content.php3?id=6322

"Но они мне симпатичней тех, кто пришёл им на смену" - Ув. Игорь! Так никто им на смену не пришёл - всё у них в порядке они живут и здравствуют)
11. Тина : Об иезуитах
2010-10-14 в 12:39

Иезуиты не были связаны с инквизицией. Инквизицию создали доминиканцы: в 1232 году папа Григорий IX все дела по преследованию еретиков передал в руки доминиканцев. В просторечьи их называли "псы господни". Иезуиты ставили перед собой 2 задачи - миссионерство и образование. Миссионеры-иезуиты проповедывали в Индии, Идокитае, Китае. Очень хорош, как мне думается, пример на эту тему фильм "Миссия" Роланда Жоффе. Фильм повествует о миссионерстве иезуитов в Парагвае. Фильм был удостоен высших премий - Гран-При МКФ и "Оскара". (Об этих событиях пишет в п.1 Igor). И вторая задача - образование. Методика образования, обучения в иезуитских школах была и есть одна из лучших в мире. И необходимо отметить, что в Орден принимались исключительно физически здоровые люди, с выдающимися умственными способностями, желательно "хорошего происхождения и со средствами". Очевидно, за счет этого Орден и приобрел такую силу. Однако правда и то, что вмешательство иезуитов во внутренние и внешние дела России всегда кончалось для нашей Родины очень плохо. Здесь уже отмечалось это - (п.6 Петр). Быть может, я ошибаюсь, но такое сложное явление, как Орден Иезуитов, требует серьезного и вдумчивого анализа, но никак не маленькой статьи для форума.
Однако, с уважением. Тина
10. Максим Степаненко : Re: «Черный папа»
2010-10-13 в 22:24

Петр, не надо так передергивать слова. По-моему, очевидно, что я говорил о высококачественном православном образовании, не вкладывая туда иной смысл, кроме высококачественного православного образования. Именно благодаря создание системы образования в Европе иезуиты остановили Реформацию, и вернули в лоно Католической Церкви, практически ставшую в своей властной элите протестантской Польшу. Или Вы с этим поспорите?
Невероятно! Главный имам Франции отправил учиться свою дочь в католическую школу… Вот это уровень образования и дисциплины! Вот что мы должны перенимать у католиков с жадностью!
Хватит на коленях вымаливать у Минобраза ОПК в школе. Надо школы и гимназии создавать!
9. Igor Skoglund : Re: «Черный папа»
2010-10-13 в 21:00

Об Инквизиции Кара-Мурза хорошо написал. Ведьм протестанты жгли, а католики ограничивались ритуалом экзорцизма за исключением уголовников. Были исключения тоже.
Инквизиция была опорой королевской власти во Франции. За 10 лет до революции король изгнал иезуитов из страны и запретил Инквизицию, что и стало одним из факторов революции.
Тут следует различать внешнюю политику от внутренней. Внешняя политика - миссия, уния и подобное. Внутренняя - благотворительность, образование.

Мало кто знает такой факт, что существовали католические профсоюзы как альтернатива марксистским. Из них выросла идея корпоративного государства, которая очень популярна в латиноамериканских странах. Латиноамериканский социализм всегда склонялся в сторону корпоративизма. Почему бы не создать православные профсоюзы? Должны же права трудящихся защищаться! Почему профсоюзами управляют атеисты?
8. L : Петр
2010-10-13 в 10:53

с инквизицией была та проблема. что ее историю переписали несколько раз и разные люди.
7. Igor Skoglund : Петру
2010-10-13 в 09:40

Можно ссылку у Вас попросить?

Безупречных огранизаций нет. Были недостатки у иезуитов? Были. Но они мне симпатичней тех, кто пришёл им на смену. Но был и положительный опыт: образование. А перегибы есть всегда. А потом идеи корпоративного государства мне ближе чем протестантский индивидуализм.
6. Петр : На 4. Максим Степаненко и 5. lucia
2010-10-12 в 16:58

Я прекрасно знаком,что такое была Инквизиция(реальная,а не мифическая),"Молот ведьм" прочитал и т.д.

Конечно,её историю переписали. Только ув. Lucia инквизиция к ордену иезуитов не имеет никакого отношения)) Это 2 совершенно разные сферы.

Ув. Максим Степаненко, а подготовка засылки иезуитами Лжедмитрия I в Россию(напомню,именно с этого началась Смута в 1605 г. продлившаяся 8 лет и стоившея России 50% населения) это как оценивать?

"Иезуиты создали лучшие на тот момент школы" - одну из таких школ закончил некто Адам Вейсгаупт)

А иезуит Антонио Поссевино уже в 1581 году предлагал Иоанну Грозному унию с католицизмом. Это и много другое - история иезуитов,мастеров политических интриг и т.д.

И под такими их деламы Вы подпишитесь?
5. lucia : Re: «Черный папа»
2010-10-12 в 12:00

Сейчас даже никто не скажет, что такое инквизиция.
4. Максим Степаненко : Re: «Черный папа»
2010-10-12 в 10:04

Подпишусь под каждым словом Игоря, написавшего о положительном опыте иезуитов. И этот опыт должен быть вотребован, особенно в создании высококачественного православного образования. Только вот традиционно у наших православных немодернистов с образованием народа было плохо. Лучше огромный собор поставить, или раку когда-то ниществующему святому сделать за 10 млн. рублей из злотоа и серебра, или икону в золотой оклад самоцветами вставить. Чего этот народ образовывать, православные гимназии строить, университеты, он же у нас святой!
3. Петр : потому что они поперёк дороги многим представителям элиты
2010-10-11 в 18:23

Большое спасибо ув. редакция!
Побольше бы таких переизданий!

"потому что они поперёк дороги многим представителям элиты "

Вот это интересно)) И кому они дороги перешли?) На Ютюбе (Youtube) посмотрите,Игорь,видеоролики американских конспироллогов об иезуитах - будет очень интересно))
2. А.Д. Каплин : Re: Igor Skoglund
2010-10-11 в 18:09

- "Иезуитов очернили..."
- Посмотрите, при желании, кто "очернял":
"Русская православная мысль об иезуитах и их отношении к России": http://www.ruskline....tnoshenii_k_rossii/
1. Igor Skoglund : Re: «Черный папа»
2010-10-11 в 15:43

Иезуитов очернили, потому что они поперёк дороги многим представителям элиты перешли. Ведь именно благодаря иезуитам, индейцы Латинской Америки выжили (посмотрите на монголоидные черты лица населения Мексики), так как иезуиты не давали распоясываться испанским конкистадорам, что испанских дворян, естественно, раздражало. Иезуиты создали лучшие на тот момент школы, и сейчас католические школы являются лучшими в мире (с раздельным обучением, между прочим). Иезуиты мешали рабовладельцам, торговцам и прочим властителям, поэтому их и очерняли. Инквизицию тоже очернили.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме