Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Впереди - Есенин

Валентин  Сорокин, Русская народная линия

05.10.2010


21 сентября /4 октября - 115 лет со дня рождения Сергея Есенина …

Сколько ливней, сколько гроз, сколько метелей прошумело над рязанским краем, над Россией, над огромной Родиной нашей! А слово твое, Сергей Есенин, горькое и высокое, светлое и неотступное, как багряная гроздь рябины, звенит и колышется на великом холме народной нивы:

Сергей ЕсенинЗреет час преображенья,

Он сойдет, наш светлый гость,

Из распятого терпенья

Вынут выржавленный гвоздь.

Только произнеси: «Сергей Есенин!» - хлынет Россия, Россия, Россия, могилы ее, пространства ее, курганы ее.

Сергей Есенин! - яблоня дышит, поезд гудит, мать, седее зимы, святее смерти, у обочины стоит...

Сергей Есенин! - мы, русские люди, мы на своей отчей земле, мы будем ласкать любимых, рожать детей, тебя помнить, Сергей Есенин, нежный, мудрый, одинокий, как осенний месяц, вечный поэт мира.

Зачем так стонешь ты, Сергей Есенин?

Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать,

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Значит - душа попросила. Твоя, лебединая, снежная, как белый вихрь, затерянная в облаках и тучах жизни. Великий сын Вселенной, русский поэт, теперь я не сомневаюсь: ты видел, слышал, знал катящийся вал безвинной крови, горячий красный шторм, холм кровавый, на котором пылает багряная рябина горя и качается - от двадцатых лет до тридцатых лет, от сороковых годов до восьмидесятых годов, от Москвы и до Колымы, от Москвы и до Берлина, от Москвы и до Кабула.

Судьба настоящего поэта всегда тождественна судьбе его народа. Есенин «впереди» своего народа пережил то, что позже навязали народу. Есенин погиб - и русский народ сквозь кровь и стоны вырывается из этой черной бездны унижений, судов, тюрем, расстрелов и войн.

Талант Сергея Есенина - доброта, сестра, брат, мать-Россия и все народы ее, тоскующие по красоте и покою:

Спит ковыль. Равнина дорогая.

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

***

Талант рождается один. Растет один. Творит один. И часто - воюет за призвание один. Но талант не одинокое существо. Талант - вещий инструмент в руках народа, которым он, народ, измеряет жизнь, себя и время. Все на родной земле - для таланта: прошлое, настоящее, будущее. Все для таланта: совесть, честь, правда:

Думы мои, думы! Боль в висках и в темени.

Промотал я молодость без поры, без времени.

И:

За знамя вольности

И светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша.

Слово Сергея Есенина - нравственный закон. Есенин в слове, как звезда в небе, звезда, рожденная атмосферой дали, высоты и глубины. Сергей Есенин, щемяще родной и справедливый, не мог быть холодным созерцателем. Не мог Сергей Есенин быть кривлякой-модником, не мог он быть и циником-ветрогоном.

Легко не ссориться. Легко не защищать. Легко иметь покладистое поведение, веселое брюхо и оптимистический облик. Легко, но легко для неталантливого. Сытость и Есенин - вечные враги. Краснобайство и Есенин - вечные недруги. Нам просто принять:

Ветры, ветры, о снежные ветры,

Заметите мою прошлую жизнь.

Я хочу быть отроком светлым

Иль цветком с луговой межи.

Сергей Есенин, что тебя, родной, так гнетет, так мучит?.. Тайна жизни, горе и радость, загадка смерти, любовь и ненависть: их никуда не денет поэт и сам от них никуда не спрячется.

И небольшие поля, на которых шумят березы, и холмы, уходящие в глубь вековую, и река, повитая синью, и облака, плывущие над землею, - все это близкое, свое, вечное. Имя этому - Родина, Отечество, Россия...

Лебединым криком и туманами отплакалась древняя Рязань, крестами и пожарами означились ее веси. На каждую травину - по ордынскому копыту, на каждый дом - по черному пепелищу. Но - выдюжила, выросла, ратная и былинная, дала миру славу, поставила ему богатыря Коловрата.

Не соловьиный перелив, не голос черемухи, а чистый, пронзительный, обжигающий зов человека услышали мы:

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

И:

Тоскуют брошенные пашни,

И вянет, вянет лебеда.

Рязань!.. Мальчик, юноша, молодой поэт, он встречает октябрьскую встряску восторженно, как встречают долгожданную грозу, смахивающую с земли ржавую накипь:

Дай с нашей овсяной волей

Засовы чугунные сбить,

С разбега по ровному полю

Заре на закорки вскочить.

Поэт и слово - все равно, что роща и птицы. Глуха роща без птиц, неинтересна. Поэт без слова - улей без пчел. А слово - история. Слово - философия, натура народа. Нет плохих народов. Нет народов неискренних, неталантливых. Сергей Есенин искренен искренностью своего народа, талантлив его талантливостью.

Любовь народа к поэту Сергею Есенину есть истина, а не любопытство к его быту и биографии. Никому не нужен поэт-сирота, никому не нужен поэт-бродяга. И ни один народ не нужен поэту-сироте, поэту-бродяге. И ни одна чужая речь не пленит поэта, если он изменил своей. Слова-изменники - не слова. Поэты-изменники - не поэты.

Гори, звезда моя, не падай.

Роняй холодные лучи.

Ведь за кладбищенской оградой

Живое сердце не стучит.

Недаром - из пепла и крови, из огня и дыма революции, как багряный клок, как огненная рябина, вспыхнула, поднялась и затрепетала на ветру звонкая есенинская лира. Через свист мокрогубых шарманщиков, через пьяные нэпманские застолья, через гарцевитые фуражки и папахи, через личные смятения и драмы, травли и утраты - встает поэт, говорит поэт:

На заре, заре

В дождевой крутень

Свистом ядерным

Мы сушили день.

Невозможно ныне ни одному литератору миновать крутые тропы гения. Невозможно. Расстояние между юностью и зрелостью, молодостью и мудростью, добром и злом - каменные скалы. По этим скалам, кровавя пальцы, пробирался поэт, неся к пушкинским вершинам любовь и нежность. Он, Сергей Есенин, познал движение страсти и слова, испытал согласие духа и воли. Такие люди не часто приходят на землю, но остаются на ней навечно...

***

Пророчество поэта - угадывающий взгляд на свою судьбу, на судьбу своего поколения, на судьбу своего народа из тех буревых дней. Надо обладать гигантской концентрацией света - способностью обобщений на катастрофическом переломе, способностью из кипящего коловорота событий выхватить на мгновение то, что еще лишь «брезжит», далеко, что еще лишь процеживается твоим ощущением:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

«Я последний поэт деревни...», «Каждый сноп лежит, как желтый труп», «Словно хочет кого придушить руками крестов погост», «Здравствуй ты, моя черная гибель, Я навстречу к тебе выхожу!», «Как и ты - я, отвсюду гонимый, Средь железных врагов прохожу», «Как и ты - я всегда наготове, И хоть слышу победный рожок. Но отпробует вражеской крови Мой последний, смертный прыжок», «Я такой же, как вы, пропащий, Мне теперь не уйти назад», «Что-то всеми навек утрачено»...

И - драматичнее, драматичнее, фактовее, фактовее:

Гармонист с провалившимся носом

Им про Волгу поет и про Чека.

«Ты Рассея моя... Рас... сея... Азиатская сторона!» А «Рас...сея...» - Рассея, имя девушки, женщины, бабушки рассеянной, так в деревнях называют неумех, забывчивых, доверчивых и надеющихся на чужую доброту, а вдруг - обман, вдруг - трагедия. И - Рось. И - Рассея, Россия наша, Русь.

«Были годы тяжелых бедствий, Годы буйных безумных сил», «Как в смирительную рубашку, Мы природу берем в бетон», «Прощай, Баку! Тебя я не увижу», «Не вернусь я в отчий дом», «Плачет и смеется песня лиховая. Где ты, моя липа? Липа вековая?», «В своей стране я словно иностранец»...

* * *

Пил Есенин? Пил. Запоем слезы русские пил. Пил запоем русскую нищету. И «погиб» не от водки, а от русской крови, пущенной из сердца русского народа троцкистами и ленинцами: что те, зачинатели, что эти, их ниспровергатели, одинаковые: жестокие, бездарные и чужие...

Есенин же, уверяю, пил гораздо реже и меньше тех и этих, кто выслеживал его, брал на карандаш, подсчитывал рюмки поэта... Где они, счетчики его жизни, его поступков и тостов? Пыль. Смахнуло их время, и если бы они не таскались по закоулкам, не прятались за спиною поэта, не высовывались бы между поколениями, сексотя нам на Есенина, их никто бы никогда не заметил, не вспомнил о них.

Уверяю: Есенин пил русское горе, все восемь собственных томов он выпил, едва дожив до своего тридцатилетия!.. Почитаешь воспоминания о нем, даже тех, кто любил и понимал его, и видишь: каждый из них пишет свое «одноразовое» впечатление. А в году-то более трехсот дней, да и сознательное профессиональное движение поэта к мастерству и славе не год, а годы и годы. В них, в годах и годах, труд Есенина и труд.

Поэт - боль и предчувствия, предчувствия неотвратимой беды. Не ее ли мы пытаемся превозмочь и сегодня? «Дайте Родину мою!», «Откуда закатился он, Тебя встревоживший мятежник?», «Россия, сердцу милый край! Душа сжимается от боли. Уж сколько лет не слышит поле Петушье пенье, песий лай», «А ночью выплывет луна. Ее не слопали собаки: Она была лишь не видна Из-за людской кровавой драки», «Я помню только то. Что мужики роптали, Бранились в черта, в Бога и в царя».

Сергей Есенин - в нас, в наших страданиях: как нам спасти пашню, крестьянство, русский дом? Поэт искал «корабль» судьбы России в стихах времени, «где каждой щепке, Словно кораблю» - простор. Но простор - буревой, простор - шторм и кровь. Шторм, срывающий национальные, хозяйственно-порядковые, духовно-нравственные якоря. Есенинский простор - пахать, сеять и жать.

Впереди - чудовищные пожары, столпотворения в голодных городах и селах, истребления русских доносами, расправами, сталкивание их с «утоптанных площадок», пускание их по ветру. И сам поэт - «на мушке»...

Хуление Сергея Есенина - хуление нас. Клевета на Сергея Есенина - клевета на нас. Ненависть к Сергею Есенину - ненависть к нам. Борьба за Сергея Есенина - борьба за русских, за русскую жизнь, за «корабль» судьбы России:

Родимая!

Ну как заснуть в метель?

В трубе так жалобно

И так протяжно стонет.

Захочешь лечь,

Но видишь не постель,

А узкий гроб

И что тебя хоронят.

Похоронщики Сергея Есенина - похоронщики русских. Они и «бригадиры» их - сытые и жестокие христопродавцы, лакеи подачек, мелкие, неуловимые и прожорливые.

***

Все его стихи о природе, о любви, о юности - искры молнии, взлетевшей из мощного водоворота. Трагедии обожгли и очистили соловьев, возвысили мысль, укрепили и облагородили ее. Нежность и гнев, скорбь и мужество - удел поэта. Раздумья утяжелились. Приобрели особую окраску и суть многие грани единого чувства:

Руки милой - пара лебедей -

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

И:

Ты сказала, что Саади

Целовал лишь только в грудь.

Подожди ты. Бога ради,

Обучусь когда-нибудь!

Ненависть его - разумна, доброта его - адресна. Жизнь и совесть - древнее революции. Русские поэты дороги поэтам других народов личной встречей, дружбой вдохновений, взаимностью забот. Сергей Есенин дорог национальной честностью, мудростью, достоинством русского слова и русской стати. Когда я думаю о прошлых временах Родины, я вижу Евпатия Коловрата и Андрея Рублева, Михаила Кутузова и Льва Толстого.

Когда я думаю о близких временах, я вижу Георгия Жукова и Сергея Есенина... Есть Есенин - я вижу: он - свет мой!

И чем дальше мы от поэта, тем явственней он перед нами. Сергей Есенин - пример приближения таланта из народных глубин к той логике пытливости, где Вселенная и Личность единятся:

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Ядерный век - век Есенина, ибо каждое мгновение поэта - крик о траве, о звезде, о человеке. И сам он - звезда, взошедшая над океаном бытия. Звезда большая и неугасимая.

Мы говорим привычно: стихотворение, поэма, автор. А что за этим? Судьбы. Судьбы не только самих сочинителей - судьбы поколений и держав. Поэт, если только он поэт, никогда не потеряется в суете эпохи, никогда и никому не позволит навязать себе чье-то мнение, тенденцию, поскольку поэт - один-единственный, кто в конечном-то счете за себя отвечает. Опыт поэта - муки поэта:

Напылили кругом. Накопытили.

И пропали под дьявольский свист,

А теперь вот в родной обители

Даже слышно, как падает лист.

***

Сергей Есенин - весь в слове. Его слово - психологическая, нравственная, национальная боль. Она звенит, соединяя наши чувства с мирами, казалось бы, давно забытыми, где жили, воевали, работали и праздновали наши предки. Эта боль - русский голос. Едина душа у нации. Песня едина у нации.

Сергей Есенин - воюющий поэт! Он стоит на рубежах великой русской культуры. Через его слово не проползет ни один нарушитель, ни один предатель. Трепетным светом он обнажит и покажет их лживое обличье своему народу.

Заслуга Сергея Есенина еще и в том, что он не дает осытеть до черствости, до бессовестной лени «певцам дня», склонным к социальной полноте и одышке... И, пожалуй, после Михаила Юрьевича Лермонтова на нашей земле не было поэта, так пронзительно мыслящего о чести таланта.

Жизнь усложнилась. Время усложнилось. Усложнилось и все великое наследие поэта. Оно, через десятилетия, видится крупнее, неопровержимее. Сергей Есенин - война за Александра Пушкина, за вечную прелесть и отвагу русского языка, за несравненную память русского человека.

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Это - такое родное, такое неодолимое, это - только на нашей бессмертной земле.

Это - Россия, зовущая, туманновластная, единственная!..



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 41

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

41. Елена KN : Re: Впереди - Есенин
2010-10-25 в 14:30

«Есенин – типичный представитель своего народа. Такие, как он, потерявшие критерий добра и зла...Судьба Есенина - их судьба. В его голосе звучат их голоса. Поэтому-то стихи Есенина и ударяют с такой «неведомой силой» по русским сердцам" \



Беда в том, что всё ведающие "про критерии добра и зла" господа живут про них не вспоминая (так, что биографии иных "учителей" в подробностях лучше не читать). Что уж тут народному разгулу только возмущаться?

А, поэзия народная каждого "ударяет" тем, что ему ближе.
40. Владимир Невярович : Георгий Иванов о Есенине
2010-10-25 в 11:42

Хорошо сказал о Есенине Георгий Иванов:
«Есенин – типичный представитель своего народа и своего времени. За Есениным стоят миллионы таких же, как он, только безымянных, «Есенининых» – его братья по духу, «соучастники-жертвы» революции. Такие, как он, закруженные вихрем её, ослепленные ею, потерявшие критерий добра и зла, правды и лжи, вообразившие, что летят к звёздам, и шлёпнувшиеся лицом в грязь. Променявшие Бога на «диомат», Россию на «Интернационал» и, в конце концов, очнувшиеся от угара у разбитого корыта революции. Судьба Есенина - их судьба. В его голосе звучат их голоса. Поэтому-то стихи Есенина и ударяют с такой «неведомой силой» по русским сердцам, и имя его начинает сиять для России наших дней пушкински-просветленно, пушкински-незаменимо. Подчеркиваяю: для России наших дней…
Обрести право опять назвать Пушкина «нашим всем», подняться до него – дело долгое и трудное, которое ещё очень не скоро удастся России».
(Георгий Иванов «Черные Ангелы» с. 175-176)
39. Елена KN : Re: Впереди - Есенин
2010-10-25 в 08:01

То Есенин - впереди, то Есенин - позади. Есенин ничем не отличается от народной песни, в которой каждый волен найти всё, что желает.
Кто хочет - пьяные выкрики. Но, при сдержанном, тактичном подходе к его стихам получались хорошие песни - неотъемлемая часть русской души:
"Над окошком месяц" (Рязанский народный хор)
"Отговорила роща золотая" (ВИА "Орэра" - например)
"Ты поила коня" (Трио "Реликт")
"Спит ковыль" (Трио "Реликт")
"Шаганэ" (Алексей Покровский)
"Жизнь - обман" (Дмитрий Лунев)
"Дорогая, сядем рядом" (Юрий Гуляев)
"Письмо матери" и т.д.
38. Обломов : ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
2010-10-10 в 14:40

ПО ДОРОГЕ ИДУТ БОГОМОЛКИ

По дороге идут богомолки,
Под ногами полынь да комли.
Раздвигая щипульные колки,
На канавах звенят костыли.

Топчут лапти по полю кукольни,
Где-то ржанье и храп табуна,
И зовет их с большой колокольни
Гулкий звон, словно зык чугуна.

Отряхают старухи дулейки,
Вяжут девки косницы до пят.
Из подворья с высокой келейки
На платки их монахи глядят.

На вратах монастырские знаки:
"Упокою грядущих ко Мне",
А в саду разбрехались собаки,
Словно чуя воров на гумне.

Лижут сумерки золото солнца,
В дальних рощах аукает звон...
По тени от ветлы-веретенца
Богомолки идут на канон.
37. Ева : Александр(36) ВАШ, ВАШ Есенин!
2010-10-09 в 13:15

"""Открывали нам глаза" не его "моральный облик"?""

Да,с чего Вы решили,что для ВАС?!Смешно,право же...Для себя,милостивый государь,так сказать, по крупинкам собираем...Нам то бояться нечего.Терять привязанности небольшая еще беда!...А Вы любите,коли сердце так велит!...
36. Александр : Наш Есенин
2010-10-09 в 12:28

Мы любим Есенина за его поэзию. Она - в сердце русских людей, а не его богохульства. Осуждающие Есенина, что вы сделали для России?! "Разоблачали" поэта?! "Открывали нам глаза" не его "моральный облик"?
Смешно.

***
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
35. Ева : lucia (34)
2010-10-09 в 11:14

""Да. а после таких богохульств хныкать о березках...""

Да,после таких богохульств и березки... уже какие-то другие!
34. lucia : Re: Впереди - Есенин
2010-10-09 в 10:40

Да. а после таких богохульств хныкать о березках...
33. Александр С. Пб : Для 28. Владимир Невярович : Re: Впереди - Есенин
2010-10-09 в 01:29

Рука не поднималась цитировать эти строки, но теперь могу сказать - когда случайно наткнулся на них в трехтомнике, то понял, что более мерзкого кощунства не встречал, т.к. богохульства и брань людей, не знающих и не знавших Бога ничего не стоит, они смешны, и думаю, даже перед лицом Божиим несущественны, как детские обзывалки. Но вот сознательный сатанинский вызов бывшего православного страшен, и имеет последствия, что очевидно.
32. Юрий Серб : Владимиру Невяровичу (комментарий 28)
2010-10-08 в 22:05

Спаси Господи, Владимир Константинович!
31. Обломов : ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
2010-10-08 в 21:27

ПАСХАЛЬНЫЙ БЛАГОВЕСТ

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.

Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.

Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
30. Александр : А я просто люблю Есенина...
2010-10-07 в 20:18

...и для меня он человек родной. И для миллионов русских - тоже.

***
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.

Лугом пройдешь, как садом,
Садом — в цветенье диком,
Ты не удержишься взглядом,
Чтоб не припасть к гвоздикам.
Лугом пройдешь, как садом.

Шепот ли, шорох иль шелест —
Нежность, как песни Саади.
Вмиг отразится во взгляде
Месяца желтая прелесть
Нежность, как песни Саади.

Голос раздастся пери,
Тихий, как флейта Гассана.
В крепких объятиях стана
Нет ни тревог, ни потери,
Только лишь флейта Гассана.

Вот он, удел желанный
Всех, кто в пути устали.
Ветер благоуханный
Пью я сухими устами,
Ветер благоуханный.

1925
29. Юрий Серб : Соколу-23
2010-10-07 в 20:05

Всем советую прочесть статью-исследование Зинаиды Москвиной в последнем номере "Литературной России" (пятница 01 октября): ТЕКСТ КАК СВИДЕТЕЛЬ
28. Владимир Невярович : Re: Впереди - Есенин
2010-10-06 в 23:25

Lucii. «О себе» поэт говорил ещё следующее : «Я вовсе не религиозный человек и не мистик…Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии» (Предисловие.1924 г)
А 10 лет пред тем писал он недавней возлюбленной, которую вдруг разлюбил:« Я выдохся, изолгался и, можно даже с успехом говорить, похоронил или продал свою душу чёрту, - и всё за талант…
Хулу над миром я поставлю
И соблазняя – соблазню.
Эта сологубовщина – мой девиз (Письмо к М.П.Бальзамовой, 1914г).
Конечно,всё это можно расценить как просто бахвальство молодого человека, но дальше – больше, ибо, по законам диалектики - либо эволюция, либо деградация…
И вот уже в 1918 году появляются стихи, читать которые православному человеку даже как-то и стыдно:
Время моё приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплёвываю изо рта.

Не хочу восприять спасения
Через муки его и крест:
Я иное постиг учение
Прободающих вечность звезд (Инония).
Далее идут проклятья Радонежа, Китежа, кощунственные слова по отношению ко Христу.
И если Есенин – это есть Россия, то с такой Россией я лично не хотел бы иметь никаких отношений. Но, к счастью, Есенин – никакая не Россия, он даже и не лучший российский поэт, каким искренне мнил себя... А в те же крамольные годы, когда Блок призывал слушать «музыку революции», истинный поэт Святой Руси, автор 4 выпусков стихов с таким названием Сергей Бехтеев, создавал подлинные шедевры поэтического слова, не изменив до последнего дыхания своего ни Богу, ни Царю, ни Отечеству…
Николай II

(Так писал я на третий день
"бескровной" русской революции - С.Бехтеев)

"Как женщина, Ему вы изменили,
и как рабы, вы предали Его"
М.Ю.Лермонтов

В те дни, когда мы все так низко пали,
Везде мне грезится священный Образ Твой,
С глазами, полными божественной печали,
С лицом, исполненным небесной добротой.
Тебя жалеть я не могу, не смею:
Ты для меня - по-прежнему Велик!
Перед тобой, мой Царь, я вновь благоговею,
И больно мне глядеть на Твой Державный Лик.
Слепой народ, обманутый лжецами,
За чистоту души Твоей святой,
Тебя клеймил постыдными словами
И казни требовал, над кем же... над Тобой!
Не так ли пал и Царь коварной Иудеи,
Мессия истины, народная мечта,
И Бога своего преступные евреи
Распяли на доске позорного Креста.
И Царь был осужден на пытки рабской казни,
Над Божеством глумился весь народ,
И люди-изверги убили без боязни
Того, Кто создал мир, моря и небосвод.
Но, победив в аду немые силы гроба,
Воскрес Господь и всем явился вновь;
Побеждена врагов чудовищная злоба,
И козни зла рассеяла Любовь...
Я верю в день священного возмездья!
Клятвопреступники, вас кара неба ждет!
Вас уличат в предательстве созвездья,
Над вами Солнце правды не взойдет;
И камни возопят от вашего злодейства,
Вас грозно обличит правдивая судьба
За низость ваших чувств, за гнусность
фарисейства,
За клеветы восставшего раба...
Еще недавно так, пред Ним склоняя выи,
Клялися вы Его до гроба защищать
И за Царя-Вождя, Хозяина России,
Вы обещали жизнь безропотно отдать.
И что же! где слова? где громкие обеты?
Где клятвы верности, присущие войскам?
Где ваших прадедов священные заветы?
А Он, обманутый, Он твердо верил вам!
Он, ваш исконный Царь, смиреньем благородный,
В своей душе Он мог-ли помышлять,
Что вы готовитесь изменой всенародной
России честь навеки запятнать!
Предатели, рожденные рабами,
Свобода лживая не даст покоя вам.
Зальете вы страну кровавыми ручьями,
И пламя пробежит по вашим городам.
Не будет мира вам в блудилище разврата,
Не будет клеветам и зависти конца;
Восстанет буйный брат на страждущего брата,
И меч поднимет сын на старого отца...
Пройдут века; но подлости народной
С страниц Истории не вычеркнут года:
Отказ Царя, прямой и благородный,
Пощечиной вам будет навсегда!

г. Орел, 1917 г.
27. Сергей : Re: Впереди - Есенин
2010-10-06 в 21:19

Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань.
Я пришел к твоей вечерне,
Полевая глухомань.

Нелегка моя кошница,
Но глаза синее дня.
Знаю, мать-земля черница,
Все мы тесная родня.

Разошлись мы в даль и шири
Под лазоревым крылом.
Но сзовет нас из псалтыри
Заревой заре псалом.

И придем мы по равнинам
К правде сошьего креста
Светом книги голубиной
Напоить свои уста.


Дай Боже, пророчество.
Да простит его Господь ради этих стихов.


Аминь.
26. Cергей : Re: Впереди - Есенин
2010-10-06 в 21:15

Сергей Есенин родился 21-го сентября; Рождество Богородицы, Куликовская битва, - рождество России. Он вобрал в себя всё - и доброе и злое - что было в нашем Отечестве, не выстоял и упал. Его душа-душа всей России в её падении, длящемся до сих пор. Поэтому нельзя отречься от Есенина, не отрекшись от России. Он не был грешнее большинства своих современников. "Господь да будет ему милостивым Судией" (Св. Николай II)
Я верю в милость Божию к этому человеку.

Последние его полу-покаянные стихи - точнее всего выражают именно современное (нач. XXI в.) состояние русской души.

Господи, Богородицею помилуй всех нас!
25. Old Crow : А вот мое любимое...
2010-10-06 в 20:46

И пусть кто хочет, тот то и говорит...

Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.

Пойду по белым кудрям дня
Искать убогое жилище.
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.

Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.

И вновь вернуся в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.

Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.

А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.
24. Обломов : ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
2010-10-06 в 20:06

ЧУЮ РАДУНИЦУ БОЖЬЮ

Чую радуницу Божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.

Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.

Голубиный пух от Бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.

Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров.
23. Сокол : Re: Впереди - Есенин
2010-10-06 в 20:02

Загадка последнего стихотворения Сергея Есенина
На телеканале «Культура» 25 ноября 2009 г. в программе «Цвет времени» (Выпуск 26-й) из цикла «Альманах по истории искусств» был показан сюжет об истории создания стихотворения Сергея Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья...», которое считается последним в его жизни. Но есть и другие версии создания этого стихотворения...

Ведущий — искусствовед Дмитрий Трубочкин.
http://esenin.ru/gib...sergeya-esenina.html
22. Сокол : Re: Впереди - Есенин
2010-10-06 в 09:15

21. Сокол : Re: Впереди - Есенин
2010-10-06 в 08:28

«положите меня в русской рубашке
под иконами умирать»…

Сергей Есенин
20. lucia : Re: Впереди - Есенин
2010-10-06 в 00:58

А что говорит об этом сам поэт? Ему. чай. виднее. Итак "О себе".
"...От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед. напротив. был не дукар выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбыю
После, когда я ушел из деревни, мне долго приходилось разбираться в своем укладе.
В годы революции был всецело на стороне Октября. но принимал вс по своему. с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.
Что касается остальных автобиографических сведений - они в моих стихах."
А теперь, перепечатав ЭТО. пойду мыть руки.
19. Сокол : Re: Впереди - Есенин
2010-10-06 в 00:33

"Будь заодно с Гением".
А.С.Пушкин
18. Обломов : ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
2010-10-05 в 22:57

ЗА ГОРАМИ ЗА ЖЕЛТЫМИ ДОЛАМИ

За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь -
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед Ликом Спасителя
За ПОГИБШУЮ душу мою.

P.S. Так и вспоминаются слова из покаянного Псалма 50: "...сокрушенное сердце Бог не уничижит...".
17. Анна : А еще было посвященное Царице и царевнам
2010-10-05 в 22:40

В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.

Где тени бледные и горестные муки,
Они тому, кто шел страдать за нас,
Протягивают царственные руки,
Благословляя их к грядущей жизни час.

На ложе белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть...
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.

Все ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печать на лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу.

‹1916›
16. Владимир Невярович : Re: Впереди - Есенин
2010-10-05 в 22:24

Очень трогательны восторженны чувства автора статьи к Сергею Есенину, поэту, безусловно, талантливому и самобытному. Однако в своих упоённых заоблачных лирических оценках Валентин Сорокин явно переусердствовал. Вот и получилось, что кто не «за» Есенина, тот против советской власти и России! Словом, почти что «враг народа». Впрочем, Есенин не нуждается ни в апологии, ни в обожествлении. Как верно выразились на форуме: «Есенин был Есенин». Ни прибавить, ни отнять. Но отождествлять Есенина с Россией, возводить его в ранг некоего эталона русского поэта, писать о его чистоте, целомудрии и даже святости – не только ошибочно, но и кощунственно. Да и с какой это стати? В чём его нравственная высота, каковы идеалы, где мудрость и честь? В служении ли Богу? Царю? Отечеству?
Есенин - человек глубоко трагической судьбы, заблудившийся, запутавшийся, промотавший, наподобие евангельского блудного сына, за короткий срок отцовское богатство, талант свой и совершивший своё духовное самоубийство задолго до своего самоубийства физического (пусть даже убийства!- во что хочется верить ныне некоторым ).
Темой Есенина я занимался в своё время предметно и весьма основательно. Перечитывал особенно тщательно воспоминания современников, собственные малоизвестные письма поэта, когда-то любил его стихи и многие из них знал наизусть… Весьма строгую, но справедливую оценку его творчества давали такие признанные авторитеты российской словесности, как Иван Бунин, Александр Блок, Георгий Иванов и многие другие. Приведу слова по теме обсуждаемой статьи замечательного русского мыслителя Ивана Ильина, которого трудно упрекнуть в нелюбви к России или пресловутом троцкизме:
«Поэзия последнего предреволюционного периода почти уже не поёт: она выдумывает вместе с Брюсовым, и мечтает и декламирует в стихах Бальмонта, безвкусно лепечет или лопочет вместе с Андреем Белым, беспредметно и туманно фантазирует вместе с Александром Блоком…и безвольно предаётся личным страстям вместе с Ахматовой и Городецким. А под конец она впадает в безграмотно-развязную манеру Игоря Северянина, в продажный и бесстыдный бред Маяковского, в шепелявое неистовство Маяковского и хулиганское озорство Есенина» « И пока русские люди не научатся стыдиться таких кощунств – великой поэзии им не видать. Пока им нравится болтовня Есенина, кощунственно написавшего на стене Страстного монастыря слова: «бог, отелися!», до тех пор русская поэзия не сумеет оторваться от грязи и пошлости».
В русской поэзии XX века есть, действительно, немало светлых личностей высокого нравственного полёта и несравненных дарований. К таковым можно отнести поэтов-воинов (а не дезертиров): Сергея Бехтеева, Владимира Петрушевского, Ивана Савина.
Прекрасны и чисты стихи замученного большевиками юного князя Владимира Палея, Лидии Кологривовой, замечательна поэзия православных поэтов Александра Солодовникова и Леонида Сидорова, живших в советской России. Однако поэтов этих мало печатают в России, их имена незнакомы даже многим специалистам. Видимо, есть некое незримое табу на поэтов-патриотов правого крыла, ибо в их поэзии подлинные песни души и сердца России, а не «группы крови на рукаве».
15. Александр : Наш Есенин
2010-10-05 в 22:21

С ума сойти! Есенина в этих комментариях судят кто? Отцы святые? Или ангелы во плоти? Или какие-то люди безгрешные? За что?! Вот уж гордыня так гордыня! Да в безбожную эру люди словом русским спасались, и прежде всего - русской поэзией, и во многом - Есениным!
Нет слов.
14. Обломов : ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
2010-10-05 в 21:43

НЕ ВЕТРЫ ОСЫПАЮТ ПУЩИ

Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.

Я вижу - в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет Возлюбленная Мати
С Пречистым Сыном на руках.

Она несет для мира снова
Распять Воскресшего Христа:
"Ходи, Мой Сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста".

И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не Помазуемый ли Богом
Стучит берестяной клюкой.

И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях - крылья херувима,
А под пеньком - голодный Спас.

P.S. Поэт был вдохновлен на написание стихотворения "НЕ ВЕТРЫ ОСЫПАЮТ ПУЩИ" одним из Чудотворных Образов Божией Матери.
13. Александр : Сергей Есенин, гениальный русский поэт
2010-10-05 в 21:18

Дорогой Валентин Васильевич, спасибо Вам за эту статью! Я преклоняюсь перед Вашим талантом! Вы - настоящий есенинец, поэт русской школы и мощного дарования.
Есенин - наше всё в ХХ веке. Читайте внимательнее: Впереди - Есенин. Он предвосхитил путь русского народа в ХХ веке. Этим всё сказано. Мне не приходилось встречать русского, не любящего Есенина. Зато некоторые еврейские стихотворцы называют его "поэтом третьего ряда", алкоголиком, а наиболее "церковно продвинутые" - одержимым бесом и пр. Глупость это всё. Есенин - это Россия, какая она есть. И другой - не будет.
12. lucia : Re: Впереди - Есенин
2010-10-05 в 21:10

Генией. не гений. Хватит уж с этим понятием носиться. Талант от Бога, а гениальность - это что ? Одержимость? Лермонтов присягал царю и служил ему честно и верно. Это естественно. потому что что он был глубоковерующим человеком. у него не было никаких "сомнений" или "периодов" свинства. Он бы все эти гадости просто не понял.
11. Прихожанка : Автору
2010-10-05 в 21:02

Спасибо за статью - за глубокое понимание души Есенина, за объективную оценку его места в русской литературе.
10. lucia : Анка-пулеметчица
2010-10-05 в 20:53

"Не любят Есенина только те, кто не любит Россию." - это Вы его с Левитаном перепутали.
9. lucia : old crow
2010-10-05 в 20:51

Да пожалуйста. Никто не утверждает. что Есенин не Есенин. Но я согласна. что пусть остается отдельным. Ничего православного я в нем не вижу и своим не считаю.
8. Old Crow : на 6
2010-10-05 в 20:49

Не любят Есенина только те, кто не любит Россию
---------------
Не связанные между собой вещи.
7. Аноним : Re: Впереди - Есенин
2010-10-05 в 20:45

Лермонтов был патриотом. но не квасным.
6. Анка-пулеметчица : Анониму (п.2)
2010-10-05 в 20:34

Лермонтов не вызвал бы. Он сам был патриотом и оценил бы гений другого патриота – ВЕЛИКОГО РУССКОГО поэта Сергея Александровича Есенина. Не любят Есенина только те, кто не любит Россию.
5. Old Crow : lucia
2010-10-05 в 20:11

Неправильно продолжаете мысль. Есенин был Есенин, а Иванов был Иванов (Георгий, например).
4. lucia : old crow
2010-10-05 в 19:37

Если продолжить мысль. то НИКАКОГО значения не имеет ни кем он был, даже Есеным или Ивановым.ни также. что по этому поводу говорится.
3. Old Crow : А мне кажется,
2010-10-05 в 19:27

что не имеет ни малейшего значения, чего Есенин хотел, не хотел, если вообще хотел, чему он поклонялся, если поклонялся...Гадать об этом, по-моему, не в обиду, сродни тому, что о нем другой столь же бессовестно растиражированный классик сказал: "дескать, заменить бы вам богему классом." ну и так далее. Да какая разница? Слишком уж многие хотят его сделать своим... А он ни советский, ни антисоветский, ни православный, ни язычник, ни хулиган, ни ангел - он ЕСЕНИН. И все...
2. Аноним : Re: Впереди - Есенин
2010-10-05 в 19:14

"И, пожалуй, после Михаила Юрьевича Лермонтова на нашей земле не было поэта, так пронзительно мыслящего о чести таланта."

За такое сравнение Лермонтов бы вызвал на дуэль.
1. Галкина Л.В. : Валентину Сорокину
2010-10-05 в 18:07

"через его слово не проползет ни один нарушитель, ни один предатель".

Простите меня,уважаемый автор, ну, а как же быть с предательством Христа поэтом. Первое же, приведенное Вами четверостишье, "Зреет час преображения" из стихотворения "Преображение", относится к разряду кощунственных стихов Есенина. Спору нет, Сергей Есенин талантище и очень русский человек. Мне лично многие его стихи нравятся и было больно узнать о его поклонении князю тьмы. Может я ошибаюсь, но на мой взгляд поэт осознал свою ошибку (в "Черном человеке" он рисует сатану уже без восторга) и возможно хотел официально вернуться в Церковь Христову, так же как он осознал, что такое революция,которую он поддерживал и изменил о ней свое мнение (поэма "Страна негодяев"). Не потому ли его убили, что сатанисты Троцкий и иже с ним не могли такое допустить. По их замыслу Есенин в народе должен был навсегда остаться богоборцем и революционером. Сергей Есенин за свою ошибку - отречение от Христа и поклонение злому духу- заплатил страшной ценою,ценой насильственной своей смерти. Но мне кажется, это не повод писать о нем статьи в "розовом" цвете. Простите меня грешную, но мне кажется статьи о Есенине должны быть более глубокими и объективными по своему содержанию. Я не права?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме