Матрёшки в тюбетейках

Новости Москвы 
0
292
Время на чтение 10 минут
Современная Россия живёт в условиях практически полного отсутствия чёткой национальной политики. Между тем национальный вопрос для многих граждан России сегодня является вторым по важности после первого - экономического, проще говоря, «хлебного». Неясность в национальной политике государства порождает радикальные настроения в обществе, обостряет межэтнические проблемы, которых не было ещё лет двадцать назад.

Иллюстрацией неразберихи в национальной политике нынешней России явилась показанная 17 сентября 2010 г. по Питерскому ТВ в программе «Невское время» дискуссия по теме «Какова позиция политических партий в отношении мигрантов?». В прениях принимали участие депутаты С-Петербургского Законодательного Собрания: Елена Бабич (ЛДПР), Максим Резник (Яблоко), Ватаняр Ягья («Единая Россия»), Павел Солтан («Справедливая Россия»). От фракции КПРФ никого не пригласили - наверно, забыли. Коммунистов С-Петербурга в эфире представлял некто Семен Борзенко, член оргбюро движения с загадочным названием «Аврора».

Собравшиеся говорили много и разно. Из сумбурной разноголосицы звучали шаблонные требования: «Должна быть диктатура закона!», и такие же пожелания: «Хочу, чтобы все те, кто к нам приезжает, приезжали с добрыми намерениями». Произносились формулы-заклинания: «Не навреди себе, не навреди окружающему пространству». Итоги подвёл один из ведущих программы Михаил Иванов, сторонник теории малых дел и главный редактор газеты «Невское время»: нужно сделать мигрантов подвластными нашему законодательству, и селить их не в гетто, а в какие-то приличные места. Но это всё так - бытовщинка. Главное - необходимо интегрировать трудовых мигрантов в нашу культуру, вводить языковые курсы.

Конечно, последнее утверждение озвучивалось не единожды, и где только не озвучивалось. Это пустой звук, в лучшем случае - «благое пожелание». Однако на проблему культурной интеграции в нашем многонациональном обществе имеет смысл посмотреть с иной стороны.

Не только экономическое, но и культурное вторжение мигрантов испытывает сегодня весь так называемый крещёный мир. По сообщениям британской телерадиокомпании BBC, имя Мохаммед в 2007 году стало вторым по популярности в Великобритании, уступив лишь имени Джек, которое возглавляет рейтинг уже 13 лет. В 2007 году 6’772 новорожденных британца получили имя Джек и 6’387 младенцев были наречены Мохаммедами. Это связано с высоким уровнем рождаемости в семьях британских мусульман. Влияние мигрантов в Европе сказывается и в религиозном отношении. В 2007 году в интервью газете «Деловой Петербург» бывший офицер ФСБ, президент Фонда поддержки офицеров запаса госбезопасности Сергей Рац, заявил: «В Германии ежегодно 10 тыс. немцев, настоящих немцев, арийцев, принимают ислам». Год спустя немецкая газета «Bild», используя информацию Министерства внутренних дел Германии, увеличила эту цифру до 17 тысяч.

Российская Федерация лидирует среди европейских стран по числу трудовых мигрантов. По данным Федеральной миграционной службы в настоящее время на долю России приходится 48% от всех мигрантов в Европе. Большинство из них живут в средних и крупных российских городах, причём живут в основном нелегально. Например, на каждого легального мигранта в С-Петербурге приходится примерно 7 нелегалов. Стремительно растёт число и «законных» переселенцев. Цифры, которые приводят эксперты, поражают воображение. По данным Комитета по занятости правительства С-Петербурга, в 2008 г. году количество легальных мигрантов в С-Петербурге выросло почти в два раза, в 2009 - еще в пять раз!

Согласно данным последней переписи населения, в С-Петербурге живут помимо русских представители 138 различных национальностей - то есть каждый седьмой петербуржец не имеет русских корней. Вместе это 15% населения города. В С-Петербурге зарегистрировано 307 национальных общественных организаций: национально-культурных автономий, землячеств, обществ и союзов.

В конфессиональном отношении самая большая категория некоренных жителей Северной столицы - мусульмане. Число мусульман в С-Петербурге определяют исходя из количества представителей народов, традиционно исповедующих ислам. При таком подходе мусульман в пятимиллионном городе насчитывают до 800 тыс. человек. С поправкой на несколько размытые данные о нелегальных мигрантах эту цифру можно приблизительно увеличить за миллион.

В российских городах мигранты обживаются довольно уверенно, не смотря на некоторые трудности, такие как скороспелые законы местных властей в отношении переселенцев и весьма неуклюжее выполнение этих постановлений органами правопорядка. Открываются этнические школы и детские сады, строятся культурные и религиозные центры. В декабре 2007 года по данным Интерфакса в Москве на Волгоградском проспекте открылась большая коммерческая поликлиника для мусульман. Мужчины и женщины лечатся в разных отделениях. Персонал женского пола носит на голове платки или хиджабы. В поликлинике планируют открыть халялъный буфет и молельную комнату для совершения намаза, разделенную ширмой для мужчин и женщин. Все медикаменты, в соответствии с принципом халяля, не будут содержать спирта. Подобные поликлиники откроют и в регионах.

Реалиями повседневной жизни российских городов уже становятся такие необычные для нас прежде явления как «гетто». На языке социологов гетто - это депрессивный район в черте мегаполиса, населенный представителями нетитульной национальности. Жители гетто не учат язык той страны, в которой они проживают, зачастую не имеют официальной работы, с доходов от которой могли бы платить налоги, и не принимают участия в жизни города (имеются в виду выборы, участие в общественных мероприятиях и даже оплата коммунальных услуг).

В 2005 году в С-Петербурге учёные и чиновники приступили к созданию демографо-социологической карты жителей. С её помощью власти намереваются бороться с появлением в городе этнических гетто. Однако сделать это крайне трудно по многим причинам, одна из которых - отсутствие в паспортах графы «национальность». Эта графа, как помнится, исчезла из удостоверений личности в результате «паспортных» реформ 1990-х годов. Поэтому сделать выборку из обычной паспортной базы, как это делается, например, для определения среднего возраста жителей, невозможно. По словам социологов, главная цель создания этнической карты - выявить места скопления мигрантов и наделить эти районы всем необходимым для скорейшей адаптации приезжих к жизни современного цивилизованного С-Петербурга.

Остаётся только гадать, как относятся к культурной адаптации сами приезжие. Не известно, часто ли мигранты посещают, скажем, Эрмитаж или Русский музей, записываются ли в массовом порядке в Публичную библиотеку, валом ли валят в филармонию... Однако доподлинно известно, что им нужна работа. В первую очередь именно для этого они и приезжают в Россию - кто на время, кто насовсем. Справедливости ради надо заметить, что в большинстве своём трудовые мигранты стремятся в российские города не с корыстной целью отнять заработок у коренного населения. Они сами пострадавшие от политического «кораблекрушения», они жертвы тех буреломных экономических «реформ», которые бушуют на просторах бывшего СССР, они гонимы волнами нужды и социального одичания на наши относительно спокойные берега. Для жителей многих стран СНГ заработок в России - единственный способ обеспечить существование своей семьи. К примеру, в Таджикистане средняя зарплата составляет 8% от зарплаты в России, в Туркменистане - 9,3%, в Грузии - 10%, в Киргизии -11,6%, в Молдавии - 31%, на Украине - 57,1%.

Однако среди мигрантов немало и «настоящих» иностранцев. Неизвестно, правда, все ли они «трудовые», но точно приехали в Россию зарабатывать, т.е. «делать деньги». И здесь от них коренному населению пощады не ждать - бизнес есть бизнес. Председатель Совета С-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков в интервью газете «Деловой Петербург» (2007 г.) заметил: «В Петербурге мы видим, как иностранные торговые сети пожирают всё пространство и заняли уже 81% товарооборота. Малый бизнес ради них усиленно ликвидируют, люди остаются без средств к существованию, разоряются отечественный пищепром и агропром, а цены на продукты из-за сетевой монополии растут». Наступление иностранного капитала идёт по всем фронтам - транспорт, розничная торговля общепит. Лидирует строительство. В С-Петербурге самые выгодные и престижные объекты отданы турецкой строительной компании «Renaissance Construction». Весь колоссальный объём смежных работ выполняют только турецкие фирмы и фирмочки. Рабочие, разумеется, тоже из Турции. Да и вообще по данным ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» в целом в России иностранцы составляют 70% рабочих на всех строительных площадках.

Но турки - капля в море в сравнении с китайцами. Россия за последние годы вышла на первое место в мире по темпам прироста китайской миграции. По официальным данным, в России на сегодняшний день проживает около 350’000 этнических китайцев, однако по некоторым оценкам, их число уже достигло 3,5 миллионов человек, что составляет примерно 2% от общего населения страны. В крупных городах самые большие китайские общины проживают в Москве и С-Петербурге. Здесь выходцам из Поднебесной «национализированы» уже целые производственные отрасли. По музеям китайским мигрантам ходить некогда. Зато лотки возле Эрмитажа и Исаакиевского собора трещат под тяжестью китайской продукции с русскими мотивами - каждая вторая матрешка сделана в Китае. В июне 2007 года губернатор города Валентина Матвиенко указала Общественному совету по малому предпринимательству на то, что в Петербурге почти не осталось хороших, качественных сувениров.

Активно осваивают китайцы и ставшие им уже «родными» Западную Сибирь и Дальний Восток. Соответственно росту мигрантов из Китая растет и сервис, ориентированный исключительно на удовлетворение их потребностей. По сообщению благовещенской газеты «Телепорт» в Благовещенске недавно заработало такси, которое обслуживает только китайцев.

Впрочем, матрёшки и такси - это всё мелочи. Недавно стало известно, что половину Владивостока могут отдать в аренду Китаю на 75 лет. Уже состоялось заседание рабочей группы по разработке «Стратегического плана развития города Владивостока до 2020 года», которую возглавляет глава города Игорь Пушкарёв. На заседании была в целом одобрена концепция «Хай-Шень-Вэй». Согласно этой концепции Китай, как предлагают разработчики проекта, будет платить за аренду сумму в размере 150 млрд. рублей, которая в несколько раз перекрывает бюджет Приморского края. На эти деньги федеральный центр сможет содержать в регионе флот, армию, а также укрепить власть на местах.

Однако на китайские деньги скоро, похоже, будут содержаться не только дальневосточный флот и армия России. Китайские строительные компании рвутся к югу - в Сочи. А это огромные инвестиции, большие деньги, против которых не может устоять даже президент Олимпийского комитета России Александр Жуков. «Надеемся, что утверждение Сочи в качестве места проведения Олимпийских игр 2014 г. придаст дополнительный импульс нашему сотрудничеству в инвестиционной сфере, - сказал А.Жуков на заседании российско-китайской комиссии в Ханьчжоу. - Мы будем приветствовать участие китайских компаний в тендерах на строительство различных олимпийских объектов».

Действительно, китайские строители строят добротно, качественно. Говорят, и поговорка у них есть: «В России строить нужно хорошо, ведь нам здесь жить». И вкладываются они в освоение новых земель по ту сторону Великой стены обильно, с размахом - для себя стараются. Всего по прогнозам федеральных властей РФ объём китайских инвестиций в Россию к 2020 г. составит не менее 12 миллиардов долларов.

Но мы не должны пугаться китайской экспансии. «Россия не должна бояться Китая, слухи о том, что многомиллионная армия Китая однажды займет обширные территории нашего Дальнего Востока, сильно преувеличены, - уверенно заявляет российский премьер Владимир Путин. Во время своего визита в черноморский курортный город Сочи Путин на конференции сказал одному из российских специалистов: «Китай не является угрозой безопасности России. Мы поддерживаем добрососедские отношения уже на протяжении нескольких сотен лет. И за эти годы мы научились уважать и понимать друг друга». И мы верим Путину. Или должны верить. По крайней мере мы должны делать вид, будто верим.

Но вот что настораживает, не сильно пока что, но так - слегка. В сентябре 2007 г. в газете «Деловой Петербург» была опубликована заметка об открытии на базе Восточного факультета СПбГУ так называемого Института Конфуция, который входит в глобальную сеть китайских культурно-образовательных центров, создаваемых Министерством образования КНР совместно с зарубежными центрами китаеведения. Вот замечательные подробности: «Институт будет организовывать курсы китайского языка культуры и студенческие стажировки в Китае. В Институте Конфуция будут обучать работе с потенциальным лидером мировой экономики - Китаем. Самая быстрорастущая из крупных экономик мира уже начала свою экспансию на рынки Петербурга. Достроено первое здание в рамках проекта «Балтийская жемчужина» общей стоимостью $1,3 млрд. А минувшим летом Импортно-экспортный банк Китая, специализирующийся на поддержке китайского бизнеса за рубежом, открыл своё представительство в Петербурге». Прямо под текстом заметки фотография заместителя директора Института Конфуция Алексея Родионова в обнимку с каменным бюстом великого китайского философа. А под фотографией подпись: «Заместитель директора Института Конфуция Алексей Родионов научит студентов родному языку их будущих работодателей». Звучит многообещающе для нас, русских туземцев. Неправда ли ?

Действительно, всё чаще подданные других государств приезжают в Россию жить и работать. Да не просто работать - руководить. И слово для них уже есть в «рыночном» нашем новоязе - «экспаты». Они не просто трудовые мигранты, они руководители. Дик Адвокат, главный тренер национальной сборной России - типичный трудовой мигрант, в смысле экспат. Герхард Шредер, один из фактических руководителей газового «Голубого потока», Роберт Дадли, возглавивший третью по величине нефтяную компанию в России «NewCo», и президент другой нефтяной российской группы «Сиданко» Роберт Шепард, гендиректор «ВымпелКома» Джо Лундер - все трудовые мигранты-экспаты.

Быстрорастущая масса трудовых мигрантов в Росси многолика, разноцветна, многоязычна. Она пестра по своему социальному составу и достатку, неоднородна по уровню образования. Однако, пожалуй, одна характеристика в той или иной степени присуща всем приезжим - безразличие к традиционной российской культуре. Заметим, не отрицание или неприязнь, а просто безразличие. Впрочем, это нормально, ведь Россия для них лишь рынок.

Справедливости ради заметим и другое: среднестатистический коренной житель больших российских городов, т.е. русский городской обыватель, также почти равнодушен к своей традиционной культуре. Иногда он даже стесняется её. Нет, конечно, он не хочет быть турком или китайцем, которых порой ненавидит и часто клянёт. Русский обыватель не хочет быть и европейцем. Для русского европейцы слишком чопорны, и вообще они - «немцы», они, как и мифические сионисты, всегда во всём виноваты и «должны нам по гроб жизни». Наш урбанизированный обыватель стремиться работать в маркетинге, ещё лучше в консалтинге. Он мечтает иметь внедорожник с хорошим тюнингом. Его машина будет стоять на паркинге рядом с домом. Свой дом обыватель лицует сайдингом, интерьер декорирует молдингом. Он занимается дайвингом и бодибилдингом, по воскресеньям выезжает на шопинг. Наш обыватель хочет быть немножко американцем. В культурном отношении он «роллинг», что на английском сленге значит - бродяга. И это его роднит с трудовыми мигрантами.

Всё это удручающе выглядит в стареющей России, где специфической особенностью является активное пополнение рядов пенсионеров за счет бывших мигрантов, которые закрепились здесь ещё в трудоспособном возрасте. Коренное население России стремительно сокращается. В современной политике этот процесс стыдливо именуют «демографическим кризисом». Однако не только природа, но и социальная среда не терпит пустоты. В условиях отсутствия в Российской Федерации хоть мало-мальски вразумительной национальной политики страна превратилась в проходной двор, и растущие социальные пустоты необратимо заполняются кем угодно. Так что это ещё очень большой вопрос: кого и в какую культуру будут интегрировать?

Денис Миронов-Тверской , писатель

сентябрь 2010 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Миронов-Тверской
«Перерыв на войну»
Денис Миронов-Тверской о состоявшейся в Петербурге премьере художественного фильма, посвящённого 70-летию снятия Блокады Ленинграда
24.06.2014
Не те попали под раздачу
Денис Миронов-Тверской о конфузе чиновников Фрунзенского района Петербурга, поспешивших угодить Президенту
08.05.2013
Мы все немного «чукчи»
Денис Миронов-Тверской о политике «распорядителей новой жизни»
26.04.2013
Все украли всё
Денис Миронов-Тверской о том, почему мы не можем победить коррупцию
26.03.2013
Все статьи Денис Миронов-Тверской
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24