- Чтой-то в нашем государстве нету политической жизни, - задумались бояре из администрации царя-батюшки. Доложили об этом самому царю Дмитрию.
- Жизнь создать!, - повелел царь. При том строго хмурил бровки, так что бояре смекнули, что проходит время, когда его сами за глаза звали царем-детушкой.
Что значит создать политическую жизнь на Руси, известно со времен царя Иосифа. Перво-наперво надо искать врага.
В последний раз врагом назначали боярина Бориса из немчуры поволжской. Так он уж давно всем надоел. Ходит бузу устраивать в одно и то же место, где запрещено. И весь скандал в том, что ему не дают собирать толпу там, где он хочет. А он не хочет там, где дают. Придумка эта стала не нова. Уж и самые простецы народные начинают смекать, что дурят их.
Почесали бояре умны головы. И решили, что внешнего врага искать не наше администрации царевой дело. А по внутренним врагам все понятно. Раз боярин Борис уже всем надоел, надо из другого боярина, что покрупнее, сделать оппапозицию.
Подумали: кого же назначить в эту оппапозицию? Никого лучше боярина Юрия и не нашлось.
Про то, как он укрупнял поместье, все много лет знают, шепчутся и не будет новостью, если вслух об этом заговорить. Тут выгода - куда ни кинь. И не страшно, так как ворон ворону глаз не выклюет. Да и с чего бы, если двадцать лет не клевал. И ново, так как забитому человечку русскому слышать громко говоримую правду - уже праздник. Да и стар боярин Юрий. Со дня на день немощи к нему придут и негоден станет для службы государевой. А народ наш немощных и обиженных любит. Вот боярин и соберет вкруг себя недовольных, кто посмелее. Опять же выгода. Тех видать будет как на ладони. А боярин им будет головы дурить про правду и справедливость, которых надо требовать, собирая толпу там, где разрешено. Раз уж устарел трюк собирать толпу там, где запрещено.
Ну, а как услышат люди, что громко говорят про боярина Юрия, о чем прежде только шептались то и скажут: «Во какая свобода нынче, при царе Дмитрие, слава ему, батюшке!».
Сговаривались с боярином Юрием или не сговаривались в кремлевских палатах, то дело темное, так сказать - политическое. Может, и сам все понял.
Но настала пора неслыханная. Разошлись по первопрестольной грамоты неподписанные, виновные. В них про боярина Юрия сказано, многие грехи названы.
Все смекают, откуда ветер дует. Дивятся такой перемене.
А боярин Юрий мрачный по столице ездит. Слухи ходят, что самому Царю возражать собирается.
Эка ныне свобода на Руси!
А тут и указ грянул царский об отрешении от должности.
Во какая справедливость ныне! - дивится народ.
Задумались снова бояре из царской администрации: как бы еще свободу на Руси углубить? Да и на место боярина Юрия кого-то надо определять.
Почесали затылки и решили, что раз свободу надо углубить, то следует двинуть женщину в большую политику.
И ново, и политично, и даже как-то поэтично.
Сказано - сделано. Послали за княгиней Валентиной в град северный, коим управляла она давно, чтоб собирала вещички управлять уже первопрестольной.
Потирают руки бояре из администрации. Эко хитро придумали!
Валентина и умна, и толкова, и в грехах не шибко замечена. Да и после боярина Юрия на политическом небосклоне первопрестольной будет смотреться выгодно.
А там, через пару лет и сроки царские придут. Глядишь, углубить свободу придется еще шибче, чтоб во всем мире знали про бурную политическую жизнь и свободу на Руси...
На то ведь она и монархия... боярская...
Народный фольклор записан известным православным адвокатом Павлом Ивановичем Дмитриевым