itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О государственных задачах нашей Церкви

Духовно-нравственная христианизация российской государственности как единственная основа нашего достойного будущего. 2 часть

Новости Москвы  Русская цивилизация 
0
234
Время на чтение 25 минут

1 Часть

3. ЕЩЕ - О ПРОДОЛЖАЮЩЕМСЯ «ГНИЕНИИ ДУХА» ПОСТСОВЕТСКОЙ «ЭРЭФИИ»

Многие россияне с нетерпением ждут ныне окончательного выхода Церкви из того искусственного - поистине антиобщественного, антинационального характера - правового и психологического гетто, в которое ее загнали некогда коммунисты и откуда стремятся и сегодня не выпустить ее их последыши: одни - в лице еще во многих местах РФ-ии «власть предержащих», попрятавших свои партбилеты, атеистов, другие - в лице демагогов-псевдодемократов, точно так же, как и первые, охочих до государственного добра и антигосударственных конституций, но которым не нужен правдивый и обличительный голос Церкви.

Недаром в одном из своих выступлений еще Святейший Патриарх Алексий II был вынужден сказать как о характере отношений Церкви с государством, так и о непрекращающихся попытках вновь ограничить общественную ее роль, следующее: «Церковь вела и ведет диалог с власть имущими по вопросам общенационального и вселенского значения, печалуясь о нуждах народа и свидетельствуя об ответственности правителей перед Богом, людьми и историей. Наши отношения с государством можно назвать критической солидарностью - Церковь поддерживает власть во всяком добром деле, решительно противостоит попыткам ее ослабить, но одновременно возвышает свой пророческий голос, когда видит со стороны власти нравственно неоправданные поступки или бездействие в какой-либо важной области. Мы также продолжаем настаивать на утверждении роли Православия и других традиционных религий в жизни народа.

До сих пор окончательно не преодолено наследие времен тоталитарного атеизма, когда вера была почти отторгнута от сферы общественно значимых деяний. Появляются и новые богоборцы, которые хотели бы заключить Церковь в пределы храмовой ограды, сделать религию лишь «частным делом», а материализм и секулярный гуманизм объявить единственно верными учениями, якобы придающими государству мировоззренческий нейтралитет» (Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви // Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г. Нижний Новгород, 2000. С. 7-8).

Но ведь, увы, и сам наш православный народ всё еще во многом продолжает пребывать в привычной для него - еще с большевистских времен - духовной, а отсюда и социально-политической, дрёме...

Как высказался по этому поводу современный российский философ, проректор петербургского Института Богословия и Философии О. Иванов: «Удивительно, но сегодня многие православные считают, что первая и вторая Новозаветные заповеди (т. е. о любви к Богу и о любви к людям - д. Г. М.) невзаимосвязаны. Что можно любить Бога, не любя ближнего и не соотносясь с ним, не замечая его и не замечая страны, в которой ты живешь, не желая быть ее гражданином. Ибо политика есть то, когда ты участвуешь в общем деле, и когда ты видишь значение этого общего дела для себя. Политика это не борьба кланов или группировок за власть и за деньги, чем её сейчас представляют. Настоящая политика есть «полис», совместное бытие, сосуществование деятельных личностей.

Смысл Церкви определен в Писании: «Вы соль земли». Если в индивидуальном плане каждый из нас уже соотнесен с Богом и ему открыта перспектива осмысленной жизни, то этот смысл должен осуществиться и в стране, в которой мы живем. Он должен осуществиться в нас, потому что мы принадлежим определенному государству, являемся гражданами этого государства, где спасается не наша единичная и абстрактная душа, а целостный человек. Спасение целостного человека возможно только при том, что мы в данном случае называем политикой. Политика сегодня, не исключаю, есть условие нашего спасения» (Иванов О.Е. «Не исключаю, что политика сегодня есть условие нашего спасения» (Беседа с А. Оноприенко) // Мы в России и Зарубежье. Православный общественно-политический журнал молодежи России и Русского Зарубежья. N 6 (39). М., 2006. С. 18). Для этого же, заключает автор, Церкви «необходима любовь и воля. Нужно видеть вселенский смысл православия. Светильник высвобождается из-под спуда, если предмет, закрывающий его снимается... Необходимо собрать, аккуратно взрастить и сделать доступными обществу здоровые зерна, которые не были уничтожены в коммунистическом лихолетье... это именно сегодняшняя задача православного человека. Перед русскими православными в дореволюционное время такой задачи не вставало... Сейчас речь идет о существовании страны, поэтому эта тема становится первой» (Там же).

Откладывание активной общенациональной программы воссоздания России, самих россиян в духовно-положительном направлении, - при все еще остающейся вялой и неосновательной политике нынешних властей, не имеющих, по существу, ни ясных национально-патриотических, ни религиозно-духовных маяков, - чревато (и даже в не слишком отдаленном будущем - для этого не нужно быть пророком!) новыми социально-политическими бедами, причем, вполне возможно, с проявлениями повторных соблазнов до конца еще не уничтоженного в человеческих душах большевизма. Неужели только тогда - лишь с очередной, окончательной волной разочарования нации в новой порции красной или розовой прокоммунистической лжи, вновь ввергшей страну в экономическую и политическую бездну (а, может быть, и в очередное море крови) - революция окончательно падет в народной душе? Неужели и вправду «массы должны отреагировать до конца тот запас злобы, ненависти, жадности и посягания, который они внесли в революцию из эпохи крепостного права и который (им и себе на погибель) так долго и усердно разжигали русские революционеры и социалисты» (Ильин И.А. О революции С. 140)? Более того - как продолжает эти строки И. Ильин, говоря далее вообще об условиях и путях преодоления революции в России: «...Массы могут быть доведены до глубокого, беспросветного отчаяния - до переутомления и истощения, до полного разочарования, апатии и прострации; до готовности на все, до согласия потерять все «завоевания революции»; до проклятий этим завоеваниям; до готовности умирать и убивать ради прекращения революции и ради ликвидации этих завоеваний.

Тогда начнется оздоровление. Тогда начнутся аккумулирующие попытки - выдвинуть освободителя, создать вождя и героя, доверить свою судьбу и спасение единой воле контрреволюционного диктатора» (Там же).

Но не дай нам Бог именно такого пути окончательного выздоровления всё еще больной религиозным индифферентизмом нации!

Такой путь, безусловно, - только самый последний и самый трагический вариант разрешения революционной ситуации в России (но вполне, увы, все еще в перспективе возможный, поскольку противоречия, вызвавшие у нас саму революцию и, тем более, накопившиеся за последующее почти уже столетие, всё еще остаются неразрешенными и даже, напротив, ещё более загнанными внутрь, чем прежде. И это - вполне закономерный результат почти векового коммунистического искривления естественного пути российского государства, призванного и поныне (особенно - в условиях новейшей цивилизации!) оставаться все тем же последним «Третьим Римом». Еще неотвратимей, еще неотменимей этот духовный смысл самого сохранения Российской государственности встает в условиях вселенской апостасии - постепенном отступничестве, отказе от христианства. А о том, является ли данное России Промыслом Божиим задание быть хранительницей истины Христовой перед лицом обезбоживающегося мира всего лишь устаревшим средневековым «поствизантийским» мифом, или же «Святая Русь» остается духовной реальностью точно так же и сегодняшнего дня, мы выясним с вами на Страшном суде...

Рассматривая внутренние интенции всей тысячелетней российской истории, приходишь - волей неволей - к выводу об основной причине ее уникальности (его следует неустанно повторять и повторять!): о неизменной сугубо религиозной ее подоснове. Отсюда вполне естественно вытекает и вывод чисто практического свойства: вне выполнения нами издавна возложенной на нас Самим Богом задачи сохранения и свидетельствования православной христианской веры в мире само дальнейшее существование России представляется в целом не только мета-исторически бессмысленным и неадекватным, но даже и просто исторически - абсолютно бесперспективным. И нечего будет удивляться, если Господь, относительно вскоре «закрывая» нас окончательно - как не выполнивших его задания, лишь скажет нам на прощание: «Простите, мы так не договаривались»...

Неужели все это неизбежно? Неужели Россия не сможет обойтись без новых бед, которые она, безусловно, закономерно заслужит, продолжая и далее свое нынешнее - в общественно-государственном смысле абсолютно нелепое, а лично для многих безбожно-бессмысленное, - существование? И неужели мы вновь - как наши деды и прадеды - так и не прислушаемся к обличительно-скорбным словам Святейшего Патриарха-исповедника Тихона, сказанным им еще в 1918 году:

«Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее.

Где же причина этой длительной болезни, повергающей одних в уныние, других в отчаяние?

Вопросите вашу православную совесть, и в ней найдете ответ на этот мучительный вопрос. Грех, тяготеющий над нами, - скажет она вам, - вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений.

Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех сделал то, что Господь, по слову пророка, отнял у нас и посох, и трость, и всякое подкрепление хлебом, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливого, и старца (Ис. 3, 1-2).

Грех помрачил наш народный разум, и вот мы ощупью ходим во тьме, без света, и шатаемся, как пьяные (Иов. 12, 25).

Грех разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью, проливаемой братскою рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою.

Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв об едином на потребу.

Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель в пустыне. Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем на земле, благословленной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших...» (Послание Святейшего Патриарха Тихона «Всем верным чадам Православной Российской Церкви» о всенародном покаянии в грехах...26. 07 (08. 08). 1918 // Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. Сборник в двух частях. Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 144, 146)

Действительно, все наши беды, - как результат фундаментального искажения самых основ российской государственности, - вполне закономерны. Так неужели мы и далее окажемся не способны сколько-нибудь осмысленно и решительно вернуться с недавнего (но, к сожалению, еще не всеми прóклятого и забытого), внутренне преступного и совершенно бесперспективного «коммуно-строительного» пути на путь непосредственно российский и даже в первую очередь - ответственно- и отзывчиво-русский? И неужели мы вновь не сумеем пойти в этом благом направлении, причем с использованием лишь вполне мирных - созидательных, а не разрушительно-революционных - средств?

Или же россияне, проснувшись наконец от своего векового безбожного сна, очнувшись от фальшивого морока одновременно кровавой и гнилой коммунистической «идеи», все-таки скажут свое всенародное «Да» заждавшейся их (ожидающей вот уже на протяжении почти что столетия!) Родине - Православной России? Церковь и наше неумираемое - благодаря, по существу, ей одной - Русское Отечество терпеливо надеются на прозрение сердца, на покаянное возвращение к ним своих, соблазненных некогда призраком «большевистского рая», несчастных детей - всех тех, кого этот призрак привел ныне к полнейшей духовной катастрофе и кто всё еще продолжает блуждать, по евангельскому слову, «на стране далече»...

Никому так не дорог русский человек, как некогда и утвердившей само единство русского народа - его же Церкви. И для кого еще так драгоценны наши души - как не для нашей же собственной Церкви? Кто как не она призывает всех нас вернуться наконец в свою несокрушимую церковную ограду - туда, где некогда и был рожден - через всеобщее Крещение Руси - русский народ. С амвонов храмов слышим мы призывы к этому возвращению, звучащие из уст лучших наших православных пастырей, нелицеприятно говорящих нам всю правду о собственном нашем духовном падении и пребывании - на протяжении вот уже почти целого столетия - в состоянии евангельского «блудного сына», оставившего свой отчий дом.

И неужели останутся навек равнодушными, глухими, навсегда окаменевшими сердца тех, кто слышит такие простые, но исполненные истины слова взывающего к ним священника: «Мы с вами переживаем страшное время. Мы видим, что наша страна, Матерь наша, Россия, терзается внутренними неурядицами теми людьми зла, которым важны не честь, слава и благополучие России, а личная слава и властолюбие. Но они забывают, что миром правит Бог! Что есть Бог-Отец, что у России есть Заступница наша Усердная Матерь Божия... Сама жизнь, голод, страдания заставят одуматься каждого, презревшего веру человека, а если он будет упорствовать, Бог призовет к вразумлению, чтобы зло дальше не распространялось. И судьба русских людей - пример тому.

Зло всегда было и есть наказуемо...

Мы, дети России, отошли от своего святого призвания, от наших национальных святынь и получили вразумление в виде страдания и мучений нескольких поколений людей: одни погибли... другие мечутся в бездуховности... И Бог ждет, когда же, как блудный тот сын, проснется русский человек и пойдет по освященной дороге святых угодников, поймет, что без святого Православия нет и здоровой, Богу угодной жизни. Когда?!» (Протоиерей Василий Ермаков. Во имя спасения России... С. 16-17)

Коммунистический строй распался отнюдь не вследствие одного только действия неких темных сил. Они, конечно же, сыграли здесь свою зловещую роль, но не в них - сущностная причина гибели коммунистической власти и, как следствия этого, развала самого СССР. Тем более, что значительную часть этих сил и составили как раз сами коммунисты. Их верхушка способствовала такому разрушению страны вполне сознательно и активно, а широкие слои коммунистических низов - своей полной, давно в них же и воспитанной, пассивностью.

Коммунистическую власть разъела ее собственная внутренняя ползучая гангрена, ибо гниение было уже изначально заложено в самой сути этой власти. А сутью ее был, как об этом сказал еще Святейший Патриарх Тихон, давно копившийся грех человеческой злобы: «Грех... вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений».

Именно этот грех и это внутренне гниение содержались и в искусительном альянсе большевистской власти с соблазненным ее лживыми посулами народом, чей дух на долгое время отравился ложным видением коммунистического «рая»...

Однако по поводу построений любых земных «раев» подобного рода, созидавшихся на всем протяжении XX века, не так давно другой Патриарх - Алексий II - высказался следующим (схожим с обличительными словами Патриарха Тихона, ибо истина одна!) образом: «...Бывает страшное душевное состояние и отдельных лиц, и целых народов, такое состояние греха и нераскаянности, что отвращает совершенно от людей лице Господа», - писал в начале минувшего века священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. В предвоенные годы десятки народов были ослеплены горделивым замыслом создания «идеального общества», в котором нет места Богу. Помраченные люди строили «рай» для одних и ад для других. В результате были принесены десятки миллионов человеческих жертв» (Приветственное слово Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам и гостям IX Всемирного Русского Народного Собора // «Церковный вестник». М. N 6 (307). Март- апрель 2005 г. С. 7).

И параллельно с этим вопиющим результатом большевизма постепенно, но постоянно готовился, «тайнообразующе» определялся и другой результат - дальнейшее всё большее усугубление болезни советского государственного организма в целом. Это было гниение духа - в безбожии самой власти и в ее основополагающей идеологии; это было гниение рабовладельческой, по сути, системы труда с чрезвычайно нищенской, как правило, оплатой (которая, при невозможности для большинства сравнить ее с зарплатами зарубежных развитых стран, казалась многим вполне приличной); это было гниение всей системы экономики; наконец - гниение рабских основополагающих принципов всей, определявшейся прокоммунистическими идейными установками, жизни вообще (без каких бы то ни было реальных свобод и прав человека, о которых большинство «советских людей» и не помышляло или же и вовсе не имело никакого представления).

Вся жизнь, все жизненные силы нации десятилетиями уходили в целом не на рост, не на расцвет народно-государственного организма, а на постоянные хирургические операции над страной (особенно в довоенный период) - причем по пересадке совершенно чужеродных для нее органов на место отсеченных, изначально для нее естественных и природных; силы власти уходили и на ее борьбу с пытавшимися время от времени регенерировать нормальными органами, а затем - при наступающей общей гангренозности организма - на постоянное противовоспалительное лечение, на хоть какое-то поддержание общей жизнедеятельности организма, уже бесповоротно отравленного собственными ядами и обреченного умереть вследствие этой общей политико-экономической интоксикации...

И вот, когда последние силы пробольшевистского организма кончились, он умер. Врачи же, побросав все свои бинты и примочки, прихватив под конец весь оставшийся операционный материал и весь инструментарий, отправили покойника в морг и покинули больницу, «свалив» после тяжких трудов на Канары, оставив притом после себя горы мусора, гнойных бинтов и отрезанных кусков смердящей плоти!

Но, как свидетельствует Евангелие, ведь и покойники, случалось, воскресали. Вспомним друга Божия Лазаря, воскрешенного Христом, когда тот уже тоже смердел. Не это ли говорит нам сегодня, что надежда еще не потеряна и что воскрешение России вполне возможно? Но не говорит ли нам это также и то, что совершиться такое воскрешение может, подобно и восстанию Лазаря из мертвых, только по воле Божией и только силой Его? И, что, только уповая на них, прося Его о ниспослании нам Его милости и Его крепости, только веруя, борясь и трудясь по-христиански, мы и сможем воскреснуть... Без этого, без обращения России к своему Творцу и Богу, без веры, без восстановления, воскрешения в самих себе Божеских законов, без жажды жизни «по Христу», - мы так и останемся смердящим трупом, пока не разложимся окончательно...

4. РЕЛИКТ КОММУНО-СОВЕТИЗМА - ДУХОВНАЯ БАЗА СОВРЕМЕННОГО «КАПИТАЛИЗМА» В РФ

Восстановлению общероссийского государственно мощного потенциала во всех сферах нашей жизни, разумеется, максимально должна способствовать жажда общества к кардинальным переменам в самих его духовных первоосновах.

Но, по существу дела, на глубинном онтологическом уровне, ни в результате «перестройки», ни в итоге как событий 1991 года, так и всех последующих, сколько-нибудь кардинальных социально-политических, тем более - духовных, изменений в России не произошло! Необходимость их, равно как и требуемый положительный их характер, не были ни разъяснены народу, ни востребованы им самим (а затем и усвоены) в сколько-нибудь осмысленной полноте.

В государственном масштабе весь кровавый шабаш октябрьского переворота, как и вся антирусская коммунистическая деятельность последующих семи десятилетий - не прокляты и фактически не осуждены, а некоторые элементы критики этого прошлого со стороны ряда представителей власти, произнесенные ими «сквозь зубы» и как бы с воровской оглядкой (знает кошка - чье мясо съела!), - конечно же, не в счет.

Значительная часть «красного» идеологического наследия и по сию пору занимает отнюдь не маргинальное место в общественно-политической жизни страны: зачастую нарочито коммунистического характера именования улиц, станций, «предприятий», городов, повсеместные памятники преступникам-»революционерам» - каждодневно продолжают осквернять слух и взор подлинно русского человека. Всё еще во многом посткоммунистической остается и шкала общественных ценностей; государственного уровня подлинное духовно-политическое просвещение нации отсутствует.

Ядовитые, тлетворные миазмы революции всё еще витают над страной, отравляют атмосферу её государственных кабинетов, исходят от гнусных памятников её растлителям и убийцам - на российских улицах и площадях. С этим же сатанинским духом всё никак полностью не расстанутся наши армия и флот (особенно - из-за духовной и политической косности выпестованного в основном еще при большевиках генералитета, где всё еще мало подлинно русских патриотов).

Ментальность большинства представителей нынешней власти, как во многом и самосознание никем так, по существу, и не просвещаемого, все более теряющего жизненные перспективы и все более озлобляющегося общества, практически все еще сохраняют в себе основополагающие черты коммунистического прошлого.

А ведь основой роста и укрепления любой национальной экономики и государственности в целом (это давно уже ясно из всей мировой политико-экономической практики!) является отнюдь не характер пресловутых «производительных сил», а самый тип национально-осмысленных и национально-традиционных государственно-строительных устремлений того или иного народа, тысячелетиями выковывавшийся (для России - общественно- и даже общинно-ориентированный и православно-созидательный) характер его воли к развитию и процветанию!

И потому со всей определенностью можно утверждать, что Россия пока так и не находит в себе решимости окончательно отказаться от страшного наследия большевизма, и по сию пору продолжающего подтачивать силы нации, - другими словами, позволительно утверждать, что дело октябрьского переворота, прежнее преступное «дело Ленина-Сталина» в ней все еще живет и продолжается: революция все еще поднимает Россию на дыбу!

Но если страна не желает печального завершения своего существования - с застарелой антидуховной болезнью революции пора кончать, ответив на нее осознанной религиозно-духовной контрреволюцией... Особенно об этом следует думать (в первую же очередь - о духовном возрождении нации на основе мощнейшего импульса религиозного единения) в связи со все приближающимися к нам катастрофическими угрозами на уровне глобальных политических процессов, должных, увы, потрясти мир в самые ближайшие десятилетия.

Для скорейшего спасения страны от все еще исподволь продолжающейся затяжной болезни ее души, связанной с переворотом 1917 года и всем комплексом коммуно-безбожных идей, нужны грандиознейшие политические, социальные и экономические положительные преобразования, которые может обеспечить только христианское преобразование самого духа нации.

Иначе говоря - переводя идею внутреннего духовного самоочищения России и положительного осмысления всей нашей жизни на язык конкретной политической прозы, скажем так: если мы действительно хотим спасти нашу страну от полного застоя и гибели, если мы хотим обеспечить достойную жизнь себе и своим детям, если мы стремимся к воссозданию и утверждению подлинно российских политики и экономики, действующих в интересах всей нации, то нам необходимо провести полный пересмотр общенародной нашей идеологии.

Задача не из простых (учитывая всю бездну социально-экономической лжи и несправедливости, на которой зиждется ныне вся российская жизнь), но вполне ясная и конкретная: нам следует осуществить не очередную разрушительную и в итоге, мета-исторически, как всегда, бессмысленную с христианской точки зрения революцию (вдобавок к так и не искорененной до конца - октябрьской), - к чему всё еще продолжают кликушески призывать всевозможные Зюгановы, - а фундаментально-творческую, в экономическом отношении народно-капиталистическую и глубоко положительно социализированную, в отношении же духовном сугубо национально-религиозную, патриотическую контрреволюцию духа!

Именно только на обломках должной наконец завершиться, но всё еще продолжающей пока мучить нашу страну, коммунистической революции и можно начать созидание совершенно новой России.

5. О ХРИСТИАНСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ НАЦИИ И ГОСУДАРСТВА: НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ РОССИИ ГРЯДУЩЕЙ «НЕПОЛИТИЧЕСКОЙ» ПОЛИТИКИ ЦЕРКВИ

Подобно тому, как, например, в начале XIX века в Греции Церковь духовно возглавила освободительное движение эллинов от долгого турецкого ига, так и в России именно Церковь (если она не хочет постепенно превратиться в глазах российского общества в некую маргинальную клерикальную структуру официозного типа) может и должна принять - так же своим духовным авторитетом - самое активное участие в созидании русскими людьми своей подлинной Российской государственности. Не уклоняясь от своего религиозного и национального долга, не прячась за спины своих православных соотечественников, Церковь должна возглавить и помочь осмыслить - через евангельское просвещение всей нации и ее всеобщее реальное воцерковление, врастание в жизнь Христову - сугубо духовную сторону процесса подобной, подлинно патриотической, нравственной русской «контрреволюции».

И это - отнюдь не политическая, а самая непосредственная религиозная миссия Церкви: приведение России вновь к некогда преданному ею - во всяком случае, по сути, большей частью российских граждан - Христу!

Сегодня уже всё явственней звучит прямой призыв к Церкви вступить наконец самым определенным образом в процесс восстановления православно ориентированной, а значит и национально, и социально оправданной, подлинной российской государственности.

Более того - речь идет о том, чтобы именно Церкви этот процесс - в нравственной его составляющей - и возглавить. Даже если у нее - а в ней и у нас - на это еще нет пока в необходимой мере (не будем здесь заблуждаться) ни сил, ни опыта, всё равно нужны: всеобщая, всецерковная и всенародная решимость, духовно осмысленная воля к действию, нужен, наконец, общенациональный стыд, буквально жалящий православные сердца за наше недавнее богоборческое прошлое, но и не меньший - за сегодняшнее наше настоящее, а главное - необходимо чувство духовной ответственности за наш христианский Российский Дом: и тогда нам будут посланы свыше и силы, и разум, и научение, и долгожданный свет в конце нашего проклятого, вот уже почти векового большевистского и постбольшевистского «тоннеля».

Именно для всего этого Русская Православная Церковь и должна самым решительным образом повернуться к общегосударственной, общенациональной российской политике, но не «партийно», не политикански, а по мере сил - как духовно-просвещающая, евангельски-направляющая и нравственно-обязывающая хранительница и умножительница христианского духа в душе нации.

Лишь в этом случае - при религиозно-»политической» своей активнейшей «симфонии» с просветляемым ею обществом, с народом (об истинной же искренней «симфонии» с нынешней властью говорить не приходится), - лишь только при укреплении свой живейшей связи с народом Церковь (рассматриваемая в данном общественном контексте как духовно-социальный институт) и сможет наиболее эффективно придать христианский глубинный смысл делу политиков и, соответственно, через них (как и через всех нас, ее духовных чад) - придать ускорение политическому процессу безотлагательной реанимации тихо (и пока - безмолвно!) умирающей у нас на глазах России!

Для выполнения же такого ее воскрешения совершенно необходимы новейшие церковно-социальные концепции общенационального, общегосударственного стратегического характера, кардинальное расширение горизонтов церковного видения окружающего трагического мира, совершенно новые координаты практического церковного (всё того же - неизменно христианского) «делания» на благо всего общества, наконец - и это, пожалуй, важнейшее - нужны по-новому чувствующие и по-новому (то есть тоже подлинно по-христиански) думающие архипастыри и пастыри, извечно призываемые к такой своей позиции непреходящими словами Христа: «се, творю всё новое» (Откр. 21, 5).

Церковь должна поставить перед собой и решить первостепеннейшую задачу - буквально пронизать христиански-ответственно мыслящими гражданами все важнейшие, все определяющие нашу жизнь структуры и подразделения общества, в том числе: и политические, и хозяйственно-экономические, и властные - дабы все они работали одновременно и на духовное, и на материальное благо всех граждан России.

Разумеется, Церковь может осуществить свое благое возрождающее воздействие на государство не «напрямую», что для нее в истинно екклезиологическом смысле, то есть собственно церковно-сущностном (как Церкви, пребывающей в «мире», но остающейся «не от мира сего»), немыслимо, - а через неустанное посредничество наиболее активных своих членов.

В свое время мудрый Ив. Ильин особо подчеркивал в одной из своих статей: «...тоталитарное тяготение совсем не должно иметь места в сердцах духовенства и в делах Церкви. Ибо цельность веры и религии, - эта высшая драгоценность духа, - должна распускаться как цветок в душе человека, а не навязываться ему в качестве авторитарных велений, сопровождаемых угрозами и страхом: религиозная цельность не может быть предписана и навязана, она может быть только свободно выношена человеком под влиянием свободно воспринятой Благодати...

Именно поэтому невынудимо и самое «оцерковление» жизни... Естественно, что Церкви есть до всего дело в жизни людей, но это «дело» не есть дело принудительной власти, все равно - открыто выступающей с угрозами и казнями или прикровенно организуемой интригами и закулисным нажимом. Церковь призвана молиться, совершать таинства, очищать души, беречь откровение и возжигать сердца. Но она отнюдь не призвана отнимать у людей свободу самостоятельного созерцания, выбора, решения и творчества.

Мало того, она призвана отпускать людей в мир для мирского и мирового труда, излучать живую религиозность в этот труд, осмысливать его перед лицом Божиим и, предоставляя людям свободу вдохновения, наполнять это вдохновение духом христианской Благодати... Церковь призвана излучать благодать в сердца верующих, а не участвовать в земных расчетах земной толкотни...

Именно в этом обнаруживается, что «оцерковление жизни» имеет более глубокий и таинственный смысл, чем это многие думают. «Оцерковление» не сводимо к «ритуализации». Оно есть больше всего и прежде всего христианское одухотворение человеческого сердца, а потом уже - всё остальное. Церковь... есть зов, а не приказ. Она не призвана отвращать людей от мира, как в буддизме, но, напротив, отпускать их в мир, как носителей преподанного им Духа, для того, чтобы не мир «обмирщал» их, а чтобы они его одухотворяли. И в этом главное» (Ильин И.А. Церковь и жизнь // Он же. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. В 2 т. М.: Изд-во «Рарог», 1992. Т. 2. С. 63-64).

В «гражданском» же отношении, очищая сердца своей паствы от напластаваний явно антидуховной мирской грязи - и житейской, и мировоззренчески богоборческой, то есть в итоге своем зачастую неизбежно оказывающейся идеологизированно-»политической» (тех же дьявольских коммунистических «идей»!), Церковь должна являть миру подлинную, отнюдь не ограниченно «политизированную», а всечеловеческую «над-политическую» сердечную евангельскую Правду.

При этом православные верующие России, «научаемые» таким образом Церковью Духу Божию, Правде Христовой, должны самым определенным образом, с естественным христианским отвращением, отмежёвываться от богопротивного «зла мира» - в том числе и от любых общественных действий, и от любых общественно-политических движений безбожного толка.

Церковь и сегодня иногда делает попытки утвердить в своих членах именно такой твердо-принципиальный подход к нашим духовно-политическим реалиям, но столь ныне необходимая здесь церковная проповедь - как широкая волна христианского просвещения всех граждан России относительно именно духовных истоков падения страны в коммунистическую бездну - всё еще почти полностью отсутствует!

Так не является ли самой прямой «пастырской» виной то, что многие номинальные члены Русской Православной Церкви продолжают голосовать на выборах - вовсе «не ради Иисуса, а ради хлеба куса»! - за прожженных врагов христианской веры, за коммунистов?

Разумеется, православные граждане вполне могут занимать самые разные в общественном смысле позиции, но чего ни один из них не смеет делать - так это поддерживать партии и движения, явно враждебные по всей своей антидуховной сути Христу.

А потому православный не может быть коммунистом, и Церковь такового своим членом не признаёт.

Сегодняшние же отдельные попытки представителей по сути антихристианского мировидения приспособить ради своих ложных общественно-политических целей «православие» - с нравственной точки зрения особенно гнусны и представляют собой один из «подрывных» элементов на пути возрождения подлинной Православной России.

К сожалению, наше прежнее церковное начальство обо всём этом упорно молчало... Разве читал кто-нибудь из нас необходимо трезвые (в том числе и в политическом смысле!), духовно выверенные послания наших иерархов о тех сторонах российских общественных процессов, где политиканы (например, коммунообразные «евразийцы» и собственно коммунисты - пусть и оппортунистического толка - в духе Зюганова) спекулируют на имени Церкви?

Разве читал кто-нибудь в церковных документах, обращенных ко всему народу, например, о полузабытом ныне всеми патриаршем и соборном анафематствовании 1918 года коммунистической идеологии и ее приверженцев, никогда Церковью не отменявшемся - и поныне ведь распространяющемся на «постбольшевиков» сегодняшнего разлива?

Потому и не удивительно, что в период избирательных компаний, пытаясь в явно рекламных целях использовать «православный» бренд, тот же тов. Зюганов не стесняется посещать даже и монастыри, в которых местное монастырское начальство - вместо того, чтобы закрыть ему туда дорогу (поскольку он появляется там не как частное лицо, исполненное покаяния и веры, а как именно «партайгеноссе» безбожников-ленинцев) - поит его святой водичкой и позволяет ему затем запускать подобные «христиански»-большевистские (прямо-таки сатанинские - от самого «отца лжи») сюжеты в телеэфир!

Нелепо предполагать, что сокрытие слова Правды Божией о духовных преступлениях большевизма может способствовать какому-либо умиротворению нашего общества, продолжающего во многом все еще болеть застарелыми болезнями своего коммунистического прошлого.

Напротив, продолжающееся дипломатичное полу-умолчание церковного начальства о, прежде всего, именно антихристианских основах большевицкого строя СССР и всей сути коммунистической идеологии лишь способствует подспудному латентному сохранению у нас и даже порой рецидивам этой духовной чумы XX века.

Разве слышал кто-нибудь из нас под сводами, например, московского храма Христа Спасителя (один раз уже уничтожавшегося большевиками!) от кого-либо из высших наших архипастырей горящее слово (в духе того же протоиерея Иоанна Восторгова, известного антиреволюционного проповедника, убитого коммунистами, и новопрославленного мученика) - с не политическим, а именно духовным обличением «верных ленинцев», пытающихся и сегодня соблазнять своей богоборческой мерзостью души немалого числа наивных и духовно неопытных русских людей?

И разве стыдит кто-нибудь из наших архипастырей и пастырей в своих проповедях, разве лишает Св. Причастия - как за страшный, смертный грех против Самого Духа Святого - тех из наших соотечественников, кто, считая себя православными, то есть чадами Церкви, продолжают (пусть зачастую и из справедливых протестных соображений) предательски голосовать на выборах в различные властные структуры - как частные граждане - за врагов Божиих, коммунистов, этих наследников палачей той самой Русской Церкви Христовой, к которой такие граждане считают себя принадлежащими?

И при чем тут политика, когда это есть всего лишь заповеданная пастырям обязанность обличения врагов Божиих и долг предупреждения своей паствы о духовной опасности всяких связей с ними? Разве это политика, а не прямое лишь свидетельство веры и самая прямая обязанность Церкви - возглашать правду о тысячах и тысячах мучеников и исповедников, пострадавших от безбожников-коммунистов, и тем самым предупреждать от предательства их мученической крови, фактически и совершаемого теми из церковных чад, что бездумно и духовно безответственно дерзают порой поддерживать коммунистов на выборах?

Увы, однако и до сих пор со стороны большинства церковных деятелей нет подлинно активного духовного отпора сатанинской проповеди всевозможных «зюгановых»: вместо христианской отповеди - или общая привычная «фигура умолчания», или явное раздвоение позиции.

Смотришь, изредка (хотя и необходимо жестко - а все-таки не без «оглядки») пройдется по коммуно-идеологии игумен Филипп (Рябых), или же Святейший Патриарх по какому-нибудь случаю помянет более-менее недобрым словом былой большевицкий шабаш, а на другой день, глянь, уже из недр Патриархии поздравляют (в русле идеи связи Церкви с некоей до сих пор туманно обозначенной «общественностью»!) того же тов. Зюганова, по сути пусть и мелкого, но все же коммунистического бесенка, с очередным его юбилеем и даже уверяют в том, что «глубоко ценят» непомерные труды этого насквозь фальшивого политикана на благо Отчизны. И это - несмотря на однозначное анафематствование всех коммунистов и их духовных последователей, с их людоедской ленинско-сталинской идеологией, св. Патриархом Тихоном и Собором 1917-1918 гг., какового постановления никто ведь не отменял. Однако «общественность» - общественности рознь... И пора уже, пожалуй, принимать церковным чиновникам во внимание: кто из нашей общественности «овцы Христовы», а кто - непотребные «козлища», не «подставляя» столь прискорбным образом самого Патриарха, чьи якобы реверансы перед теми, кто до сих пор поклоняется фальшивым (и духовно, и материально!) «мощам» Ильича, вроде бы неуместны и выглядят по крайней мере попросту странно...

И тут будет уместным вновь упомянуть о всё той же пресловутой «фигуре умолчания», столь часто, увы, еще остающейся характерной для немалого числа представителей церковного руководства - особенно старой еще «советской» формации: когда пишем «один», а «два» имеем в уме... И, пожалуй, именно упомянутая выше «фигура» и есть одна из основных духовных причин того вопиюще недолжного отношения к памяти наших новомучеников, которое мы всё еще продолжаем наблюдать в нашей церковной жизни: их кровью утверждалась все десятилетия большевистского ига мучимая врагами Христовыми Церковь, но разве стало повсеместным обычаем частое празднование их памятей в церковном богослужебном году, разве посвящаются им проповеди в храмах с необходимой же частотой и полнотой, разве служатся повсеместно и обязательно в их память торжественные службы всей Россией - в положенный день в конце января? Не говоря уж о весьма и весьма незначительной практике совершения им молебнов - тем более по приходам.

Одновременно с решением задачи повсеместного расширения духовной проповеди о наших общественных болезнях, перед Церковью, безусловно, стоит и важнейшая задача делегирования наиболее способных, опытных и любящих свое Отечество представителей паствы во все сферы государственной жизни. Именно для того, чтобы наша политика стала мудрой и действенной - особенно перед повсеместными вызовами становящегося, по сути, всё более языческим мира, она и должна по необходимости стать христианской. Такая политика нужна и народу, и его Церкви - иначе нам скоро вовсе уже не понадобится никакая политика: проводить ее будет и не для кого и некому... Нынешнюю же, пока еще существующую «политику» нелепо отдавать полностью в руки тех, кто равнодушен к самой душе России - к ее христианской вере. Ибо, если христиане побрезгуют заняться политикой, ее станут осуществлять, полностью захватив в свои нечистые руки, безбожники!

Думается, что завтрашние нелегкие дни России и - вследствие этого - настоятельнейшая необходимость полного духовного переворота в ней потребуют от Церкви уже в скором времени самого активного участия именно в создании общенародного православного движения, которым необходимо охватить всю нацию (если ее еще интересует проблема собственного выживания!).

Только такая активная позиция Церкви и поможет со временем создать в России необходимые условия для целостной, религиозно и национально осмысленной, духовно и материально достойной народной жизни.

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Георгий Малков
Все статьи Диакон Георгий Малков
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
К вопросу о государственной идеологии
Только созидательный труд над собой, христианский подвиг истинного благочестия станет реальной опорой Русской монархической государственности
28.03.2024
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Несмотря ни на что, концерт «Пикника» прошёл в Петербурге!
28.03.2024
Сатанисты жаждут крови
Те, кто принял выбор распинателей Христа, – им нужен этот мир со всеми его богатствами, им нужна вся наша Россия
27.03.2024
Не совсем по Гумилёву?
В Западной Европе в результате ряда мутаций происходит постепенное перерождение традиционных этносов, причём быстрее всего протестантских по религии, как прежде всего разорвавших с традицией
26.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09