Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Значение труда в системе здорового образа жизни личности, семьи и общества

Александр  Наумцев, Русская народная линия

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 08.06.2010


Текст доклада на секции «Александр Невский - образец здорового образа жизни» конференции «Александр Невский - знамя наших побед» …

Содержание доклада

Введение

Шаг 1. Объект исследования - человек; семья; общество

Шаг 2. Понятие «образ жизни»

Шаг 3. Понятие «здоровый образ жизни»

Шаг 4. Роль и значение «труда» в системе здорового образа жизни

Заключение

Введение и цель беседы

Дорогие отцы, дорогие коллеги, Христос Воскресе!

Тема нашей беседы - ТРУД и ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Я хочу мой доклад назвать беседой, поскольку мне бы очень хотелось получить обратную связь от вас - в виде вопросов или дополнений к моему докладу. Чтобы от доклада была польза - польза практическая, нам нужно постараться сделать для себя какие-то выводы из услышанного, быть может, записать какие-то идеи, которые мы попробуем реализовать, приехав домой.

Меня зовут Александр Сергеевич Наумцев, окончил Пензенский Государственный Университет по специальности «Информационные системы в экономике», учился в бизнес-школе MBA при Технологическом Университете г. Мюнхен и в Летней Школе Менеджмента профессора Фредмунда Малика в Швейцарии. С 2003 года - предприниматель, специалист по научной организации труда, консультант по управлению и оптимизации процессов.

Итак, ТРУД и ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Цель нашей беседы - опираясь на предложенное понимание понятий - ТРУД, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО - вывести рекомендации, адресованные активным людям, деятельно любящим свое Отечество и свой народ - как раз тем, кто и составляет сообщество ДЕЛОРУС и Александро-Невское братство.

Понятно, что любое научное исследование, любое практическое обсуждение, начинается с прояснения понятий.

Рассмотрим понятие «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ». Вроде бы - что тут говорить, и так все ясно. Но не все так просто. Ведь почти всегда в проектах возникают огромные проблемы именно из-за того, что при начале проекта не были прояснены понятия. Заказчик понимал под одними и теми же словами одно, а Исполнитель - другое. К примеру, говорим плотнику «сделай стул». А он приносит табуретку. Но мы-то под «стулом» понимали четыре ножки, спинка, подлокотники и мягкое сиденье. Налицо проблема рассогласованности понятия «стул».

Так же и здесь. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - это хорошо? Конечно, хорошо! Но для одних людей здоровый образ жизни - это значит заниматься спортом, не пить чрезмерно, телевизор смотреть не более 4х часов в день. Ну и все. Курение - если в меру, то это не вредно. Матерщина - ничего страшного. Дискотеки - это тоже не вредно, а даже хорошо. А про блуд - так вообще находятся люди, которые утверждают, что блуд и рукоблудие подросткам полезно. Снимает напряжение, тонизирует.

Для других людей ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - это что-то другое. Об этом другом и пойдет речь у нас.

Итак, как же предлагается понимать ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ? На что мы будем опираться, выстраивая наш понятийный аппарат? Мы опираемся на Священное Писание, на мнение Русской Православной Церкви, выраженное в основах социальной концепции, на труды Святителя Феофана Затворника и Ивана Александровича Ильина. А также на свой опыт профессиональной деятельности в области системного анализа и научной организации труда.

Прежде чем говорить о значении труда в системе ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, определим наше понимание ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ как системы, то есть как уклада, как совокупности обычаев и ценностей человека, семьи и общества.

 Для справки: Уклад - это устройство чего-л., установленный или установившийся порядок в организации чего-л. (Толковый словарь Ушакова)

 Итак, будем двигаться шаг за шагом, от простого к сложному.

Шаг 1. Выделим объекты исследования - человек; семья; общество.

Проясним понятия ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ и ОБЩЕСТВО.

ЧЕЛОВЕК сотворен Богом по Своему образу и подобию, представляет собой единство трех сущностей: тела, души и духа. Душа также в свою очередь состоит из трех сил: ума, воли и чувств (сокращенно: УВЧ). Дух есть высшая часть души. Феофан Затворник выделяет три свойства духа человека: совесть, жажда Бога и благоговение или страх Божий.

 Воля человека, или его желательная сила (по Свт. Феофану Затворнику), проявляется следующим образом. Наше внимание привлекает что-либо. Затем у нас появляется интерес к объекту внимания. Затем мы начинаем желать обрести этот объект, волевыми актами мы ставим себе цели. Поставив цели, волевая сила обеспечивает их достижение. Эту схему можно назвать ВИЖДЬ-алгоритмом: ВНИМАНИЕ-ИНТЕРЕС-ЖЕЛАНИЕ-ДЕЙСТВИЯ.

 Чувства человека делятся на шесть видов: пять основных (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус) и шестое чувство (трепет, чувство таинственного, благоговение).

В теле человека действуют три основные силы (по свт.Феофану Затворнику) - питание, движение, нервы (боль-комфорт, тепло-холод и т.д.).

В нашем понимании ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК - это исцеленный человек, по-славянски «спасенный», то есть достигший святости. Из этого следует, что, что все мы, живущие на Земле люди - НЕЗДОРОВЫЕ, по-славянски «грешные». Цель жизни человека - жить так, чтобы в итоге вернуть себе подобие Божие, чтобы исцелиться, вылечиться. Образ жизни человека, который способствует достижению этой цели, назовем ЗДОРОВЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ. Образ жизни, который вредит достижению подобия Божьего, назовем ВРЕДНЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ. Господь дал человеку в своих заповедях только ориентиры, базовые принципы. Конкретный образ жизни свободный человек должен додумать и выбрать самостоятельно, хотя и с помощью авторитетных учителей.

Очевидно, что понятие ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ применимо лишь к тому человеку, у которого есть цель - стать здоровым, исцелиться. Назовем таких людей «ответственные граждане», или «нормальные», по-славянски «спасающиеся». Остальных назовем «безответственные», или «обычные граждане», поскольку обычно люди не задумываются, какой ответ они смогут дать после кончины Богу-Творцу о своей прожитой жизни.

Очевидно также, что понятие ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ применимо и к нормальной ответственной семье, глава которой имеет цель - исцелиться самому и помочь исцелению своей жены и своих домочадцев, то есть достичь подобия Божия самому и помочь достичь подобия Божия своей жене и своим домочадцам. Образ жизни, который помогает достижению этих целей семьи, назовем ЗДОРОВЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ семьи. Образ жизни, который вредит достижению этих целей, назовем ВРЕДНЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ семьи.

Незаконные блудные сожительства и греховные однополые сожительства мы сознательно не называем таким высоким понятием как СЕМЬЯ.

По аналогии с семьей, понятие ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ может быть применено и к нормальному обществу, если мы примем, что НОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО есть единая большая семья во главе с ответственным Отцом-Правителем. Нормальное общество состоит из семей. Каждый член такого общества является частью какой-либо семьи. Каждый - либо муж, либо жена, либо сын, либо дочь. Сирот в нормальном обществе принимают в семьи - либо в обычную семью, либо в монашескую, либо в воинскую.

Опираясь на предложенные понятия, можно утверждать, что профилактика вредного образа жизни на любой территории состоит из выполнения двух основных задач.

1.      Способствовать тому, чтобы на определенной территории, например, в ЮВАО г. Москвы, большое количество людей возжелало бы исцелиться и вести здоровый образ жизни.

2.      Способствовать тому, чтобы эти люди, которых мы называем «ответственные граждане», научились ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ и смогли учить такому образу жизни других людей.

Но, что конкретно может означать ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?

Шаг 2. Предложим понятие «образа жизни» для человека, семьи, общества

Предложим «техническое» понятие «ОБРАЗ ЖИЗНИ». «Техническое» - т.е. необходимое для практической работы в рамках Программы профилактики вредного образа жизни (наркомании и иных зависимостей). Возможно, в науке существуют и другие определения «образа жизни», но нам важно запомнить именно наше определение и с ним работать.

Итак, образ жизни в нашем определении состоит из двух частей - «обычаи» и «ценности». Раскроем эти понятия.

ОБЫЧАИ включают в себя значимые события в жизни людей и типичные действия, которые эти события вызывают. Согласно концепции Программы «Александр Невский - Имя России» мы выделяем четыре группы обычаев и ценностей, под следующими условными названиями.

1.      БЛАГОЧЕСТИЕ

2.      ТРУД

3.      КУЛЬТУРА ТЕЛА

4.      ЖЕРТВЕННОСТЬ

Упорядочим обычаи человека, семьи и общества, сообразуясь с этими группами. Очевидно, что обычаи и ценности мальчиков и девочек будут несколько разными. Например, мальчику будет ценно быть сильным как Илья Муромец. А девочке будет ценно быть доброй и заботливой как княгиня Евдокия, жена князя Дмитрия Донского. Кратко опишем основные группы обычаев на примере обычаев мальчиков и мужчин.

1.      БЛАГОЧЕСТИЕ - обычаи, связанные с церковной, молитвенной и бытовой жизнью.

a.       Как молятся утром, перед едой, вечером - дневной круг.

b.      Как молятся в субботу и воскресение - недельный круг.

c.       Как молятся в знаковые даты года, т.е. в праздники и при значимых событиях (рождение ребенка, крещение, свадьба, смерть) - годовой круг.

2.      ТРУД - обычаи, связанные с трудом.

a.       Как трудятся.

b.      Как учатся.

c.       Как отдыхают (например, спорт, туризм или труд в монастыре,..)

3.      КУЛЬТУРА ТЕЛА - обычаи, связанные с физической подготовкой, подготовкой к армии, спортом, походами, гигиеной.

a.       Как мальчики и мужчины упражняют свое тело.

b.      Как мальчики и мужчины обычно готовят себя к армии (к роли защитника Отечества).

c.       Как мальчики и мужчины питаются.

4.      ЖЕРТВЕННОСТЬ - обычаи, связанные с отцовством (материнством), со служением ближним.

a.       Как ухаживают за невестой, как ведут себя по отношению к жене, к семейному быту, к детям.

b.      Как ведут себя по отношению к родителям, к другим людям (например, обычно мальчики и мужчины уступают место пожилым людям или помогают бабушке поднять чемодан по лестнице).

c.       Как ведут себя по отношению к гражданскому долгу (обычно платят налоги, обычно служат в армии, обычно участвуют в управлении страной, т.е. голосуют и общаются со своими депутатами и главами районов).

Обычаи устанавливаются вследствие влияния на человека определенных ценностей. Впрочем, верно и обратное - благочестивые обычаи развивают добрые ценности. Равно как и вредные обычаи развивают вредные, греховные ценности.

Ценности человека, семьи и общества, которые взаимосвязаны с вышеописанными видами обычаев, можно описать следующим образом. Кратко опишем основные группы ценностей на примере ценностей мальчиков и мужчин.

ЦЕННОСТИ мальчиков и мужчин.

1.      БЛАГОЧЕСТИЕ

a.       Отношение к церкви и молитве (знания, желания, чувства).

b.      Что человек знает о церкви и молитве и какие желания и чувства по отношению к церкви и молитве человек считает хорошими.

2.      ТРУД

a.       Отношение к труду (знания, желания, чувства).

b.      Что человек знает о труде и какие желания и чувства по отношению к труду человек считает хорошими.

3.      КУЛЬТУРА ТЕЛА

a.       Отношение к телу, своему и чужому (знания, желания, чувства).

b.      Что человек знает о теле и военно-физической подготовке и какие желания и чувства по отношению к своему телу и физ.подготовке человек считает хорошими.

4.      ЖЕРТВЕННОСТЬ

a.       Отношение к роли отца и мужа и отца (знания, желания, чувства).

b.      Что человек знает о семье и обществе и какие желания и чувства по отношению к роли отца, матери, к другим людям и Отечеству человек считает хорошими.

ЗДОРОВЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ будем считать обычаи и ценности, помогающие человеку достичь подобия Божьего - стать добрым и сильным. Обычаи и ценности, которые вредят этому, назовем ВРЕДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Когда мы выходим на уровень конкретики - т.е. определяем, о чем мы говорим, и как работать с этим, то становится понятной одна вещь. Чтобы работа была эффективной, нужно разделять обычаи и ценности мальчиков и обычаи и ценности девочек.

Шаг 3. Предложим наше понимание здорового образа жизни и его составных частей

Итак, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Состоит из «обычаев» и «ценностей». Точнее, из добрых обычаев и правильных ценностей (норм).

Выделим следующие добрые ОБЫЧАИ.

 1. БЛАГОЧЕСТИЕ - НАВЫК МОЛИТВЫ: краткая молитва утром, перед едой и вечером, пост в среду и пятницу, участие в богослужении в Субботу и Воскресение, регулярное Причащение Святых Христовых Таин, соблюдение долгодневные посты, празднование великих и двунадесятых праздников.

2. ТРУД - НАВЫК ТРУДА (навык принуждения себя к труду), трудовые привычки.

3. КУЛЬТУРА ТЕЛА - НАВЫК ФИЗКУЛЬТУРЫ: мальчики и мужчины стремятся быть в состоянии отжаться 20 раз, подтянуться 10 раз, отжаться на брусьях 10 раз, поднять ноги к перекладине 5 раз.

4. ЖЕРТВЕННОСТЬ - НАВЫК СОЦИАЛЬНОСТИ: уступать место, девственность до брака, сугубая ответственность мужа за свою семью, начальника за своих подчиненных, правителя за свой народ.

Выделим следующие добрые ЦЕННОСТИ, или что ценно мальчикам и мужчинам, ведущим здоровый образ жизни.

1. БЛАГОЧЕСТИЕ                Ни дня без молитвы. Ни месяца без Литургии.

2. ТРУД                                 Кто не работает, тот не ест. Достаток. Качество. Щедрость.

3. КУЛЬТУРА ТЕЛА            Нормы «ГТО».

4. ЖЕРТВЕННОСТЬ            Не мне все должны, а я всем должен. Я за все в ответе.

Шаг 4. Опираясь на модель ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ как системы выделим в ней роль и значение ТРУДА

Труд - это все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет (ДАЛЬ).

В заключение, постараемся вывести некоторые возможные рекомендации, как использовать такой фактор как труд в исправлении либо профилактике нездорового образа жизни.

Итак, подведем итоги.

Благочестивый труд заповедан Богом. Почему так? По каким причинам труд полезен для человека?

Если понимать труд так, как понимает его Церковь, а именно, что трудиться нужно, «делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся», то такой труд полезен для человека по трем важнейшим причинам.

1.      Труд благочестивый, направленный ко благу людей, не дает развиться греху, не дает войти греховным помыслам.

2.      Благочестивый труд развивает силы нашей души (ум, волю, чувства) и силы нашего тела (моторика, сила, нервы), приносит нам достаток.

3.      Благочестивый труд учит нас добродетелям: терпению, смирению и любви ( к земле, к природе, к людям ).

Поэтому, во-первых, мы сами должны трудиться не покладая рук. Понуждать себя к труду. ДЛЯ ЧЕГО? Потому, что труд есть щит от греха, дает достаток, развивает добродетели.

Во-вторых, мы должны заботиться о том, чтобы наши детки с малых лет научались двум вещам:

1) НАВЫК ТРУДА и трудовые привычки (мыть посуду за собой, усердно учиться и т.д.)

2) ЦЕННОСТЬ ТРУДА - вырабатывали верное отношение к труду (любовь к труду).

ДЛЯ ЧЕГО? Не только, чтобы помочь нашим детям стать Христианами (не пускать грех в душу; развивать душу и тело). Но и для того, чтобы самим трудиться эффективно. Ведь если ребенок - лентяй или наркоман, то БУДЕТ ЛИ ЭФФЕКТИВЕН ТРУД ОТЦА ТАКОГО РЕБЕНКА?

В-третьих, мы должны

а) распространять в обществе всеми путями верное отношение к труду или ЦЕННОСТЬ ТРУДА (через СМИ, школы, кинофильмы, субботники и социальные проекты на приходах) и

б) всемерно способствовать тому, чтобы в нравы нашего народа вошли НАВЫК ТРУДА и ТРУДОВЫЕ ОБЫЧАИ.

ДЛЯ ЧЕГО? Чтобы помочь своим ближним достичь:

а) защиты от греха;

б) развития души и тела, достатка

в) терпения, смирения, любви.

Эти рекомендации мы будем стараться с Божией помощью претворять в жизнь на территории ЮВАО г. Москвы в рамках Программы профилактики вредного образа жизни, наркомании и иных зависимостей.

И мы приглашаем к участию в нашей Программе каждого, кто считает себя патриотом нашей России, нашей Руси - любимой и неделимой.

Если вы готовы внести свой вклад в укрепление ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ нашего народа, в профилактику наркоманий и пьяно-табачной заразы - пишите нам по адресу info (собачка) mospat (точка) org.

Будем общаться, молиться и трудиться и - Бог даст - остановим эту ужасную наркотическую, пьяно-табачную чуму, шагающую по многострадальной нашей Матери России, некогда Великой Руси.

Христос Воскресе!

Александр Сергеевич Наумцев, предприниматель, консультант по управлению и научной организации труда

 7 мая 2010 года, теплоход Кронштадт.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме