Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Не оказаться библейским Исавом…»

Людмила  Комарова, Русская народная линия

31.05.2010


Композитор М.А. Балакирев - выдающийся деятель русской православной культуры …

В декабре 2011 года исполняется 175 лет со дня рождения Милия Алексеевича Балакирева, великого сына России, человека, во многом определивший культурное и духовное развитие России в XIX и XX столетиях.

К сожалению, обстоятельства сложились так, что ни при жизни, ни после смерти деятельность Милия Алексеевича не получила должной оценки. Сейчас, когда отгремели идейные, холодные и горячие войны минувшего столетия, когда Россия мучительно ищет свой путь, свою духовную сущность, свою национальную идею, воспоминание и творческое усвоение того наследия, которое оставил М.А.Балакирев, может оказать существенную помощь в этих страстных поисках.

Прежде всего Балакирев - гуманист и патриот, выросший со своей страной и любивший ее действенной, жертвенной любовью. В сочетании с гениальным музыкальным даром, кипучей душой, беспрерывно искавшей путей духовного возрастания России, могучим педагогическим призванием, великолепными журналистскими (писательскими) и полемическими способностями, не в последнюю очередь благодаря искренней, горячей Православной вере. Эти качества Балакирева позволили ему оказывать коренное, может быть, решающее воздействие на формирование духовной жизни русского общества.

Перейдем к фактам его деятельности. Балакирев - первый музыкант, осознавший особенный характер и столбовой путь развития русского народа. Именно благодаря Балакиреву определилось направление развития русской музыки, имеющей в своем основании Глинку (чьи творения были бережно собраны, отредактированы Милием Алексеевичем и, собственно, благодаря ему получили всемирное признание).

Балакирев - творец основного события в русской музыке, которое решительным образом повлияло и продолжает влиять на судьбы мировой культуры. Мы имеем ввиду рождение т.н. "Могучей кучки", - не имеющего аналогов в мировой истории братства великих композиторов: Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Кюи. Они были молодыми инженерами, офицерами, разночинцами, и в них каким-то промыслительным образом Балакирев узрел свет Божественного дара. Он обучил каждого из них, не ломая индивидуальных особенностей. Их начальные музыкальные произведения - буквально плод совместного с Балакиревым сотворчества, где доля наставника - в развитии первоначальной робкой идеи, в обработке, в законченности и совершенстве формы, - была, пожалуй, преобладающей. То же самое можно сказать и о его воздействии на творчество Чайковского, не входившего в "Могучую кучку". Многое определяющее в своем творчестве Петр Ильич воспринял именно от Балакирева.

В этих выразительных фактах, кроме музыкального, педагогического, общественного дара Балакиревым проявлена величайшая гражданская жертвенность и скромность. Он подчинил себя творчеству своих учеников и никогда не упоминал о своих заслугах. Позднее, когда ученики обрели почет, всемирную славу, не шел ни на какие компромиссы с ними, твердо отстаивая свою духовную, творческую, общественную позицию.

Русская исполнительская школа, на всех континентах прославленная ныне именами Мравинского, Гилельса, Рихтера, Ойстраха, Светланова и десятками других великих наших артистов, одним из своих оснований имеет деятельность Милия Балакирева - гениального пианиста и дирижера.

Как воспитатель творцов музыки Балакирев известен прежде всего фактом существования "Могучей кучки". Меньше знают о его служении в двух учебно-творческих заведениях - Бесплатной музыкальной школе и Придворной Певческой капелле. В первом случае он явился, в сущности, основателем той системы детского художественного образования, которая существовала у нас до последнего времени и которую уважает весь мир. Достаточно сказать, что с людьми, пришедшими в Бесплатную школу без начатков музыкального образования, Балакиреву удалось исполнять на профессиональном уровне такие капитальные творения как «Высокая месса» Баха, «Реквием» Моцарта, оратории Генделя, всю панораму современной русской и европейской музыки!

Деятельность Придворной Певческой капеллы была преображена Балакиревым и Римским-Корсаковым до такой степени, что о ней сейчас вспоминают как о чем-то легендарном. Здесь были заложены прочные основы отечественного профессионального музыкального воспитания, родились великий хор и великая хоровая культура, прославившие Россию, выросла плеяда подвижников русской музыки.

Милий Алексеевич выступал блестящим и страстным публицистом, соратником великого Стасова. Его деятельность в этом направлении по-настоящему не изучена и не оценена.

Наконец следует вспомнить о многогранной творческой и общественной деятельности самого Балакирева. Он - основатель изучения и собирания русского и славянского фольклора. Он также - автор образцовых музыкальных произведений во многих жанрах - симфонии, концерты, фортепианные произведения, романсы, духовные композиции. Кто знает, если бы Балакирев не отдал почти все свои творческие силы на обогащение русской культуры и духовности, может быть, мы, не имея почти ничего из Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, знали бы только шедевры одного Балакирева? И куда пошли бы пути Прокофьева, Шостаковича, Шнитке?..

К концу жизни Милий Алексеевич Балакирев пришел к состоянию, подобному аскезе, схимничеству. Обычный путь беспокойного, ищущего русского ума. Но это его состояние не было понято в окружавшем его обществе, все более и более склонявшемся к скепсису, нигилизму и цинизму, что и привело к катастрофе, случившейся с нами через семь лет после смерти Балакирева. Известны очень неуважительные отзывы об эволюции Милия Алексеевича в "Летописи моей музыкальной жизни" Римского-Корсакова. Мы знаем и о непонимании этого процесса в "элитных" кругах тогдашнего общества.

Дальнейшие пути России оказались далеко от всего того, что исповедовал Милий Алексеевич. Богоборческая власть могла ли принять в свои объятия патриота, христианина, духовидца? Позднее наступили времена иные, и Балакирев опять не вписался в "духовную жизнь", где властителями дум предстали Боря Моисеев и «Тату»...

Но если придет осознание того, что мы - не клонированные в пробирке гомункулусы, если у нас еще не разворочены могилы предков, есть общая вера (по крайней мере, в Россию), если мы объявляем всему миру, что ищем национальную идею, как же нам обойтись без Балакирева, как же можно бездумно предать его забвению!

Счастливым образом лучшая, может быть, в Европе, Детская школа искусств гордо носит имя Милия Алексеевича Балакирева, и ее существование и благородная творческая жизнь - суть факты, от которых уже не легко отмахнуться. Все русские интеллигенты, вымирающее племя, помнят и чтят святое имя Балакирева. Красноречивые документы и факты, свидетельствующие это, письмо замечательного русского композитора Сергея Слонимского и организация Балакиревского движения, которое с именем своего адепта связывает сохранение живого родника русской культуры и духовности. Произведения Балакирева звучали при открытии возрожденного Храма Христа Спасителя. Их исполняют величайшие музыканты на Западе.

А на земле, где творил и проповедовал Балакирев, в России, нет ни памятника ему, ни даже переулка, названного его именем, нет музея. Есть только идеалисты, помнящие и чтящие М.А. Балакирева, несмотря на высоченную стену равнодушия.

Как было бы прекрасно создать в Нижнем Новгороде, где родился Милий Алексеевич, теплоход в его честь! Какой яркой гражданской и патриотической акцией было бы, например, плавание на этом теплоходе по великой реке и Волго-Балту к городам, прославленным и его заслугами - Москве и Петербургу! Это ли не патриотическое воспитание молодежи?

При наших непростых взаимоотношениях с бывшими "братскими" странами (а славяне - все-таки братья...) как ни вспомнить, сколько сделал Балакирев в Польше, Чехии, Словакии, где его буквально носили на руках, помнят и любят до сих пор!

Неужели в очередной раз мы окажемся в положении библейского Исава, продавшего право первородства за чечевичную похлебку!?

Л.Н. Комарова, директор Детской школы искусств им. М.А. Балакирева, кандидат педагогических наук

А.С. Невзоров, преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме