Тезисы выступления на V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед»
1.Александр Невский - приемник славы русского воинства
Благоверный князь Александр Ярославич, прозванный Невским, княжил в Великом Новгороде, вел войну со шведами. Когда он в 1240 году с войском пришел на реку Неву, один из его воевод, богобоязненный муж, именем Пелгусий (в крещении Филипп), исполняя порученную ему ночную стражу, увидел при восходе солнца плывущий по воде корабль; посреди корабля стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червленых, гребцы же сидели, одетые как бы мглою. И сказал святой Борис святому Глебу:
- Брат Глеб, пойдем скорее, поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов.
Это видение воевода поведал князю своему. И в тот день князь Александр, помощью святых мучеников Бориса и Глеба, победил и попрал силу шведов, вождя их Биргера сам уязвил мечом в лицо и с торжеством возвратился в Великий Новгород.[1]
2.Борис и Глеб - первые канонизированные русские святые
Сама битва состоялась 15 июля 1240 года, в день памяти СвятогоВладимира, отца Бориса и Глеба.
Эти имена - Владимир, Борис и Глеб составляют духовное пространство России, делают её частью всего христианского мира.
Владимир принял веру в Константинополе, Борис и Глеб - первые русские святые, канонизированные в Константинополе, где в Софийском соборе даже была их икона.
3. «Не в силе Бог, но в правде» (Александр Невский)
Актуальность темы. Премьер-министр Путин на выставке художника И. Глазунова в июне 2009 года, остановившись возле картины с изображением Бориса и Глеба, упрекнул их в пассивности: Премьер заметил, что Борис и Глеб, конечно, святые, "но надо бороться за себя, за страну, а отдали без борьбы".
"Это не может быть для нас примером - легли и ждали, когда их убьют", - высказал свою точку зрения Путин.
Существуют и другие трактовки подвига Бориса и Глеба, рассмотрение которых может привести к существенному изменению самосознания нашего народа, ещё более надламливая его духовный стержень.
Но мы знаем, что Св. Александр, выйдя из храма, обратился к своему ополчению, укрепляя его и говоря: "Не в силах Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем, ти спяти быша и падоша". Потом он сел на коня и повёл свою рать из Новгорода на север: "И пойди на них во ярости мужества своего, в мале вой своих, не дожда многа вой своих, с великою силою, но упова на святую Троицу".
Христос - дал себя распять. Борис и Глеб дали себя убить. Николай II отдал себя и свою семью на казнь. Сила - в верности Богу, в вере.
4.Маршрут, связующий время и духовное пространство
Санкт-Петербург-(река Нева)-Ладога-Смоленск (река Смядынь)-Вышгород (река Днепр)-Киев-(река Альта, с.Борисовка)-Одесса-Константинополь (Стамбул).
Таинственные названия существуют реально. Они отмечены людской памятью, являются источниками жизни. (Фото).
5.Выводы
Чему учит подвиг Бориса и Глеба? Мужество. Терпение. Умение прощать врагам.
Нельзя добиваться власти любыми способами. «Всякая власть от Бога». Люди имеют свободу воли - с кем они: с Богом, совестью или напротив.
Зло может породить только зло. Александр Невский: «Не в силе Бог, но в правде» т.е., в вере.
Наша страна до краев полна невидимым присутствием погибших, ушедших, молчавших. Они давно и неслышно стали неведомой частью нас самих.
Их не слышно. Но Борис и Глеб, не бившиеся за власть, власть ведь никому не отдавали, не вручали, не завещали. Власть у них не была отнята, вырвана, отвоевана, ведь нельзя отнять то, что не держат, во что не вцепились. И само собой получается, что, хотя многие хватали власть в России, жадные от вида того, как она валяется на дороге, власть России остается все время по-настоящему одна: власть молодых Бориса и Глеба, никуда от них не ушедшая, им ни для какой корысти не нужная, им одним принадлежащая по праву, по правде, по замыслу страны.
Власть России в этом смысле никуда не девалась, не ослабла, не пошатнулась. Ее не надо рожать. Ей тысяча лет.[2]
Святые «непротивленцы» по смерти становятся во главе небесных сил, обороняющих землю русскую от врагов. «Вы нам оружие, земля Русскыя забрала и утвержение и меча обоюду остра, има же дерзость поганьскую низлагаем» [3]. Все помнят видение Пелгусия в ночь перед Невской битвой (1240), когда св. Борис и Глеб явились в ладье, посреди гребцов, «одетых мглою,» положив руки на плечи друг другу... «Брате Глебе, сказал Борис, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру.»
Но этот парадокс, конечно, является выражением основной парадоксии христианства. Крест, символ всех страстотерпцев, из орудия позорной смерти становится знамением победы[4]. И эту победу, уже и земную тоже, осуществил
святой князь Александр Невский, руководимый небесными силами, Борисом и Глебом, русскими князьями-страстотерпцами.
Грачева Ирина Викторовна, психолог, руководитель Санкт-Петербургской общественной организации «Культурное сообщество «Русский Дом»
[1] Ю.К.Бегунов. Об ижорце Пелгусии-Филиппе... http://www.anevskiy.name/index.php?pid=articles&id=13 &act=view[2] В.Н.Топоров «Святость и святые в русской духовной культуре», т. I, М.
1995
[3] Cказание о Борисе и Глебе
[4] Георгий Федотов.Святые Древней Руси.,1990
[5] протоиерей Дмитрий Денисенко, Борис Кузык. Борис и Глеб / Жизнь, подвиги, чудеса первых русских святых, 2005