itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

С чем встречать 65-летие Великой Победы?

Память о Великой Отечественной войне и фальсификации «украино-центристов»

0
191
Время на чтение 14 минут

История Великой Отечественной войны и память о ней являются одной из основных духовных ценностей русского народа, консолидируют Русский мир, способствуют формированию чувства национальной гордости у русских людей. Великая Победа 1945 года стала возможной благодаря патриотическому сплочению русского, украинского, белорусского и других народов СССР, явилась наглядным доказательством цивилизационного единства этих народов, их способности с успехом противостоять суровым историческим вызовам эпохи. Без всякого сомнения, образ Великой Победы является важным ферментом сплочения не только восточнославянских народов, но и всех других национальностей Советского Союза. О геополитическом значении Победы СССР - России в Великой Отечественной и Второй мировой войне и говорить не приходится - они очевидны, ибо изменили возможный ход мировой истории в ХХ веке.

Не будь Великой Победы, не было бы ни Русского мира, ни современной американо-европейской (западной) цивилизации, а страны Азии, Африки и Латинской Америки были бы обречены на угнетенное, колониальное положение. Именно борьба СССР - России против фашизма обеспечила решающий перелом во Второй мировой войне и позволила Антигитлеровской коалиции Объединенных Наций избавить планету от угрозы тотальной фашизации, освободила человечества от угрозы гитлеровской экспансии и геноцида. Все эти истины уже шесть с половиной десятилетий являются «прописными», однако с сожалением следует констатировать, что после развала СССР эти очевидные исторические факты стали подвергаться сомнению в угоду циничной политической конъюнктуре. Не только праворадикальные круги в США и Европейском Союзе, но даже местные правящие элиты некоторых постсоветских независимых государств, исходя из своих не то антисоветских, не то русофобских концепций, развернули кампанию по дискредитации деятельности СССР - России во Второй мировой войне. Прискорбно, что в бывших оккупированных нацистами советских республиках - на Украине, в Прибалтике - не прекращаются попытки оболгать и выхолостить исторический смысл и значение Великой Победы, предать её забвению и взамен возвести на пьедестал местечковых пособников Гитлера, которых ныне презентуют в качестве «национально-освободительного движения». Героизация нацистских пособников особо серьезных масштабов достигла в Прибалтике, а также на Украине, где, начиная с 1990-х годов, проводился государственный курс на переписывание истории Великой Отечественной войны и возрождение коллаборационистских движений, которые в качестве «национальной составляющей» были административным путем введены в исправленную, «национально-патриотическую» версию истории Второй мировой войны. Наиболее циничным моментом этой тотальной фальсификации было то, что она развернулась при еще живых ветеранах Великой Отечественной, которые из освободителей и героев своей страны превратились в «советских оккупантов» или, в лучшем случае», в «пушечное мясо Сталина», которое якобы просто гнали на убой ради имперских интересов кремлевского руководства. Эта идеология «нового национального мышления», закономерно должна была разделить народы и поколения, лишить общество его важнейшей духовной составляющей - патриотизма и исторической памяти о героическом прошлом.

Выше изложенные исторические ревизии и открытые националистические фальсификации, в том числе на Украине, давно уже являются предметом бесконечных научных, околонаучных и общественно-политических споров. Эти дебаты привели к глубокому расколу внутри Украины и продолжают самым худшим образом сказываться на российско-украинских межгосударственных отношениях. Казалось бы, явная политическая подоплека и историческая фальшивость этих дискуссий очевидна, однако «бои за историю» не прекращаются и поныне. И постоянный, агрессивно возрастающий характер этой ревизионистской кампании, несмотря на её очевидную антидемократическую и реакционную сущность, заставляет глубоко задуматься над опасностью происходящих неофашистских процессов, приводит к необходимости выработки качественно новых форм и методов борьбы с фальсификацией истории Великой Отечественной войны.

Фальсификация истории давно стала «визитной карточкой» официальной украинской историографии Второй мировой войны, а сам вирус национализма глубоко поразил гуманитарную науку современного украинского государства. Этот процесс начался еще в 1990-е годы, когда представители бывшей украинской советской республиканской историографии начали процесс «национализации» исторической памяти, который в итоге привел к формированию концепции так называемого «украиноцентризма». Это понятие, запущенное в оборот с подачи представителей Института истории НАН Украины, должно было означать пересмотр всего исторического прошлого украинских земель в «национально-патриотическом» ключе, однако в действительности обернулось банальной националистической фальсификацией. Вместо ветеранов Великой Отечественной войны «освободителями» и «героями» стали нацистские пособники ОУН - УПА и 14-й дивизии ваффен СС «Галиция». Всё это общеизвестно и вызывает серьезное возмущение, как на Украине, так и за её пределами, однако националистическая деградация украинского общества от этого не прекращается. Наоборот, при «оранжевом» президенте Викторе Ющенко реабилитация ОУН - УПА достигла своего апогея, а присвоение звания «Герой Украины» главарям УПА Роману Шухевичу и Василю Куку, а также одиозному «вождю» ОУН Степану Бандере стало «венцом» гуманитарных достижений «оранжевой революции». При этом националистическая идеология при прямом поощрении украинского государства начала проникать в южные и восточные регионы страны, населенные в основном русскими и русскоязычными гражданами. Навязывание общественности Юго-Востока «новых героев» и «национальной истории» систематически осуществлялось через учреждения образования и науки, президентские областные и районные администрации, наконец, через Службу безопасности Украины, руководство которой в 2008-2009 гг. организовало проведение в юго-восточных областях страны пропагандистской выставки «УПА: История непокоренных» и прочих мероприятий такого же рода. ЮгоВостоку Украины усиленно навязывался миф о местном «украинском национально-освободительном движении», чтобы закрепить в сознании обывателя, что бандеровщина является всеукраинским, а не сугубо западно-украинским движением.

В этой связи можно задаться еще одним немаловажным вопросом, с какими концептуальными наработками будет встречать 65-летие Великой Победы украинская историческая наука, да и будет ли встречать вообще? Судя по работам официальных украинских исследователей, отрицающих сам термин «Великая Отечественная война», очередная дата 9 мая для них вообще не является праздничной.

За последние годы, в том числе в период правления «оранжевого» президента В. Ющенко, издана огромная масса националистической ревизионистской литературы, начиная от претендующих на научность изданий с грифом Института истории НАН Украины и других почтенных учреждений, и заканчивая школьными учебниками истории и даже детской литературой. Анализ всего этих произведений может составить монографическое исследование, поэтому в данном случае сошлемся лишь на немногие, но весьма характерные, примеры интерпретаций, что позволяют себе официальные украинские историки. Например, вот что заявил кандидат исторических наук Иван Патриляк из Киевского национального университета: «Как бы жестоко это не звучало, но смерть одного бойца УПА или подпольщика ОУН принесла для дела освобождения Украины намного больше, чем миллионные жертвы украинцев Красной Армии... К сожалению, миллионные потери украинцев в чужих армиях ни на шаг не приближали украинский народ к главной национальной цели - приобретению независимого государства» (Друга свiтова вiйна як виклик для української iсторiографiї//Україна модерна, 2008, № 13. - С.50). О том же говорит и другой представитель официозной историографии - Иван Дробот, который безапелляционно утверждает: «Программа и идеи, которые выдвинули ОУН и УПА, выдержали испытание жизнью. Их поддерживали народные массы, ибо они были выразителями их воли и стремлений в борьбе за независимость против антинародных систем - гитлеризма и сталинизма» (Дробот I. До лiтопису боротьби за українську державнiсть//Україна ХХ ст.: культура, ідеологія, політика. Збірник статей. Вип. 15. Ч. 1. - К., 2009. - С.142). При этом апологеты бандеровщины стремятся представить дело так, что негативный образ ОУН - УПА в общественном сознании - якобы искусственная мифологема «антиукраинских сил», вначале властей СССР, а теперь современной России. Соответственно образ Великой Отечественной войны изображается ревизионистами как советско-российский имперский миф, который служит для идейного закрепощения украинского обывателя. Известный украинский националист Евген Сверстюк заявил буквально следующее: «Для России историческая память - это память о русских победах, о том, что было озвучено в имперской истории, что было повторено в советской истории и что ныне также распространяется. Конечно, есть спорные моменты относительно этого. Например, под названием победа в так называемой Великой Отечественной войне скрыто поражение, которого не знала ни одна армия в истории мира...». (Історична пам’ять як поле змагань за ідентичність: матеріали «круглого столу» 22 квіт. 2008 р./Нацiональний Iнститут стратегiчних дослiджень. - К., 2008. - С.13). Ещё более детально (и еще более агрессивно) коснулся этой темы сотрудник Института истории НАН Украины Александр Удод, который позволил себе констатировать: «Значительная часть населения Украины, в отличие от европейских народов, еще национально не сознательна. Эта часть населения должна получить правдивую информацию о нашей истории. В сознании населения Украины необходимо утвердить тысячелетние традиции украинской государственности. Тогда не будут восприниматься заявления соседей о том, что Украина вообще не государство и никогда не имела опыта государственного творчества. Наиболее на сознание украинского народа влияют исторические события, связанные с национально-освободительной борьбой» (Удод О. Iсторична пам’ять в Українi та європейськi цiнностi//Україна ХХ ст.: культура, ідеологія, політика. Збірник статей. Вип. 15. Ч. 2. - К., 2009. - С.7). Итак, по мнению представителей «нового исторического мышления», именно «несознательное» население Украины вкупе с «соседями» (понятно, какими) повинно в том, что до сих пор, несмотря на массовую националистическую пропаганду, не считает бандеровцев своими героями. А. Удод прямо указывает на «виновных» и призывает к дальнейшему идеологическому наступлению: «Нынешняя негативная реакция российского руководства (письма и заявления Медведева) и общественности (властных политических партий, официальных историков) на стремление Украины к конструирования собственного исторического нарратива, не в последнюю очередь, является рефлексией, вызванной мифом культурно-исторического и государственно-политического единства украинского и русского народов и является влиянием неготовности признать историческую отдельность украинской нации. Украинскому государству и обществу нужна комплексная система мероприятий, направленных на индоктринацию украино-центристского видения... В противовес имперско-советскому мифу восточнославянского единства, в коллективной памяти украинских граждан должны утвердиться исторические украино-центристские образы национальной истории...» (там же). Таковы научные подходы и идейные «ценности» нынешней украинской гуманитарной элиты - людей, которые считаются «ведущими специалистами» в области истории Украины эпохи Второй мировой войны. Но, как это ни прискорбно, именно с такими горе-учеными Украина будет встречать 65-летний юбилей своей Победы в Великой Отечественной войне. И положительных симптомов в общей стагнации украинской историографии пока что не наблюдается.

Примечательно, что все эти процессы происходили почти при полном молчании, попустительстве, а в ряде случаев и при открытом содействии местной гуманитарной интеллигенции - чиновников в сфере образования и науки, преподавателей вузов исторических специальностей и т.д. К великому сожалению, «казённые» гуманитарные интеллигенты оказались не высоте своих общественных задач - многие из них, вместо того чтобы отстаивать правду истории, стали пособничать националистическим фальсификациям, чем внесли свой позорный вклад в надругательство над Великой Победой. Здесь, однако, следует четко разделять «казённую» и патриотическую интеллигенцию. Если первые, имея реальный административный ресурс и поощрение со стороны «оранжевой» власти, просто банально предавали историческую идентичность своего региона, то вторые, при всем желании выразить протест, обыкновенно не имели ни выхода на СМИ, ни издательских возможностей для публикации альтернативных исторических изысканий, не говоря уже об угрозе административных давлений. В итоге получилась парадоксальная, циничная, но прискорбная ситуация: русские и русскоязычные области Украины, население которых в большинстве осуждает деятельность украинских националистов, фактически не имеют достаточного количества гуманитарной интеллигенции, которая бы отстаивала ценности своих соотечественников в сфере образования и науки даже на региональном уровне! Разумеется, чрезмерное обобщение будет некорректным, тем более что указанные упреки касаются в первую очередь тех гуманитариев, которые по своей профессиональной специализации изучают и преподают историю Украины периода Второй мировой войны, поскольку именно они ответственны за происходящие фальсификации в этой области. Именно эти деятели, за редкими исключениями, не защитили Великую Победу на местах. Одной из причин «молчания» гуманитарных работников и их ярко выраженной индифферентности в подобных вопросах является коррупция в сфере образования и науки Украины. Давно уже не секрет, что составление «национально-патриотических» учебников истории и издание их массовыми тиражами, равно как защита кандидатских и докторских диссертаций по гуманитарным специальностям, неразрывно связаны со взяточничеством и, можно даже сказать, определенной коммерческой конкуренцией на этом поприще. В данном отношении гуманитарная бюрократия в регионах «завязана» на киевских чиновниках, ссориться с которыми из-за «принципов» в ущерб взаимовыгодным совместным схемам просто не прагматично, да к тому же чревато проявлением немилости или даже откровенным шантажом. Этот чрезмерный уровень коррупционной корпоративности консервирует националистическую идеологию в среде украинской гуманитарной интеллигенции, поскольку гуманитарная политика на общегосударственном уровне в известной степени форматируется западно-украинской «интеллектуальной элитой», которая в избытке представлена в Киеве. При этом уроженцы западного региона страны нередко присутствуют в руководстве соответствующих структур образования и науки даже в областях Юго-Восточной Украины.

Поэтому в настоящее время на повестке дня стоит создание качественно новой гуманитарной интеллигенции в вузах Юго-Востока Украины - за счет подготовки молодых кадров (историков, политологов, социологов, журналистов). Ведь оппортунисты-гуманитарии уже репродуцировали определенную часть студентов, аспирантов и даже кандидатов наук с националистическим «новым мышлением». Если гражданское общество Юго-Востока не создаст соответствующей альтернативы этому поколению «своих» младобандеровцев, исторической науке на Украине точно наступит конец.

Гуманитарная проблема имеет непосредственное отношение к ближайшему будущему молодого поколения России и стран СНГ. Именно от нынешней молодежи, в конечном счете, зависит сохранение преемственности поколений и будущая государственная политика. Это особенно касается молодого поколения гуманитарных специалистов - студентов и аспирантов исторического, политологического, социологического профиля, а также журналистов, которые уже в ближайшие годы объективно пополнят ряды гуманитарной интеллигенции и станут в известной мере влиять как на общественное сознание, так и на процесс постижения и изучения отечественной истории. Воспитание достойных молодых гуманитарных кадров, которым можно будет доверить сохранение исторической памяти общества и формирование положительного образа истории родной страны, - одна из важнейших задач для современного Российского государства, которое, являясь центром Русского мира, ответственно за дальнейшее развитие восточнославянской цивилизации. Эта высокая ответственность налагает на руководство России патронажные обязательства в отношении как «внутренней» российской молодежи, так и в отношении молодых российских соотечественников, которые находятся за пределами сегодняшних государственных границ Российской Федерации. Уделять внимание этому немаловажному фактору - значит закладывать хороший фундамент под будущее здание Русского мира и российской государственности XXI века. Одновременно такая политика будет способствовать укреплению цивилизационного единства России с Украиной и другими постсоветскими странами, упрочению положения русского и русскоязычного населения этих стран, усилению его авторитета и влияния в обществе.

Таким образом, встречая 65-летие Великой Победы, необходимо не только с гордостью вспоминать прошлое и чествовать оставшихся ветеранов, которых, как ни прискорбно, с каждым годом становится всё меньше и меньше, но создавать проекцию в будущее, передавая молодому поколению нелегкий, но необходимый груз национальных ценностей. Историческое наследие можно сравнить с доспехами, которые надежно защищают воина от внешних угроз и помогают ему уверенно противостоять вражеским козням. А ведь геополитическое положение Русского мира таково, что Руси всегда приходилось в борьбе отстаивать свои природные богатства, свободу, жизнь и достоинство, а также защищать друзей и соседей. Оплот Руси - православная вера, сильная державная власть, единый сплоченный народ и, конечно же, «гуманитарный щит», который консолидирует общество. Техническая сфера также жизненно важна для каждой развитой цивилизации, однако без надлежащего положения сферы гуманитарной технические средства и достижения не могут обеспечить успех. Ибо важно не только иметь орала, щиты и мечи, но и уметь владеть ими, а, владея, твердо знать, ради каких целей употребляются эти средства.

Большинство русского и русскоязычного населения Украины связывает с избранием нового президента Виктора Януковича определенные надежды на положительные изменения государственной политики в гуманитарной сфере. Если в ближайшее время эти надежды хотя бы частично не будут удовлетворены, вирус национализма спровоцирует ещё более серьезный раскол на Украине, а возможное разочарование жителей Юга и Востока страны в избранном президенте может круто изменить политическую конфигурацию в этих областях. Наконец, не отмена указов В. Ющенко о героизации Шухевича и Бандеры, наряду с другими мероприятиями подобного рода, будет означать, что 65-летие Великой Победы Украина встретит как неофашистское государство, в котором чествуют нацистских пособников и попирается международное право, игнорируются итоги Нюрнбергского процесса. Вместе с тем очевидно, что в руководстве самой Партии регионов и в окружении президента В. Януковича далеко не все деятели разделяют ценности Великой Победы и в идеологическом отношении скорее близки к украинским националистам, чем традиционным избирателям Партии регионов и В. Януковича, - речь идет в первую очередь об Анне Герман, известной своими двусмысленными заявлениями с характерным бандеровским подтекстом. Возможное политическое безволие В. Януковича в столь серьезных гуманитарных вопросах может обернуться не только дополнительными внутренними, но и внешними проблемами для Украины в отношениях с Россией и Польшей. Русские и русскоязычные граждане Украины, в первую очередь представляющие их общественные и политические организации, должны приложить максимум усилий, чтобы новоизбранный президент выполнил свои обещания относительно дегероизации Шухевича и Бандеры. В противном случае Украине неизбежно грозит еще более глубокий раскол.

Если до 9 мая президент В. Янукович не отменит одиозные указы В. Ющенко о чествовании украинских националистов и их вожаков, это будет означать, что 65-летие Великой Победы государство Украина встретится с коллаборационистами во героях. И все отговорки, лукавые толкования и обещания так и останутся примитивным политическим лицемерием. Если новый украинский президент по ряду причин так и не решится снять звание «Герой Украины» со Степана Бандеры, Романа и Юрия Шухевичей, Василя Кука, а также не отменит указы своего предшественника, чествуюшие ОУН - УПА в качестве «национально-освободительного движения», реакция прогрессивной общественности будет вполне предсказуемой. Остаётся лишь надеяться на принципиальность и последовательность В. Януковича. В противном случае ветеранов Великой Отечественной войны и всех граждан Украины, которым дорого наследие Победы, придётся испытать серьёзное разочарование, что уже на ближайших выборах возымеет свои последствия.

Однако истина заключается в том, что лучше всего защитить русских смогут лишь сами русские - поэтому русскому движению на Украине жизненно необходимо единство. В условиях идеологической неустойчивости центристских политических сил, идейной и организационной деградации левых (в первую очередь Коммунистической партии) и разрозненности русских организаций чрезвычайно важно создание объединенного общественного движения на Юго-Востоке. Это должна быть своеобразная конфедерация региональных организаций российских соотечественников и их союзников, которая бы без политических «посредников» взялась конструктивно отстаивать интересы - в том числе и гуманитарные - русских и русскоязычных граждан Юго-Востока Украины и Крымской республики. Подобные объединительные процессы частично уже запущены, важно лишь придать им положительную динамику и напряженно работать в этом направлении.

Алексей Мартынов, историк, Донецк

Центр политологического анализа и технологий

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Мартынов
Все статьи Алексей Мартынов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30