Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Благотворительность митрополита Сербского Михаила (Йовановича)

Алексей  Поповкин, Русская народная линия

Косово / 07.05.2010

Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5: 7).

 Владыка Михаил (Милое Йованович, 1826-1898) - основоположник сербской духовной литературы Нового времени, поборник литургического, культурного и политического единства Сербии и России. Он ввёл в богослужебную практику Сербской Церкви акафисты святым Кириллу и Мефодию, Прохору Пчиньскому, Петру Цетинскому, Сергию Радонежскому и Александру Невскому. Он упорядочил чин Крестной Славы, учредил Вознесенскую Литию, как торжество сербской столицы Белграда, впервые за несколько столетий совершил Помазание на Царство.

Он всегда считал, что политические и культурные связи с единокровной единоверной Россией есть необходимое условие существования самой Сербии.

Жизнь и труды святителя привлекают внимание многих исследователей. Известна весьма подробная статья иеромонаха Феофана (Шкобы) «Сербский митрополит Михаил и Россия во ΙΙ половине ΧΙΧ века», опубликованная на сайте «Богослов. Ру» (см. сноски).

Предлагаемый вниманию читателей небольшой очерк посвящён по преимуществу благотворительному служению Святителя Михаила, а также прояснению некоторых подробностей его общения с русским единомышленниками.

Митрополит Сербский МихаилБудущий митрополит родился в августе 1826 года в Сокобане, получил общее образование в Неготинской гимназии. В 1846 году он прибыл в Киев для получения церковного образования в Киевской Духовной Академии, в 1853 году Милое был пострижен в монашество в Киево-печерской Лавре с наречением имени Михаил. 1853 год новопостриженный инок провёл в паломничестве по Святой Руси.

Есть основания предполагать, что он встречался и со славянофилом - питомцем Оптинских старцев Иваном Киреевским.

В 2002 году были опубликованы дневники Ивана Васильевича Киреевского. В записях от 17 и 18 сентября 1853 года он упоминает о своих встречах с «сербским монахом, будущим епископом» [1]. Комментаторы дневника обозначили сербского монаха как «неустановленное лицо». Однако существует большая вероятность того, что Иван Васильевич познакомился тогда с будущим митрополитом Сербским Михаилом (Йовановичем). Михаил в 1853 году закончил Киевскую Духовную Академию. Затем, в течение нескольких месяцев, путешествовал по России, а осенью 1853 года был в Москве, где в то время жил Киреевский. Заранее было известно о назначении Михаила на епископскую кафедру, которую он занял в октябре 1854 года, став главой Шабацкой епархии.

В то время святитель мог быть единственным человеком, к которому относилось данное Киреевским определение.

Знакомство будущего митрополита с одним из признанных лидеров славянофильства свидетельствует о многом. С одной стороны, друзья Киреевского хотели привлечь его к практической работе с выходцами из славянских стран, с другой стороны, по-видимому, сам иеромонах Михаил интересовался славянофильством. Впоследствии Владыка Михаил будет вести обширную переписку с Иваном Сергеевичем Аксаковым и другими деятелями Славянского комитета. По сведениям Латинки Перович, Митрополит Михаил состоял в переписке с графом Н.П.Игнатьевым, генералом М.Г.Черняевым, профессором И.В.Ламанским, А.А.Майковым, Н.А.Поповым, И.С.Пальмовам, П.А.Кулаковским, священником русского посольства в Вене М.Ф.Раевским, К.П.Победоносцевым и Т.И.Филипповым [2].

В 1859 году Владыка Михаил стал Сербским Первосвятителем.

В 1858-1860-ом годах в Боснии и Герцеговине продолжались волнения, вызванные несправедливостями турецких властей, в Сербию устремлялись потоки беженцев. Митрополит Михаил всячески помогал им, стараясь сохранить в беженцах надежду на возвращение к родным очагам. Уже в то время Славянский Комитет стал оказывать помощь Боснии и Герцеговине, что способствовало налаживанию контактов с митрополитом Михаилом [3].

С начала 60-х гг. XIX в. каждый год митрополитом Михаилом направлялось около четырех лучших сербских учеников для получения духовного образования в России. Свидетельствует об этом письмо митрополита от 4 октября 1863 г.: «в Киевской академии нынешнего года кончили курс отец Моисей, священник Николай и Яков Павлович и они получат у нас должности. Но чтобы опять иметь людей для служения Церкви лучшим и высшим образованием, посылаю в Россию трех, из коих два диакона, которые Вам предстанут, посылаю в Москву для поступления в Вифанскую семинарию, где бы в удалении от мира могли приготовиться для поступления в академию. Я сам пишу владыке московскому о них, но прошу же и Вас, чтобы имели милость написать высокопреосвященному архипастырю Филарету о принятии сих диаконов - Живоина Йовичича и Алексея Георгиевича в упомянутой семинарии» [4].

В Центральном историческом архиве Москвы сохранилось несколько документов о благотворительной деятельности Митрополита Михаила:

«(Л. 1) 25 января 1864 года. Духовно-Учебное управление при Святейшем Синоде. Отделение 1, стол 1, Санкт-Петербург.

В правление Вифанской Духовной семинарии.

Азиатский департамент препроводил в Духовно-Учебное управление доставленные в оный по просьбе Митрополита Сербского Михаила Генеральным Консулом нашим в Белграде 128 червонцев и 8 цванцигеров (в полуцванцигерах) назначенные в пособие сербским уроженцам за 6 месяцев, т.е. с 1 ноября 1863 по 1 мая 1864 г.г. для раздела их поровну между 6-ю следующими воспитанниками русских духовно-учебных заведений: Санкт-Петербургской Духовной академии Никодимом Петровичем и Светозаром Никийичем,

(Л 2 об), Киевской Духовной академии Андреем Марьяновичем и Петром Николичем и Вифанской семинарии Живоином Йовичичем и Алексеем Джуричем.

Из назначенной суммы причитается обучающимся в Вифанской семинарии Живоину Йовичичу и Алексею Джуричу за вычетом страховых за пересылку 42 червонца и 1 рубль 28 с половиной копеек серебром.

Духовно-Учебное управление, препровождая при сем в семинарское правление означенные деньги, просит разделить их поровну между Йовичичем и Джуричем, истребовав от них в получении этих денег собственноручные расписки для отсылки оных в Министерство Иностранных Дел.

Директор И.Гаевский.»

Л. 3: Выписка из журнала Правления семинарии от 31 января 1864 года с упоминанием о том, что поступило пособие от Митрополита Михаила, причём один из диаконов назван Александром Джуричем, т.е. звали его Алекса.

Л. 3 об. - 4: Копия рапорта ректора Вифанской семинарии архимандрита Никодима о том, что деньги вручены по адресу.[5].

Живоину Йовичичу принадлежат следующие сочинения: статья «Писмо писано митрополитом црногорским Савом митрополиту Платону 1776. године, фебруара 26.» (Гласник С. У. Д., 1867. №. 22. С. 359) и «Светковина 25-годишньице Архиjереjске службе митрополита Српског Михаила» (Београд, 1879 г.).

Владыка заботился не только о воспитанниках духовно-учебных заведений.

6 октября 1868 года на заседании Санкт-Петербургского отдела Славянского Благотворительного Общества обсуждалось письмо Митрополита Сербского Михаила о помощи студенту Шимере (он был принят в Императорскую Медико-хирургическую академию) [6].

В 1869 году Митрополит Михаил посещал Россию и сам присутствовал на заседании Московского Славянского Общества.

Но воистину, «Многи скорби праведным» (Пс. 33.20)!

1 августа 1875 г. в Белграде был основан комитет для помощи восставшим в Боснии, председателем которого стал Сербский Митрополит. 20 октября 1875 г. он возглавил международный комитет для помощи беженцам в Боснии и Герцеговине. В тот же день Владыка писал протоиерею Раевскому, прося «с покорнейшей просьбой пособить своими советами, основанными на долголетнем изучении и опытности, что нужно делать нашему Комитету для лучшей и существенной помощи бедным братьям? Черногория и Далмация полна народу герцеговинского, в Славонии и Среме, также в Кроации и Сербии очень много народу из Боснии. Все эти люди ужасно страдают от голода и холода, а оставшиеся в Турции также от насилия пропадают. Наш православных сербов элемент в Боснии уничтожается, место их займут татары, черкесы и немцы.... Вам, достопочтеннейший отец, известно все, что мы делали для спасения бедного народа нашего. И спасибо русским, они одни приняли к сердцу несчастную судьбу своих единоверцев и единоплеменников и посылают обильную помощь». Решением сербского Совета министров Сербский митрополит был назначен председателем комитета для помощи нуждающемуся населению Сербии, Старой Сербии (Косово), Боснии и Герцеговины, Болгарии. После этого Михаил играл существенную роль в деле привлечения русских добровольцев и денег для сербско-турецкой войны. Во многом благодаря его влиянию, его связям в российском обществе события на Балканах привлекли к себе внимание не только правительства, но и русского народа, что имело решающее значение для судьбы Сербии» [7].

«В сентябре 1875 г. С воззванием к русскому народу об оказании помощи славянам Боснии, Геоцеговины и Старой Сербии (Косово и Метохии) обратился сербский митрополит Михаил: «Православные братья! К вам уже донеслись тяжёлые стоны родного вам сербского народа Боснии, Герцеговины и Старой Сербии. В течение пятисот лет этот героический народ выносил и выносит все беды и несчастья, какие только может выдумать зверское своеволие безбожных азиатских угнетателей - турок, желающих истребить и уничтожить православный славяно-сербский народ на Балканском полуострове. Братья русские, услышьте призывающий вас голос, полный мольбы, во имя единой святой православной веры не откажитесь подать посильную помощь вашим братьям-славянам!».

Воззвание сербского митрополита нашло отклик по всей России.

Одними из первых денежных поступлений из Самарской губернии в пользу пострадавших славянских семей стали средства от литературно-музыкального вечера, устроенного в Самаре известными общественными деятелями П.В.Алабиным и Е.К. Рихтер, а также собранные у населения по подписке нотариусом Аляевым (всего 725 р.). По предписанию епископа Самарского и Ставропольского Герасима послание сербского митрополита и аналогичное обращение черногорского митрополита Иллариона вместе с подписными листами для сбора пожертвований были разосланы по всем монастырям и церквям епархии [8].

Кубанская пресса в 1876 году сообщала: «получено от жителей г. Темрюка: холста в кусках, старого белья, бинтов, ветоши 1 пуд 25 1/2 фун. и 13 1/2 фун. корпии, приготовленной ученицами Темрюкского женского училища; а от жителей станиц Эриванской, Ахтырской и Холмской тулуп, шапка, женские платья, мужские и женские рубахи, головные платки, холст в кусках и проч. весом 2 пуд. 32 фун., все эти вещи отправлены в Белград на имя митрополита Сербского Михаила» [9].

Высокий общественный авторитет митрополита Михаила в Сербии был подтверждён в 1876 году, когда в Белграде по инициативе доктора Владана Джорджевича состоялось основание Сербского Общества Красного Креста: владыка был избран первым председателем Общества [10].

На плечах митрополита в 1877-1878 годах лежала забота о десятках тысяч беженцев, раненых и сирот, которым требовалась ежедневная помощь. Поэтому он находился в постоянном контакте со Славянскими Обществами России.

Например, в январе 1877 года на заседании Дамского отделения Славянского Благотворительного общества было прочтено письмо Митрополита, интересовавшегося положением сербских беженцев в Петербурге [11].

После не вполне удовлетворительного для Сербии окончания Русско-турецкой войны митрополит Михаил продолжал предпринимать усилия для защиты сербских национальных интересов в Боснии и Герцеговине, так как к сожалению эти провинции были захвачены австрийцами. От Славянских Обществ он получил для этих целей 80 тысяч динаров.

Руководство Австро-Венгрии было крайне недовольно действиями митрополита и через свою клиентуру в Белграде постаралось избавиться от него.

Поводом для отстранения митрополита от власти стало неприятие Сербской Церковью предложенного правительством «Закона о таксах». Принято говорить, что этот закон был примером игнорирования прозападным руководством Сербии интересов Церкви и её канонов. Всё это так, но не стоит забывать и о таких подробностях закона, как изъятие из ведения церкви бракоразводных дел, конфискация монастырских имений, запрет на ношение традиционной священнической и монашеской одежды. Все эти меры были направлены на подрыв сербского благочестивого образа жизни, на обновленческое перерождение.

В 1881 году митрополит Михаил и Священный Синод подали протест против закона о таксах, после чего Милан Обренович приказал заключить митрополита Михаила под домашний арест. В апреле 1883 года, в Вербное Воскресение, митрополит выехал из Сербии для посещения святых мест православного Востока: чрез Цареград отправился он в Иерусалим и другие святые места Палестины.

В июле 1883 года митрополит прибыл на Афон, где в августе того же года освятил главный храм русского скита «Новая Фиваида» в честь всех Афонских Святых [12].

Владыка жил некоторое время в Болгарии (В Варне и Рущуке), где однако, пребывание его было стеснено недвусмысленными представлениями тогдашнего сербского правительства...Тогда митрополит Михаил вынужден был искать себе нового убежища, и он нашёл гостеприимный приют в родной и близкой ему России. Однако враги Владыки всё ещё не могли успокоиться. 13 ноября 1884 года Вселенский Патриарх Иоаким Четвёртый, повинуясь инструкциям австро-венгерского посольства в Стамбуле, признал австрийского ставленника лжемитрополита Феодосия Мраовича законным главой Сербской Церкви. Святитель Михаил с горечью отвечал ему в открытом письме: «Не имею где свою голову подклонити, ибо нынешнее сербское правительство не терпит меня в Сербии самовольно и беззаконно, в Цареграде не дали мне остановиться, в Румынии жить запретили, в Болгарии, вследствие ссоры с Сербией, восстали против меня и я должен был выехать оттуда... Письмо Вашего Святейшества... не только что озадачило всех друзей нашей Церкви и набожные христианские души, но оно их поразило и до глубины благочестивого сердца тяжело оскорбило и огорчило» [13]. Под давлением Англии в 1885 году Священный Синод Элладской Церкви под председательством митрополита Прокопия так же признал Мраовича митрополитом Сербским.

Между тем все эти признания наносили огромный вред православию на Балканах, поскольку Ватикан, пользуясь изгнанием митрополита Михаила как благоприятным для себя обстоятельством, развернул в Сербии масштабную пропаганду.

В этих тяжелейших условиях владыка Михаил, тем не менее, не оставлял благотворительных дел: например, он защищал русских иноков-келлиотов на Афоне от произвола греческих монастырских властей.

В 1887 году «митрополит Сербский Михаил (Йованович), почитатель и друг ( Никиты Петровича) Гилярова, в сослужении протопресвитера Н.А.Сергиевского, двух архимандритов и 16 протоиереев и священников» отслужил панихиду по публицисту-славянофилу, бывшему, как и Владыка, Кавалером Сербского Таковского Креста [14].

В том же году Митрополит «в продолжение своей гуманитарной миссии», выхлопотал сербскому изгнаннику, будущему Премьер-Министру Николе Пашичу единовременное пособие от Славянского Общества в 200 рублей, а затем и ежемесячную помощь в размере 25 рублей [15].

В 1889 году, на Троицу, митрополит Михаил тожественно возвратился в Белград и вступил на свою кафедру, встреченный большим ликованием народа.

В 1894 году отмечалось сорокалетие епископского служения Владыки. На юбилей откликнулся журнал «Христианское Чтение»: «Православие есть символ братского единомыслия и любви. Спасение и счастье славянских народов лежат в братском единении их и согласии между собою». Маститый сербский архипастырь 40 лет уже заботится «о поддержании и укреплении братской связи между русскими и сербами», и пока он жив, его «голос властен в сербском народе» и «дотоль, - твёрдо мы верим, - «тщетны усилия и козни наших общий врагов» разорвать духовный союз славян, русских и сербов. - «Да продлятся же на многая и многая лета» дорогие и полезные для Сербии и для всего православного славянства дни маститого первосвятителя сербской церкви, который 40 лет с честью следовал по пути славного предка своего святителя Саввы Неманича» [16].

Священномученик Платон, Епископ Баня-ЛукскийИ в последние годы жизни Святитель Михаил продолжал благотворительную деятельность: он позаботился о судьбе молодого иеромонаха Платона (будущего Священномученика Платона, Епископа Баня-Лукского), которого он отправил, для обучения русскому языку на Сербское подворье в Москву с тем, чтобы Платон впоследствии мог учиться в Московской Духовной академии. В сентябре 1897 года Платон был принят в академию без экзаменов и получил Аксаковскую стипендию [17]. Это было последнее благодеяние владыки: зимой 1897-1898 годов силы оставили его и 5 (17) февраля 1898 года он скончался.

«Не стало этого великого православного святителя, пользовавшегося большим нравственным авторитетом на всём православном Востоке, и в частности у нас в России, не стало великого печальника сербского народного горя, не стало непоколебимого друга России и пламенного ревнителя славянского единения под покровительством великой, мощной православной России, идеалы которой блаженно-почивший владыка усвоил своим истинно-православным разумением и своею воистину широкою, мягкою и доброю славянскою душою» (И.С.Пальмов) [18].

Крупнейший сербский этнограф и церковный историк архимандрит Никифор (Дучич) считал, что «Сербская Церковь со времён Святого Саввы не имела такого просвещённого, достойного и заслуженного Архипастыря», как Святитель Михаил [19].

Прошли годы...

К сожалению, враги Сербства и Православия не умерили своей злобы. Как во времена Милана Обреновича, так и сегодня, европейские миротворцы охотятся за сербами. 130 лет назад напредняки приносили Сербию в жертву идолам «цивилизации» и «прогресса», а сегодня сербский народ приносится в жертву химере «евроинтеграции», той самой, из-за которой тяжко страдают наши братья греки.

Исповеднический подвиг епископа Артемия (Радосавлевича) во всём подобен подвигу митрополита Михаила, и мы верим, что он так же будет увенчан победным венцом.

 Примечания: 

1. Киреевский И.В. Разум на пути к Истине. Философские статьи, письма, дневник. М.: "Правило веры", 2002. С. 438, 586.

2. Perovic L. Narodna radikalna stranka: utemeljenje ideologije socijalnog, nacionalnog i politickog jedinstva srpskog naroda. Helsinški odbor za ljudska prava u Srbiji, Beograd. 2008. S. 50.

3. Jagodic M. Naseljavanje Knezevine Srbije, 1861-1880.Posebno izdanje. Ur. Tibor Zivkovic. Beograd. 2004. S. 60.

4. Феофан (Шкоба), иером. Сербский митрополит Михаил и Россия во ΙΙ половине ΧΙΧ века. Оригинал: http://www.bogoslov.ru/text/382370.html Копия: http://www.manastir-lepavina.org/vijest_ru.php?id=3159

5. ЦИАМ, Ф 427, оп 1, том 1, дело № 1706 (1864 год).

6. ГАРФ. Ф. 1750, оп. 1, д. 49. Л. 60.

7. http://www.manastir-lepavina.org/vijest_ru.php?id=3159

8. Черкасова М. «За честный крест и веру золотую» (Население Поволжья и национально-освободительная борьба южных славян в 1875-1878 гг.). http://srbija.ucoz.ru/publ/2-1-0-22. См. также: Сквозников А.Н. «За Честный Крест и Веру Золотую!». Волжане и национально-освободительная борьба южных славян в 1875-1878 гг. Славянский сборник: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 7. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. С. 86.

9. Матвеев О. В. Три сюжета из истории войны за освобождение славян: http://www.gipanis.ru/?level=326&type=page&lid=317

10. Црвени Крст у Суботици, 1886-2006. Суботица. 2006.С. 124.

11. ЦИАМ, Ф. 1901, оп. 1, д. 2, л. 13:

12. Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник. Т. 1.: 1880-1901. По материалам ГА РФ/ Подгот., изд. И ред. О. Н. Ефремова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.С. 462.

13. Послание высокопреосвященного архиепископа Белградского и Митрополита Сербского кир-Михаила к вселенскому патриарху всесвятейшему Иоакиму IV по поводу антиканонического признания лжемитрополита Феодосия// Известия Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества. 1885. № 3. С. 141-142.

14. Дмитриев А. П. Н.П. Гиляров-Платонов и его газета // Москва. 2008. № 5. С. 215

15. Шемякин А.Л. Митрополит Михаил в эмиграции (вместе с Николой Пашичем против Милана Обреновича)./ Славянский альманах. 2002.- М.: «Индрик», 2003. С. 126- 127.

16. Высокопреосвященный Михаил, митрополит сербский: по поводу 40-летнего юбилея его священнослужения в епископском сане// Христианское Чтение. 1895. № 1-2.С. 173.

17. Житиjе Светительа Платона, епископа Баньалучког: http://www.spcbl.org/novo.php?subaction=showfull&id=1241988327&archive=&start_from=&ucat=1&cat=1

18. Цит. по.: Лопухин А.П., кн. История Православной Церкви в XIX веке. Том второй. Славянские Церкви. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1998. С. 420.

19. Животопис Архимандрита Нићифора Дучића/ Нићифор Дучић, Архимандрит. Историја Српске Православне Цркве.

Гацко. ДОБ. 2002.С. 16.

Иллюстрации:

1. Святитель Сербский Митрополит Михаил: http://pravoslavlje.spc.rs/broj/1006/tekst/kanonski-udar-i-nova-jerarhija-u-srpskoj-crkvi/print/lat

2. Священномученик Платон, Епископ Баня-Лукский http://www.rastko.rs/rastko-bl/duhovnost/platon_l.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме