Как о.Андрей Кураев доказал, что эволюционист не может быть православным

Реплика читателя

0
1012
Время на чтение 8 минут

Моя реплика, мягко говоря, запоздала: о.Андрей Кураев опубликовал свою статью «Может ли православный быть эволюционистом?» еще в 1999 году. Но тогда я был атеистом и православной публицистикой не интересовался. Несколько позже, когда я обнаружил (для себя, естественно) мифологичность «научной картины мира» и стал судорожно искать ей замену - именно некоторые книги о.Андрея, скачанные с его сайта, помогли мне сделать выбор, за что я ему вечно благодарен. Статью об эволюционизме я тогда лишь проглядел: меня интересовало Православие само по себе. Лишь недавно я прочел ее более внимательно, и обнаружил ускользнувшее при первом чтении: предлагаемая о.Андреем схема соотнесения Православия с эволюционизмом неприемлема для эволюционистов.

Библия Моргана. Франция. Ок. 1250Этот факт до сих пор остался незамеченным, думается, лишь потому, что все критики сосредотачивались исключительно на богословских вопросах. Но нет худа без добра: прошедшее десятилетие выявило некоторые миссионерские результаты рассматриваемой статьи, и результаты эти - не тривиальны. В Интернете не заметно следов какого-либо интереса к ней эволюционистов, зато определенные категории православных с удовольствием становятся эволюционистами. Приведу одно из сообщений:

«Здесь уместно отметить, что отцу Андрею Кураеву православная молодёжь верит безоговорочно. И потому продвинутая православная молодёжь теперь с пренебрежением показывает пальцем: «Смотрите, этот чудак верит в шесть дней творения!» А если этот «чудак» попытается сослаться на «Шестоднев» святителя Василия Великого, то его тут же обвинят в излишней прямолинейности восприятия святоотеческих текстов по причине заражения протестантским рационализмом».[1]

Иначе говоря, наблюдаемый результат состоит в том, что миссионерское усилие о.Андрея сработало в противоположном направлении. Налицо промах, и я попытаюсь прояснить причину этой неудачи.

Отец Андрей предлагает эволюционистам следующую, так сказать, редуцированную с двух сторон схему эволюционного процесса:

1) Толчок к созданию жизни дает Бог, повелев земле сотворить растения, а затем воде - сотворить «кишащих» в них. После чего Бог творит первых животных;

2) Затем вступает в действие эволюционный процесс, в результате которого, через длительный период времени (фактически - сколько понадобилось) появляется животное с телом человека, но без человеческой души, следовательно - без разума. «Мы не имеем права назвать его человеком, так как тело человека без души - это еще не человек, но это в самом буквальном смысле антропоморфное, человекообразное существо»;[2]

3) Наконец, Бог лично вдувает душу в это животное, тем самым создавая из него человека.

По мнению о.Андрея, такая схема не противоречит православному вероучению. Эту сторону вопроса я не обсуждаю вообще по причине собственной неграмотности. Я просто допускаю, что все это так и есть, и смотрю - что из этого следует? Замечу лишь, что по вопросу, вызывающему наиболее острую богословскую полемику (составляли ли шесть дней творения 144 астрономических часа), позиция о.Андрея совпадает с мнением, авторитетным в Русской Зарубежной Церкви. Речь идет об учебнике «Закона Божия», составленном прот.Серафимом Слободским,[3] где на стр. 83 сказано следующее:

«Бог мог бы создать весь мир в одно мгновение, но так как он с самого начала хотел, чтобы этот мир жил и развивался постепенно, то и создал его не сразу, а в продолжение нескольких периодов времени, которые в Библии названы «днями». Но эти «дни» творения не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь наш день зависит от солнца, а в первые три дня творения не было и самого солнца, значит, не могло быть и теперешних дней. Библия написана пророком Моисеем на древнееврейском языке, и на этом языке и день, и период времени назывались одним словом «йом». Но точно знать, какие это были «дни», мы не можем, тем более что нам известно: «У Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3,8; Пс.89, 5)».

Понятно, что принятие мнения о том, что дни творения были сколько-нибудь длительными периодами, необходимо влечет за собой согласие с тем, что животные (и растения) с самого начала были созданы смертными, а хищники были с самого начала созданы хищниками - то есть борьба за существование имела место и до первородного греха. Следовательно, теоретически открывается возможность и для эволюционного процесса.

Есть еще один момент, почему-то упущенный о.Андреем: если Бог создал человека из тела смертного антропоморфного животного - он должен был сначала преобразовать его тленную материю в нетленную. Ведь до грехопадения первый человек был бессмертным! А как ни крути, биохимия тленного и нетленного тела должна быть различна. В чем это различие, мы не знаем (иначе мы уже были бы бессмертными) - но оно есть. Впрочем, этот пропущенный этап легко вставить в схему.

Итак, допустим, что православных эта схема устраивает. Вопрос: устраивает ли она эволюционистов?

Прежде всего, придется уточнить, о каких эволюционистах идет речь - то есть развести эволюционизм и теорию эволюции. Если теория эволюции - это обычная научная теория (пусть и неудовлетворительная), то эволюционизм (как, собственно, и всякий «изм») есть идеологически мотивированный миф. Это известно давно: еще Данилевский[4] разобрал этот миф по косточкам (как, впрочем, и теорию). Но обратимся к уважаемому о.Андреем автору - Клайву Степлзу Льюису:

«Главная идея Мифа - то, что верящие в него называют «Эволюцией» или «Теорией развития».... Я не хочу сказать, что эволюционная доктрина, с которой имеют дело биологи-практики - тоже миф. Это - гипотеза; может быть, менее удовлетворительная, чем надеялись ученые пятьдесят лет назад; но это еще не причина называть ее мифом. Это настоящая научная гипотеза. Но мы должны четко различать теорию эволюции как биологическую теорему и популярный эволюционизм, каковой и является Мифом.[5]

Отец Андрей, конечно, знает об этом различии - он упоминает о нем в самых первых строках своей статьи. Но, в отличие от Льюиса, полагает миф лишь вульгарной формой изложения теории:

«У христиан, обращающихся к проблеме эволюции, возникает совершенно естественная «аллергия» к этой концепции, в основном из-за вульгарной формы, в какой она всем нам знакома со школьной или институтской скамьи. Излагается ли эта теория как дарвинизм или как неодарвинизм, она полна нескрываемым антибиблейским задором».

Между тем, различие между эволюционизмом и теорией эволюции - прежде всего предметное. Эволюционизм вообще отрицает какое-либо участие Бога: жизнь возникла спонтанно и самопроизвольно, развивалась естественно и, наконец, развилась до человека. Отсюда и «антибиблейский задор». Когда математики показали, что создание простейшей молекулы белка (не говоря уже о живой клетке!) в результате случайных химических реакций требует гораздо больше времени, чем геологи отводят Земле - знаменитый астроном и убежденный эволюционист Фред Хойл занялся поисками следов жизни в ледяных кометах, которые могут быть в разы старше Земли.

Короче говоря, эволюционизм - не вульгаризация научной теории, а настоящий, сознательно сконструированный миф, лежащий в основе объемлющего мифа: «научной картины мира». И миф этот - вовсе не советского происхождения, как почему-то считает о.Андрей: Данилевский, Льюис и Хойл не имеют никакого отношения к советскому периоду истории России.

Напротив, теория эволюции (как классическая дарвиновская, так и современная синтетическая) вообще не рассматривают вопрос возникновения жизни. Жизнь возникла - это факт, а как - не вопрос науки. Сам Дарвин, как известно, считал, что первые живые организмы были созданы Творцом:

«Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм».[6]

Таким образом, убежденные эволюционисты, верящие в миф, никак не могут быть прельщены предлагаемой о.Андреем схемой: ведь фундаментом их эволюционизма является атеизм, а им предлагают допустить, пусть ограниченное, но участие Бога в эволюционном процессе! Объектом миссионерской активности о.Андрея в данном случае могут быть лишь верящие в истинность теории эволюции. Им остается сделать лишь одну редукцию: допустить, что эволюционный процесс создал человеческое тело, но душу в него вдохнул Бог.

Увы - даже это оказывается невозможным. Школьные учителя биологии (которым непосредственно адресована статья о.Андрея) знакомы с теорией эволюции все же лучше своих учеников - и они прекрасно знают, что появление антропоморфного животного без разума в результате эволюционного процесса противоречит закону естественного отбора. В самом деле, закон естественного отбора гласит, что преимущество в борьбе за существование получает наиболее приспособленный. Но животное с телом человека как раз наименее приспособлено к дикой природе: даже если таковое каким-то образом появится - оно обречено на вымирание согласно тому же закону.

Вообще-то это очевидно: достаточно посмотреть на себя в зеркало и представить перспективы своего выживания в дикой природе - без разума. Но в публикациях принято ссылаться на авторитетов, поэтому приведем мнение по этому вопросу самого автора теории эволюции:

«Физическая слабость человека, его незначительная быстрота, недостаток природ­ного оружия и пр. были более чем уравновешены, во-первых, его умственными спо­собностями, посредством которых он, находясь еще в диком состоянии, уже устра­ивал себе оружие, снаряды и пр., и во-вторых, его общественными свойствами, которые научили его помогать своим ближним».[7]

Короче говоря, согласно теории эволюции человек мог возникнуть в результате эволюционного процесса лишь как человек, а не как антропоморфное животное. Даже умеренный эволюционист, адепт теории, а не мифа, не может стать православным по схеме о.Андрея: закон естественного отбора не позволяет. И отец Андрей, со свойственной ему энергией и натиском, убедительно это доказал. Методологические выводы из этого факта - задача уже не моя, а самого отца Андрея.

Что же до православной молодежи, которую о.Андрей невольно «совратил в эволюционизм» - ну, будем надеяться, что эти вчерашние школьники понимают в теории эволюции не больше обычных школьников, и просто не видят замеченного мною противоречия. В этом случае они все еще остаются православными.


[1] В.Мельников. Не стоит прогибаться под изменчивый мир. «Вера-Эском», № 567, июль 2008.

[2] Цитаты из статьи о.Андрея приводятся (далее без ссылок) по файлу, находящемуся на сайте www/kuraev.ru.

[3] Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями. Составил протоиерей Серафим Слободской. Тираж для России отпечатан в 2007г. в Нижнем Новгороде по благословению Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия. Продается в иконных лавках.

[4] См.: Н.Я.Данилевский. Дарвинизм. Критическое исследование.

[5] К.С.Льюис. Похороны великого мифа.

[6] Ч.Дарвин. О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь. Последняя фраза книги.

[7] Ч.Дарвин. Происхождение человека и половой подбор, гл. 2.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Черных
Вокруг миссии и не только
(размышления новоначального)
02.08.2010
Николай Михайлович Карамзин как русский европеец
Зачем нужна «норманнская теория»
22.01.2010
Все статьи Дмитрий Черных
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35