Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Славянский Комитет и борьба за Православие в Македонии (1859 год)

Алексей  Поповкин, Русская народная линия

03.04.2010

Исторический опыт показывает, что насаждение католичества в славянских странах нередко сопровождалось разобщением и конфликтами. Противоречия между хорватами и сербами, болезненное развитие событий на Западной Украине - общеизвестные примеры подобных разделений.

В середине XIX века католические миссионеры - иезуиты и лазаристы - попытались привести к подножию папского трона православных болгар и жителей Македонии [1]. Но благодаря усилиям русской дипломатии и Славянского Комитета первый натиск был отражён. Последующие события показали, что Комитет пытался уберечь балканские народы от страшной опасности. Македонские католики - кукушане - испытывали фанатическую ненависть к сербам и грекам. Слава Богу, опыт католического миссионерства оказался изолированным и Болгария, как и Македония, сохранила верность Православию.

Вспоминая о далёких временах, мы должны хорошо усваивать такие уроки и применять наш опыт к настоящему.

Поражение России в Крымской войне 1853-1856 годов было воспринято на Западе как повод для унижения Православных Церквей. Архимандрит Дечанской Лавры Серафим в письме к Императору Александру II упоминает о визите в монастырь французского дипломатического агента, который предлагал сербским инокам покровительство Наполеона III [2] (что, хотя об этом прямо и не говорилось, подразумевало последующее введение унии). В Болгарии также намечалось распространение католичества восточного обряда. Все нити кампании по искоренению Православия сходились в руках Эжена Боре (Eugene Bore, 1809-1878), личности по-своему замечательной.

Эжен БореБоре родился в городе Анжерс, получил образование в Колледже Станислава. Стал известен как ориенталист, жил в Армении и Персии. Перед Крымской войной Боре скандально прославился публикацией брошюры «Вопрос о святых местах», в которой «доказывал», будто бы Восточная Церковь, поскольку отделилась от Рима, потеряла права на Святые Места еще до Патриарха Фотия. О его роли в болгарских делах писал П.Матвеев: «Болгарское национальное движение обратило на себя тогда внимание Европы, и в Риме возникла мысль, пользуясь неудовольствием болгар против греческого духовенства, подчинить их папской власти. В начале 40-х годов в монастыре Св. Бенедикта в Галате с этой целью была основана миссионерская станция лазаристов с иезуитом аббатом Боре во главе, а в Бебеке, одном из предместий Константинополя, была основана школа для обучения болгарских мальчиков и девочек» [3]. В 1855 году Боре завербовал Драгана Цанкова, и тот начал издавать вестник «България», в котором велась активная антиправославная пропаганда ( впрочем, в 1859 году князь Лобанов-Ростовский писал директору Азиатского департамента Ковалевскому о том, что Цанков в конфиденциальной беседе предложил русскому посланнику сделку: Цанков прекращает униатскую пропаганду, а русская дипломатия выдаёт ему денежное пособие [4]).

Весьма благоприятная почва для дестабилизации Православной Церкви сложилась в Турции после опубликования (под диктовку английского посла) Султанского хатт-и-хумайюна 1856 года, который в числе прочего давал возможность местному населению влиять на назначение Архиереев. Среди городов, вызвавших повышенное внимание католических миссионеров, выделялся македонский городок Кукуш. Почему?

Местность, где он располагался, считалась стратегическим силовым узлом Балкан ещё во времена Гомера. Александр Рачинский так оценивал роль Кукуша в 1850-е годы: «Если укрепится славянство в Кукуше, то и Охрид и Битоль (обитель) возьмут с него пример» [5], соответственно, если Православие в Кукуше падёт, то будет создана угроза для центров православной традиции - Битоля (Монастира) и Охрида. Это прекрасно понимал и Боре. Он напряжённо следил за конфликтом кукушан с греческим Архиереем Мелетием. Отправлял своих агентов, например, польского эмигранта Турчановского. В 1858-1859 годах маленький Кукуш оказался в центре внимания Ватикана и петербургской дипломатии.

В российских архивах сохранилось множество документов о действиях России по защите Православия в Македонии, и одними из главных действующих лиц здесь были участники Московского Славянского Благотворительного комитета Алексей Николаевич Бахметев и Александр Викторович Рачинский. Бахметев оперативно получал от Рачинского и его балканских корреспондентов (братьев Миладиновых, Саввы Радулова) сведения о событиях и сообщал о них московским друзьям-славянофилам. Кроме того, на плечах Бахметева как председателя Славянского комитета лежала обязанность по снабжению православно-ориентированных кукушан деньгами. Константин Миладинов, имевший обширные связи в Полянинско-Дойранском крае, где и располагался Кукуш, по согласованию с Бахметевым и Рачинским перевёл на «македонское наречие» и издал в Москве в 1858 году часть труда священника Иоанна Флёрова о борьбе Православных Братств Юго-Западной Руси против католичества и униатства в XVI -XVIII веках [6]. В письме к Бахметеву ( конец июля - начало августа 1858 года) Рачинский указывал на необходимость передачи в Болгарию и Македонию 10 000 экземпляров перевода книги священника Флёрова. Егор Ковалевский сообщал Бахметеву о тех усилиях, которые предпринимал князь Лобанов-Ростовский для разрешения проблемы противостояния кукушан с их епархиальным Преосвященным - путём назначения на Полянинскую кафедру архимандрита Парфения Зографского ( по словам Рачинского, «давно желанного народом» [7]).

Парфений ЗографскийКак отмечал впоследствии Григорий Трубецкой, «Князь Лобанов поддержал ходатайство болгар о назначении епископа их национальности и даже заручился обещанием Вселенского Патриарха и Салоникского Митрополита на посвящение в епископы болгарского архимандрита Парфения, бывшего преподавателем болгарской школы в Фанаре и лично известного нашему посланнику» [8]. Парфений Зографский ( Павел Василков Тризловски, 1818 - 1876) родился в нынешней Македонии, принял монашество в болгарском Зографском монастыре на Св. Горе Афонской, учился в Киевской семинарии, а затем в Московской Духовной Академии. Некоторое время служил в русской посольской церкви в Константинополе. Был известен как талантливый проповедник и ревнитель просвещения, сторонник «македонско-болгарского» диалекта и литературного языка.

Весной 1859 года казалось, что усилия русской дипломатии и Славянского комитета близки к успеху. Патриархия согласилась назначить Парфения на Полянинско-Дойранскую кафедру, но... В последний момент Фанар переменил решение и было объявлено о перемещении в Кукуш епископа города Платамоны, природного грека, не имевшего ни малейшего представления о происходящих драматических событиях. Сообщение об этом было воспринято в Кукуше с огромным негодованием. 12 июня 1859 года жители города отправили Римскому папе прошение о переходе в католицизм - через начальника Боре патера Тюрока. Боре торжествовал...

Константинопольский Патриарший престол в тот год занимал человек с «посредственным образованием» и без твёрдой воли [9]. В этом же году Патриарх попросился на покой, но был удержан церковным советом и турецким правительством, которым тогда фактически распоряжалась Англия. Можно предположить, что существовала синхронная интрига: действия Патриархии по провоцированию кукушан и усилия Боре осуществлялись по команде из одного центра. Для российской дипломатии такое развитие событий было совершенно неприемлемо. Патриархия была вынуждена отправить в Полянинско-Дойранскую епархию нелюбимого в греко-фанариотской среде Епископа Иллариона, болгарина родом. 12 сентября Илларион Макариопольский поехал в Кукуш, но почти одновременно с ним (на 15 минут позже) в город прибыл Боре [10].

Однако хитрый иезуит на сей раз опоздал не только в хронологическом смысле - Илларион отговорил кукушан от принятия унии и настоял на прежнем проекте. Князь Г. Н. Трубецкой писал: «Не малого труда стоило нашему посланнику настоять на хиротонии Парфения. Наконец Вселенскому Патриарху и митрополиту Артскому удалось уговорить Салоникского митрополита прекратить своё противодействие» [11]. 29 октября во епископа Полянинского был посвящён Парфений Зографский. 12 декабря Александр Рачинский констатировал: «Уния погибе... Боре разбит на всех пунктах. Сёстры милосердия, непрошенные в Кукуше, удалились со срамом» [12]. «Проискам католических миссионеров в Кукуше открыто содействовал французский консул, вопреки соглашению, составившемуся между нами и Францией в Штутгарте, и противно смыслу известного циркуляра графа Валевского к консульским агентам на Востоке.

Участие Франции в католической пропаганде сказывалось в целом ряде случаев, которые делали его несомненным» (Кн. Г.Н. Трубецкой) [13]. Не вполне ясна в этом деле роль братьев Миладиновых. Хотя Константин Миладинов уверял Рачинского в том, что его брат Димитр, находившийся в Кукуше, всеми силами противодействовал Боре, Александр Викторович располагал иными сведениями, и между братьями и Рачинским произошло резкое охлаждение. К сожалению, братья почти сразу обратились за помощью к Иосипу Юраю Штросмайеру, что было воспринято как подтверждение подозрений об их прокатолических симпатиях. Боре, потерпев неудачу в Кукуше, не успокоился. Он затеял новую авантюру, на этот раз связанную с амбициями престарелого архимандрита Иосифа Сокольского, который вознамерился стать болгарским униатским архиепископом. Пий IX, более опытный и рассудительный, чем Боре, в начале скептически относился к этому прожекту, но впоследствии согласился с доводами иезуита, со всем жаром и пылом отдавшегося делу унии.

Здесь российской дипломатии пришлось применить экстраординарные меры: Сокольский был приглашён на российский корабль, где ему настойчиво посоветовали отказаться от должности главы болгарских униатов. Иосиф почёл за лучшее не возражать, был тайно вывезен в Россию и поселён в Киево-Печерской Лавре, где получал правительственную субсидию. С отъездом Сокольского болгаро-униатская церковь развалилась, однако Боре не успокоился. Он водил дружбу с польским авантюристом Чайковским (Садык-пашой), что свидетельствует о специфическом складе его характера, о склонности его до конца следовать своим идеям, какими бы сумасбродными они ни были. В 1873 году кукушский епископ Нил Изворов принял унию, в городе было основано католическое училище. Известен один его выпускник, македонский революционер Георгий Делчев.

Нужно смотреть правде в глаза - в 1850-е годы католическая церковь на Балканах вошла в соглашение с национально-либеральными силами, отвергнув все предания времён Священного Союза. Жозеф де Местр, наверное, перевернулся в гробу, когда отцы-иезуиты скомпоновали мезальянс с болгарскими поклонниками свободы, равенства и братства, но из песни слова не выкинешь...

г.КилкисВ 1860-1890-е годы в Полянинско-Дойранском крае сложилась весьма нездоровая духовная атмосфера: кукушские униаты испытывали непримиримую ненависть к сербам и грекам [14]. В 1912 году Кукуш был присоединён от Турции к Болгарии, но через несколько месяцев, в результате межсоюзнической войны, территория города, покинутого жителями, отошла к Греции. Ныне на этом месте существует греческий город Килкис.

Урок Кукуша чрезвычайно поучителен: на его примере становится понятно, откуда происходят межнациональные противоречия на Балканах, русофобия и революционный шовинизм. «По плодам их узнаете их» (Матф. 7:16) - можно сказать о католическом миссионерстве на Балканах, построенном на ненависти и обмане... Из выше сказанного так же можно понять, что уже на следующий год после своего основания Славянский Комитет являлся серьёзным противником западной шпионской дипломатии на Балканах.

Примечания:

1. О униатстве в Кукуше существует обширная литература: Български Патриарх Кирил. Принос към униятството в Македония след Освободителната война (1879-1895), София, 1968; Он же - Католическата пропаганда сред българите през втората половина на XIX век, 1(1859-1865), София, 1962. Светские авторы: Генчев Н. Франция в българското духовно възраждане, София, 1979. Димевски С. Кукушката униjа од 1859 година. Гласник на ИМИ, III, 2, Скопjе, 1959. С. 121-145; Ристовски Б. Униjатството во Македони (II). Разгледи, II, 9, 1960. С. 1005-1029.

2. Серафим Ристић. Дечански споменици. Београд 1864, С. 79-80

3.Цит.по:http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/14612/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F

4. ГАРФ, ф. 1750, оп. 1, д. 72, лл. 9-11.

5. ЦИАМ, ф. 1845, оп. 1, д. 32, лл. 1-3

6. Ристовски Б. Этнокультурное и национально-политическое развитие Македонии в Балканском культурно-историческом контексте до начала XIX века: http://old.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./slavyanskiy_sbornik/ristovskiy_.php.Книга священника Ивана Ефимовича Флерова (1827-1879) «О Православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в юго-западной России в XVI, XVII и XVIII столетиях» вышла в Санкт-Петербурге в 1857 году (Русский Биографический Словарь, М.:ТЕРРА- Книжный клуб, 2001, том 16. С. 44). Также см.: ГАРФ, ф. 1750, оп. 1, д. 72, лл. 56-61.

7. РГАДА. Ф. 1256, оп. 1, ед. хр. 738. Л. 1.

8. Трубецкой Г.Н., князь. Россия и Вселенская Патриархия после Крымской войны. - 1856-1860. - По неизданным материалам. - 8-9. - окончание. // Вестник Европы, книга 6, июнь 1902 года. С. 470

9. Лопухин П. А., кн. История Православной Церкви в XIX веке. Православный Восток. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. С. 79.

10. Болгарский источник: http://pravoslavie.domainbg.com/03/kukusunia.html

11. Трубецкой Г.Н., князь. Россия и Вселенская Патриархия после Крымской войны. - 1856-1860. - По неизданным материалам. - 8-9. - окончание. // Вестник Европы, книга 6, июнь 1902 года. С. 471

12. РГАДА. Ф. 1256, оп. 1, ед. хр. 738. Л. 1.

13. Трубецкой Г. Н. кн. Ук. Соч., С. 472

14. Жутич Н. Католическая церковь и Православие в Албании, Македонии, Косове и Метохии в период между Первой и Второй мировой войной// BALCANICA. Годишньак Балканолошког института, XXXIV, Београд, 2004. С. 347

Иллюстрации:

1 Эжен Боре: http://www.acam-france.org/bibliographie/auteur.php?cle=bore-eugene

2. Парфений Зографский: http://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:PartenieZografski.jpg

3. Килкис: http://www.vacation.gr/gr/macedonia-hotels/kilkis.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме