Уважаемые коллеги!
Студенческая молодежь - это, прежде всего, будущие кадры страны. Именно этот сегмент российского населения в обозримом будущем составит основу нашего общества, его элиту, управленческие решения которой в значительной степени будут влиять на процессы развития государства.
Количество наркозависимых в стране на сегодня по наиболее достоверным оценкам составляет примерно 2 - 2,5 миллиона человек, причем 90 процентов из них употребляется героин. При этом больше половины - молодые люди до 30 лет, в том числе представители студенчества.
По разным оценкам из почти 7 миллионов российских студентов более двух миллионов студентов пробовали наркотики хотя бы раз, что свидетельствует о высокой толерантности студенческой среды к наркотикам.
Об уровне наркотизации в стране ярко свидетельствуют следующие факты: за прошлый год ликвидировано 6 500 наркопритонов, пресечена криминальная циркуляция почти 10 000 оптовых партий наркотиков, изъяты из оборота 700 миллионов разовых доз, привлечены к уголовной ответственности 120 тысяч наших сограждан. А в судах по наркотикам слушается каждое четвертое дело, - это больше, чем по кражам. Россия стала единственной страной в мире, где количество судебных решений по наркотикам в полтора раза больше, чем соответствующих решений по кражам. Впору перед евангельской заповедью «Не воруй!» вводить новую заповедь «Не употребляй!» или «Не вовлекай!».
Последствия наркомании - это не только порядка 30 тысяч умирающих в год, но и несостоявшиеся семьи, неродившиеся дети, исключенные из экономической деятельности люди, причем, и те, которые распространяют наркотики и те, которые от них зависят, наконец, чисто экономический ущерб, включая затраты на пенитенциарную и судебную системы, реализацию полицейских функций и т.д. Совокупные потери общества в денежном выражении составляют 3 процента ВВП - то есть более триллиона рублей в год.
Это говорит о масштабе проблемы наркотиков в России, которая давно вышла за пределы компетенции только полицейского ведомства и стала ключевой национальной проблемой.
Самыми важными факторами данной масштабной проблемы - феноменальный объём наркотиков, производимых в Афганистане, который в сочетании с далеко не оптимальным обеспечением режима границ породил экспансию тяжелых наркотиков, прежде всего, героина.
С другой стороны, не менее важным является сформировавшийся за последние два десятилетия устойчивый спрос на наркотики.
И здесь студенчество, к сожалению, является одной из ведущих категорий.
В настоящее время на утверждении у Президента Российской Федерации России находится проект Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации, которая в ближайшее время вступит в силу и станет основополагающим документом, определяющим совместные действия государства и общества в антинаркотической сфере.
Уважаемые руководители, просил бы Вас активно включиться в реализацию Стратегии и разработку соответствующих региональных и муниципальных антинаркотических программ в Вашем регионе. Представляется целесообразным принятие соответствующих программ и на уровне вузов. Без вашего прямого и творческого участия мы не добьемся коренного перелома в наркоситуации.
При этом прошу Вас всячески содействовать тому, чтобы центрами, штабами антинаркотической политики на местах стали антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации, возглавляемые губернаторами. Этот фундаментальный механизм, определенный Указом Президента России, работает пока не в полную силу.
Чтобы успешно победить охватившую страну пандемию наркомании необходимо серьезно пересмотреть и сам подход к понимаю причин наркомании, самой её природы.
Вульгарные социологические или экономические объяснения сегодня мало что дают. Наркоманами становятся дети и из бедных, и из зажиточных семей, независимо от профессии и социального положения.
Известно много примеров трагической судьбы детей успешных и известных людей в сфере политики, культуры и бизнеса. Устоять молодым интеллигентным людям крайне непросто, поскольку на каждого из них давит глобальный наркотрафик с целью превратить его в зомбированный субъект рынка наркотиков.
С чем это связано?
Все большее число экспертов сходятся в том, что вовлечение в наркопотребление происходит тогда, когда в трудной жизненной ситуации человек оказывается не способен реализовать свой личностный потенциал и в этот момент возникает желание компенсировать невозможность собственной самореализации манипулированием своим сознанием в целях получения суррогатного счастья.
Едва ли не учебным пособием здесь может выступить фильм Алексея Балабанова «Морфий», созданный по мотивам рассказов Михаила Булгакова.
Двадцатитрехлетний бодрый и полный здоровья доктор Поляков абсолютно убежден, что пагубное пристрастие не может возникнуть у него - у интеллигентного и здравомыслящего человека, тем более, врача.
Но однажды в предельно трудной ситуации он выручает себя уколом морфия. А затем Булгаков детально описывает, как человек, отказываясь от естественных жизненных усилий, начинает манипулировать собственным сознанием, уговаривая себя в допустимости самообмана.
Реализация личностного потенциала практически невозможна без наличия общественной востребованности личности, дающей возможность превратить имеющий потенциал в капитал и личностный рост.
Но это крайне трудно в ситуации, когда произошли серьезные изменения в структуре занятости населения и востребованность молодежи упала в реальных секторах экономики, машиностроении, электронике, фундаментальных науках.
Оставаясь невостребованной обществом и не получая реализации своих талантов и образования, значительная часть молодежи подталкивается к суррогатным формам существования и аномальной активизации своего сознания - и здесь прямой путь к наркотикам.
Обеспечение же адекватной востребованности и капитализации интеллекта требует серьезного пересмотра социально-экономических подходов и методов, кардинального изменения экономической политики государства.
Так, в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Дмитрий Анатольевич Медведев четко определил, что фундаментальной задачей страны является «повышение доли добавленной стоимости, производимой внутри страны».
Курс на рост добавленной стоимости является основой и антинаркотической политики.
Добавленная стоимость создается не только ресурсами или деньгами, а интеллектом и личностью участвующих в трудовой цепочке людей.
Именно ДС - это исключительно продукт развития общества, результат приложения интеллектуальных усилий.
Но действующие сегодня экономические условия хозяйственной деятельности преимущественно работают против этого.
Во-первых, администрирование вопросов, связанных с ДС, изъято из компетенции руководителей регионов, где непосредственно и проживает население и, таким образом, не дает экономических рычагов управлять процессом стимулирования производства продукции с высокой добавленной стоимостью. А собранный налог с ДС возвращается в регион из федерального бюджета в обезличенных трансфертах, что тормозит создание рабочих мест достойной занятости.
Во-вторых, действующее законодательство по-прежнему обеспечивает наивысшие рентабельность и прибыли в сырьевом секторе и сфере обращения, что оставляет за скобками доходность, а соответственно и экономическую целесообразность деятельности работников науки и образования, а именно здесь и концентрируется интеллект.
Именно разумная трансформация действующих экономических условий в направлении обеспечения равной доходности добывающих и торговых секторов - с высокоинтеллектуальными и высокотехнологическими производствами, во многом обремененными длительными производственными циклами, - позволит реально перейти от слов к делу и обеспечить режим наибольшего благоприятствования умной экономике, как того требует Президент.
Следовательно, главная профилактика наркомании лежит в фундаментальной структурной перестройке российской экономики.
Сырьевая антиинтеллектуальная ориентации нашей экономики вытеснила на социальную периферию значительные сегменты отечественных специалистов, лишив их возможности профессиональной самореализации и сформировав, тем самым, гигантский рынок сбыта наркотиков.
Показательно, что наш Президент в интервью журналу «Шпигель» определил, что «торговля сырьём - это как наркотик», в связи с чем очевидно, что экономика иглы является продолжением экономики трубы.
Мы должны, к сожалению, констатировать, что Россия сегодня находится фактически в той же ситуации, как и Китай полтора века назад, когда выращиваемый в британской Индии опиум буквально наводнил страну с древней цивилизацией, и китайское население за десяток лет было превращено в гигантский наркорынок и тотальную сеть притонов, что поставило Китай на грань вымирания.
Опиумная экспансии имела ярко выраженную экономическую подоплеку вхождения на китайские рынки и экономические же последствия, в частности, были вывезены культурные ценности, фарфор, а также все серебряные запасы, накопленные в этой стране за тысячелетия.
К слову говоря, в результате опиумных войн под британский протекторат ушел на целый век и Гонконг. А это уже вопрос территориальной целостности государства.
Таким образом, главное направление и суть профилактики по-государственному базируются на становлении своего рода общественного иммунитета к вредным привычкам, включая наркоманию, путем формирования во всех регионах большой страны востребованности личности молодых людей и предоставление им возможности для реализации своего творческого потенциала.
Здесь было бы ошибочно списывать всё на экономический кризис. И до него уровень расслоения и дифференциации общества по доходам в стране являлся недопустимо высоким, - в 2 - 3 раза выше, чем в Европейском Сообществе, что, в свою очередь, в сочетании с дефицитом достойной, по определению Международной организации труда, занятости и высоким уровнем бедности стимулирует маргинализацию и криминализацию населения и вовлечение молодежи в употребление наркотиков или в преступный промысел незаконного оборота наркотиков.
Повсеместным явлением стал низкий уровень жизни трудоспособной молодежи. При этом невысокая заработная плата и определяемый ею уровень жизни объективно обусловлены отнюдь не качеством образования и уровнем квалификации, а, скорее, проблемами отраслевой и региональной занятости.
Стандартной, к сожалению, ситуацией для российской учащейся молодежи в настоящее время сегодня по-прежнему является отсутствие каких-либо социальных гарантий, в первую очередь трудоустройства - синдром "неопределенности завтрашнего дня". То есть современная система образования не эффективна в таком определяющем показателе как гарантированное трудоустройство выпускников по профильным специальностям.
Так, обследование только 120 государственных и негосударственных ВУЗов, а также 75 филиалов в Сибирском федеральном округе показало, что по своей непосредственной специальности через три года после окончания вуза работает не более 20 процентов. А вообще безработными осталось более 15 процентов, - это более 3 000 молодых специалистов, в обучение которых в течение минимум 5 лет инвестировались существенные денежные средства.
К сожалению, дать полную картину трудоустройства выпускников в округе не представляется возможным, так как система мониторинга их распределения по полученным специальностям просто отсутствует. Адресная информация о трудоустройстве никем не собирается, за исключением случаев непосредственного обращения молодых специалистов в Центры содействия занятости, работа которых тоже во многом оставляет желать лучшего.
Например, получить информацию о выпускниках ВУЗов Красноярского края, трудоустроенных по профильным специальностям за последние 2 года, не представляется возможным, так как в большинстве таких центров занятости полный учет до 2009 года не осуществлялся, а, в других вузах такой учет ведется только последние 2 - 3 года.
Отсутствие фактического учета трудоустроившихся студентов на деле означает, что трудоустройство по-прежнему рассматривается как частное дело самих молодых людей, а не важнейшая задача государства и общества в целом.
Представляется целесообразным Советам ректоров ВУЗов совместно с главами администраций субъектов округа продумать вопросы создания постоянно действующей системы мониторинга трудоустройства выпускников ВУЗов, в том числе внести предложения для принятия решений на федеральном уровне.
Но простого трудоустройства недостаточно.
Необходимо совместными усилиями создавать в стране систему интенсивного вовлечения молодежи в программы развития, в современную умную экономику, построенную на современном сложноорганизованном труде, требующем уникальных профессиональных характеристик, и обеспечивающей достойную занятость нашей молодежи.
Для этого по сути необходимо создавать новый технологический уклад.
Молодежь не идет на материальное производство не из-за тяжести труда, а из-за его недооценки, смещения ценностных ориентиров, и, главное, морального устаревания производств, их принадлежности не только ко вчерашним, но и позавчерашним укладам.
Куда мы можем пригласить молодого выпускника инженерного вуза, если, например, коэффициент обновления станочного парка в настоящее время в Российской Федерации составляет 0,3 %, т.е. цикл полного обновления средств производства в развитых цивилизациях составляет 10 лет, а у нас - три столетия!
В итоге, в ситуации развала станкостроения, доля «живого», «ручного» труда на наших производствах на порядок выше, чем в развитых странах, что, между прочим, приводит к удорожанию продукции в 5 и более раз.
В свою очередь, это ведет не только к недопустимо низкой производительности труда, но и торможению вовлечения молодежи в современную интеллектуально-технологическую жизнь, утрате чувства сопричастности к соответствующим мировым темпам и стандартам жизни. А если этого нет, то неизбежно стимулируется мотивация дрейфа молодежи в искусственный псевдорай наркомании.
По этому направлению крайне важно шире использовать научные общества, творческие лаборатории, венчурные предприятия - чтобы максимально раскрывать и использовать творческий потенциал молодежи, углублять специализацию.
Однако только профилактика не в состоянии обеспечить серьезное снижение уровня вовлеченности высообразованной молодежи в наркопотребление.
Необходимо научиться оперативно и на самых ранних стадиях выявлять начинающих наркоманов.
Наркомания - это крайне опасная болезнь, и лечить её необходимо в интересах личного и общественного здоровья как можно раньше.
В рамках реализации Решений Совета Безопасности Российской Федерации от 8 сентября 2009 года нами проводится работа по изменению нормативной правовой базы, в части касающейся организации ранней диагностики путем более широкого использования диспансеризации и ежегодного медосмотра на условиях сохранения врачебной тайны.
Положительный опыт такой работы уже накоплен рядом ВУЗов Московского региона, Республик Башкортостан и Татарстан и других регионов.
Учитывая актуальность данной проблемы, со своей стороны мы будем выносить на обсуждение Российского Союза Ректоров предложения о необходимости внесения положений о системе ранней диагностики в Уставы вузов Правила приёма, Правила внутреннего распорядка.
Также представляется целесообразным на уровне Министерства образования и науки рассмотреть вопрос о введении в штатные расписания ВУЗов необходимого количества специалистов, ответственных за организацию профилактической работы со студентами, в том числе специалистов-психологов, отвечающих за выявление студентов «группы риска» и их последующее психологическое сопровождение.
При этом данные специалисты, очевидно, должны работать в рамках единого воспитательного блока вузов.
Уважаемые коллеги!
Вы представляете здесь не менее полутора миллиона студентов, обучающихся по элитным специальностям. Наша с Вами задача - сохранить и нарастить этот потенциал, не дать наркомафии нанести нашей лучшей молодежи и стране невосполнимый ущерб.
Государственный антинаркотический комитет и Федеральная службы по контролю за оборотом наркотиков всегда открыты сотрудничеству с высшей школой.
Благодарю за внимание.