Наступали последние дни земной жизни Спасителя, готовилось совершиться величайшее от создания мира событие - переменение власти закона смерти, под который подпал мир в результате грехопадения, на торжество благодати, на торжество жизни над смертью. Как сполохи зарниц на горизонте, объятом ночью, так чудеса, творимые Господом, были вестниками грядущего Царства света - отверзались очи слепым и слух глухим, исцелялись души, страждущие от грехов, и тела от болезней, и, наконец - воскресали мертвые! Народ устремлялся за Ним, искал Его, слушал...
Но не умели читать смысл событий и понимать слово, обращенное к ним, плотские умы. Им говорили: «Покайтесь, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему», говорили: «Царство Божие», а они чаяли царства земного, торжества израильского народа над своими земными врагами и соседями. «Позволительно ли давать подать кесарю?» - «Отдавайте Божие Богу...». «Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» - «Не знаете, какого вы духа». Все не то, все не о том... Весть о воскрешении Лазаря облетела всю иерусалимскую окрестность. Казалось, сам воздух сгустился от предчувствия грядущего чего-то великого, необычайного, все с нетерпением ожидало апофеоза Мессии! И народ вышел, ликуя, встречать его с масличными ветвями.
Не как царь, не на гордого коня Он садится, а на молодого осленка, на кроткое животное. Никому никогда не приходило в голову сажать воинов на ослов, цари-победители никогда не въезжали в города таким образом. Народ ликует о своем, а Он думает о Своем, всматриваясь в лица - восторженные, радостные, нетерпеливые... На Его лице нет чеканного торжества властителя над подданными, как на профиле кесаря на монетах, - на Его лице скорбь, но никто ее не видит, ничье сердце не дрогнуло от предчувствия.
Они крестились у Иоанна, слыша слова: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин наклонившись, развязать ремень обуви Его». Марк (1:7), они крестились у учеников Его. Они получали исцеления и чудесным образом насыщались хлебами, они слушали Его с услаждением, они так полюбили Его!..
Но Он видел: эта любовь совсем скоро умрет, обернется мстительной ненавистью. Они кричат: «Осанна сыну Давидову!», - а Он, взглянув на Иерусалим, восплакал и сказал: «Ты не узнал времени посещения твоего!»
Вход Господень в Иерусалим - необычный праздник, праздник, который тревожит совесть. Мы, крещеные не крещением Иоанновым, а водой и Духом Святым, с услаждением читаем Евангелие и отцов Церкви, мы в Таинстве Евхаристии вкушаем Хлеб вечной жизни, мы, столько раз ощущавшие руку Господню, которая поддерживала нас, отводила беду, вот - мы прошли поприще Великой Четыредесятницы и стоим в храмах с ветвями вербы, восклицая: «Благословен грядый во имя Господне!» Но кто мы?
Может быть, мы, тщательно постящиеся и начитанные, - смоковница шумнолиственная?
Может быть, мы в ночи окружающего нас неверия захотим погреться у костра земных удовольствий и отречемся, испугавшись слов: «И ты был с Иисусом Галилеянином»? (Мф.26, 69).
Или, измученные своими болезнями и бедами, позабыв, что нам завещано Небесное Царство, обозленно возропщем и, ослепленные, закричим: «Если Ты Сын Божий, сойди со креста!» Чтобы и нам не быть на кресте...
Или, что совсем страшно, как Иуда, своей волей перечеркнем для себя весь этот мир вместе с Распятым Богом?
Впереди Страстная седмица, мы должны пройти ее, постараться прочувствовать, преклониться перед величием жертвы и мукой, которые взял на Себя Спаситель ради нас, замереть на краю бездны, в которую готов обрушиться мир, распявший Бога. Господь принял искупительные крестные муки, освободил нас от рабства греху и смерти, а мы, приветствовавшие Его, выполняем ли заповедь крестоношения, данную нам? Симон Киринеянин нес Его крест, а мы - помогли ли в несении креста нашему ближнему? Ведь Он сказал: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
Этот праздник вводит нас через громогласное, совместное, дружное исповедание Господа Богом в переживание событий, которые ставят нас один на один перед лицом своей совести. И вспомним мы себя спящими, когда рядом билось чужое страдание и беда, вспомним струсившими и отрекшимися, когда хулилось Его имя. Эти дни - как тихий взгляд Спасителя на любимого ученика, отверзающий очи нашей совести.
А веточки вербы пусть будут нам весь год напоминанием о том, что путь к Воскресению и победе лежит через Крест.