Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Завещание Патриарха Пимена

Архимандрит  Иоанн  (Крестьянкин), Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 26.03.2010


Проповедь в день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II …

От редакции: Мы получили письмо от одного из наших читателей следующего содержания: «Уважаемая редакция сайта! Недавно обнаружил интересную проповедь о. Иоанна Крестьянкина. Интересна она тем, что в ней о. Иоанн приводит слова патриарха Пимена, сказанные ему лично. Это т.н. "Завещание патриарха Пимена". Нашел его в книге проповедей о. Иоанна (еще за 1995 год). Не пожалел времени, отсканировал и сделал проповедь в виде файла. Очень ценное по нынешним временам свидетельство». Выполняем просьбу нашего читателя. Завещание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (†1990) было передано о. Иоанном в проповеди от 10 июня 1990 года, в день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие мои, други наши, сегодня день памяти Всех святых, от века Богу благоугодивших. И этот день для всех нас памятен и праздничен, ведь наши небесные покровители все-все сегодня в торжественной славе у Престола Божия возносят молитвы - о народах, с кем жили; о царствах, где они совершали свои земные подвиги и которые ради них освятились небесной милостью; о людях, кои вверены их попечению при Таинстве Святого Крещения. Каждому верующему сердцу особенно дорог этот день, ибо он стал для каждого днем тезоименитства.

Но в нынешнем году день памяти Всех святых является особенным. Под их молитвенным покровительством и особым попечением ныне у нас на Руси в кафедральном патриаршем соборе в Москве совершается возведение на патриарший престол нового Ангела Русской Православной Церкви, ее первоиерарха, отца-Патриарха. И впервые земная Церковь Российская вознесла молитву о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II. И молитву нашу сегодня подхватили сонмы святых, и Церковь Небесная и земная возжгли новое имя на свещнице Российской Церкви, имя пятнадцатого Российского Патриарха Алексия II.

Видимое избрание его проходило на Архиерейском Соборе всей полнотой Российской Церкви при участии святителей, клириков, мирян. Невидимое же совершалось давно, когда Промыслом Божиим в недрах Церкви созревал духовно преемник Патриарха Пимена, который поддержи­вал патриарший жезл в руке ослабленного болезнью старца, готовый принять его из охладевшей руки.

И вот Церковь сегодня празднует день интронизации нового Патриарха. Церковь празднует, но тень сомнения нет-нет да и омрачает ныне души и умы некоторых: почему так мало вдовствовал патриарший престол? почему жребий пал на это лицо, а не на иное? Почему?.. Почему?..

И то, что в Церкви звучит шепотком и смущенно, вне ее обсуждается всеми доступными средствами информации. И верующий человек зачастую забывая, что его путь познания жизни совсем иной, чем неверующего, присоединяет свой голос к пытливому, но не облагодатствованному уму, который способен познать только кое-что, да и то отчасти.

А миром правит Господь. И воля Божия царит над вселенной, и Бог ни с кем не советуется и никому отчета не дает. И Господь постоянно напоминает правителям и народам, напоминает нам: «это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю; Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32: 39).

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11: 33).

Не забудем о Промысле Божием и сегодня, в наши дни, дорогие мои, не отойдем от единственно правильной настроенности восприятия жизни, и тогда вселится в сердца наши покой, и внутренний наш человек всегда и во всем станет покорен воле Божией. Помните, что «сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч. 16: 9).

Я же сегодня, болезнуя о тех, чье сердце поражено смущением, приоткрою для вас, дорогие мои, некую тайну, данную святым людям давно, которую знаете и вы, но о которой ныне забыли. Исходить в осмыслении происходящих в мире событий надо только из постижения Божественного Промысла и сакраментальных дат, известных одному Богу, но со временем приоткрывающему Свои тайны и людям.

В жизни нет ничего случайного. Смущаясь ныне скоротечностью избрания нового Патриарха, люди вспоминают прошлое, начиная от кончины ныне святого Патриарха Тихона и его последователей. Чинно, спокойно, во времени. Но кто из смутившихся вспомнил и весь строй той жизни, того времени, когда это происходило. А вот мы, люди более старшего поколения, должны об этом напомнить и засвидетельствовать, что с тех пор изменился и строй жизни и ее ритм. Мы, очень многие, помним, как существовали лет шестьдесят тому назад границы во времени: было утро, полдень, день, вечер. Всему было свое время, будто кто-то медленно, тихо, благоговейно вращал стрелку времени по циферблату часов. Где это все ныне? Теперь этого нет! Встаем чуть свет, отходим в полночь ко сну - и всегда должниками в том, что мы не исполнили и малой части того, что нам надлежало исполнить.

Кто в этом виноват, кому предъявить счет? Себе? Но мы трудимся, не покладая рук. Часам? Но и их стрелки никто видимо не подводит. Но почему они бегут?

А не надо ли нам сегодня, дорогие мои, вспомнить об обещанной к концу времен скоротечности времени, когда ради избранных будут сокращены дни земного странствования живущих. И год тогда будет, как месяц, месяц - как неделя, неделя - как день, день - как час и час - как минута. Слова об этом были сказаны давно как пророчество о последних временах (см.: Мф. 24: 22). Не убедились ли мы в истинности каждого слова Священного Писания сегодня, когда эти слова стали уже жизнью.

После кончины Патриарха Алексия I до избрания Патриарха Пимена прошел год. Вот и сорокоуст кончины Святейшего Патриарха Пимена в новом времени стал годом.

Не ищите виновников того, что происходит ныне все не так, как мнится вам, но бойтесь стать судьями над Промыслом Божиим. Смиритесь в том, что не знаем мы сокровенных таин, даже и тех, что уже очевидны, не знаем сокрытых важнейших причин, которые ныне побудили ускорить дело. Один Бог знает, и тако Бог благословил.

И как все сакраментально в жизни Церкви, так и в жизни ее Первосвятителей - Патриархов - от рождения до кончины, ибо они - избранники Божии.

А вот теперь, дорогие мои, я хочу открыть вам мою внутреннюю тайну, которая многое осветит в сознании вашем. Да изгладятся смущения, и волнения явятся пустыми, и вы осознаете, что не вопрошать и не роптать надо, а молиться усердно и живо, и сердечно за нового Патриарха, потому что жезл патриарший, сорок дней стоявший одиноким, стал в новом времени тяжел непомерно. И только общий труд, согласная любовь и верность святителей, клира и паствы помогут новому Патриарху нести его.

В день избрания на Архиерейском Соборе нового Первосвятителя Церкви в келье моей явился святитель Патриарх Всероссийский Тихон. Он стоял безмолвно, но рядом с ним никем не поддерживаемый упирался в потолок дорожный чугунный посох Патриарха, и чувствовалось, что сдвинуть его с места человеческими силами просто невозможно. Патриарший посох! Он был неподъемным, и он был развинчивающимся. Вот что вручается в этот день интронизации пятнадцатому Святейшему Патриарху Российскому!

И дай ему Бог сил и мудрости, да сопутствуют ему молитвы и помощь Всех святых, кои ныне явились восприемниками его венчания на торжестве Российской Церкви. И патриарший крест, теперь предшествующий новому Патриарху, с сего дня не символ только, но живое олицетворение того внутреннего креста, воспринятого избранником.

И вместе с жезлом патриаршим новому Патриарху вручается и завет его предшественников и заветы, хранящиеся Церковью уже на протяжении тысячелетия. И так случилось, дорогие мои, что я могу высказать эти заветы не из книг, но слышанные мной лично из уст Патриарха Пимена. Они прозвучали в частной беседе моей с Патриархом, но сказаны были так значительно, так категорично и со властью.

Вот что было сказано милостью Божией Святейшим Патриархом Российским Пименом.

Первое. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль - Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь.

Второе. Россия как зеницу ока призвана хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками.

Третье. Свято хранить церковно-славянский язык - святой язык молитвенного обращения к Богу.

Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах - семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять.

И поэтому, други наши, да не смущает вас ничто: ни скоротечность времени, ни смятения, смущения и неразбериха современного нам Вавилона в жизни стран и народов, уже захлестнувшие мир. Ибо все это обобщается одним понятием - мы живем во времена апокалипсические. Трудно будет всем: и мирянам, истинно верующим, и священнослужителям, верой и правдой служащим Богу. Но несравненно труднее тому, кто стоит ныне у кормила церковного корабля и несет на себе всю ответственность пред Богом за настоящее и будущее Церкви и народа Божия.

Вот о чем надо нам думать сейчас, друга наши, чтобы своими молитвами, не только положенными по форме, но сердечными, молить Господа, чтобы в настоящие сложные и многосложные дни хранил Сам Господь нашу веру, нашу Матерь-Церковь, наше Отечество и Первосвятителя с сонмом архиереев и клиром в спасительном послушании Богу и Церкви.

И любовь Христова, нашим послушанием Богу рожденная, наполнит наши души и сердца крепостью и разумением, чтобы до последнего удара сердца, до последнего дыхания исповедовать, что мы русские, крещенные, верно идущие по пути, указанному Господом и нашей чадолюбивой Матерью-Церковью. И пусть теперь набатом звучат для вас слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16: 13).

Молитвенно пожелаем же сегодня, дорогие наши, кормчему церковного Российского корабля, вновь избранному и интронизированному Патриарху Алексию многих и долгих лет жизни. И помня, что первая плеяда десяти Патриархов Российских началась со святого Патриарха Иова, вторая после двухсотлетнего перерыва началась тоже святым Патриархом Тихоном, пожелаем и Святейшему Патриарху Алексию твердо и верно идти намеченной его предшественниками стезей к святости.

Буди, Господи! Буди! Аминь.

28 мая (10 июня) 1990 года

Публикуется по книге: Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. М.: «Правило веры», 1995, с. 325-334



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. Димитрий : скачать аудиозапись
2010-03-29 в 07:59

Спаси Господи! Скачал.
6. Алексий : скачать аудиозапись
2010-03-28 в 19:13

Я загрузил аудиозапиись на onlinedisk. Если размещение ссылки не является нарушением правил, пожалуйста, скачайте:
http://www.onlinedisk.ru/file/391663/
5. Димитрий : скачать аудиозапись
2010-03-28 в 11:57

Прощу прощения. А нельзя ли скачать аудиозапись этой проповеди?
4. Димитрий : Ни отнять, ни прибавить
2010-03-28 в 11:55

Сердце целиком отывается на эти слова. Ни прибавить, ни отнять. Все, происходящее с нами - тому свидетель.
Примечательно, что сейчас столько желающих отменить церковно-славянский язык и на новый стиль перейти, причем, все чаще это люди позиционирующие себя православными, но не воцерковленные.
3. Алексий : Аудиозапись
2010-03-27 в 08:31

У меня есть аудиозапись этой проповеди. Она гораздо пространнее и местами очень отличается, но все 4 положения есть и ясно произнесены. См. "Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - СЛОВО СО КРЕСТОМ - Духовные поучения 1990-1998 годов"
2. Хеседов : Зевещание ли?
2010-03-26 в 23:06

Похоже на апокриф. Вкладывание в уста, святого старца, арх. Иоанна того, что он никогда не говорил. Особенно это касается второго и четвёртого.
1. священник Богдан : +
2010-03-26 в 20:56

В поздних изданиях, этой проповеди уже не было. Или возможно разные издательства.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме