Церковные реформаторы самого разного толка не любят послание апостола Иакова. Ещё Лютер в своё время называл его «соломенным». Основателю протестантизма, надеющемуся оправдаться исключительно верой, по-видимому, не понравились слова апостола о том, что «вера без дел мертва» (Иак. 2: 26).
Есть в послании и гораздо более жёсткие интонации... Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? (Иак. 4: 4). Альтернатива напрашивается сама собой - вражда с миром. Но жить в миру и находиться с ним в постоянном конфликте, - трудно. Людей «не от мира сего» не любят. Они - маргиналы; а теперь, похоже, что даже и в Церкви. Уж как-то слишком не вписываются такие люди в уверенно провозглашенную концепцию: говорить с миром на понятном ему языке. Впрочем, говорить на одном языке и договариваться - совсем не одно и тоже. Первое, скорее, обнадёживает, - настораживает второе. Для того чтобы быть услышанным с миром, «лежащим во зле» по определению, соглашаться совсем необязательно. Во всяком случае, во всём. Миссионерство, свидетельство об Истине предполагает противостояние, а не только компромиссы и безоговорочное капитулянтство. Последствия сращивания с окружающей действительностью Церковь уже испытывала - в 1917 году и во всём том, что за ним последовало. И поэтому повторение старых ошибок, явные «проколы» неглупых людей ничего, кроме досады, не вызывают.
Относительно свежий пример: благословение Церковью - в лице её Предстоятеля - участия российских спортсменов в прошедших Олимпийских Играх. Оно кажется странным тем более потому, что в своё время Игры эти, имея в виду их языческий подтекст, именно Церковь благополучно и прикрыла. Теперь подтекст, скорее, коммерческий, нежели языческий. С какой-то преувеличенной псевдопатриотической, истерической подоплёкой. Казалось бы, что ничего особенного не происходит - люди собрались поиграть... Но из этого, на первый взгляд, безобидного мероприятия делают большую политику и большие деньги. В конце концов, пускай делают... Непонятно одно: причём тут Церковь? В Великий Пост вроде бы и не до игр... Теперь упрёки едва ли не шизофренического свойства слышатся со всех сторон: люди неверующие обвиняют патриарха в слабости и неэффективности благословения, верующие смущаются и скорбят уже просто по факту происшедшего. Но самое примечательное, что, несмотря на всю абсурдность ситуации, первосвятительское благословение «сработало». Провальное выступление российской сборной на олимпиаде в Ванкувере, которое уже окрестили национальной спортивной трагедией, с духовной точки зрения - как раз то, что нужно. Вполне гармонично вписывается в контекст теперь уже евангельский: для смирения полезно...
Своеобразие ситуации заключается и в том, что сам мир в лице политической власти пытается с Церковью заговаривать. Кажется, власть предержащие сами до сих пор не определились: чем заполнить образовавшийся идеологический вакуум - Православием, спортом, их причудливым симбиозом или чем-нибудь ещё. Но, как верно заметил Ф.М.Достоевский, сколько бы не рассуждали о Церкви люди по отношению к ней внешние, они всегда будут скользить по поверхности понятий, «и всегда будут не о том говорить». Бог не может быть приложением к чему бы то ни было. А рассуждение о Церкви людей внецерковных - всё равно, что глухих - о музыке или слепых - о живописи... Мир уже давно определил свое бытие исключительно бытом, признав ничтожное «делом», а значительное - «бездельем». Но в данном случае речь не о нём. По слову русского философа Ивана Ильина: «религиозный идиотизм не может поколебать святости святыни». Проблема в другом: растворяясь в мире, святыней не дорожат те, кому она по праву принадлежит.
Быть может, это только издержки роста. Сам Святейший Патриарх Кирилл на последнем московском епархиальном собрании поправил своих наиболее рьяных помощников, указав, что по-прежнему главное в деятельности Церкви - её таинственная, литургическая жизнь. Кажется очевидным: слова о Христе приобретают вес только тогда, когда в Нём осуществляется жизнь о Боге благовествующих. И всегда, и теперь духовное непрелюбодейство делает веру действенной. Причём, иногда - парадоксальным образом, казалось бы, - вопреки здравому смыслу. Убитый на Пасху в 1993 году оптинский иеромонах Василий, будучи ещё членом сборной СССР по ватерполо, к вящему неудовольствию тренеров и товарищей по команде строго постился даже на самых ответственных соревнованиях. Потом они удивлялись: именно в это время их верующий собрат достигал наилучших спортивных результатов. Если верить слухам, на прошедшей олимпиаде из-за, якобы, некачественного питания наши бесславно проигравшие хоккеисты устроили грандиозный скандал... Здесь уже удивляться ничему не приходится...
Впрочем, сравнение сознательно некорректно. Очевидно, что проявление веры уместно у тех, кто ей обладает. Если спортсмен перед игрой или выступлением демонстративно крестится как бы на всякий случай, а потом свою программу благополучно проваливает, то это скорее «метание бисера» и повод для насмешек, нежели исповедание веры. Всему своё место и время. А, в общем, всегда казалось, что спортивная жизнь и жизнь Церкви - понятия непересекающиеся. То, что их приходится сопоставлять - очередное доказательство идиотизма, который, благодаря эффективной деятельности современных СМИ, всё более решительно превращается в норму жизни.
Говорят, что это называется политикой управляемого хаоса. Возможно, благодаря ей народ наш перестал удивляться чему бы то ни было. К безобразникам и безобразиям попривыкли. Согласно статистическим данным, в прошедшем кризисном году количество долларовых миллиардеров увеличилось в России чуть ли не в два раза. Но даже небезболезненное перекачивание денег из многих карманов в немногие воспринимается теперь как само собой разумеющееся. Вряд ли в этом можно усмотреть христианское смирение, скорее - тупое греховное равнодушие. И если человек в рясе, со всем соглашаясь, становится его непосредственным выразителем, он естественным образом превращается в ту самую потерявшую силу евангельскую соль, которую никуда, кроме как на помойку, не употребишь.
Справедливости ради стоит заметить, что существуют обстоятельства, в которых равнодушие оказывается лучшим из всего того, что можно выбрать. Как в случае всё с той же злополучной олимпиадой, которую всего разумнее было бы просто не заметить.
В связи с возникающими то и дело непридуманными дилеммами, вспоминается анекдот, содержания далеко не духовного, но современные реалии отражающий: в яме с нечистотами, которые аж под подбородок, стоят два человека. Один, проявляя активность, пытается из неё выбраться; другой замечает: «волну не гони».
Грубовато, зато жизненно и актуально... Мораль сей басни напрашивается сама собой: надо стараться выбраться и при том не захлебнуться...