Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Под сенью зерна горчичного

Ольга  Надпорожская, Русская народная линия

11.03.2010


11 марта - день открытых дверей в православной школе семьи Шостаковичей …

Школа Шостаковичей. Илл.1- Если бы ты, когда вырос, захотел открыть школу, какой бы она была? - спрашиваю я у десятилетнего мальчика Паши. - Если бы у тебя было очень много денег, возможность приглашать любых учителей, вводить любые предметы?

- Ну, почему обязательно школу? - задумчиво отвечает он. - Можно и другие жизненные вопросы порешать... Но если бы я открывал школу, в ней особое внимание уделяли бы физике и химии. И не забывали о Православии!

- А ты интересуешься естественными науками?

- Да, химией особенно.

- Ну и как, по-твоему, наука с верой сочетается?

- Многие известные учёные были верующими людьми. Например, Ломоносов.

- Расскажи про своего предка, - подсказывает учительница.

- Да, мой предок, Павел Флоренский - тоже и учёный, и верующий человек.

- Павел Флоренский?..

Школа Шостаковичей. Илл.2- У нас есть девочка, она сейчас болеет, - врывается в беседу темноволосая Соня. - Её зовут Оля Гаврилина. У неё дедушка, Валерий Гаврилин, был композитором! Мы сейчас на хоре поём его песню про маму.

- А какую бы ты хотела школу открыть? Представь себе, что у тебя неограниченные возможности!

- Я бы, наверное, новую школу не создавала, я бы помогала нашей - материально, финансово.

- А чего, по-твоему, ей недостаёт?

- Лично мне здесь всего хватает, ничего больше для счастья не надо. Есть даже такая поговорка: «Лучшее - враг хорошего».

В 1998 году сын композитора Дмитрия Шостаковича Максим вернулся из эмиграции с женой Мариной и двумя детьми. Для детей стали искать школу в Санкт-Петербурге, и поиски эти закончились самым неожиданным образом. В церкви святой Екатерины на Съездовской линии Васильевского острова Шостаковичи собственными силами отремонтировали помещение на втором этаже. Там они открыли православную школу - одну из первых в Санкт-Петербурге. Это была начальная школа полного дня.

Девяностые годы были временем хаоса, который воцарился во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Единая система образования была торжественно низвержена с пьедестала, словно памятник Ленину. Появилось множество смелых концепций обучения в школе, десятки новых учебников, а вскоре, с развитием информационного общества, роль школы вообще словно бы отошла на второй план. Зачем нужна школа, если дистанционное обучение стало реальностью, если Интернет-ресурсы позволяют изучить самый сложный предмет, не вставая с кресла?

Школа Шостаковичей. Илл.3Но ни учебник с яркой обложкой и глянцевыми страницами, ни веб-камера не заменят ребёнку любви и живого участия в его жизни, не помогут стать нравственным человеком. Максим Дмитриевич и Марина Михайловна понимали это, и поэтому смысловой основой школы сделали православное мировоззрение. По их мнению, именно Православие может помочь ребёнку осознать своё место в мире, научить служению ближнему, вдохновить на прилежную учёбу и найти достойное применение данных Богом талантов.

В течение пяти-шести лет Максим Дмитриевич и Марина Михайловна содержали школу на свои средства. Здесь учились ребята из малоимущих и многодетных семей, дети представителей творческой интеллигенции. Позже Шостаковичи переехали жить в Павловск и там открыли ещё одну школу. Содержать обе было трудно, и тогда у петербургской школы появились новые учредители. И всё-таки школу на Съездовской линии по сей день называют «школой семьи Шостаковичей», и Максим Дмитриевич с Мариной Михайловной продолжают участвовать в её жизни - как идеологи и вдохновители.

Сейчас здесь по-прежнему работают в режиме начальной школы. В каждом классе занимается около десяти учеников, что позволяет учителям уделять каждому ребёнку максимум внимания. Отношения между учителями и учениками настолько тёплые, что кажется - их связывают родственные узы. Ребята обучаются не только по стандартной программе начальной школы, но и по индивидуальным программам, которые специально разрабатываются для того или иного ученика. Например, четвероклассник Саша серьёзно интересуются историей России. Специально для него был приглашён доктор психологических наук Виталий Петрович Третьяков, глубоко верующий человек. Целый год он будет помогать Саше освоить специальную программу по истории России, посещать вместе с мальчиком музеи.

День в школе начинается с молитвенного правила, которое во время Великого поста сопровождается чтением Библии. Каждый урок, каждое новое совместное дело учащих и учащихся предваряется и завершается молитвой. На уроках благочестия дети изучают Закон Божий, обсуждают притчи, пытаются рассматривать свою жизнь в свете евангельских заповедей. Для желающих прямо в школе совершается исповедь. Окормляют школу священники церкви святой Екатерины Иоанн Пашкевич и Николай Николаев, а также протоиерей Анатолий Сысоев из Благовещенского храма.

Школа Шостаковичей. Илл.4- Отец Анатолий, сейчас многие говорят о том, что психологический портрет школьника изменился до неузнаваемости. У детей проблемы с вниманием, они гиперактивны, циничны...

- По моим наблюдениям, может быть, недостаточно глубоким, дети какими были раньше, такими и остались. Другое дело, что обстановка вокруг них и уровень требований кардинально всё изменяют. Не дети виноваты - виноваты мы, взрослые. Сейчас дети во многих школах совершенно безобразно себя ведут. Не имеют представлений и понятий об этикете, о правилах поведения. Можно всё!

В школе Шостаковичей мне в первую очередь очень нравится то, что дети очень любят свою школу! Я был поражён, например, таким моментом. Мы приехали с детьми из Павловска и стали выходить из автобуса. Многих из них уже ждали родители, бабушки, дедушки. А трое ребятишек небольшого ростика, обнявшись, радовались: «А за нами не пришли, а за нами не пришли!» Им нравится в школе, им там очень комфортно. Это, пожалуй, самое главное. Они могут и побаловаться, и поругаться друг с другом, может быть, даже подраться... Но они понимают, что это плохо, и готовы изменить себя.

Встречая родителей этих детей, я по некоторым признакам понял, что среди них есть очень состоятельные люди. Но при этом в детях нет никакого снобизма! И ещё: когда я прихожу в эту школу на уроки, дети не боятся задавать вопросы. Они очень свободные - и очень мыслящие.

Ежедневно в каждом классе проходит по пять уроков. В час дня дети собираются в трапезной на обед, после чего гуляют, а позже все вместе садятся за приготовление домашних заданий. Во второй половине дня они занимаются пластикой, рисованием, психологией, осваивают программу музыкальной школы, причем некоторые ребята играют не на одном, а на двух инструментах. А по субботам все вместе традиционно посещают театры и музеи.

Школа Шостаковичей. Илл.5Более подробно о жизни школы рассказала её директор, Светлана Викторовна Третьякова.

- Светлана Викторовна, по моим наблюдениям, современные дети очень много учатся, но почти лишены настоящей, бьющей ключом, жизни. Они не ходят друг к другу в гости, не гуляют в парке и вообще, кажется, плохо знают, существует ли что-нибудь за пределами школы, квартиры и экрана компьютера.

- Ну, это не про нашу школу! Во-первых, наши дети каждый день гуляют вместе, это входит в расписание их дня. У нас очень много интересных поездок, во время которых они могут быть вместе. И это не только Русский музей или Эрмитаж. Например, перед началом поста мы ездили на подворье Оптиной пустыни под Выборгом. Дружно шли по сказочному лесу, где прыгали белочки, и страус мне чуть палец не откусил! Дети смогли пообщаться и друг с другом, и с монахами в трапезной, и отдохнуть. Перед Новым годом мы ездили в паломничество к святым, которые покровительствуют Санкт-Петербургу - блаженной Ксеньюшке, Иоанну Кронштадтскому, Александру Невскому. В ближайших наших планах - Кронштадт, а в конце мая мы очень хотим в Пюхтицы съездить. Чуть-чуть там задержаться, хотя бы ночку переночевать, чтобы дети подольше в любви матушек покупались.

Недавно наш преподаватель по шахматам Евгений Борисович привёл в школу мальчишку семилетнего, чуть повыше этого стола, который уже участвует в российских соревнованиях! Наши дети расселись кругом, и он их тут всех обыгрывал. И как-то они спокойно, без слёз, приняли то, что все до одного ему проиграли! Восхищались: «Он гений! Он вундеркинд!» После игры с таким удовольствием с ним чай пили, угощали его, звали в нашу школу учиться.

А позавчера мы дружно, всей школой, ходили на спектакль «Таинственный сад» в Театр музыкальной комедии... Дети хотят жить! Их жизнь должна быть радостной, наполненной, поэтому мы должны очень хорошо работать, чтобы у ребёнка оставалось свободное время.

- Молитва для ваших учеников - это естественное состояние или всё-таки некое дисциплинирующее начало, исходящее от вас?

- Шостаковичи, когда основали эту школу, смогли передать и детям, и родителям искреннее желание идти православным путём. Это естественная атмосфера нашей школы, здесь никто никого не принуждает.

- А как вы решили вопрос о посте? Ведь дети в вашей школе и завтракают, и обедают, и полдничают.

- Мы с батюшкой и родителями обсудили: в чём вообще будет выражаться детский пост? Решили, что во время поста дети не будут смотреть телевизор, будут меньше есть конфет, но если они пришли на день рождения и их угощают вкусным тортиком, они не станут обижать хозяев. Рыбу дети не едят, поэтому батюшка разрешил заменить её курицей, и мы делаем котлетки, фрикадельки, запеканки, макароны по-флотски. Но во время трёх строгих недель птицу мы есть не будем. У нас есть молоко в неограниченном количестве, творог... Еда - это не самоцель, а средство: поел - и постигай этот прекрасный мир дальше! А когда в пост все вопросы крутятся только вокруг того, что мы едим, что не едим - это, наверное, неверно.

- Светлана Викторовна, иногда приходиться слышать о том, что православным школам трудно найти таких учителей, которые были бы и профессионалами достойного уровня, и верующими людьми. Существуют ли в вашей школе подобные трудности?

- Вопрос очень важный... Сегодня, как и всегда, кадры решают всё. Фраза банальная - но именно так дело и обстоит. Сейчас в России нарушена преемственность поколений - не только в образовании, но и в медицине, и в других сферах деятельности. Молодые люди работать в школу не идут... Что ж, иногда мы поступаем так: к нам приходят хорошие люди, воцерковлённые, читают концепцию нашей школы и, если мы видим, что они нацелены на серьёзное сотрудничество, мы находим возможность повысить их квалификацию.

Но сегодня с нами работают педагоги высокого класса! У каждого из них - своя изюминка. Например, Татьяна Александровна, завуч и заслуженный учитель России, обожает математику. Сейчас она ведёт занятия во втором классе. Ирина Дмитриевна, которая работает с четвёртым классом - потрясающий учитель русского языка и литературы. Когда я прихожу к ней на уроки, я отдыхаю не только душой, но и как методист. У нас есть прекрасный учитель, который владеет мнемотехниками - то есть техниками, которые помогают развивать память, воображение, творчество. Есть учитель, который очень хорошо знает город и как краевед, и как православный культуролог. Знания, умения, навыки у наших детей гораздо больше, чем стандарт в начальной школе. А уж воцерковляется каждый педагог своим путём.

Школа Шостаковичей. Илл.6На мой взгляд, одно из самых важных направлений работы школы Шостаковичей - это создание вокруг ребят своеобразной общины преуспевающих православных людей. Наверное, каждый верующий человек знает, как непросто пытаться жить по заповедям - и в то же время заниматься бизнесом, или «светским» искусством, или пытаться добиться успеха в других видах деятельности. Среди учредителей школы есть люди, которым удаётся сочетать православное мировоззрение с очень успешной деловой жизнью. Они выразили школе Шостаковичей предельное доверие, отдав своих детей учиться именно сюда, хотя могли выбрать для них практические любое учебное заведение не только в России, но и за рубежом.

С ребятами общаются и другие преуспевающие люди - из искусства, спорта, и у детей возникает уверенность в том, что они живут в большой православной семье. Возможно, позже, в старших классах, ребятам понадобятся профессиональные или житейские советы этих наставников, а может быть - и практическая помощь.

До недавних пор ребята после четвёртого класса расходились по обыкновенным школам, может быть, преждевременно получив возможность утверждаться как личность во «внешнем» мире. Но те, кто учится у Шостаковичей сегодня, никуда уходить не будут. На Шестой линии Васильевского острова, в двух шагах от Андреевского собора, заканчивается ремонт трёхэтажного исторического здания. В это здание к следующему Рождеству и переедет школа. Проект реконструкции здания разрабатывало финское архитектурное бюро, а дизайн внутренних интерьеров - архитектурная студия Курочкина. У школы будет большая трапезная, физкультурный зал, многочисленные кабинеты, лаборантские... На втором этаже будет освящена маленькая часовня. И главное - это будет школа полного цикла, в которой смогут обучаться ребята с 1 по 11 класс.

Конечно, школа, которая так трепетно относится к младшим ученикам, будет предельно внимательна и к более старшим ребятам. Уже заключён договор о сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным университетом, который поможет разрабатывать и воплощать в жизнь индивидуальные программы для учеников школы. Это будет профильное обучение с учетом индивидуальных особенностей и запросов учеников.

Когда смотришь на чистые лица детей, когда говоришь с ними, не можешь не верить в то, что все они - исключительны, все - талантливы, все - многообещающи, и знаешь, что они должны состояться. Но проходят годы, и дети растворяются в толпе, выбирают заурядный путь, похожий на тысячи других, и даже лица их перестают быть интересными. Будет ли так с теми, кто сегодня учится в школе Шостаковичей, с Пашей Флоренским, Олей Гаврилиной, мальчиком в полосатом джемпере, к которому обращаются по имени-отчеству: Александр Сергеевич? Кто знает! Только в Евангелии от Марка говорится: «Царство Божие - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле. А когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под сенью его могут укрываться птицы небесные».

Православная общеобразовательная школа семьи Шостаковичей: www.pravoslav.com



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 5

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

5. Ксения : А как отбирают детей в такую чудную школу?
2010-08-30 в 19:31

Сердце защемило от радости: как повезло ребятам-ученикам этой школы!! Жаль, что мой сын уже вырос... Но очень интересно, как отбирают деток в школу? Кто становится ее учеником?
4. Юлия Николаевна : Достойное начинание...
2010-04-03 в 15:24

Вот таким образом и нужно растить будущую православную элиту, а затем, уже с ее помощью,духовно и физически здоровый русский народ.
3. Юлий : Тепло души
2010-03-29 в 04:23

Прочитал, и так тепло стало, спасибо...
2. Владимир : Земля для зерна горчичного...
2010-03-28 в 22:55

Прекрасный пример для преодоления кризиснойситуации в Российских школах.Но здесь возможны и другие пути.Так имеется развёрнутый(методически и организационно) проект Православной музыкальной школы - студии, который ждёт своего возможного вооплощения.Готов представить его на обсуждение и поиск практического решения.. Владимир Успенский (композитор)
1. Иван : Re: Под сенью зерна горчичного
2010-03-24 в 22:50

Хорошая школа. Побольше бы таких.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме