Человек старается познать самого себя и понять, что именно его делает человеком, именно, живая связь с Богом и Божья благодать. Если связь с Богом пресекается, Божья благодать из человека постепенно или быстро уходит. Скорость расставания человека с благодатью Божией и скорость его расставания со способностью чувствовать и понимать тонкие духовно-нравственные связи определяется тяжестью совершаемых человеком грехов. По мере расставания человека с благодатью Божией, с ощущением и пониманием тонких духовно-нравственных связей человеческое существо становится всё менее человеком. В этом познавании и понимании и есть стержень человеческого существования, как и жизни людских сообществ в целом. Огромную помощь в осознании человеком самого себе может оказать Евангелие и творения святых Отцов.
Надо с прискорбием признать, что современная жизнь устремляет человека, в основном, к внешнему, а не к сущностному. Темп жизни и «продвинутые» искусства, живопись, музыка делают внимание и сознание человека фрагментарными и мозаичными, они влекут человека всё к новым и новым вещам и безделушкам, не давая возможности их понять и оценить по заслугам. Современные люди в своём большинстве не являются познавателями мира и себя, они в массе - потребители рыночных товаров и услуг.
В советское время большинству не нравилось такое явление, как показуха. Но в новое рыночное время большинству почему-то стало нравиться модное словечко «имидж», и оно ревниво следит за этим самым имиджем.
Хотя по тому же западному разумению имидж - это то, как ты выглядишь и кем ты кажешься. У них там бытует такой социальный принцип: « не важно, кто ты на самом деле, а важно, какой у тебя общественный или производственный имидж». Если говорить более по-русски и без западного кокетства: имидж - это самая, что ни на есть, показуха.
Человека же всё более делает человеком его углубление в душу, в её содержание и в жизнь в храме. Углубления же в свою душу и жизнь в Боге не терпят суеты. И при этом очень важно то, на что преимущественно направлено внимание человека. Внимание человека - это очень ценная и очень тонкая вещь. Человек вбирает в себя всё то, на что направлено его внимание. Мало того, человек также вкладывает себя в то, на что направлено его внимание.
В замечательной музыке Глинки и Чайковского присутствует сам Михаил Иванович и сам Пётр Ильич, в замечательных полотнах П. Корина, В. Васнецова, В. Сурикова непременно присутствуют сами авторы, содержание их душ. Если бы произведения были обездушены, они бы не влияли на души тех, кто знакомится с ними, и кому они нравятся. Во всех вещах, делаемых людьми, есть частица этих людей. Некоторые люди, которым очень понравились герои каких-то романов, начинают жить жизнью любимых героев. Настоящие друзья со временем начинают походить друг на друга так, что окружающие думают, что они - братья. Мало того, даже хозяин и его собака со временем начинают походить друг на друга в своих проявлениях. Всё одушевлённое взаимопроникает и влияет друг на друга, и вообще на окружающий мир.
Также и в современных результатах жизнедеятельности различных «поп -групп», других « модных групп» и течений присутствуют души и характеры тех, кто их придумывает и претворяет в жизнь. Если их придумывают и исполняют личности патологические и извращённые, их патология и извращённость будет непременно содержаться в их результатах. Человек, находящийся в состояние глубокой подавленности, безысходности и депрессии, не сможет написать весёлую и жизнеутверждающую музыку. Наркозависимый человек никогда не напишет целомудренной картины и музыки.
Многим молодым сейчас нравится то, что делают и делали Битлы, Том Джонс, Мадонна, группа «Кисс», «Продиджи» и другие, близкие им по духу. Но если авторы и исполнители популярного репертуара - наркоманы, алкоголики и извращенцы, то и результаты их жизнедеятельности тоже будут содержать нечто, что будет вызывать потребность к патологии и извращениям, к наркотикам и алкоголю. И в этом - одна из причин того страшного распространения наркомании, игромании и алкоголизма среди молодёжи, которое мы все видим.
Также, если моду придумывает извращенец, мода будет извращённой.
Прежде, чем серьёзно заинтересоваться какой-то модой, музыкой, песнями, живописью, стихами и прозой, познакомьтесь с жизнью и интересами тех, кто сотворил то, что вас в первом приближении заинтересовало, чтобы не оказаться в безнравственной и патологической ловушке. Для начала попробуйте объяснить себе, почему вдруг, как по команде, у девиц появилась потребность оголять по весне свои пупки? Может быть, они решили, что весной стало недостаточно прилетать грачей, и вместо грачей приход весны должны обозначить их пупки?
Ахиллесова пята молодёжи при демонстрируемом ею усердном устремлении к свободе - это большая, глобальная её несвобода от моды. Задумайтесь: при стремлении к свободе, люди пришли к сильной зависимости от моды, мнения и позы какого-то одного или нескольких извращенцев. Эта зависимость столь велика, что молодёжь в своём подавляющем большинстве совершенно не задумывается, зачем молодым те или иные навязываемые моды, и что хорошего, и что плохого они в себе несут. Ничто человеческое не может быть, по определению, абсолютно хорошим и безгрешным, потому что человек - существо ограниченное, он не всё видит, он не всё знает, он не всё умеет, он - ленив, он - слаб и т.д. Задумайтесь, достойно ли такое поверхностное поведение человека?
У человека есть только один способ преодолеть свою ограниченность - это соединится с неограниченным Богом. С помощью искусств, науки и общественных устройств человеческая ограниченность не преодолима. Частая смена мод в искусствах, науках и общественных устройствах только это подтверждает.
Не для кого не секрет, что в Церковь люди идут для встречи с Богом, а - не с голыми пупками девиц. Церковь - это место глубокого сосредоточения. Девичьи пупки молящихся людей отвлекают от молитвы, не дают им сосредоточенно молиться и каяться. Предлагать в храме вместо Бога и молитвы свой пупок и свои округлости - это величайшая дерзость и богохульство. О правилах и смысле молитвы к Богу подробнее можно почитать в трудах святителя Иоанна Златоуста, святого Максима Исповедника и святого преп. Серафима Саровского.
Современная одежда направлена, прежде всего, на то, чтобы в большей степени привлекать внимание других к тому, кто несёт на себе модную одежду. Современная модная одежда - это вызов вниманию. Модная одежда - богохульна не только обнажёнными пупками, но и другим приземленным натурализмом: кривыми волосатыми ногам в коротких штанишках, тщедушием человеческого тела, искажённого грехом; очевидными следами тяжёлых болезней; диспропорциями людских тел. Все эти приземлённые греховные искажения человеческого тела никак не способствуют нашему сознанию устремиться к Горнему идеальному миру.
Сейчас многие женщины приходят в храм в брюках, им кажется это вполне удобным. Пронаблюдаем, однако, отмеченные ранее зависимости; в данном случае - зависимость брюк от женщин и женщин от брюк. Ясно, что брюки для полной и худой женщины будут отличаться не только размерами, но и другими особенностями кроя. С другой стороны, брюки делают женские формы более натуралистичными и часто менее эстетичными. Замечено, что степень женственности, манера обращения, манера двигаться, входить в городской транспорт и манера садиться у женщин, привыкших к платью, заметно отличаются от манер тех, кто ходит главным образом в брюках. Манера ходить у брючных женщин приближается к мужской. Брючные дамы ходят более широко и решительно. Ясно, что моторика ног влияет на движения туловища и рук, т.к. организм - целостная система. Далее происходят изменения в манере говорить и держаться. Происходят изменения в психике, меняется содержание женских душ. Вероятность услышать хамство, ругань и мат из уст женщины, одетой в платье, заметно меньше, чем от брючных женщин. Именно этим объясняется такое социальное явление, как «вумен» и «бизнес-вумен». Эти дамы уже не подходят под определение «женщина» и их приходится обозначать не русскими словами. Ясно, что у различного рода «вумен» и дети в массе своей будут другими. Им ничего не стоит явиться в храм в пляжном одеянии.
Должно быть ясно, что разные обстоятельства требуют разного одеяния. Этому в своё время меня научил неграмотный деревенской бык. В топографической партии я много ходил по полям, лугам и лесам, и никаких больших неудобств не испытывал. Но однажды я с теодолитом вышел из леса на большую поляну, где паслось стадо коров. Молодой бычина, увидев меня, сильно изогнул спину, дико заорал и бросился в мою сторону. Я понял, нечего хорошего ожидать не приходится, и тоже бросился бежать к лесу. По пути я понял, что причина всему - моя красная рубаха, но переодеваться уже времени не было. Я бежал с теодолитом в руках, и вскоре упал. Страх перед рогами сделал меня умнее и решительнее, я бросил теодолит и с удвоенной силой помчался к лесу. В лесу я почувствовал себя много смелее, остановился и стал наблюдать, что творит бычина. Бык добежал до леса и, продолжая истошно орать, остановился, ещё более изогнул спину и вытяну голову по траве в направлении к лесу.
Мне было приятно, что на короткие дистанции я могу бегать быстрее быка. Через некоторое время к быку подошел маленький, сухенький старичок и понятными быку и всем окружающим словами отогнал быка на прежнее место. Мне со всей очевидностью стало понятно, что тот наряд, который хорош для праздничного времяпровождения и прогулок с друзьями, даже для уединённой работы, совсем не подходит для встречи с быком.
Аналогично, тот наряд, который подходит для пляжа и современных контор, никак не подходит для полноценной жизни в Церкви.
Мода в принципе ещё плоха и тем, что формирует в обществе стандарты мышления и поведения. Стандарты моды, становясь привычными, переходят на подсознательный уровень и управляют поведением масс. Очень часто человек, вполне искренне признающий бытие Бога, в каждодневной своей жизни бессознательно подчиняет своё поведение и восприятие стандартам моды. Поскольку его поведение подсознательно, он не видит противоречия между православной жизнью и своей обычной жизнью и искренне возмущается в храме не пониманию его другими.
«Ибо ты говоришь: « я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей; и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.» ( Откр. Иоанна Богослова, 3; 17,18).
«И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы...» (Откр. Иоанна Богослова, 18; 2).
Надо признать, что духовно-моральные качества стандартов современной «нечистой и отвратительной птицы» (моды) - уже очень низки, исполнены нечистого духа и блудодеяния, пример тому - те же пупки, и та же «попса», и похабная видеопродукция, которые в изобилии продаются в ларьках и магазинах.
Бабушки в храме цыкают на фривольно одетых молодых и немолодых людей, прежде всего, не потому что они любят цыкать, а потому что они, в общем, знают содержание « Откровения» Иоанна Богослова; знают дух современной одежды, её свойство выпячивать человеческие несовершенства. Бабушки понимают, что вульгарная и приземлённая мода противоречит смыслу церковной службы и оскорбляет образ Литургии.
Кроме того, во время службы нет возможности каждому религиозному невежде всё подробно и терпеливо объяснять - обстоятельства не позволяют. Иначе получается, что православный человек пришёл в храм не Богу молится и каяться, а заниматься ликбезом швыдко современных людей. Для этого есть небольшого объёма православные книжки, в которых просто и понятно разъясняются правила поведения в храме и их смысл. А заходящему в православный храм прежде следует прочитать хотя бы одну из них. Уместно напомнить модным «передовикам» рыночной жизни русскую поговорку: «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Церковь - это не место времяпровождения, прогулки и показа себя и своих особенностей. Церковь - это место сокрушения, покаяния и возможно более глубокой молитвы.
Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, доцент, академик ПАНИ, ветеран Великой Отечественной войны