itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Кусок золота

Грустное смешное

0
309
Время на чтение 9 минут

Довелось мне быть как-то в одном монастыре в довольно крупном городе, областном центре. Было это уже достаточно давно, и хотя при монастыре уже имелась гостиница, но была таковой только по названию. Хотя, может, старому дому через дорогу от обители даже и названия такого не придавалось. Паломники кое-как пристраивались в довольно просторном доме, но все же мизерным для поставленных перед ним задач. Поражал он обилием проходных комнат. Я в то время предавал слишком мало внимания, где и сколько спать, и даже не помню, где меня разместили. Где-то, как говорится, на дороге на топчане. Помню только, несколько проходных комнат вело к единственной, тупиковой, в тот момент запертой.

Прошло дня два, и я заметил на лицах тамошних монахинь тень сомнений и даже каких-то разногласий. Причина скоро выяснилась. Они отперли дверь и предоставили мне эту комнату, как чуть ли единственному паломнику мужского рода. Там я провел ночь. Утром сходил на службу, после трапезы отдохнул и вот уже собирался на вечернюю, как дверь отворилась. На пороге стоял батюшка. С лицом его творилось нечто невообразимое. Глаза стали выкатываться, рот беззвучно раскрываться. Наконец ему удалось что-то выдавить из себя: «Вы, вы...» Пока я понял, что совершил нечто ужасное. Наконец он собрался с силами и выкрикнул: «Что вы тут делаете?» Мне пришлось ответить нечто заезженное в стиле: «Живу я тут!» - «Не могли спать в другом месте? Смотрите, если что-нибудь пропало... Там у меня золото! Понимаете золото!» Причем слово золото он произносил, растягивая первое «о», почти что давясь им, как неопытный певец неспособный держать ноту. Я с довольно бессмысленным видом смотрел на него, сидя на кровати, потому что смысл происходящего только стал доходить до меня. Очевидно, батюшка считал, что это его комната, и находиться здесь я, по его мнению, не имел права. С криком: «Ну смотрите, если что-нибудь пропало!», - он бросился разбираться с монахинями, допустившими столь подозрительную личность в его комнату.

Надо быть мастером пера, чтобы передать тот надрыв с каким этот батюшка произносил выпавшие на его долю реплики. Мне кажется, что еще не родился актер, способный воспроизвести эту смесь негодования, ужаса и уже нависшего над его лысоватой головой уныния. Уныние должно было обрушиться на него после того, как его подозрения бы подтвердились. Я не стал этого ждать, хотя до конца не понимал, о чем идет речь. Видимо, о пропаже чего-то ценного. Пока батюшка бегал разбираться с недостойными монахинями, я ретировался и отравился на службу, готовясь к продолжению разбирательства после нее. У людей такого склада как я в таких случаях начинается складываться ощущение вины. Хотя разум не может взять на себя роль прокурора, но душа от оперативно-розыскной работы переходит к следствию. Но когда я с трепетом переступил порог дома, следствие пришлось закрыть и отпустить арестованного за отсутствием состава преступления. Все было тихо, батюшка исчез, как будто его и не бывало. Я мог вернуться в свою комнату-келью. Выяснилось, что золото он свое обнаружил в полной сохранности, взял его и покинул город вероятно навсегда. Выяснилась и вся история батюшки.

Он переводился в другую епархию, продал свой дом в том месте, где служил ранее, но какие-то дела заставили его уехать на неопределенное время. Так как он жил в деревне, то в городе у него не было сокровенного места, где можно было оставить сокровище, дабы не подвергнуть его опасностям, происходящим от татей. Так как он какое-то время жил при монастыре, он попросил монахинь запереть комнату с сокровищем и отбыл. Монахини, прождав его значительное время, поступили, как поступают все монахини: взяли благословение у матушки, открыли комнату для паломников, с небрежением отнесясь к презренному металлу бедного священника. Когда же он обнаружил меня в этой келье, то решил, что я по приверженности к роскоши (хотя роскоши в ней и не было никакой, конечно) вытребовал себе местечко получше. А затем следовало простое продолжение. Оказавшись один в комнате, я, конечно же, первым делом обшарил все заветные тайники и припрятал обретенные драгоценности. Но так как он нашел все свои ценности нетронутыми, спокойно собрал их и удалился.

Все сие я написал не для того, чтобы посмеяться над священниками, в чем меня неоднократно обвиняли, а потому что все это навело меня на некоторые размышления. Как страшно нашему человеку за свои сокровища, которые только в его глазах и слывут сокровищами. И не потому, что русский человек жаден и убог, как думают его недруги, а потому, что он в большинстве своем беден и беззащитен. И эти качества, которые грехами не являются, часто к грехам и приводят. И не хуже, чем любовь к роскоши и богатству. Непрестанно думая о своей слабости и беззащитности, бедные старухи отказывают себе в самом насущном и умудряются накапливать сотни тысяч рублей. Не доверяя банкам и сберкассам, хранят их дома, завертывая в тряпочки и платочки, прячут по потаенным местам, которые хорошо известны любому жулику. Все это еще не грех, но грехом становится, когда такая старушка начинает заботиться о своем сверточке пуще всего на свете. С подозрением глядит она даже на родственников, а если вовсе впадет в беспамятство, то уже наверняка эти деньги украл у нее вчерашний водопроводчик. Конечно, происходит это из-за того, что никто из старых и по-своему мудрых людей не верит государству, наделившему их мизерной пенсией. Если бы верилось, что пенсия будет выплачиваться до конца и в достаточном для поддержания жизни размере, если бы старики видели, что они не являются ненужным элементом нашей жизни: отработал свое и, пожалуйста, в могилу, дабы не тратить казенные деньги, то не были бы рабами своих сверточков и пакетиков.

Но беда, что государству в действительности не нужны даже здоровые и сильные, а тем более старики. Да и вообще никто не нужен. Оно пытается заигрывать с молодежью, и только потому, что оно больше боится молодых и сильных, нежели старых и больных. Хотя осталась и призрачная надежда, что молодежь поддерживает их сомнительные реформы. Молодежи нравится в государстве только то, что оно не лезет в ее дела, а старикам не нравится, что десятилетия работы на государство не принесли ему ничего ни денег, ни социальной защищенности, ни даже уважения. Сегодняшнее государство ничего не собирается давать людям: ни медицинского обеспечения, ни правовой защиты, ни собственно пенсии (теперь все зависит от какой-то призрачной пенсии). Собственно, и государство, и общество, не заботящиеся о своих стариках неспособны к существованию. И уже хотя бы потому, что сегодняшние молодые, видя, как живет старость, все свои силы положат на обеспечение своей собственной. Ни благо других, ни благо государства будут двигать ими, а стремление взять как можно больше, чтобы недвижимостью, землею, золотом, всем надежным обеспечить себя навсегда. И, разумеется, любой способ при этом хорош, лишь бы юридически был безопасный. Пока существовала дореволюционная Россия, для большинства русских людей идеалом была работа на ее благо. Это касается и советского общества. Конечно, всегда были работники, которые работали на себя, но это никогда не поощрялось. Те, кто имел заслуги перед Родиной, поощрялись и морально, и денежно.

Теперь в обществе господствует идеал созвучный большевистскому: «грабь награбленное». Реальные ценности - материальные, все остальное - миф. Все восхищаются сегодня оборотистым человеком, который направил свои таланты на достижения своего собственного благополучия и даже сверхблагополучия. Реальный талант признается за тем, кто может зарабатывать деньги. Единственный стоящий результат в жизни - это хорошая сумма денег. Остальное - иллюзия. В иностранных фильмах 60-70-ых годов удивляет обилие жуликов, которые, будучи людьми оригинальными, зарабатывали себе богатства нетрадиционными средствами. В случае же неудачи попадали в тюрьму. Они прекрасно понимали, что «от работы кони дохнут». И работа - только для дураков. И общество с пониманием относилось к ним, если приходилось попадать за решетку: человеку просто не повезло. Теперь этот идеал пришел в Россию. И дураков становится все меньше, а тюрьмы благоустраиваются и не пустеют. В общем, мы превратились в общество всеобщего выживания. Выживают все как умеют. То, что вчера казалось совсем естественным: и жилье, и кусок хлеба, хотя бы и без масла - теперь под вопросом. Христиане же уже не доверяют известным словам Спасителя: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем...» (Мф. 6. 34). Мир, борющийся с Богом, убеждает в обратном, и надо иметь крепкую веру, чтобы не слушать его.

Государственный идеал, когда он соперничает с религиозным, то получает некоторое преимущество. Все государственное существует сейчас, сию минуту, а религиозное относится к будущему или к миру невидимому. К тому же государственное подкреплено реальными институтами, а религиозное держится на вере в невидимое. Так что жить по вере доступно для немногих, а по законам мира сего - миллионам.

Но вернемся к нашему батюшке, над которым я и не думал потешаться. Переходы из одной епархии в другую весьма часты. Хоть трудно найти каноническое обоснование для таких путешествий, но некоторые батюшки проделывают их весьма часто. Они находятся в постоянном поиске лучшего места. Но такие переходы нелегки, ведь все зависит от владыки. Если какой-то владыка хочет принять к себе в епархию священника, то надо чтобы его еще и отпустили. Жизнь священника в этом смысле гораздо труднее, чем мирянина. Трудно обвинять священника в том, что он не сидит на месте. Представьте себе бытие сельского священника. Вокруг население бедное, озлобленное, с подозрением относящееся к «служителям культа». Сегодня в Нечерноземье остались на земле только те, кто не смог уехать. По отношению к вере сельское население нынешнего века коренным образом отличается от дореволюционного. Раньше крестьяне были опорой церкви, теперь индифферентны (если не сказать худшего) к вере.

Обстановка усугубляется тем, что быть ли России во многом зависит от того удастся ли устроить село. Это касается не только той проблемы, что наша страна в основном живет за счет импорта продуктов, а продукты имеют устойчивую тенденцию дорожать. Но прирост населения зависит от того, насколько будет освоено село. На селе вопрос жилья решается гораздо меньшим капиталовложением. На селе больше простора и возможности содержать многодетные семьи. Словом ясно, что от судьбы деревни во многом зависит судьба нашей Родины. Надо организовать деревню. На каком основании? Фермерство совершенно ново для России: была община, был колхоз, хутора, но не было американского фермерства. Единственный твердый представитель некой организованной силы - это священник. А представьте себе нищету, отсутствие прихожан. Из всего сказанного выше, что сельский священник должен быть подвижником. Он должен быть бесстрашен, тверд в вере, любить Россию и главное понимать важность возложенных задач. И, разумеется, бескорыстен. Где таких найти? Да и ищут ли? Сегодня важнейшим делом считается появиться на стадионе, а в деревне и на Пасху часто храм заполнен на половину. И население самое бесперспективное - ни имущества, ни влияния.

Посмотрим реально на эту ситуацию среди нынешних священников мало подвижников. К сожалению, как говорилось выше, священники не могут оторваться от идеала общества, идеала мира. И обращается батюшка к поиску хорошего прихода, к поиску треб. В среде духовенства заметно сильное расслоение - мирской идеал и тут действует. Существует миф о богатстве духовенства. Конечно, для многих ставленников принятие сана путь к благополучию, которого большинство граждан современной России не имеют. Но есть и множество тех, уделом которых становится бедность, и приходится буквально побираться. Но общественное мнение таких не замечает, оно наделяет всех имеющих сан несметными сокровищами. Отсюда и зависть. К тому же на селе все заметно и любое хозяйственное приобретение вызывает зависть. Если батюшка построил дом, то стоит побеспокоиться о том, чтобы кто-нибудь не запустил красного петуха. Священник же на селе абсолютно беззащитен. Так же беззащитны, и сельских храмов. Это все мы знаем из новостей: то храм ограбят, то батюшку убьют.

Настоятель большого храма сегодня человек, который фактически единолично распоряжается всеми доходами храма. От него зависит обеспечение священников. В тех приходах, где не повезло с настоятелем, священникам приходится переходить «на подножный корм»: требы, жалость прихожан, вызвать которую тоже нужен определенный талант. Можно сказать, что священство, как и все население России, находится в поиске доходов. А перспективы у духовенства в материальном смысле плачевные. Открываются многие храмы, увеличивается число священников, но число прихожан растет слишком медленно. Сложился и стереотип, с которым хорошо знаком любой церковнослужитель: большинство жертвует в церковь самое малое или вовсе ненужное. Да и сама церковь отучает человека жертвовать. Если вспомнить книгу Деяний, то наоборот надо побуждать верующего жертвовать. Но надо и следить, чтобы пожертвованное шло на благо церкви. Теперь церковь, видно, вообще собирается отказаться от народных денег. Если до перестройки самая дешевая свеча стоила 5-10 копеек, на которые можно было 1-2 раза съездить в метро, то сегодня 10, 5 и даже 3 рубля, на которые в метро не съездишь. Зато бедная церковь легче найдет благотворителя... А контроля за распределением средств, в отличие от дореволюционной эпохи, никакого. При современных мирских ценностях, от которых духовенство в массе своей не может оторваться, последствия следует ожидать самые печальные. Если такая тенденция будет продолжаться, то содержать многое и многие приходы будет просто не на что.

До революции храм открывала община, которая и обязывалась содержать священства. Сегодня приход открывает епархия, и она ничем обеспечить священника не может. А иногда священник может быть назначен к храму в чистом поле, построенном по прихоти какого-нибудь бизнесмена. Следовательно, искания священников будут продолжаться и усиливаться как количественно, так и качественно.

Батюшка переходит с прихода на приход. Скорее всего, на новом месте его никто не собирается обеспечивать жильем. Значит надо продать свой дом тут и там купить новый. Поэтому этот кусок золота, который он получил с того прихода единственное, что у него есть. И хоть ситуация, которая возникла со мною, смешна, но потеряй он это последнее, где будет жить он и его дети? А быть как лилии современные священники и миряне не готовы. Слишком опасное это занятие ныне - или сорвут, или затопчут. Отовсюду только и доноситься: плати, плати. Конечно, много и увлекшихся стяжанием батюшек: сначала обеспечивается самое необходимое, затем необходимым кажется все вокруг. А бедный приход этому не способствует. Отсюда появляются и жуткие вещи: крещение и венчание умерших и всякие другие выгодные мероприятия. И кончается все бизнесом, оформленным на матушку.

А ведь батюшка, особенно сельский, должен стать и миссионером, и пастырем, и организатором. Без села Россия станет Вавилоном посреди дремучего и непроходимого леса. Надо помочь батюшке и в обеспечении насущным, и в освобождении от мирских цепей. Иначе мир проглотит церковь, а если на зубок попадется ему что-то твердое, то он не будет ломать зубы - просто выплюнет.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Петр Пахомов
Благоугодить дарами Богу или освободить время для великих дел?
О правильном порядке действий священника на проскомидии и о латинских «новшествах», практикуемых некоторыми православными священниками
20.07.2023
Оглашенные: прошлое или будущее?
Неслучайно первая часть Литургии носит название «оглашенных»
26.05.2023
Время Ивана Калиты
Наш современник князь Николай Трубецкой
17.10.2022
Какой была армия?
Главная сила армии в тылу
12.10.2022
Лже-Россия или анти-Россия?
Главная задача – возвращение малороссов в русскую культуру
28.09.2022
Все статьи Диакон Петр Пахомов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04