Выбор пути: Русский мир или джунгли социал-дарвинизма

Русская цивилизация 
0
282
Время на чтение 5 минут

Сегодня либерально-настроенная интеллигенция Украины ведет непрерывные дискуссии об опасности Русского мира - как глобального проекта «русского империализма». На самом деле по-настоящему они боятся другого - возвышения голоса Православной Церкви и укрепления её влияния. В своем противостоянии западному влиянию Русский мир опирается на религиозные, человеческие, духовно-культурные и материальные ценности собственной православной цивилизации Святой Руси. Поэтому неслучайно вся критика на телевидении и в прессе ведется в направлении компрометации концепции Русского мира. Так как эта концепция является реальной альтернативой модели построения и развития общества по другим принципам, нежели предлагает западный либерализм и социал-дарвинизм рыночной экономики. Социальные и духовные векторы Русского мира ориентированы на сохранение духовных приоритетов и связей, церковного и канонического единства Православия, культурной самостоятельности русской цивилизации, поддержку культурных объединительных процессов на постсоветском пространстве.

Протоиерей Дионисий МартышинПравославные духовные ценности, нравственное оздоровление, социальная справедливость - вот те светоносные векторы Русского мира, которые по-прежнему внушают настоящее опасение украинским националистам и либералам Запада. Парадокс нынешних так называемых либеральных реформ состоит в том, чтобы ослабить влияние духовных идей и нравственных устремлений человечества. После крушения коммунистической доктрины в Советском Союзе, которая была реальной силой противодействия западной либеральной модели развития мира, политической мысли Запада очень невыгодно, чтобы люди постсоветского пространства нашли иные собственные источники политологической мысли и социальной динамики, жили православной верой, эсхатологической надеждой и христианским упованием. Многим политическим силам, как на Западе, так и у нас странах бывшего Советского лагеря, нужно чтобы народ оставался глухим к религиозным идеям, православной традиции, жил только эмоциональной «патриотической» патетикой, предвыборными обещаниями, обвинениями, спекулятивным политическим популизмом и телевизионными шоу. По этой части современный либеральный эксперимент развлечения народа и «оболванивания масс» в странах бывшего Советского Союза надо признать удался.

Объявив «смерть» Русскому миру, современные прагматики «демократических инициатив» отдают человеческую жизнь на откуп политическим лидерам олигархических групп, бюрократам коррупционерам «шароварного, трипольского патриотизма», шоуменам телевидения и просто шарлатанам от современной политики. Негативные и разрушительные последствия всего этого уже ощущаются. Современный человек, избавленный от всякой опеки со стороны Православной Церкви, оказался столь уязвимым перед стихией разнузданной чувственности, манипуляции, обмана, что это грозит подрывом всех сложившихся социальных институтов цивилизации. Мы убеждаемся, что современный либерально-позитивистский миф о «смерти» и «интеллектуальной ограниченности» Русского мира оказывается еще более опасным и разрушительным, чем коммунистическая идеология.

Для того, чтобы избежать краха и социального развала стран постсоветского пространства и полного одичания современного человека, мир должен перестроить свои принципы и ценностные приоритеты с модели потребления на аскетическую модель созидания. Инерция прежней модели развития общества, ценностные категории либеральной модели прямо ведут в «джунгли социал-дарвинизма» и «финансово-экономического каннибализма».

Пропасть «открытого рынка», проявляется в тенденциях разрушения нормативной базы нашего общества, в подрыве моральных и культурных основ человеческого поведения. Подобно тому, как либеральная доктрина опиралась на рыночную экономику, научно-технический прогресс и индивидуалистическую мораль, грядущая альтернативная фаза возрождения и модернизации всемирной истории должна опираться на духовную модель, глубинные духовные интенции, потенциал которых предстоит мобилизовать и конвертировать в новые социальные практики человеческой деятельности. И это не мечты и фантазии, выстроенные на фундаменте православной эсхатологии, а жизненно-необходимое условие, без которого современный мир сам себя уничтожит и взорвет изнутри социальной нестабильностью, конфликтами и противоречиями.

В истории Киевской Руси, Московского Царства, Российской Империи, советского времени и в современный период Православная Церковь всегда стояла на стороне слабого человека, против сильного и тем самым ломала греховную земную логику «естественного отбора», согласно которой сильный всегда торжествует над слабым человеком. Сегодня само понятие социальной справедливости объявляется сильными мира сего «антропоморфной иллюзией», «онтологическим абсурдом» (Фридрих фон Хайек). Таковы же и реальности общественного бытия стран постсоветского пространства, где происходит повсеместное игнорирование собственной исторической и духовной традиции в угоду либеральным реформам. Забыты слова выдающегося философа Александра Панарина: «Россия потому и получила в народном сознании название Святой Руси, что ее государство осуществляет - на грешной земле и грешными земными средствами - священный парадокс христианства, обещающий слабым грядущее торжество, сильным - грядущее унижение». Чтобы реализовать христианский принцип служения слабым в политической сфере и социальной политике государственная власть и политические деятели должны видеть в своей жизни не только материальные приоритеты, но и ощущать высшие духовные ценности.

Нельзя забывать главного, что православное богословие способно не только объяснить духовные искания человека, но и преобразить социально-политическую сферу жизни общества. Наглядным примером этого может стать воплощение концепции Русского мира, на основе христианских ценностей, но без политических спекуляций и националистических «истерик» по поводу «молитв и благословений» Московского Патриарха.

Русский мир, раскрывая свои социально-политические и культурные возможности, может стать сердцевиной современной жизни стран постсоветского пространства. В то время как либеральная идеология задает программу отчуждения человека от природы, духовных вопросов. Удаляет человека от религиозных смыслов, замещая их мертвой, механической материей, Русский мир актуализирует царское служение человека Богу, спасающего в себе все мироздание, всю природу, приводящего мир к ответственности перед Творцом и грядущим Царством Христовым. Подобное обстоятельство позволяет говорить о динамичном развитии Русского мира: от монашеской кельи до президентского дворца.

Русский мир, одухотворенный социальной мыслью Православия, а не политическими противоречиями национал-патриотических движений, монархических групп, позволяет православным народам найти общие пути развития и выработать общую платформу теории и действия по созданию и укреплению наднационального проекта - православной цивилизации Святой Руси. А русскому и украинским народам, без всяких шовинистических амбиций, продолжить великую миссию Рима и Константинополя - проповедовать Православие всему миру в догматической чистоте и богословской целостности. Таким образом, Русский мир может быть общим понятием, характеризующим основные тенденции преображения социально-общественной жизни на основе православных ценностей.

Всё это говорит о том, что значение концепции Русского мира не ограничиваются исключительно философской сферой. Сегодня необходимо направить свет христианской истины на плоскость социальной реальности современного человека. Христианская социальная мысль, рассматривая концепцию Русского мира, затрагивает важнейшую проблему сохранения самобытной православной цивилизации в условиях стремительного процесса политико-правовой, экономической и культурно-информационной глобализации. Призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к построению Русского мира и укреплению его границ - это путь вселенской миссии Православия, духовного единства, культурно-исторической правды, социальной справедливости. Это проект социальной активности православных христиан, разделяющих концепции Русского мира.

Значение концепции Русского мира в современных геополитических процессах требует своего дальнейшего изучения и анализа. Это объясняется, главным образом, тем, что интерес к этой проблеме вызван не только актуальностью этого вопроса, но и его важностью в условиях глобального кризиса западной мысли и идеологии.

Протоиерей Дионисий Мартышин, профессор Международной Кадровой Академии, доцент Киевской Духовной Академии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Дионисий Мартышин
«Нас объединяет не политика со своими противоречиями, а Христос Спаситель мира»
Протоиерей Дионисий Мартышин о прошедших Славянских чтениях «Истоки нашей истории: 900 лет "Повести временных лет" прп. Нестора Летописца»
14.11.2013
Первенствующий член Священного Синода УПЦ МП
Протоиерей Дионисий Мартышин о дискуссии вокруг обращения митрополита Одесского и Измаильского Агафангела
24.11.2011
Протоиерей Дионисий Мартышин: Через этот праздник раскрываются наши богатейшие традиции
Киевский священник объяснил духовный смысл празднования Старого нового года
13.01.2011
Все статьи Протоиерей Дионисий Мартышин
Русская цивилизация
«Эта война — за власть над миром»
О переводе британской экономики на военные рельсы для помощи Украине
25.04.2024
«Это самый подлый и мерзкий способ диффамировать человека»
О скандале вокруг Высшей политической школы им. Ивана Ильина при РГГУ и попытках очернить Дугина
25.04.2024
«Большевики и "родили" современную русскую нацию»
О русском национализме и русском мире
24.04.2024
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21