itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Блеск и нищета «земной сестры»

К выходу поэтической антологии «Круг лета Господня. Времена года. Православные праздники»

0
221
Время на чтение 5 минут

«В оный день, когда над миром новым / Бог склонял лицо свое, тогда / Солнце останавливали словом, / Словом разрушали города», - писал в 1921 году Николай Гумилев. Эти стихи читатель встретит на страницах поэтической антологии «Круг лета Господня. Времена года. Православные праздники». На Рождество Христово этот четырехтомник президент Дмитрий Медведев получил в подарок от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Антология «Круг лета Господня. Времена года. Православные праздники»Антология для семейного чтения стала первым издательским проектом храма Христа Спасителя. Каждый из четырех томов («Осень», «Зима», «Весна», «Лето») включает два раздела - «Времена года» и «Православные праздники». Книги собрания без всяких околичностей можно назвать богатыми или роскошными: альбомный формат, прекрасная бумага и качественная печать - трудно встретить даже один сантиметр белого цвета, все «поле» антологии занимают иллюстрации и оформление. Репродукции картин русских художников воспроизводятся на полный разворот, так что остается только восторженно ахать, вглядываясь в морозную даль «Зимнего пейзажа» Саврасова или в открытость летних волжских просторов кисти Бориса Кустодиева. Увеличенные фрагменты картин служат фоном для стихотворений отечественных авторов, посвященных родине, природе, и среди этих произведений множество классических. Радостное чувство узнавания рождается от знакомого с детства есенинского «Белая береза под моим окном...» или от бодрого пушкинского «Мороз и солнце; день чудесный!».

Каждое время года, запечатленное в поэзии и живописи, естественным образом находит свое продолжение во второй части книги - «Православные праздники». В стихах, таких, как «Моление о чаше» Ивана Никитина или «Молитва» Алексея Плещеева, отражена история отношений человека и Бога, а даты церковного календаря сопровождаются комментариями, в которых изложена суть главных православных торжеств. Художественное оформление этого раздела так же тщательно продумано, как и «природная» часть антологии. Здесь читатель увидит отреставрированные фрагменты Хлудовской и Киевской псалтырей (IX и XIV вв.), а также редкие иконы из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Наконец, приятным дополнением к поэтическому собранию послужит небольшая брошюра «Приложение» с методическими основами красноречия. Автор этого материала - составитель антологии и комментариев Ольга Нерсесова. Актриса, режиссер, сотрудник литературно-драматической редакции Центрального телевидения, в последние годы жизни она преподавала художественное слово в воскресной школе при храме Христа Спасителя. Очевидна педагогическая направленность всего издания, о чем замечает во вступительном слове Святейший Патриарх Алексий II, благословивший проект в 2006 году: «Публикуя антологию русской поэзии, мы надеемся на возрождение традиции семейного чтения, которая послужит не только делу укрепления семьи, но и приобщит молодежь к нравственному опыту прежних поколений, а также будет способствовать формированию православного образа жизни».

И действительно, внешняя, изобразительная красочность собрания столь высока, что «Круг лета Господня» в отсутствие других изданий (или в дополнение к ним) может вполне служить своего рода вариантом «Основ православной культуры». Впрочем, разве не такой же «учебник» - «Лето Господне» и «Богомолье» Ивана Шмелева? Писателя, судя по названию антологии, тоже можно считать одним из авторов идеи и вдохновителей данного собрания.

Сборники такого рода, как бы ни стремился составитель соблюсти объективность в подборе авторов, всегда будут критиковать за «перекос» в сторону творчества того или иного поэта. Научный консультант издания доктор филологических наук Валентин Непомнящий указывает в предисловии к антологии: «Составляющие ее произведения - разного художественного достоинства; среди авторов - и гении, и крупные, и просто хорошие поэты, и рядовые таланты: те, у кого выражение религиозного чувства освещено искрой поэзии». В собрании представлены стихи 94 авторов, начиная с Симеона Полоцкого (XVII век). Очевидно, что за четыре столетия в России легко найти и двести первоклассных поэтических талантов, не прибегая к помощи «рядовых» стихотворцев. У читателя, впрочем, есть возможность в прямом смысле слова перелистать страницы антологии, зайдя на сайт проекта antologia.xxc.ru, где размещен полный список поэтов и художников, вошедших в сборник.

В общем-то нельзя не порадоваться появлению этого богатого и нужного четырехтомника. Проект и продвижение его хорошо продуманы, и первый тираж в 6 тысяч экземпляров, надо полагать, не залежится на складе. И все же трудновыразимое чувство неловкости возникает при чтении сборника. Оно связано не с содержанием антологии, а с той жизнью, которая нас окружает сегодня.

Процитирую стихи, которых нет в собрании. Поэт Николай Тряпкин писал в канун 1994 года: «И все-то песенки мои - / В помойном рвище. / И жду у каждой колеи / Христовой пищи». А вот предсмертный крик Юлии Друниной: «Ухожу, нету сил. / Лишь издали / (Все ж крещеная!) / Помолюсь / За таких вот, как вы, - / За избранных / Удержать над обрывом Русь». А это строки Юрия Кузнецова: «Искусства нет - одни новации. / Обезголосел быт отцов. / Молчите, Тряпкин и Рубцов, / поэты русской резервации».

Дело в том, что, несмотря на появление благочестивых, выполненных с большой любовью к ушедшим авторам книг, вроде «Круга лета Господня», положение поэтов, ныне живущих, особенно если они из «русской резервации», по-прежнему, как и в 90-е годы, напоминает пребывание в «помойном рвище», где они дожидаются подаяния (некоторые в буквальном смысле Христа ради), чтобы издать свои книги. «Поэзия религии небесной сестра земная» - эти слова Василия Жуковского вынесены в эпиграф к антологии. Однако же нынешнее бытие «сестры земной» почти бомжеобразно - наши лучшие современные поэты влачат жалкое существование. Беда даже не в том, что труд литератора теперь ничего не стоит (он был убыточен всегда, кроме нескольких десятилетий советской власти), а в том, что современные писатели, наследующие ту творческую и духовную традицию, которая явлена в богатом четырехтомнике, сегодня не имеют почти никакого шанса быть услышанными, то есть обрести читателя. Высокое слово изгнано из общенационального эфира точно так же, как когда-то из него была изгнана церковь и проповедь. Последствия такой целенаправленной политики в отношении тех, чье служение в том, чтобы «удержать над обрывом Русь», будут ужасны и для национального государства, и для православия.

Понимая важность живого слова, Свято-Троицкая Александро-Невская лавра учредила Всероссийскую православную литературную премию имени святого благоверного великого князя Александра Невского. В этом году церемония награждения прошла в шестой раз. Это единственная литературная премия, учрежденная монастырем, и денежное ее содержание невелико - оно почти равно стоимости антологии «Круг лета Господня». Но дело не в деньгах: главное - поддержка, прежде всего духовная, которую ощущают служители «сестры земной».

Ныне покойный Николай Дмитриев писал когда-то, глядя на возрождающийся храм Христа Спасителя: «Но, конечно, святыней он станет, / Средоточием вечной любви - / Новый век, встрепенувшись, вспомянет / Тот замес на слезах и крови». Наша новая русская литература тоже замешена на слезах и крови. Дождется ли она своих богатых антологий?! Бог весть...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Сычева
Все статьи Лидия Сычева
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 17:27
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40