Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Патриарх Кирилл и триумф большинства

Андрей  Рогозянский, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 11.02.2010

По завершению года подводят итоги. Опоздав к юбилейным мероприятиям, я донесу свои скромные, лишенные изысканности политеса поздравления Патриарху Кириллу как предстоятелю Церкви и первому среди равных в соборе епископов, наследников дела Христова. Ввиду большого количества положительных или критических отзывов нет нужды говорить о событиях, известных каждому. Поговорим о нас с вами. Как повлиял год, прошедший с интронизации нового Предстоятеля, на ценности и настроения внутри православного круга.

Перемены

Святейший Патриарх Московский и всея Руси КириллГлавное, чего удалось достичь, на мой взгляд, за год - это привнести в Церковь новую для нее идею перемен. Если смотреть на последние документы (выступление Патриарха Кирилла на собрании Московской епархии, доклад Его Святейшества Архиерейскому совещанию или последнее интервью о. Всеволода Чаплина, руководителя ОВЦО, для журнала «Фома»), всюду рефреном идут «перемены». Перемены необходимы, перемены допустимы, перемены возможны... Ещё недавно мы вряд ли с такой категоричной настойчивостью стали бы утверждать, что Церкви нужны перемены или обращать столько внимания на перемены. Скорее бы думали, хорошие мы или плохие христиане.

Конечно, со сменой Предстоятеля положение в Церкви не могло оставаться совсем прежним. Но я бы различил перемены вообще и перемены в частности. Знающий человек здесь подсказал, что таково было завещание митрополита Никодима: в первый год ничего не менять. Психологически вполне правильное решение. Вопрос, что будет за этим. Станут ли уветливость и пождание чертами новой политической культуры или в течение года мы попросту имели некую отсрочку технического характера.

Триумф

О первом годе Патриарха Кирилла высказываются самые восторженные отклики. По отношению к тем, кто пишет в последние дни о «триумфальном годе», с оговорками или без, я, честно, испытываю неудобство. Поскольку триумфальности не было и нет. Возможно, мои коллеги пользуются более широкой информацией, какими-то скрытыми данными об успехах. Или, как иногда говорят, дело в моём скепсисе. Но тогда разве не может быть, что противоположные оценки вызваны повышенным оптимизмом?

Триумфа Церкви у нас не повторялось, дай Бог, с изгнания французов и 1613 года. В какой-то степени можно назвать триумфальным перенесение в 1991-м мощей Серафима Саровского сначала в Первопрестольную и далее малым ходом в Дивеево. После кромешного государственного атеизма люди, без всякого стороннего толчка или внушения, «раскрутки и пиара», как сейчас говорят, выходили толпами встречать преподобного. Судя по этому, в существующих условиях до триумфа нам всё-таки далеко. Даже если учесть, что на Украине патриаршая поездка прошла весьма удачно, триумфа нет, пока силен филаретовский раскол. Пожалуй, не вспомню теперь, были ли раскольничьи общины или священники, которые бы покаялись и вернулись в канонические рамки в результате визита.

Можно использовать в своей речи определенные литературные метафоры. Плохо, если эта восторженность застит нам настоящее положение.

Стиль

Это не реформа вероучения или реформа обряда, чего больше всего опасаются. Это реформа жизненного стиля. Что, как оказывается, тоже немаловажно. Когда молодые католики кричали «вау!», хлопали в ладоши и тянули из заграждения руки к папе Иоанну Павлу II (был такой демократический стиль выражения чувств), к этому можно было тоже отнестись как к нравственно нейтральным свойствам поколения. Но можно сказать, что таково же примерно и их отношение к Богу. Некая раскомплексованность, смелость, уверенность относительно своего «я», которые могут где-то даже импонировать, психологически не стоят обособленно. Они взаимосвязаны с другими качествами души. Что уже не нейтрально с христианской точки зрения.

Сейчас мы стоим перед перспективой чего-то подобного. Мы не собираемся опровергать святых отцов, но «тихое, безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте», давайте сознаемся, - это уже не наш пафос. Реформа стиля выдвигает свои образцы. Так или иначе выходит, что старца Амвросия Оптинского, заповедавшего жить «в миру, но не на юру, а жить тихо», - слушать не надо, а надо кого-то другого. И так мы меняемся, изобретаем свою веру заново, дилетантски конечно, и оказываемся в итоге чужими своей вере. Преемственны в большей степени Дэйлу Карнеги, а не Авве Дорофею.

Концепт

Я более чем уверен, что последнего Патриарх Кирилл не хочет. Что Патриарх любит церковность и не согласен с теми, кто говорит, что Церковь отступила. Знаете, это патетическое воздевание рук: «И где же тут Евангельское христианство?» «Ах, если бы Христос снова пришел, церковники Его бы снова распяли».

Но таково свойство проектного мышления, мнимой инструментальной последовательности. Раз мы собрались и препоясались совершать переворот в рехристианизации страны, нам нужна новая активность. Раз нам нужна активность, должны возникнуть какие-то новые люди. Раз это новые люди, то необходимо соглашаться на то, если они будут действовать как-то по-своему. Что это, предположим, будут не благочестивцы, а «лидеры». Ну, а раз «лидеры», тогда - ЦДРМ имени иг. Петра (Мещеринова). Что еще? Если хотеть лидеров, выбор невелик. Хотя, на самом деле, кто знает, что подразумевается под «лидерами»? Как данное лидерство соотносится с категориями православной антропологии. В реальности, я подозреваю, «лидерство» всего больше соотносится с теми образцами из окружающей жизни, где молодые люди с амбициями бойко вращаются в сфере новой экономики и, как может казаться со стороны, овладели чудесной способностью - делать успех из ничего.

Понимаете, да? Рехристианизации страны не получается достичь жизнью во всяком благочестии и чистоте, зато нам её должна обеспечить... энергия личных амбиций и состязательности. Такая «концептуалистика». Хотя, конечно, на уровне зрелого человека с опытом заметны объективные трудности воспитания. Например, воспитания молодых семинаристов. Не углубленной богословской подготовки, а именно воспитания. Когда нужно сделать так, чтобы воспитанники из числа современной молодежи оказались готовыми к постоянному, жертвенному, не жалеющему сил служению Церкви. Известно, наверно, насколько всё трудно. Выпускник с высоким настроем - это всегда «штучное изделие» и единичные педагогические удачи. Редко, когда семинарскому воспитанию удаётся добиться этого, при всей разработанности и преемстве церковно-педагогической школы. Но вот так приятно представить, что где-то есть система воспитания «лидеров», где всё в три раза быстрее и проще. И по мановению чьей-то руки Церковь начнет получать в свои ряды поток молодых кадров. Утвержденных в вере, бескорыстных, преданных, деятельных. Способных не просто принять эстафету приходского служения, но далеко двинуть Церковь вперед, обеспечив широкую рехристианизацию.

Понятно, что это очень напоминает перестроечные фантазии Лёни Голубкова и в жизни такого не бывает. Понятно, что в данном случае действуют упрощение и увлеченность, в духе финансовых пирамид и изобретательства вечного двигателя. От настоящих церковных задач наша мысль потихоньку мигрирует в социальную мифологию. Мы начинаем жить вымышленными, наносными реалиями. Традиционными церковными средствами не удаётся достичь того, что нам хочется, - следовательно, будем считать, что в миру где-нибудь существуют открытия, позволяющие, на выбор, «раскрутить» товар или наскоро испечь политическую партию. Или дать ход застоявшейся проповеди.

Но мало того, что «лидеры» в конечном итоге зарекомендуют себя совершенно иначе и не дадут результатов, которых от них ждут (на примере ЦДРМ можно уже наблюдать парадоксы и вывихи «лидерства»). Хуже, что, однажды развив привычку к продвижению личного мнения, к пиару и авантюрам, мы уже не вернемся в систему прежних понятий терпения-труда-смирения. Которые не эффектны, но которыми до сих пор скрепляется церковная жизнь.

Антиномии

На первый взгляд, содержание последних заявлений разноречиво. Официальными лицами как будто приветствуется движение в самые разные стороны. Хорошо быть и открытым, и не приспосабливаться, в одно и то же время идти вперед и твердо стоять на позициях.

Совершенно искренне Патриарх Кирилл предупреждает о том, что не должно быть заигрывания с молодежными субкультурами и не мероприятиями меряется церковная работа. Цитата: «работа по многократно выверенной схеме, без сердечной молитвы, без любви, без горения духом, заранее обрекает такую деятельность на провал. И к тому следует стремиться и этого не оставлять». Абсолютно искренне Патриарх критикует постмодерновую «множественность истин» и переписывание отечественной истории. Другое дело, что сердечная молитва, любовь, горение духом нами не слишком твёрдо усвоены. В предначертаниях и планах, к сожалению, об этом нюансе ничего не говорится! Триумфалистское настроение искажает картинку, заставляет преувеличивать свои способности и действовать так, как будто духовные достижения, которых в действительности не так много, были уже нашими твёрдыми приобретениями. Ничего удивительного, когда после этого наши начинания постигает провал. Таковые обречены на провал; Патриарх, хотя и в несколько ином наклонении, заверяет нас в этом.

Совмещать взаимоисключающие позиции удобно в уме, но неудобно в жизни. Обычный человек так устроен, что овладеть антиномиями для него - это большой труд. Если здесь не шапкозакидательство, если мы говорим не о качествах академического или кабинетного ума, в котором теоретически совмещается всё, что угодно, в таком случае задание вроде «стой там, иди сюда» представляет тяжелую болезнь. Известно название этой болезни.

До тех пор, пока опыта нет, одно из двух направлений будет превалировать: открытость либо твёрдость, желание идти вперед либо отстаивать позиции. Любая дискуссионная тема разваливается в ворох различных аспектов. Непросто разобрать и решить, о чем думать в первую очередь. Заботиться ли о правах тех, кто желает вступить в брак с католиком, или предупреждать против смешанных браков; бороться ли с «психозом по темам ювенальной юстиции» или с самой ювенальной юстицией. При избытке тезисов велика вероятность, что детали второго плана закроют главное.

Из предыдущего поколения мы имели немало примеров молитвенных, скромных, смиренных, аскетического правила пастырей. Справедливости ради, теперешней жизни всё это передаётся с трудом! Нынешнему поколению «внутреннее христианство» близко уже в меньшей степени. Если не прилагать специальных усилий, если в повестку на перспективу встанут такие вещи, как лидерство или открытость, этого достаточно, чтобы наиболее деликатные стороны церковности совсем отошли, остались воспоминанием.

На практике, внешне эффектное, амбициозное, новаторское, отвечающее общественным веяниям всегда будет интересовать и прививаться быстрее всего. По законам дидактики, десять раз нужно указать на молитву и всего один раз - на акции и планирование. Чтобы уравновесить одно другим, десять раз необходимо сказать слово «традиция» и однажды - «современность» и «перемены». Невозможно так просто, на уровне одного текста, вербально отбалансировать жизнь: после лозунга перемен упомянуть верность традициям и так устранить противоречие.

Реорганизация

Известно, что практика отличается от начертаний. На практике происходит заметное огрубление намерений и форм. Патриарх хочет говорить и говорит живым языком, но уже в следующий момент его инвективы приобретают бюрократическое преломление. Патриарх говорит, что бюрократическая казуистика должна быть сведена к минимуму. По факту же, за последние месяцы объем отчетности настоятелей перед благочинным, благочинного перед епархией и епархии перед Патриархией вырос уже втрое! И это не предел. Если накануне реорганизации в Управлении делами и канцелярии Святейшего работали 28 сотрудников, сегодня их штат только в Чистом переулке увеличился почти в 4 раза - до 102. Последнее не учитывает численность Синодальных отделов и прочих подразделений. Понятны цели реорганизации и значение наведения порядка в административной системе. Но как не крути, каждый дополнительный человек, сидящий за канцелярским столом, занимается произведением на свет дополнительных бюрократических смыслов. За каким-то пороговым значением настоятели, благочинные и епархиальные преосвященные просто ничем не занимаются, как только отчетностью. Это мы видим в реформах других, параллельных административных структур. Хотели, к примеру, улучшить организацию здравоохранения - добились того, что за время, отводимое нормативом на приём одного больного, врач в поликлинике едва справляется с заполнением массы документации.

Организационное реформирование ограничено по возможностям. Если первоначально номенклатура не представляет отдельной проблемы и не попадает в анализ, по ходу реорганизации таковая вырастает в стихию. Еще до завершения реформы ситуация меняется настолько, что по-хорошему нужно всё бросить и заниматься проблемой номенклатуры. О чем в отношении текущей реформы управления уже в полной мере предупреждают: «Патриарх Кирилл столкнулся с мощным саботажем не отдельных церковных групп, не какой-то «антикирилловской оппозиции» (тем более - не «консервативной» оппозиции, как пытаются утверждать некоторые), а именно тусовочно-бюрократической среды в целом, «внутренней церкви», которая так и хотела бы возвышаться над Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью и благодарить, что она - не как прочие человецы» (http://www.rus-obr.ru/day-comment/5487).

Сомнительным мифом выглядит противопоставление традиционных церковных форм как «кустарных» по отношению к «профессионализму» современных светских видов деятельности. Окружающие нас сферы светских политики, экономики, управления, науки, образования и др. переживают дефицит энергии и компетентности, и настоящих профессионалов в них вспоминают, увы, преимущественно в прошедшем времени... Настоящий профессионализм - это отданность своему делу, пафос служения, принципов, постоянное совершенствование знаний, живое горение души. Признаться, сегодня упомянутые качества легче отнести к Церкви и её служителям, чем к человеку, живущему правилами общества. И только смутные тревога и неудовольствие непонятной природы вынуждают православных плодить стереотипную самокритику, упрекать церковные порядки в отсталости и любой ценой идти к прямолинейным заимствованиям со стороны.

Довольно странно начинать заниматься совершенствованием системы духовного образования, приводя его к соответствию с современными принципами. Ясно, насколько подобные принципы враждебны к образованию вообще и духовному образованию, в особенности. Когда мы наблюдаем время, а не живём его присказками, мы видим декаданс, и обсуждаем не новые блестящие перспективы и свершения, а способ уйти от декаданса. Следует взять и спросить у себя, насколько эффективными можно считать идущие у нас в стране уже в продолжение 20 лет политические, хозяйственные, административные и пр. преобразования - чтобы увидеть возможное будущее своих реформ, сочиненных по образу и подобию.

В принципе, из-за всего этого в ряде случаев от организационной реформы готовы совсем отказаться. Дело не в том, что слабым, инертным стилем работы довольны. Предложения по усовершенствованию, в частности, церковных структур имелись и раньше. На общем уровне давно понятно, как многого недостаёт для хорошей работы. Но пока инструментом изменения ситуации остаётся номенклатура, за усиление номенклатуры придётся платить. В т.ч. отказом от естественности. Если до какого-то времени социальная, миссионерская, медийная и пр. активность складывается естественным образом, на мотивах служения ближнему, т.н. систематизация деятельности приводит нас к состоянию, когда те же самые вещи необходимо совершать уже в рамках исполнения планов и для успокоения инстанций.

Проза

Существует другой инструмент изменения ситуации - духовный пример. Возможно, это покажется многим неэффективным, но один человек, именуемый в православной традиции подвижником, зажигает десять других подвижников. И, что любопытно, без необходимости в номенклатурном руководстве и контроле.

Определенная открытость ситуации в том, что Его Святейшество Патриарх Кирилл представляет как раз такой пример. Уже не в первый раз слышу, что Патриарх со дня интронизации живёт и работает в немыслимом ритме. Что даже для более молодого и физически крепкого человека такая загруженность была настоящим подвигом. И, тем не менее, продолжение и развитие получает другая логика. Организационные упования перевешивают. Мы не выдвигаем вперед подвига христианской жизни, приношения Христу и самопреодоления, но, в основном, налегаем на перемены в Церкви и систематизацию деятельности. A priori довольно наивно cчитается, что предыдущее время по каким-то причинам, вероятней всего, из-за своей отсталости, не додумалось до управленческой революции и заимствования современных технологий, и теперь у команды чиновников появляется великолепный шанс для эксперимента и прорыва, демонстрации на церковной почве их эффективности.

Психологически, надежда на внешние перемены, усовершенствованный менеджмент и пиар находится в противоречивом соотношении с подвижничеством. Небольшой части церковного круга, которая увлечена публичностью, карьерой в церковном аппарате или продвижением своих идей, нынешний момент предоставляет условия благоприятствования. Большинство же, которое не делает ничего громкого, а занято обычной повседневной работой, этим же самым вгоняется в кризис несоответствия. Резонная оценка того, какой результат будет иметь акцент на технологиях и массовости: «...большинство внутрицерковных групп, хоть в чем-то не соответствующих «мейнстриму», будет снижать активность, погружаться в апатию. А это множество деятельных мирян и священников, которые дотоле делали своё дело и делали хорошо. Интенсивность проповеди большинству будет, тем самым, не возрастать, а снижаться, причем настолько, что никакая «молодежная политика» этого не компенсирует» (Е.Холмогоров).

Всё более распространенным становится мнение о том, что церковные лица должны пользоваться случаем и максимально широко презентовать свою деятельность в СМИ - доставлять пиар Церкви. В одном из номеров «Фомы» нашел фото, на котором епископ сдаёт, как донор, кровь для медицинских нужд. Возможно, подобное медийное освещение оправдано с позиции продвижения. Но оно совершенно никак не оправданно с позиции христианского учения. Специфические мотивации, возникающие под фокусом объектива, неуловимо меняют точки приложения и характер усилий. Значительный объем того, о чем теперь пишется и говорится в церковном сообществе, даётся в видах презентации. Направление и стилистика многих дискуссий в результате, возможно, были бы сильно иными, не преследуй участники цели привлечения всеобщего внимания. Как это случается, например, с тематикой неформальных сообществ, о деталях работы с которыми полагается почему-то нужным постоянно информировать воцерковленную аудиторию.

Во внимании к нюансам презентации церковная жизнь расслаивается. В ней выделяется интерфейс или фасад, в приложении к которым действует наибольшая щепетильность. Наоборот, вне обсуждения деталей внешней стратегии - каким образом поддержать положительный образ Церкви, каким языком говорить с обращаемыми и пр. - стоит проза жизни, основной массив внутрицерковных вопросов.

Оппозиция

Первый год Патриарха Кирилла - романтическое время, когда надежды свежи, а непредвиденные последствия еще не обозначились. Видение настоящего и перспектив утешительно и умещается в образ поступательного прогресса: завтра будет лучше, чем вчера. Главный сюжет, безусловно, представляют «перемены». При всех «но» и «если», к настоящему времени вырисовывается определенная картина того, как старому велят, наконец, потесниться и высвободить дорогу для новых сил. Не о преемстве и доброй школе для молодых выдвиженцев речь. Сложности ситуации рассматриваются в контексте консервативной оппозиции, сопротивления. Силы, стоящие за «старое», сдерживают молодую энергию, которая только и ждет своего часа, чтобы доставить Церкви успех. «Нередко христианин, стремящийся к просветительскому служению Церкви, не получает должной поддержки у настоятеля и даже у архиерея. Воцерковленный человек, молодой или в возрасте, желающий послужить Богу в деле благовествования, должен получить такую возможность. Если пастыри не будут заниматься работой с молодежью, да еще и не позволят заниматься ею мирянам, то на духовные запросы юношества вновь, как и 10-20 лет назад, будут отвечать заезжие миссионеры и сектанты».

Доклад Патриарха на Архиерейском совещании 2 февраля, к сожалению, предстаёт как summa упомянутого организационного оптимизма. За год этот оптимизм не только не претерпел корректив; он усилился. По понятным причинам нам трудно подробно комментировать конкретные фразы и положения.

Нельзя сказать, чтобы 2 февраля официальный оптимизм встретил какую-нибудь оппозицию. Скорее, осторожное внимание и готовность, где можно, подставить плечо, поучаствовав в деле. Но общий контур предначертаний и, главное, ощущение триумфа возможностей, наверняка, принимают немногие. Дискуссий не было, и все же один пункт итогового постановления побудил преосвященных выразить свои сомнения - вопрос подготовки «Великого» Всеправославного собора. По предложению украинского митрополита, дабы избежать недоумений в народе, его было решено понизить в ранге и сделать просто Всеправославным. Небольшая деталь, напомнившая о таком явлении, как церковное большинство. Которое стоит, по-прежнему, вне включения в церковный пиар, планы лидерства или номенклатурные возможности.

Очевидно, что интересующие предприимчивое меньшинство «перемены» могут быть и будут начаты. Но это не проект для Церкви, а для меньшинства. Как минимум, в данной связи вся «триумфальность» сосредоточится на ближайшее время в круге Синодальных учреждений и центральных церковных СМИ.

Футуристика

Другая корректива поневоле затронет теорию поступательного прогресса. Организационным оптимистам предстоит убедиться в том, что модель новейшей истории РПЦ, где 90-е и начало 2000-х являются периодом внешнего строительства, а настоящий период - периодом общественных успехов, слишком прямолинейна и успокоительна. Возможно, главным уроком здесь явится то, что никакие технологии, применяемые во всё большем количестве и разнообразии, не дают уровня и качества обращений, достигнутых в 1990-х. Нам еще предстоит по-настоящему оценить причины, по которым церковная проповедь в то время смогла не просто обратить, но и призвать большое число христиан на служение: к хиротониям, постригам, к церковно-просветительской и миссионерской работе. При всех противоречиях и сложностях, то, чем мы располагаем теперь, является следствием пассионарности 1990-х.

Первый год служения в сане главы Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла, как и обозримая перспектива, стоят под знаком непростых течений: в монашестве, клире, духовном образовании, приходской работе, православной семье. Естественный пик сосредоточения сил и активности Церкви - миссионерской, социальной, церковно-педагогической, издательской и др. - объективно, пройден и пришёлся таковой, приблизительно, на период 1996-1999 гг. Сегодня во множестве случаев приходится иметь дело со стагнацией и перезреванием. Это особенно заметно в интенциях современной церковной печати, сетевых дискуссиях, в разом прорвавшейся наружу монастырской проблематике, в изменении характера работы на площадке ежегодных общецерковных Рождественских чтений.

Понятно, как трудно отказаться от радостной футуристики, ощущения, что жизнь идет к лучшему и обыденность вот-вот потонет в «празднике жизни». В известном примере мнимая целостность и устремленность, щенячий восторг, без которого на земле нам ой как плохо и грустно, нашли выражение в идее готовности к перенесению православной миссии даже на Марс. Однако, мечтая о большом, мы не совершаем подчас самого доступного и простого. Того, что, действительно, могло бы усилить и поддержать. Разные области церковной жизни - монастыри, приходы, семинарии, семьи, школы - остаются неустроенны и ожидают отеческого участия. Терпеливого возделывания их как оазисов (не марсианских) духовной жизни. Открытия в Церкви масштабного футуристического консервативного проекта, имеющего целью подъем большинства.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 289

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

289. Олегк : ....
2010-03-08 в 12:13

А что, Андрей Брониславович, малое делание ! С вами пойду. Русскую Линию с Рогозянским - люблю.
288. oniks : Автору
2010-03-08 в 10:53

:-)) ! Ага, и чтоб обязательно на фотопленочку, а без оной алиби не примут(смешно, но, согласем с Вами, Андрей, -скоро верующим "не ради "миссии алиби" будет не до смефа)
287. Автор публикации : Ку: простите за тавталогию
2010-03-08 в 08:11

Ну и хорошо. Для церковного читателя (а статья ориентирована на церковную аудиторию) ЭТО не является ценным. Мы их покритикуем, а они не будут увлекаться пиаром.
Эх, не любите Вы всё равно Русскую линию с Рогозянским. Что ли, и нам для алиби собраться и пойти кровь сдавать. По дороге массированно переводя через улицу бабушек и кормя бездомных собак
286. Олегк : ///
2010-03-07 в 22:43

Ну и хорошо. Для нецерковного читателя (а журнал ориентирован не только на церковную аудиторию) ЭТО является ценным. Это вам понятно что такое сдача крови в жизни священника. А "у них" только сдача крови находит отклик. По мирским меркам вполне справедливо. Они даже не знают что священники сами (о ужас!) съедают продукты приносимые прихожанами на канун, а не отсылают их в детские дома как они думают. Это они спокойно проглотят песню "Песняров" (простите за тавталогию) "Христос Воскресе!" и не поморщатся. Так что про кровь - это ого-го какой прогресс. Насчет вкуса это другой разговор - я сам исконно прохладен к любому глянцу. Но я такой ретроград что и журнал Русский дом тоже не одобряю. Однако ж он существует.
285. Олегк : ....
2010-03-07 в 19:47

Кирилл Фролов тож сдает, торопится: "когда каждая тренировка российской сборной будет начинаться с молитвы тогда русские спортсмены начнут побеждать" А если не начнут, Кирилл ? Вы тут пророчествуете или свою пламенную веру исповедуете ? Разберитесь. Если второе то нет вопросов. Но как показали последние события есть те и их немало которые воспринимают все по первому варианту, и ваша пламенная вера для них не в коня корм. Если им завтра колдун победу пообещает они к колдуну пойдут. Но против пламенной веры конечно никто не пойдет, ток очернители.
284. Автор публикации : Ку: слева, справа, сверху
2010-03-07 в 18:13

То и было. Попы такой-то епархии (не хочу называть) такого-то числа с. г. подумали и пришли добровольно сдавать кровь. Решили наконец стать полезными человечеству. Да какая в принципе разница, там много всего. Статья "Мечта Патриарха", про встречу с молодежью в ДС Юбилейный. Спасибо, ребятушки, выручили, а то неизвестно, что бы и делали. До сих пор бы мечтали.
Проблема потерянного вкуса. Чебурахнутого сиречь PR-контекста. Который везде. Слева, справа, сверху - где хочешь.
283. Олегк : Оникс-ик...
2010-03-07 в 17:58

....вроде так, но там текст обычно к фотографии бывает...cочетание текста и фотоизображения и дает определенный смысл. Этот прием обычно известен журналистам. Журнал рассчитан на широкую аудиторию, следовательно применяется к кругозору не только церковной части. Нам наверное неважно сдает там епископ кровь или нет. А для нецерковного человека это может быть открытие. Один мой знакомый например был железобетонно уверен что продукты приносимые за упокой на канон потом рассылаются в детские дома и был шокирован узнав что священники их сами съедают. Но теперь можно продолжить... поев этих продуктов идут и сдают кровь... Это все для нецерковного сознания почему то очень важно... Хотя нам с вами и понятно что основная задача священника это не сдача крови...
282. Домбровская Екатерина : Олегку о плинтусах
2010-03-07 в 16:17

Ничего-то Вы не поняли или не захотели. Скорее последнее, плюс не сумели. Что за понятие такое "народ"? В вашей лексике... В моей... У Вас обо мне собрана неадекватная информация, как о защитнике народа. У меня не клишированное сознание. Или у священника о. Вячеслава? Никого он ниже плинтуса не опускал. Это грубое передергивание. А то, что часть церковного народа (подчеркиваю!) многое принимает доверчиво и без разумения, не имея возможностей понять суть того, что она принимает (и с каждым днем миссионерения понимает все хуже), что оболванивают и манипулируют сознание церковной массы людей специалисты своего дела (хотя на всякого мудреца довольно простоты!!!) - так это факт. Отцу Вячеславу-то виднее, - он ведь священник. И состояние умов представляет неплохо. Вы-то ведь не священник - иначе подписались бы соответствующе. А если священник и не подписались - стыдно Вам нас за нос водить. Выше «плинтуса» (Ваша лексика) бывает только «малое стадо». Духовная элита. В Церкви это - по определению - монашество. Вот поэтому ему и объявлена война "без объявления" - просто вошли танки и усё. А без духовной элиты – пример СССР - уровень понимания глубоких вещей стремительно падает. Но я несмотря ни на что глубокий оптимист. Малое стадо берет не количеством. А близостью к Подвигоположнику. Так что все, в конце концов, будет хорошо - по Богу. В этом я не сомневаюсь. Какие еще ко мне будут вопросы?
281. Олегк : ...
2010-03-07 в 15:52

Эта фотография торчала без текста, без статьи ? В смысле что под фотографией написано, слева, справа, сверху. Т.е. из вашего текста это неясно. Вероятно фотография была к какому то тексту.
280. oniks : Олегук на 274
2010-03-07 в 15:29

Олеже-к, если он "спасает" "да явится пред человеки..." спасающим, то не во Христе он оказывается. О том Автор поделился нам. А когда епископ фотографируется на куполе собора в "мирском", да еще таковым публикуется, то разве сие - не знамение попрания традиции своей Церкви?или это как надо внсприниматьимр?
279. lucia : Re: Патриарх Кирилл и триумф большинства
2010-03-07 в 14:45

"а епископ спас тонущего ребенка например, перевел старушку через улицу, покормил бездомную собаку ?" -
главное, чтобы это было заснято на все возможные пленки.
278. Олегк : Екатерине Домбровской
2010-03-07 в 14:12

Как же так Екатерина ? Ведь батюшка в своей короткой заметочке народ, тот самый народ, на защите которого вы специализируетесь, певцом (или певицей) коротого являетесь, ниже плинтуса опустил. С историческими параллелями. Не безспорными кстати.
277. Автор публикации : Ку: епископ спас тонущего ребенка
2010-03-07 в 08:27

Ясно, пока темы нет, включаем непонимание, становимся на стояночный тормоз. Там впереди пояснение, однако. Специально для любящих епископов.
пользоваться случаем и максимально широко презентовать свою деятельность в СМИ - доставлять пиар Церкви.


Поэтому да, в Вашей системе это будет звучать как: "Не люблю епископов, которые спасают ребёнка под камерами. И после вывешивают грамоты на стенку".
276. Свечкодуй : Олегк : Ха-ха, мама римская... Вряд ли.
2010-03-07 в 07:51

А чё, должна же у папы быть мама, может быть тогда они и "родят" нового "христа".
274. Олегк : ....
2010-03-06 в 23:43

В одном из номеров «Фомы» нашел фото, на котором епископ сдаёт, как донор, кровь для медицинских нужд. Возможно, подобное медийное освещение оправдано с позиции продвижения. Но оно совершенно никак не оправданно с позиции христианского учения.

Неужели ? Пойти вот так просто сдать кровь для другого это неоправдано с позиции христианского учения ? Ох смотрю я не любите вы епископов. Ладно, а епископ спас тонущего ребенка например, перевел старушку через улицу, покормил бездомную собаку ? Тоже неоправданно ?
273. Олегк : ...
2010-03-06 в 23:38

Так поэтому и недоумение. Тогда было убедительно и теперь убедительно, как и все у о. Вячеслава. Немного двоится в глазах. Естественным образом через некоторое время ожидаешь очередной перемены, что не позволяет с головой броситься в переживание состояния "Мне страшно".
272. Олегк : ....
2010-03-06 в 23:12

Один мой знакомый, из пгавозащитников, в прощлом яростный атеист, ныне "атеист который тоже интересуется Православием", журналист Борис Сухоруков, на Пасху пошел с детьми в Церковь. Первым делом он увидел там плакат объясняющий как от древа вселенского Православия отпали сначала католики а от них затем и прочие сухие еретические ветви. Увидев это, этот было почувствовавший cмутную симпатию к Православию жидок, пришел в ужас, и тут же назвал это православным фашизмом. Таким образом развешивание подобных плакатов можно смело записать в страшное антимиссионерское дело - ведь елки палки человека спугнули.
271. Автор публикации : 269. Олегк
2010-03-06 в 22:55

Нет, ну что Вы, Олег, у Вас такое безупречное резюме и такие заслуги перед форумом, Вас хоть в следующий раз за митр. Иларионом на Крит посылай. )

А вообще, я бы обратил внимание не на содержание выступления о. Вячеслава, а на то, как меняется ощущение. Недавно о. Вячеслав тоже ничего не боялся. Помните? Говорил: "Победителей не судят..." Так что, возможно, у Вас тоже многое впереди.
270. Олегк : Свечкодую...
2010-03-06 в 21:32

Ха-ха, мама римская... Вряд ли. Католикам надо как-то противопоставляться в своем якобы традиционализме и консерватизме апостасирующим протестантам и прочим своим нелюбимым отпрыскам. Если католики введут женское священство то как же они будут доказывать что они де - единственная истинная церковь ? Нечем щеки надувать станет. Там народ то тоже не дурка.
269. Олегк : и снова о унии
2010-03-06 в 20:50

Ну вот и снова про унию :) И совсем недолго. Отец Вячеслав не станет как уважаемый Рогозянский переспрашивать "а где это я вообще хоть раз говорил про унию". Там мелькнуло, помстилось и отказалось, тут же - отчетливейше выговорено, даже как мне показалось выкрикнуто.

Ну то что я против унии проверить не сложно поискав даже в этом форуме. Я руки папе целовать не пойду. Значит имею некоторое моральное право поинтересоваться. Что должно последовать за признанием "Мне страшно" со стороны иерархов ? В соответствии с церковными правилами ?

И зря-то на Патриарха Никона. Раскольники-то просто закоснелыми неучами оказались. Хотели помирать за единый аз (причем совершенно неважно за какой) - отговорить было невозможно. Ни при чем тут Патриарх. Совершенно. Народ на самом деле проявил мудрость что не стал себя морить в ямах и сжигать в сараях.
268. Автор публикации : 260. Ирина
2010-03-06 в 16:38

Ну, какая собственно разница. Пусть тогда будет врач против избыточного применения фармпрепаратов. Или телевизионщик за цензуру на телевидении. В любой сфере, а не только у великих, действуют свои margin calls. Это нормально. Лучшее - враг хорошего, однобокость подобна флюсу, у кого чего болит, тот про то и говорит, увлечься проще всего тем, на чем специалиpуешься. Посему внутри профессиональных сообществ обычно вырабатывается определенный кодекс, "защита от дурака". А учить... Учить бы некоторых не помешало, да видно некому. Вот и итог. Периодически встречаешься с личностями на форумах, которые проникаются идеей борьбы и на этот краткий период точно знают, зачем живут. Недавно это была Евгения, теперь Ирина. Завтра будет кто-то еще. Главное, что человек компенсируется за счет окружающих и не привносит своего.
267. Домбровская Екатерина : Для о. Вячеслава Пушкарева
2010-03-06 в 14:05

Для уважаемого отца Вячеслава Пушкарева оставляю ссылку на блог "Церковный дневник", который перепечатал его статью с комментами с Русской линии.
http://comandante1.l...rnal.com/46166.html
266. Домбровская Екатерина : 264. Евгений (Нижегородская обл)
2010-03-06 в 13:33

Поскольку к статье о. Вячеслава Пушкарева не предложена возможность оставлять комментарии, воспользуюсь Вашим, Евгений, постом, чтобы не просто поддержать батюшку, а низко - до земли - ему поклониться. У нас с о. Вячеславом были некоторые препинания - но все это ничего не значащая мелочь в сравнении с тем, о чем он написал. Выражаю глубокую поддержку ему, уважение и готовность, если понадобиться, всегда приложить свой голос и посильный труд для того, чтобы такое горе нас всех не постигло.
265. Домбровская Екатерина : Олегку
2010-03-06 в 13:25

Совсем напротив: за аналитику и критику, которая должна всегда у христианина стремиться быть в рамках святоотеческих заветов относительно 1.Учительства в Церкви, 2. Противостояния ересям и стояния в Предании 3.Не калечить душу самих аналитиков и критиков, что возможно так же при крестоносном следовании церковным заветам об обличениях, суждениях, осуждениях и рассуждеении. Если все будет стремиться к этим святым рамкам то и от аналитики и от критики будет великая польза. Пользу же может принести только то, что творится 1.с любовью, 2.по благословению Божию,то есть в свое время и место 3. в соответствии с духовным возрастом аналитика и критика. Последний пункт - основной - здесь строгое ограничение - не вступать на поприще тому, кто еще для него не созрел (недостаточно очищен и не "освидетельствован" в этом иереями - по Евангельской притче о прокаженном).
264. Евгений (Нижегородская обл) : На пороге Восьмого Вселенского Собора!? Первый шаг сделан
2010-03-06 в 12:22

Коммюнике по итогам встречи представителей Русской Православной Церкви и Католической Церкви в Польше:
Хотя переговоры носили предварительный характер, в их ходе были затронуты важнейшие проблемы, представляющие взаимный интерес. Обе стороны отметили историческое значение этой инициативы и проведенных переговоров, представляющих собой первый и очень важный шаг на пути сближения наших Поместных Церквей и примирения наших народов. Обе Церкви уповают в этом деле на содействие Божественного Провидения и заступничество Пресвятой Богородицы. 26.02.2010 http://www.patriarch...db/text/1103693.html


Протоиерей Вячеслав Пушкарев:
Мне страшно! что если завтра или послезавтра нам без всяких соборов, а так, как это многократно уже бывало, - без всякой апелляции укажут, что католики нам братья, что их таинства равны нашим, что filioque - это ерунда, что вся пролитая католиками наша кровь должна быть по-братски забыта, что мы должны встать вместе перед надвигающейся глобальной угрозой всеобщего обмирщения и исламизации http://www.rusk.ru/n...0/03/6/mne_strashno/

263. Олегк : Тоже против ?
2010-03-06 в 11:49

Кажется, Вы, увважаемая Екатерина, тоже против аналитики с критикой ?
262. Lucia : Re: Патриарх Кирилл и триумф большинства
2010-03-06 в 10:58

261. Свечкодуй : Простите, не совсем в тему, но очень важно!!!
2010-03-06 в 00:25

Цитирование:
В течение 2009 года кардиналы и епископы со всех континентов направляли в Ватикан петиции, в которых формулировалась просьба, адресованная папе Бенедикту XVI: рассмотреть возможность провозглашения «догмата о Духовном Материнстве Марии, включающего три основных аспекта: Ее роль Со-искупительницы, универсальной Посредницы благодати и Заступницы».

Некоторые епископы склонны считать, что провозглашение нового догмата способно повредить делу экуменизма. Двое из кардиналов, подписавших обращение, публично возразили «скептикам от экуменизма», указывая, что «провозглашение всей полноты вероучительной истины, касающейся Матери Иисуса, будет только способствовать подлинному христианскому единству, питаемому аутентичными источниками истины и веры при заступничестве Марии, Матери единства. Именно таким будет итог провозглашения папой Девы Марии Духовной Матерью всего мира».
http://www.rusk.ru/n...det_ewyo_odna_eres/


Ещё бы, теперь у католиков появится обоснование женского священства. Думаю, итог будет таким, что скоро мы увидим первую Маму Римскую.
260. Ирина : Автору Дорогому учителю
2010-03-06 в 00:00

Ах, Рогозянский, смешной вы право.
Вам писать – так сразу критику , критиковать - так непременно патриархов, а изобретать – так только ядерное оружие . Батенька, это ж определенно она! - мания величия! Уж пожалейте себя ... для нас.

Дорогой вы наш, в то время как вы проходили ликбез по аналитике и чтению потаенных мыслей собственного творчества у великодушного monsieur Артура, вы дали нам уникальную возможность получить (в вашем лице) яркие уроки по искусству изворотливости и мимикрии. Спасибо, дорогой учитель.
259. Олегк : ///
2010-03-05 в 19:08

Ого... А как прочитать статью автора про критику в Церкви ? По ссылке никак не получилось :(
258. Автор публикации : 256. Ирина
2010-03-05 в 17:11

Вот такие коллизии, да. Критик за ограничение критики. Разработчики ядерного оружия за мир во всём мире.
257. Артур : 254. Домбровская Екатерина :
2010-03-05 в 09:16

Спасибо за ответ, дорогая Екатерина! Воистину, "Любовь...не радуется неправде, а сорадуется истине" (1 Кор., 13)
256. Ирина : Резюме для фарса
2010-03-04 в 21:32

Да, резюме для фарса , называемого «Рогозянский против критики в Церкви» отличное. Не сомневаюсь, что для пущей достоверности в части « критика должна причинять боль прежде всего критикующему» автор свою боль изобразить сможет, и даже скупую мужскую слезу, не сомневаюсь, пустит.
Его совершенно первобытный ( в своей неприкрытости) цинизм , касающийся дорогих каждому человеку вещей, и молниеносная смена убеждений в этом помогут.
255. Домбровская Екатерина : Вслед предыдущего по поводу резюме.
2010-03-04 в 21:25

А по поводу этой строчки резюме "нельзя получать удовольствие от своей критики. Радоваться тому, что есть повод для критики. Нельзя извлекать доход от критики. И т.д." - так это вообще за пределами обсуждения, как чистейшее (!) бесовство и форменный грех. Я перед этим написала о том, что не радость и сокрушение - главные переживания критика: все должно совершаться в Боге и с одной стороны - сокрушение о собственном невежестве, с другой - тишина сознания - "мы только раби неключимы есть". Когда плохо - сделал сам, когда тихо - Господь совершил через нас немощных. Вот и все радости. А боль от того, что в мире творится зло, что зло это уже захлестывает святая святых - куда ж от нее укрыться, что критику, что не критику... Кому же дан дар Божий говорить - должен служить своим даром и не выдумывать "постных" теорий, не смущаться сам и не смущать других. Мы слабые, но помним, что когда-то и пророки существовали... Сейчас читаем постом Исаию пророка - уж какой критик был...
254. Домбровская Екатерина : Артуру на 252
2010-03-04 в 21:13

Спасибо, дорогой собрат за ваш чуткий слух. Это, ох как, много, когда твою боль слышат. Ее тут же становится меньше. То, о чем вы с автором говорите, - феномен, который заслуживает глубокой вдумчивости в природу человеческого духа. Боль самому критику большей частью критика приносит, но это все-таки не есть духовный закон. Это издержки топорной «работы». Тут много очень важных и интересных тонкостей. Позволю остановиться. Мне очень дорога эта тема. Игумения Арсения (Себрякова) Усть-Медведицкая, как стала игуменьей еще молодой будучи, пришлось теперь ей самой изредка устраивать разносы сестрам. Так каждый раз она валилась с ног с температурой под 40 гр. - так страдала, что сделала больно другому. Но у доброго и опытного хирурга, с годами, уже температура не подымается после операций, разве если неудачно сделает. О том говорили свв. Отцы: совершенные могут врачевать словесным скальпелем, но ни они, ни тот, кого врачевали, от обличений вреда не потерпят, потому что критикующий (обличающий) – совершенен и незримо все врачует своей сопутствующей молитвой. То ли прп. Никита Стифат, то липрп. Исаак Сирин. Тут уже все в руках Божиих и… ближнего: если слово на пользу и ближний его примет - болеть критик не будет - он разделит с пациентом меру целительной благодати. Если критиковать будет не чисто - а с примесью тонких самостных движений - останется смущение на сердце. Страдать будет, и пока не покается, будет болеть. Если скажет чисто - по Богу - а брат не примет - отторгнет - страдать опять же будет: и не брат виноват будет в том, значит сказал хоть и истину, и без страсти, си с добрыми побуждениями, да или не вовремя или вообще воли Божией не было оказывать эту пользу этому ближнему. Тонкое дело. Не мечите бисера, сказано – не потому что мы - ангелы, а другие свиньи. Нет, сраженье идет на умном, духовном уровне и если Божие дело (оказание критикой пользы) не совершится по самым разным причинам, критику будет туго и скорбно. Это, как если не примут в доме том, - "мир" ваш вернется к вам. А тут Ваше обличенье вернется к Вам и вас же еще разрывать будут. Много тут тончайших моментов. И годы страданий с редкими утешениями ухлопает на это человек, пока "критика" его будет почти всегда по Богу, и благодать будет умножаться и укреплять самого критика. Но, как известно, и святые ошибались - вы помните, о том, говорил прп. Серафим, как трудно и горько бывает, когда скажешь от себя, а не Божие. Но не нужно себе и другим рот затыкать, не надо бояться жизни и искушений - иначе в лес за духовностью и ходить не стоит. Закончу словом архиеп. Иоанна (Шаховского) «Учение истине – других, есть лишь возрастание учения себя. Кто евангельски учит себя … может учить и других. Правильно учащий себя – изливается правильностью сердца своего и учения на других. Ибо других видит ч а с т и ц а м и с е б я. …Учительство Христово есть о с о л е н и е мира – через людей. Людей – через друг друга… Слово небесное сеется через слово человеческое… Слово о духе должно быть словом д у х а, иначе оно будет ложно… Слово истины – проволока тонкая, по которой дух Божий востекает к сердцу века и и з м е н я е т с е р д ц е».
253. Автор публикации : 253. Артур
2010-03-04 в 16:22

По-моему, отличное резюме.
критика должна причинять боль, прежде всего, критикующему. Нельзя получать удовольствие от своей критики. Радоваться тому, что есть повод для критики. Нельзя извлекать доход от критики. И т.д.

252. Артур : 248. Екатерина Домбровская
2010-03-04 в 15:32

Екатерина, мне всегда в Ваших постах видится такая боль, что аж сердце сжимается… :-(.

Я с Вами согласен, пожалуй. Просто я думаю, и мне кажется, автор тоже пишет об этом, критика (хотя это какое-то холодное слово, не передающее всей гаммы чувств вопиющего) должна причинять боль прежде всего самому критикующему. Как это происходит у Вас, мне кажется. Нельзя получать удовольствие от своей критики. Радоваться тому, что есть повод для критики. Нельзя извлекать доход от критики. И т.д.
Когда тебе самому больно от своей же критики, больно от того, что критика вынужденно касается того, что дороже всего на свете, тогда очевидно – человек искренен. Больно даже не только в принятии поношений как ее последствий, а так, когда бывает, когда дурно поступает самый дорогой тебе человек, и ты не можешь не сказать ему о своем отношении к его поступкам.
251. Артур : 247. Автор публикации :
2010-03-04 в 15:22

Проблема в том, что описанное жизненное устройство может с трудом предъявляться распространившемуся психологическому типу.


Увы... По себе знаю...
250. Георгий Р : Re: Патриарх Кирилл и триумф большинства
2010-03-04 в 15:11

Екатерине
Нет-нет, мне очень по душе многие Ваши слова, а уж слова старца Паисия - святые любовь и простота.
Но и критикой иногда интересуюсь. Сверяю собственные впечатления. Как-то спрашивал у одного священника, не странно ли, что мы мало говеем и много причащаемся. Он отвечал, что если призвать строже говеть, то прихожане и этого делать не будут, и причащаться перестанут. А то пойдут в другой храм.
Это про нас.

Автору
///"Войну и мир" перечитайте.///
Вы прямо в точку! Сдаюсь. Вынужден сказать буквально: "Полностью ниасилил, много букафф". Теперь с годами сил еще меньше. Увы. Останусь идиотом.
249. Иван Прокофьев : мы за ценой не постоим
2010-03-04 в 15:08

"Именно "Русская линия", встав на сторону антицерковных сил, и устраивает откровенную провокацию перед визитом Святейшего в Санкт-Петербург. По нашим сведениям, адепты этого издания пытаются оказывать давление на членов православной общины работников Эрмитажа с целью отзыва их подписей под обращением о возвращении храма в Эрмитаже". (с) Фролов

Порадовало. "Адепт Русской Линии" - это вам не лаптем щи хлебать. Дорогой Редакции: меня тоже запишите :-)
248. екатерина Домбровская : Артуру о прессингах кощунников
2010-03-04 в 14:54

Спасибо за отклик, Артур. Последняя фраза Ваша – «быть уверенным, что когда ты вступаешься» "за" или говоришь "против", хорошо бы пребывать в уверенности, что в нас говорит подлинное небезразличие, неравнодушие, а не какие-то наши личные страстные мотивы… Вашу мысль поняла и потому позволю ее несколько скорректировать. Дело в том, что вступаться надо всегда "за", а не «против», в основе должна лежать всегда ЛЮБОВЬ, милосердие, невозможность терпеть обиды и несправедливости, наносимые братьям (даже и меньшим), ближним, и, конечно, святыням. Люди должны стоять за свои святыни. Вот в чем тут суть дела. А отступая и уступая, они оскопляют собственные души, сердца, уродуются. Духовно умирают. Вот уже и язык - не святыня, вот уже и родная земля - не святыня (о том и о том теперь нагло кричат церковные миссионеры-модернисты-неофиты в своих популярных блогах по всей сети), вот уже и богослужение не святыня, вот уже и семья не святыня, мать, достоинство и честь ближнего, над которой рядом мило ругаются (в смысле "надругиваются"), защита слабого - не святыня, апостольские заветы - не святыня, память праведников, Благодатный огонь... Все это на глазах наших подвергается десакрализации, причем не кухарками и домработницами, а людьми, говорящими от имени Церкви. Менталитет духовный твоего народа тоже уже давно не святыня и вот уже православные тети, смотавшиеся в католические страны Европы, начинают отдавать честь чудотворной иконе, не прикладывая уста, а прикасаясь руками. Какая разница?! - вопиют десакрализаторы. Вы темные люди, мол… Обрядоверы, темнотища… Но это и есть наша православная фронима или менталитет. Почему мы должны и от этого отказываться? Почему? Если в этих моментах отражается любовь наших сердец, если встречаясь по ЭТОМУ признаку мы узнаем друг друга как народ, Почему? Главное же. Что знаем мы и что не хотят понимать они, - за всем этим стоит Христос, Его святые Заповеди, Христианство право славимое. Можно вернуться по моему тексту и пересмотреть перечисленное и мы увидим подтверждение этого тезиса. Сегодня мы переживаем агрессивное наступление на наши святыни. Потому, что у нас, слава Богу, есть ЧТО защищать, стоять ЗА что. Это называется Преданием. А все буржуазно-обывательского толка рассуждения о крепких семьях, без этого стояния никак реализовать нельзя. Не все могут стоять. Так хоть пусть не виснут на руках у стоящих. Их и так пытаются запугать и нейтрализовать самым страшным для православного обвинением в фарисействе (потому как критики, мол). Напротив: стояние за святыни и непременное жертвование чем-то (хотя бы покоем) ради этого очень хорошо помогает от фарисейской спячки. Потому что, как известно, всякое доброе делание должно непременно получить удостоверение от противного – так по свв. отцам. Иначе это не добро. Так что стояние – это исповедничество и мученичество – лучшее лекарство от фарисейской закваски. А клеветать на всякую критику (стояние «за»), навешивая на него ярлык фарисейства - это вообще единственный нынешний и весьма примитивный психологический прием давления на совестливых православных. Это вражье. Кстати, пользуются им САМЫЕ ОТЪЯВЛЕННЫЕ САМОВЛЮБЛЕННЫЕ И УВЕРЕННЫЕ В СЕБЕ КОЩЩУННИКИ. Так что отринем это. Работать над собой и своей душой в этом трудном стоянии в истине, в которую верим, будем с Богом, со своим священником в тайне своего покаяния.
247. Автор публикации : Ку: Я - консультант по стратегии. :-)
2010-03-04 в 12:40

Сдохнем с тоски, если начнем жить правильно. Единственная проблема церковной жизни. Посему необходимо себя развлекать, до тех пор пока вместе со страной не убьемся.

http://www.rusk.ru/a...ne_bezhat_po_krugu/

"Точки кристаллизации" вполне очевидны: это глубокие вера и церковность, большие, крепкие семьи, быстрый прирост населения, сосредоточенный труд, минимальные потребности, взаимопонимание и солидарность с ближайшим кругом - трудовым коллективом, родом, окрестностью. "Цивилизация" не отменяет этой закономерности, и несомненным преимуществом по-прежнему обладают народы, сохраняющие известные дисциплинированность и сплоченность. Проблема в том, что описанное жизненное устройство может с трудом предъявляться распространившемуся психологическому типу.
246. Артур : 235. Екатерина Домбровская :
2010-03-04 в 09:47

Дорогая Екатерина, похоже, что в своем ответе автору я и на Ваш пост откликнулся. Я, конечно, согласен с тем что пишет схимонах Паисий Святогорец... Еще бы всегда быть уверенным, что в тебе говорит именно небезразличие :-(
245. Артур : 234. Автор публикации :
2010-03-04 в 09:44

Ну, все-таки, вопреки мнению И.В.Бунши о том, что семья – «дорогой товарищ, это дело общественное», и с разводом лучше повременить до конца квартала, жена – это наше личное и мы для своей аналитики не находим того оправдания, что она – аналитика – имеет в данном случае общественное значение. Шучу… А если серьезно, то даже если представить себе такого аналитика, то и жену можно разъять на элементы и их критически рассмотреть, но эти элементы не имеют собственного, отличного от жены, бытия. Даже человек, ставящий лояльность к жене в зависимость от результатов анализа, не тешит себя иллюзией, что жену можно существенно улучшить заменой некоторых модулей: внешность от Шиффер (хотя и это спорно), знакомство с Декартом и Эразмом – от Ирины, темперамент – от Марии Савельевой. Между тем, рассуждение вроде того, что если изъять из руководства Церковью того или иного его представителя, то это самым благоприятным образом скажется на ее, Церкви, состоянии – ничуть не представляется абсурдным, и поэтому имеет место сплошь и рядом. И не могу утверждать, что такое рассуждение совершенно всегда не имеет под собой оснований – даже теоретически, абстрагируясь от конкретных личностей.

Всем просто нужно стать правдивыми, благородными, справедливыми, умными, честными, сильными, добрыми. Только и всего. )


И то правда!... :-) Знаете, есть такой анекдот. Зайцев в лесу все обижали. Грозили съесть и проч. И, совершенно отчаявшись, зайцы пошли за советом к Сове – она мудрая. Сова поразмыслила и говорит: «Ну, всё ясно… Вам, зайцы, нужно стать… ежами! Они же колючие, их тяжело обидеть…». Зайцы обрадовались, поблагодарили и весело поскакали себе: «Ну, Сова!... Ну, голова!... Вот, как здорово рассудила! Фиг им теперь, а не добычу!... Ой… подождите… А как нам ежами-то стать?... Главного-то не спросили! Как стать-то ежами-то?…». Вернулись к Сове
-- Сова, Сова! Вот ты говоришь – стать ежами… А как? КАК нам ежами-то стать?!...
-- Ну-у, ребята, этт я не знаю!... Я - консультант по стратегии. :-)

Если вычленять принцип, я как критик в любом деле реагирую главным образом на проявления крайней серьёзности. ).


Так ведь, Андрей Брониславович, проблематика критицизма, его влияние на духовное состояние критикующего, мало зависит от объекта критики. Что бы ни критиковать – серьезность или легкомыслие, зилотство или теплохладность – в конечном счете, дело не в них. Дело даже не в стилистке критики – стилистике обдуманной и выверенной, хотя как наше слово отзовется, конечно, нужно непременно учитывать. Дело опять же в том, как соблюсти в состоянии собственного духа этот тонкий баланс – между реальным спонтанным движением души, чувствующей себя оскорбленной, когда видишь оскорбление Веры и Церкви (так же, когда речь идет об оскорблении жены), импульсом, ищущим выражения в том или ином критическом выступлении (и только тут наступает очередь думать о стилистике и тоне), и, с другой стороны, хладнокровным поиском повода для самодовлеющей критики, как болезненной потребности параолимпийствующей души-калеки. Точнее даже не баланс (какой тут баланс!), а как не скатиться ко второму варианту. Мне кажется, это действительно большая проблема, и если Ваша статья где-то в глубине – об этом, то я только приветствую.
244. екатерина Домбровская : 241. Автор публикации
2010-03-03 в 23:40

Спасибо. Наверное, литургическая реформа - это еще и то, что теперь начали делать в установленном порядке: литургия с комментариями о. Дмитрия Карпенко в подмосковном Отрадном с участием студентов-правктикантов Свято-Тихоновского Университета. Литургическая реформа - она , так сказать, берет самоё литургию в тиски, перехватывает кислород и далее... вбивает в мозги присутствующих несчастных неофитом свою интерпретацию литургии. Что бы сделали наши предки с таковыми интерпретаторами - вот какой у меня не праздный и очень простой вопрос?
243. Автор публикации : 240. Аноним
2010-03-03 в 22:51

Эка вы Эразма Роттердамского не любите!
242. Ирина : Простите, забыла написать имя
2010-03-03 в 22:40

В посте 240 не указала свое имя! Sorry!
241. Автор публикации : 237. екатерина Домбровская
2010-03-03 в 22:01

Отмена поста, исповеди перед причащением. Ежелитургийное причащение. Впрочем, я не в курсе, о. Димитрий "литургической реформой" это возможно не называет.
240. Аноним : Автору Врачу, исцелися сам!
2010-03-03 в 21:49

Когда в очередной раз вы обнаружите, что ваша жена не Клавдия Шифер , подойдите к зеркалу и скажите себе, что вы не Джони Депп.

Если и это не остановит от желания покритиковать , просмотрите критически свои статейки и признайтесь себе наконец, что вы не Дидро, не Декарт и даже не Эразм Роттердамский .

Проанализируйте то, что вы написали в предыдущем посте 234 : слегка подтрунили над цитатой из Евангелия «будьте как дети» , сравнили церковь и церковную жизнь с «обществом с ограниченной ответственностью... сообразительностью и упорядоченностью», а также с инвалидной командой , сказали, что все , происходящее в Церкви носит «параолимпийский» характер.
Интересно , кого вы больше хотели оскорбить своими сравнениями Церковь или параолимпийцев ( «нам по-прежнему слабо, орудуя протезами и костылями, одолеть стометровку»).

Эврика! Наверняка, вы говорите не о том, что происходит рядом с вами, но с вами и в вас. Тогда тот самый инвалид и параолимпиец , плохо орудующий своими костылями, вы и есть. Тогда понятна и ваша реплика о себе « Тяжела ты, шапка аналитика» (мания величия уже началась?) , а значит ваши рассуждения можно понять и посоветовать « Врачу, исцелися сам!» Ну, правда же, побыстрее! Процесс может усугубиться!
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме