Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чудотворяй иногда...

Игумен  Даниил  (Гридченко), Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 10.02.2010

Удивительный старец, человек святой жизни, о. Иоанн Крестьянкин ещё в начале 90-х годов горестно замечал, что в Церковь теперь не входят, а вваливаются и, по большей части, не делатели, а деятели. О. Иоанн ушёл, старцы остались... Впрочем, предыдущее предложение можно было бы завершить вопросительным знаком, а слово «старцы» - смело заключить в кавычки. Собственно говоря, потому, что они - в значительной своей части - продукт той самой «деятельности», по поводу которой сокрушался приснопамятный батюшка...

О явлении «младостарчества» сказано уже немало. Сейчас оно, кажется, основательно «порассосалось», - трудно не согласиться с тем, что в последнее время церковная жизнь стабилизировалась и даже как бы «поскучнела». Однако, отдельные, наиболее твердолобые «деятели», неустанно совершенствуя методики доказательства собственной значимости, (надо отдать им должное) свои «коммерческие проекты» осуществляют успешно. В выборе средств не стесняясь, разрешая себе практически всё, что, по-видимому, не запрещено... Можно, например, «изгнать беса», ткнув доверчивого прихожанина специально «намоленным» копием. Можно наложить «удивительную» епитимью. Можно, в конце концов, продемонстрировать «прозорливость»... Услышав что-то в одном, а пересказав в другом месте... Много чего, оказывается, «можно», чтобы убедить, что ты «нечто» и «нечто немаловажное», а не какой-нибудь заурядный поп, что-то гундящий об исполнении евангельских заповедей...

Где спрос, там и предложение. «Жаждущие чуда» выстраиваются в длинные очереди; и, увы, большинству из них всё равно, кто «чудотворец» на сей раз: блаженная Матрона, загадочный схимник, притаившийся за монастырскими стенами, или бабушка, про которую прочитали в газетном рекламном приложении...

Тем не менее, у нежелающих заблуждаться в деле «различения духов» есть один простой и чёткий критерий. Старцы настоящие говорят о спасении души в вечности. Фальшивые - о том, как устроиться «здесь и сейчас», вынося вопрос о Царстве Небесном за скобки повестки дня, полагая, видимо, что оно прилагается. Ну, а так как люди - в большинстве своем - существа маловерные, суеверные и сластолюбивые, вторые, выражаясь современным языком, рейтинг имеют гораздо более высокий.

Нетрудно заметить, что обмануть бывает проще, чем победить. Поэтому, наверное, антихрист - не тот, кто «против», а тот, кто «вместо». Подмены, как способ его деятельности, пожалуй, - самая значимая опасность настоящего времени. Уже и за церковной оградой они почти неразличимы. Страшные и, казалось бы, безобидные. Как, между прочим, широко рекламируемый ныне обычай крещенского купания. Ещё не так давно, помня его происхождение, Церковь с ним боролась. Сейчас как-то подзабыли, что первыми крещенскими купальщиками были колдуны, гадавшие на святках и не желавшие (или не могущие) после этого придти на исповедь. «Моржевание» сегодня превратилось чуть ли не в признак благочестия. «Умилительно» наблюдать, как в Крещенский сочельник - в день строгого поста - пузатые дядьки близ монастырских стен сопровождают свои водные процедуры возлиянием сорокаградусных горячительных напитков и хорошим шматом сала... Полуоккультный подтекст по-прежнему подразумевается: грехи теперь как будто бы и прощены...

Есть в блатном жаргоне одно звучное словечко - «понты» - то есть имитация, внешне эффектные действа, за которыми ничего не стоит. «Понты» в Церкви - гораздо хуже, чем ничего...

Опасность их распространения вполне реальна, ибо современному человеку вообще не свойственно задумываться. Ну, а мода - оружие всепобеждающее... На тех же святках пришлось выслушать любопытные «рождественские» колядки: детишки, раскрашенные под инопланетян, спели что-то трогательное о некоем мифическом персонаже - символическом тигре, способствующем в наступившем году успешной финансовой деятельности. Новые песни на старый лад... О «главном»...

Справедливости ради стоит отметить, что «деятели» приходят не только «справа», но и «слева». Демократы, либералы, прочая «прогрессивная общественность»... Декларируя при этом цели, формально противоположные «старческо-фундаменталистким», а именно - превратить Православие в религию с «человеческим лицом». Причём, исключительно с человеческим... Тут уж, так сказать, не до чудес, да и вообще не до метафизики. По-видимому, с их подачи совершаются удивительные метаморфозы: когда-то Церковь Олимпийские Игры прикрыла, а теперь - служатся молебны о победоносном в них участии; ещё недавно человек в рясе от рок-музыки шарахался, а вот уже на рок-концертах проповедует... И так далее и тому подобное - в мир с распростёртыми объятиями, из которых вырваться без потерь получается, увы, далеко не всегда.

Но в главном, как ни странно, со своими «твёрдокаменными» антиподами сторонники «общечеловеческих ценностей» сходятся: Христос в их построениях если и присутствует, то только по остаточному признаку. Первые «играют на повышение», вторые - «на понижение». Но и те и другие оказываются в проигрыше. По одной простой причине: они ставят перед собой ложные цели.

Там, где оскудела любовь и потеряна простота, иначе быть и не может. Если их нет, то жизнь человека - поза. Он будет изворачиваться в ней как угодно, только бы казаться чем-то значимым в угоду, как правило, своей главенствующей страсти. Лишь там, где просто, - говаривал оптинский старец Амвросий, ангелов до ста... А значит жизнь - чудо. Чаще - сокровенное, иногда - явное. Как поётся в одном из ирмосов, Господь «чудотворяй иногда». Правда, в данном случае с последствиями весьма трагичными, ибо «колесницегонителя фараона погуби»... Реалии современной жизни таковы, что подобная печальная перспектива становится явной уже по отношению не только к «фараону». И опять же по причине, указанной в Писании: из-за умножения беззаконий (Мф.24:12)...

Их единственная разумная альтернатива - умножение любви. Любви к Богу, прежде всего, к Которому можно приблизиться и справа и слева. Не носиться бездумно со своей псевдодуховностью или голым гуманизмом, а именно во Христе находить опору и точку соприкосновения. И с Богом и друг с другом. Люди, приближаясь к Богу, естественным образом сближаются между собой, - любовь между ними оказывается производной ещё более высокого чувства. Вообще, спасаются не в одиночку - в этом и есть суть Церкви, которую врата адовы не одолеют (Мф.16:18)...

Спасаться трудно, потому что трудно смиряться. Гораздо проще сеять словесную шелуху и производить впечатление. И снова оказывается, что не всё, что блестит - золото. Хотя и оно обретается где-то - смиренные делатели, безвестные «серафимы», «амвросии», «иоанны крестьянкины» молятся за грешный погибающий мир. И в том, что он до сих пор не провалился в тартарары, заключается наше главное чудо...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. AV : о рок-музыке и православии
2010-02-15 в 14:51

Хотелось бы узнать мнение автора об учебнике по православной культуре для 10-11 кл. , написанном доцентом РУДН Б.Якеменко. В учебнике есть глава о рок-музыке и православии, к учебнику прилагается диск с записями рок-музыки. Лично меня совершенно не устраивает, чтобы моим детям вместе с рассказами о православии внедряли в сознание и то, что стоит слушать рок-музыку. Я-же не вступаю в словопрения с любителями попсы, убеждая их слушать Гайдна или Малера. Почему же ради привлечения молодежи, Православная Церковь собирается пропагандировать то, что к религии не имеет никакого отношения? Допустимо ли это?
1. Роман : Re: Чудотворяй иногда...
2010-02-10 в 17:41

Ну, на самом деле конкретно о победе на Олимпийских играх ни кто не молился. Молились наверное только о «начале доброго дела», а про молитву «за победу» скорее всего раздуло СМИ. Т.к. в прошлый раз с Епископом Бронницким Амвросием молились именно «на начало доброго дела» и это можно найти в Интернете. http://www.ioannp.ru/news/136553 И надо понимать, что это молебен, а не возглашение у престола. А то, что сейчас, вот сейчас это дело действительно доброе, могу смело с кем угодно дискутировать.
О рок-музыке хочу сказать, что это только музыка. Хотя непонятно, боязнь собственно чего? Если нескромных текстов, то этого надо бояться, музыки смотря какой. Можно очень хорошую музыку сделать через ту же гитару и на тех же настройках усилителя, под аккомпанемент которой только, что орали похабщину. Правда, надо признаться, я не могу назвать не одной приличной современной песни исполненной с аккомпанемент электрогитары в стиле хардрока. А вот обычного рока - смогу, но рокеры почему-то эту музыку роком уже не считают. Что действительно обидно.
Проповедь же во время рок-концертов современных рок-звезд это опасный перегиб, но проблема пока только одного миссионера.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме