Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Папа Иоанн Павел II и украинские униаты

Владислав  Петрушко, Русская народная линия

Русская цивилизация
Русская цивилизация и Ватикан / 08.02.2010


Доклад на международной конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» …

В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая  конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?»

Папа Иоанн Павел IIИоанн Павел II[1] вошел в историю как понтифик, при котором вышла из подполья и возродила свою легальную структуру Украинская Греко-католическая церковь (УГКЦ). Между тем, избрание на Папский престол архиепископа Краковского кардинала Кароля Войтылы в октябре 1978 г. первоначально было воспринято украинскими католиками довольно настороженно. Их глава кардинал Иосиф Слипый опасался, что новый Папа проявит традиционную для польского менталитета неприязнь к украинцам. Характерно, что в своем приветственном послании новоизбранному Папе Слипый не упоминал о своей излюбленной теме - необходимости создания Украинского греко-католического патриархата, зато напоминал понтифику о сложностях в отношениях между римо- и греко-католиками в Польше[2].

В конце 1970-х - 1980-х гг., позиция Римской курии в униатском вопросе не претерпела существенных изменений: Иоанн Павел II в целом продолжал курс Павла VI. Новым, однако, было то, что в 1980 г. Иоанн Павел II решил созвать серию чрезвычайных синодов украинских епископов, но не от имени верховного архиепископа Слипого, а исходя из собственных полномочий главы Католической Церкви. С одной стороны, это снижало влияние Конгрегации Восточных Церквей на УГКЦ, с другой, - было примером беспрецедентного личного вмешательства понтифика в дела греко-католиков: выносимые на синоды вопросы и принимаемые по ним решения в равной степени требовали папского утверждения[3].

Уже на первом папском синоде УГКЦ в 1980 г. был поднят вопрос о преемнике престарелого Слипого на посту верховного архиепископа. Его коадъютором из числа трех избранных синодом кандидатов Иоанн Павел II назначил митрополита Филадельфии Мирослава-Ивана Любачивского. Выбор понтифика был симптоматичен: Любачивский был гораздо более умеренным по своим взглядам и более послушным Папскому престолу, чем Слипый[4]. Иоанн Павел II явно стремился поставить во главе украинских униатов иерарха, который не доставлял бы Святому Престолу столько хлопот в отношениях с Москвой, как кардинал Слипый.

Тем не менее, синод 1980 г. обернулся скандалом, грозившим серьезно осложнить отношения между Ватиканом и Москвой: униатские епископы опубликовали декларацию, которая осуждала Львовский собор 1946 г. и выражала надежду на грядущее возрождении «Украинской Церкви, которая страдает при атеистическом коммунистическом режиме»[5]. По времени это совпало с началом оппозиционных выступлений «Солидарности», и польское происхождение Иоанна Павла II придавало униатской декларации характер политического отклика на происходящие в Польше события.

Резкая тональность заявления, которая ввиду особой роли Папы на синоде воспринималась как официальная позиция Святого Престола, вызвала протест со стороны Патриарха Московского и всея Руси Пимена, направившего 22 декабря 1980 г. в Ватикан специальное послание[6]. Униатский вопрос вновь грозил стать серьезным препятствием на пути развития православно-католических отношений. Иоанн Павел II должен был выбирать между добрососедскими отношениями с Русской Православной Церковью и поддержкой украинских униатов. 24 января 1981 г. Папа направил в Москву официальный ответ на послание Патриарха, в котором отмежевался от декларации украинских епископов. Иоанн Павел II заявил, что принятые на униатском синоде тексты им «не были одобрены и тем самым лишены всякого официального характера»[7].

В деле с декларацией важен еще один аспект: Папа наглядно продемонстрировал, что держит под личным и весьма жестким контролем деятельность Униатской Церкви. Это касалось, в том числе, и кадровых вопросов. Так, Иоанн Павел II подобно Павлу VI отказался признать действительными епископские хиротонии, совершенные Слипым без согласования с Ватиканом. Например, нынешний глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар был рукоположен во епископа Слипым в 1977 г., но Папа признал его хиротонию действительной лишь спустя 19 лет - в 1996 г.[8].

7 сентября 1984 г. на 92-м году жизни Слипый скончался. Кардинал оставил завещание, в котором крайне резко отозвался об отношении Павла VI и Иоанна Павла II к украинским униатам, по сути, обвиняя их в предательстве интересов греко-католиков. Слипый писал: «...Стали известными тайные документы о контактах между Апостольской Римской Столицей и Московской Патриархией, документы, которые имеют характер смертного приговора Украинской Церкви, а вместе с тем рикошетом ударяют по всей Вселенской Христовой Церкви, возглавляемой Преемником Св. Апостола Петра...»[9].

Между тем, преемник Слипого - Любачивский уже 25 мая 1985 г. был возведен в достоинство кардинала[10]. В Ватикане стремились поднять престиж нового верховного архиепископа, призванного сделать Униатскую Церковь более послушной, управляемой и избежать неожиданностей, способных помешать экуменическому диалогу с Православными Церквами и осложнить отношения с СССР. Показательно, что 7 ноября 1987 г. Любачивский от лица УГКЦ и украинцев предложил Русской Православной Церкви и русскому народу принести взаимные извинения[11]. Подобный тон был внове после жестких обвинений в соучастии в уничтожении Униатской Церкви, которые ранее регулярно адресовали Московскому Патриархату униатские иерархи. Такая позиция Любачивского, безусловно, стала следствием новых политических реалий, которые сложились в СССР с приходом к власти М.С.Горбачева.

Однако дальнейшее развитие политики «Перестройки» привело Иоанна Павла II к осознанию того, что в новых условиях вполне реальным становится возрождение Униатской Церкви в советской Украине. Ради этого понтифик круто изменил свою политику в отношении украинских униатов, предпочтя ренессанс униатства в Галиции конструктивному развитию православно-католических отношений.

Уже во время празднования 1000-летия Крещения Руси Иоанн Павел II выразил надежду на положительное решение советскими властями вопроса о восстановлении Униатской церкви. 13 июня 1988 г. прибывший в Москву госсекретарь Ватикана кардинал Казароли вручил М.С. Горбачеву папское послание, в котором был поднят вопрос о легализации Униатской Церкви в Советском Союзе. 9 января 1989 г., выступая перед аккредитованными при Святом Престоле дипломатами, понтифик призвал М.С. Горбачева применить принципы «Перестройки» и в религиозной сфере, что подразумевало под собой, прежде всего, положительное решение униатского вопроса. 25 августа 1989 г. Иоанн Павел II встречался с Ю.Карловым, личным представителем тогдашнего министра иностранных дел СССР Э.А.Шеварднадзе. Диалог был продолжен 20 октября 1989 г., когда М.С.Горбачев в Кремле принял папского посланника А.Содано и обсудил с ним предложения Ватикана по улучшению положения католиков на территории СССР. 2 ноября 1989 г. униатская проблема обсуждалась в Москве во время встречи католической делегации, возглавляемой кардиналом Виллебрандсом, с представителями Священноначалия Русской Православной Церкви[12]. Наконец, итогом усилий, предпринятых ватиканской дипломатией, стало достижение окончательной договоренности по вопросу о признании Греко-католической Церкви в СССР в ходе личной встречи между Иоанном Павлом II и М.С.Горбачевым, состоявшейся в Ватикане 1 декабря 1989 г.[13]

Следствием политики «Перестройки» и ослабления идеологического давления со стороны советского государства стал всплеск националистических настроений на Западной Украине, которые были привнесены и в церковную жизнь. На этом фоне в 1988-1989 гг. первые общины греко-католиков вышли из подполья и стали существовать легально. 20 ноября 1989 г. Совет по делам религий при Совете министров Украинской ССР объявил о начале государственной регистрации униатских приходов. С этого времени т.н. «Комитет защиты Украинской католической церкви» перешел к насильственным захватам православных храмов.

Иоанн Павел II после легализации Униатской церкви на Украине упорно создавал видимость того, что Ватикан стоит в стороне от развязанной в Галиции антиправославной кампании, хотя и направил приветственное послание по случаю массового возращения жителей Западной Украины в лоно Католической Церкви. Так, Иоанн Павел II первоначально не признавал епископского достоинства за бывшими подпольными униатскими архиереями во главе с Владимиром Стернюком, администратором Львовской митрополии. Но в январе 1990 г., когда явно обозначился успех в деле возрождения унии в Галиции, Иоанн Павел II признал действительными хиротонии десяти тайно рукоположенных в советское время униатских архиереев[14]. 16 января 1991 г. папским указом они были определены в качестве ординарных и титулярных епископов на возрожденные на территории Украинской ССР униатские епархии: Львовскую, Ивано-Франковскую и Мукачевскую. Первые две были объединены во Львовскую митрополию, епархия в Закарпатье была подчинена непосредственно Папе Римскому через нунция[15].

В полной мере истинная роль Иоанна Павла II как покровителя украинских униатов и вдохновителя осуществленного ими разгрома православных епархии на Западной Украине проявилась после того, как в начале 1990 г. была организована четырехсторонняя комиссия, в состав которой вошли представители Московского Патриархата, Украинской Православной Церкви, Римско- и Греко-католической Церквей. Целью работы комиссии был совместный поиск путей урегулирования отношений между православными и униатами. Комиссия провела ряд заседаний и выработала взаимоприемлемые условия, на основании которых должно было произойти перераспределение храмов и церковного имущества между православными и униатами. Однако, успешная работа комиссии была нарушена действиями представителей УГКЦ, которые 22 марта 1990 г. опубликовали заявление, сообщавшее о том, что по согласованию с Папой Иоанном Павлом II все выработанные комиссией материалы признаются недействительными и неправомочными. Униаты в одностороннем порядке вышли из состава комиссии и вновь обратились к прежней экстремистской политике, развернув новую кампанию по захвату храмов на Западной Украине и созданию новых церковных структур[16].

В итоге к началу III тысячелетия УГКЦ расширила свое присутствие на Украине, далеко за рамки довоенного времени и шагнула за пределы исторического ареала, ограниченного Галицией. Если к 1939 г. на Западной Украине действовали лишь 3 униатские епархии (Львовская, Перемышльская и Станиславская), то теперь их 8 (Львовская, Ивано-Франковская, Коломыйско-Черновицкая, Тернопольско-Зборовская, Самборско-Дрогобычская, Бучацкая, Стрыйская, Сокальско-Жолковская). Кроме того, в структуре Киево-Галицкой митрополии образованы три экзархата, охватывающие остальную территорию Украины: Киево-Вышгородский (центральные области Украины), Одесско-Симферопольский (Юг Украины) и Харьковско-Донецкий (Восточная Украина). Ко времени визита Иоанна Павла II на Украину в 2001 г. УГКЦ насчитывала 3 268 приходов, 2 777 храмов (не считая 305 недостроенных), 1 872 священника, 79 монастырей, 1168 монахов, 7 миссий, 12 учебных заведений[17]. После папского визита в 2001 г. кардинал Гузар официально объявил всю Украину канонической территорией Униатской Церкви. 21 августа 2005 г., уже в период понтификата Бенедикта XVI, кардинал Гузар объявил, что его местопребыванием становится Киев, а титул главы Украинской Греко-католической Церкви отныне не «митрополит Львовский и Галицкий», а «митрополит Киевский и Галицкий». Правда, в Ватикане отметили, что решение об этом было принято еще Иоанном Павлом II. К настоящему времени в Киеве уже практически завершено строительство кафедрального греко-католического собора, который униаты уже именуют «патриаршим».

Тем не менее, Иоанн Павел II так и не предоставил Униатской Церкви патриаршего статуса, хотя после возрождения униатства на Украине греко-католики вновь неоднократно обращались к понтифику с подобными просьбами. Один из последних эпизодов подобного рода в период понтификата Иоанна Павла II имел место 3 июня 2004 г., когда Папа дал в Ватикане аудиенцию кардиналу Гузару и членам постоянного синода УГКЦ. В ходе состоявшейся встречи Иоанн Павел II высказался в том смысле, что вопрос о создании греко-католического патриархата на Украине откладывается на неопределенное время. В то же время Иоанн Павел II подчеркнул, что у украинских униатов есть все основания надеяться на учреждение Киевского патриархата в будущем.

Владислав ПЕТРУШКО, доктор церковной истории, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета


[1] Иоанн Павел II (Кароль Войтыла) — род. в 1920 г., ум. в 2005 г. По происхождению поляк. С 1946 г. — священник Римско-католической Церкви. Доктор богословия. С 1958 г. — епископ-помощник архиепископа Краковского. С 1964 г. — архиепископ Краковский. С 1967 г. — кардинал. 16 октября 1978 г. избран Римским Папой.

[2] Нагаєвський I. Iсторiя Римських Вселенських Архiєреїв. Ч. 4. Iвано-Франкiвськ—Львiв, 1999. С. 172.

[3] Чировський А. До церковної самоiдентифiкацiї Украiнської Греко-Католицької Церкви // Сопричастя. Львiв, 1998. № 4, жовтень—грудень. С. 6–47.

[4] Баб’як А. Новi украiнськi мученики ХХ ст. Рим, 2002. С. 72.

[5] Там же. С. 73–74.

[6] Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия». Ф. ОВЦС МП. Д. 18/356 (U IV) «Ватикан – Москва». Обмен посланиями между Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Папой Иоанном Павлом II (1980—1981 гг.).

[7] Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия». Ф. ОВЦС МП. Д. 18/356 (U IV) «Ватикан – Москва». Обмен посланиями между Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Папой Иоанном Павлом II (1980—1981 гг.).

[8] Блажейовський Д. Iєрархiя Київськоi Церкви. Львiв, 1996. С. 555.

[9] Полный текст завещания приводится в приложении к книге: Ленцик В. Визначнi постатi Української Церкви: Митрополит Андрей Шептицький i Патрiарх Йосиф Слiпий. Львiв, 2001. С. 584–597 (перевод с украинского мой — В.П.).

[10] Блажейовський Д. Iєрархiя Київськоi Церкви. Львiв, 1996. С. 316.

[11] Баб’як А. Новi українськi мученики ХХ ст. Рим, 2002. С. 76–79; (перевод с украинского мой — В. П.).

[12] Роод В. Рим и Москва. Львов, 1995. С. 231–238.

[13] Там же; Иловайская И. «Хождение за три моря» М. Горбачева // Русская мысль. 1989, 9 декабря.

[14] Доброєр О. Католицька Церква в Українi, 2001 рiк. Київ, 2001. С. 18–20.

[15] Стоцький Я. Релiгiйна ситуацiя в Українi: проблемы i тенденцiї розвитку (1988-1998). Тернопiль, 1999. С. 37.

[16] Заявление Священного Синода Московского Патриархата в связи с выходом католиков восточного обряда из четырехсторонней Комиссии по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда в Западных областях Украины и по поводу решения Львовского городского Совета народных депутатов от 6 апреля 1990 года // ЖМП. 1990. № 7. С. 14–15.

[17] Доброєр О. Католицька Церква в Українi, 2001 рiк. Київ, 2001. С. 18–20.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. larisa : диалог необходим
2010-08-13 в 19:54

а как на счет любить неприятеля?
1. Natalie : Re: Папа Иоанн Павел II и украинские униаты
2010-02-08 в 16:14

Кто мне объяснит, зачем нам на фоне всего этого "диалог" с католиками? Это разбойники. Какой может быть с ними "диалог", какие "общие задачи"?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме