«Нищ прииде ко мне, и презрех его...»

0
335
Время на чтение 4 минуты

«Смотря на современный прогресс, нельзя не

сознаться, что он во всех началах своих

противоречит христианству, и вступает в

отношения к нему самые враждебные».

(Свт.Игнатий Брянчанинов)

Недавно прочла в одном православном блоге впечатления воцерковленной женщины, посетившей Троице-Сергиеву лавру. Ее удручило преобладание, как ей показалось, каких-то убогих, странно одетых, некрасивых людей. Ей было неприятно их соседство, их поведение казалось, как сейчас принято говорить, неадекватным. В этом рассказе главное не то, что она стыдилась этих непрезентабельных людей, а то, что она стыдилась Церкви, у которой такая паства. Стыдно перед другими церквами.

Троице-Сергиева лавраИнтересно, что примерно в это же время и я там была. Не заметила преобладания, хотя и случилось присесть на лавку в Троицкой церкви рядом со старухой, которую можно по внешнему виду определить как бродяжку. Правда, я про себя отметила: в Кремль такую и близко не пустят, а вот к угоднику Своему Господь приводит. Троице-Сергиева лавра - духовный центр России, и если сюда есть вход всем беспрепятственно, если не стоят здесь и там «секьюрити», если не гонят от раки преподобного Сергия бомжа, то, значит, жив дух Христов здесь.

И вы заметили, что в нашей церковной среде у людей преимущественно с либеральным образом мыслей сильно чувство стыда за немодно и бедно одетых в храмах, за множество старух, за фольклорные элементы в церковных обычаях? Стыдно не от того, что не можем избавить нищего от нужды, а бездомному дать жилье, а стыдно, что на нас упала тень этого неблагообразия, тень уродства. Как много старух в храмах, а ведь жизнь-то за молодыми, за ними будущее! Вот когда среди церковных активистов появляются такие ноты заискивания перед молодежью, то видно, что не зря трудится рекламная индустрия.

В традиционных обществах почтение к старшим - одна из фундаментальных ценностей и почтение к родителям (а ведь все старики - родители, в том или ином смысле) - заповедь Моисея. «Чтобы продлились дни жизни твоей». Молодежь нужно привлекать в церковь не для того, чтобы улучшить ее «имидж», а чтобы направить ее на путь спасения, и в этом смысле не должно быть никакого предпочтения студента какой-нибудь бабке Марье.

Нет другого места на земле, где собираются и причащаются одновременно из одной Чаши и высокопоставленный чиновник, и нищий, младенец и старик. И в этом торжество правды Христовой.

Высказанное этой женщиной - пример усвоения протестантского убеждения, что Богу угодней успешный, реализовавший свои таланты (причем таланты понимаются сугубо в безрелигиозном смысле). И именно этот взгляд культивируется часто некоторыми нашими миссионерами. Надо сделать нормальный менеджмент и не быть маргиналами. Надо не отставать от прогресса, пользоваться его изобретениями, в общем, не быть лузерами. Забывается Христово: «Не возможно служить Богу и мамоне». Не проходит даром обработка сознания видеообразами, атакующими человека. Блестящие, стерильно чистые поверхности, белозубые улыбки, сияющие глаза, обращенные в рекламно приближенные небеса царства комфорта, достижимого уже здесь. Как стыдно, неприлично в этом мире иметь поношенную одежду, не иметь 32 фарфоровых зуба в любом возрасте! Этому здесь не может быть места.

Но... находясь внутри этого лощеного мира, немыслимо прочесть покаянные молитвы, каноны, чужеродной и враждебной становится православная аскетика. Немыслимо принять максиму, что мир этот лежит во зле, нет-нет, мы можем сделать его сверкающим и безупречным. Посмотрите, как он прекрасен, он вовсе не падший - этот блистающий мир небоскребов. Еще выше будет ослепительная башня Газпрома, еще беднее забытые люди. Башне нужно быть выше, чтобы не спускать взгляда с вожделенной Европы - оплота «цивилизации», чтобы неразличимы были нищие. Но преподобный Сергий принимает и не гнушается. Он ведь тоже стал нищим, приняв обет нестяжания.

Иисус Христос отверг власть над всеми царствами мира и всю славу их. Почему?

«Почему фатально возрастает их (привилегированных групп и слоев - К.Л.)

глухота, их неспособность откликнуться и узнать таинственное «второе измерение» нашего бытия? Или, другими словами, почему для приобщения к этому «второму измерению» требуется решимость порвать с логикой земного успеха, с конвенциями и предписаниями града земного?» [1]. Вот именно - фатально. Ведь мир наш - падший, а устроиться здесь, как будто нет падшести, опасно, т.к. закрывает путь к спасению, ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Нам даровано только выдраться из него. Как правило, это происходит с кровью. Если даже Сам Христос принял крестную смерть. Потому и обожение (что нам прямо заповедано) возможно только при наличии креста. Какой уж тут православный гламур?

Западный мир решил, что можно «устроиться», и преуспел в этом. Но сделать это стало возможным только ценой искажения заповедей Нового Завета, а затем и вовсе отказа от него. Возникшее «смыкание двух традиций: протестантского «непреклонного осуждения» бедности и неприспособленности (как свидетельства непростительной нерадивости) и иудаистскгого законничества дает новый господский образ мира, повернутого спиной к слабым и неприкаянным». [1]

Но ведь сказал Спаситель: «Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому в царство небесное». Да, дальше Он сказал: «Невозможное человеку возможно Богу», и мы имеем множество подтверждений этому. Вот близкий нам по времени пример - преподобномученица великая княгиня Елизавета. Она была богата, богата всем - собственно богатством материальным, властью, красотой. Но Бог сделал возможным, что она все это ВМЕНИЛА НИ ВО ЧТО, с вершин земного блеска сошла к страдающим на самое дно, причем буквально - на дно шахты, - и Господь прославил ее.

Да, пусть одевается православный человек, как ему позволяет достаток, пусть благодарит за него Бога, но пусть не стыдится стоять рядом с нищим в храме. Не должно допускать этих низменных чувств. Всегда было в грешном человеке это гнушение убогостью, нищетою, такие чувства не новость: «Благодарю тебя, Господи, что я не таков, как этот мытарь». Но вот гнушение Церковью, которая есть не от мира сего, это примета наших дней. И во сто крат страшнее допустить в сердце чувство стыда за такую церковь, которая служит последним прибежищем отвергнутых.

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

Ф.Тютчев

Примечание.

[1] - А.С. Панарин «Где хранится христианское наследие?»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Коппер
В зеркалах
Жизнь без Бога напоминает игру иллюзий в детском калейдоскопе
27.12.2023
Все статьи Лидия Коппер
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59