«Смотря на современный прогресс, нельзя не
сознаться, что он во всех началах своих
противоречит христианству, и вступает в
отношения к нему самые враждебные».
(Свт.Игнатий Брянчанинов)
Недавно прочла в одном православном блоге впечатления воцерковленной женщины, посетившей Троице-Сергиеву лавру. Ее удручило преобладание, как ей показалось, каких-то убогих, странно одетых, некрасивых людей. Ей было неприятно их соседство, их поведение казалось, как сейчас принято говорить, неадекватным. В этом рассказе главное не то, что она стыдилась этих непрезентабельных людей, а то, что она стыдилась Церкви, у которой такая паства. Стыдно перед другими церквами.
Интересно, что примерно в это же время и я там была. Не заметила преобладания, хотя и случилось присесть на лавку в Троицкой церкви рядом со старухой, которую можно по внешнему виду определить как бродяжку. Правда, я про себя отметила: в Кремль такую и близко не пустят, а вот к угоднику Своему Господь приводит. Троице-Сергиева лавра - духовный центр России, и если сюда есть вход всем беспрепятственно, если не стоят здесь и там «секьюрити», если не гонят от раки преподобного Сергия бомжа, то, значит, жив дух Христов здесь.
И вы заметили, что в нашей церковной среде у людей преимущественно с либеральным образом мыслей сильно чувство стыда за немодно и бедно одетых в храмах, за множество старух, за фольклорные элементы в церковных обычаях? Стыдно не от того, что не можем избавить нищего от нужды, а бездомному дать жилье, а стыдно, что на нас упала тень этого неблагообразия, тень уродства. Как много старух в храмах, а ведь жизнь-то за молодыми, за ними будущее! Вот когда среди церковных активистов появляются такие ноты заискивания перед молодежью, то видно, что не зря трудится рекламная индустрия.
В традиционных обществах почтение к старшим - одна из фундаментальных ценностей и почтение к родителям (а ведь все старики - родители, в том или ином смысле) - заповедь Моисея. «Чтобы продлились дни жизни твоей». Молодежь нужно привлекать в церковь не для того, чтобы улучшить ее «имидж», а чтобы направить ее на путь спасения, и в этом смысле не должно быть никакого предпочтения студента какой-нибудь бабке Марье.
Нет другого места на земле, где собираются и причащаются одновременно из одной Чаши и высокопоставленный чиновник, и нищий, младенец и старик. И в этом торжество правды Христовой.
Высказанное этой женщиной - пример усвоения протестантского убеждения, что Богу угодней успешный, реализовавший свои таланты (причем таланты понимаются сугубо в безрелигиозном смысле). И именно этот взгляд культивируется часто некоторыми нашими миссионерами. Надо сделать нормальный менеджмент и не быть маргиналами. Надо не отставать от прогресса, пользоваться его изобретениями, в общем, не быть лузерами. Забывается Христово: «Не возможно служить Богу и мамоне». Не проходит даром обработка сознания видеообразами, атакующими человека. Блестящие, стерильно чистые поверхности, белозубые улыбки, сияющие глаза, обращенные в рекламно приближенные небеса царства комфорта, достижимого уже здесь. Как стыдно, неприлично в этом мире иметь поношенную одежду, не иметь 32 фарфоровых зуба в любом возрасте! Этому здесь не может быть места.
Но... находясь внутри этого лощеного мира, немыслимо прочесть покаянные молитвы, каноны, чужеродной и враждебной становится православная аскетика. Немыслимо принять максиму, что мир этот лежит во зле, нет-нет, мы можем сделать его сверкающим и безупречным. Посмотрите, как он прекрасен, он вовсе не падший - этот блистающий мир небоскребов. Еще выше будет ослепительная башня Газпрома, еще беднее забытые люди. Башне нужно быть выше, чтобы не спускать взгляда с вожделенной Европы - оплота «цивилизации», чтобы неразличимы были нищие. Но преподобный Сергий принимает и не гнушается. Он ведь тоже стал нищим, приняв обет нестяжания.
Иисус Христос отверг власть над всеми царствами мира и всю славу их. Почему?
«Почему фатально возрастает их (привилегированных групп и слоев - К.Л.)
глухота, их неспособность откликнуться и узнать таинственное «второе измерение» нашего бытия? Или, другими словами, почему для приобщения к этому «второму измерению» требуется решимость порвать с логикой земного успеха, с конвенциями и предписаниями града земного?» [1]. Вот именно - фатально. Ведь мир наш - падший, а устроиться здесь, как будто нет падшести, опасно, т.к. закрывает путь к спасению, ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Нам даровано только выдраться из него. Как правило, это происходит с кровью. Если даже Сам Христос принял крестную смерть. Потому и обожение (что нам прямо заповедано) возможно только при наличии креста. Какой уж тут православный гламур?
Западный мир решил, что можно «устроиться», и преуспел в этом. Но сделать это стало возможным только ценой искажения заповедей Нового Завета, а затем и вовсе отказа от него. Возникшее «смыкание двух традиций: протестантского «непреклонного осуждения» бедности и неприспособленности (как свидетельства непростительной нерадивости) и иудаистскгого законничества дает новый господский образ мира, повернутого спиной к слабым и неприкаянным». [1]
Но ведь сказал Спаситель: «Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому в царство небесное». Да, дальше Он сказал: «Невозможное человеку возможно Богу», и мы имеем множество подтверждений этому. Вот близкий нам по времени пример - преподобномученица великая княгиня Елизавета. Она была богата, богата всем - собственно богатством материальным, властью, красотой. Но Бог сделал возможным, что она все это ВМЕНИЛА НИ ВО ЧТО, с вершин земного блеска сошла к страдающим на самое дно, причем буквально - на дно шахты, - и Господь прославил ее.
Да, пусть одевается православный человек, как ему позволяет достаток, пусть благодарит за него Бога, но пусть не стыдится стоять рядом с нищим в храме. Не должно допускать этих низменных чувств. Всегда было в грешном человеке это гнушение убогостью, нищетою, такие чувства не новость: «Благодарю тебя, Господи, что я не таков, как этот мытарь». Но вот гнушение Церковью, которая есть не от мира сего, это примета наших дней. И во сто крат страшнее допустить в сердце чувство стыда за такую церковь, которая служит последним прибежищем отвергнутых.
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Ф.Тютчев
Примечание.
[1] - А.С. Панарин «Где хранится христианское наследие?»