Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Нищ прииде ко мне, и презрех его...»

Лидия  Коппер, Русская народная линия

22.01.2010

«Смотря на современный прогресс, нельзя не

сознаться, что он во всех началах своих

противоречит христианству, и вступает в

отношения к нему самые враждебные».

(Свт.Игнатий Брянчанинов)

Недавно прочла в одном православном блоге впечатления воцерковленной женщины, посетившей Троице-Сергиеву лавру. Ее удручило преобладание, как ей показалось, каких-то убогих, странно одетых, некрасивых людей. Ей было неприятно их соседство, их поведение казалось, как сейчас принято говорить, неадекватным. В этом рассказе главное не то, что она стыдилась этих непрезентабельных людей, а то, что она стыдилась Церкви, у которой такая паства. Стыдно перед другими церквами.

Троице-Сергиева лавраИнтересно, что примерно в это же время и я там была. Не заметила преобладания, хотя и случилось присесть на лавку в Троицкой церкви рядом со старухой, которую можно по внешнему виду определить как бродяжку. Правда, я про себя отметила: в Кремль такую и близко не пустят, а вот к угоднику Своему Господь приводит. Троице-Сергиева лавра - духовный центр России, и если сюда есть вход всем беспрепятственно, если не стоят здесь и там «секьюрити», если не гонят от раки преподобного Сергия бомжа, то, значит, жив дух Христов здесь.

И вы заметили, что в нашей церковной среде у людей преимущественно с либеральным образом мыслей сильно чувство стыда за немодно и бедно одетых в храмах, за множество старух, за фольклорные элементы в церковных обычаях? Стыдно не от того, что не можем избавить нищего от нужды, а бездомному дать жилье, а стыдно, что на нас упала тень этого неблагообразия, тень уродства. Как много старух в храмах, а ведь жизнь-то за молодыми, за ними будущее! Вот когда среди церковных активистов появляются такие ноты заискивания перед молодежью, то видно, что не зря трудится рекламная индустрия.

В традиционных обществах почтение к старшим - одна из фундаментальных ценностей и почтение к родителям (а ведь все старики - родители, в том или ином смысле) - заповедь Моисея. «Чтобы продлились дни жизни твоей». Молодежь нужно привлекать в церковь не для того, чтобы улучшить ее «имидж», а чтобы направить ее на путь спасения, и в этом смысле не должно быть никакого предпочтения студента какой-нибудь бабке Марье.

Нет другого места на земле, где собираются и причащаются одновременно из одной Чаши и высокопоставленный чиновник, и нищий, младенец и старик. И в этом торжество правды Христовой.

Высказанное этой женщиной - пример усвоения протестантского убеждения, что Богу угодней успешный, реализовавший свои таланты (причем таланты понимаются сугубо в безрелигиозном смысле). И именно этот взгляд культивируется часто некоторыми нашими миссионерами. Надо сделать нормальный менеджмент и не быть маргиналами. Надо не отставать от прогресса, пользоваться его изобретениями, в общем, не быть лузерами. Забывается Христово: «Не возможно служить Богу и мамоне». Не проходит даром обработка сознания видеообразами, атакующими человека. Блестящие, стерильно чистые поверхности, белозубые улыбки, сияющие глаза, обращенные в рекламно приближенные небеса царства комфорта, достижимого уже здесь. Как стыдно, неприлично в этом мире иметь поношенную одежду, не иметь 32 фарфоровых зуба в любом возрасте! Этому здесь не может быть места.

Но... находясь внутри этого лощеного мира, немыслимо прочесть покаянные молитвы, каноны, чужеродной и враждебной становится православная аскетика. Немыслимо принять максиму, что мир этот лежит во зле, нет-нет, мы можем сделать его сверкающим и безупречным. Посмотрите, как он прекрасен, он вовсе не падший - этот блистающий мир небоскребов. Еще выше будет ослепительная башня Газпрома, еще беднее забытые люди. Башне нужно быть выше, чтобы не спускать взгляда с вожделенной Европы - оплота «цивилизации», чтобы неразличимы были нищие. Но преподобный Сергий принимает и не гнушается. Он ведь тоже стал нищим, приняв обет нестяжания.

Иисус Христос отверг власть над всеми царствами мира и всю славу их. Почему?

«Почему фатально возрастает их (привилегированных групп и слоев - К.Л.)

глухота, их неспособность откликнуться и узнать таинственное «второе измерение» нашего бытия? Или, другими словами, почему для приобщения к этому «второму измерению» требуется решимость порвать с логикой земного успеха, с конвенциями и предписаниями града земного?» [1]. Вот именно - фатально. Ведь мир наш - падший, а устроиться здесь, как будто нет падшести, опасно, т.к. закрывает путь к спасению, ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Нам даровано только выдраться из него. Как правило, это происходит с кровью. Если даже Сам Христос принял крестную смерть. Потому и обожение (что нам прямо заповедано) возможно только при наличии креста. Какой уж тут православный гламур?

Западный мир решил, что можно «устроиться», и преуспел в этом. Но сделать это стало возможным только ценой искажения заповедей Нового Завета, а затем и вовсе отказа от него. Возникшее «смыкание двух традиций: протестантского «непреклонного осуждения» бедности и неприспособленности (как свидетельства непростительной нерадивости) и иудаистскгого законничества дает новый господский образ мира, повернутого спиной к слабым и неприкаянным». [1]

Но ведь сказал Спаситель: «Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому в царство небесное». Да, дальше Он сказал: «Невозможное человеку возможно Богу», и мы имеем множество подтверждений этому. Вот близкий нам по времени пример - преподобномученица великая княгиня Елизавета. Она была богата, богата всем - собственно богатством материальным, властью, красотой. Но Бог сделал возможным, что она все это ВМЕНИЛА НИ ВО ЧТО, с вершин земного блеска сошла к страдающим на самое дно, причем буквально - на дно шахты, - и Господь прославил ее.

Да, пусть одевается православный человек, как ему позволяет достаток, пусть благодарит за него Бога, но пусть не стыдится стоять рядом с нищим в храме. Не должно допускать этих низменных чувств. Всегда было в грешном человеке это гнушение убогостью, нищетою, такие чувства не новость: «Благодарю тебя, Господи, что я не таков, как этот мытарь». Но вот гнушение Церковью, которая есть не от мира сего, это примета наших дней. И во сто крат страшнее допустить в сердце чувство стыда за такую церковь, которая служит последним прибежищем отвергнутых.

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

Ф.Тютчев

Примечание.

[1] - А.С. Панарин «Где хранится христианское наследие?»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. Владимир Евгеньевич : Re: «Нищ прииде ко мне, и презрех его...»
2010-01-23 в 20:30

Однажды Авва Феодор Фермейский, имевший три книги, пришел к нему и говорит: вот у меня три книги, и сам я получаю от них пользу и братия, употребив их, получают назидание; что мне полезнее сделать: оставить ли их у себя для собственной пользы и для пользы братии, или продать их и полученное раздать нищим? Старец отвечал: первое хорошо, но нестяжательность всего лучше.



ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО МАКАРИЯ ЕГИПЕТСКОГО ИСПОЛНЕННЫЕ ВЕСЬМА ВЕЛИКОЙ ПОЛЬЗЫ ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ О СОВЕРШЕНСТВЕ, К КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТИАНЕ.
3. Филимонов : Re: «Нищ прииде ко мне, и презрех его...»
2010-01-22 в 23:23

Не думаю, что стоит всерьез обращать внимание на тексты, убеждающие нас в том, что Православие должно быть "гламурным". Что говорить, в Евангелии все написано, и все прекрасно все знают. Недавно как раз Святейший говорил о недопустимости того, чтобы у нас были храмы "для богатых". При этом важно, чтобы мы не впадали, упаси Господь, в марксизм, в "богословие освобождения" и прочую гнусность этого сорта.

Справедливости ради скажу, что как раз у склонных к либерализму православных бывает и тяготение не только к социальному служению (это правильно и верно), но и к обновленческому в своей сути "обличению" Священноначалия и всей Церкви ("вот вы купола золотите, а не лучше ли было бы продать это миро и раздать деньги бедным").
2. Ф. Ф. Воронов : Спасибо!
2010-01-22 в 21:19

Замечательная статья. Всё правильно, и очень глубоко написано.
1. ученица : Re: «Нищ прииде ко мне, и презрех его...»
2010-01-22 в 13:36

Cпасибо за статью.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме