Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Боголюбово - оплот Веры, Надежды и Любви

Геннадий  Майский, Русская народная линия

Боголюбово: Провокации вокруг Боголюбовского монастыря / 20.01.2010


Рассказ паломника …

От редакции. Этот текст мы получили по почте на адрес редакции. Автор рассказывает о своих паломнических впечатлениях от поездки в Боголюбовский монастырь. Текст интересен тем, что это - впечатления очевидца, рассказ русского православного человека о том, что он лично видел.

 Вид на Боголюбово с реки НерльБратья и сестры, очень хочется поделиться с вами своими впечатлениями от посещения Свято-Боголюбовского монастыря. Надо сказать, что в последнее время довольно часто начали попадаться все возможные публикации об этом монастыре, причем некоторые из них достаточно критичные. Особенно доставалось духовному наставнику монастыря архимандриту Петру (Кучеру). Обвиняли его чуть ли ни во всех смертных грехах. И тут меня осенило, меня, уже довольно немолодого человека, прожившего, слава Богу, на этой грешной земле и в эпоху соцреализма, и дикого капитализма, что если ругают, значит, на самом деле, не такой уже и плохой человек этот отец Петр, наверное, Богом данное предназначение свое оправдывает. И уж больно мне в этом захотелось убедиться, и сердце позвало меня в дорогу.

Мое желание было настолько велико, что вскоре Господь управил так, что я уже через короткое время стоял у ворот монастыря. Несмотря на поздний час (было уже около десяти часов вечера), меня провели к отцу Петру. Только лишь зайдя на территорию монастыря, я начал ощущать какое-то волнение. Это было не чувство тревоги, это было предвкушение чего-то светлого и благостного.

Первая встреча со старцем была короткой, но она произвела на меня неизгладимое, яркое впечатление. В этом худощавом седоволосом почтенном человеке ощущался неизмеримо мощный духовный стержень, который притягивал, а светлый лик его, излучающий безграничную доброту и любовь, наполнил светом и мою душу. Появилось такое чувство, будто бы я пришел к близкому и родному человеку, с которым не виделся уже много лет.

Внимательно выслушав, отец Петр благословил меня пожить в монастыре несколько дней. Поселили меня в корпусе, где проживают воспитанники монастырского приюта - мальчики из детских домов и неблагополучных семей. Расположился я в уютной комнате для паломников и трудников.

В 5-30 утра радостный звон колокольчика известил о начале нового дня и призвал всех жителей монастыря к подъему и утренней молитве. Вслед за звоном повсюду начали раздаваться веселые детские голоса. Я встал и выглянул в коридор, но быстро отступил назад, так как веселая детская ватага с задорными криками выбежала из своих комнат и неслась вниз по ступенькам на первый этаж умываться. При звуках детского говора юных монастырских воспитанников, неожиданно в моей памяти всплыл недавний эпизод из жизни, когда приятель попросил заехать за сынишкой, который учится в одном из новомодных киевских лицеев. Те словечки, которые я невольно услышал от тамошних учеников, ввели бы в ступор не только строительных рабочих, но и легендарных сапожников. Здесь же слышался нормальный здоровый детский гомон, без всяких вкраплений непереводимых диалектических выражений, которые мы так часто слышим, к сожалению, от детей у себя в городах. А ведь приютские мальчишки в основном были подобраны на улице отцом Петром и его сподвижниками. Позже я узнал, что парни воспитываются в духе православного воинства - помимо общеобразовательных предметов, ребята проходят и начальную воинскую подготовку, занимаются боевыми искусствами, а некоторые старшие ребята даже попробовали себя в парашютном спорте. В общем, духовность образования и физическая подготовка идут в ногу друг с другом. А когда я увидел в храме, с какой искренней верой молятся воспитанники, невольно подумалось, как бы то ни было, Русь Святая возродится, вот они, будущие православные воины Пересветы и Федоры Ушаковы. Как жалко, что мои дети уже взрослые, а то бы я их периодически отправлял в монастырь на воспитание к отцу Петру.

После утренней службы матушки пригласили позавтракать в монастырской трапезной. Господь свидетель, я уже давно не ел такой вкусной, здоровой и разнообразной пищи, состоящей как минимум из семи и более постных блюд. «Это еще что, - говорили несущие послушание на кухне матушки, - «вы еще не ели наших молочных и рыбных блюд».

В монастыре имеется собственная животноводческая ферма и другие виды сельскохозяйственного производства с небольшим парком сельхозтехники и автомобилей. Хорошенько подкрепившись, несмотря на то, что был немного простужен, покашливал и, извините, сопливил, я с несколькими паломниками отправился к знаменитой монастырской купели - святой водой смывать мирские грехи. Несмотря на температуру воды (+3-4 градуса) и температуру воздуха (-18 градусов), я совершенно спокойно трижды совершил омовение, будучи абсолютно уверенным, что с верой и молитвой никакие болезни не страшны, мало того, имеющиеся недуги исцелятся от омовения в святом источнике, ведь это же Бого-любово. На самом деле, то, что должно было свершиться, свершилось - помимо прилива здоровья, я получил заряд необычайно энергии и жажды деятельности на благо Божие.

Так как в монастыре бездельничать не принято, то я, немного согревшись горячим чаем в трапезной, попросил послушания у матушки-экономки и сразу же был удостоен чести привести в порядок двор возле трапезной и нарубить дров.

Постепенно мой первый день пребывания в монастыре подходил к концу. Приближалось время вечерней службы. О том, как идут богослужения в монастыре, хочу сказать отдельно. Во-первых, соблюдаются все каноны - служба не сокращается и может длиться до четырех часов подряд. Поначалу кажется утомительным стоять столько времени, но потом, когда проникаешься молитвой, словом Божьим из уст священников, особенно когда правит отец Петр, великолепием храма и совершенством хора, наступает состояние благости и безграничной благодарности нашему Творцу. И совсем не хочется уходить после службы из храма, думаешь, с какой бы радостью еще бы одну службу отстоял, слушая и повторяя светлое песнопение и молитвы.

К сожалению, все хорошее имеет обыкновение заканчиваться быстрее, чем мы этого хотим - незаметно подходило время моего отъезда. Несмотря на то, что я прожил в монастыре всего несколько дней, меня не покидало чувство, что здесь я живу давно, что это мой дом, что люди, живущие здесь с просветленными, добрыми, излучающими любовь лицами, - мои близкие родственники, ведь не просто так истинно верующие православные называют друг друга братьями и сестрами.

Получив благословение на дорогу и ответы на, казалось бы, неразрешимые вопросы, поблагодарив отца Петра за гостеприимство, с нахлынувшей небольшой грустью в душе, но легким сердцем, я возвращался домой. Уже в дороге вспомнил один эпизод из рассказа, если мне не изменяет память, кажется, Лескова, названия которого не помню: восемнадцатый век, русская полувымершая после эпидемии холеры деревня. Вокруг безысходность, темнота, пустота и смерть. Люди, каждый в своей избе, в одиночестве, без покаяния умирают страшной смертью. И тут в одной из изб с большим усилием, со скрипом открывается дверь и оттуда выползает изможденный косматый человек. Это местный кузнец, и в руках он судорожно сжимает топор. С большим трудом преодолевая слабость, то падая то на четвереньках, то роняя топор, но упорно, снова и снова его поднимая, иногда придерживаясь за плетень, он медленно, но уверенно передвигается к опушке леса. В лесу он начинает рубить дерево, чтобы строить церковь. Поначалу удары топора слабые и нерешительные, но с каждым ударом они становятся все увереннее и решительнее, все громче и громче, и в итоге удары топора звучат как набат колокола, и люди начинают выползать из своих изб на звук набата, присоединяться к кузнецу и всей деревней строить храм. И тут я подумал, а ведь кузнец - это отец Петр, и такие как он, благословенные праведники, которые несут свой тяжкий крест защитников и созидателей, объединяют нас, дорогие братья и сестры, в оплоты веры, православной надежды и любви, такие как Боголюбово.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 8

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

8. сергей : Боголюбово - оплот Веры, Надежды и Любви
2010-03-13 в 18:24

я у о.Петра и начал свою Православную жизнь.
начало лихих 90х, весна, маленький городок, мне 15лет. пошел выность мусор, и как водится на обратном пути - в парк, где живет детство. тут раздается оклик сташего знакомого с балкона - Сергей, поедеш в монастырь? мне, полгода назад покрестившемуся? но любопытство.....отвечаю - нет денег.
он-я оплачу,
я- сейчас ведро отнесу, и родителям скажу.
он - нет времени, мы с другом уезжаем.
я - бегу. забегаю к нему, оставляю ведро и звоню домой - так мол и так. бегу на вокзал, поезд, по Воронежу до Никольской Церкви.Оттуда и начинались паломнические поездки с Воронежа. автобус, сейчас кажущийся ржавым памятником советского автостроения, но тогда...вобщем мы на местах, и старенький ЛАЗ везет, первая поезка. 2 часа дороги, начались сосновые леса, солнце, просто не описуемая природа. вот и Задонск, мужской монастырь, к Тихону Задонскому в первую очередь, (к мощам, но обычно как к живому обрашение). краткое знакомство с церковью и в дорогу.опять лес, заброшенный монастырь справа,вернее трактора там колхозные.проезжаем в гущу леса, - Вот и монастырь, тогда СКИТ. рядом с автобусом какие-то больные крутятся.оказывается в монастыре, вернее что осталось от него был интернат для психически больных, а теперь их перевели в новоотстроенные корпуса недалеко от скита, вот и ходят попрошайничать. выгружаемся на землю, вот и монастырь. на входе сидит матушка с четками, следит за порядком. не буду описывать первое преьбывание на литургии, просто по словам гонцов кн.Владимира - на земле, на небе был.. не знаю. и проповедь священника, говорит четко, однозначно, и самое главное - на мои вопросы, я еще не знал как это, на вопросы ответ получать раньше чем его задашь. это и был архимандрит Петр. труд в монастыре трапеза, другие дела, вот уже и кресный обход вокруг монастыря с пением - Величит душа моя Господа.. такого пения я никогда не слышал, и не услышал до сих пор. настолько сильно дух и голос певших слились воедино, что слов уже не слышал, как будто Ангелы пели. благословение на сон. ночуем в автобусе, так как народу приехоло много, и все не помещались. особое слово о трапезной - кормили самой простой едой, в основнов выращенное самими на поле и пожертвованиями, но как вкусно, а ведь готовили на армейских полевых кухнях, дровами. и никогда не спрашивали кто и откуда, молись и ешь. следующий день, немного освоившись уже начинаем осматриваться. колокольня, без ярусов, ободранная, рядом башенный кран, привезенный добрыми с НЛМК и ЛТЗ, точно не помню, кучи старого кирпича, укладываемые на поддоны насельниками и паломниками, новый кирпич, кем-то пожертвованный на строительство, полуразрушенный забор, весь в щербинах как судьба всей Церкви, много повидал, пострадал но выжил.
Сам Храм, двухэтажный. облезлые стены, востановлены сверху и уже перекрытый куполом с крестом. идут службы но внутри еше нет отделки, настеленные наспех доски на пол, никакого отопления. желеная, кем то сваренная из подручных материалов лесница на клирос, но все тихо и чинно, нет болтовни, и самое главное - все с тобой разговаривают как с близким родственником, и вообще при последующих поездках не раз замечал чувство, что приехал домой. может так и есть? нет конечно нет видимых признаков какого особого отношения, но чувство есть. После службы как правило благословение на труд. Раньше у церкви первый этаж использовался как склад, второй как летняя столовая для умалишенных, купола разрушили, только стены и были. Колоколенка, сделанная из труб, но с настоящими колоколами, как красиво звонят матушки, так и переливается перезвон, думается что тут одного мастерства мало.
коровник, надавно выложенный из белого кирпича, монашеское кладбище, обозначенное после того, как копая землю наткнулись на останки, но еще не приведенное в порядок, двухэтажная келия, непонятно как уцелевшая, какие-то потройки вдоль забора, это потом узнаем, что угловая башенка в заборе - на месте келии св.Тихона Зодонского, уцелела, даже крыша не обвалилась. мне позже приходилось по ночам дежурить у ней, ну и чувства. какая то хата, оказывается была главврача, теперь "покои" о.Петра, его приемная. всегда очередь, стоят, ждут помощи в решении, совета. я стоять не стал - ответы на проповеди получил. далее еще одна хата, тоже деревянная - просфорня, туда не пускают никого, печь просфоры - строгое дело, даже дрова только по благословению. поодаль двухэтажное сине-серое здание, раньше палаты - теперь-гостинница для паломников. без воды, "удобства" на улице, но там это не замечаешь. главное не это. рядом угольная котельная. в центре, недалеко от церкви в беседке матушка в черном читает что-то, подходим, становимся рядом, читает так, что до мозга костей пробирает. стоим наклонив голову. это позднее узнаю - псалтырь и акафист Киприану и Иустине. Тут же узнаем - на св.источник выкопанный когда-то самим св.Тихоном Задонским, выходим с монастыря и по тропинке через монастырские огороды в чащу леса, в низине домик, из него труба с водой, рядом тоже домик с купелью. Как трудно залезть первый раз, зато потом земли не чувствуешь. вот и сборы, в монастырь, благословение на дорогу домой. автобус, дорога, мелькают машины, дома, деревья, но этого не замечаешь, ничего, ты еще в монастыре, трудишься, стоишь на службе, слушаешь проповедь и стараешься закрепить покрепче в своем сердце все произошедшее с тобой, чтоб никакя буря не могла разметать эти камни. и уезжает не тот, который приезжал сюда, другой, с другой жизнью, с другим светом в душе. с такой надежной еще вернуться.
Святителю Отче Тихоне, моли Бога о нас грешных.Господи, спаси и сохрани архимандрита Петра, и нас грешных.
Вот так закончилось мое первое знакомство с о.Петром, Задонскоми монастырями, но к счасть не последняе. И действительно это была целая жизнь в одном мгновении, хоть и длилась всего сутки.
к сожалению не в состоянии описать как было в точности - чувства трудно описать.тем более мне, никогда ничего не писавшего. но надеюсь что получись хоть чуть-чуть поделиться пережитым.
7. Светлана : Re: Боголюбово - оплот Веры, Надежды и Любви
2010-01-29 в 22:28

Замечательно! Прикосновение к чмстому и светлому. Храни тебя Бог! Присоединяюсь к коментарию № 2. Пиши пожалуйста у тебя есть дар.
6. Юлия : Re: Боголюбово - оплот Веры, Надежды и Любви
2010-01-28 в 11:16

Очень хорошо написано. А когда-то я, будучи маленькой девочкой, ходила в Воскресную школу при монастыре... Светлое время было.
5. Анастасия и Татьяна : Боголюбово - оплот Веры, Надежды и Любви
2010-01-21 в 21:15

Спасибо,за статью.
Она вдохновила нас на примирение с окружающим миром!
Автору привет от Днепропетровска!
Творческих успехов!
4. Наталья Арабкина : Боголюбово - оплот Веры, Надежды и Любви
2010-01-20 в 20:27

Замечательная статья, прочла на одном дыхание. Огромное спасибо за знакомство с монастырями.
3. Федор : Боголюбово-оплот Веры, Надежды и Любви.
2010-01-20 в 19:39

Спасибо за статью. Храни Боже обитель и всех в ней трудящихся.
2. Стас : замечательное сочинение,
2010-01-20 в 19:26

еще одно на полку каждого христианина, любящего и ценящего духовную литературу: "Лето Господне" И. Шмелева, "Святына под спудом" С. Нилуса, и многое другое.
Что более всего восхищает и заставляет сопереживать с автором, так это то, что и делает соответствующую литературу духовной: личный опыт.

А какой язык у автора: легкий, грациозный, понятный. Тот самый подлинно русский язык, которым так изящно владели П. Краснов, М. Осоргин и другие.

Спасибо вам! Буду еще с удовольствием перечитывать. Пишите, пожалуйста, у вас есть дар.
1. Ann : Re: Боголюбово - оплот Веры, Надежды и Любви
2010-01-20 в 17:45

Очень светлая статья, спаси Бог автора!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме