Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ад всесмехливый...

Игумен  Даниил  (Гридченко), Русская народная линия

20.01.2010

Как верно заметил один известный московский священник, если советское время было временем хамов, то нынешнее - прохиндеев и прощелыг. Подтверждение тому - сама жизнь. Не случайно, наверное, любимым литературным персонажем ещё читающей части «продвинутой» российской публики, одним из немногих книжных героев, кому ставят памятники, является Остап Бендер. Тот самый, для которого нравственный закон - лишь досадное недоразумение, выдуманное христианством, чтобы досадить несчастному человечеству. Между прочим, современник новомучеников и миллионов крестьян, умерших от голода...

Но людей его склада это мало трогает. Подобно патрицианкам Древнего Рима они будут радоваться и чуме, лишь бы она очистила для них больше места на улице, глумиться и смеяться над чем угодно. Как кумир российских либералов Е. Гайдар - на самом деле не смелый и решительный, каким его пытаются изобразить, а безответственный и патологически жестокий, творивший свои грабительские «реформы» с радостным причмокиванием - «бесплатного супа для бедных не будет»... Говорят, что его дед сам, будучи ещё почти ребёнком, расстреливал детей белых офицеров... Что, впрочем, не помешало ему впоследствии стать знаменитым детским писателем... Человек - существо широкое, в него много чего вмещается, и радуется он порой по поводам самым неожиданным.

Да и радость сама бывает разная. Одна - та, о которой писал апостол Павел, заповедуя «всегда радоваться» (1 Фес. 5:16). Она тиха и смиренна. Иногда - по-пасхальному яркая. Другая, противоположная ей, - в глумливых кривляньях и идиотском хохоте. Собственно говоря, это и не радость, а злорадство, которое, хоть и облекается порой во внешне безобидные формы, сути своей не меняет - выхолащивая душу, делает её неспособной к приятию Божьей благодати.

Горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6:25). И это, как и всё, что сказано в Евангелии, как бы кому чего не казалось - абсолютная истина. Но речь тут идет не о радующихся или о радующихся весьма специфически. Например, о жёлтых «звёздах» шоу-бизнеса. «Продукт», который они выдают, если развлекает и отвлекает, то только от осмысленной жизни. А, по сути - разрушает и убивает всё живое и нравственно здоровое. Не случайно сейчас на телевидении, во всяком случае, на значительной его части - как на помойке. Пошлые юмористы, фальшивые прорицатели-астрологи, шарлатаны-экстрасенсы, словно материализовавшаяся нечисть, превращают народ в стадо у корыта с самым сомнительным содержанием. Как будто выполняя заказ, и при этом никакими средствами не брезгуя. Сами телевизионщики свидетельствуют: чтобы убедить, что то, что они показывают, смешно, а не отвратительно, используются так называемые «консервы» - картинки со смеющимися в зале, записанные в другое время и совсем по другому поводу. Горе же смеющихся в том, что посредством идиотского смеха разрушается сам орган духовного восприятия, теряется способность адекватного реагирования на воздействия «агентов влияния», и человек незаметно для себя превращается в «зомби» - удобный объект для разного рода манипуляций. Или людей, или бесов. Из верующего, если он таковым являлся, превращается в «как бы верующего», в откровенного циника и лицемера.

Если это - политика, то политика либерального тоталитаризма. Или провокация, или шизофрения - процесс раздвоения сознания... Ибо в формат либеральной политики заигрывания ли, попытки ли сотрудничества с Церковью, что мы сейчас, как кажется, тоже наблюдаем, никак не вписываются. У либерализма, при всём его хвалёном плюрализме и толерантности, на Церковь стойкая «аллергия», она для него - непреодолимая помеха. И эта нелюбовь взаимная. Церковь вообще не может быть «через запятую» с чем бы то ни было... Если она таковой становится, она перестаёт быть Церковью - столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15). Попытки мира «договориться» с Церковью «по-хорошему» или «как-нибудь» до сих пор успехом не увенчивались и не увенчаются, пока вещи называются своими именами. Главное - не повторять ошибок теперь уже почти восьмидесятипятилетней давности. Радости Церкви - не радости мира и наоборот. В мире, где главный праздник - вакханалия под названием «Новый Год» с символом какого-нибудь очередного экзотического животного, а Рождество Христово как бы прилагается, Церкви вообще не место. По-видимому, так считает сам мир. Однако, место Церкви везде, ибо везде место Богу.

Пока что для тех, кто осознает печальный смысл происходящего, способ самосохранения обретается. В новогоднюю ночь под грохот взрывающихся петард, когда мир клокочет и беснуется, по новой формирующейся традиции в некоторых православных храмах служат литургии. В московских церквях народа битком и масса причащающихся.

Наверное, этих людей могло быть ещё больше. Иногда кажется, чтобы «разрулить» ситуацию, положить предел безобразию хотя бы в части идеологической, требуется совсем немного - элементарно проявить политическую волю - изменить информационную политику. (Именно с модернизации в головах начинается столь вожделеваемая многими модернизация всего прочего.) Но, то ли воли не хватает, то ли не знают в каком направлении её употребить. Как будто над всем нашим временем завис один большой вопросительный знак. Одно ясно - долго он не провисит. Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет (Мф. 12:25). Только, похоже, хозяев нынешнего положения - прохиндеев и прощелыг, это положение вполне устраивает. Это та «мутная вода», в которой удобно «ловить рыбу». В крайнем случае, выражаясь их терминами, из «этой страны» можно «свалить» и жить припеваючи где-нибудь «за бугром». (Кстати, понятно, почему эта публика доводит себя до визга, сопротивляясь введению в школьную программу преподавания нравственных дисциплин. Легко спроецировать ситуацию - приходит из школы любимое чадо и заявляет: «папа, а ведь ты вор...»). Но с точки зрения верующего человека, это бегство - не спасение, а погибель. Как спасаться должен думать тот, кто хочет спасаться. А здесь, как всегда, всё парадоксально: очень просто, хотя и трудно.

Главное - не смеяться, когда не смешно. Ведь ад, как поётся в одной церковной песне, всесмехливый. Впрочем, не только и не столько потому, что в нём те, кто смеялся не вовремя. Он смешон сам по себе, уже в силу того, что был разрушен однажды Воскресением Христовым...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 15

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

15. Igor : Re: Ад всесмехливый...
2010-01-22 в 15:50

записываю только документальные, например: Форпост, Русский Час с Д.Смирновым...материалы из http://www.tvspas.ru
14. Александр Б. из Москвы : Андрею (№11)
2010-01-22 в 13:28

Андрей! Осторожнее! До глумления совсем недалеко осталось...
Простите. Сам...эээ... немирный зело.
Очень серьёзно: воскресная литургия очень помогает обрести душевную тишину и мир, если... если только всячески понуждать себя ни на что не отвлекаться во время на нее и внимательно вслушиваться в пение и чтение. Мысли собственные вдруг отвлекли - Господи, помилуй! - и снова внимайте... Кто-то, например, не вовремя попросил свечу передать вперед? Не ропщите мысленно - это для Вашего смирения в этот момент произошло. Ведь могли и рядом с Вами стоящего попросить...
Потерпите. Молча. В том числе глазами и мимикой.
Во время Причащения попытайтесь вместе с теми, кто будет его петь, попеть (за)причастный стих: "Те-ло Хри-стоооово при-и-ми-и-и-Иите. Ис-точ-ни-ка без-смерт-наго вку-си-и-и-Иите." В этом успокаивающем многократном молитвенном песнопении главное - чтобы пение было слаженным. Если поют вразброд - таким и настроение будет на выходе из храма - разсогласованным. А важна гармония. Внутренняя гармония тишины и мира!
С каким духом выйдете после литургии, такой и домой принесете и подАрите своим близким, домочадцам, которых любить, оказывается, труднее всего...
13. Александр Б. из Москвы : Лидии (№6)
2010-01-22 в 12:53

Это вы верно подметили: действительно "...вызывает...", в том числе желание прокомментировать. Я сразу отказался по прочтении, хотя так и подмывало поначалу...

2 ВОПРОСА К АВТОРУ:
Отец Даниил!
(1) Ваши слова "...то ли воли не хватает, то ли не знают в каком направлении её употребить..." тоже впрямую относятся, как и предшествующая им Ваша мысль о "совсем немного", к Вашим же словам о том, что Вам ТАК "иногда кажется"? Или не относятся?
(2) Почему в этих своих размышлениях, изложенных Вами в предпоследнем абзаце Вашей заметки, Вы НИКАК не указываете тех, КОМУ именно не хватает воли, и У КОГО не хватает знаний, куда ее употребить?
Вы очень грамотно сформулировали свою мысль, оставив при этом "за скобками" тех, кому она адресована, и кого она столь мягко и обтекаемо обличает. Мне, например, "отчетливо" виделось в ней так и напрашивающееся слово "власти", но я его так и не обнаружил - к своему удивлению! - после 2-го и 3-го прочтения. Посему и повторяю (с некоей долей нездоровой восторженности): очень грамотно изложено!..
С моей стороны, осуждать Вас - грех. Однако, мысленно-таки впал. Каюсь.
Просьба к Вам: отец Даниил, когда Вы будете писать новую заметку или комментарий, постарайтесь, пожалуйста, полюбить хотя бы нас - тех, кто будет читать Ваши слова.
12. Александр Б. из Москвы : Виталию (№3)
2010-01-22 в 12:22

Спасибо.
11. Андрей : Прорвёмся!Врата ада нас не одолеют!
2010-01-22 в 11:05

Да, не одолеют!!! Но только если мы будем бодрствовать и держаться за "юбку" Матери-Церкви!?
10. Надежда Ивановна : 6. Лидия : Re: Ад всесмехливый... 2010-01-21 в 11:47 "Так их, батюшка!" Ату!
2010-01-22 в 10:57

...вызывает негативные чувства у читающих.

Сначала статья вызвала негатив в сторону тех, против кого направлена, потом против того, кем написана, потом против самой себя, что впала в раздражение и осуждение...



А Вы говорите только за себя, Лидия. Или это Вы себя "читающими" во множественном числе называете?
Это очень тревожно, что у Вас лично вызвало "негатив" - сначала к тем, кого "ату", затем к священнику - автору статьи, затем к самой себе... Какое-то растроение сознания получается. Может создаться впечатление, что у Вас буквально ВСЕ вызывает "негатив". Или только читаемое на православных сайтах?
9. Провинциал : Re: Ад всесмехливый...
2010-01-22 в 10:27

7. Igor: 2010-01-21 в 14:04

"...запиcываю на них интереснейшие православные фильмы..."

Игорь, а не мог бы ты дать названия таких фильмов? Если их много - наиболее интересных, по твоему мнению.
8. Андрей : Re: Ад всесмехливый...
2010-01-22 в 09:21

Все верно сказано. Если мы не возродимся духовно, то Отечество наше канет в лету, а наши дети станут рабами нехристей.
7. Igor : Re: Ад всесмехливый...
2010-01-21 в 14:04

Нужно и самим что-то делать, я раз в неделю покупаю 10 CD дисков запиcываю на них интереснейшие православные фильмы, проповеди и отдаю в храм. Если-бы каждый, кто может так делать, делал бы так-то можно было бы разбавить попсу.А пока на Тв экстрасенсы, попсовики, блудники...ни о каком возрождении России и не может быть и речи.
6. Лидия : Re: Ад всесмехливый...
2010-01-21 в 11:47

"Так их, батюшка!" Ату!

Вот вроде всё правильно в статье, но в реальности она вызывает негативные чувства у читающих. Например, в отношении к тем, кого "ату!" Одни мы в белом стоим?
Сначала статья вызвала негатив в сторону тех, против кого направлена, потом против того, кем написана, потом против самой себя, что впала в раздражение и осуждение... Уж точно, надо тщательней подходить к тому, что читаешь... :( Даже на православных сайтах...
5. Виталий : подшивки периодики ... за 1923 год
2010-01-20 в 19:31

- посмотрите еще и здесь
http://oldgazette.ru/index.html
4. Прихожанка : Re: Ад всесмехливый...
2010-01-20 в 16:42

2 января, в день памяти св.прав. Иоанна Кронштадского, в Свято-Иоанновском монастыре, как принято в этот день, было 2 литургии - ранняя и обычная. Всего за 2 литургии причастилось 1200 человек. Это те, кто не устроил из новогодних выходных дней разгуляево с распиваевым. Это только в одном храме. Когда думаешь об этом, как-то светлее на душе.
Прорвёмся! Врата ада нас не одолеют!
3. Провинциал : Re: Ад всесмехливый...
2010-01-20 в 13:58

Так их, батюшка! Кто. если не служители Христовы поднимут голос в защиту нравственных и духуовных ценностей, против разложения народа в "электорат".
2. Иван Федорович : все так
2010-01-20 в 10:38

Добавить нечего. Хотелось бы, чтобы Церковь в лице Патриарха не двусмысленно высказалась об этом бесновании. При этом необходимо указать, что президент несет личную ответственность перед Богом за свои действия, как православный человек (если таковым себя считает). Я не указываю Патриарху, что он обязан делать. Но без этого действия у многих людей нет нравственного ориентира.
1. Александр Б. из Москвы : 1923 год
2010-01-20 в 10:23

"...пока вещи называются своими именами".
Другими словами, пока проиходящие в Церкви изменения не приведут к...подменам. Когда в храме Божием всё будет вроде бы (внешне) таким же, как и всегда, а вместе с тем - уже не таким...

Отец Даниил, аз грешный (да и не только я) был бы Вам признателен, если Вы смогли бы подсказать, где в Москве ТОЧНО есть подшивки периодики (на европейских языках, в т.ч. на русском) за 1923 год?
Если, конечно, Вы - москвич.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме