Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Рождественское послание Патриарха Павла

Павел  Тихомиров, Русская народная линия

Косово / 06.01.2010


Из книги «Зона умолчания» …

От редакции: Одной из самых ощутимых утрат для православного мира в минувшем году стала кончина сербского Патриарха Павла. Многие верующие еще при жизни почитали усопшего как святого праведника. Сегодня, в канун Рождества Христова, мы хотим предложить читателю фрагмент из книги «Зона умолчания» публициста Павла Тихомирова, где автор приводит текст Рождественское послания Патриарха Павла 2000 года, которое ему довелось слушать в Косово, и вспоминает о том удивительном впечатлении, которое оказало патриаршее послание на слушателей, среди которых были иноверцы.

Книга П.Тихомирова "Зона умолчания"Вокруг стола с рождественскими сладостями собрались гости нашего монастыря: несколько испанских офицеров-католиков, которые искренне изучали Православие, а также представители двух протестантских миссий - супруги-баптисты из Америки, посвятившие свою жизнь благотворительности, а также разноплеменная молодежь, представляющая «харизматическое движение». Западные христиане поразили меня своими глазами. Это были глаза верующих людей. Быть может, прельщённых, но не богооставленных.

О.Петар на ломанном английском поздравил дорогих гостей, предложил угоститься и начал читать текст Рождественского послания патриарха сербского Павле. Монах Петар старательно читал текст послания, а Александра держала перед собою открытку с посланием и синхронно переводила на английский.

«Неумолимый ход времени приносит и уносит - и личности, и события. То, что сейчас кажется жизненно важным, быть может, уже завтра изгладится из памяти. Личности, которые современниками воспринимаются мощными и сильными, исчезают в небытии - будто и не жили никогда. История уносит с собою все то, что она приносила, меняет и предает забвению. И все это начинает казаться преходящим и относительным. Впрочем, так же, как и мы сами.

Человек может по-разному относиться к пессимизму истории, однако много важнее этого то, как смотрит на историю Бог. Своим непрестанным присутствием и участием в истории. Присутствием в самых незначительных событиях, которые кого-то подталкивают и ведут к намеченной цели. Своим вхождением в историю, Он всякое разрозненное и относительно неважное событие соделывает уникальным и неповторимым. Неповторимым и решающим - и для Бога и для человека. Божие присутствие в истории исцеляет саму историю от присущего ей пессимизма.

Вот и сегодня: здесь и сейчас - в двухтысячный раз мы прославляем событие, которое разделило историю. Мы прикасаемся к событию, которое настолько значительно, что мы начали отсчитывать от него лета и зимы - и дошли в этом счете до двух тысяч.

Две тысячи лет прошло с той ночи, когда в пещере возле Вифлеема произошло величайшее историческое чудо. «И Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин., 1: 14) - и стал Сын Божий таким же, как и мы.

Никто другой, но Он - вечный и несотворенный Сын, Слово-Логос Божий, чрез Которого всё начало быть. После этой ночи ничто больше в мире не осталось без изменений. Родилось нам «Солнце Правды» (Мал., 4: 2) и своим теплом и светом проникло в каждую клеточку человеческого падения и богоборчества.

С той ночи вся человеческая история всех народов свелась к одной лишь дилемме - к одному лишь вопросу - «за или против Христа?» Лишь один вопрос, а ведь именно от него зависит целая жизнь целого народа...»

Гости перестали жевать.

«...За или против? Эпохи, которые были, по большому счету, со Христом - принесли плод, который стал примером и точкой отсчета на все времена. Этот плод зовется христианской культурой. Она представляет собою попытку воцерковления каждой частички человеческой жизни - частной жизни, жизни народа и государственного уклада. Чтобы ничто не оставалось без Христа и не проходило мимо Христа. Мы говорим «попытку воцерковления» - ибо ничего в сем мире не конечно и не абсолютно. И, все же, по большей части, это была глубоко христианская попытка - ибо основная характеристика христианства - это вселенскость: пусть Христос будет все во всем. Помните, как летописец жития князя Стефана Лазаревича говорил, что он желал, чтобы «жизнь в целой земле его стала бы Церковью Божией». Плоды того жизненного уклада величественны. Христианство перетекло в повседневную основу жизни, охристовило каждую душу и создало атмосферу, в которой душа каждого человека, принадлежащего к народу, который эту атмосферу поддерживал, могла восходить к вершинам вохристовления.

Какую бы мы не взяли область жизни того периода, - везде фундаментом является христианское мировоззрение и жизнеощущение. Это и было тем неиссякаемым источником оптимизма эпохи, которая была за Христа. Так, что даже трагедии - как и наша Косовская - могли в народном сознании приобрести христоликий характер.

Исторические эпохи не могут повторяться, не могут даже какие-то модели из прошлого пересаживаться в современность. Однако то, что остается примером на все времена - это созидательное стремление основать всю свою жизнь на Христе. Поскольку нет такой области жизни в которых могли бы уживаться какие-нибудь другие правила и законы рядом со Христовыми.

Люди, жившие в пространстве эпох, которые были со Христом, хорошо понимали то, что «никто не может служить двум господам... «не можете служить Богу и мамоне» (Мф., 6:24)

И вот пришла такая эпоха - мрачная эпоха - богоборческая и христоборческая - без разницы: речь идет ли об иноземных захватчиках, рожденных где-то далеко отсюда, или же о части нашего народа, рожденного здесь. Цели и методы всегда одни и те же. Убить Христа в душах, выбросить Его изо всех жизненных областей и поставить владычествовать новых «богов». Всегда, во все такие времена, христиане могли ответить лишь одним способом - своей кровью. И история всей Церкви, и история Сербской Православной Церкви - в такие времена писалась кровавыми чернилами...»

Американский христианин сцепил пальцы рук своих и опустил голову вниз - так, что глаза упирались в растопыренные большие пальцы. Его жена плакала.

Патриарх Сербский Павел«...От Косова до Ясеноваца все Мученики и Новомученики свидетельствовали о том, что нет жизни без Христа, и не боялись тех, кто способен убить тело. Тех, кто может убить тело, но душу погубить не в силах. Их кровь - это наше основание, но и наша ответственность. Это напоминание о том, что Христос не продается ни за какую цену - даже за жизнь, а уж тем более не продается Христос за положение или за карьеру. Кровь Мучеников - это мерило нашего спасения.

За или против Христа? Как мы можем оценить уходящий век исходя из данного измерения?

Войны и целый океан пролитой сербской крови. Страдание и неволя - это характеристика прошедшего века, и оценить его можно одним лишь словом - крах. Так много войн, так много крови и так мало мира. А мир, который мы имели последние сто лет, и не миром был вовсе, но предпосылками и основаниями для новых столкновений и войн. Государственный и идеологический авантюризм двадцатого века дорого обошелся и Сербской Церкви, и сербскому народу. После всего этого, нам остается войти в новый век и новое тысячелетие в состоянии полного кризиса. Много сказано об особенностях этого кризиса, но в основе его находится глубочайший и тяжелейший кризис - кризис человечности. Кривое стало правым, а ложь стала истиной. И, вместе с псалмопевцем Давидом, мы можем запеть: «Спаси, Господи; ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорят каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного». (Пс., 12: 1-2)...»

Александра была неплохой актрисой и в эти мгновения вдохновения была особенно хороша. Читала она поставленным голосом. Негромко, но внятно. Практически безо всякого американского акцента. При всем своем безоговорочном «западничестве», эта девушка порою поражала меня глубоко православными высказываниями. Причем речь шла не о том, чтобы декларировать какую-то позицию, либо отношение к чему-то, а мимолетные замечания, брошенные вскользь. Как-то Александра разговаривала с Савою об уединении. Речь зашла об отшельниках. Сава поделилась своими страхами одиночества, на что Александра убежденно заверила собеседницу в том, что отшельник не может быть одиноким - ибо рядом с ним пребывает Сам Бог.

«...Двадцатый век устами своей демонической «мудрости» непрестанно проповедовал, что кровь людская - как водица и что нет ничего дешевле жизни. По числу жертв он далеко превзошел все остальные века человеческой истории. Тираны, которые не знают себе равных в прежних временах; идеологические диктатуры, которые существовали - особенно в православных землях, были доселе невиданной атакой на человеческую свободу и на человеческую жизнь. Во имя идеологии миллионы потеряли свои жизни - и лишь за то, что желали мыслить и жить иначе. Что есть человек и чего он достоин?

Двадцатый век сказал, что человек - это ничто; а день сегодняшний - так же, как и тот, две тысячи лет назад - говорит нам, что человек - это святыня. И не одна лишь душа его или дух, но и тело его. Целый человек со своею душою и телом - это неприкосновенная святыня. Это говорит нам день сегодняшний, когда Бестелесный облекается телом, когда Сын Божий становится Сыном Человеческим. В этом наше радикальное отличие от прочих вер.

То, что душа свята, исповедуют и другие религии, но то, что и тело освящается - нигде больше такого нет. Целых восемь первых веков Христианства, охарактеризовавшихся борьбой с ересями, Церковь неустанно и неукоснительно отстаивала эту истину - что весь человек - со своим телом и душою является святыней - причем всякий человек, без различия на его веру и национальность. Всякое убийство, всякое непочтение к человеческой личности и свободе - это грех. В особенности тогда, когда грех этот оправдывается идеологическими или, тем более, национальными мотивами...»

Отец Петар читал это послание, время от времени встряхивая своей роскошной гривой волос и поглаживая длинную бороду. Порою, он покашливал - причем так, что весь корпус его приходил в движение - и всякий последующий фрагмент он начинал читать, уже находясь в новой позе. После этого молодой монах застывал, и речь струилась плавно - так, что в сознании выплывал голос патриарха, автора этих строк.

«...В противовес этой мрачной картине двадцатого века мы и теперь перед собою видим молодую мать, которая прижимает к груди только что рожденное дитя. И не холод зимы конца тысячелетия мы ощутим, а тепло сердца. Материнская любовь Пресвятой Богородицы освящает все сегодняшнее событие, дарующее нам ощущение тепла. Рождество - это праздник тепла среди зимы, тепла человеческого сердца. Если нам сейчас кажется, что нет уже места, где человек мог бы «согреться», то это значит, что охладело сердце людское. Стало твердым и бесчувственным даже к мытарствам многочисленных наших братьев, которые за последние несколько лет остались без дома и очага, без своего родного края - а некоторые без своих близких. То, что жизнь нелегка - это не исключение, а правило. Это двадцатый век в своей легкомысленности охмурил людей сном о легкой и комфортабельной «жизни в свое удовольствие». А так ведь никогда в истории не было. «В поте лица твоего будешь есть хлеб...» (Быт., 3: 19) пророчествует Господь Адаму и это закон человеческой жизни. Однако и мука, и теснота, и тяготы переносятся легче, когда у нас и между нами - тепло.

Ибо в День Своего Второго Пришествия Господь будет нас спрашивать не о том, в какое мы жили время, но о том, как мы относились к своим ближним. Будет ли это нашим адом или нашим Раем? Мы сами своими сердцами - из того, что вложено в нас, и из того, с чем мы соприкасаемся, - созидаем или Рай, или ад. А тепло человеческого сердца способно преобразить всякую ситуацию, а из Вифлеемской пещеры сотворить величественную палату, в которой рождается Царь царей...»

Молодые «харизматы» сидели в неподвижности. Впрочем, не были они похожи на тех, кто застыл в оцепенении гипнотического транса. Я пытался смотреть на них не как на сектантов, но как на наших братьев, блуждающих в потёмках своего пути. Испанский офицер-гвардеец поглаживал форменную пилотку, задумчиво теребя забавную кисточку, без которой эспаньолка перестает быть собою и превращается во что-то усреднённое.

«...Быть человеком задача непростая.

Быть человеком, который вокруг себя ширит людское тепло, еще тяжелее, но это та задача, которая нам приличествует и которую нам поверил Сам Господь - оставаться человеком даже в нечеловеческое время. Оглянемся вокруг себя. Чувствуете, сколько вокруг семей, в которых владычествует лёд и стужа? В которых нет больше любви, и которые распадаются? Все больше и больше таких семей. Чувствуете, сколько родственных, соседских, дружеских, кумовских связей разорвано и обморожено стужей! Всех нас может сковать лёд раздора и отчуждения, раздражения и зависти, если мы не введем в свои сердца Христа, и, прежде всего, введем Его в сердца своих детей. Ибо лишь Он один может срастить разорванное и успокоить разбушевавшееся, да согреть наши сердца и умиротворить наши жизни.

Так как же мы войдем в новый век и в новое тысячелетие? Этот вопрос мы должны поставить сами себе. Этот вопрос задают и наши братья, разбросанные по всему свету. Будущее сокрыто, неизвестно. Много путей пред нами, но не все они правы. Какие-то из них ведут в пропасть. Однако будущее, которое перед нами - это не только то, что нужно ожидать, но и путь, по которому нужно двигаться. Это, так же, как и наше прошлое, подразумевает ответственность. Каждый из путей открывается как одна из возможностей, которую необходимо принять с ответственностью и осознанием - ибо над нею висит тот же самый вопрос, который мы только что поставили:

За или против Христа?

Если нам Господь не открывает ближайшее будущее, позволив нам самим творить это будущее, но открыл нам конечную и последнюю истину - что Он, во всяком случае, победит. И что добро несравненно сильнее зла - и что всякая победа зла в истории лишь временная и кажущаяся. Ибо и пшеница, и сорняк растут рядом - однако лишь до дня жатвы. За или против Христа - вопрос, по которому решится и наше будущее и будущее всех народов.

Мы здесь собраны, вокруг Богомладенца Христа, прославляя Его Рождество, надеемся и обращаем Ему свои молитвы, дабы Он вновь родился и в наших сердцах - и в сердцах всех тех, кто готов принять Его в свою душу.

Мир Божий - Христос Рождается!

Ваши молитвенники перед колыбелькой Богомладенца: архиепископ Печский, митрополит Белградско-Карловацкий и патриарх Сербский Павел со всеми архиереями Сербской Православной Церкви».



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. Ранко : Ко је отпадник
2010-01-09 в 00:59

Прошу русскую братью за извинение что пишу по сербски.Не имею времени,на сербском пишу бистрее а Болгари и ,,македонци,, хорошо понимают сербский язык.Архим.доц.Павел Стефанов је у праву када каже да је проблем српског народа као и сваког другог народа што је отпао од Бога.Стварно јесте велики део српског народа отпао од Бога и дан данас отпада али српски народ никада није имао ништа заједничко са шовинизмом.Свети Сава је поставио високе критеријуме па је свако онај ко је отпадао од Бога убрзо отпадао и из српског националног корпуса.Тако су некадашњи Срби када су се потурчили и примили ислам сада постали Муслимани и ево НАТО им даје државу на вековној српској земљи.Некадашњи Срби који су примили католицизам постали су Хрвати који су у 2 светском рату били најкрволочнији Павелићеви кољачи а у овом недавном рату били најкрволочнији Туђманови кољачи(наравно-клали су некадашњу браћу Србе).И њима НАТО даде државу углавном на етничким српским територијама.У некадашњој јужној Србији,данас БЈРМ(бивша југословенска република македонија)комуниста и масон и велики србофоб и русофоб Јосип Броз Тито уз подршку Ватикана прогласи тамношње Србе за Македонце,даде им да отимају српску цркву и прогласе Македонску православну цркву.И њима НАТО даде државу на вековној српској етничкој територији.Чак се и некадашња ,,Српска Спарта'' уз помоћ Тита,Ватикана и НАТО-а одвоји од Србије па и они данас у великом броју мрзе све оно чиме су дисали вековима-српство и православље.Као што видите Срби не да нису били шовинисти него су били преко сваке мере благи према отпадницима. Ватикан је асимиловао огроман број Срба који су отпадијем од вере отпадали и од српства.Браћи Русима је то добро познато.И код њих има сличних процеса па се у некадањој малорусији,у Кијеву у ком је Владимир Велики крстио Русију сада шепуре на власти отпадници од вере православне, наследници издајника Мазепе и себе зову Украјинцима мрзећи све што је руско.Таква је болест отпадништва и српски и руски народ не могу бити ништа друго него православни народ па сви они из њиховог националног корпуса који су отпали од православља отпали су и од Српства и русизма..Стављати блаженопочившег патријарха Павла у контекст шовинизма и идолопоклонства може само отпаднички неправославни дух.Сваком истински православном човеку познато је какав је светилник вере православне био патријарх Павле и покушај пљувања по њему као и по сваком Божијем угоднику је сличнан пљувању на сунце.Пљувачка се увек врати на лице онога који пљује.Хтео бих само да питам господина Стефанова да ли су његови претци били Стефановићи па им је Тито скратио оно ''ић'' да не би подсећало на српско порекло и коју су славу славили његови предци.Сигурно зна да су једино Срби имали Крсну славу,па откуда онда да су његови славили(случајно знам са студија много македонаца који су ми причали да су се њихови дедови презивали на ић и да су славили Крсну славу па међу њима и Стефанов).
6. Ранко : Ko o чему лажов о поштењу
2010-01-09 в 00:06

Прошу русскую братью за извинение что пишу по сербски,у меня недостаток времени а Болгари и ,,Македонци,, мне понимают.Проблем српског народа стварно јесте отпадије од Бога као и сваког другог народа јер кад се отпадне од Бога онда се иде и у друга отпадништва.Тако су Срби који су отпали од Бога у некадашњој српској Босни и прихватили ислам постали муслимани,Срби који су отпали од Бога у од НАТО створеној држави Хрватској на углавном српским етничким територијама и прихватили католицизам постали најкрволочније хрватске усташе,Срби који су отпали од Бога у некадашњој јужној Србији добили су од масона Тита цркву а НАТО им је подарио и државу па су им Срби највећи непријатељи.Чак су и у ''Српској Спарти'' како су звали Црну Гору после отпадија од Бога савремени црногорци почели мрзети Србе и приклањати се Ватикану.Срби никада нису били асимилатори али је Свети Сава поставио високе критеријуме за свети српски народ који на жалост многи нису могли пратити па су ишли у отпадије.Али сваки отпадник мрзни оне који су остали у вери истини и браћи Русима је познато то отпадништво па и они данас у Кијеву где се крстила РУсија имају отпаднике Бандериног кова на челу Малорусије.Коментарисати текст који говори о блаженопочившем патријарху српском Павлу и њега стављати у контекст шовинизма и идолопоклонства може само отпадник од Свете Вере Православне.Сваки човек истински Православног духа зна моралну и молитвену чистоћу и подвижништво патријарха Павла.Они који на такав начин пишу о њему све су рекли о себи.Пљување по таквим подвижницима јесте као пљување на сунце.Пљувачка се увек враћа на онога који пљује.
5. павел тихомиров : арх. Павлу
2010-01-08 в 22:35

простите,пишу с мобилки,оттого опечатки. Готов выслушать критику как от болгар, так и от македонцев.
Спаси Христос!
4. павел тихомиров : арх. Павлу
2010-01-08 в 22:30

Христос посреди нас! Уважаемый о. Павел, неужели македонская обида толкает Вас на то,чтобы даже этот текст превратить в информационный пов
3. Стас : проблема сербского народа в том,
2010-01-08 в 18:39

что ежели раньше русские цари, прогнав турков с Балкан, осуществляли попечение над балканскими славянами в рамках российских геополитических интересов, а прежде всего осознавая братство славянское, то ныне англо-саксонская раса, в лице США и их вассалов, стремится к геополитическому господству на Балканах. И всех, кто стоит на пути к этому стремлению англо-саксонской расы, основанному на англо-саксонском шовинизме, ждут бомбардировки войск НАТО, расчленение территории и многие другие беды и скорби.
2. архим. доц. Павел Стефанов : add
2010-01-08 в 00:21

Проблема сербского народа не только в том, что ушел от Бога, как все мы, а в его фанатичном шовинизме, в его стремлении подчинить и ассимилировать все славяне на Балканах. В крайнем счете это идолопоклонство, а не православие.

С Рождеством!
1. Анастасия : Re: Рождественское послание Патриарха Павла
2010-01-06 в 18:02

ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ - СЛАВИТЕ!
Спаси Вас Господи!
С Рождеством Христовым всех!
Удивительно проникновенное и актуальное Слово Патриарха Павла!
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме