Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Словесность, несущая свет

Андрей  Сигутин, Русская народная линия

21.12.2009


Беседа с Еленой Даровских-Волковой, кандидатом биологических наук, членом Союза писателей России …

- Елена, в основном, вы пишете сказки и стихи для детей, с чем это связано?

- Я начала писать сказки, когда родился сын. Не секрет, что младенец настолько близок матери, что приходится вместе с ним проживать все заново: первый крик, первые шаги, первые слова, только уже на другом витке, осознанно. Снова прикасаешься к миру, рассматривая каждую травинку и букашку. Но теперь этот увиденный мир не для тебя, его хочется подарить. Кому же его дарить, как не детям? В первую очередь, здесь на ум и приходят сказки. Душа ребенка полна фантастическими образами, ведь окружающее ещё не дорисовано, не познано в его естестве. Всё вокруг ощущается живым и разумным: фонари, дома, песчинки, звезды. Можно выбрать героем сказки любой предмет и научить его говорить с малышом об интересных вещах.

- Какой, по вашему мнению, должна быть детская литература? Какое место вы отводите воспитательному значению в вашем детском творчестве?

Елена Даровских-Волкова- Детская литература, наверное, должна быть разнообразной. У каждого свое индивидуальное восприятие. Хотелось, чтобы ребенок мог найти книгу, словно написанную специально для него, книгу, отвечающую на волнующие человека вопросы. Книгу - друга. У большинства людей, наверняка, есть любимые детские книги, которые сыграли важную роль в их взрослении и воспитании. Значение детской литературы необыкновенно важно. Прочитанное ложится в основании личности и исподволь влияет на всю последующую жизнь.

Я могу сказать, какие требования я предъявляю по этому поводу к своему творчеству. Произведения должны быть добрыми изначально, нести положительный эмоциональный заряд, вне зависимости от темы. Поскольку я по образованию биолог, то у меня есть возможность раскрыть перед ребенком суть некоторых природных явлений, и, коснувшись его чувств, понимания, передать ту любовь, которая подарена мне. Очень важными являются также аспекты взаимоотношений между людьми, становление и взросление личности, умение найти правильное внутреннее решение в конфликтной ситуации. У меня в сказках вы не встретите всемогущих фантастических злодеев, колдунов, чудовищ. Мне хочется оживить для ребенка реально существующий вокруг мир. Показать, насколько он важен, богат, добр к нам. Такая любовь не окажется потом пустышкой, потому что человек всегда сможет в жизни погладить траву, обнять дерево, спасти из лужи бабочку. Чем не геройство? А главное, и мир не останется в долгу: посаженный вами цветок распустится, деревья подарят чистый воздух. Каждый день вы будете замечать закаты и восходы, облака и звезды и ощущать не одиночество, а полноту жизни.

- Золотые слова. Как-то один святой пришлепнул надоедливую муху. Но когда увидел, как она страдает и борется за жизнь, раскаялся в своем поступке и горько плакал... Хорошо сказал старец Силуан: «Жалко всю тварь сердцу, которое научилось любить».

Елена, вы пишете сказки еще и для взрослых. Как вы думаете, способны ли сказки в наше жестокое время взрастить во взрослых людях доброту, сострадание, бережное отношение к природе?

- С течением времени детство не покидает человека, оно остается с нами как наша неотъемлемая часть. Просто у каждого это проявляется по-разному. Пометка «детская литература» не означает предназначение книги только для детей, она указывает, что её можно прочесть ребенку, а для взрослых книга тем более не противопоказана. Сказки для взрослых отличаются только сложностью и глубиной вопросов, затронутых в них, хотя четкую грань «взрослости» трудно провести. Способна ли сказка что-то изменить в зрелом человеке? Человек изменяется всю жизнь. Особенно, если у него есть внутреннее стремление к этому. Какую роль тут играет литература? В обыденной жизни люди, практически, не обсуждают между собой личных глубоких переживаний. Каждый погружен в себя, а беседы ведутся на общие бытовые темы. С книгой же можно спокойно посидеть, поразмышлять, найти ответы на волнующие вопросы или просто отклик своей душе. Конечно, прочитав ту или иную сказку, человек не побежит сажать цветущий сад, но, возможно, ему захочется узнать хотя бы, как называется дерево, растущее под его окном. А когда у «существа» есть имя, то это уже не совсем дрова. Каждый примеряет прочитанное на себя, ищет ему место в своих мыслях и чувствах. Один читатель, прочитав сказку, напишет отзыв: «Ничего не понял». Другой, наоборот, откликнется: «Эта сказка про меня». Но большинство отмечают следующее: «Внутри осталось теплое, светлое чувство», «пища для размышления», «хочется вернуться в детство». Словно в хмурую дождливую погоду, читатели ищут на страницах не просто развлечение, а домашний очаг, где, как в детстве, любят и ждут.

- Известный педагог-словесник Е.Н. Ильин говорил: «Доброта - основа здорового образа жизни. Если человек не добр, если у него нет гуманистической цели, то, даже живя по режиму, здоровым он не будет - рано или поздно жизнь ему об этом скажет». Получается: раз сказки несут добро, то в какой-то степени они несут людям здоровье. А вы как считаете?

- Любое произведение: картина, сказка, симфония, фильм - несет в себе «энергетический заряд», заставляет нас что-то ощущать. Если это ощущение добра, внутреннего комфорта, открытости миру,то, конечно, это положительно влияет на гармонизацию всех внутренних процессов. Я знаю людей, которые отдыхают именно с книгой, хотя, на первый взгляд, кажется, что лучше отдохнешь, просто вздремнув на диване.

- Кто и каким образом вам привил любовь к русскому языку?

- Мне повезло. У меня была очень хорошая учительница русского языка и литературы, требовательная. Правила мы учили назубок, и в восьмом классе один из экзаменов был русский (устно), то есть специальный экзамен только на знание правил русского языка. Кажется, сейчас в школе такого экзамена нет.

Кроме того, моя мама, по профессии - журналист. Сама атмосфера в семье подталкивала к литературному творчеству. Начиная с шестого класса, мои детские стихи начали печатать в местной газете, это, конечно, послужило стимулом к дальнейшему развитию. Но, наверное, я не сказала самого главного. Я выросла в русской глубинке, в Кировской области. Не секрет, что на огромных просторах нашей Родины существует множество диалектов русского языка. Да, порой в одном городе региона говорят несколько иначе, чем в другом. Вот этот разговорный, необыкновенно богатый по своему звучанию язык и является моей настоящей любовью. Я всегда удивлялась переливам нашей местной речи, словам, которые не встретишь ни в одном обычном словаре, потому что происхождение их уходит в глубины веков. Как-то я все же попыталась узнать происхождение некоторых необычных слов, которыми пользовалась моя бабушка. Оказалось, это древние русские слова, которые считаются устаревшими и практически не используются.

- Вы упомянули об атмосфере в вашей семье, которая способствовала увлечению вами литературным творчеством. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

- Мой отец работал жестянщиком, это был поистине творческий человек, из жести он мог сделать всё, что угодно: от кровли до кастрюли или даже игрушки. Последняя его работа - купель для местного храма.

Мама была корреспондентом в местной газете, с детства писала стихи (пишет до сих пор, сейчас ей 79), в семье считалось, что поэзия - это дело не просто хорошее, а особенное. Понятно, что занятия литературой поощрялись. Но это лишь направление движения. Жизнь в глубинке тесно связана с природой, совместным семейным трудом. Нужно было вырастить овощи на огороде, заготовить на зиму грибы и ягоды. У нас были свои овцы, которых держали для шерсти, ведь шерсть - это одежда: рукавицы, носки, валенки. До сих пор отчетливо помню ощущение теплых овечьих губ, ткнувшихся ко мне в ладонь за кусочком хлеба.

У меня было все, что необходимо для творчества: необыкновенной красоты поле с деревенькой за окном, русская печка с живыми язычками пламени, река, лодка и много-много снега зимой.

- Елена, раз речь зашла о стихах, то скажите, пожалуйста, что для вас поэзия?

- Это очень не простой вопрос. Мое отношение к ней неоднократно менялось в течение жизни: от упоения до полного равнодушия. Поэзия - явление сложное, так как её энергетический импульс лежит глубоко внутри и часто не поддаётся логическому осмыслению. А иногда кажется наоборот: она приходит откуда-то извне, неожиданно и легко наполняет тебя.

В детстве, когда ребенок начинает открывать для себя мир, любуется его красотой, в какой-то миг поэзия вдруг проникает в душу необыкновенным восторгом, гармонией. Словно перед человеком открывается доверенная ему тайна, выразить которую можно только стихами. С течением времени, когда начинают возникать вопросы о твоем месте в мире, когда появляются внутренние конфликты, поэзия служит советчиком, помогает искать ответы на вопросы, задаваемые себе, выводит бессознательные переживания наружу. С приходом поры влюбленности поэзия, как верный пес, служит, помогая чувствам жить, познавать любовь к близкому человеку. Многое может поэзия. И она не заканчивается, как сказка, свадьбой. Некоторых людей она сопровождает до глубокой старости. Только представьте: одинокий пожилой человек не сидит, кручинясь, у окошка или телевизора, а пишет стихи о прошлом, будущем, настоящем. Потому что благодатный источник неисчерпаем, если, однажды обретя, человек не потеряет его среди житейских перипетий и невзгод. Во многом этому способствует, как мне кажется, последовательность поступков, честность перед самим собой, ответственность за посланный тебе природой дар. Безусловно, поэзия связана с внутренним эмоциональным подъемом, не во все периоды жизни он сопровождает человека, и тогда может наступить затухание интереса к ней. Как-то один литератор сказал мне: «Ну, стихи у вас неплохие, пожалуй, ещё попишете лет до двадцати шести». Человек был авторитетный, и я серьезно отнеслась к этой цифре. Но прошли годы и оказалось, слова его были совершенно беспочвенными. Поэзия может прийти к человеку в любом возрасте.

- Как вы научились писать стихи: изучали теорию стихосложения или был какой-то наставник?

- Основы теории стихосложения я изучала самостоятельно. Считаю, что каждый пишущий человек должен обязательно с ними ознакомиться, не достаточно одних эмоций. Нужно относиться требовательней к своему творчеству. И, конечно, опыт приходит с годами. Наставниками, пожалуй, были только любимые поэты. Знаете, большое значение имеет заучивание стихов наизусть в школьные годы. Большинство из них я помню до сих пор, и они дороги мне. В юности, в основном, я писала песни. Имея музыкальное образование, подбирала аккомпанемент на пианино или гитаре. Музыка и поэзия очень близкие между собой явления для меня. Если музыка подобрана правильно, она усиливает звучание слов во много раз. Дополняет их, сливается в одно целое. После окончания университета я некоторое время выступала со своими песнями в составе концертной группы при Центральном доме работников искусств в Москве.

- От некоторых обывателей приходилось слышать: «Зачем нужна поэзия, какая от нее польза?» Что на это можно ответить?

- Тем, кто способен её воспринимать, она помогает жить. Как я уже говорила, поэзия помогает переживать и радостные, и грустные моменты, познавать себя и окружающий мир. Зайдите на сайт "Стихи ру". Сколько там людей пишущих стихи? Около 240 тысяч человек. Неужели столько бездельников? Можно сказать: да там не поэты, а неизвестно кто. Это неправда. Поэзия - понятие намного большее, чем собрание сочинений классиков. И любому человеку, имеющему желание что-то написать, но стесняющемуся своей неопытности, непризнанности, я бы сказала: «Пишите. Пишите так, как получается. Это творчество. Разговор с своей душой у кого-то, возможно, это единственный способ, наконец, услышать её».

- Каким образом можно обогатить свой «личный» русский язык? Способствует ли этому заучивание и переписывание текстов из произведений классиков? - В первую очередь, конечно, язык обогащается чтением художественной литературы авторов разных эпох, разных литературных жанров. Ведь разговорная речь, как правило, упрощена. Другая возможность обогащения языка - это путешествия в различные регионы страны, где мы можем услышать местные диалекты. Конечно, это более частный случай, используемый, в основном, специалистами.

Заучивание и переписывание текстов, безусловно, влияет на развитие «личного» языка. Я бы подчеркнула, что важно не только выучить текст, но и постараться его несколько раз продекламировать, то есть, по сути, «попробовать войти в роль», эмоционально ощутить все тонкости произведения. Вот тогда оно станет твоим надолго. В этой связи хотелось бы сказать, что в школе заставляют учить наизусть стихи по утвержденной программе. Весь класс учит одно и то же стихотворение какого-либо поэта. Дети часто делают это с большой неохотой. Полезней было бы для ребенка - дать ему возможность выбрать самому то или другое стихотворение автора. Кому-то это все равно, а кто-то, возможно, выучит от душии от этого будет больше пользы.

- Говорят, что нецелесообразно злоупотреблять диалогом в прозаических произведениях. Но некоторые литераторы считают диалог лучшим средством раскрытия характеров персонажей. Каково ваше мнение?

- Однажды я разговаривала на эту тему с автором, который написал рассказ совсем без диалогов. Это был эксперимент его личных творческих возможностей, так как использование прямой речи он как раз считал более простым средством при раскрытии характера персонажей, нежели использование для этого описания конкретных действий. Я лично люблю диалоги, как при создании своих сказок, так и при чтении чужих произведений. Диалог читается быстрее и воспринимается легче, чем «описательная часть». Кто-то, возможно, наоборот, не любит много «разговоров». Мы по-разному воспринимаем мир. Где найти черту, за которой «злоупотребление»? Это все равно, что выбирать Мисс Мира на конкурсе красоты. Нет «золотой середины». Всё зависит от мастерства автора текста. Один и парой диалогов все испортит, другой и целой пьесой ничему не навредит.

- Ваша мама помогала вам писать сочинения в школьные годы? Если - да, то какие при этом давала советы?

- Честно сказать, я очень не любила писать школьные сочинения. Это было довольно сложно для меня, потому что требовалось написать не собственные размышления, а признанный взгляд на то или другое произведение. А это трудно для ребенка: разобраться, что увидел критик, и потом увидеть то же самое. Критик - взрослый высокообразованный человек, он понимает сложные вещи. Ребенок воспринимает прочитанное проще. Конечно, это не касается свободной темы.

Да, по началу мама помогала мне писать сочинения. В основном, это касалось самой композиции, последовательности изложения.

- Что для вас было или является самым простым и самым сложным в русском языке, и как преодолеть эту сложность?

- Самое простое в русском языке - это возможность расставлять слова в предложении практически в произвольном порядке, это я сравниваю с другими языками: английским, немецким, например. А сложность, конечно - пунктуация. Как её преодолеть? Только изучением правил русского языка и постоянной работой с текстом. Написанный текст нужно проверять не один и не два раза, задумываться над каждым словом, правильно ли оно подобрано по смыслу? Смысловые ошибки, наверное, вторые по сложности после пунктуационных для меня.

- Как вы думаете, почему многие люди, даже имеющие не одно высшее образование, зачастую пишут с ошибками?

- Одна из причин безграмотности, я имею в виду ошибки в написании текстов - это сложность пунктуации русского языка. Если орфографию можно, при желании, проверить по словарю, то для того, чтобы верно расставить знаки препинания, нужно знать правила. Обычно человек, если он не филолог по образованию, изучает русский язык только в школе. Например, в свое время, обучаясь на биофаке МГУ, мы проходили следующие дисциплины (я не буду перечислять предметы биологического профиля, а только дополнительные): высшую математику, физику, неорганическую и органическую химию, историю, английский язык, латинский язык, фотодело. Судите сами - набор дисциплин довольно большой, но ни о каком более глубоком изучении русского языка речи нет. Думаю, в технических вузах и на других факультетах негуманитарного профиля такая же ситуация. Получается, большинство людей пользуются только тем запасом знаний, который получили в школьные годы. Со временем он быстро иссякает, и запятые, например, отпускаются на вольную волю. Где ставить? Где не ставить? Вряд ли кто специально полезет в учебники. Это же нужно все заново перелопатить.

- Часто школьные правила о правописании и пунктуации человек знает назубок, а применить их на практике не может. В чем причина этого явления? Что вы думаете о «врожденной» грамотности, то есть когда человек, поверхностно зная правила, интуитивно пишет без ошибок?

- Слышала мнение преподавателя философии МГУ по этому поводу. «Врожденная» грамотность связана со способностями человека к логическому мышлению. Правила грамматики любого языка основаны на логике. Простой пример: сначала - подлежащее, потом - сказуемое, прилагательное перед подлежащим и т.д. Если у человека существуют нарушения логического мышления, то заученные правила не помогают ему правильно писать, и, наоборот, поверхностно зная правила, человек талантливый в логике может писать очень грамотно.

- Как стать грамотным человеком? И что помогло лично вам?

- Нужно иметь желание быть грамотным человеком. Считать это важным для себя, возможно, в чем-то основополагающим. Быть безграмотным не просто неловко, но, порой, неприлично. Хорошо знать русский язык, безусловно, большой труд. Много ли можно найти семей, у которых дома на полке стоят учебники русского языка? Скорее всего, вы найдете учебники английского, немецкого и других языков. Конечно, это необходимость - знать иностранные языки в современной жизни, и не у каждого найдутся силы углублять знания русского, когда по работе требуется разговорный английский. Мне помогает необходимость много писать. Это и научная работа, и литературное творчество. Обидно, если в своем тексте встречаешь ошибки. А они, конечно, бывают, и если сомневаешься - открываешь учебник, ищешь очередное правило, порой, долго думаешь, как его применить в данном случае. На выверку текста уходит иногда больше времени, чем на его написание - и это нормально.

Особое место в повышении грамотности занимает чтение. Каким образом оно повышает грамотность, если при этом ничего не пишешь? Читая любой текст, мы автоматически учимся строить предложения, обогащаем свою речь новыми словами и оборотами речи, замечаем встречающиеся ошибки и, акцентируя на них свое внимание, закрепляем основы правописания. Всем известно существование зрительной памяти. Прочитывая неоднократно одни и те же слова, мы просто «фотографируем» их, запоминая таким образом правильную орфографию.

- У вас хороший слог. Не могли бы вы дать начинающим литераторам практические рекомендации по написанию текстов?

- В тексте важно использовать богатую лексику, избегая повторения одних и тех же слов; не строить длинных, запутанных предложений, стараться убрать из текста лишние слова. Сначала, кажется - ничего лишнего нет, но начинаешь перечитывать и вдруг запинаешься. Вот там, где запнулся, нужно остановиться, подумать: в чем заминка, почему «мелодия» вдруг сбилась с ритма? Взять такой маленький виртуальный рубанок и аккуратно убрать все лишнее, как стружку, чтобы текст читался легко. Потому что проза - это почти песня.

Беседовал Андрей Сигутин


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме