Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Смерть схимонахини

Игорь  Друзь, Русская народная линия

16.12.2009

РаспятиеЭто произошло в Киеве. Мы познакомились с Ольгой в палаточном храме возле Верховной Рады. Помню умиротворенное лицо, спокойную и гармоничную жестикуляцию, характерную для воцерковленных православних женщин. Красивая и моложавая, но рано поседевшая женщина лет примерно пятидесяти лет. Сразу почувствовал - она многое пережила и имеет большую внутреннюю силу. Потом убедился, что был прав. Она горела верой, ревностно ходила на службу. Активная участница крестных ходов и православных пикетов против глобализации, она также безкорыстно помогала священнику, у которого силой отобрали храм раскольники. Священник этот годами стоял под парламентом, тщетно добиваясь правды. Несмотря на решение высшей судебной инстанции и даже на рекомендацию большинства депутатов Рады вернуть храм канонической Церкви, местные органы либерально-националистической власти помогали раскольникам и не возвращали церковь законному настоятелю.

Я не часто заходил туда в силу занятости. Не знал толком о ее жизни. Урывками вспоминаю о рассказанных ею же проблемах с некоторыми ее домочадцами (не вся ее семья на то время была воцерковленной). Но хорошо помню спокойную самоотверженность этой смиренной женщины, твердо уверенной в правильности дела, которому она служит. В мире, где почти все стало продажным, она безплатно пела на клиросе, мыла посуду в храме, убирала в палаточном городке, всегда готова была подставить себя под милицейские дубинки за правду... Она и другие православные составляли разительный контраст с «за-сто-гривень-в-день-пикетчиками» разных политических партий и общественных организаций, регулярно маневрирующих там же, под Верховной Радой.

Потом Ольга призналась, что заболела онкологическим заболеванием. Извиняющаяся улыбка, совершенно спокойный голос: «Ничего страшного». Сказано было это так убедительно, что я... поверил. Хотя все же и поминал ее в помяннике, прося для нее здравия. Через полгода общие знакомые говорят: «Беда!» Просят молитв о монахине Олимпиаде, которой стала бывшая Ольга.

Ее монашеский постриг вовсе не был поспешным шагом напуганного близкой смертью человека. Она давно уже жила как монашка, даже не ела мяса. Потом врачи сказали ей, что если б она его употребляла, то прожила бы как минимум на год меньше - опухоль разрасталась бы намного быстрее. Ольга, в сущности, только «узаконила» свой образ жизни постригом...

Новые известия о ней: стало еще хуже, приняла схиму. Стала схимонахиней Ольгой. Понимаю: надо заехать попрощаться. Узнаю адрес. Еду.

Скромная квартира в не очень престижном киевском районе под названием «Татарка». Все стены увешаны иконами и фотографиями святых. Особенно много изображений Царственных Мучеников. Лампадки, цветы. Несколько старушек возле кровати, иеромонах из Лавры. Заострившееся от болезни лицо, все более напоминающее лик. Монашеское одеяние. Ласковый прием: «Ну конечно, я вас помню, рада видеть». Почти нечеловеческое для умирающего человека спокойствие, рефреном в ходе разговора: «Слава Богу за все, через все это надо пройти». Спокойный разговор сквозь боль и страдание. Похвала общему знакомому, о. Василию: «Настоящий батюшка, сейчас таких мало». Этот священник на заработанные им и женой нелегким трудом деньги сейчас строит храм в Ивано-Франковской области, в который никто в этом селе не собирается ходить - там все фанатичные украинские националисты, а, следовательно - раскольники и униаты. Его семья регулярно подвергается там поношениям и гонениям, но он не хочет сдавать врагу землю, на которой родился и вырос. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты...

Слова о страшном падении нравов на Украине, нападениях врагов Церкви. «Ничего, устоит наша Святая Русь», - говорит матушка Ольга. Эти тихие слова в устах так спокойно и так по-христиански умирающей схимонахини звучат с убедительностью громового раската.

Она почти до самого конца не говорила о своей болезни матери: «Зачем ее волновать?». Не моталась по шарлатанам и экстрасенсам, обещающим все новые «панацеи» от смертельной болезни. Не продала и не заложила квартиры ради иллюзорных шансов на излечение. Не изводила своих близких истерикой и раздражительностью. Короче, не совершила всех обычных поступков, которые совершают многие обычные «современные люди» в ее ситуации. Она в жизни была «белой вороной», и в умирании тоже вышла из ряда вон.

Ее жизнь была совсем непрактичной с точки зрения абсолютного большинства киевлян. Не гонялась за деньгами, как они. Не верила в обычные для них страшилки. В отличие от множества «высокообразованных» политологов и журналистов эта простая женщина с самого начала, как я потом узнал, не верила во «всемирный заговор» Аль-Кайды, считая виновной во взрывах 11 сентября американскую верхушку, благодаря этой провокации получивших возможность оккупации чужой земли. Во время майдана - увы и ах! - она не верила, что руки Ющенко «не крали», и потому не вышла на площадь кричать осанна сему псевдомессии. Она не думала, что он «отделит бизнес от политики». Считала, что при нем будут большие нападки на каноническую Церковь и большие политические потрясения. Так и вышло. Не шарахалась Ольга от ужаса при виде кур, когда на Украине и в России была «пандемия» «птичьего гриппа». Не испугалась и «эпидемии» «свинского» пиара, из-за которой многие «продвинутые» киевляне как бы вполне добровольно надели белые намордники.

В общем, Ольга была типичной «дремуче-тоталитарной-царебожницей-иэнэнщицей», как обзывали таких «верующие разумно» либералы, и так и не стала «современным человеком». Она не «перекрашивалась» в своих взглядах изнутри, так же точно, как и принципиально не использовала косметики снаружи. А вот хамелеонская мимикрия киевских либералов ко всем современным глупостям проявлялось в широкой цветовой гамме: сначала красное - на груди, потом оранжевое - на рукаве, потом - белое - на лице. Но провал очередной политической или фармацевтической кампании всегда доказывал, что в Бога верить все же намного разумнее, чем в политический или «эпидемиологический» бред их любимого телеящика, которого у Ольги дома, - какое кощунство! - просто не было...

А может, много мнящим о себе «современным людям» стоило бы призадуматься, что их ложные шараханья, их вечное легковерие и потому - вечная обманутость - только производная от их безбожия и самомнения? Что, может быть, православные люди, совсем не так часто как они, попадающие впросак, куда меньше поддающиеся зомбированию, имеют в себе более верную основу - веру, любовь и смирение? Что иеромонах Серафим (Роуз), который говорил: «Сейчас намного позже, чем вам кажется», - был прав? Увы, теперь мало кто задается такими вопросами...

Мало кто в наше время осмеливается взглянуть в лицо правде, и вспомнить, что все люди рано или поздно умирают.

И что вся обычная наша мышиная возня: погоня за деньгами, карьерный рост, поиск удовольствий, вечное «убийство времени», совсем не так важна, как кажется. Бог, жизнь, смерть, участь души в загробном мире - вот единственное по-настоящему важное и даже единственное по-настоящему интересное, что должно было бы нас волновать. Но нет же, почти всегда мы видим одно и то же: «есть, пить и веселится». И даже некоторые священники, которые теперь нередко получают сан слишком рано, еще не повидав жизни, нередко проходят своего рода «эволюцию слепоты». Сначала такие неофитами приходят в Церковь с обычной наивностью юного идеалиста, который еще ничего в жизни не видел и думает, что все верующие люди - ангелы небесные. А все иереи подобны прп. Серафиму Саровскому. Убедившись, что это не совсем так, они быстро впадают в другую крайность, начинают думать, что все вокруг подлецы, думающие только о своей выгоде. Что реальный мир - это мир материальных благ, «откатов» и карьеры. Так слепая наивность молодого незрелого юнца плавно перетекает в дряхлую слепоту впавшего в маразм старика. Так и не приходит зрелое видение умудренного опытом человека. И бывает это «второе безбожие» хуже первого.

К счастью, большинство священников и мирян - достойные люди. И надо удивляться не тому, что есть и негодяи, а тому, насколько еще много достойных людей. Ведь каждый семинарист знает: его диплом государством не признается, его пенсия по старости будет минимальной, служить его забросят, скорее всего, на дальний провинциальный приход, где ему, с очень большой долей вероятности придется быть и столяром, и плотником, и, конечно, искателем денег на реставрацию/строительство своего храма. И идут, и служат, и - самое удивительное - получается же обычно! Воистину, Святой Дух действует в Церкви, наполняя горячей верой довольно многих людей. И это в нашем падшем, меркантильном мире. Но главное - не достойная жизнь, при всей ее важности, а достойная смерть. Ибо недостойная смерть может свести на нет и хорошую жизнь. Каждый год на Украине десятки и даже сотни тисяч людей уходять в мир иной в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, без исповеди и покаяния. И все же удостоится «кончины мирной и непостыдной», как ни удивительно, даже в наше время сподобляются многие православные люди. В умирании заканчиваются игры. Утихают житейские соблазны и отходят... Остается - только вечное. И если у человека не было сродства с вечным, то и встреча с вечностью проходит ужасно. Если же было - его умирание является торжеством жизни над смертью.

Ольга знала все, и смотрела на мир без иллюзий. И при этом она не роптала на мир, на Церковь, а самоотверженно служила ей, и молитвами, и делами...

Она понимала, что умирает. И не вела обычных для современного «продвинутого» человека речей о новых чудо-лекарствах, о новых врачах, которые якобы скоро спасут ее физическое тело. Она уже одной ногой стояла в вечности, и из последних сил тихо рассуждала о вечном. Мужество этой женщины, умирающей со стойкостью самурая (нет, бери выше - со стойкостью христианской подвижницы!), поразило меня.

Понимая, что вижу ее живой в последний раз, кланяюсь ей в пояс. Повинуясь внезапному порыву, наклоняюсь, чтобы поцеловать в щеку. Отшатывается из последних сил. По девичьи стыдливо шепчет: «Что вы, нельзя, я же схимонахиня»...

Ее отпели в том же палаточном храме, куда она ходила в последние годы. Редко же перед парламентом лежит тело настоящего человека!

Прошу помолиться о новопреставленной схимонахини Ольге. (А в душе звучит: «Преподобная Ольго, моли Бога о нас!». Может быть, когда-то и прозвучат в храмах такие слова...)



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 17

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

17. Галина Борсуковская : Верующий человек даже смертью своей все освятит.
2010-09-06 в 05:04

Раньше я делила людей на образованных и необразованных. А потом поняла, что делить нужно на верующих и неверующих. Потому что это есть главное в человеке. У неверующего человека нет в жизни верного ориентира, он дезориентирован. Верующий же видит мир правильно, и свое место в нем знает, поэтому правильно живет. Верующий человек даже смертью своей все освятит.
Молю Бога о даровании Царствия Небесного душе усопшей схимонахини Ольги.
16. Автор материала : Re: Смерть схимонахини
2010-01-18 в 23:01

«А я вот не вижу чтоб либералы кого то сильно осуждали... Автора не зря ОСУДИЛ потому что он написал больше не о христианстве ,а о политиканстве».

Все у либералов как всегда. Не могут сконструировать пару предложений, чтобы не было взаимоисключающих тезисов. И осуждают всех, кто думает иначе, чем они. Любви у вас нет!

«А в житиях не нужна политика,житие должно быть полезно для человека».

Тогда нам придется переписать Жития всех новомучеников российских, о которых пишется, что они были гонимы коммунистами. Низ-зя упоминать, кто их убил, это ж политика, понимаешь! До такого, кажется, и Зюганов не додумался. Переписать Житие Иова Почаевского, о котором пишется, что он был гоним униатами. И вообще всех священномучеников и исповедников, ибо в каждом Житии пишется, от каких именно гонителей они пострадали. Запретить упоминать всех неронов и калигул и хрущевых вкупе, ибо это – «политика».
Это все, по словам Nikolaj – «политика», и «неполезно для человека». Когда Вы говорите, уважаемый Nikolaj, то кажется, извините, что Вы – бредите. Либеральный кумир Вам так дорог, что нельзя писать о безобразиях и погромах, которые Ющенко устроил, начав с того, что отдал храм в собственном селе раскольникам. Ну что поделаешь, он покровитель погромщиков православных храмов - раскольников и униатов, организовал компанию клеветы на Церковь в СМИ… Был бы он хорош, мы б его хвалили.
«Здесь я НИЧЕГО полезного не прочитал.»
Мне безразлична оценка моего текста, в котором могут быть многие недостатки. Но мне отнюдь не безразлична такая оценка жизни праведной женщины схимонахини Ольги, Царство ей Небесное. В реале я за такие вещи обычно наказываю. А здесь… Ну Бог Вам судья. Желаю Вам исцеления от либерального политического фанатизма, который заставляет осуждать всех подряд. Рекомендую завтра окунуться в прорубь – это душеполезно и охлаждает перегретые политическими страстишками головы. По всему тексту присутствует набор озлобленных обвинений, бессвязных и алогичных.
С Крещением всех!
15. Nikolaj : Re: Смерть схимонахини
2009-12-31 в 20:11

А я вот не вижу чтоб либералы кого то сильно осуждали. Я вижу больше осуждений от других. Судят всех Патриарха и президентов,епископов ,священников ,диаконов (и протодиаконов особенно :-) )
А в житиях не нужна политика,житие должно быть полезно для человека. Здесь я ничего полезного не прочитал.Сейчас читаю про владыку Иосифа Алма-Атинского. Вот это интересно читать,рекомендую и вам если не читали.
14. Стас : что ж, истинно русский человек успел!
2009-12-31 в 14:20

Упокой, Господи, душу усопшей р.Б. Ольги!
13. Дмитрий Юревич : Упокой, Господи
2009-12-31 в 12:56

Упокой, Господи, душу новопреставленной схимонахини Ольги.
Наверное, эпоха новомучеников и исповедников не завершилась, и завершится ли до Второго Пришествия?
12. Автор материала : Re: Смерть схимонахини
2009-12-31 в 11:25

Николаю. "Автора не зря осудил потому что он написал больше не о христианстве ,а о политиканстве."
Осуждать вообще никого нельзя, тем более в пост. "Не судите да не судимы будете". Осуждение всех - харктерная черта либералов, занятых поисками врагов в Церкви. Что касается "политкорректного христианства", то не надейтесь - его на Руси не было и никогда не будет. Вас бьют и унижают, но не смейте даже написать, кто это делает! Тогда пришлось почистить и Жития многих украинских святых, гонимых агрессивными врагами Православия. Да, схимонахиня Ольга так веру во Христа исповедовала - безкорыстно помогала жертвам антихристианского режима Ющенко.
А если Ваша бабушка умерла по-христиански, то почему бы про нее не написать?
11. Nikolaj : Автору материала
2009-12-31 в 06:38

А где осудил схимонахиню? Автора не зря осудил потому что он написал больше не о христианстве ,а о политиканстве. Вот про дубинки милицейские зачем было писать?Зачем про этих Ющенков надо было говорить?(меня они в России уже конкретно достали). Она что веру во Христа так исповедовала ? По поводу болезни ,так и моя бабушка и бабушка жены сами умерли в тяжелых болезнях и не обращались к колдунам. Что про них мне тоже книги писать?
10. Автор материала : Прости Господи тех, кто осуждает новопреставленную
2009-12-31 в 00:23

Николаю. Такое впечатление, что Вы эту статью только пробегали глазами, а не читали. ВСЯ статья о том, как новопреставленная схимонахиня Ольга много молилась, безкорыстно помогала гонимым за Христа, со смирением подвижницы переносила смертельную болезнь. Некоторые современные богословы вообще терпение в болезни и необращение к оккультистам приравнивают к мученичеству. Вы же в статье нашли одну фразу, которая, очевидно, противоречит Вашим либеральным проамериканским политическим убеждениям, и осудили за это схимонахиню, а также и автора.
Осуждать нехорошо, особенно - в пост, а тем более осуждать напрасно. ее жизнь и, особенно смерть, похожи на Житие.
Упокой Господи душу усопшей рабы Твоей схимонахини Ольги!
9. Леонид Болотин : Образ кончины
2009-12-24 в 17:08

Читаешь о смерти, а видишь Образ кончины, Образ успения Христианки. Так вот "белые платочки" и спасают триединую Святую Русь!
8. Nikolaj : Re: Смерть схимонахини
2009-12-24 в 15:37

Я имел ввиду главное в жизни христианина и подвижника.Христов не будет спрашивать кто взорвал эти башни. А спросит что вы сделали доброго , кого напоили кого накормили ,кого посетили в тюрьме. Мне пока ответить нечего.
7. Cаша : либеральное псевдохристианство Николая
2009-12-24 в 12:40

Такие николаи считают христианство филиалом проамериканской политической партии. Насколько видно из статьи, во-первых новопреставленная Ольга 11 сентября еще не была монахиней. Во-вторых, идет глупое противопоставление Христа и современной реалистического взгляда на падший современный мир. Современный христианин должен быть умным и грамотным человеком, а не дремучим политическим фанатиком, как легковерные либералы.
Поддерживаю автора статьи.
Молим Бога о даровании Царствия Небесного душе усопшей схимонахини Ольги.
6. Nikolaj : Вопрос.
2009-12-24 в 07:12

И еще. Где тут хоть слово о Христе которому монахиня служила? Такое ощущение что говори про заговор у американцев не обращай внимание на грипп и занимайся прочей отрицаловкой и тогда спасешься. Просто Любовь ко Христу которая была у этой женщины, пытаются политизировать, как буд то она жила только этими мыслями,как автор статьи.
5. Nikolaj : Re: Смерть схимонахини
2009-12-24 в 07:03

Я не понимаю ,а зачем вообще монахине вдаваться в подробносте кто разрушил небоскребы 11 сентября? Какая польза душе в этом ?
4. Киевлянка : Re: Смерть схимонахини
2009-12-24 в 02:20

Помолимся обязательно.
3. Леонид : Свет и добро.
2009-12-17 в 21:21

Мне не стыдно своих слез. Наверное, хоть не на много стал лучше и чище. Спаси Господи!
2. ВЛАДИМИР : Светлый человек ушёл...
2009-12-17 в 11:31

Мудрых людей всё меньше. умные есть, шустрые, хитрые, а мудрых - всё меньше. Вот скимонахиня Ольга - человек мудрый, каждое слово - золото. И отношение к жизни. Нам бы так (в том числе и мне, грешному) умирать, чтобы ТАМ не стыдно было. Земля ей пухом!
1. Viktor : Re: Смерть схимонахини
2009-12-16 в 16:37

Какая добрая статья. Эх, дай Бог Русь устоит.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме