Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Может ли священник быть актером

Священник  Валерий  Духанин, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 15.12.2009


Размышления по поводу актерской игры иерея Иоанна Охлобыстина …

Было время, когда считалось неуместным рассуждать на тему, может ли актер быть священником - ответ казался ясным сам собой, а потому и темы такой не существовало вообще. Парадокс нашего времени заключается в том, что теперь мы вынуждены рассуждать, а может ли священник быть актером. Едва фильм Павла Лунгина «Царь» появился на наших экранах, а публика, как ей и полагается, разделилась на его отчаянных защитников и беспощадных критиков, как все мы оказались перед очевидным фактом: актерскую роль исполняет священнослужитель - отец Иоанн Охлобыстин.

Правда, до этого он уже сыграл, будучи в сане, роль Григория Распутина (а на самом деле, снято более десяти фильмов с актерским участием отца Иоанна, которые мало известны православной общественности в связи с их абсолютной бездуховностью). Но фильм про Распутина «Заговор» (2007 г.), знаменовавший возвращение отца Иоанна к актерству после почти семи лет священнослужения, больше представляет собой боевик, нежели историческую кинокартину, как-то прошел незаметно, не вызвал особой дискуссии и не придал ярких контуров возникшей проблеме. В фильме же «Царь» отец Иоанн играет не просто историческое лицо или благочестивого человека, а жалкого шута, кривляющегося перед публикой и заискивающего перед царем. Именно после этой роли и выхода фильма в свет отец Иоанн написал знаменитое прошение в Патриархию с просьбой разрешить его сомнения о совместимости для него священнослужения с актерским искусством (прошение предполагает возможность отстранения от церковной службы). Сам отец Иоанн в своем интернет-дневнике по этому поводу говорит: «Пришел к неутешительным результатам: несмотря на то, что большинство фильм хвалит, много критики в мой адрес от собратьев по служению и простых прихожан. Если отбросить хамов, дураков и желающих самоутвердится за чужой счет, все равно много. Суть основной претензии в том, что исполнением роли бесноватого царского шута я соблазняю людей и унижаю священный сан» (http://www.snob.ru/profile/blog/5175/9359).

О.Иоанн Охлобыстин в роли шута (фильм "Царь")Иными словами, те, кто лично знали отца Иоанна как священнослужителя, удивлены, что он предстал в образе шута, действовавшего в кадре весьма вызывающе и участвовавшего в избиении святителя Филиппа. С их точки зрения, конечно, было бы приятней, если бы священник сыграл роль благочестивого, святого человека. На самом же деле, проблема вовсе не в том, что отец Иоанн сыграл роль клоуна. Актер в кино - только исполнитель, который обязан честно создать образ, возложенный на него режиссером, и потому сам актер безотносителен к нравственной характеристике героя. Злодея он играет или, напротив, благодетеля, все это нужно для создания полноценной кинокартины со всеми ее перипетиями сюжета, кстати, может быть, и очень полезного для зрителя. Поэтому когда сам иерей Охлобыстин говорит: «Моей задачей было лишь точное выполнение поставленной задачи», он абсолютно прав. Не тождествен актер плохому герою, и потому не несет личной ответственности за действия последнего. Другое дело, что зрители ясно почувствовали - образ киногероя никак не соответствует тому образу священнослужителя, каковым должен быть отец Иоанн по дару хиротонии. Но повторим, что на самом деле вопрос заключается в другом. Может ли человек, посвященный во священники, носящий на себе образ Христов, вообще принимать на себя актерские роли и имитировать чей-либо образ?

Вопрос этот в буквальном смысле никогда не рассматривался в церковных канонах, поскольку за всю историю Церкви нам не известен ни один случай актерской игры священнослужителя. В этом смысле отец Иоанн Охлобыстин, можно сказать, первопроходец, за которым, не исключено, что потянутся и иные духовные любители зрелищного искусства. Придет время, когда играть в фильмах, возможно, будут не только священники, а епископы и митрополиты, ведь если можно ему, то почему нельзя им? Вместе с тем, в самых церковных постановлениях по поводу зрелищного искусства и в богословских рассуждениях церковных авторов на эту тему можно нащупать ответ на интересующую нас тему.

Заранее просим прощение за строгость приводимых цитат - они все-таки придуманы не автором этих строк и потому не могут быть нами отредактированы. К сожалению, с древнейших времен Церковь достаточно сдержанно, даже критически относилась к актерскому искусству как таковому. С III по VII века святые отцы и соборы Церкви однозначно порицали пристрастие людей к театру, посещение развлекательных зрелищ. Позднейшие соборы не отменяли постановлений ранних. Иногда полагают, что строгость к театру основывалась только на том, что сценические представления были проникнуты безнравственностью и языческим содержанием. Мы не будем судить, насколько современное телевидение и кинофильмы свободны от безнравственности и от языческих идей. Скажем только, что Церковь осуждала не только языческое содержание театра, но и сам принцип лицедейства. Святой Киприан Карфагенский в трактате «О зрелищах» писал: «Что сказать о комических бесполезных усилиях, о великих неистовствах трагической речи, о напряжении нервов во время крика? Хотя бы все это и не было посвящено идолам, и тогда верные христиане не должны бы ни посещать этих зрелищ, ни смотреть на них; потому что хотя бы во всем этом и не было бы прямого преступления, однако все же здесь есть величайшая и вовсе неприличная верным пустота»[1].

Дело в том, что всякая актерская роль есть именно роль, то есть принятие на себя чужого облика, восприятие психологии, манеры поведения, личностных черт персонажа, героя, создание того образа, который не свойствен актеру самому по себе, и потому это есть выход из реальной жизни в область иллюзорную (если писатель романа действует только своим воображением и переносит это на страницы книги, то актер задействован всем своим существом вплоть до полного психологического вживания в роль). Актер не является героем, а только кажется им, и в этом перевоплощении есть определенная опасность для души, которая у каждого человека по природе жаждет простоты и подлинности. Человек призван к тому, чтобы выявлять в себе образ Божий чрез очищение души от всего греховного, а актер на время игры надевает на себя маску чужой души. К этому добавляется то, что любой спектакль или игровой фильм есть художественный вымысел и актер имитирует собой вымышленного персонажа, какого-нибудь героя или, напротив, злодея. Он вживается в эту роль, отходит от действительности и создается своего рода обман, точнее иллюзия, к которой приобщаются зрители. Если собственно для актера это еще как-то возможно, то самый сан священника предполагает подлинность, свободу от иллюзорности и игры. Священный сан знаменует собой святыню, реально присутствующую в нашем мiре, и до сих пор в народе сан священника вызывает благоговейное доверие, здесь исключается легкость, с которой актер в разных фильмах меняет роли будто новогодние маски.

Кстати, 62-е правило Шестого Вселенского Собора запрещает мужчинам надевать женскую одежду, а женщинам - мужскую (что нередко встречается в актерской игре), а также использовать маски: «Не носити личин комических, или сатирических, или трагических». Известный толкователь канонических правил Матфей Властарь поясняет, что данное правило «запрещает надевать личины комические, употребляемые для осмеяния, или трагические, употребляемые для возбуждения сострадания и плача»[2]. Речь идет о принятии на себя определенного облика, вызывающего в зрителе соответствующие чувства. И если мы вдумаемся, то заметим, что для актера сам грим, сама мимика лица в соответствии с ролью являются своего рода маской - комической, сатирической или трагической.

51-е правило того же Шестого Вселенского Собора гласит: «Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи». Авторитетный толкователь Иоанн Зонара пояснял: «Строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили не распущенно и рассеянно, но как прилично святым. Поэтому сие правило запретило все то, что вносит рассеянность в душу, ослабляет и расшатывает ее настроение, и возбуждает бурные взрывы смеха и хохот, как то представления смехотворцев, которые, иногда подражая аравитянам, иногда армянам, иногда рабам, а иногда чему-либо другому, ударами по щекам и шумом возбуждают неприличный смех и доводят почти до неистовства людей более простых или невнимательных... Запрещает также и пляски на сцене». Дальше Зонара произносит в отношении актерства важные слова: «А сцена есть притворство и лицемерие, а поэтому и людей лицемерящих и представляющих себя то рабами, то господами, то полководцами и начальниками, называют сценическими. Итак, правило запрещает как эти представления смехотворцев, так и пляски на сцене»[3].

Матфей Властарь говорит почти то же самое: «Смехотворцами называет (правило) тех, которые, подражая звукам и обычаям чьим-либо, производят неудержимый смех в присутствующих... А сцена есть притворное лицемерие; поэтому и людей лицемерящих и представляющих себя то рабами, то господами, то полководцами и начальниками, называют сценическими»[4].

Итак, древние церковные правила порицают артистический способ возбуждения эмоций и чувств (сказано: собор запрещает личины «для возбуждения сострадания и плача»; осуждаются те, «которые, подражая звукам и обычаям чьим-либо, производят неудержимый смех в присутствующих»), равно и сам принцип актерского представления то одних, то других ролей («то рабов, то господ...»), театральная сцена называется «притворством и лицемерием».

В этой связи, изображение в фильме отцом Иоанном царского шута весьма рельефно, контрастно оттеняет избранную Охлобыстиным мирскую профессию. Дело в том, что шут - это человек, который всегда играет какую-то роль, как правило сатирическую, шут не имеет своего лица, а только необходимую в конкретный момент личину. Поэтому сыграть шута, да простят нас за строгость суждения, есть лицедейство вдвойне. Отец Иоанн играет того, кто сам кривляется и играет, и оттого человек, наделенный бесценным даром священства, выглядит в такой роли наиболее униженно и жалко.

54-е правило Лаодикийского Собора повелевает священнослужителям, посещающим брачное торжество, удаляться оттуда в случае, если приходят актеры для представления. Если по строгому суждению Церкви священнику нельзя даже присутствовать на зрелище, что же сказать о его непосредственном актерском участии в зрелище?

Да, с веками выработался и путь икономии, снисхождения к немощи большинства. Мы не можем посвящать себя только духовному, нам хочется и чего-то просто душевного, иногда охота посмотреть кино. А раз так, то пусть и кино несет в себе положительные идеи. В этой связи не обойтись без актеров, которые могут предложить современному обществу и что-то полезное (об этом сказано в Основах социальной концепции, принятой нашей Церковью в 2000 году). Но для этого и должны быть особые люди, принимающие на себя эту, в чем-то опасную для души профессию, и переплавляющие театр, по выражению Гоголя, в школу добра. Неужели играть роли нужно непременно священнику, то есть Христову воину, который, по слову апостола, «не связывает себя делами житейскими» (1 Тим. 2: 4), и значит, не будет спешить по очень сомнительным причинам с поля брани на съемочную площадку?

6-е Апостольское правило под страхом извержения из сана запрещает священнослужителям принимать на себя мiрские попечения, чтобы, по толкованию Зонары, они свободно занимались Божественным служением и не вмешивались в мiрские дела и народные смятения[5]. Для священнослужителя прошлая жизнь уходит на второй план, весь ритм жизни подчиняется служению Церкви. Сам отец Иоанн Охлобыстин по поводу совместимости священства и актерства в одном из интервью отвечал: «В моей жизни эти составляющие отделены друг от друга. Когда я в храме, духовное состояние подминает меня и заставляет действовать в соответствии с канонами. Внутри церкви я себе не принадлежу, я просто соучастник одного общего действа. А на съёмочной площадке стараюсь мыслить, действовать, как выпускник ВГИКа» (Аргументы и Факты, № 47, 18.11.08). Но Спаситель сказал: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Неизбежность выбора очевидна в связи с загруженностью рабочего дня как священника, так и актера. Изучение сценариев, репетиции, съемки, вхождение в роль, выступления в СМИ по поводу снятого фильма - все это наполнено совсем не тем духом, какой должен быть у священника. «Посмотри на самого себя, - говорил святитель Иоанн Златоуст, - каков бываешь ты по возвращении из церкви, и каков - по выходе из театра; сравни оба эти дня, и тебе не будет нужды в наших словах»[6]. Для подлинного священнослужителя в этом выборе уже не может быть никаких колебаний.

Вспомним, что священство - это прежде всего особое посвящение (одно из семи Таинств Церкви), приобщение к благодатному дару, который уже не может вторично быть дан человеку, и который качественно отличает его от того, чем он был раньше. По мысли блаженного Симеона Солунского, Господь наш Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы «возвести нас к блаженной жизни, и сию-то Силу Свою, возносясь от нас, даровал нам через установленное Им Священство. Через него-то теперь совершаются у нас все священнодействия, а без священника не может быть святыни»[7]. Священник всегда и везде по дару Церкви есть образ Христа и потому принятие священником на себя актерской роли есть искажение и преломление Христова образа сквозь призму актерской игры. В фильме «Царь» святитель Филипп произносит знаменательные слова: «Не вижу я государя ни в одеждах этих, ни в делах его». Слова эти могут быть с полным правом обращены и к священнику, наряжающемуся в одежды шута или уголовника, вживающемуся в их роль.

Человек, однажды принявший решение посвятить себя Церкви, осуществивший это решение в хиротонии, не имеет права сдаваться, с ним произойдет то же самое, что и с человеком, бросающим семью ради яркой влюбленности (или думающим совмещать то и другое). Он и нового не получит, и потеряет то, что имел. Нам кажется, хотя мы можем и ошибаться, что снятие сана обернется для отца Иоанна серьезным духовным сбоем, внутренним опустошением, но продолжение играть роли усугубит внутренние противоречия. «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия», - предостерегает Спаситель (Лк. 9: 62).

Сам отец Иоанн в телепередачах и интервью ссылается на два основания своего возвращения к актерству: необходимость кормить семью и благословение священноначалия. У отца Иоанна действительно большая семья - шесть детей и жена, которых не прокормить за счет обычной профессии. Но если мы честно посмотрим на эту проблему, то разве когда-то было такое, чтобы Господь оставлял многодетного священника, всецело преданного Церкви? У священнослужителей традиционно бывает много детей, и если в наши дни батюшка появляется в храме не один день в неделю, а всецело предан служению Церкви, то семья его голодать не будет. Благословение же всегда предполагает путь, спасительный для души, полезный для Церкви, благотворный, а не соблазнительный. Как соотнести с таким благословением участие отца Иоанна в фильмах, в которых он по собственному признанию преследует исключительно коммерческие цели (фильм «Царь» он относит к другой категории, здесь он играл для души)? - «не можете служить Богу и маммоне», - говорил Христос (Мф. 6: 24). На наш взгляд, благословение нельзя рассматривать как всесокрушающий молот, которым расчищается дорога к своевольным и корыстолюбивым поступкам.

Судя по рассуждениям отца Иоанна Охлобыстина в его интернет-дневнике, видно, что он сам чувствует что-то не то. Вот его слова: «Поразмыслив, я понял, что в прочитанной критике есть определенный резон... Наверное, я обращусь к Святейшему с просьбой отстранить меня от служения, пока я не найду правильный вопрос и единственный ответ на него». Даже по словам режиссера П. Лунгина, «определенные противоречия, конечно, есть... Играть и воплощать талант, который в нем (отце Иоанне) есть (и, в том числе, кормить семью), и служить у алтаря - это тот вопрос, то противоречие, которое в нем живет». Очевидно, что голос совести все же указывает на несовместимость священного сана с актерством, ведь нашего внутреннего судью иной раз невозможно заставить молчать. А «если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Ин. 3: 20).

Интересно заметить и следующее: на самом деле, отца Иоанна лишать священного сана никто не собирается. Не то сейчас время, не те идеалы и нравы. Его заранее бы предупредили, что мол не следует так поступать, предложили бы подумать, поразмышлять, переосмыслить свое поведение. Ничего подобного нет, и вряд ли было бы. Но официально обращаясь в Патриархию, он создает провокационную ситуацию, в которой придется принимать публичное решение. Не афишировалось в Церкви возвращение отца Иоанна к актерской игре - оно состоялось как бы само по себе, как дело, не предаваемое церковной гласности, словно ничего особого не произошло, не надо бы и афишировать свои сомнения и колебания. А может быть, всё и будет замолчано, как бы никакого прошения вовсе и не было.

Если сам отец Иоанн или кто-то из его почитателей прочтут эту статью, то очень не хочется, чтобы они подумали, будто автор испытывает неприязнь к отцу Иоанну или что-то еще в этом роде. Нет, мы считаем, что отец Иоанн действительно талантливый человек, он прекрасно справляется с актерскими ролями (что очевидно по тому же фильму «Царь») и, вероятно, как священник способен к плодотворному пастырскому служению. Однако нам кажется, что пример отца Иоанна Охлобыстина, пока являющийся исключением, все же служит определенным знаком, знамением тех тенденций, которые намечаются в нашей Церкви и в нашем обществе. Верно то, что всякий исключительный случай в либеральное время легко становится поводом к повторению «подвига», и значит, задуматься уже следует. Неужели нельзя, если ты священник и тебе очень хочется заниматься кино, исполнять в крайнем случае функции режиссера, сценариста, консультанта и т.п., без принятия актерской роли, или, напротив, если ты актер, то зачем принимать священный сан как будто это легкое и интересное хобби? Повторим, что в хиротонии всякий ставленник наделяется образом Христова служителя и этот образ уже не должен затмеваться никакой земной, тем более преступной и циничной ролью.

И все-таки не нужно забывать, что мы имеем дело прежде всего с человеческой судьбой, с неповторимой жизнью, с человеком, которого тоже любит Бог, и потому нужно не осуждать его, а молиться о нем. Отец Иоанн Охлобыстин, будучи талантливым, творческим человеком, имеет и свой уникальный жизненный путь. А творческие, талантливые люди всегда подвергаются наиболее тонким, ухищренным, глубоким искушениям. Да избавит Господь его от этих соблазнов и да устроит его жизнь на пользу ему самому и на благо всей Церкви.

Валерий Николаевич Духанин, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии, кандидат богословия

Журнал «Благодатный Огонь»


[1] Киприан Карфагенский, св. Творения. М.: Паломник, 1999. С. 383.

[2] Властарь Матфей. Алфавитная синтагма. М., 1996. С. 208.

[3] Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 452.

[4] Властарь Матфей. Алфавитная синтагма. С. 266 – 267.

[5] Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М., 2000. С. 22.

[6] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 4. Кн. 2. М.: «Златоуст», 1995. С. 857.

[7] Симеон, архиеп. Фессалоникийский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. – Спб., 1856. С. 13 – 14.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 98

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

98. Аркадий : Re: Может ли священник быть актером
2010-01-03 в 11:13

Душевные смятения и метания г. Охлобыстина конечно могут вызывать сожаления. Но вспомним другие его творения, типа фильма ДМБ. Человека, участвовавшего в такой похабени ни то что в свящзенники, его к причастию лет на 10 допускать нельзя, к тому же без всенародного публичного покаяния. Это не просто "развлечения" и шутовство. Один офицер, мальчиком еще попавший на войну, говорил мне что за такое издевателство над Армией просто расстрелял бы автороов и создателей фильма ДМБ - может резко, но по армейски и по мужски верно. Это не пародия на советскую армию, это злобная пародия на русский народ и вдобавок с элементами сатанизма (совокупления на кладбище). Что уж говорить о шутовстве "в квадрате" и соучастии в поношении первого русского царя. С учетом того, что судя по всему сам Охлобыстин просто дитя своего времени и своего окружения, что сам он не соображает до конца что делат, конечно вся ответственность лежит на священноначалии, допустившего эту ситуацию. реакция православного народа тут может быть только одна, как и во времена первой волны обновленчества в начале 20 века - не воспринимать и не принимать таких людей как носителей священного сана.
97. Григорий С. : Виталю Н.
2009-12-27 в 22:38

>Как впрочем, странна и вообще вся эта история с Охлобыстиным

Это масштабная провокация против Церкви, не сводящаяся к судьбе одного священника. И это только часть большой программы "Перестройка в Церковь". Задачи две: выдавить в раскол как можно больше традиционалистов и привлечь массовку, у которой "Бог в душе" и которая может воспринимать только модернизированное, упрощенное вероучение.
96. Евгений (Нижегородская обл) : Re: Может ли священник быть актером
2009-12-27 в 18:38

Страшно не то, что сейчас священник может быть актёром (6-е Правило Святых Апостолов: Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина.), а то, что актёр может (так легко) стать священником. Как бы Православная культура не превратилась в зрелищную.
95. Виталий Н. : об актерстве
2009-12-27 в 07:16

Современная культура - прежде всего, зрелищная культура. Всё остальное - литература, подлинная музыка и т.п. - уходит на второй план. Потому актер для современного человека неприкосновенен, актер - это герой номер один. А раз так, то все (в патриархии) и молчат о совместимости священства с актерством.
94. Яна : Re: Может ли священник быть актером
2009-12-26 в 22:30

Помеха ли моему телу больная голова? Пусть руки радуются, что здоровы, и спокойно набивают на клавиатуре очередной комментарий...
Я всегда считала, что мы все - тело Христово. Причащаемся из одной чаши. Или спасение утопающих - дело рук самих утопающих?
93. Вера. : Вопрос на комм.90
2009-12-26 в 21:40

Чего нам дальше ждать? ...от Охлобыстина?

Это вопрос Яны?
92. slavacozakam : Re: Может ли священник быть актером
2009-12-26 в 21:35

ближе к канонам все же мирской человек, Легойда, чем священник, о. Вл. Вигилянский. И при полном молчании Патриарха.

Вигилянский - бывший журналист, Охлобыстин - бывший артист. Надеть рясу - не значит изменить внутреннего человека. А артисты - вообще живут похвалой, сиречь "рейтингом" по нынешнему. Бедные они, бедные.
91. Евгений (Нижегородская обл) : Охлобыстина подставили
2009-12-26 в 20:38

Моё мнение такое, что Иван Охлобыстин решил сняться в фильме П.Лунгина после якобы православного ф."Остров". А поскольку историю он изучал по тем же учебникам, что и все мы когда-то, вот и не усмотрел никакой подоплёки. Фильм-то якобы о подвиге Православного и прославленного митрополита Филиппа. А уж как относятся к царю Иоанну Грозному многие клирики и по сию пору, я бы привёл пример но о мёртвом лучше умолчу, скажу только, что хуже чем Лунгин. За о. Иоанна и рБ Петра всё же помолюсь, да простит их Господь.
90. Одиноков : Яна: Чего нам дальше ждать?
2009-12-26 в 19:39

А может, ничего не ждать, а просто делать дело своего спасения?.. Вряд ли нам Охлобыстин в этом помеха. Скорее уж мы сами себе...
89. Яна : то ли еще будет
2009-12-26 в 18:21

Вот тут Легойда, начальник синодального информационного отдела РПЦ, мирянин, высказывается о недопустимости по канонам священнику быть актером. И тут же о. Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской Патриархии, говорит, что Охлобыстину свой "вопрос" нужно решить с духовником в силу своей "уникальности", которую "надо беречь".
http://www.rg.ru/200.../02/ohlobystin.html
То есть налицо "двойная двойственнойсть": две синодальные структуры - информационный отдел и пресс-служба, дублирующие друг друга (разницу пока простому христианину совсем не видно), высказываются совершенно по-разному в лице своих руководителей. Причем ближе к канонам все же мирской человек, Легойда, чем священник, о. Вл. Вигилянский. И при полном молчании Патриарха.
Чего нам дальше ждать?
88. Одиноков : Виталию Н.
2009-12-26 в 00:44

Странно - не то слово... Но то ли ещё будет?..
87. Виталий Н. : комментарий
2009-12-26 в 00:00

И все-таки странно, что Патриархия до сих пор не высказалась по поводу совместимости актерства со священством. Как впрочем, странна и вообще вся эта история с Охлобыстиным.
86. Одиноков : 84. Евгению
2009-12-24 в 14:37

Всё же, наверное, вифлеемская 8-конечная звезда не есть одно и то же, что звезда светлая и утренняя, каковой Себя уподобляет Христос в Откровении.
85. Одиноков : 83. Смерти моей желаете?.. :-))
2009-12-24 в 14:28

Предложение, брат Валерий, сильное... Увы, мы слишком сдали позиции, чтобы теперь пробовать. Но разъяснять, хотя бы, при случае - необходимо. Иначе нам разъяснят скоро, что на немецких танках и самолётах тоже были изображения крестов, а стало быть...
84. Евгений (Нижегородская обл) : Утренняя звезда шести или восьмиконечная?
2009-12-24 в 14:18

священник Афанасий Гумеров: "В Православии нет специального изображения утренней звезды."
А я думал, что восьмиконечная "Путеводная звезда" (которую так же опорочили вольные каменщики) и есть та самая Утренняя звезда, с которой путешевствуют волхви.
83. Провинциал : Почуствуйте разницу!
2009-12-24 в 13:32

81. Одиноков

- Ну так попробуй, брат Владимир, разместить свастику (коловрат) там, где ныне спокойно размещают магендавид. И спокойно объяснить.
82. Одиноков : ещё Провинциалу
2009-12-24 в 13:15

"А посему надо, как уже сказано, трезветь..."

Для кого-то сегодня подобное "трезвение" становится новой формой дурмана. Это как с пресловутыми масонами: замечено, чем больше человек занят поисками вольных каменщиков внутри Церкви и вокруг себя, тем всё меньше его занимает проблема его же личных грехов... Вчера вот показали в новостях взрослого и страшно серьёзного человека, которых ходил и мазал краской могильные памятники тех, кого он "по внушению от Бога" счёл для себя врагами отечества и русского народа. С мёртвыми вообще удобнее воевать... Как и с символами.
81. Одиноков : Провинциалу
2009-12-24 в 13:04

Должна ли Церковь уступать мiру сему, если мiр похищает её права? Свастика присутствует в римских христианских катакомбах. Её можно встретить в орнаменте многих наших храмов (ярче всего мне запомнилась в Свято-Никольском храме на севастопольском Братском кладбище) и даже на священнических облачениях (самолично видел русские фелони конца 19 в.). Значит ли это, что багодаря германскому нацизму Церковь должна стыдливо отказаться от своих древних символов? Нужно людей ПРОСВЕЩАТЬ, а не прятать головы в песок аки страусы и не стращать друг друга невежественным вздором. И в вопросах глобализации и ИНН, в том числе, отделять истину от пустых басен. Иначе придётся бежать в конце концов не от скверны, а за церковный порог, не к Истине, а в строго обратном направлении.
80. Евгений (Нижегородская обл) : конспирологическое дополнение к грамотному ответу
2009-12-24 в 13:01

В XII в. в Хазарии зародилось мессианское движение, попытка еврейского "крестового" похода с целью завоевания Палестины силой оружия. Инициатором движения выступил хазарский еврей, некий Соломон бен Дуи (или Руи, или Рой), которому помогали его сын Менахем и один писец из Палестины. "Они писали письма всем евреям, ближним и дальним, во всех землях вокруг... Говорили, что пришло время, когда Бог соберет Израиль, народ Свой из всех земель в Иерусалим, священный город, и что Соломон бен Дуи - Элия, а сын его - мессия".

Призывы эти адресовались, очевидно, еврейским общинам Среднего Востока и вряд ли возымели большое действие, потому что следующий эпизод имел место лишь спустя двадцать лет, когда молодой Менахем назвался Давидом ал-Роем и принял звание Мессии. Хотя движение зародилось в Хазарии, центр его скоро переместился в Курдистан. Там Давид собрал внушительную военную силу - видимо, из местных евреев, усиленных хазарами, - и завладел стратегической крепостью Амади к северо-востоку от Мосула. Оттуда он, возможно, надеялся пройти до Эдессы, прорваться с боями через Сирию и оказаться в Святой Земле.

Давид определенно зажег в сердцах евреев Среднего Востока горячие мессианские ожидания. Один из его посланцев прибыл в Багдад, где наставлял евреев - возможно, с излишне убедительной экзальтацией - выйти в назначенную ночь на плоские крыши их домов, откуда они на облаках перелетят прямиком в лагерь мессии. Немалое количество евреев провели ту ночь на крышах в тщетном ожидании волшебного перелета.

Однако раввинская иерархия Багдада, боясь репрессий со стороны властей, враждебно отнеслась к псевдо-мессии и грозила ему изгнанием. И неудивительно, что вскоре Давид ал-Рой был убит - видимо, во сне и, как считается, собственным тестем, подкупленным недругами.

Существует теория, по которой шестиконечный "щит Давида", красующийся на флаге современного государства Израиль, превратился в национальный символ как раз во время похода Давида ал-Роя. "Именно тогда, - пишет Барон, - как предполагают, шестиконечный "щит Давида", прежде бывший частью орнамента или магической эмблемой, стал превращаться в главный национально-религиозный символ еврейства, а в 1527 г. появился в Праге на еврейском флаге."

Барон заканчивает главу о Хазарии: "Своим пятисотлетним существованием и последующими отголосками в жизни общин Восточной Европы этот заметный эксперимент по еврейскому государственному строительству оказал, несомненно, больше влияния на еврейскую историю, чем мы пока в состоянии представить". (Артур Кестлер. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. Гл. IV, 11)

Так что «звезда Давида» не имеет отношения к псалмопевцу царю Давиду. Кстати, свастика так же является вполне благочестивым символом царской власти (царица Александра часто ставила свастику рядом со своей подписью), а то что некоторые фашисты присваивают себе тот или иной символ, ещё не делает их «символами зла».
79. Провинциал : Не все йогурты одинаково полезны.
2009-12-24 в 12:32

Одинокову: "Близ есть, при дверех"
А посему надо, как уже сказано, трезветь, и быть бдительным. Церковь-то устоит, но участь отдельно взятых Ее членов - под вопросом. Посему нужно бежать всего скверного, будь то глобализация, ИНН, или магендавид. кстати, к Царю Давиду, пророку, этот символ никакого отношения не имеет.
78. Провинциал : Я ж предупреждал: "Человечий ум изощрён"
2009-12-24 в 12:27

77. Одиноков: "Вот грамотный ответ"

- Столь же и лукавый. Ибо В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ этот символ ЯВЛЯЕТСЯ СИМВОЛОМ ИУДАИЗМА. Примените ответ священника к свастике - и получите понятие о лукавстве.
77. Одиноков : Дмитрию
2009-12-24 в 10:17

Вот грамотный ответ на Ваш вопрос:
http://www.pravoslav....ru/answers/6382.htm

Выражаясь словами уважаемого Провинциала, может, лучше и в самом деле "молчать в тряпочку", чем распространять бесконечные "бабьи басни"?.. Неужели можно годами держаться нелепой мысли, что и в Церкви сплошь одни враги и тайные масоны? Вот так дикая конспирология постепенно заменяет людям веру во Христа и в то, что врата адовы никогда не одолеют Его Церкви. О таких людях и сказано: "Убояшася страха, идеже не бе страх"...
76. Провинциал : Re: Может ли священник быть актером
2009-12-24 в 09:42

А вообще-то, братья, все мы, по словам о.Ивана, "твари сварливые":

"если бы я был диаволом, я бы самозабвенно трудился блогером в Интернете, вместе со всем пишущим коллективом преисподней, на каком-нибудь не епархиальном, православном ресурсе. На сайтах любителей садоводов или филателистов их не встретишь. Грязь предпочитают твари сварливые.
Безграмотные, психически нестабильные, агрессивные. Черти, да и только....
Злоба черной жижей булькала в моем сердце всю дорогу до самого дома, где я на свою беду включил компьютер и тут же наткнулся на статью сановитого еретика недоумка Диомида, обвиняющего здравствующего патриарха Кирилла в прямом сговоре с Антихристом по вопросу ИНН."
Т.е., нам гневаться и спорить не положено, а вот "булькать злобой"акт.о.Ивану - это лишь последствия...

Признавая, что некоторая доля правды в его словах есть, все же дико слушать столь харизматические душеизливания из уст священника.
75. Провинциал : Нам ничто не повредит, даже то, что уж смердит...
2009-12-24 в 09:32

Дмитрий: "Я прошу уважаемых служителей церкви пояснить смысл и цель присутствия звёзд давида в убранстве и на крестах храма"

- Человечий ум изощрён. Уверен, что Вам дадут скольугодно много ответов на этот вопрос. Самый распространенный ответ (было все это уже на форуме!): "Никакой символ нам не повредит, даже три шестерки на лоб можно, главное - молись, раб Божий и кайся в своих грехах!"
Подобный ответ будет и на вопрос, почему иудеев награждают православными орденами, какое отношение имеет иудей к св.прп. Серафиму или св.прп.Сергию Радонежскому.
Молчите в тряпочку, уважаемый Дмитрий вкупе с многими...
Кстати, подобными символами "благословляли" православных.
74. Дмитрий : Значение символов
2009-12-24 в 02:27

Я крещёный православный христианин. Я прошу уважаемых служителей церкви пояснить смысл и цель присутствия звёзд давида в убранстве и на крестах храма Христа Спасителя в Москве, на куполе Троицкого собора в Питере, а так же всевидящее око на фасаде Казанского собора Санкт-Петербурга.
73. Раиса Ильина : Не отдавайте святыни псам!
2009-12-22 в 09:47

"Кстати, 62-е правило Шестого Вселенского Собора запрещает мужчинам надевать женскую одежду, а женщинам - мужскую (что нередко встречается в актерской игре), а также использовать маски: «Не носити личин комических, или сатирических, или трагических». Известный толкователь канонических правил Матфей Властарь поясняет, что данное правило «запрещает надевать личины комические, употребляемые для осмеяния, или трагические, употребляемые для возбуждения сострадания и плача»[2]".
Меня настораживает уже не издевательство Охлобыстина над Таинством священства (с этим ясно...) Меня настораживает та елейность, тот пиитет, с которыми г. Духанин "подкрадывается" к актеру Охлобыстину, безосновательно унижая христианское достоинство и достоинство Церкви Божией. Охлобыстину нужно указать за порог храма потому, хотя бы, что уже множество известных его деяний говорят о невозможности его священнического служения в Церкви. Да он и не церковный человек. Неужели еще можно сомневаться? Мы устали от таких персонажей в наших храмах. Мы вынуждены уговаривать себя "потерпеть". Но вот это уже момент, когда даже не молчанием, а сюсюканьем с проходимцем, мы соучаствуем в растлении, которое для Охлобыстина - его первое (а не второе) "я".
72. Аноним : Похоже, что так и есть.
2009-12-21 в 00:26

Очень похоже, что Охлобыстин (так мне пригрезилось) пришел в храм, как в театр: за новым ролевым образом и новыми послушными зрителями (какова гордыня?), полагая что жизнь - это совокупность демонстрационных ролей и образов, на выбор. В данном случае конкретный актер (и режиссер) решил освоить ещё одну роль, разучить ещё одно позитивное и оригинальное амплуа. Если я не ошибся, то когда эта роль будет освоена, есть большой шанс, что ему захочется её сменить на новую.
71. Вера. : уточнение
2009-12-20 в 22:54

Выходит, о Церкви надо молиться, чтобы дала чёткий ответ - может ли священник РПЦ МП делать ... далее список.
А если делает, значит получил благословение?
70. Вера. : на комм. 67
2009-12-20 в 20:41

Наталья, почему Вы решили, что Ваше краткое слово кого-то обидело и, что кто-то здесь проявляет враждебные чувства к людям заблуждающимся и, даже, явно согрешающим?
Возможно, потому, что в полемику "нашу" Вы подробно не вчитывались и сходу решили, что люди здесь просто ссорятся(?)
Вчитываться, всё же, нужно и поразмышлять о прочитанном, тоже, желательно.
69. Вера. : о молитвах (на ком. 66)
2009-12-20 в 20:22

Молитва батюшки Иоанна (Крестьянкина) не для меня.
Я очень люблю молитву "Спаси, Господи, люди Твоя..."

Не сомневаюсь, что подлинно сильные молитвенники-схимники молятся о том, чтобы РПЦ МП была православной во ВСЕХ делах своих, а не только по названию.

Иерей Иван Охлобыстин, видимо, тоже молится.
Все христианские (бывшие православными) поместные церкви, тоже, молятся.
Церковные политики, коим несть числа, тоже молятся и, похоже, их молитвы самые успешные.
68. comandante 1 : про тараканов и святошество
2009-12-20 в 17:39

Дорогая Наталья, никак не хотелось лично Вас задеть и тем более обидеть - ответ писался по посту Веры, а у нее не было на вас ссылки - так что не принимайте близко. Это не лично к кому-то, это вообще. Нельзя молиться за человека, у которого Вы видите трагедию, а он у себя этой трагедии не видит... На все, на все должна быть воля Божия, а не самочиние... Господь и тихую молитву слышит, не то, что уж всем соборне молиться. В общем, тут должна быть и духовная мера и духовный разум и разумная умеренность... Я Вас уверяю: так много немощных, несчастных, одиноких и ослабевших людей,стариков, детей и подростков, страждущих телесно и душевно нуждаются в наших соборных молитвах... Спаси и помилуй, Господи, и да будет святая и благоугодная воля Твоя. О чем мы можем здесь еще просить не во грех собственной душе? А про святошество было сказано вовсе в адрес тех, для кого святошество, это когда одной рукой все вокруг заливается елейными присказками и смиреннословием, а другой рукой прихлопывают тут же ничтоже сумняшеся брата как таракана и вовсе без тяжелых колебаний. Это наблюдения вообще. Вы же меня простите, пожалуйста. Большинство Ваших постов очень хорошие!
http://comandante1.livejournal.com/
67. Наталья : Re: Может ли священник быть актером
2009-12-20 в 16:33

Дорогие друзья, вот уж не ожидала, что мое краткое слово может кого-то обидеть, простите великодушно! Признаться, в полемику вашу подробно не вчитывалась, просто близко к сердцу принимаю человеческую трагедию вышеупомянутого священника и его семьи. Я считаю, что проявлять враждебные чувства к людям заблуждающимся и даже явно согрешающим, не имеет никакого смысла, а душе нашей наносит большой вред. Соборные же молитвы творят чудеса, какое уж тут святошество... Простите за прописные истины.
66. Екатерина Домбровская : Молиться о Церкви, как учили отцы
2009-12-20 в 14:44

Конечно же, Вера, о Церкви мы должны нашей молиться в первую очередь, а так же о себе грешных, о близких наших, а брать на себя молитвенный подвиг молиться за иерея, который не уверен в том, пребывать ли еще ему иереем или нет (об оставлении актерства, насколько понимаю, речи вообще нет!) - пожалуй, следует оставить подлинно сильным молитвенникам-схимникам и тем, кому это будет сугубо благословлено (сомневаюсь, что духовники этот молитвенный порыв будут поддерживать в среде обычных рядовых прихожан). А молитву за св. Церковь выписываю прямо здесь. Она принадлежит Батюшке Иоанну (Крестьянкину), который сам читал ее еженедельно:
"Господи, Боже наш,великий и многомилостивый!Во умилении сердец наших смиренно молимся Тебе:
сохрани под покровом Твоея Благости от всякого злаго обстояния Святую Церковь Твою и нас, в скорби сущих, верных чад Ея./ Огради нас на всех путех наших святыми Твоими Ангелы, да ничтоже успеют обидящие нас, и сын беззакония не приложит озлобити нас./ Исполни нас долготою дний и крепостию,да совершим вся во славу Твою, и во благо Святыя Церкве Твоея. /Мы же, всеблагому Твоему промышлению о нас радующеся, на всяк день и час благословим и прославим всесвятое имя Твое, Отца и Сына и святаго Духа".
65. Вера. : о молитвах
2009-12-20 в 06:20

Спаси Господи, Команданте 1, и Вас с прошедшим праздником!
Я вот думаю, слушала (читала) ли семья батюшки эту часовую беседу на "Эхо"?
В том, что её слушало большое количество от "малых" до "старых", сомневаться не приходится.
Даже вопрос был задан о храме, в котором он служит.
По большому-то счёту, речь не об Иване Ивановиче, а о Русской Православной Церкви.
Выходит, о Церкви надо молиться?
Жаль, что "общественность" на встречах не задаёт этого вопроса владыке Иллариону.
64. Команданте 1 : Re: Может ли священник быть актером
2009-12-19 в 21:41

Метко, Вера - кладу поклон. С праздником святителя Николая! Ох, уж эти мне святошеские "соборные молитвы"... Уж лучше тихо оплеуху стерпеть личную...
63. Вера. : помолимся
2009-12-19 в 19:53

...давайте лучше соборно помолимся об о.Иоанне и его семье.
---
Какие люди молятся за него - Фролов и очень большая К°!
Вся церковная ПОЛИТИКА теперь их молитвами поддерживается.
62. Наталья : Re: Может ли священник быть актером
2009-12-19 в 11:18

Спасибо, уважаемый Валерий, за Вашу статью на столь актуальную тему. Полностью разделяю Ваше мнение, спаси Вас Господи. Братья и сестры, не будем ссориться, давайте лучше соборно помолимся об о.Иоанне и его семье. Всех поздравляю с праздником свт. Николая!
61. Вера. : о жидовствующих (на комм. 59)
2009-12-19 в 03:00

Наши беды от того, что мы не хотим изменять, преображать себя, чтобы служить Богу, а хотим изменять Церковь (и в том числе образ священника) в угоду миру.
---
Вот они и есть жидовствующие, с их мечтой о рае на земле.
60. Эрго : Александр Б. из Москвы 40.
2009-12-18 в 22:34

Невероятно, но Иван Охлобыстин играет Чапаева. Стройная блондинка изображает Петьку, на поверку оказывающегося женщиной. Анка в финале погибает, переплывая Урал. А Чапаев выживает. И "Петька", влюбленный в полководца, выплывает тоже. Они "семейно" начинают мирную жизнь. Хотя Чапай сперва не уразумел, что его "оруженосец" - женщина, и считал воина Васильева голубым.- Не допущу педерастии в дивизии! - на крупном плане кричит Охлобыстин. http://www.steretool...l-v-chapaeva-46.html
Кстати, если рационально суммировать неприятие актерско-религиозного синтеза, олицетворенного актёром Охлобыстиным в образе пасквильного шута в Лунгинском (!) фильме "Царь", полным злобы и клеветы в адрес исторической России, то поражает не столько беспринципный выбор батюшки, сколько его последующее нераскаянное молчание на публике...


Сам факт "перешучивания жизни и сакральных символов российского государства" и выбора своим пастырем не бога, но Лунгина. вызывает очевидные сомнения в основах его человеческой нравственности. А его скоромное молчание и невнятность объяснений (а значит и неискренность) только укрепляют сомнения прихожан и свидетельствуют о грехе гордыни и профессиональном (актерском) самомнении... В первую очередь ему самому необходимо объясниться с богом и людьми, вступить с ними в искренний и тяжелый разговор (не лицедейский нарциссический диалог в "Деталях"). Он нравственно обязан выразить свое отношение к фильмам Лунгина, истории России и современности, в частности, к либерализму, телевидению, современному кинематографу и своей тусовочной среде, из которой он (не) "вышел". Мы должны вместе с ним понять: Who is mister Oxlobistin? Иначе «очень сложно идти "в разведку" с человеком, который вообще-то идет на рыбалку».
59. Виталий Н. : о жидовствующих
2009-12-18 в 21:44

Думаю, что не стоит во всех бедах прозревать происки жидовствующих, не настолько они уж всесильны. Наши беды от того, что мы не хотим изменять, преображать себя, чтобы служить Богу, а хотим изменять Церковь (и в том числе образ священника) в угоду миру.
58. Вера. : Об очевидном (на комм. 54)
2009-12-18 в 20:23

Многие (и я в том числе) усматривают в этом целенаправленные действия жидовствующих по развалу Церкви.
---
Что ещё должно произойти, чтобы "усмотрели" все... (?)
57. ученица : Re: Может ли священник быть актером
2009-12-18 в 19:44

Е. ГОРДОН: Вот кабы не были бы Вы священником, на час бы мы с Вами вопрос не растянули. Вот помогает ли Вам с пиаре Ваш этот самый поповский пост?
И все-таки пиар?
56. ученица : Re: Может ли священник быть актером
2009-12-18 в 19:34

Люси пост41
" Но в самом деле. после того, как все подключились к исканиям оИоанна, уже никто не сможет его спокойно воспринимать ни в качестве актера, ни священника."
Может быть не совсем так. Скучающему обывателю будет любопытно, как это батюшка снимается, кого играет, в каких сценах, БМВ ведь именно священнику-актеру подарили, на Русских новостях именно священник-актер вещает. Всем вдруг стал интересен. А кто-то может и злорадоваться будет. А вообщем, жаль р.Б. иерея Иоанна.По человечески жаль.
55. Виталий Н. : о либералах
2009-12-18 в 18:21

Действительно, пока таких как Охлобыстин немного. Но его поведение уже оправдывают как эффективное миссионерство в среде актеров. Так говорят о. Андрей Кураев и Кирилл Фролов, которые настаивают на сохранении за ним священства при продолжении актерской игры.
54. Провинциал : Re: Может ли священник быть актером
2009-12-18 в 10:52

"Охлобыстин, он и в Москве один такой, по-моему, ну может парочка найдется еще похожих."

- Вся беда в том, что "похожих" и таковы х быть не должно в принципе. Но их много. Пусть не совсем таких. Много и их покровителей, и они-то как раз "правят бал". Увы!
Кто-то ведь (Патриарх?) давал этому... "благословение", кто-то рукополагал.
Многие (и я в том числе) усматривают в этом целенаправленные действия жидовствующих по развалу Церкви. Если так дальшей пойдет, то все нормальные священники станут "маргиналами".
А "церковь" обновленцев и глобалистов - уже не Церковь, а секта.
Интересно в приведенный эховский протокол включить бы (в милую беседу) Давида Марковича.
53. Одиноков : Re: Может ли священник быть актером
2009-12-18 в 10:16

Аноним, ответивший Вере, это я. Техника подвела...
52. Аноним : Вере
2009-12-18 в 10:14

Вера, у меня нет и не было цели обидеть Вас. Если Вы уже давно не унываете - очень хорошо. Это знак большой духовной победы. Н в Вашем тексте я этого не увидел.
Согласен, что "придраться" - не тактичное слово.Но придраться к словам человека и к словам Христа - это, уж как хотите, не одно и то же. Друг друга-то христианам покритиковать в чём-то позволено? Впрочем, тут, наверное, надо ещё хорошо подумать, кого ты собираешься критиковать.
Но тут уж я примолкну, поскольку Вы так ничего и не пожелали понять из сказанного мной прежде. Воля Ваша. Хотя я не сказал чего-то, как Вы выражаетесь, не по делу.
Препираться по делу и не по делу я уже порядком устал.
Простите.
51. Филимонов : Re: Может ли священник быть актером
2009-12-18 в 07:01

Что, кто - то действительно думает, что случай с о. Иоанном - тенденция, проявление какой-то общей проблемы?! Поверьте, это не так.

Там где я живу, духовенству и в жизни бы в голову не пришло заниматься хоть сколь-нибудь подобными вещами. Поверьте, реальные проблемы - абсолютно иного рода. Нехватка людей, нехватка денег, нехватка знаний, нехватка желания и умения хоть чего-то делать, нехватка здравого смысла и логики в окружающей нас действительности, вопиющее невежество и дикость абсолютного большинства населения в религиозных вопросах. Нам храм достраивать не на что, и в каком виде он достоит до весны без кровли, еще неизвестно. А Охлобыстин, он и в Москве один такой, по-моему, ну может парочка найдется еще похожих.
50. Вера. : Одинокову (комм. 48)
2009-12-18 в 00:46

Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8)

Не хотите ли придраться к словам Спасителя?

Вы так много написали, но всё не по делу, что даже придираться нет желания.

Однако, у меня к Вам есть просьба - запомните, пожалуйста, что я уже давно перестала унывать.
49. Виталий Н. : о современности
2009-12-17 в 23:21

Церковь выстоит, не смотря ни на что, но не все выстоят в Церквии и не все сохранят верность ей. Как бы не получилось, что скоро на подобные темы будут комментарии противоположного характера, дескать жаль, что священники не принимают личного участия в мирском искусстве.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме