Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Казнить смертью нельзя!

Протоиерей  Вячеслав  Пушкарев, Русская народная линия

12.12.2009


Клирик Иркутской епархии утверждает, что, вынося смертный приговор грешнику, мы выносим его своему родному брату …

В ходе баталий правозащитников и представителей наших партий и общественных союзов по поводу продления моратория на применение смертной казни в РФ открылся огромный разброс мнений по этому поводу. Сегодня мы публикуем мнение заведующего миссионерским отделом Иркутской епархии Русской Православной Церкви протоиерея Вячеслава Пушкарёва.

- Отец Вячеслав, какова ваша позиция как религиозного человека: вы за или против смертной казни?

Протоиерей Вячеслав Пушкарев- Я против смертной казни. Моя отрицательная позиция зиждется на прямом трактовании заповеди раскрытой в Евангелии от Матфея: « Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» [Мф. 5: 21]. В каждом Евангелии повторяются эти же слова самого Бога. Этот евангельский запрет распространяется именно на все формы насильственного убийства конкретных людей, которые не связаны с самообороной и обороной ближних. В случае с обороной вопрос раскрывается по-иному... Кроме того Евангельское предание считает человеческую жизнь бесценной.

- А что по этой проблеме можно почерпнуть в Священном Писании? Мы знаем из разных источников, что казнь всегда применялась в среде религиозных людей. Ведь казнили же пророков и Христа тоже именно казнили.

- В Ветхом Завете Моисей положил между людьми непреложный закон, который отчётливо прописан во Второзаконии: «Не убивай» [Втор. 5: 17]. Но, увы, уже при горе Хорив евреи показали, что они ещё не способны жить с Богом по убеждению, а потому Моисей и его судьи вынуждены были создать юридический корпус со смертельными принуждениями, освящённый волей Самого Иеговы. В ходе времён, наполненных различными жизненно-религиозными коллизиями, ветхие люди придумали массу разночтений Закона Моисеева и стали практиковать смертную казнь очень широко, как нечто нормальное. Именно под этот человеко-юридический пресс попали многие пророки, чья жизнь и пророчества не вписывались в конкретно-историческое понимание мало религиозных людей из среды тогдашней верхушки еврейского народа. Так неправильно и не по-Божьему стали жить верующие в Ветхом Завете.

Мы же, христиане, выведены Спасителем из Ветхого Завета и уже две тысячи лет живём в Новом Завете, где отменены все крайние формы взаимоотношений между людьми. Так в повествовании от Матфея не разрешается даже простой гнев и оскорбления: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: 'рака' (дурак), подлежит синедриону; а кто скажет: 'безумный', подлежит геенне огненной» [Мф. 5: 22]. То, что Ветхозаветный Синедрион приказал казнить Спасителя позорной казнью на кресте, давно заклеймено человечеством, как очевидное беззаконие. Даже с точки зрения Ветхозаветных юридических норм эта казнь является вопиющим преступлением - использованием руководящего ресурса в религиозно-политических целях и не может служить для объяснения рассматриваемого нами вопроса, но зато отлично показывает нам через века, как может пострадать невиновный, когда смертная казнь применяется направо и налево.

- Но может кого-то всё же необходимо казнить ради спасения других, или ради устрашения?

- Никого! Казнить смертью нельзя! По крайней мере, по законодательству точно никого. Конкретная жизнь на местах может иметь какие-то временные особенности, но они не должны подпитываться правом.

- Если бы на вас лично легла ответственность принять решение о том казнить или нет фашистских мучителей и убийц замучивших миллионы невинных людей и детей в концлагерях или скажем серийного педофила-убийцу, вы бы смогли принять такое решение?

- Чтобы нам ни говорили новые мировые «учителя», но согласно с исповедуемым нами Библейским учением выходит, что все люди братья и сёстры по плоти. Может, по духу есть вопросы, но по плоти всё ясно, - мы родня. В первых главах книги Бытия мы видим, сколь силён гнев Бога на братоубийцу Каина: «И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» [Быт. 4: 10, 11]. Любая кровь вопиет к отмщению, и потому казнь даже столь одиозных злодеев не принесёт нам совершенного освобождения от этой мрази, но наоборот - ввергнет нас в череду тяжелейших жизненных недоразумений, вызвав со стороны их друзей и родственников волну мести и насилия против сопричастных к приведению в жизнь этих законных убийств. Зло уйдёт вглубь и научится конспирации, что ухудшит раскрываемость подобного рода преступлений. Неужели после Нюрнбергского процесса исчез фашизм или, может, прекратились убийства детей в Германии? А в Чаде, а в Конго?

Мало того, как мы видим в той же книге Бытия, земля возненавидит нас за убийство грешных братьев: «...когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» [Быт. 4: 12]. Это - нищета и голод! Нам это нужно? И потом, кто дал нам право отнимать у преступников жизнь и возможность к покаянию и исправлению жизни? Кто из нас твёрдо уверен, что душа приговорённого нами к смерти негодяя совершенно неспособна к покаянию? Совершенно точно, что никто! Бог Каина не убил и другим запретил его убивать. Спаситель сказал нам, что окончательный праведный суд только у Него. Поэтому я бы отказался применять смертную казнь даже к подобного рода сволочам, но применил бы к ним то, что разрешено любому христианину - изгнание с заточением в местах не способных дать возможность для побега и для продолжения злодейств. Скажем, на Новую Землю, - там вполне можно жить и найдётся время для размышления и покаяния.

- Если вы против казни, а многие из простых людей пока ещё за казнь, то как убедить народ, что смертная казнь не имеет право на существование?

- Я считаю, что необходимо показать людям максимально большое количество несправедливо вынесенных приговоров, которые уже нельзя пересмотреть в силу физического отсутствия беззаконно обвинённых - расстрелянных, повешенных, обезглавленных, убитых электрическим током. Кроме того, надо правильно показать верующему большинству (насколько я помню 86% населения) волю Божию о несправедливых приговорах и казнях: «Я уже не буду молчать о беззакониях, которые совершают они нечестиво, и не буду терпеть в них того, что они делают преступно: вот, кровь неповинная и праведная вопиет ко Мне, и души праведных вопиют непрестанно» [3 Езд. 15: 8]. Это подействует и укажет нашему народу на то, что в данной ситуации не должно быть даже и исключений, так любые исключения постепенно превратятся в практику, как это, к сожалению, было в Петровские времена и в годы советской власти. Но самое главное это то, что все русские люди должны принять для себя как жизненный алгоритм весь Закон Божий, ибо только он способен научить людей беречь других людей и не отнимать у них бесценный дар - жизнь. Только зная Закон Божий, человек способен понять, что, вынося смертный приговор грешнику, он выносит его своему родному брату.

Беседовала Дорима Шабдоева, Иркутск



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 38

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

38. Григорий С. : В Подмосковье пойман маньяк-убийца
2009-12-17 в 21:49

"В Люберецком районе Подмосковья сотрудники милиции задержали предполагаемого серийного убийцу - 24-летнего местного жителя Александра Мещерякова.

Источник в ГУВД Московской области сообщил, что задержанный подозревается в совершении пяти убийств и одной попытке убийства. Задержанный уже сознался в одном убийстве, которое совершил в районе деревни Бисерово. Оперативники вышли на след серийного убийцы 11 октября, когда он примерно в 18 часов в районе метро «Кузьминки» на своей автомашине ВАЗ-2108 взял пассажирку, обещая довезти до города Дзержинска, однако у совхоза «Белая дача» в салоне автомашины начал душить ее, после чего похитил у нее украшения и сотовый телефон. Подозреваемый, полагая, что женщина мертва, выбросил ее в овраг, однако женщина вскоре очнулась и обратилась в милицию. Мещеряков душил своих жертв струной от гитары."

Друзья, не спешите негодовать, это просто наш блудный брат. Это мы виноваты, что он стал убийцей.
37. протоиерей Вячеслав Пушкарёв : Такова жизнь в России.
2009-12-17 в 18:07

Спасибо Вам Александр!
36. протоиерей Вячеслав Пушкарёв : Не согласен с вами...
2009-12-17 в 18:02

Ближний и братья-разные понятия! Братья являются таковыми по крови, а ближними становятся по обстоятельствам духовно-телесного бытия. Не надо путать понятия. Они нам братья-блудные...
35. Александр Б. из Москвы : Провинциалу. В защиту протоиерея Вячеслава Пушкарёва
2009-12-17 в 17:13

Валерий, если, не дай Бог, моих сыновей - уже не маленьких - изнасилуют пидорасы, или какие-либо подонки причинят им какую-либо иную...пакость; если, не дай Бог, то же случится и с моей супругой, то... то в этом будет МОЯ ВИНА, наказание МНЕ за МОИ грехи, лишение меня, как Вы выразились, "надежды на мирную жизнь".
Пора бы всем нам, считающим себя православными христианами, раз и навсегда понять и запомнить, что Божие попущение - в отношении меня ли лично, моей ли семьи, моего/нашего ли народа/ночного клуба/города/страны - есть Божие попущение! И смиряться с тем, что попущено мне/семье/клубу/городу/стране, как со 100%-но заслуженным мною/семьей/клубом/городом/страной. ДАЖЕ ЕСЛИ ТАМ ФИЗИЧЕСКИ НИКОГДА НЕ БЫЛ, И НИКТО ИЗ МОИХ РОДНЫХ, ЗНАКОМЫХ И БЛИЗКИХ ТАМ НЕ ЖИВЕТ И НЕ ЖИЛ. И при любом Божием попущении, которое тебя лично не касается, вроде, никаким "боком", тем не менее, внимание обращать следует только на свою собственную нерадивость в исполнении заповедей Божиих...
Какова будет моя реакция на, не дай Бог, то, с чего я начал? Наверно, неадекватная. Наверно, не такая спокойная и уравновешенная, каковую можно себе представить, читая этот мой отклик. Выше изложенное относится к тому, как - в идеале! - ДОЛЖНО христианину воспринимать и реагировать на нечто подобное.
Как думаете, Валерий, те, кто ранее, до введения моратория на смертную казнь, приводили в исполнение смертные приговоры, рады до сих пор тому, что им сейчас не приходится это делать, не приходится брать грех на душу? Или не радуются?
Может, Вы или кто другой о "столыпинских галстуках" вспомните? Помогли они? Да, разумеется! Разумеется, помогли, да еще как!!! Отсрочить гангрену...
Введение смертной казни - это мертвому припарка. Душой мертвому.
34. марина : Re: Казнить смертью нельзя!
2009-12-17 в 16:13

абсолютно согласна и с о.Вячеславом и со Стасом. Ведь существует пожизненное заключение, в котором человеку уже не о чем думать, кроме как о себе и о своей участи, о своей душе. Может быть вот тут-то и придет осознание греха и искреннее раскаяние?
33. Стас : Зло в обществе - не от Бога, а от свободной воли человека
2009-12-17 в 13:03

Грубо говоря, все мы своей волей производим зло, становящееся общим злом. Одни производяь чуть-чуть в общую копилку, другие много. Зло это никуда не девается, оно аккумулируется в отдельных людях. Это не мистика. Если кругом бесправие, беспредел власти и коррупция, то несомненно появится больше и тех отдельных закоренелых преступников, которые будут выразителями всего нашего бытия. Если ты высокомерен с ближними, обижаешь подчиненных и беспомощных, то почему ты думаешь, что не найдется те, кто обидит более слабых до отнятия жизни? Если ты своей матерной руганью растлеваешь слух находящихся рядом детей, то почему ты думаешь, что иной не пойдет и на большее? Логично ли при этом убивать создание Божье для борьбы со злом? Да, если ты, обижающий ближнего, отрубишь руки свои. А ты, ругающийся матом, отрежешь язык свой. Изменять надо общество, чтобы меньше в нем было зла. Что греха таить, наше российское общество далеко от Бога, в нем много несправедливости, нищеты, бесправия. Убивание отдельных людей не сделает наше общество лучше. На место одного убитого убийцы придут десять, на место одного растлителя - сто.
Посмотрел для интереса исторические справки о казнях в России на всём протяжении её истории. Оказывается, при Императрице Елизавете Петровне вообще не было смертной казни. Наверное не нужна была потому, что общество было здорово. Правильно? Да что там каких-то 20 лет в XVIII веке?! До 1397, говорят, вообще не было смертной казни. Наверное, люди искренне в Бога верили. И не грешили. И было оттого лучше....
32. Провинциал : Re: Казнить смертью нельзя!
2009-12-17 в 10:59

протоиерей Вячеслав Пушкарёв: "Они свиньи, но наши. Они растлители, но они наши братья"

- Эти свиньи не могут быть нашими братьями. Кто такой "ближний" показал сам Спаситель в притче о добром самарянине. А эти - враги Отечества, враги наших родных и близких, убийцы многих и общество имеет право на защиту от них. Ныне реальной защиты, кроме смертной казни быть не может. Пусть этим свиньям дадут время на покаяние и тогда они смогут уйти из жизни с надеждой (что маловероятно!). Но нельзя лишать надежды на мирную жизнь миллионы людей/
Вы так говорите, батюшка, пока Вас не коснулась эта свора. Напрямую. Косвенно уже коснулась. Попробуйте это объяснить тем, у кого садисты замучили близких, у кого дети умерли от наркотиков. Вы много интересного услышите. Защищая тлен и грязь, сатанистов, вы отказываете в защите простым и честным, беззащитным. Ибо тот, кого ждет лишь тюрьма всегда будет питать надежду на освобождение, что будет фактором, способствующим будущему преступлению.
31. DJ VK (Владимир) : Наша вина.
2009-12-16 в 22:55

>> Они свиньи, но наши. Они растлители, но они наши братья и таковыми их сделало наше общество. Их вина-наша вина!

Наша вина - первородный грех. А дальше мы можем исправить и отмолить даже проклятый род.
И не мы виноваты в грехах каждого из членов нашего общества. Так же как каждый православный не подпишется под соучастием в распятии.
30. ученица : Re: Казнить смертью нельзя!
2009-12-14 в 20:43

Авва Пимен о смертной казни - "Да повелит благородие твое тщательно исследовать вину заключенного, и, если он сделал что, достойное смерти, пусть умрет, пусть насильственною смертию очистит в нынешнем веке свое преступление, чтоб избежать вечной муки в геенне.".
Св.Игнатий "Отечник" т.6 стр.286 изд.Паломник 2004
29. протоиерей Вячеслав Пушкарёв : Всё "правильно"???
2009-12-14 в 17:56

Они свиньи, но наши. Они растлители, но они наши братья и таковыми их сделало наше общество. Их вина-наша вина! Это не люди из другого мира-государства, это наш народ и мы несём за него ответственность, которая не может и не должна идти по линии наименьшего сопротивления, т.е. через казнь! Все должны иметь время для покаяния, а оно у всех разное.
28. марина : отвлеченный вопрос
2009-12-14 в 16:55

интересно, Пресвятая Богородица была бы за или против смертной казни,после того,как распяли ее Сына?...
27. Провинциал : Re: Казнить смертью нельзя!
2009-12-14 в 14:15

О.Вячеслав: "Этот евангельский запрет распространяется именно на все формы насильственного убийства конкретных людей, которые не связаны с самообороной и обороной ближних."

- С этими словами ВСЕ согласятся. Но под словами "самооборона и оборона ближних" можно и нужно понимать категорическое устранение из общества (казнь) наиболее одиозных людей: сатанистов,наркодельцов, педофилов и пр. маньяков, а также государственных преступников (предателей и пр.).
Это - вполне обснованно и не противоречит понятию обороны. Против нас идет самая настоящая война. Солдат противника, убивающий наших солдатов открыто, на поле боя, часто по каким-то мотивам - по моему мнению, лучше, чем коварные и мерзкие растлители, отравители и пр., не имющие уже ничего человеческого. Последние много опаснее.
вспомните и слова отцов Церкви нашей, боровшихся с жидовствующими.
26. Артур : 23. Aleksey K
2009-12-14 в 13:57

В таком случае сработает бессознательная психологическая уловка: человек будет думать, что его мать - невиновна, или виновна не настолько, чтобы наказывать ее смертью. При этом он вполне может соглашаться, что само по себе подобное преступление вообще говоря заслуживает смерти. Просто его мать в нем не виновна.
25. Артур : Re: Казнить смертью нельзя!
2009-12-14 в 13:53

Мне кардинальная ошибка таких взглядов видится в следующем. Да, человек не может судить и тем более чинить насилие в отношении другого человека. Но с этой точки зрения человек не может осуждать другого не то что на смерть, но даже на изгнание или тюремное заключение! Если батюшка допускает хоть какую-то форму общественного наказания, если власть в любом случае имеет моральное право судить и наказывать – а значит, чинить ту или иную форму насилия, то и смертная казнь – входит в ее компетенцию. В плане греха (насилие над человеком) равнознаяны и смертная казнь и заключение сроком на 15 суток. И власть в любом случае берет грех насилия на человеком на себя. Это такой вечный козел отпущения. Если же власть – это власть монарха, то такое бремя – это подвиг самоотречения.

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду»



Могу ошибаться, но слышал, что в оригинале стоит еврейский глагол «убивать» по смыслу аналогичный английскому глаголу «to murder» (убивать, совершая преступление), а не «to kill» (лишать жизни вооб). Таким образом, если это так, то лишение жизни по закону – не запрещено.
24. Aleksey K : Очень правильное мнение
2009-12-14 в 09:57

Если у кого родную мать осудят на смерть - согласится ли человек с решением судьи. НЕТ - иначе - это не человек.

А во времена св. Владимира просто не было "зон особого режима" - неверное не было возможности их содержать.

А во времена царствования императорской семьи - как я понимаю - давали возможность покаятся. И если человек не расскаивался перед угрозой смертной казни - то это просто уже сродни самоубийству.
23. протоиерей Вячеслав Пушкарёв : Всё правильно
2009-12-14 в 08:10

Читайте внимательнее интервью и не приписывайте мне того о чём я не думал и чего не говорил. С уважением...
22. Александр+++ : У Толстова эти же взгляды изложены подробнее и четче
2009-12-13 в 21:40

Л.Толстой:
Я не толковать хочу учение Христа, а только одного хотел бы: запретить
толковать его. (сказано относительно того же стиха из Евангелия от Матфея, которое использует В.Пушкарев)
протоиерей В.Пушкарев
Моя отрицательная позиция [по отнош. к смертной казни] зиждется на прямом трактовании заповеди раскрытой в Евангелии от Матфея

Л.Толстой:
С детства меня учили тому, что Христос -- Бог и учение его Божественно, но вместе с тем меня учили уважать те учреждения, которые насилием обеспечивают мою безопасность от злого, учили меня почитать эти учреждения священными. Меня учили противостоять злому и внушали, что унизительно и постыдно покоряться злому и терпеть от него, а похвально противиться ему. Меня учили судить и казнить. Потом меня учили воевать, то есть убийством противодействовать злым, и воинство, которого я был членом, называли христолюбивым воинством; и деятельность эту освящали христианским благословением. Кроме того, с детства и до возмужалости меня учили уважать то, что прямо противоречит закону Христа. Дать отпор обидчику, отмстить насилием за оскорбление личное, семейное, народное; все это не только не отрицали, но мне внушали, что все это прекрасно и не противно закону Христа.

протоиерей В.Пушкарев
Любая кровь вопиет к отмщению, и потому казнь даже столь одиозных злодеев не принесёт нам совершенного освобождения от этой мрази, но наоборот - ввергнет нас в череду тяжелейших жизненных недоразумений, вызвав со стороны их друзей и родственников волну мести и насилия против сопричастных к приведению в жизнь этих законных убийств.
Текст отца Пушкарева очень противоречивый и рассчитан на ответную эмоциональную реакцию читателей.

Есть грубые ошибки, например, автор говорит, что евреи направо и налево использовали смертную казнь.
У евреев, как раз не было смертной казни.
“Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого”
Иоанн 18.31
21. Сергей, Екатеринбург : О смертной казни
2009-12-13 в 21:07

О.Вячеслав видимо, глубже понял Христиан-
ство,чем о.Кирилл(Павлов),который УБИВАЛ
в Сталинграде фашистов и Преподобного Се-
ргия,пославшего русское воинство УБИВАТЬ
тех,кто УБИВАЛ,НАСИЛОВАЛ И МУЧИЛ наш на-
род.Неадекватный отпор злу привел к 1917 году,убийству миллионов христиан и разрушению Церкви.Грустно,что сегодня в РПЦ много добрых батюшек либерально-демократического толка и так не хватает Преподобного Сергия Радонежского!
20. Филимонов : Re: Казнить смертью нельзя!
2009-12-13 в 10:22

То есть, ситуация примерно такая же, как если бы мы из той же библейской заповеди "Не убий" сделали бы сектантский вывод и отказались бы из принципа служить в армии: уж не убий - так не убий, соблюдем принципы до конца! Конечно же, такое формалистское толкование Библии православным отнюдь не свойственно. Но при этом совершенно не факт, что мы со спокойной душой и совестью должны отдавать своих детей в армии сегодняшних постсоветских государств - никто нам не гарантирует, что они оттуда вернутся физически и нравственно неповрежденными. Я это к тому, что батюшка, по моему впечатлению, под правильные идеи подводит какую-то чрезмерно монументальную базу, применение которой чревато далеко идущими последствиями. Все проще и касается именно сегодняшней ситуации, не надо чрезмерно обобщать.
19. Филимонов : Re: Казнить смертью нельзя!
2009-12-13 в 10:12

Я в последнее время изменил свое отношение к смертной казни, наблюдая дискуссии по ее поводу в интернете. Раньше мне казалось, что единственное обстоятельство, мешающее ее практиковать в сегодняшней РФ - коррумпированность и некомпетентность правоохранителей и суда. А теперь вижу, что в России живет огромное количество людей, которые испытывают радость от самой идеи легального убийства. Если раньше смертная казнь была публичной не только для назидания, но и для того, чтобы люди могли помолиться о грешнике, то теперь из этого сделают ток-шоу с трансляцией. Я далеко не во всем согласен с аргументацией отца Вячеслава, вряд ли святые благоверные императоры и князья не могли понять того, что понимает он. Вспомним и святого князя Владимира: именно Церковь настояла тогда на сохранении смертной казни, которую он, боясь греха, хотел отменить:

"Живяше же Володимер в страсе Божием. И умножишася зело разбоеве и реша епископи Володимеру: се умножешася разбойницы, почто не казниши их? Он же рече им: боюсь греха. Они же реша ему: ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование. Достоит ти казнити разбойники, но со испытом. Володимер же отверг виры (т.е. только денежные штрафы), нача казнити разбойников""

Позднее Св. Владимир, также по совету Священноначалия восстановил в некоторых случаях замену казни за убийство без отягчающих обстоятельств - штрафом. И причиной этому были интересы государства: деньги от виры шли на содержание войска:

И реша епископы и старци: рать многа; оже вира, то на оружьи и на конихъ буди; и рече Володимеръ: тако буди. И живяше Володимеръ по устроению отьню и дедню»

Несомненно, сама по себе смертная казнь с точки зрения христианского государства не есть вещь недопустимая. В противном случае Церковь возвысила бы против нее свой голос еще в древние времена. Но, повторю, в сегодняшней РФ, она очевидным образом будет приносить лишь усугубленное растление умов, жестокость и прочий вред. Такое суровое наказание. требует, во-первых, чтобы его выносила власть, которую все уважают и считают справедливой. Вот когда такая ситуация будет, тогда и вернемся к вопросу.
18. протоиерей Вячеслав Пушкарёв : Не согласен с вами...
2009-12-13 в 10:10

Добрый день Елена! Суд Линча- уже настоящий суд, только форма у него своеобразна и скора на руку, но это суд, который между прочим предполагает адвоката и к частной обороне и самообороне в полном смысле не относится. Именно по-этому я не согласен с Вами и считаю обозначенную нами позицию чистой христианской и приемлемой для нашего времени.
17. протоиерей Вячеслав Пушкарёв : Не согласен с вами...
2009-12-13 в 09:58

Это совершенно не "толстовщина", тем более, что я специально сделал акцент на том, что в случае с обороной и самоообороной ситуация развивается совсем по иному. Не могу согласиться с Вашим голословным обвинением...
16. snow : Текст.
2009-12-13 в 06:43

Обожаю читать отца Пушкарева.На одном сайте он выступает за введение ОПК в школах. Здесь против смертной казни, наверняка где-то на другом портале-за. Зачем вы его публикуете?
А по поводу смертной казни мое мнение-подумайте прежде всего о себе и своих родных.Поставьте себя на место матери,ребенка которой развратил педофил.Как вы и что будете говорить?
15. КириллЪ : РАНЬШЕ ДУМАЛ НАДО КАЗНИТЬ
2009-12-13 в 06:17

Почитал... передумал. Что же это во мне, православном перевернулось, почему угасла любовь?
14. и.А.З. : ах, оставьте ненужные споры...
2009-12-13 в 03:33

О.Вячеслав логически прав, но совершенно для другого общества,для общества где победила нераздельно Христова истина.
Реально мы должны отнести себя ко временам ветхозаветным и полуязыческим.А здесь действуют те "поправки" Бога к основному закону , которые,например, повелевают побивать блудниц камнями и за преступное действие устанавливают равное наказание:смерть за смерть.
"Милосердие" автора становится кощунственным,если мы с вами вспомним о том ,что каждую минуту убивается младенец.
Я за отмену смертной казни,но после того,как будут запрещены аборты, прекратится пивная деградация молодёжи,власти перестанут снисходительно смотреть на наркоторговлю и прочее,и прочее,и прочее...
13. Карл Радек : Церковь погубит гуманизм.
2009-12-12 в 23:44

"Поэтому я бы отказался применять смертную казнь даже к подобного рода сволочам, но применил бы к ним то, что разрешено любому христианину - изгнание с заточением в местах не способных дать возможность для побега и для продолжения злодейств. Скажем, на Новую Землю."

Правильно, пускай они сами там друг друга убивают.
12. Агапит : Автору
2009-12-12 в 23:09

Левтолстовщина это, а не православие.
11. Александр : оптимальное решение
2009-12-12 в 23:08

Смертная казнь это эмоциональное неполезное решение, путь Зла и Непоправимых Ошибок.

Оптимально - грешник должен искупить свою вину всесторонне и многократно, с пользой для пострадавших и общества - для этого есть очень много путей.
10. Ann : Re: Казнить смертью нельзя!
2009-12-12 в 23:03

Из жития прп. Варлаама Хутынского:
"Преподобный Варлаам ехал в Новгород ко Владыке Новгородскому. На мосту он встретил толпу народа, который собирался сбросить в Волхов уличенного преступника. Взглянув на осужденного, преподобный сказал: "Отдайте мне его: он загладит вины свои на Хутыни". И народ отдал осужденного уважаемому пустыннику. По возвращении в Хутынь преподобный послал его в монастырь и повелел работать на братию. И из него вышел усердный и способный к любому труду работник. Впоследствии Варлаам постриг его в иноческий сан, принял в число братии и, таким образом, спас его душу.
Известен еще и такой случай. Преподобный Варлаам проезжал мостом в то время, когда новгородцы готовились сбросить в Волхов осужденного, причем его родственники просили преподобного спасти несчастного от смерти. Но святой молча проехал мимо. Когда же недоумевающие ученики его спросили, почему одного он спас, а другому не хотел оказать той же милости, преподобный отвечал: "Вижу я, что вы, взирая внешними очами, по внешнему и судите; я же сердечными очами усмотрел, что первый осужденник, которого я выпросил у народа, был осквернен многими грехами и осужден справедливо, но что когда судья осудил его, раскаяние проникло в его сердце. Но он ниоткуда не видел помощи и был окружен многими недоброжелателями, между тем как еще не пришел час его. Я же увидел, что он имеет веру на спасение, и выпросил его себе на поруки и устроил его, как было угодно Господу. Другой же был осужден несправедливо и вопреки закону, и я видел, что он умирает мученическою смертью и имеет получить венец от Христа: ему не нужно было молитвы моей ко Христу, ибо он имеет Его Самого помощником и избавителем. Вы же не соблазняйтесь об этом".

Святый пророк Божий Илия лично убил жрецов ваала...

А вот что говорил священник Михаил Дудко http://www.pravoslavie.ru/news/14935.htm:

в Священном Писании, Священном Предании и историческом наследии Православной Церкви мы не находим запрета на применение смертной казни. Более того, в ветхозаветные времена подобное наказание было прямо установлено Богом за различные преступления. Добавлю, что Господь Иисус Христос не протестовал против казни для Себя и окружающих даже тогда, когда был осужден на смерть и претерпевал крестные страдания. Попытки некоторых религиозных, а особенно общественных деятелей обосновать отмену смертной казни богословскими аргументами не находят под собой твердой почвы.

Однако это ни в коей мере не препятствовало христианскому милосердию. На протяжении всей истории своего бытия Православная Церковь принимала на себя долг ходатайства перед светской властью за осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. В православной Российской империи существовали продолжительные периоды времени, когда смертная казнь отменялась или применялась крайне редко. Церковное Священноначалие положительно восприняло мораторий на применение "высшей меры", недавно установленный Президентом Российской Федерации.

Вообще, согласно тексту Основ социальной концепции, Русская Православная Церковь приветствует любые шаги государственной власти, направленные на отмену смертной казни по закону или отказ от ее осуществления на практике.

Священное Писание свидетельствует: милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, ибо "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15. 17).

Смертная казнь не может иметь должного воспитательного значения, а в случае судебной ошибки ее последствия уже не могут быть исправлены. Современная практика, к сожалению, знает немало подобных примеров.

Впрочем, Церковь видит смысл существования государственной власти в поддержке добра и ограничении зла, для чего может употребляться и сила. Поэтому ограничение и отмена смертной казни должны сопровождаться действенными усилиями по совершенствованию работы законодательной, судебной и правоохранительной систем.

Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью. Помня об этом, Церковь не оставляет попечения о приговоренных к "высшей мере наказания". Но очевидно, что неприменение смертной казни дает гораздо больше возможностей для покаяния оступившихся и для пастырской работы с ними.

Сегодня проблема смертной казни воспринимается в обществе неоднозначно. Находятся как ее сторонники, так и противники. В Основах социальной концепции говорится, что "вопрос об отмене смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества". Об этом надлежит помнить при обсуждении данного животрепещущего вопроса. Продолжающаяся дискуссия должна вестись ответственно, компетентно, с учетом самых разных мнений и интересов, а главное - с заботой о благе России и каждого ее гражданина".

Мне кажется, очень взвешенная позиция.
9. lucia : елене - Педофилов, людоедов, террористов, серийных маньяков - не казнить, потому что они братья?
2009-12-12 в 20:43

Я замечала, что в случае когда преступником оказывается кровный родственник. все меняется. Таким образом, каждый педофил - чей-то брат или сын.
8. елена : это лукавство или что?
2009-12-12 в 18:50

Ветхий завет с его суровым законом был учрежден для спасения народа; Новый Завет – для спасения индивидуума. И Новый Завет был дан все-таки ПОСЛЕ Ветхого, когда народ израильский от грубых грехов типа идолопоклонства, убийства, блуда, непочтения к родителям и т.д. более-менее очистился (во всяком случае – усвоил, что это грехи) и стало возможно говорить о личном спасении. Так что если не держаться Нового Завета – погибнет личность, а если не держаться Ветхого – погибнет народ. И в какой среде должна будет существовать эта самая спасенная личность, если она одна спасется, а народ погибнет?.. (довожу ситуацию до логического конца). В пензенской пещере?.. В Марианской впадине?.. В секторе Газа?..
Церковь все время говорит о том, что аборт это грех, о том, что надо больше рожать… - а отдельные ее представители считают, что защищать этих рожденных от педофилов, маньяков, террористов государственной власти не надо. О покаянии убийц они заботятся больше, чем о тех, кого убийцы лишили и возможности покаяния, и самой жизни!..
Получается что-то такое странное на выходе – рожайте, мол, больше. А для чего?.. для педофилов, для террористов, для ювенальной юстиции… Разве Церковь Православная может занимать такую двойственную и лукавую позицию?
А что касается покаяния, так разбойник на кресте был прощен за единый вздох, так что если педофил и террорист захотят покаяться – так и перед казнью успеют. А не захотят – так им и самой длинной жизни в тюрьме не хватит.
7. Захар : Григорию
2009-12-12 в 16:26

Да я прекрасно понимаю, что существует противоположное, и тоже обоснованное мнение.И какой-то особенной жалости к растлителям, наркоторговцам и прочей нечисти у меня нет. Моё беспокойство прежде всего, как я и написал, о тех,кто вынужден будет приводить приговор в исполнение. Мне как-то пришлось общаться накоротке с ветеранами войны. Многие из них ПОМНИЛИ тех, кого приходилось убивать,глядя "глаза в глаза". И помнили с болью. А ведь речь шла о защите Отечества. Что же говорить о тех кому убивать по работе? И чем хуже, если преступники будут отрабатывать свои преступления. Другое дело, что для этого необходимо участие государства. Да и покаяние возможно для любого человека.
6. Григорий С. : А вот что пишет преп. Иосиф Волоцкий
2009-12-12 в 15:46

"Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла; когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку. Так повелевает сам святой Златоуст, который пишет: поскольку мы говорим о хуле на Единородного Сына Божия, я теперь хочу просить вас об одном даре — чтобы вы наказывали всех появляющихся в городе хулителей. Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся — ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной. Если схватят вас и повлекут на суд — иди; если судья, допрашивая, потребует показаний — говори с дерзновением, что тот похулил Царя ангельского. Ведь того, кто хулит земного царя, подобает предавать мучениям; тем более относится это к хулящему Царя Небесного. На всех лежит грех, если нет правды. Подобает всем, кому нужно, разъяснять, пусть узнают и жиды, и поганые еретики, что христиане — спасители государства, строители, заступники и учителя. Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божиих рабов. Если и захотят они когда-либо говорить что-нибудь неподобное — пусть повсюду следят друг за другом, пусть и теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан."...
"Ведь в Деяниях святых апостолов написано: когда святые апостолы Петр и Иоанн пришли в Самарию, Симон-волхв принес им серебро, говоря: “Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго”(Деян. 8, 19.), — и святые апостолы при этом не осудили его на смерть. Но когда он дошел до совершенного нечестия, развращая благочестивых и прельщая верующих, — тогда был наказан смертью. Так же поступил и святой Иоанн Богослов (26 сентября.). Пока Кинопс жил в своем месте и никого из верных не прельщал, не был он и осужден; когда же он пришел в город, желая развратить верующих, — тогда и был предан смерти.
Так же и святой апостол Филипп (14 ноября.): он не приходил к архиерею, не осуждал его; но когда увидел, что архиерей пришел не для чего иного, как для развращения благочестивых, тогда и покарал его смертью."
http://www.holytrue....osifVol/slovo13.htm
5. Григорий : Плохо смотрели, дорогой Захар
2009-12-12 в 15:15

Плохо смотрели, дорогой Захар! На РЛ еще совсем недавно прошла серия очень крепких публикаций, в которых православные читатели, в том числе и священники, очень обоснованно высказываются за ВМН, в комментариях также много интересного. Надеюсь, редакция РЛ сохранила к ним доступ. По крайней мере одно можно сказать точно-останавливающее влияние пусть даже маловероятного, но возможного применения ВМН БЕЗСПОРНО, недаром эту меру сохраняют до сего дня даже на Запада. И наконец надо сделать разницу между священнослужителями (см. выверенное высказывание Святейшего по этотому поводу) и государственной властью (хрестоматийный пример князя Владимира). Практикующие юристы особенно в приватных разговорах также подтверждают это пололжение.
4. елена : Только зная Закон Божий, человек способен понять, что, вынося смертный приговор грешнику, он выносит его своему родному брату.
2009-12-12 в 14:31

Педофилов, людоедов, террористов, серийных маньяков - не казнить, потому что они братья?..Во-первых, смертный приговор выносит не человек, а закон, принятый обществом.Смертная казнь - не зло и не месть: это бесстрастное (закон) пресечение конкретного локального зла.А суд над личностью принадлежит Богу. Во-вторых, человек иногда на ампутацию рук и ног соглашается ради сохранения жизни: а общество, не отсекающее загнивших частей, умрет от гангрены - вот оно уже и умирает на наших глазах.А если батюшка считает, что самооборона и оборона близких-вещь допустимая, тогда пусть честно скажет, что он выступает за отмену смертной казни и введение суда Линча -это во всяком случае будет последовательно с его стороны. Действительно странно рассуждает батюшка.
3. Захар : Спасибо за статью
2009-12-12 в 12:29

Спасибо за отчетливо и доказательно заявленное мнение. Кроме того, когда суд выносит смертный приговор преступнику (пусть правильно и по закону), он одновременно обрекает на смертный грех тех, кто вынужден будет приводить приговор в исполнение. Их-то за что? И все общество, как проголосовавшее за смертную казнь, также будет к этому причастно. Мне, например, это не нужно. Считаю правильным изолировать преступников, обеспечив им возможность покаяния, а также производительный труд с выплатой компенсации тем, кого они обездолили.
2. Петр45 : Re: Казнить смертью нельзя!
2009-12-12 в 10:58

Либо этот батюшка лукавит, либо он находится в плену псевдохристианской демагогии. В любом случае, это вредная демагогия. Считать своими "братьями" чекатилл есть кощунство и абсурд.Русское Православие всегда было истинным христианством, а не толстовством. Странно, что такие мнения есть среди духовенства.
1. DJ VK : А царь может вершить такую казнь?
2009-12-12 в 09:40

Помазанный по всем правилам на царство получает от Бога и груз ответственности за страну. И от него зависит послушание Богу и выспрашивание у Него - как наказывать преступников. Если будет воля Божия - то и на смерть пошлет.
Ну а всовременном демократическом государстве власть благословления на царство, а значит и на правосудие, не имеет.
А вот не Царь-батюшка, а его подчиненные, вся страна - не должны иметь зла на собратьев, они не должны желать смерти ближнему.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме