В ходе баталий правозащитников и представителей наших партий и общественных союзов по поводу продления моратория на применение смертной казни в РФ открылся огромный разброс мнений по этому поводу. Сегодня мы публикуем мнение заведующего миссионерским отделом Иркутской епархии Русской Православной Церкви протоиерея Вячеслава Пушкарёва.
- Отец Вячеслав, какова ваша позиция как религиозного человека: вы за или против смертной казни?
- Я против смертной казни. Моя отрицательная позиция зиждется на прямом трактовании заповеди раскрытой в Евангелии от Матфея: « Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» [Мф. 5: 21]. В каждом Евангелии повторяются эти же слова самого Бога. Этот евангельский запрет распространяется именно на все формы насильственного убийства конкретных людей, которые не связаны с самообороной и обороной ближних. В случае с обороной вопрос раскрывается по-иному... Кроме того Евангельское предание считает человеческую жизнь бесценной.
- А что по этой проблеме можно почерпнуть в Священном Писании? Мы знаем из разных источников, что казнь всегда применялась в среде религиозных людей. Ведь казнили же пророков и Христа тоже именно казнили.
- В Ветхом Завете Моисей положил между людьми непреложный закон, который отчётливо прописан во Второзаконии: «Не убивай» [Втор. 5: 17]. Но, увы, уже при горе Хорив евреи показали, что они ещё не способны жить с Богом по убеждению, а потому Моисей и его судьи вынуждены были создать юридический корпус со смертельными принуждениями, освящённый волей Самого Иеговы. В ходе времён, наполненных различными жизненно-религиозными коллизиями, ветхие люди придумали массу разночтений Закона Моисеева и стали практиковать смертную казнь очень широко, как нечто нормальное. Именно под этот человеко-юридический пресс попали многие пророки, чья жизнь и пророчества не вписывались в конкретно-историческое понимание мало религиозных людей из среды тогдашней верхушки еврейского народа. Так неправильно и не по-Божьему стали жить верующие в Ветхом Завете.
Мы же, христиане, выведены Спасителем из Ветхого Завета и уже две тысячи лет живём в Новом Завете, где отменены все крайние формы взаимоотношений между людьми. Так в повествовании от Матфея не разрешается даже простой гнев и оскорбления: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: 'рака' (дурак), подлежит синедриону; а кто скажет: 'безумный', подлежит геенне огненной» [Мф. 5: 22]. То, что Ветхозаветный Синедрион приказал казнить Спасителя позорной казнью на кресте, давно заклеймено человечеством, как очевидное беззаконие. Даже с точки зрения Ветхозаветных юридических норм эта казнь является вопиющим преступлением - использованием руководящего ресурса в религиозно-политических целях и не может служить для объяснения рассматриваемого нами вопроса, но зато отлично показывает нам через века, как может пострадать невиновный, когда смертная казнь применяется направо и налево.
- Но может кого-то всё же необходимо казнить ради спасения других, или ради устрашения?
- Никого! Казнить смертью нельзя! По крайней мере, по законодательству точно никого. Конкретная жизнь на местах может иметь какие-то временные особенности, но они не должны подпитываться правом.
- Если бы на вас лично легла ответственность принять решение о том казнить или нет фашистских мучителей и убийц замучивших миллионы невинных людей и детей в концлагерях или скажем серийного педофила-убийцу, вы бы смогли принять такое решение?
- Чтобы нам ни говорили новые мировые «учителя», но согласно с исповедуемым нами Библейским учением выходит, что все люди братья и сёстры по плоти. Может, по духу есть вопросы, но по плоти всё ясно, - мы родня. В первых главах книги Бытия мы видим, сколь силён гнев Бога на братоубийцу Каина: «И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» [Быт. 4: 10, 11]. Любая кровь вопиет к отмщению, и потому казнь даже столь одиозных злодеев не принесёт нам совершенного освобождения от этой мрази, но наоборот - ввергнет нас в череду тяжелейших жизненных недоразумений, вызвав со стороны их друзей и родственников волну мести и насилия против сопричастных к приведению в жизнь этих законных убийств. Зло уйдёт вглубь и научится конспирации, что ухудшит раскрываемость подобного рода преступлений. Неужели после Нюрнбергского процесса исчез фашизм или, может, прекратились убийства детей в Германии? А в Чаде, а в Конго?
Мало того, как мы видим в той же книге Бытия, земля возненавидит нас за убийство грешных братьев: «...когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» [Быт. 4: 12]. Это - нищета и голод! Нам это нужно? И потом, кто дал нам право отнимать у преступников жизнь и возможность к покаянию и исправлению жизни? Кто из нас твёрдо уверен, что душа приговорённого нами к смерти негодяя совершенно неспособна к покаянию? Совершенно точно, что никто! Бог Каина не убил и другим запретил его убивать. Спаситель сказал нам, что окончательный праведный суд только у Него. Поэтому я бы отказался применять смертную казнь даже к подобного рода сволочам, но применил бы к ним то, что разрешено любому христианину - изгнание с заточением в местах не способных дать возможность для побега и для продолжения злодейств. Скажем, на Новую Землю, - там вполне можно жить и найдётся время для размышления и покаяния.
- Если вы против казни, а многие из простых людей пока ещё за казнь, то как убедить народ, что смертная казнь не имеет право на существование?
- Я считаю, что необходимо показать людям максимально большое количество несправедливо вынесенных приговоров, которые уже нельзя пересмотреть в силу физического отсутствия беззаконно обвинённых - расстрелянных, повешенных, обезглавленных, убитых электрическим током. Кроме того, надо правильно показать верующему большинству (насколько я помню 86% населения) волю Божию о несправедливых приговорах и казнях: «Я уже не буду молчать о беззакониях, которые совершают они нечестиво, и не буду терпеть в них того, что они делают преступно: вот, кровь неповинная и праведная вопиет ко Мне, и души праведных вопиют непрестанно» [3 Езд. 15: 8]. Это подействует и укажет нашему народу на то, что в данной ситуации не должно быть даже и исключений, так любые исключения постепенно превратятся в практику, как это, к сожалению, было в Петровские времена и в годы советской власти. Но самое главное это то, что все русские люди должны принять для себя как жизненный алгоритм весь Закон Божий, ибо только он способен научить людей беречь других людей и не отнимать у них бесценный дар - жизнь. Только зная Закон Божий, человек способен понять, что, вынося смертный приговор грешнику, он выносит его своему родному брату.
Беседовала Дорима Шабдоева, Иркутск