Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Возвращение чудотворной Торопецкой иконы Богородицы

Дмитрий  Абрамов, Русская народная линия

Возвращение святынь Церкви / 07.12.2009

В современной истории церковно-государственных отношений в России произошло важное событие - в ответ на обращение Святейшего Патриарха Кирилла состоялось решение Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Русского музея о временном перемещении чудотворной Торопецкой иконы Божией Матери «Одигитрии» («Путеводительницы») из фондов ГРМ в подмосковный храм Святого Благоверного князя Александра Невского.

Торопецкая икона Богородицы 25 ноября 2009 г. в Русском музее было получено рекомендательное письмо Минкультуры РФ № 2251-05-23 за подписью директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р.Х. Колоева, а уже через день в храме Александра Невского состоялось заседание рабочей группы по подготовке передачи во временное безвозмездное пользование этой святыни Церкви.

В состав экспертной комиссии вошли квалифицированные специалисты Министерства культуры, Государственного Русского музея, представители РПЦ, приглашенные специалисты и члены попечительского совета храма. Изучив условия хранения, системы безопасности храма, технические характеристики специального «киота», в котором должна будет находиться икона, совместная государственно-церковная комиссия единогласно одобрила временное перемещение святыни, о чем был подписан соответствующий правовой документ.

К сожалению, вокруг этого долгожданного для Русской Православной Церкви события в интернете, а затем и в СМИ была развернута целая кампания с целью воспрепятствовать торжеству исторической справедливости. Последний раз такое бурное противодействие со стороны недоброжелателей РПЦ было предпринято в отношении последней просьбы почившего Патриарха Алексия о временном перемещении в Троице-Сергиеву Лавру на три дня чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Как и в 2008 году, инициатором нынешней кампании стал сотрудник ГТГ Левон Нерсесян, который распространил недостоверные сведения, что икону из основного музейного фонда страны отдают насовсем «новым русским» из элитного коттеджного поселка «Княжье Озеро» в ближнем Подмосковье. Без какой бы то ни было журналистской проверки ряд СМИ опубликовал это сообщение, порочащее и Русскую Православную Церковь, и деловую репутацию церковных благотворителей.

Руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский, комментируя очередные нападки на Церковь, заявил, что «если есть любая возможность религиозного поклонения почитаемой иконе - ею надо воспользоваться, ведь икона из запасников Русского музея вообще не выставляется, даже на музейное обозрение». Вслед за ним глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда был также вынужден сделать заявление прессе, что Церковь просит временно передать святыню из хранилища Русского музея сроком на один год в подмосковный храм Александра Невского, в котором есть придел в честь этой иконы.

Дабы возбудить общественное мнение, слухи о «потехах новых русских» были подкреплены некими ссылками на плохую сохранность иконы, якобы препятствующую всяким перемещениям, о чем на самом деле может судить лишь компетентное музейное сообщество. Опережая решение Реставрационного совета Русского музея, группа сотрудников ГРМ направила заявление Президенту России Д.А. Медведеву о том, что «любое нарушение существующего режима хранения может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией» (?!).

В этом обращении к Президенту России бросаются в глаза некоторые, мягко говоря, несогласованности. С одной стороны, Д.А. Медведева информируют, что «какое-либо перемещение иконы невозможно», с другой - «музей готов переместить икону "Богоматерь Одигитрия" в домовые церкви Михайловского дворца и Инженерного замка». Сразу возникает резонный вопрос: а что препятствовало передать святыню для поклонения верующих в принадлежащих музею храмах раньше, до официального решения Министерства культуры о возвращении Церкви чудотворной Торопецкой иконы Богородицы?!

На самом деле у специалистов по древнерусскому искусству куда больше вопросов по поводу всей этой ситуации. Так, и в каталожном описании сохранности, и в письме Президенту подчеркнуто, что «грунт иконы хрупкий, слабо связан с основой и подвержен хроническим вздутиям», причем «отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы наблюдаются», как указывают реставраторы Русского музея, «по краям вставок». Для неспециалистов поясним, что речь идет об элементарных огрехах реставрационного вмешательства, о чем без обиняков поведал в свое время Председатель всероссийской ассоциации реставраторов Савва Ямщиков: «Одна из причин, побудивших меня покинуть любимую Марфо-Мариинскую обитель, было то, что в коллективе реставраторов высочайшего класса, к сожалению, тон задавали люди тщеславные, амбициозные. Это о них пушкинские строки: «Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит». Меня совершенно не устраивали методы, которыми они руководствовались при раскрытии и восстановлении драгоценных иконописных реликвий, обращении с авторской живописью. Особенно же разгул «кисти сонной» проявился при повальном дописывании древних икон. Новый левкасный грунт наносился на старые доски без всякой меры и тщания. Сказано в Евангелии: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого - дыра будет еще хуже». Так было с реконструируемыми и дописываемыми иконами. Совсем немного прошло времени, и новый грунт отрывался от старого; лаковые покрытия, хорошо смотрящиеся на древних фрагментах, проседали и разлагались на доделанных плоскостях».

То есть ухудшение сохранности Торопецкой иконы Богородицы произошло, судя по всему, при реставрационных исследованиях в условиях музейного хранения, и такая же катастрофа постигла в Третьяковской галерее чудотворную икону «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева в 1931 году после серии реставрационных вмешательств, а ведь все шесть столетий, пока святыня любовно сберегалась Церковью в родных стенах Троице-Сергиевой Лавры, она была в прекрасной сохранности. Стоит заметить, что сама Церковь еще ни разу не предъявила никаких претензий нашему государству за ненадлежащее хранение в государственных музеях отнятых у нее святынь!

Оплошности реставраций 1937 г. и 1957 г. (расчистка Н.В. Перцева) признают и сотрудники Русского музея, по словам которых, музейная реставрация преследовала более исследовательские цели, нежели сохранение памятника, так что, когда в реставрационной мастерской ГРМ икона была освобождена от поздних записей и защитных слоев олифы, «художники немного «увлеклись» - счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы».

Об этом поведала завотделом древнерусского искусства ГРМ И.В. Соловьева в своем недавнем интервью газете «Мой край». Одно непонятно, КАК при таком «постреставрационном» состоянии сохранности чудотворная Торопецкая икона Богородицы «хранится» прямо на стене полуподвального помещения, а не на специальной сетке, как это принято во всех современных музейных фондохранилищах мира?! Как рассказал протоиерей Георгий Фролов, благочинный города Торопца, откуда происходит чтимая икона, пару лет он был в Санкт-Петербург, и, когда зашел в Русский музей, чтобы увидеть Корсунскую икону Богоматери и помолиться ей, то его просто поразило, что «намоленный образ, так чтимый торопчанами, просто висит на стенке у лестницы!».

С просьбой поддержать обращение Святейшего Патриарха Кирилла в адрес Министерства культуры и Государственного Русского музея о временном перемещении Торопецкой иконы Божией Матери «Одигитрия» в подмосковный храм Святого Благоверного князя Александра Невского обратились авторы открытого письма Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву, под которым поставлено более 20120 подписей.

Чудотворная Корсунская - Торопецкая икона Богородицы («Эфесская - Полоцкая»), по преданию, была принесена на Русь из Византии благодаря трудам прославленной в лике святых полоцкой княгини Евфросинии (Предслава Святославична, † 23.05. 1173 или 1167?), которая была дочерью кн. Святослава (Георгия) Всеславича, внучкой полоцкого кн. Всеслава Брячиславича.

Дмитрий Михайлович Абрамов, кандидат исторических наук, завсектором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. Бравый солдат Швейк : Re: Возвращение чудотворной Торопецкой иконы Богородицы
2012-06-02 в 14:24

А, собственно, почему любая критика каких-либо действий церкви воспринимается как "клевета", "очернительство", "русофобия" и др.? Если кто-то посмел сказать, что не все в порядке в церкви, почему все на него набрасываются? По-моему, у нас уже никто не отличает объективную критику от клеветы.
И с передачей иконы не все так однозначно. То, что храм находится в элитном поселке, настораживает. Известно, что представляют многие элитные поселки: закрытая охраняемая территория "для избранных". Соответственно, и попасть в храм могут только "избранные".
3. Ковшекъ : Музейщики врут
2009-12-08 в 16:44

Шмаков на самом деле молодец! Он показал яркую, бесхитросную картину взаимоотношений государства и Церкви. Хотите Ваши святыни - гоните бабки господа православные, нет денег - нет разговора!
Шмаков показал - музейщики, за всем их показным лицемерием тоже люди...
Ведь как врали представители Русского музея - дескать "в нашем сыром и пыльном подвале икона сохранится лучше чем в каком-то храме". Жаль нет в интернете дореволюционных снимков этой иконы.

"И устроили принесенному образу драгоценную ризу из злата и сребра и драгоценных каменей и другого жемчуга и драгоценную корону. Это дар царский: царицы Анастасии Романовны — супруги царя Иоанна Грознаго, скованный из чистаго злата!
http://www.pravoslav...put/051021152843.htm

Где наша икона? В швейцарских музеях или в переплавленном германском злате серебре?

Граждане работающие в Русском музее максимум скажут - такова была политическая ситуация в государстве.
Ризу своровали- и нормально - в подвал икону.

Лукавые "хранители" еще при этом по-детски возмущаются. Ой, "наше" добро церковники забирают!
2. Святослав Федорович : Избави нас от лукавого
2009-12-08 в 14:42

Довольно странно слышать пространные рассуждения Николая Александровича на тему будто бы лукавства Патриархии и православных благодетелей при законном возвращении чудотворной Торопецкой иконы Богородицы РПЦ.
Во-первых, заголовок его комментария позаимствован из гуляющих в Интернете яростных нападок на Церковь в связи с передачей иконы.
Во-вторых, в комментарии обвинения сыпятся только на одну сторону, и Николай Александрович ни словом не упоминает о том, какое ужасное безобразие творится в музейных запасниках. Такую святыню, как Толропецкая икона Пресвятой Богородицы вызволили на Божий свет из-под лестницы!
Наконец, почему в комментарии столько подозрений насчет церковного благотворителя Сергея Шмакова? Неужели Николай Александрович не понимает, что в никакой собор в Торопце музейщики ни за что бы не выдали святыню, ссылаясь на сырость в древнем храме, как они уже проделали, когда патриарх Алексий попросил вернуть на время рублевскую "Троицу"?
1. Николай Александрович : И всё-таки, что-то лукавое есть в этой истории
2009-12-07 в 21:23

И всё-таки, что-то лукавое есть в этой истории

Торопецкая (Полоцкая) икона Пресвятой Богородицы хоть на время (если не навсегда) вызволена из музейного плена. Слава Богу! Сделано это благодаря сложению усилий по крайней мере двух лиц –богатого бизнесмена-мецената из новых русских – Сергея Шмакова и Патриарха Кирилла, обратившегося с соответствующей просьбой в Минкукльтуры. В результате этих усилий святыня была доставлена в храм, находящийся на территории элитного подмосковного котеджного посёлка «Княжье озеро», являющегося вотчиной бизнесмена. Сам же бизнесмен был и организатором и участником основных переговоров с руководством музея. Ясно, что он и инициировал и прокачал этот вопрос.

Ну казалось бы, надо только радоваться вызволению святыни из музейного плена. И всё-таки, на душе остаётся какой-то нехороший осадок от этой истории, есть в ней что-то лукавое, что вызвало раздражение общественности. Что же именно?

А вот что. Если бы новый русский бизнесмен-меценат обладал бы более высоким уровнем воцерковленного сознания и более высоким уровнем гражданского мышления, пропитанным не личным тщеславием или рекламными ходами, а искренним и подлинным радением за православное Отечество, то он мог бы поступить иначе. Он мог бы употребить свои ресурсы и возможности на вызволение святыни чтобы передать её законному и исторически обоснованному обладателю святыни – например храму Торопецкой иконы Божией Матери в г.Торопце (не осмелюсь тут заикнуться о г. Полоцке, имеющем на это не меньшие основания). Вот тогда бы православная общественность высоко оценила старания и бизнесмена и Патриарха и не было бы у неё никакого недоумения. Но получилось так, что у Сергея Шмакова сознания хватило только на то, чтобы привезти святыню лишь к себе в коттеджный посёлок – и это вызвало разочарование у общественности. Мы увидели низкий уровень сознания бизнесмена и соответственно низкий уровень содержания всего этого, якобы благого дела.

Разочарование вызвало и поведение церковного руководства, как бы легко повёвшегося на такую низкоуровневую игру. Очень боюсь, чтобы за случившимся не проступила тенденция в ведении церковного корабля. Надо знать черту, за которую не следует преступать даже если предложат вернуть из запасников святыню или приложиться к ней в обмен на компрометирующее поведение. (А ведь Патриархия уже ходила по грани таких ситуаций и потом вынуждена была объясняться.)

Церковь не должна вестись на поводу у низкоуровневых, но сильных мира сего. Тут дело даже не в низкоуровневости, а в возможной неискренности благодеяния – оно предстало в глазах общества как сделанное то ли для славы, то ли для рекламы. Не буду цитировать Священное Писание и святых отцов, коротко скажу – искреннее благодеяние, имеющее духовное ( а не только нравственное ) значение должно быть тайным. Праведники исцеляли больных, но при этом шептали им на ухо – «только никому не говори!».

Церковь не должна вестись на поводу у князей мира! В этом и смысл подсознательного недовольства этой историей.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме