itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Возвращение чудотворной Торопецкой иконы Богородицы

Возвращение святынь 
0
413
Время на чтение 5 минут

В современной истории церковно-государственных отношений в России произошло важное событие - в ответ на обращение Святейшего Патриарха Кирилла состоялось решение Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Русского музея о временном перемещении чудотворной Торопецкой иконы Божией Матери «Одигитрии» («Путеводительницы») из фондов ГРМ в подмосковный храм Святого Благоверного князя Александра Невского.

Торопецкая икона Богородицы 25 ноября 2009 г. в Русском музее было получено рекомендательное письмо Минкультуры РФ № 2251-05-23 за подписью директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р.Х. Колоева, а уже через день в храме Александра Невского состоялось заседание рабочей группы по подготовке передачи во временное безвозмездное пользование этой святыни Церкви.

В состав экспертной комиссии вошли квалифицированные специалисты Министерства культуры, Государственного Русского музея, представители РПЦ, приглашенные специалисты и члены попечительского совета храма. Изучив условия хранения, системы безопасности храма, технические характеристики специального «киота», в котором должна будет находиться икона, совместная государственно-церковная комиссия единогласно одобрила временное перемещение святыни, о чем был подписан соответствующий правовой документ.

К сожалению, вокруг этого долгожданного для Русской Православной Церкви события в интернете, а затем и в СМИ была развернута целая кампания с целью воспрепятствовать торжеству исторической справедливости. Последний раз такое бурное противодействие со стороны недоброжелателей РПЦ было предпринято в отношении последней просьбы почившего Патриарха Алексия о временном перемещении в Троице-Сергиеву Лавру на три дня чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Как и в 2008 году, инициатором нынешней кампании стал сотрудник ГТГ Левон Нерсесян, который распространил недостоверные сведения, что икону из основного музейного фонда страны отдают насовсем «новым русским» из элитного коттеджного поселка «Княжье Озеро» в ближнем Подмосковье. Без какой бы то ни было журналистской проверки ряд СМИ опубликовал это сообщение, порочащее и Русскую Православную Церковь, и деловую репутацию церковных благотворителей.

Руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский, комментируя очередные нападки на Церковь, заявил, что «если есть любая возможность религиозного поклонения почитаемой иконе - ею надо воспользоваться, ведь икона из запасников Русского музея вообще не выставляется, даже на музейное обозрение». Вслед за ним глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда был также вынужден сделать заявление прессе, что Церковь просит временно передать святыню из хранилища Русского музея сроком на один год в подмосковный храм Александра Невского, в котором есть придел в честь этой иконы.

Дабы возбудить общественное мнение, слухи о «потехах новых русских» были подкреплены некими ссылками на плохую сохранность иконы, якобы препятствующую всяким перемещениям, о чем на самом деле может судить лишь компетентное музейное сообщество. Опережая решение Реставрационного совета Русского музея, группа сотрудников ГРМ направила заявление Президенту России Д.А. Медведеву о том, что «любое нарушение существующего режима хранения может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией» (?!).

В этом обращении к Президенту России бросаются в глаза некоторые, мягко говоря, несогласованности. С одной стороны, Д.А. Медведева информируют, что «какое-либо перемещение иконы невозможно», с другой - «музей готов переместить икону "Богоматерь Одигитрия" в домовые церкви Михайловского дворца и Инженерного замка». Сразу возникает резонный вопрос: а что препятствовало передать святыню для поклонения верующих в принадлежащих музею храмах раньше, до официального решения Министерства культуры о возвращении Церкви чудотворной Торопецкой иконы Богородицы?!

На самом деле у специалистов по древнерусскому искусству куда больше вопросов по поводу всей этой ситуации. Так, и в каталожном описании сохранности, и в письме Президенту подчеркнуто, что «грунт иконы хрупкий, слабо связан с основой и подвержен хроническим вздутиям», причем «отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы наблюдаются», как указывают реставраторы Русского музея, «по краям вставок». Для неспециалистов поясним, что речь идет об элементарных огрехах реставрационного вмешательства, о чем без обиняков поведал в свое время Председатель всероссийской ассоциации реставраторов Савва Ямщиков: «Одна из причин, побудивших меня покинуть любимую Марфо-Мариинскую обитель, было то, что в коллективе реставраторов высочайшего класса, к сожалению, тон задавали люди тщеславные, амбициозные. Это о них пушкинские строки: «Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит». Меня совершенно не устраивали методы, которыми они руководствовались при раскрытии и восстановлении драгоценных иконописных реликвий, обращении с авторской живописью. Особенно же разгул «кисти сонной» проявился при повальном дописывании древних икон. Новый левкасный грунт наносился на старые доски без всякой меры и тщания. Сказано в Евангелии: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого - дыра будет еще хуже». Так было с реконструируемыми и дописываемыми иконами. Совсем немного прошло времени, и новый грунт отрывался от старого; лаковые покрытия, хорошо смотрящиеся на древних фрагментах, проседали и разлагались на доделанных плоскостях».

То есть ухудшение сохранности Торопецкой иконы Богородицы произошло, судя по всему, при реставрационных исследованиях в условиях музейного хранения, и такая же катастрофа постигла в Третьяковской галерее чудотворную икону «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева в 1931 году после серии реставрационных вмешательств, а ведь все шесть столетий, пока святыня любовно сберегалась Церковью в родных стенах Троице-Сергиевой Лавры, она была в прекрасной сохранности. Стоит заметить, что сама Церковь еще ни разу не предъявила никаких претензий нашему государству за ненадлежащее хранение в государственных музеях отнятых у нее святынь!

Оплошности реставраций 1937 г. и 1957 г. (расчистка Н.В. Перцева) признают и сотрудники Русского музея, по словам которых, музейная реставрация преследовала более исследовательские цели, нежели сохранение памятника, так что, когда в реставрационной мастерской ГРМ икона была освобождена от поздних записей и защитных слоев олифы, «художники немного «увлеклись» - счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы».

Об этом поведала завотделом древнерусского искусства ГРМ И.В. Соловьева в своем недавнем интервью газете «Мой край». Одно непонятно, КАК при таком «постреставрационном» состоянии сохранности чудотворная Торопецкая икона Богородицы «хранится» прямо на стене полуподвального помещения, а не на специальной сетке, как это принято во всех современных музейных фондохранилищах мира?! Как рассказал протоиерей Георгий Фролов, благочинный города Торопца, откуда происходит чтимая икона, пару лет он был в Санкт-Петербург, и, когда зашел в Русский музей, чтобы увидеть Корсунскую икону Богоматери и помолиться ей, то его просто поразило, что «намоленный образ, так чтимый торопчанами, просто висит на стенке у лестницы!».

С просьбой поддержать обращение Святейшего Патриарха Кирилла в адрес Министерства культуры и Государственного Русского музея о временном перемещении Торопецкой иконы Божией Матери «Одигитрия» в подмосковный храм Святого Благоверного князя Александра Невского обратились авторы открытого письма Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву, под которым поставлено более 20120 подписей.

Чудотворная Корсунская - Торопецкая икона Богородицы («Эфесская - Полоцкая»), по преданию, была принесена на Русь из Византии благодаря трудам прославленной в лике святых полоцкой княгини Евфросинии (Предслава Святославична, † 23.05. 1173 или 1167?), которая была дочерью кн. Святослава (Георгия) Всеславича, внучкой полоцкого кн. Всеслава Брячиславича.

Дмитрий Михайлович Абрамов, кандидат исторических наук, завсектором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Возвращение чудотворной Торопецкой иконы Богородицы

А, собственно, почему любая критика каких-либо действий церкви воспринимается как "клевета", "очернительство", "русофобия" и др.? Если кто-то посмел сказать, что не все в порядке в церкви, почему все на него набрасываются? По-моему, у нас уже никто не отличает объективную критику от клеветы. И с передачей иконы не все так однозначно. То, что храм находится в элитном поселке, настораживает. Известно, что представляют многие элитные поселки: закрытая охраняемая территория "для избранных". Соответственно, и попасть в храм могут только "избранные".
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Абрамов
Все статьи Дмитрий Абрамов
Возвращение святынь
Люди тянутся к Богу
По данным ВЦИОМ, за последние четыре года произошёл двукратный рост паломников, побывавших в святых местах
22.01.2024
«"Святая Троица" является национальной святыней»
Игумения Ксения (Чернега) о подробностях договора о передаче Церкви иконы Святой Троицы
13.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09